Юбилей Александры Пахмутовой. Маленькая и великая

Жизнь ее дочери будет связана с музыкой — к такому выводу пришла мама Саши, Мария Пахмутова, когда той было всего 3 года. В их доме стояло пианино, на котором иногда играл отец семейства, Николай Пахмутов. Однажды, вернувшись домой из кино, Мария услышала, как на пианино кто-то наигрывает мелодии из фильма. Это могла делать только трехлетняя Саша, но как?!

Чтобы достать до клавиш, девочке приходилось ставить стопку книг на стульчик, но остановить ее тягу к музицированию такие мелочи уже не могли. В 5 лет Саша Пахмутова написала свою первую пьесу для пианино, и только через два года родители привели ее в музыкальную школу. В ней она проучилась до начала войны.

Юный композитор

Поселок Бекетовка, где жили Пахмутовы, находился недалеко от Сталинграда. Жестокие бои подходили все ближе и ближе к городу. Семья эвакуировалась в Казахстан, и больше в провинцию Саша не вернулась. 14-летней девочкой она приехала в Москву, чтобы продолжить обучение музыке.

Пахмутову приняли в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где, помимо основной учебы, она еще посещала кружок юных композиторов. К образованию девушка всегда относилась очень серьезно: понимала, что одного лишь таланта для успешной работы мало. Сколько композиторов ежегодно выпускаются из консерватории — и сколько из них действительно успешны?

«В жизни все происходит в движении. Может быть, есть композиторы, поэты, которые сидят в своих домах на берегу реки и творят — я такого не видела ни разу. Поэтому нужно что-то сделать — только успеваешь заметить, что это не очень получилось, или, кажется, что-то получилось», — скажет Пахмутова через много лет в интервью.

Дуэт

Николай Добронравов и Александра Пахмутова Деятельная натура, трудолюбие и интерес к профессии заставляли Пахмутову пробовать себя в совершенно разных жанрах. Серьезные произведения для оркестра, музыка для мультфильмов, эстрадные песни — она не боялась любой работы, и выполняла ее неизменно талантливо.

Своего будущего мужа и лучшего компаньона в творчестве она встретила в момент очередного эксперимента. В 1956 году она писала музыку для программ Всесоюзного радио «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!», а он читал в них свои стихи. Познакомившись, Пахмутова и Добронравов сразу же записали первую совместную песню — «Лодочка моторная». А уже через три месяца, 6 августа, отправились в ЗАГС.

«Как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало», — вспоминала Пахмутова день их свадьбы.

Медовый месяц прошел сказочно: Абхазия, Черное море, лунная дорожка. Они столько мечтали и планировали! Едва вернувшись в Москву, принялись за работу. Творческий союз Пахмутовой и Добронравова стал на советской эстраде знаком качества. А власть именно им поручала все важнейшие госзаказы — к юбилеям Победы, Олимпийским играм.

За работу они брались с удовольствием. Под песню «До свидания, Москва», звучавшую на церемонии закрытия Олимпиады-80, плакал весь мир. Пахмутова и Добронравов сумели создать настоящий гимн важнейших соревнований планеты. Но их отношения с советской властью всегда оставались сугубо рабочими.

Несмотря на бесконечные уговоры, ультиматумы и даже прямые помехи в работе, супруги так и не вступили в КПСС.

«В коммунистической идеологии одни кидались за идеи в огонь, другие прятались за их спинами и возводили себе чужими руками роскошные дачи. Как раз те люди, которые относились к коммунистической идеологии крайне цинично, и тащили меня в партию», — объяснила однажды Пахмутова свою позицию в интервью «Аргументам и Фактам».

В одном направлении

РИА Новости/Лев Иванов Так и не став родителями, свою бесконечную нежность они целиком потратили друг на друга. «Главное — смотреть не друг на друга, а в одном направлении», — цитирует Экзюпери Николай Добронравов, когда их спрашивают о секрете крепкого брака.

«Мы просто стараемся не принципиальничать», — чуть менее романтично отвечает сама Пахмутова.

Их невероятная способность дарить любовь однажды даже спасла другой крепкий союз — Муслима Магомаева и Тамары Синявской. Их романтические отношения завязались, когда Синявская была замужем за другим мужчиной и однажды, после какой-то ссоры, передумала с ним разводиться ради Магомаева.


Узнав об этом Пахмутова и Добронравов написали для них две песни: «Мелодию» для Магомаева и «Прощай, любимый» для Синявской. Они произвели на влюбленных такое впечатление, что пара снова воссоединилась. В интервью Магомаев и Синявская называли эти песни своими «музыкальными талисманами».

Единственное, чего не подарила Александре Пахмутовой судьба — это возможность стать матерью. За долгие годы брака они с Добронравовым так и не стали родителями, но зато написали десятки хороших детских песен для маленьких слушателей.

И сейчас, когда обоим уже далеко за 80, Александра Пахмутова и Николай Добронравов все равно полны творческих планов и не перестают писать песни. «Чем же еще заниматься композитору и поэту?»

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова – музыка этой женщины стала настоящим символом советской эпохи. Композиции Пахмутовой исполняли первые звезды Советского Союза, ее шлягеры звучали на всех радиостанциях СССР. Именно поэтому спустя года наша сегодняшняя героиня очутилась одним из самых уважаемых композиторов своего времени, пишет uznayvse.ru

РАННИЕ ГОДЫ, ДЕТСТВО И СЕМЬЯ АЛЕКСАНДРЫ ПАХМУТОВОЙ

Александра Николаевна Пахмутова родилась на свет девятого ноября 1929 года в небольшом населенном пункте под названием Бекетовка (в настоящее время район Волгограда). Как пишется во многих источниках, проявлять интерес к музыкальному искусству девочка стала уже в 3-х летнем возрасте. Она отличалась исключительной музыкальной одаренностью, а значит сочинять свои 1-е композиции стала уже очень и очень рано. По сообщениям многих биографов, свою 1-ю мелодию девочка написала уже в 5-ть лет. Пьеса для фортепиано «Петухи поют» и теперь считается 1-м произведением в карьере Александры Пахмутовой.
Видя тягу девочки к музыкальному искусству, родители Саши в 7-мь лет отдали ее в городскую музыкальную школу, там она впоследствии училась 5-ть лет – вплоть до начала Великой отечественной войны. В тысяча девятьсот сорок первом году Пахмутова оставила учебу, а вместе с ней и покинула родной Сталинград, уехав вместе с другими детьми в Караганду, где располагались лагеря для гражданского населения. Там же, в Казахстане, Пахмутова далее обучалась в местной музыкальной школе (которой, кстати сказать, вскоре был присвоен статус училища). Ее обучение было гладко. Александра ровно совершенствовала свое мастерство. Но в один прекрасный момент поняла, что хочет большего и, собрав нехитрые пожитки, поехала в далекую Москву. На дворе стоял тысячу девятьсот сорок третий год. В самый разгар Второй мировой войны данный поступок был безумием. Но Александра не хотела сворачивать с намеченной дороги. Доехав до Москвы, она подала документы в Центральную музыкальную школу, работавшую при Московской гос. консерватории имени Чайковского. В ней она стала учиться на факультете фортепианной музыки, а параллельно ходить в кружок юных композиторов.
В данный период ее педагогами и наставниками являлись выдающиеся советские композиторы Николай Пейко и Виссарион Щебалин. Последний еще и стал ее куратором после поступления Александры на композиторское отделение консерватории. У Щебалина Пахмутова еще проходила курс обучения в аспирантуре.

Александра Пахмутова

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРЫ ПАХМУТОВОЙ

В течении своей жизни Александра Пахмутова писала в самых различных жанрах: музыку для симфонических оркестров, а также создавала произведения кантатно-ораториального жанра. На музыку Пахмутовой поставлены балетные спектакли в московском Большом театре, а еще в Одесском государственном театре оперы и балета. Эти успехи сделали Александру признанным деятелем искусства Советского Союза, а еще принесли ей многие государственные награды. Но, несмотря на это, наибольшую славу актрисе принесли произведения, созданные для массовой культуры. Так, в особенности, музыка композитора звучит в кинофильмах:«Девчата», «Три тополя на Плющихе», «Полынь — трава горькая», «Сын за отца», «Битва за Москву», «О спорт, — ты мир!», «Семья Ульяновых», «Моя любовь на третьем курсе», а еще многих других картин. Кроме этого, Александрой Пахмутовой создан много песенных произведений, которые потом исполнялись ведущими артистами советской эстрады. Именно эти произведения, собственно, и сделали нашу сегодняшнюю героиню настоящей звездой на пространстве СССР.
В разные периоды времени из-под пера Александры Пахмутовой выпорхнули песни:«Беловежская пуща» (Песняры), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (Лев Барашков), «До свиданья, Москва», (Лев Лещенко и Татьяна Анциферова), «И вновь продолжается бой» (Иосиф Кобзон), «Нежность» (Майя Кристалинская), «Трус не играет в хоккей» (Вадим Мулерман), а еще многие иных замечательные композиции. Кроме этого, песни композитора исполняли и такие звезды тех лет:Михаил Боярский, Тамара Гвердцители, Эдита Пьеха, София Ротару, Анна Герман и некоторые иные исполнители. Композиции Пахмутовой еще находятся в репертуаре некоторых оркестров, в том числе и детских студий. В этом контексте стоит заметить, что Александра Пахмутова часто писала композиции для детских коллективов. В разные годы ею было написано около 40-ка песен, которые потом прозвучали в мультипликационных фильмах, а еще попали в репертуар детских ансамблей. Не менее яркой была судьба и иных ее композиций. Песни Александры Пахмутовой, выдержанные в традиции советской эстрадной классики, явились культовыми хитами уже во времена Советского Союза. Многие из них и теперь — настоящие шлягеры. В течение большей части своей жизни (с 1968-го по 1991-й год) Александра Николаевна была на почетном посту секретаря правления Союза композиторов СССР. Ушла с него лишь после его упразднения.

Александра Пахмутова

АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

За свою выдающуюся карьеру в мире советского музыкального искусства композитор награждена такими званиями: Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Народной артистки РСФСР и Народной артистки СССР.
Кроме этого, в ее коллекции имеется Орден Франциска Скорины (Беларусь), российская премия «Овация» и некоторые иные награды. В данное время Александра Николаевна также состоит почетным гражданином Луганска, Волгограда, Братска, Москвы, Магнитогорска и Усть-Илимска. Все это еще раз говорит о огромном признании заслуг композитора. В последние годы Пахмутова ведет спокойный образ жизни. Время от времени она еще появляется на концертах, и сочиняет новые мелодии. Но музыкальным творчеством Александра Николаевна занимается уже только для себя.


Александра Николаевна Пахмутова (род. 9 ноября 1929, п. Бекетовка (ныне район Волгограда), Нижне-Волжский край) - советский и российский композитор, автор более 400 песен. Секретарь Правления Союза композиторов СССР в 1968-1991 гг. и Союза композиторов России в 1973-1995 гг.

Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1984). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982), Государственной премии РФ (2014) и премии Ленинского комсомола (1966).

Детские годы

Пахмутова Александра Николаевна появилась на свет 1929 году, 9 ноября, в поселке Бекетовка Нижне-Волжского края. Ее папа – Николай Андрианович – трудился на лесозаводе и всерьез занимался музыкой, а мама – Мария Амплеевна — во всем поддерживала это увлечение мужа. Александра с детства отличалась необыкновенной одаренностью. Первые мелодии ей удалось написать уже в трехлетнем возрасте. А через два года она написала свое первое произведение для фортепиано — «Петухи поют».

Когда девочке исполнилось семь лет, в 1936 году, она поступила в музыкальную школу. Там она проучилась вплоть до начала ВОВ. С 1942 года по 1943 года Александра Пахмутова жила в эвакуации, в городе Караганде. Там она продолжила занятия музыкой. В 14 лет девочка приехала в столицу. Она поступила в Центральную музыкальную школу города Москвы. Здесь Александра посещала занятия по классу фортепиано и кружок юных композиторов под началом Н.И. Пейко и В.Я. Шебалина. Блестящие музыкальные способности девочки были для всех очевидны.

Обучение в консерватории

В 19 лет Александра Пахмутова, биография которой рассматривается в этой статье, поступила в Московскую Государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, на композиторское отделение. Она занималась у профессора Шебалина Виссариона Яковлевича. В 1953 году Пахмутова закончила консерваторию, а спустя три года — аспирантуру. Она защитила диссертацию, предметом которой было изучение партитуры оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Разнообразие жанров

Всю жизнь Пахмутова Александра Николаевна работала в самых разных жанрах. Она писала сочинения для симфонического оркестра (Увертюра «Юность», «Русская сюита», Ода на зажжение огня); произведения кантатно-ораториального типа («Василий Теркин», «Отрядные песни», «Красные следопыты»). На основе ее музыки был создан балет «Озаренность», поставленный в Большом театре, в 1974 году. Немало других произведений написала Александра Пахмутова. Биография этой женщины связана с постоянной творческой деятельностью. Она сочинила инструментальную музыку к многочисленным кинофильмам: «Яблоко раздора», «Девчата», «Баллада о спорте», «Закрытие сезона», «Три тополя на Плющихе», «Семья Ульяновых», «О спорт, ты — мир!» и так далее.

Песни Александры Пахмутовой

Этот музыкальный жанр имеет исключительное значение в творчестве композитора. В своих песнях Александра Николаевна поднимает гуманистические темы и воплощает их в лирическом ключе. Она умеет придать своим произведениям особую интонацию, оказывающую уникальное воздействие на людей. В ее творчестве присутствует мелодическая «изюминка». Она, по словам Светланова Евгения (известного дирижера и композитора), «ложится на сердце» и «надолго остается в сознании». Все партитуры собственных песен композитор Александра Пахмутова создает сама. Она считает, что без мелодического таланта композитору в песне нечего делать. Творец должен отвечать за судьбу своего произведения от начала до конца: за развитие ее «тематического зерна», создание партитуры, осуществление записи в студии.

Самые известные песни

Более четырехсот песен написала Александра Пахмутова. Биография этой женщины украшена созданием самых трогательных и воодушевляющих произведений. Самые известные и любимые из них: «Беловежская пуща», «Вишневый сад», «Герои спорта», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Надежда», «Мой друг», «Наша судьба», «Парус алый», «Ну погоди», «Темп», «Шумят хлеба», «Старый клен», «Снегурочка», «Слушай, теща», «Руский вальс», «Северная песня», «Хорошие девчата», «Я не могу иначе», «Смоленская дорога», «Птица счастья», «По Ангаре», «Прощай, любимый», «Передний край», «Ненаглядный мой», «На взлет!», «Миновали годы», «Как молоды мы были» и многие другие. Песни Александры Пахмутовой написаны на стихи самых выдающихся поэтов страны: Михаила Матусовского, Льва Ошанина, Риммы Казаковой, Евгения Долматовского, Роберта Рождественского, Алексея Львова, Инны Гофф, Сергея Гребенникова.

Песня «Нежность»

Эта одна из самых известных и любимых народом песен возникла совершенно случайно. Когда недавней выпускнице консерватории Пахмутовой Александре предложили написать музыку для картины «Три тополя на Плющихе», она решительно отказалась. Сюжет кинофильма совсем ее не вдохновил. Композитор поменяла свою точку зрения только после просмотра фильма. Она просто влюбилась в игру Татьяны Дорониной и Олега Ефремова и заявила, что никому эту киноленту не отдаст. Под впечатлением от просмотра родилась ставшая символом настоящей любви песня «Нежность». После выхода картины в 1967 году эта композиция была отмечена первой премией на Международном фестивале молодежной песни в городе Сочи. Первой ее исполнила гениальная Майя Кристалинская.

Космическая тема

Покорение космоса стало непревзойденной высотой, которую взял Советский Союз в послевоенное время. Лучше Александры Николаевны никто не запечатлел в своих произведениях масштаб этого грандиозного достижения. Все космонавты души не чаяли в этой женщине. Они считали, что крошечная Александра Пахмутова, рост которой составляет всего149 сантиметров, обладает поистине космическим музыкальным талантом. Самым большим другом композитора был Юрий Гагарин. Ему посвящен цикл из пяти песен, включающий в себя знаменитую «Знаете, каким он парнем был». «Звездная чайка», «Мы — Гагаринцы», «Млечный путь», «Эпитафия» — вот далеко неполный список песен, написанных Пахмутовой в космической тематике.

Знакомство с будущим мужем

Самым плодотворным и постоянным получился творческий союз Александры Николаевны с Николаем Добронравовым. Этих талантливых людей связывают и личные отношения. Они познакомились в 1956 году, весной, и поженились буквально через несколько месяцев. Встретились будущие супруги на радио, в девятой студии детского вещания. В то время Николай Николаевич трудился в Московском ТЮЗе и читал собственные стихи в передачах «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Там он впервые увидел миниатюрную особу – композитора, писавшего музыку для детских радиоэфиров. Это была Александра Пахмутова. Ростом девушка была невелика, но она сразу поразила поэта сочетанием хрупкой внешности и сильного характера. С детской песни «Лодочка моторная» началась их совместная творческая деятельность.

Свадьба

Свадьба Пахмутовой и Добронравова состоялась 6 августа. Белого платья у Александры Николаевны не было. Мама и сестра сшили ей красивый розовый костюм, в котором она пришла на свадьбу. Супруги вспоминают, что в тот день стояла невероятная жара, но когда они приехали к зданию ЗАГСа, начался дождь. Считается, что это счастливое предзнаменование. Возможно, что это правда, ведь композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов уже прожили вместе 58 лет! И до сих пор их глаза светятся любовью и счастьем. Совместная жизнь Сразу после свадьбы супруги уехали в Абхазию. В Москве им еще негде было жить, поэтому они провели медовый месяц в Армянском ущелье, у родственников. Они вспоминают это время, как самое счастливое в своей жизни. Первую ночь супруги провели у Черного моря, гуляя по «лунным» дорожкам местного побережья. С тех пор они не разлучались. Шутя говорят, что изменяли друг другу, но исключительно в творческом плане. Никаких секретов семейного счастья и долголетия у Пахмутовой и Добронравова нет. Они говорят, что просто не придираются друг к другу по мелочам и вместе занимаются любимым делом. Многих интересует, чем занимаются дети Александры Пахмутовой. К сожалению, ощутить радость материнства композитору так и не удалось. Однако на семейном счастье композитора это никак не отразилось.

Александра Пахмутова и Николай Добронравов

Однажды Аля Пахмутова, которой только-только исполнилось три года, пошла вместе с мамой Марией Андреевной в кинотеатр. Фильм был музыкальный, с большим количеством песен и красивых мелодий. Придя домой, мама ушла на кухню, а дочка осталась в комнате, где на самом видном месте стояло пианино. Мария Андреевна готовила обед, как вдруг услышала, что кто-то наигрывает, и достаточно точно и чисто, мелодии из только что просмотренного фильма. Играть могла только Аля, но ведь ей всего три года и никто её до этого музыке не учил! Мария Андреевна вошла в комнату и увидела стоящую у пианино дочку. Она положила на стул стопку книг, подсадила девочку к пианино и долго с удивлением слушала её игру. Позже с Алей стал заниматься отец, рабочий бекетовского лесозавода и одновременно неплохой музыкант-любитель. Когда Александре исполнилось четыре года, она написала свою первую музыкальную пьесу «Петухи поют». Так начиналась карьера Александры Пахмутовой - одного из самых успешных и знаменитых советских композиторов, народной артистки СССР, лауреата Государственной премии, автора более 400 песен и трёх десятков симфонических произведений.

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. С первых же лет жизни музыка стала её судьбой. Проблемы выбора жизненного пути у Али не было - в шесть лет девочка поступила в Сталинградскую музыкальную школу, в которой училась до начала Великой Отечественной войны. «Когда говорят пушки - музы молчат» - в осаждённом фашистами и подвергавшемся ежедневным разрушительным бомбардировкам Сталинграде о занятиях музыкой не могло быть и речи. Занятия пришлось прервать, а вскоре семья Пахмутовых была эвакуирована в Казахстан.

Как же всё-таки везёт людям, которые с самого детства знают, чем они будут заниматься, и могут сказать себе: «Это - моё, и ничто, никакие трудности не заставят меня свернуть с этого пути!». Александру Пахмутову можно смело причислить к таким людям. Война ещё продолжалась, а она уже ехала в Москву продолжать учёбу. Летом 1943 года Аля была зачислена в Центральную музыкальную школу для одарённых детей (ныне - музыкальная школа при Московской консерватории). После её окончания в 1948 году Александра поступила в Московскую государственную консерваторию, в класс к известному композитору и прекрасному педагогу профессору Виссариону Яковлевичу Шебалину. В 1953 году Пахмутова успешно окончила консерваторию и поступила в аспирантуру. Через три года Александра защитила диссертацию по теме «Партитура оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“».

«Бесспорно, без мелодического таланта композитору в песне делать нечего. Это жестокий закон, но - закон, - сказала однажды Александра Николаевна. - Но талант ещё не гарант. Как будет воплощён замысел песни, как будет развиваться её тематическое зерно, как будет сделана партитура, как будет осуществлена запись в студии - всё это не последние вопросы и из всего этого тоже складывается образ». Действительно, чтобы добиться успеха, композитору нужен талант. Это условие обязательное, однако отнюдь не гарантирующее признания. В Советском Союзе существовали тысячи музыкальных школ, ежегодно они выпускали тысячи юных музыкантов, в том числе и будущих композиторов. Многие из них были действительно талантливы, но только единицы добивались настоящего успеха, становились лауреатами всевозможных конкурсов и премий. Но не в званиях дело.

Александра Пахмутова - явление уникальное. Расхожий, конечно, штамп, но иначе не скажешь, факт остаётся фактом - такие, как Пахмутова, рождаются раз в сто лет, а то и вовсе лишь однажды. «Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Усталая подлодка», «Обнимая небо», «Мы учим летать самолёты», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был», «Ненаглядный мой», «Старый клён», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Команда молодости нашей», «До свиданья, Москва!», «И вновь продолжается бой», «Мелодия», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» - эти песни Александры Пахмутовой знала и пела вся страна.

Стихи к музыке Александры Пахмутовой писали многие известные поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Сергей Гребенников, Римма Казакова. И всё-таки трудно себе представить её музыку без стихов Николая Добронравова. Говорят, что без поэта Добронравова не было бы композитора Пахмутовой, и наоборот. С этим можно поспорить, однако они настолько гармонично подходили друг другу, что очень быстро сложился один из самых удачных в СССР творческих союзов, который вскоре стал и союзом семейным. Интересно, что Пахмутова и Добронравов, при всей своей известности и популярности, всегда относились к прессе и журналистам, скажем так, с осторожностью. Александра Николаевна и Николай Николаевич, вообще-то, не очень-то балуют журналистов, а что касается личной жизни - то в этом вопросе соблюдается строгое табу.

Их судьбы во многом схожи. Оба появились на свет в ноябре (Николай Николаевич родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде), обоим в детстве пришлось узнать, что такое война и эвакуация. Но если Александра Пахмутова буквально с трёх лет начала заниматься музыкой и это стало делом всей её жизни, то Николай Добронравов свой путь и предназначение нашёл не сразу. Окончив в 1942 году школу, Николай поступил сначала в Московский городской учительский институт, а затем в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе. После окончания школы-студии Николай Добронравов работал актёром в Московском театре юного зрителя. Здесь он познакомился с актёром Сергеем Гребенниковым, вместе с которым написал несколько новогодних сказок, поставленных во Дворцах пионеров и клубах Москвы. Вначале для актёров это было своеобразным развлечением, но вскоре Николай и Сергей начали профессионально заниматься литературной деятельностью. Для редакции музыкального и детского вещания Всесоюзного радио авторы написали несколько пьес и инсценировок, в кукольных театрах страны были поставлены пьесы «Колосок - волшебные усики» и «Тайна старшего брата».

В середине 60-х годов Николай Добронравов заканчивает актёрскую карьеру. В это время в Московском театре юного зрителя с успехом идёт написанная им вместе с С. Гребенниковым пьеса «Загорается маяк» (в 1962 году она была издана в издательстве «Молодая гвардия»), а в Куйбышевском театре оперы и балета ставится опера по либретто Добронравова и Гребенникова «Иван Шадрин». В 1970 году Н. Добронравов становится членом Союза писателей СССР. Из печати выходят его повести «Отчаливай, отчаливай!», «Скоро каникулы», «Третий не лишний», поэтические сборники «Созвездие Гагарина», «Стихи и песни», «Таёжные костры», «Вечная тревога», «Стихотворения». Но безусловно, исключительное место в творчестве Николая Добронравова занимает песня. Стихи, положенные на музыку, - это стержень жизни поэта, «и нету жизни без судьбы, и без судьбы - нет песни», - написал он в песне «Пластинка памяти моей».

Творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова настолько разнопланово, что их песни пели такие непохожие по стилю и манере исполнения певцы, как Л. Зыкина, С. Лемешев, Г. Отс, М. Магомаев, Ю. Гуляев, И. Кобзон, Л. Лещенко, Э. Хиль, М. Кристалинская, Э. Пьеха, В. Толкунова, А. Градский, Т. Гвердцители, Юлиан, Н. Мордюкова, Л. Сенчина, П. Дементьев, М. Боярский, Бисер Киров.

Конечно, для поколения «шестидесятников», детей оттепели, глотнувших воздух свободы, комсомольско-партийная лирика Пахмутовой и Добронравова - это символ «совка», которым партийные идеологи пытались заменить западную музыку. Да, «Битлз» в СССР официально так и не появился, зато песни Пахмутовой и Добронравова звучали всюду - на телевидении, радио, пионерских линейках, правительственных концертах. Но ведь, кроме того, их песни пел народ, а не это ли является показателем любви и признания? А песню «До свиданья, Москва!», прощальный гимн Московской Олимпиады-80, знал весь мир, и не просто знал, а плакал, когда под эту мелодию в московское небо улетал олимпийский Мишка.

Власть награждала Александру Пахмутову званиями и премиями (Александра Николаевна - народная артистка СССР (1984), лауреат премии Ленинского комсомола (1967), лауреат Государственных премий СССР (1975, 1982), Герой Социалистического Труда), но та же власть долго отказывала композитору в получении нормальной квартиры. Бывало, запрещали некоторые песни. Самый хрестоматийный и абсурдный пример - «Песня о Ленине», написанная для хорового исполнения. Недовольство вызвала строчка «…Ильич прощается с Москвой…». На прослушивании Пахмутовой и Добронравову объяснили, что Ильич с Москвой прощаться не может, поскольку он навсегда в ней. «Песню ветеранов Первого Белорусского фронта» запретили из-за того, что упоминались Жуков и Рокоссовский, но не было ни слова о Брежневе, «главном герое Великой Отечественной войны» в застойные времена. В музыке песни «И вновь продолжается бой» усмотрели роковые мотивы, из-за чего у худсовета возникли серьёзные нарекания, и только ценой неимоверных усилий песню удалось отстоять. Всё это, конечно, не доставляло радости, однако Александра Николаевна всегда относилась к подобным вещам философски. «Не сегодня, так значит, завтра выйдет, - говорила она в одном из интервью, - глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть ещё столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Нужно стараться жить в ритме молодёжи».

А жить и творить в молодёжном ритме ох как не просто, хотя Александра Пахмутова и привыкла к смене эпох. Начинала она писать музыку ещё при Сталине, затем была оттепель, брежневские времена, перестройка. Настало время перемен, изменились отношения между композиторами, поэтами и артистами, музыкальный мир стал жить по коммерческим правилам. Сейчас никого не удивляет, что за песню, тем более хорошую, нужно платить, и платить много. Но Александра Пахмутова и Николай Добронравов остались верны своим принципам. «Мы никогда не продавали песни и никогда не будем этого делать, - сказала недавно Александра Николаевна в интервью газете „Вечерний Минск“. - Да и как вы себе это представляете? Мы встречаемся с певцом, обсуждаем песню, пробуем так и этак, пьём кофе, разговариваем. А потом я говорю: „Теперь давай плати“? Это невозможно».

Конечно, сейчас песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова всё реже появляются в теле- и радиоэфире, их творчество, как говорят в современной музыкальной «тусовке», перешло в разряд «неформата». Но это не пугает авторов, Александра Николаевна и Николай Николаевич, как всегда, с оптимизмом смотрят в будущее. Их часто спрашивают о творческих планах и о том, чем они занимаются. «Чем же ещё заниматься композитору и поэту? Конечно, пишем песни», - отвечает Александра Пахмутова. А сидящий, как обычно, рядом Николай Добронравов добавляет: «И будем этим заниматься, пока живы…».

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

От Петра I до Александра III «Пожаловали мы сею саблею…» Впервые стал Петр I награждать холодным оружием офицеров регулярных частей русской армии. В Артиллерийском музее Петербурга хранится палаш с надписью на клинке: «За Полтаву. Лета 1709». Одним из первых золотую шпагу с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

Из книги Словарь современных цитат автора

ДОБРОНРАВОВ В древности любили давать имена, которые указывали бы на характер человека и его нравственные достоинства. Вот почему в дохристианскую эпоху было так много Добромилов, Добромиров, Доброславов. Женщин звали Добромила, Добромира, Доброслава. Еще раньше

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

ГРЕБЕННИКОВ Сергей Тимофеевич (1920-1988); ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэты-песенники 243 Гайдар шагает впереди.Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ДОБРОНРАВОВ Николай Николаевич (р. 1928), поэт-песенник 66 Мы хотим всем рекордам / Наши гордые дать имена!«Герои спорта» (1973), муз. А.

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Николай II и Александра Фёдоровна Будущий император Николай II родился в 1868 году в семье Александра III и Марии Фёдоровны. Императрица была дочерью короля Дании Кристиана и в девичестве звалась Дагмарой.Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА Алексеева Марина Анатольевна родилась 16 июля 1957 года во Львове в семье потомственных юристов. Окончила юридический факультет МГУ (1979). Работала преподавателем в Академии МВД, затем заместителем начальника научно-исследовательского и

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Танковые асы: Зиновий Колобанов, Андрей Усов, Николай Никифоров, Николай Роденков, Павел Кисельков 19 августа 1941 г. Памятник З. В. Колобанову в д. ВойсковицыЗиновий Григорьевич Колобанов родился 12 декабря 1912 г. в селе Арефино (ныне - Вачский район Нижегородской области).

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания,

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

ГРЕБЕННИКОВ, Сергей Тимофеевич (1920–1988); ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтыпесенники 808 Гайдар шагает впереди. Назв. и строка песни из кантаты «Красные следопыты» (1962), муз. А. Пахмутовой 809 Держись, геолог, крепись, геолог! «Геологи» (1959), муз. А. Пахмутовой 810

Из книги автора

ДОБРОНРАВОВ, Николай Николаевич (р. 1928), поэтпесенник 294 Мы хотим всем рекордам Наши гордые дать имена! «Герои спорта» (1973), муз. А. Пахмутовой 295 Знаете, каким он парнем был? Назв. и строка песни о Ю. Гагарине (1971), муз. А. Пахмутовой 296 До свиданья, наш ласковый Миша. «До

Из книги автора

Семья Александра III Взаимоотношения в семье Александра III были на редкость гармоничны. Для императорской семьи. Несмотря на некоторые неизбежные сложности в начале супружеской жизни, несмотря на взрывной характер Марии Федоровны, которую прозвали Гневной, это была

Из книги автора

Распорядок дня Александра II Сын Николая I – император Александр II во многом сохранил рабочий график своего отца, но следовал ему без фанатизма. Это был слабый правитель и слабый работник, хотя, конечно, отказать ему в уме было бы неправильно. Однако ему не хватало харизмы

Имена композитора Александры Пахмутовой и поэта Николая Добронравова так давно и прочно связаны друг с другом, что сложно предположить, будто когда-то могло быть иначе. Семейному дуэту Пахмутова — Добронравов уже более 50 лет. Но — честное слово! — глядишь на них, и кажется, будто только что познакомились: глаза влюбленные.

Она – изящная, живая, со вспыхивающими то и дело глазами, разговаривая о музыке, все время вспархивает к роялю, и тот послушно отвечает ей то модненьким хитом, то фрагментом симфонии Шостаковича, смотря о чем идет разговор. И становится абсолютно ясно: они с инструментом одно целое, оторви ее от клавиш, и она умрет, как умирают от недостатка воздуха.

Он – галантный, бесконечно интеллигентный, по ходу разговора на безупречном литературном языке без малейшего употребления сленговых или просто невыразительных словечек в подтверждение своих мыслей постоянно цитирует наизусть поэтов Золотого, Серебряного и советского века. Он напоен словом как водой, из которой, как известно, человек состоит на 80 процентов.

Она при всем своем обаянии строгая, внутренне абсолютно логически выстроенная, без малейшей небрежности, как ее собственный Концерт для трубы с симфоническим оркестром. Он несколько мягче и романтичнее.

Им обоим не скрыть, как любят они друг друга: уважительно, трепетно, но в то же время чувственно. Смотришь и веришь: да, она действительно его «мелодия», а он – ее «нежность». Да по-другому и не может быть, если она – Александра Пахмутова, а он – Николай Добронравов.

Они встретились весной 1956-го, а уже в августе поженились. Познакомились на Всесоюзном радио, в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя и читал свои стихи в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Александра Николаевна писала для них музыку. С детской песенки «Лодочка моторная» и началась их совместная работа.

— 6 августа, в день нашей свадьбы, была жуткая жара, — вспоминает Пахмутова. — Но как только мы подъехали к загсу на такси, полил дождь. Говорят, это к счастью. Мы очень обрадовались. Помню, пока ждала в очереди, прочитала все услуги, которые оказывает загс: рождение, брак, развод, смерть… Жутко стало. (Смеется.)

Расписала нас милая женщина в маленькой комнатке. Белого платья у меня не было, и мама с сестрой сами сшили мне костюм — красивый, розовый. А вечером мы уехали в Абхазию.

— Уехали потому, что жить в Москве нам еще тогда было негде, — объясняет Николай Добронравов. — И медовый месяц провели там у моей тети Даши в Армянском ущелье. Это было счастливое время! А самое прекрасное, что первую свою ночь мы с Алечкой провели в лунных дорожках этого теплого прекрасного Черного моря.

— Какого-то особого рецепта семейного счастья у нас нет, — говорит Пахмутова. — Мы просто стараемся не принципиальничать и не придираться по мелочам.

А Николай Добронравов, говоря о своих чувствах к Алечке, всегда вспоминает слова Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении».
- Подводя итоги, продолжите одним словом фразу: наша семья … (Александра Николаевна смеется.)

Нетрадиционная! Но в хорошем смысле этого слова. А то я как-то пошутила, давно, сказала: «У нас нетрадиционная семья, потому что мы живем нормальной семейной жизнью». А на днях еду в такси, и вдруг шофер протягивает мне одно «желтое» издание, которое у него лежало среди газет. Смотрю, на обложке моя фотография и подписано - Александра Пахмутова: «Я - нетрадиционной ориентации». Правда, далее в статье они привели мою фразу полностью и даже написали много хорошего, но зачем надо было на обложку выносить такой заголовок?

Поэтому мы с Николаем Николаевичем можем сказать только одно: наша семья нетрадиционная - у нас в жизни все именно так, как надо и должно быть, поэтому мы вместе прожили более пятидесяти лет и до сих пор не развелись…