Сообщение по лескову. Краткая биография Лескова: самое главное и основное

Псевдонимы: М. Стебницкий

Род деятельности: прозаик, публицист

Направление: реализм

Жанр: роман, повесть, рассказ, очерк, сказ

Николай Семенович Лесков - один из лучших мастеров русской прозы, "самый русский из русских писателей", " русский гений", по определению И.Северянина.

Родился 16 февраля 1831 г. в селе Горохове Орловской губернии в семье мелкого чиновника. После 1839 года семья переезжает в село Панино, где началось его познание народа.

Образование получил в Орловской гимназии, там он учился плохо: за пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов С 16 лет служил чиновником в Орле, затем в Киеве. В Киеве Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами , сектантами. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д.П.Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1861 г. переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей и фельетонов.

В 60-х гг. Лесков создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», 1862 г.; «Язвительный», «Житие одной бабы», оба 1863 г.; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865 г.; «Воительница», 1866 г.; пьеса «Расточитель», 1867 г.).

В то же время одна из ранних статей Лескова - о петербургских пожарах (1862 г.) - послужила началом его длительной полемики с революционными демократами. Рассказ «Овцебык» (1863 г.), романы «Некуда» (1864 г.; под псевдонимом М. Стебницкий) и «Обойдённые» (1865 г.) направлены против «новых людей», выведенных в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Писатель создаёт шаржированные типы нигилистов (повесть «Загадочный человек», 1870 г.; роман «На ножах», 1870-1871 гг.). Идеал Лескова - не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.

В середине 70-х гг. Лесков создал образы православных праведников, могучих духом (роман «Соборяне», 1872 г.; повести и рассказы «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», обе 1873 г.; «Несмертельный Голован», 1880 г.; «Печерские антики», 1883 г.; «Однодум», 1889 г.).

В творчестве писателя сильны мотивы национальной самобытности русского народа (повесть «Железная воля», 1876 г.; «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881 г.).Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник» (1883 г.).

В середине 80-х - 90-е гг. писателя занимает новый для России тип - буржуа («Чертогон», 1879 г., другое название «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», 1884 г.; «Грабёж», 1887 г.; «Полуношники», 1891 г.).

Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Так, в «Левше» герой переосмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия по-своему, создаёт новые словосочетания.

Умер 5 марта 1895 г. в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни.

1. Краткая биографическая справка.
2. Антинигилистические романы Лескова.
3. Расцвет творчества писателя. Жанр сказа.
4. Лесков и христианство.

Н. С. Лесков родился в 1831 году в имении своего отца Горохове, расположенном в Орловской губернии. Дед будущего писателя был священником; отец также учился в семинарии, однако впоследствии избрал судейскую карьеру. Лесков всегда помнил о своих корнях; знание быта и нравов духовенства нашло отражение в творчестве писателя. Ранее детство Лескова прошло в имении отца: здесь будущий писатель познакомился с бытом крестьян. Эти впечатления также явились богатым материалом для произведений Лескова.

Несколько лет юный Лесков проучился в гимназии, после чего поступил писцом в Орловскую палату уголовного суда. После смерти отца Лесков переселился в Киев, где жил его дядя, являвшийся профессором университета. Молодой человек поступил на службу в Киевскую казенную палату.

Нужно отметить, что разносторонние познания Лескова являлись результатом усиленного самообразования. В Киеве будущий писатель познакомился с преподавателями университета и иконописцами Киево-Печерской Лавры. Он много читал, в том числе и произведения на злободневные темы.

Новый поворот в жизни Лескова был связан с поступлением на службу в коммерческую компанию, возглавлял которую его дальний родственник. По долгу службы Лесков много ездил по стране, посещал глухие уголки России, что дало немало новых впечатлений, которые позднее воплотились на страницах художественных произведений.

В 1861 году писатель переехал в Петербург. Лесков и до этого писал статьи, фельетоны, но теперь он занялся литературой всерьез. Его публицистические произведения вскоре обратили на себя внимание читателей.

В своих статьях и художественных произведениях Лесков выступал как противник революционных преобразований. Негативное отношение к революционерам нашло отражение в романах «Некуда» и «На ножах», направленных против модного в то время идейного течения «нигилистов», как называли себя сторонники революционных преобразований. Эти романы были отрицательно восприняты многими современниками писателя; некоторые даже высказывали предположение, что роман «Некуда» написан Лесковым по заказу III Отделения.

Однако дарование писателя по-настоящему проявилось в таких произведениях, как рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница», хроники «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» и «Соборяне».

Стоит сказать несколько слов о хронике «Соборяне». В этом произведении писатель проводит идею о том, что духовенство является не только хранителем традиционных ценностей, но и способно спасти Россию от раздирающих ее противоречий.

Обобщенный образ России встает со страниц рассказа «Запечатленный Ангел» и повести «Очарованный странник», которые практически сразу завоевали успех у читателей. Интересно отметить, что эти произведения Лесков написал в виде сказов, в которых практически отсутствует авторская оценка описываемых событий. В форме сказа написаны наиболее известные произведения Лескова, которые литературоведы рассматривают как образцы стиля писателя, «Левша» и «Тупейный художник».

Большой интерес Лесков проявлял к религиозной жизни общества, к духовным исканиям смысла жизни и истинной веры. Постепенно Лесков пришел к пониманию христианства как надконфессиональной религии, в связи с чем в произведениях писателя можно наблюдать критическое отношение к православию и сближение со взглядами Л.Н. Толстого.

Интересно проследить, как эволюционировали взгляды писателя на православие. Если в рассказе «На краю света» Лесков рассматривает православие как основу народной жизни, то в очерках «Мелочи архиерейской жизни» и «Синодальные персоны», а также в повести «Полунощники» Леской критикует принципы официальной церковности. Гуманистические взгляды писателя нашли отражение в цикле «легенд» из жизни первых христиан. Эти «легенды» являются художественно обработанными и творчески переосмысленными сказаниями, которые Лесков позаимствовал из «Пролога» - древнерусского сборника житий и сказаний. «Повесть о богоугодном дровоколе», «Скоморох Памфалон», «Зенон-златокузнец» выступают как своего рода художественная проповедь «хорошо прочитанного Евангелия», чуждого «церковной набожности, узкой национальности и государственности».

Лесков всегда с интересом относился к творческому эксперименту. Так как писатель создавал свои произведения в разных жанрах - новеллы-анекдота, сказки, легенды, мемуарной повести и так далее - это предполагало и существенное различие в художественном стиле. Нужно отметить, что Лесков достиг больших успехов в языковой стилизации. В цикле рассказов «Заметки неизвестного» писатель удачно имитировал язык XVIII века, в «Заячьем ремизе» он использовал эзоповскую манеру повествования, легенда «Прекрасная Аза» написана красочным языком, а рассказ «Под Рождество обидели» создан в изысканно-простой манере.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Действительно, масштаб и своеобразие дарования этого писателя были оценены по достоинству только в XX веке. М. Горький написал ряд статей, посвященных судьбе и творчеству Н. С. Лескова, Б. М. Эйхенбаум в своих работах анализировал особенности сказовой манеры Лескова, Б. М. Кустодиев создал серию иллюстраций к произведениям писателя. Д. Д. Шостакович написал оперу «Катерина Измайлова» по рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»; многие произведения Лескова были поставлены на театральной сцене, а также экранизированы.

Русский писатель Николай Семенович Лесков родился в селе Горохово Орловской губернии в 1831 г. Отец его был чиновник и сын священника. Мать происходила из дворянской семьи, и детство его было обычное дворянское детство. Большое влияние на него оказала его тетка Поля, которая вышла замуж за англичанина-квакера и примкнула к этой секте. Шестнадцати лет Лесков потерял родителей и остался один на свете, вынужденный сам зарабатывать себе на хлеб. Пришлось бросить гимназию и поступить на службу. Он служил в разных казенных провинциальных учреждениях. Тут ему открылись реальные картины русской действительности. Но по-настоящему он открыл жизнь, когда оставил государственную службу и стал служить у англичанина Шкотта, как и тетя Поля, сектанта, который управлял огромными имениями богатого помещика. На этой службе Лесков приобрел обширные познания о русской жизни, весьма отличающиеся от типичных представлений молодых образованных людей того времени. Благодаря житейской подготовке Лесков стал одним из тех русских писателей, которые знают жизнь не как владельцы крепостных душ, чьи воззрения изменились под влиянием французских или немецких университетских теорий, как Тургенев и Толстой , а знают ее из непосредственной практики, независимо от теорий. Потому-то взгляд его на русскую жизнь так необычен, так свободен от снисходительной сентиментальной жалости к русскому крестьянину, столь характерной для либерального и образованного крепостника.

Лесков: путь в литературу и из нее. Лекция Майи Кучерской

Его литературная работа началась с писания деловых отчетов для м-ра Шкотта, который не замедлил обратить внимание на содержавшиеся там здравый смысл, наблюдательность, знание народа. Николай Лесков начал писать для газет и журналов в 1860 г., когда ему было 29 лет. Первые статьи касались только практических, бытовых вопросов. Но вскоре – в 1862 г. – Лесков бросил службу, переехал в Петербург и стал профессиональным журналистом.

То было время большого общественного подъема . Общественные интересы захватили и Лескова, но в высшей степени практический ум и житейский опыт не позволили ему безоговорочно примкнуть ни к одной из тогдашних партий горячих голов, не приспособленных к практической деятельности. Отсюда и изоляция, в которой он оказался, когда произошел инцидент, оставивший несмываемый след в его литературной судьбе. Он написал статью о больших пожарах , в том году разрушивших часть Петербурга, виновниками которых по слухам считались «нигилисты » и радикально настроенные студенты. Лесков не поддержал этот слух, но упомянул о нем в своей статье и потребовал, чтобы полиция провела тщательное расследование с целью подтвердить или опровергнуть городские слухи. На радикальную прессу это требование подействовало как разорвавшаяся бомба. Лескова обвинили в том, что он натравливает чернь на студентов и «информирует» полицию. Ему объявили бойкот и изгнали из прогрессивных журналов.

Портрет Николая Семеновича Лескова. Художник В. Серов, 1894

В это время он начал писать художественную прозу. Первый рассказ (Овцебык ) появился в 1863 году. За ним последовал большой роман Некуда (1864). Этот роман вызвал новые недоразумения с радикалами , которые умудрились разглядеть в некоторых персонажах клеветнические карикатуры на своих друзей; этого было достаточно, чтобы заклеймить Лескова как подлого клеветника-реакционера, хотя главные социалисты в романе изображены почти святыми. В следующем своем романе, На ножах (1870–1871), Лесков пошел в изображении нигилистов значительно дальше: они представлены как кучка мерзавцев и подлецов. Не «политические» романы создали Лескову настоящую славу. Слава эта основана на его рассказах. Но романы сделали Лескова жупелом всей радикальной литературы и лишили самых влиятельных критиков возможности отнестись к нему хоть с какой-то долей объективности. Единственным, кто приветствовал, ценил и ободрял Лескова, был знаменитый славянофильский критик Аполлон Григорьев , человек гениальный, хотя и сумасбродный. Но в 1864 году Григорьев умер, и всей своей позднейшей популярностью Лесков обязан только никем не направляемому хорошему вкусу публики.

Популярность началась после публикации «хроники» Соборяне в 1872 г. и ряда рассказов, в основном из жизни духовенства, которые последовали за хроникой и печатались до самого конца 1870-х гг. В них Лесков является защитником консервативных и православных идеалов, что привлекло к нему благосклонное внимание высокопоставленных особ, в том числе супруги Александра II , императрицы Марии Александровны. Благодаря вниманию императрицы Лесков получил место в комитете министерства просвещения, практически синекуру. В конце 70-х гг. он присоединился к кампании защиты православия против пиетистской пропаганды лорда Рэдстока. Однако Лесков никогда не был последовательным консерватором, и даже его поддержка православия против протестантизма опиралась, как на главный аргумент, на демократическое смирение, которым оно отличается от аристократического индивидуализма «великосветского раскола», как он называл рэдстоковскую секту. Его отношение к церковным учреждениям никогда не было до конца покорным, и его христианство постепенно становилось все менее традиционным и все более критическим. Рассказы из жизни духовенства, написанные в начале 1880-х гг., были в значительной степени сатирическими, и из-за одного такого рассказа он потерял свое место в комитете.

Лесков все больше и больше подпадал под влияние Толстого и к концу жизни стал истовым толстовцем . Измена консервативным принципам снова толкнула его к левому крылу журнализма, и в последние годы он сотрудничал в основном в журналах умеренно-радикального направления. Однако те, кто диктовал литературные мнения, о Лескове не высказывались и относились к нему весьма холодно. Когда в 1895 г. он умер, у него было множество читателей по всей России, но мало друзей в литературных кругах. Говорят, незадолго до смерти он сказал: «Теперь меня читают за красоту моих выдумок, но через пятьдесят лет красота поблекнет, и мои книжки будут читать только ради идей, которые там содержатся». Это было удивительно дурное пророчество. Теперь, более чем когда-либо, Лескова читают из-за несравненной формы, из-за стиля и манеры рассказа – меньше всего из-за его идей. В сущности, немногие из его поклонников понимают, какие у него были идеи. Не потому, что эти идеи непонятны, а потому, что внимание теперь поглощено совсем другим.

Соотечественники признают Лескова самым русским из русских писателей, который глубже и шире всех знал свой народ таким, каков он есть.

Лесков Николай Семенович – выдающийся русский писатель 19 века, художественное творчество которого было не всегда справедливо оценено его современниками. Свою литературную деятельность начинал под псевдонимом М. Стебницкий.

Биография Лескова кратко

Родился 4 февраля 1831 г. в Орловской губернии. Его отец был сыном священника, но по роду службы получил дворянство. Мать была из небогатого дворянского рода. Мальчик рос в богатом доме дяди с материнской стороны и учился в орловской гимназии. Смерть отца и потеря в страшных орловских пожарах 40-х годов, небольшого состояния, не позволили ему окончить курс. В 17 лет он начинает службу мелким канцелярским работником в орловской уголовной палате. Позже переходит на службу в киевскую палату и чтением пополняет свое образование. Как секретарь рекрутского присутствия часто выезжает в уезды, что обогатило его жизнь знанием народного быта и обычаев. С 1857 г. переходит на частную службу к своему дальнему родственнику Шкотту, который управляет богатыми имениями Нарышкина и графа Перовского. По роду службы Николай Семенович много разъезжает что добавляет ему наблюдений, характеров, образов, типажей, метких слов. В 1860 г. он помещает несколько живых и образных статей в центральных изданиях, переселяется в 1861 году в Петербург и полностью отдается литературе.

Творчество Лескова

Стремясь к справедливому объяснению петербургских пожаров, Николай оказался втянутым в двусмысленную ситуацию, из-за нелепых слухов и сплетней был вынужден уехать за границу. За границей он написал большой роман ”Некуда”. В этом романе, который вызвал целый шквал негодующих откликов со стороны передового российского общества, он, придерживающийся либерального здравомыслия и, ненавидя любые крайности, описывает все негативные моменты в движении шестидесятников. В негодовании критиков, среди которых был Писарев, было не замечено, что автор отметил много положительного в движении нигилистов. Например, гражданский брак казался ему вполне разумным явлением. Так что обвинение его, в ретроградстве и, даже в поддержке и оправдании монархии, были несправедливы. Ну, тут уж автор пишущий еще под псевдонимом Стебницкий, что называется "закусил удила» и напечатал еще один роман о движении нигилистов "На ножах”. Во всем его творчестве это самое объемное и самое плохое произведение. Он и сам в последствии терпеть не мог вспоминать об этом романе – бульварно-мелодраматическом образце второсортной литературы.

Лесков – русский национальный писатель

Покончив с нигилизмом, он вступает во вторую, лучшую половину своей литературной деятельности. В 1872 году выходит роман "Соборяне”, посвященный быту духовенства. Эти старгородские хроники принесли автору большой успех. Автор осознает, что его основное литературное призвание – это найти яркое, колоритное пятно среди повседневности серых будней. Появляются один за другим замечательные рассказы "Очарованный странник”, "Запечатленный ангел” и другие. Эти произведения, составившие целый том в Собрании сочинений под общим названием "Праведники”, совершенно изменили общественное мнение в обществе к Лескову и даже сказалось на его карьере, правда, очень незначительно. Уже в 1883 году он подает в отставку и радуется полученной независимости и пытается отдаться всецело вопросам религиозно-нравственным. Хотя трезвость ума, отсутствие мистицизма и экстаза чувствуется во всех последующих произведениях, и эта двойственность сказывается не только на произведениях, но и на самой жизни писателя. Он был одинок в творчестве. Ни один русский писатель не мог похвастаться таким обилием фабул, какие существуют в его рассказах. Ведь даже на сюжетных поворотах "Очарованного странника”, которого автор излагает колоритным и оригинальным языком, но сжато и емко, можно написать многотомное произведение с большим количеством героев. Но Николай Семенович в литературном творчестве грешит таким недостатком, как отсутствие чувства меры, и это частенько уводит его со стези серьезного художника на тропу занимательного анекдотиста. Умер Лесков 21 февраля 1895 г, похоронен в Петербурге.


Биография

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю - 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии.

В Горохове - в доме Страховых, родственников Николая Лескова по материнской линии, - он жил до 8 лет. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер. Для детей были взяты русский и немецкий учителя и француженка. Николая, одаренного большими способностями, чем его двоюродные братья, и более успевающего в учебе, не взлюбили и по просьбе будушего писателя бабушка написала его отцу, чтобы тот забрал сына. Николай стал жить с родителями в Орле - в доме на Третьей дворянской улице. Вскоре семья переехала в имение Паньино (Панин хутор). Отец Николая сам сеял, смотрел за садом и за мельницей. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев (1816–1884). В 1849 году Николай Лесков переехал в нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

Неожиданно для родных, и не смотря на советы повременить, Николай Лесков решает жениться. Избранница была дочерью богатого киевского коммерсанта. С годами разница во вкусах и интересах проявлялась у супругов все больше. Отношения особенно осложнились после смерти первенца Лесковых - Мити. В начале 1860-х годов брак Лескова фактически распался.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс», во главе которой стоял А.Я. Шкотт - англичанин, женившийся на тетке Лескова, и управлявший имениями Нарышкина и графа Перовского. По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений. («Русский биографический словарь», статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович») «Вскоре после Крымской войны я заразился модною тогда ересью, за которую не раз осуждал себя впоследствии, то есть я бросил довольно удачно начатую казенную службу и пошел служить в одну из вновь образованных в то время торговых компаний. Хозяева дела, при котором я пристроился, были англичане. Они еще были люди неопытные и затрачивали привезенный сюда капитал с глупейшей самоуверенностью. Из русских был только я.» (из воспоминаний Николая Семеновича Лескова) Дела компания вела по всей России и Лескову, как представителю фирмы, довелось в то время побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России послужили причиной того, что Николай Лесков занялся писательским трудом.

В 1860 году его статьи были напечатаны в «Современной Медицине», «Экономическом Указателе», «Санкт-Петербургских Ведомостях». В начале своей литературной деятельности (1860-е годы) Николай Лесков печатался под псевдонимом М.Стебницкий; позднее использовал такие псевдонимы, как Николай Горохов, Николай Понукалов, В.Пересветов, Протозанов, Фрейшиц, свящ. П.Касторский, Псаломщик, Любитель часов, Человек из толпы. В 1861 году Николай Лесков переселяется в Петербург. В апреле 1861 года в «Отечественных записках» была опубликована первая статья «Очерки винокуренной промышленности». В мае 1862 года в преобразованной газете «Северная пчела», считавшей Лескова одним из самых значительных сотрудников, под псевдонимом Стебницкий он публикует острую статью по поводу пожара в Апраксином и Щукином дворах. Статья обвиняла и поджигателей, к которым народная молва относила бунтовщиков-нигилистов, и правительство, не способное ни потушить пожар, ни поймать преступников. Распространилась молва, что Лесков связывает петербургские пожары с революционными стремлениями студентов и, не смотря на публичные объяснения писателя, имя Лескова стало предметом оскорбительных подозрений. Уехав за границу, он начал писать роман «Некуда», в котором отразил движение 1860-х годов в негативном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 года в «Библиотеке для Чтения» и создали автору нелестную известность, так Д.И. Писарев писал: «найдется ли теперь в России, кроме «Русского Вестника», хоть один журнал, который осмелился бы напечатать на своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого и подписанное его фамилией? Найдется ли в России хоть один честный писатель, который будет настолько неосторожен и равнодушен к своей репутации, что согласится работать в журнале, украшающем себя повестями и романами Стебницкого?». В начале 80-х годов Лесков печатается в «Историческом Вестнике», с средины 80-х годов становится сотрудником «Русской Мысли» и «Недели», в 90-х годах печатается в «Вестнике Европы»

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ. В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

В 1930-1940-х годах Андреем Николаевичем Лесковым (1866–1953), сыном писателя, было составлено жизнеописание Николая Семеновича Лескова, изданное в 1954 году в двух томах.

Библиография
Произведения Николая Семеновича Лескова

Среди произведений Николая Лескова - рассказы, повести, романы, очерки, публицистические статьи

  • «Очерки винокуренной промышленности» (1861; статья; опубликована в апреле 1861 года в журнале «Отечественные записки»)
  • «Погасшее дело» (1862; первый рассказ)
  • «Из одного дорожного дневника» (1862-1863; сборник публицистических очерков)
  • «Русское общество в Париже» (1863; очерк)
  • «Житие одной бабы» (1863; повесть)
  • «Овцебык» (1863; повесть)
  • «Некуда» (1863-1864; «антинигилистический» роман, изображающий быт коммуны, организованной «нигилистами»)
  • «Леди Макбет Мценского уезда» (1865; повесть)
  • «Обойденные» (1865; повесть; сюжет задуман в противовес повести Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
  • «Воительница» (1866, повесть)
  • «Островитяне» (1866; повесть о немцах, живших в Санкт-Перебурге)
  • «Расточитель» (1867; драма; первая постановка - в 1867 на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге)
  • «Котин Доилец и Платонида» (1867; повесть)
  • «Старые годы в селе Плодомасове» (1869; повесть)
  • «На ножах» (1870-1871; «антинигилистический» роман; впервые напечатан в «Русском Вестнике» в 1870-1871)
  • «Загадочный человек» (1870; биографический очерк о швейцарце А.И. Бенни, который приезжал в Санкт-Петербург по поручению А.И. Герцена и какое-то время жил в квартире Лескова)
  • «Соборяне» (1872; роман-хроника о духовенстве)
  • «Запечатленный ангел» (1873; рассказ об общине раскольников, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Очарованный странник» (1873; первоначальное название - «Черноземный Телемак»; повесть, впоследствии вошедшая в сборник «Праведники»; сам Лесков определял жанр «Очарованного странника» как рассказ)
  • «На краю света» (1875–1876; повесть)
  • «Железная воля» (1876; рассказ о русском и немецком национальных характерах, основанный на подлинных событиях, произошедших в 1850-1860-х годах, когда Лесков служил в компании «Шкотт и Вилькинс»)
  • «На краю света» (1876; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Некрещеный поп» (1877; повесть)
  • «Владычный суд» (1877; очерк о митрополите Киевском Филарете)
  • «Зеркало жизни истинного ученика Христова» (1877; публицистика)
  • «Пророчества о Мессии» (1878; публицистика)
  • «Мелочи архиерейской жизни» (1878; серия очерков о русском духовенстве; впервые напечатаны в сентябре-ноябре 1878 в газете «Новости»)
  • «Однодум» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Указка к книге Нового завета» (1879; публицистика)
  • «Шерамур» (1879; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Архиерейские объезды» (1879; очерк о православной церкви)
  • «Епархиальный суд» (1880; очерк о православной церкви)
  • «Кадетский монастырь» (1880; рассказ о директоре кадетского корпуса, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Несмертельный Голован» (1880; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»; герой рассказа относится к мещанскому сословию)
  • «Святительские тени» (1881; очерк о православной церкви)
  • «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания» (1881)
  • «Христос в гостях у мужика» (1881; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Синодальные персоны» (1882; очерк о православной церкви)
  • «Привидение в Инженерном замке» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Путешествие с нигилистом» (1882; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Зверь» (1883; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Печерские антики» (1883; цикл очерков)
  • «Тупейный художник» (1883; рассказ о крепостном «художнике-парикмахере»)
  • «Левша» (1883; сказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Голос природы» (1883; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Александрит» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Старый гений» (1884; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Пугало» (1885; рассказ из цикла «Святочные рассказы»)
  • «Интересные мужчины» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Старинные психопаты» (1885; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Сказание о Феодоре-христианине и его друге Абраме-жидовине» (1886)
  • «Инженеры-бессребреники» (1887; рассказ, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Скоморох Памфалон» (1887; первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
  • «Человек на часах» (1887; рассказ о солдате, впоследствии вошедший в сборник «Праведники»)
  • «Лев старца Герасима» (1888)
  • «Умершее сословие» (1888; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Гора» (1890; первый вариант «Зенон-златокузнец» не был пропущен цензурой)
  • «Час воли Божьей» (1890; рассказ)
  • «Чертовы куклы» 1890; роман-памфлет)
  • «Невинный Пруденций» (1891)
  • «Полунощники» (1891; повесть)
  • «Юдоль» (1892; повесть)
  • «Импровизаторы» (1892; рассказ)
  • «Загон» (1893; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Продукт природы» (1893; рассказ)
  • «Административная грация» (1893; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)
  • «Заячий ремиз» (1894; рассказ, критиковавший политическую систему Российской империи; опубликован после революционного переворота 1917 года)
  • «Дама и фефёла» (1894; рассказ из цикла «Рассказы кстати»)
  • «Полуночники» (рассказ; впервые напечатан в «Вестнике Европы»)

Источники информации:

  • "Русский биографический словарь" rulex.ru (статья С.Венгерова «Лесков Николай Семенович (М. Стебницкий)»)
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Литературный энциклопедический словарь)
  • Проект "Россия поздравляет!"