Отношение к вишневому саду персонажей пьесы. Можно ли было спасти вишневый сад? А.П

Ермолай Алексеевич Лопахин
I. История жизни: “Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу...Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской” (Лопахин о себе); «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил с пьяна, и всё палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья» (Лопахин о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вам уже известно, ваш вишнёвый сад продаётся за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть... Вот мой проект. Прошу внимания!» ; «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает» ; «Напоминаю вам господа: двадцать второго августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..»
III. Мнение окружающих персонажей: «Ваш брат, вот Леонид Андреич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно» (цитата Лопахина к Раневской); «Он хороший человек» (Раневская о Лопахине); «Человек, надо правду говорить... достойнейший...» (Симеон-Пищик о Лопахине); «...Вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен» (Трофимов о Лопахине); «У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...» (Трофимов к Лопахину);

Любовь Андреевна Раневская
I. История жизни: «Я всегда ссорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, - и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в это время,- это было первое наказание, удар прямо в голову, - вот тут на реке... утонул мой мальчик, и я уехала за границу, совсем уехала, чтобы никогда не возвращаться, не видеть этой реки... я закрыла глаза, бежала, себя не помня, а он за мной... безжалостно, грубо. Купила я дачу возле Ментоны, так как он заболел там, и три года я не знала отдыха ни днём, ни ночью; больной измучил меня, душа моя высохла, я пробовала отравиться... Так глупо, так стыдно. И потянуло вдруг в Россию, на родину, к девочке моей...» (Раневская о себе); «Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик. Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки...» (Аня о матери); «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... (Плачет.) И теперь я как маленькая...» (Раневская о себе); «Дачу свою около Ментоны она уже продала, у неё ничего не осталось, ничего» (Аня о матери);
II. Отношение к происходящему: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это наш вишнёвый сад» ; «Что же нам делать? Научите, что?»; «А Леонида всё нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю! Ведь всё уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же так долго держать в неведении!»; «Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на её имя, - нам она не верит, - а этих денег не хватило бы даже проценты заплатить. (Закрывает лицо руками.) Сегодня судьба моя решается, судьба...»; «Только бы знать: продано имение или нет? Несчастье представляется мне до такой степени невероятным, что даже как-то не знаю, что думать, теряюсь... Я могу сейчас крикнуть... могу глупость сделать. Спасите меня, Петя»; «...Без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...»; «В самом деле, теперь всё хорошо. До продажи вишнёвого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решён окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже...»
III. Мнение окружающих персонажей: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Лёгкий, простой человек» (Лопахин о Раневской); «Хотелось бы только, … чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде» (Лопахин к Раневской); «Сестра не отвыкла ещё сорить деньгами» (Гаев о Раневской); «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы её волю, она бы всё раздала» (Варя о Раневской);
Аня
I. История жизни: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый партер с книжкой, и накурено, неуютно»; «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад...»
II. Отношение к происходящему: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад»; «Мы посадим Новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!»
III. Мнение окружающих персонажей: «Как ты похожа на свою мать!» (Гаев об Ане); «Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...» (Гаев об Ане);
IV.
Варя
I. История жизни: «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и всё мечтаю...» (Обращается к Ане); «Уже три года так бормочет. Мы привыкли» (Варя про Фирса).
II. Отношение к происходящему: «Если бы господь помог!»; «Дядечка купил, я в этом уверена»;
III. Мнение окружающих персонажей: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа» (Раневская о Варе); «Она хорошая девушка», «Она у меня из простых, работает целый день...» (Раневская о Варе); «Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви» (Трофимов о Варе); « Уж очень она усердная, не в своё дело суётся» (Трофимов о Варе);
Леонид Андреевич Гаев
I. История жизни: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно...» (Гаев о себе);
II. Отношение к происходящему: «Вот так и будем действовать с трёх концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дряным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»;
III. Мнение окружающих персонажей: «Я тебе верю, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать», «Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее» (Аня о Гаеве); «Какой ты хороший, дядя, какой умный!» (Аня о Гаеве);
Пётр Алексеевич Трофимов
I. История жизни: «А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить...» (Аня о Пете); «Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, нищий, и — куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» (Трофимов о себе);
II. Отношение к происходящему: Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест»; «Продано ли сегодня имение или не продано - не всё ли ровно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза»;
III. Мнение окружающих персонажей: « Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы негустые, очки» (Раневская о Пете); «Наш вечный студент всё с барышнями ходит» (Лопахин о Пете); «Какой вы умный, Петя!» (Раневская о Пете); «Облезлый барин» (Варя о Трофимове); «Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!» (Варя о Трофимове); «Вы смело смотрите вперёд, и не потому ли, что не видите и не ждёте ничего страшного, так ка жизнь ещё скрыта от ваших молодых глаз? Вы смелее, честнее, глубже нас, но вдумайтесь, будьте великодушны хоть на кончике пальца...» (Раневская к Трофимову); «Я вас люблю, как родного» (Раневская к Трофимову); «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... надо влюбляться! (Сердито.) Да, да! И у вас нет чистоты, а вы просто чистюлька, смешной чудак, урод...», «Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотёпа» (Раневская к Трофимову);
Фирс
I. История жизни: «Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши ещё на свете не было... (Смеётся.) А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах...»;
II. Отношение к происходящему: « В прежнее время, лет сорок — пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало...» ;
III. Мнение окружающих персонажей: «Спасибо, Родной», «Спасибо, мой старичок», «Я так рада, что ты ещё жив» (Раневская о Фирсе); «Надоел ты, дед. Хоть бы поскорее подох» (Яша к Фирсу);

У каждого героя в пьесе Чехова «Вишневый сад» было индивидуальное отношение к поместью и вишневому саду в частности. И если, иной раз это чувство сложно назвать было любовью, то уж точно не было безразличием.

У каждого персонажа пьесы была своя история, связанная с садом. У Раневской она была связанная с детством, безмятежностью, чистотой, ароматом, дурманящим голову. Для нее сад является смыслом жизни. Женщина не представляет, свою жизнь без него, а в случае аукциона, говорит, чтобы сад продавали вместе с ней.

Но после торгов, женщина быстро приходит в себя и смерено принимает потерю. Автор подмечает, что в некотором роде, она даже рада, что все наконец-то закончилось. Возможно, это происходит, от того, что она опять при деньгах, ей есть на что жить, причем довольно-таки безбедно.

Гаев так же, как и его сестра очень любит сад. Для мужчины потерять его значит лишиться чего-то родного и принять полное поражение. Он обещает Любови, что все сделает для того чтобы выкупить имение. Мужчина до последнего уверен, что это в его силах. После аукциона, Гаев огорчен, никак не комментирует «проигрыш» да и почти ни с кем не разговаривает. За него все рассказывает воодушевленный Ермолай.

Лопахин выкупает сад на торгах. Он буквально «уводит его из-под носа» у другого купца, накидывав каждый раз по десять тысяч на протяжении всего аукциона. В итоге сумма была очень значительной, что привело к безоговорочной победе Ермолая. Мужчина ликует. Его интерес к саду значителен. Бизнес-план, который он составил, принесет ему много прибыли и сад с лихвой окупится. Однако вишни не будут больше радовать глаз, они все тотчас отправляются под топор. Это показывает, что Ермолай не воспринимал сад, как нечто прекрасное и неземное. Это место его интересует только с точки зрения прибыли. Мужчина считает, что любование садом, это пережитки прошлого. К тому же это не приносит денег, а значит, является пустой тратой времени для прагматичного человека.

У старого лакея Фирса сад вызывает воспоминания былого богатства господ. Когда собранный урожай вишни сушился по особому рецепту, и вывозилась на продажу. Он не зря это вспомнил, так как считает, что вишневые деревья должны не только радовать глаз, но и приносить доход.

У Ани , дочери Раневской поначалу, как и у матери, сад поначалу вызывает бурю эмоций. Девушка счастлива, что снова находится дома и любуется прекрасным цветением. Однако после общения с Петром, она кардинально меняет свое отношение к поместью. Девушка задумывается над утопией крепостной жизни, над пережитками прошлого.

Когда вишневый сад наконец-то продан, Аня успокаивает мать, обещая ей насадить новый сад, который будет во много раз лучше. Девушка с нескрываемым счастьем покидает те места, где прошло ее детство.

Аналогичная ситуация происходит с Петром . Он с нескрываемым призрением говорит о саде, смело смотрит в будущее и спокойно покидает имение, и это несмотря на то, что остается практически без крова.

У каждого персонажа в повести показано через образ вишневого сада – отношение к самой жизни. Одни – цепляются за прошлое, другие беспокоятся за будущее, а третьи – просто живут настоящим.

Цели урока:

образовательная:

  • расширить представление о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова;
  • закрепить теоретические знания - образ, символ;

развивающая:

  • развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

воспитательная:

  • способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Методы:

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Вся Россия - наш сад.
А.П.Чехов

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное - красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

Слайды 1, 2, 3

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через "поиск ассоциаций" учащиеся должны увидеть картины зеленого "гая", или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками "ранет", следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с "любовью к саду". Также могут возникнуть ассоциации этого имени с "раной", с "раненым садом".

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с "лопатой", кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня, хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
Раневская Гаев Аня Лопахин

"Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад".

Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

"И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад".

Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.

"Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше".

Сад - надежды на будущее.

"Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости.

Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода".

"Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает"

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

Слайды 9,10

(Для Фирса сад - барское благополучие.

"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!"

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

"Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...".

"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано.)

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: "Вся Россия - наш сад". А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: "Какое будущее ждет Россию?"

Все действующие лица в пьесе «Вишневый сад» имеют большое значение в идейно-тематическом контексте произведения. Даже вскользь упомянутые имена несут смысловую нагрузку. Например, есть внесценические герои (парижский любовник, ярославская тетушка), сам факт существования которых уже проливает свет на характер и образ жизни героя, символизирующего целую эпоху. Поэтому для того чтобы понять задумку автора, необходимо подробно проанализировать те образы, которые ее реализуют.

  • Трофимов Петр Сергеевич — студент. Учитель маленького сына Раневской, который трагически погиб. Не сумел закончить учебу, так как его несколько раз отчисляли из университета. Но это никак не сказалось на широте кругозора, уме и образованности Петра Сергеевича. Чувства молодого человека трогательны и бескорыстны. Он искренне привязался к Ане, которой льстило его внимание. Вечно неухоженный, больной и голодный, но при этом не потерявший чувства собственного достоинства, Трофимов отрицает прошлое и стремится к новой жизни.
  • Персонажи и их роль в произведении

    1. Раневская Любовь Андреевна — женщина чувствительная, эмоциональная, но совершенно не приспособленная к жизни и не сумевшая найти в ней свой стержень. Её добротой пользуются все, даже лакей Яша и Шарлотта. Любовь Андреевна по-детски выражает эмоции радости и нежности. Для неё характерны ласковые обращения к окружающим людям. Так, Аня – «детюся моя», Фирс – «мой старичок». Но бросается в глаза подобное обращение к мебели: «шкафчик мой», «столик мой». Сама не замечая того, она дает одинаковые оценки человеку и вещам! На этом ее забота о старом и верном слуге заканчивается. В конце пьесы помещица преспокойно забывает о Фирсе, оставив умирать в доме одного. На известие о смерти няни, воспитавшей ее, никак не реагирует. Просто продолжает пить кофе. Любовь Андреевна – хозяйка дома номинальная, так как по существу она таковой не является. Все персонажи пьесы тянутся к ней, высвечивая образ помещицы с разных сторон, поэтому он кажется неоднозначным. С одной стороны, у нее на первом плане — собственное душевное состояние. Уехала в Париж, оставив детей. С другой, Раневская производит впечатление доброй, щедрой и доверчивой женщины. Она готова бескорыстно помочь прохожему и даже простить измену любимому человеку.
    2. Аня — добрая, нежная, сопереживающая. У неё большое любящее сердце. Приехав в Париж и увидев, в какой обстановке живет мать, не осуждает ее, а жалеет. Почему? Потому что она одинока, с ней нет рядом близкого человека, который окружил бы ее заботой, защитил от житейских невзгод, понял бы ее нежную душу. Неустроенность жизни не огорчает Аню. Она умеет быстро переключаться на приятные воспоминания. Тонко чувствует природу, наслаждается пением птиц.
    3. Варя — приемная дочь Раневской. Хорошая хозяйка, постоянно в работе. На ней держится весь дом. Девушка строгих взглядов. Взвалив на себя нелёгкое бремя забот о домочадцах, немного очерствела. Ей не хватает тонкой душевной организации. Видимо, по этой причине Лопахин так и не сделал ей предложения «руки и сердца». Варвара мечтает ходить по святым местам. Ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою судьбу. Надеется только на божью волю. В свои двадцать четыре года становится «занудой», так что многим не нравится.
    4. Гаев Леонид Андреевич. На предложение Лопахина по поводу дальнейшей «судьбы» вишнёвого сада реагирует категорически отрицательно: «Какая чепуха». Его волнуют старые вещи, шкаф, к ним он обращается со своими монологами, но к судьбам людей он совершенно равнодушен, поэтому слуга от него и ушел. Речь Гаева свидетельствует об ограниченности этого человека, живущего только личными интересами. Если говорить о сложившейся в доме ситуации, то Леонид Андреевич видит выход в получении наследства или выгодном замужестве Ани. Любя сестру, обвиняет ее в том, что она порочна, вышла замуж не за дворянина. Много ораторствует, не смущаясь тем, что его никто не слушает. Лопахин называет его «бабой», которая мелет только языком, при этом ничего не предпринимая.
    5. Лопахин Ермолай Алексеевич. К нему можно «применить» афоризм: из грязи в князи. Трезво оценивает себя. Понимает, что деньги в жизни не меняют социального статуса человека. «Хам, кулак», — говорит Гаев о Лопахине, но тому все равно, что о нем думают. Не обучен хорошим манерам, не может нормально общаться с девушкой, о чём свидетельствует его отношение к Варе. Постоянно поглядывает на часы, общаясь с Раневской, ему некогда по-человечески разговаривать. Главное – предстоящая сделка. Умеет «утешить» Раневскую: «Сад продан, но вы спите спокойно».
    6. Трофимов Петр Сергеевич. Одет в поношенный студенческий мундир, в очках, волосы негустые, за пять лет «милый мальчик» сильно изменился, подурнел. В его понимании цель жизни — быть свободным и счастливым, а для этого надо работать. Он считает, что тем, кто ищет истину, необходимо помогать. В России много проблем, которые надо решать, а не философствовать. Сам же Трофимов ничего не делает, не может закончить университет. Он произносит красивые и умные слова, которые не подкрепляется поступками. Петя симпатизирует Ане, отзывается о ней «весна моя». Видит в ней благодарного и восторженного слушателя его речей.
    7. Симеонов – Пищик Борис Борисович. Помещик. Засыпает на ходу. Все его помыслы направлены только на то, как достать денег. Даже Пете, сравнивавшему его с лошадью, он отвечает, что это неплохо, так как лошадь можно всегда продать.
    8. Шарлотта Ивановна — гувернантка. Ничего о себе не знает. У нее нет ни близких, ни друзей. Выросла, как одинокий чахлый куст среди пустыря. Она не испытала чувства любви в детстве, не видела заботы со стороны взрослых. Шарлотта стала человеком, который не может найти людей, которые понимали бы ее. Но ведь она и сама себя не может понять. «Кто я? Зачем я?» — у этой бедной женщины не было яркого маяка в жизни, наставника, любящего человека, который бы помог найти правильный путь и не свернуть с него.
    9. Епиходов Семен Пантелеевич работает в конторе. Считает себя развитым человеком, но открыто объявляет, что никак не может определиться: «жить» ему или «застрелиться». Неудачник. Епиходова преследуют пауки и тараканы, как будто пытаются заставить его обернуться и посмотреть на жалкое существование, которое он влачит на протяжении многих лет. Безответно влюблен в Дуняшу.
    10. Дуняша — горничная в доме Раневской. Живя у господ, отвыкла от простой жизни. Не знает крестьянского труда. Всего боится. Влюбляется в Яшу, не замечая того, что разделить с кем-то любовь он просто не способен.
    11. Фирс. Вся его жизнь укладывается в «одну линейку» — служить господам. Отмена крепостного права для него – зло. Он привык быть холопом и другой жизни не представляет.
    12. Яша. Необразованный молодой лакей, грезящий о Париже. Мечтает о богатой жизни. Черствость – основная черта его характера; даже с матерью старается не встречаться, стыдясь ее крестьянского происхождения.
    13. Характеристика героев

      1. Раневская – легкомысленная, испорченная и изнеженная женщина, но люди к ней тянутся. Дом словно снова распахнул скованные временем двери, когда она вернулась сюда после пятилетнего отсутствия. Она смогла согреть его своей ностальгией. Уют и тепло снова «зазвучали» в каждой комнате, как звучит в праздники торжественная музыка. Продолжалось это недолго, так как дни дома были сочтены. В нервном и трагическом образе Раневской были выражены все недостатки дворянства: его неспособность к самодостаточности, несамостоятельность, избалованность и склонность всех оценивать по сословным предрассудкам, но в то же время тонкость чувств и образованность, душевное богатство и щедрость.
      2. Аня. В груди юной девушки бьется сердечко, которое ждёт возвышенной любви и ищет определенные жизненные ориентиры. Ей хочется кому-то довериться, испытать себя. Воплощением ее идеалов становится Петя Трофимов. Она пока не может критически смотреть на вещи и слепо верит «болтовне» Трофимова, представляя действительность в радужном свете. Только она одна. Аня еще не осознает многогранности этого мира, хотя и пытается. Она также не слышит окружающих, не видит реальных проблем, обрушившихся на семью. Чехов предчувствовал, что за этой девушкой — будущее России. Но вопрос так и остался открытым: получится ли у нее что-то изменить или же она так и останется в своих детских грезах. Ведь чтобы что-то изменить, нужно действовать.
      3. Гаев Леонид Андреевич. Духовная слепота свойственна этому зрелому человеку. Он так и задержался в детском возрасте на всю жизнь. В разговоре постоянно ни к месту использует бильярдные термины. Его кругозор узок. Судьба родового гнезда, как выяснилось, его совсем не волнует, хотя в начале драмы он бил себя кулаком в грудь и всенародно обещал, что вишневый сад будет жить. Но на дела он категорически не способен, как и многие дворяне, которые привыкли жить, пока за них трудятся другие.
      4. Лопахин покупает родовое имение Раневской, что не является «яблоком раздора» между ними. Они не считают друг друга врагами, между ними превалируют гуманистические взаимоотношения. Любовь Андреевна и Ермолай Алексеевич как будто хотят поскорее выбраться из этой ситуации. Купец даже предлагает свою помощь, но получает отказ. Когда всё благополучно заканчивается, Лопахин радуется, что наконец-то сможет заняться настоящим делом. Надо отдать герою должное, ведь именно он, единственный, был обеспокоен «судьбой» вишневого сада и нашёл выход, который устроил всех.
      5. Трофимов Петр Сергеевич. Его считают молодым студентом, хотя ему уже 27 лет. Складывается представление, что студенчество стало его профессией, хотя внешне он превратился в старика. Его уважают, но в благородные и жизнеутверждающие призывы никто не верит, кроме Ани. Ошибочно полагать, что образ Пети Трофимова можно сопоставить с образом революционера. Чехова никогда не интересовала политика, революционное движение не входило в круг его интересов. Трофимов слишком мягок. Склад его души и интеллигентность никогда не позволят переступить ему рамки дозволенного и прыгнуть в неизведанную пропасть. Кроме того, он несет ответственность за Аню, юную девушку, которая не знает настоящей жизни. У нее еще довольно тонкая психика. Какое-либо эмоциональное потрясение может толкнуть ее не в ту сторону, откуда ее уже не вернешь. Поэтому Петя должен думать не только о себе и о реализации своих идей, но и о хрупком существе, которое ему доверила Раневская.

      Как Чехов относится к своим героям?

      А. П. Чехов любил своих героев, но никому из них не мог доверить будущего России, даже Пете Трофимову и Ане, прогрессивной молодежи того времени.

      Герои пьесы, симпатичные автору, не умеют отстаивать свои жизненные права, они страдают или молчат. Страдают Раневская и Гаев, потому что понимают, что ничего не смогут изменить в себе. Их социальный статус уходит в небытие, и они вынуждены влачить жалкое существование на последние вырученные средства. Страдает Лопахин, так как осознает, что ничем не может им помочь. Сам же он не рад покупке вишневого сада. Как бы он ни старался, но все равно не станет его полноправным хозяином. Именно поэтому он решает сад вырубить и распродать землю, чтобы впоследствии забыть об этом как о страшном сне. А как же Петя и Аня? Разве не на них возлагает надежды автор? Возможно, но эти надежды весьма туманны. Трофимов в силу своего характера не способен предпринимать каких-либо радикальных действий. А без этого ситуацию изменить нельзя. Он ограничивается только разговорами о прекрасном будущем и все. А Аня? В этой девушке заложен чуть более крепкий стержень, чем в Петре. Но в силу ее юного возраста и жизненной неопределенности перемен от нее ждать не стоит. Возможно, в далеком будущем, когда она расставит для себя все жизненные приоритеты, от нее можно будет ожидать каких – либо действий. А пока она ограничивается верой в лучшее и искренним желанием посадить новый сад.

      На чьей стороне Чехов? Он поддерживает каждую сторону, но по-своему. В Раневской он ценит неподдельную женскую доброту и наивность, хоть и приправленную душевной пустотой. В Лопахине ценит стремление к компромиссу и к поэтической красоте, хотя он и не способен оценить настоящую прелесть вишневого сада. Вишневый сад – это член семьи, но об этом все дружно забывают, Лопахин же вообще не в состоянии этого понять.

      Героев пьесы разделяет огромная бездна. Они не способны понять друг друга, так как замкнуты в мире собственных чувств, мыслей и переживаний. Однако все одиноки, у них нет друзей, единомышленников, отсутствует настоящая любовь. Большинство плывёт по течению, не ставя перед собой никаких серьёзных целей. Кроме того, все они несчастны. Раневская переживает разочарование в любви, жизни и своем социальном верховенстве, казавшемся еще вчера незыблемым. Гаев в который раз обнаруживает, что аристократичность манер не является гарантом власти и финансового благополучия. На его глазах вчерашний крепостной отбирает его поместье, становится там хозяином и без дворянства. Анна остается без гроша за душой, приданого для выгодного замужества у нее нет. Ее избранник хоть его и не требует, но сам пока ничего не заработал. Трофимов понимает, что надо менять, но не знает, как, ведь у него нет ни связей, ни денег, ни положения, чтобы на что-то влиять. Им остаются лишь надежды юности, которые недолговечны. Лопахин несчастен, потому что осознает свою неполноценность, принижает свое достоинство, видя, что никаким господам он не ровня, хоть и денег у него больше.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Любовь Андреевна – главная героиня пьесы Чехова «Вишневый сад». Эта женщина является основным представителем женской половины дворянства того времени со всеми их пороками и положительными чертами. Именно в ее доме происходит действие пьесы.

    В ней умело сочетаются как позитивные, так и негативные черты ее характера.

    Раневская – красивая от природы женщина с хорошими манерами, истинная дворянка, добрая, но очень доверчива в жизни. После смерти мужа и трагической гибели сына, она отправляется за границу, где живет пять лет со своим любовником, который в итоге обворовывает ее. Там Любовь Андреевна ведет расточительный образ жизни: балы, приемы, на все это уходит куча денег. А в это время ее дочери живут в недостатке, но у нее к ним прохладное отношение.

    Она далека от реальности, обитает в своем мире. Ее сентиментальность проявляется в тоске по Родине, по ушедшей юности. Приехав, после длительного отсутствия домой, куда она возвращается весной, Раневская находит успокоение. Сама природа своей красотой помогает ей в этом.

    В то же время она не думает о будущем, устраивает бал, зная, что у нее нет денег на дальнейшую жизнь. Просто Любовь Андреевна не может отказаться от красивой жизни.

    Она добра, помогает другим, особенно старику Фирсу. Но с другой стороны, уезжая из имения, она забывает о нем, оставив в покинутом доме.

    Ведя праздный образ жизни нельзя быть счастливым. Именно ее вина в гибели сада. В своей жизни она ничего хорошего не сделала, поэтому и осталась в прошлом, очень несчастной. Потеряв вишневый сад и имение, она также теряет и Родину, возвращаясь в Париж.

    Леонид Гаев

    Своеобразным характером наделен в пьесе «Вишневый сад» помещик Леонид Гаев. В чем-то он схож со своей сестрой Раневской. Ему так же присущ романтизм, сентиментальность. Он любит сад и очень переживает по поводу его продажи, но совершенно ничего не делает, чтобы спасти имение.

    Его идеализм проявляется в том, что он строит несбыточные планы, думая, что тетя даст денег, или Аня выйдет удачно замуж, или кто-то оставит им наследство и сад будет спасен.

    Леонид Андреевич очень разговорчив, любит произносить речи, но при этом может наговорить глупостей. Племянницы часто просят его помолчать.

    Совершенно непрактичный, ленивый, не приспособлен к переменам. Живет на всем готовом, ведя разгульный образ жизни в своем старом мире, не понимая новых веяний. Ему слуга даже помогает раздеваться, хотя со временем он даже не вспомнит о своем преданном Фирсе.

    Семьи он не имеет, ибо считает, что нужно пожить для себя. Для себя и живет, посещая игорные заведения, играя в бильярд и развлекаясь. При этом он раскидывает деньги, имея много долгов.

    На него не можно положиться. Он клянется, что сад не продадут, но свое обещание не выполняет. Гаев тяжело переживает потерю сада и имения, даже устраивается служащим в банк, но мало кто верит, что он там задержится из-за своей ленивости.

    Ермолай Лопахин

    Купец Ермолай Алексеевич Лопахин является представителем нового класса – буржуазии, который пришел на смену дворянству.

    Выходец из простонародья, он никогда этого не забывает и хорошо относится к простому народу, ведь его дед и отец были крепостными в имении Раневских. Он с детства знал, что такое простые люди и всегда считал себя мужиком.

    Благодаря своему уму, упорству, трудолюбию он выбился из нищеты и стал очень богатым человеком, хотя всегда боится потерять нажитый капитал. Ермолай Алексеевич встает рано, много работает и добился успехов.

    Лопахин иногда нежен, добр и ласков, он замечает красоту и, по-своему, ему жаль вишневого сада. Он предлагает Раневской план спасения сада, не забывая при этом, что в свое время она многое для него сделала. А когда Раневская отказывается сдать сад под дачи, в его чертах проявляется жилка хищника, завоевателя. Он покупает имение и сад, в котором его предки были рабами, и торжествует, ведь сбылась его давняя мечта. Здесь видится ясно его купеческая хватка. «За все могу заплатить»: говорит он. Уничтожая сад, он не переживает, а радуется своей выгоде.

    Аня

    Аня – один из героев, которые стремятся в будущее.

    С двенадцати лет она воспитывалась в имении дяди, оставленная матерью, которая уехала за границу. Конечно, она не могла получить должного образования, ведь гувернантка в прошлом была просто циркачка. Но Аня упорно, по книгам восполняла пробелы в знаниях.

    Красота вишневого сада, который она очень любила и избыточность времени в имении дали толчок для формирования ее тонкой натуры.

    Аня искренна, непосредственна и по-детски наивна. Она верит людям, и поэтому такое сильное влияние на нее оказал Петя Трофимов, бывший учитель ее младшего брата.

    После четырех лет пребывания девушки за границей, у матери, семнадцатилетняя Аня возвращается домой и встречает там Петю. Влюбившись в него, она искренне доверилась молодому гимназисту и его идеям. Трофимов изменил ее отношение к вишневому саду и к окружающей действительности.

    Аня хочет уйти с родительского дома и начать новую жизнь, сдав экзамены за курс гимназии и жить самой трудясь. Девушка готова пойти за Петей куда угодно. Ей уже совершенно не жалко ни вишневого сада, ни старой жизни. Она верит в светлое будущее и стремится к нему.

    Веря в счастливое будущее, она искренне говорит маме на прощание: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…».

    Аня является представителем молодежи, которая может изменить будущее России.

    Петя Трофимов

    Образ Пети Трофимова в произведении неразрывно связан с темой будущего России.

    Петя – бывший учитель сына Раневской. Его называют вечным студентом, ибо он никак не закончит учебу в гимназии. Переезжая с места на место, он скитается по стране, мечтая о лучшей жизни, в которой восторжествует красота и справедливость.

    Трофимов реально воспринимает происходящие события, понимая, что сад красив, но гибель его неизбежна. Он ненавидит дворянство, убежден, что их время истекло, осуждает людей, которые используют труд других и проповедует идеи светлого будущего, где будут все счастливы. Но суть в том, что он только проповедует и ничего не делает для этого будущего сам. Для Трофимова не важно, сам ли он дойдет к этому будущему, или укажет путь другим. А говорить и убеждать он умеет отменно.

    Петя убедил Аню, что жить старой жизнью нельзя, что нужны перемены, что нужно избавиться от нищеты, пошлости и грязи и стать свободными.

    Он считает себя свободным человеком и отказывается от денег Лопахина, так же, как отказывается от любви, отрицая ее. Он говорит Ане, что их отношения выше любви и призывает верить ему, его идеям.

    Вместе с тем, Петя мелочен. Вот когда он потерял свои старые калоши, то очень расстроился, но был счастлив, когда калоши нашлись.

    Вот такой он, Петя Трофимов – обыкновенный интеллигент передовых взглядов, имеющий много недостатков.

    Варя

    Варя в отличие от других персонажей произведения живет настоящим, а не прошлым и будущим.

    В 24 года она проста и рациональна. Когда мать уехала за границу, все дела по ведению хозяйства легли на ее плечи, и она справлялась с этим до поры до времени. Варя с утра до вечера работает, экономя каждую копейку, но расточительность ее родных помещала уберечь имение от разорения.

    Она очень религиозна и мечтает уйти в монастырь, вот только денег не могла насобирать, чтобы пройти святыми местами. В ее религиозность окружающие не верят, но на самом деле она такова.

    Варя прямая и строгая, не боится делать замечаний, но делает их корректно. В то же время ей присуще чувство любви и нежности. Она очень любит сестру Аню, называет ее душечкой, красавицей и очень переживает, что та влюблена в Петю Трофимова, ведь он ей не пара.

    Варе нравится Лопахин, за которого ее надеется выдать замуж мать, но она понимает, что тот не сделает ей предложения, ибо он занят накоплением собственного богатства.

    А вот Трофимов почему-то считает Варю ограниченной, не понимающей происходящего. Но это не так, девушка понимает, что имение пришло в упадок и разорено, что его продадут и не спасут вишневый сад. Такова реальность в ее понимании и в этой реальности нужно продолжать жить.

    В новой жизни Варя выстоит и без денег, ибо имеет практичный характер и приспособлена к жизненным трудностям.

    Шарлотта Ивановна

    Шарлотта Ивановна – второстепенный персонаж в пьесе. Она – гувернантка семьи Раневских. Сама она из семьи циркачей, которые зарабатывали себе на жизнь представлениями.

    С раннего детства и Шарлотта помогала родителям исполнять цирковые номера, а когда родители умерли, ее воспитывала немецкая дама, которая и дала образование. Повзрослев, Шарлотта стала работать гувернанткой, зарабатывая себе на жизнь.

    Шарлотта умеет показывать трюки и фокусы, говорит разными голосами. Все это осталось у нее от родителей, хотя больше о них она ничего не знает, даже своего возраста. Некоторые герои считают ее привлекательной женщиной, но о личной жизни героини ничего не говорится.

    Шарлотта очень одинока, как она говорит: «…Никого у меня нет». Но зато она свободная личность и не зависит от обстоятельств, лишь только наблюдает со стороны за происходящим и оценивает происходящее по-своему. Так, она с легким укором говорит о расточительности своих хозяев, но говорит это с такой легкостью, что заметно, что ей это все равно.

    Образ Шарлотты на втором плане, но некоторые ее реплики связаны с поступками главных героев пьесы. А в конце произведения Шарлотта переживает, что ей негде жить и нужно уходить из города. Это подчеркивает тот факт, что она так же бездомная, как и ее хозяева.

    Герои произведения Вишневый сад

    Основные персонажи

    Любовь Андреевна Раневская – женщина, которая не имеет денег, но хочет доказать себе и общественности тот факт, что они есть. Безответственная и эмоциональная. Как правило, не задумывается о том, что будет «после», живет одним днем. Можно сказать, что в коконе напыщенного веселья она прячется от каждодневных трудностей, забот и обязанностей. Ее банкротство произошло во время жизни за рубежом – наскоро продав имение, она возвращается во Францию.

    Ермолай Алексеевич Лопахин – зажиточный купец из простого сословия. Довольно хитрый, предприимчивый. Грубоват, но неимоверно находчив. Расчетлив. Именно он покупает имение главной героини.

    Второстепенные герои

    Леонид Андреевич Гаев – сентиментальный брат Раневской. Чтобы несколько «подсластить» скорбь сестры после продажи имения, начинает разрабатывать планы по преодолению трудностей. Достаточно часто они абсурдны и малодейственны.

    Трофимов Петр Сергеевич – человек достаточно непонятный, со странностями. Основное его увлечение – рассуждения. Трофимов не имеет семьи, нигде не служит, он человек без определенного места жительства. Несмотря на то, что он – персона неординарных взглядов, порой Петр Сергеевич противоречит сам себе.

    Аня – юная, хрупкая, романтичная девушка. Несмотря на то, что героиня поддерживает свою родительницу, в ней уже начинают проявляться некие новаторские черты и жажда перемен.

    Варя – реалистка. Можно сказать, даже несколько приземленная, крестьянская девушка. Ведет хозяйство в имении, является приемной дочерью Раневской. Испытывает чувства к Лопахину, однако боится в этом признаться.

    Симеонов – Пищик – разорившийся дворянин, пребывающий «в долгах как в шелках». Тщетно пытается покрыть все свои задолженности. Всегда находится в поиске средств к существованию. Чтобы его выручили материально, пресмыкается и унижается, не испытывая при этом угрызений совести. Порой Фортуна действительно оказывается на его стороне.

    Шарлотта Ивановна - гувернантка. Возраст неизвестен. Даже среди толпы чувствует себя одинокой. Умеет показывать фокусы, что указывает на то, что возможно, ее детство прошло в цирковой семье.

    Епиходов – если есть «баловни судьбы», то он – полная противоположность. С героем всегда что-то случается, он неуклюж, невезуч и «обижен Фортуной». Несмотря на приличное образование, не умеет выражать свои мысли должным образом.

    Дуняша – Эта девушка - простая служанка, однако она обладает амбициями и запросами. Как правило, детали ее гардероба мало чем отличаются от нарядов светской дамы. Однако суть человека остается прежней. Потому, даже средь напыщенного лоска можно разглядеть тот факт, что Дуня – крестьянка. Ее попытки выглядеть более респектабельно вызывают жалость.

    Фирс, слуга - Относится к господам хорошо, однако заботится о них словно о младенцах, чересчур опекает. К слову, герой даже умирает с мыслью о хозяевах.

    Яша – когда – то он был лакеем. Теперь бездушный и пустой франт, побывавший в Париже. К родному народу относится неуважительно. Осуждает тот факт, что Россия гонится за Западом, считает это проявлением необразованности и невежества.

    Вариант 3

    Пьесу «Вишневый сад» в 1903 году написал Чехов. В ней показаны главные проблемы умирающего дворянства. Герои пьесы пропитаны пороками общества того времени. В этом произведение идет рассуждение о дальнейшей судьбе России.

    Любовь Андреевна является хозяйкой дома, в котором происходят все события пьесы. Она красивая женщина, воспитанная, образованная, добрая и доверчивая по жизни. После тяжелых потерь в жизни, смерть мужа и сына, уезжает за границу, глее её обворовал любовник. Живя за границей, она ведет шикарный образ жизни, в то время как её дочери на Родине бедствуют. Она с ними в холодных отношениях.

    И вот однажды весной она решила вернуться домой. И только дома она нашла успокоение, ей в этом помогла красота родной природы.

    Даже не имея денег, не может отказаться от красивой жизни.

    Но будучи плохой хозяйкой, она теряет всё: дом, сад и в итоге Родину. Она возвращается в Париж.

    Леонид Гаев был помещиком, и имел своеобразный характер. Он был братом главной героини, он, как и она был романтичным и сентиментальным. Он любил свой дом и сад, но ничего не делает для его спасения. Он очень любит поговорить, и, причем не думает о том, что говорит. И племянницы часто просят его помолчать.

    Своей семьи у него нет, он решил жить для себя, и живет. Ходит по игорным заведениям, играет в бильярд, развлекается. У него много долгов. На него нельзя положиться. Ему никто не верит.

    В этом герое писатель показал почти все пороки молодежи того периода.

    Ермолай Лопахин был купцом, представителем нового класса буржуазии. Был выходцем с народа. Помнит добро, и не отрывается от народа. Он знал, что его предки из крепостных. Своим упорством и трудом он выбрался из нищеты, заработал много денег.

    Он предлагал план спасения сада и имения, но Раневская отказалась. Тогда он на аукционе покупает все имение, и становиться хозяином, там, где его предки были рабами.

    В его образе показано превосходство буржуазии над дворянством.

    Он выкупает сад, а когда все уехали из имения, вырубил его.

    Аня дочка Любовь Андреевны. Жила с мамой за границей, в 17 лет вернулась на Родину и сразу влюбилась в бывшего учителя своего брата. Петра Трофимова. Она доверяет его идеям. Он полностью перенастроил девушку. Она стала ярким представителем нового дворянства.

    Петя когда – то учил сына Раневской. Получил прозвище вечный студент, потому что не мог, закончит учебу в гимназии. Он убедил Аню, что жизнь надо менять, надо избавиться от нищеты. Он не верит в любовь Анны, говорит ей, что их отношения выше любви. Призывает её уехать с ним.

    Варя приемная дочь Раневской, она рано стала заниматься хозяйством в имении, реально понимает происходящее. Влюблена в Лопахина.

    Она живет настоящим, а не прошлым и будущим. Варя и в новой жизни выживет, потому что имеет практичный характер.

    Шарлотта Ивановна, Дуняша, Яша, Фирс слуги в усадьбе Раневских, не знают, куда им идти, после продажи имения. Фирс из – за своей старости, не знал, что делать, и когда все покинули имение, он умирает в доме.

    Это произведение показало упадок дворянского сословия.

    Несколько интересных сочинений

    • Философская лирика Лермонтова сочинение

      Многие поэты посвящали свои произведения рассуждениям над вечными вопросами о смысле жизни и мироздания, о роли человека и о своем предназначении и месте в этой жизни.

      Ганс Христиан Андерсен – гениальный писатель, сказки которого учили, учат и выучат не одно поколение детей. «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка»