Несмертельный голован краткое содержание брифли. Несмертельный голован

Произведение «Несмертельный голован», краткое содержание описано ниже, – это рассказ о крестьянине, простом человеке, который получил необычное прозвище. Действие происходило в 19-м веке, в г. Орел.

«Несмертельный голован»: краткое содержание по главам

Рассказ идет не просто о человеке, а о праведнике, спасавшего жизни и помогавшего умирающим людям.

Глава первая: особый человек
Историю Голована можно считать легендой. Прозвище «несмертельный» было дано ему не в качестве насмешки или просто бессмысленным набором букв. Так люди стали его называть, выделяя его, считая особенным, человеком, не боящимся смерти. В конце концов, он все же умер, но опять-таки – спасая чью-то жизнь. В следующих главах описывается судьба этого удивительного человека.

Глава вторая: описание «несмертельного»
Автор описывает Голована. Сначала идет описание одного случая, когда он спас ребенка от разъяренной цепной собаки, которая сорвалась в привязи. Затем следует подробное описание Голована. Вкратце – он имел крупные черты лица, ростом в 15 вершков, мускулистый, широкий в плечах. Лицо Голована было круглым, с крупным носом, подстриженной бородой.

Отмечается, что на губах его часто играла улыбка, глаза были добрыми, а взгляд – чуть насмешливым. Ходил Голован быстро и как бы с подскоком, казалось, что он подпрыгивает левой ногой. Всегда носил (независимо от погоды) простую рубашку и длинный тулуп из овчины. Он был уже почерневший и промасленный от долгого использования. Подпоясывался простым ремешком. Ворот тулупа Голован никогда не застегивал, он был открыт до пояса.

Глава третья: окружение Голована, род занятий
Описывается жизнь главного героя, его работа, семья. Вкратце – он обитал в Орле, на 3-й Дворянской улице. Далее идет подробное описание местности. У Голована было несколько коров и бык «ермоловской» породы. Маленькое стадо приносило доход в виде молока, сливок, масла. Причем все это – высшего качества. Голован работал не покладая рук – с утра до ночи. Отлично рассказывал священные истории. Многие люди ходили к Головану за советом.

Жил он на окраине, в большом доме, который скорее можно было бы именовать сараем. Далее идет подробное описание жилья главного героя. С ним проживали 5 женщин – мать, три сестры и Павла. Идет подробное описание ее внешности и характера. В частности отмечается ее кротость, ласковость и доброта.

Глава четвертая: семья и любовь Голована
В семье Голована только он один был выкуплен, остальные так и оставались крепостными, в том числе и его любимая Павла. Он хотел их освободить, но для этого требовались деньги и немалые. Поэтому Голован наладил свое молочное хозяйство. Оно быстро стало набирать обороты. Со временем Голован смог начать выкупать семью и освободил женщин за 6-7 лет, но Павлу не успел – она уехала с мужем. Через некоторое время она вернулась в Орел, а так как жить ей было негде – пришла к Головану.

Сестры его были уже в возрасте и поэтому занимались только хозяйством, пряли и изготавливали необычные ткани. В этой главе подробно описываются отношения Голована с его возлюбленной Павлой.

Глава пятая: эпидемия
Рассказывается, как главный герой получил свое прозвище. Его так начали звать в первый же год, как он поселился в деревне. Виной стала эпидемия сибирской язвы или чумы. Подробно описывается это тяжелое для людей время. Заболевание было очень заразным и передавалось даже людям, которые просто подавали больным еду или питье.

Именно в это страшное время пришел на помощь Голован. Он бесстрашно входил в инфицированные жилища, поил больных водой и принесенным свежим молоком. Ставил мелом крест, когда в лачуге уже не оставалось живых.

При этом болезнь не брала Голована, он так и не заразился. Поэтому и получил прозвище «несмертельный».
Голован приобрел всеобщее уважение, стал известным человеком не только в своей округе, но и прилегающих областях. К тому же он якобы взял у умершего аптекаря «целебный камень», с помощью которого, как поговаривали люди, смог справиться с эпидемией.

Глава шестая: как Голован остановил эпидемию язвы
Рассказывается про сельчанина – парня Паньку, пастуха. В то время в Орле ждали чудотворца. Как-то раз Панька увидел, как человек идет по воде, опираясь только на посох. Когда он пропал из виду – набрался смелости и пошел к воде, а там увидел Голована. Оказалось, человек не шел по воде, а просто переплывал речушку, стоя на самодельных воротах.

Панька переплыл на другую сторону и затаился, боясь, что Голован его обнаружит. Он его все-таки заметил. Затем косой отрезал большой кусок мяса со своей ноги и бросил в реку. Когда люди перенесли Голована в дом, он велел поставить ему ведро с водой и дать ковшик, но больше никому не заходить в избу.

Так он хотел извести язву, взяв болезнь на себя и отстрадав сразу за всех. Люди верили, что он выживет – и это действительно случилось. Эпидемия, наконец, прекратилась. Люди же сделали его легендарным кудесником, который может справиться с любой болезнью.

Глава седьмая: рассуждения о вере Голована
Голован верил в Бога, однако это не мешало ему одновременно увлекаться разными науками, в том числе и астрономией. В те времена она еще так не называлась. Людям во многом виделось колдовство.

Поэтому медника Антона многие избегали, а Голован с ним дружил, и они часто смотрели на небо через специальную трубу. За это люди никак не могли понять, к какой вере он принадлежит. Сам Голован всегда отвечал, что он верует в единого бога – творца-отца.

Глава восьмая: великое священное шествие к мощам
Из Орла к великому торжеству (священному шествию) направилось много людей. Одни – ради торговли, другие – чтобы поцеловать святые мощи и т.д. Среди людей были купец с женой и больной меланхолией дочерью, которую безуспешно лечили долгое время разными способами. Они ехали в надежде, что найдется новое лекарство. Один купец пообещал их поставить в самое начало шествия, за что попросил плату. Благочестивой семье пришлось согласиться.

Глава девятая: чудесное исцеление, Фотей
Подробно описывается место, где остановились бедные люди. Купца с женой и дочерью принудили объявить «немого и больного» мошенника Фотея своим родственником. Затем его понесли на исцеление к святым мощам.
Внесли его в храм, а из него он вышел на своих ногах. После этого Фотей с «родственниками» уехали в Орел. Однако купец решил «потерять» новоиспеченную родню по дороге. Тем не менее, Фотея доставили в Орел другие сердобольные люди.

Глава десятая: гонения Голована Фотеем
Там он знакомится с Голованом. Он сразу увидел его истинную натуру, но когда хотел вывести Фотея на «чистую воду», тот не дал ничего сказать, залепив пощечину. Голован это стерпел, отвечать тем же не стал. Для людей такое поведение осталось поистине загадкой. Они решили, что Голован боится чудом исцеленного.
Удивление людей вызывало и то, с какой дерзостью обращался потом с молочником Фотей. Он требовал у него денег, если считал, что их мало – мог швырнуть монеты в грязь, закидать знакомца камнями. При всем этом Голован безропотно терпел, платил Фотею по первому требованию и молчал. Это возбуждало любопытство людей и укрепляло в них уверенность, что исцеленного и молочника-кудесника что-то связывает.

Глава одиннадцатая: гибель Голована
Через некоторое время в Орле случился большой пожар. В нем погиб и Голован. По рассказам людей он, спасая людей, свалился в глубокую яму, в которой «сварился». Даже спустя много лет о Головане не забывали. Одни стали называть его легендой, другие утверждать, что все сказанное о нем – было на самом деле.

Глава двенадцатая: правда о «несмертельном»
Голован при жизни водил дружбу с женщиной стойкой веры – Акилиной (Александрой Васильевной). Она была очень умна, хоть и малограмотна. Частенько общалась по приезду в Орел с соборным отцом Петром.

Акилина и поведала одному из своих родственников, что никакого волшебного камня у Голована не было. Это придумали люди, а молочник просто не стал спорить. Когда он отрезал от ноги шмоток мяса – так он удалил чумной прыщ, но потом действительно чудом оправился.

Среди людей ходило много слухов про интимную связь Павлы и Голована, но та же Акилина развеяла их. Оказывается молочник до самой смерти оставался девственником. Любовь у Голована с Павлой была платоническая, «ангельская». Оказывается, мужем ее был именно мошенник Фотей, сбежавший с солдатской службы.

Из-за своей любви к Павле Голован терпел все обиды и не мог жениться на возлюбленной. Хотя юридически солдата Фрапошки, скрывавшегося под именем Фотея не существовало, влюбленным был недоступен брак по закону совести. Есть счастье праведное и грешное. В первом случае оно никогда не переступит через людей, во втором – наоборот. Павла и Голован выбрали первый, праведный вариант.

Так заканчивается повествование о Головане – «несмертельном» человеке, который всегда помогал людям даже в самое тяжелое время. Был праведником и даже любовь его стала «ангельской».

«Несмертельный Голован» краткое содержание произведения


12 июня 2015

Про художников, писателей, ученых, когда хотят показать их оторванность от рядовых граждан, говорят: «Страшно далеки они от народа». Эта фраза совершенно не подходит для характеристики творчества Н. С. Лескова. Русский классик, напротив, чрезвычайно близок рядовым гражданам своего времени - крестьянам (обычным мужикам и бабам).

Он очень точно и подробно воспроизводит внутренний мир своих героев, что говорит не только о незаурядном таланте писателя, но и о фантастическом психологическом чутье и интеллектуальной интуиции. В чем можно убедиться, даже прочитав того или иного произведения только краткое содержание. «Несмертельный Голован» - блестяще написанный рассказ.

Внешность главного героя

Время действия, описанное в рассказе, - середина 19-го века, место действия - г. Орел.

Склада Голован был богатырского: роста в нем было за 2 метра. Большие руки, большая голова (отсюда, вероятно, и прозвище). В нем не было ни капли жира, он был мускулист и вместе с тем широк. Больше всего в его лице выделялись голубые глаза, их обрамляли крупные черты лица и большой нос. Голован был брюнетом. Его борода и волосы на голове всегда были аккуратно подстрижены.

Профессия и окружение Голована

У Голована был один бык и несколько коров. Жил он тем, что продавал молоко, сыр и сливки господам. Сам же он был крестьянином, но не крепостным, а свободным.

Его дела шли так хорошо, что после того как он стал свободным, Голован освободил от ярма рабства трех своих сестер и мать, а также поселил в своем доме Павлу - девушку, которая не приходилась ему родней, тем не менее она жила с самыми близкими для героя женщинами под одной крышей. Злые языки говорили, что Павла - это «грех Голована».

Как Голован стал «несмертельным»?

В Орле буйствовала эпидемия, было страшно: погибал скот, потом, заразившись от скотины, умирали люди. И ничего сделать было нельзя, только один двор и одних животных страшная хворь не трогала: двор Голована и его быка и коров. Кроме того, главный герой сказа заслужил уважение местных жителей тем, что ходил по домам умирающих и поил их молоком. Молоко не помогало от болезни, но люди хотя бы не умирали в одиночестве, всеми покинутые. А сам смельчак при этом не заболел. Так выглядят подвиги героя вкратце, если читателя интересует только их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о необыкновенном человеке.

На сотворение мифа о «несмертельном» Головане повлияло и то, что видел однажды утром ученик пастуха Панька. Он выгнал скот постись ближе к реке Орлик, а время было раннее, Панька уснул. Потом внезапно проснулся и увидел, что человек с противоположного берега идет по воде, как по земле. Подивился пастушок, а человеком этим был Голован. Но оказалось, что он шел не ногами по воде, а ехал на воротцах, опираясь на длинный шест.

Когда Голован переправился на другой берег, Панька захотел сам покататься на воротцах до того берега и посмотреть на дом знаменитого местного жителя. Пастух только добрался до желаемой точки, как Голован крикнул, чтобы тот, кто увел его воротца, их вернул. Панька был трусоват и со страху нашел себе укрытие и залег там.

Голован подумал-подумал, делать нечего, разделся, связал всю свою одежду в узел, поместил у себя на голове и поплыл до дома. Речка была не очень глубокая, но вода в ней не нагрелась еще. Когда Голован вылез на берег, он уже хотел начать одеваться, как вдруг заметил что-то под коленом на икре. Тем временем на берег речки вышел молодой косарь. Голован крикнул ему, попросил дать ему косу, а самого мальчика он отослал нарвать ему лопухов. Когда косарь рвал лопухи, Голован одним махом отхватил себе икру на ноге и бросил кусок своего тела в реку. Хотите верьте, а хотите нет, но после этого эпидемия прекратилась. И естественно, пошел слух, что Голован не просто так себя покалечил, а с высокой целью: принес хвори жертву.

Конечно, с большим блеском написал свой рассказ Н. С. Лесков. «Несмертельный Голован», однако ж, произведение, которое лучше читать в первоисточнике, а не в кратком изложении.

Голован - агностик

После этого Голован стал знахарем и мудрецом. К нему ходили советоваться, если возникали какие-то затруднения в хозяйстве или в семейных делах. Голован никому не отказывал и всем давал успокаивающие ответы. Неизвестно, помогали они или нет, но люди уходили от него с надеждой на скорое разрешение своих проблем. При этом никто не мог сказать точно, верит ли Голован в христианского Бога, блюдет ли он канон.

Когда его спрашивали, к какой он церкви принадлежит, Голован отвечал: «Я из прихода творца-вседержителя». Разумеется, такой церкви не было в городе. Но при этом герой сказа вел себя так же, как истинный христианин: никому не отказывал в помощи и даже водил дружбу с любителем звезд, которого в городе все считали дурачком. Таковы добродетели Голована, их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о светлом идеале праведника, не обремененного никакой конкретной принадлежностью к религиозной конфессии.

Разгадка тайны Голована

Автор повествования (Н. С. Лесков) после пересказа народных легенд, дабы не томить читателя и самостоятельно выяснить истину, обращается за правдивой информацией к тому человеку, который лично знал несмертельного Голована, - к своей бабушке. И она отвечает ему на все вопросы, которые он изложил в произведении «Несмертельный Голован». Рассказ завершается разговором между бабушкой и внуком.

  1. Павла не была любовницей Голована, они жили с ним в духовном, «ангельском» браке.
  2. А ногу он себе оттяпал, потому что заметил первые признаки болезни на икре и, зная, что от нее спасения нет, решил проблему радикально.

Конечно, если читать такого гениального рассказа, как "Несмертельный Голован", краткое изложение, то много чего можно упустить, например, подробности истории или волшебство и обаяние неповторимого языка Лескова. Поэтому всем читателям настоящей статьи необходимо ознакомиться с произведением в полном объеме, чтобы почувствовать ритм, «вкус» и «цвет» прозы Лескова. Таким получилось краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ Н. С. Лескова, возбуждающий интерес к другим произведениям автора.

Николай Лесков

Несмертельный Голован

(Из рассказов о трех праведниках)

Совершенная любовь изгоняет страх.

Глава первая

Он сам почти миф, а история его – легенда. Чтобы повествовать о нем – надо быть французом, потому что одним людям этой нации удается объяснять другим то, чего они сами не понимают. Я говорю все это с тою целию, чтобы вперед испросить себе у моего читателя снисхождения ко всестороннему несовершенству моего рассказа о лице, воспроизведение которого стоило бы трудов гораздо лучшего мастера, чем я. Но Голован может быть скоро совсем позабыт, а это была бы утрата. Голован стоит внимания, и хотя я его знаю не настолько, чтобы мог начертать полное его изображение, однако я подберу и представлю некоторые черты этого не высокого ранга смертного человека, который сумел прослыть «несмертельным» .

Прозвище «несмертельного», данное Головану, не выражало собою насмешки и отнюдь не было пустым, бессмысленным звуком – его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован – человек особенный; человек, который не боится смерти. Как могло сложиться о нем такое мнение среди людей, ходящих под богом и всегда помнящих о своей смертности? Была ли на это достаточная причина, развившаяся в последовательной условности, или же такую кличку ему дала простота, которая сродни глупости?

Мне казалось, что последнее было вероятнее, но как судили о том другие – этого я не знаю, потому что в детстве моем об этом не думал, а когда я подрос и мог понимать вещи – «несмертельного» Голована уже не было на свете. Он умер, и притом не самым опрятным образом: он погиб во время так называемого в г. Орле «большого пожара», утонув в кипящей ямине, куда упал, спасая чью-то жизнь или чье-то добро. Однако «часть его большая, от тлена убежав, продолжала жить в благодарной памяти», и я хочу попробовать занести на бумагу то, что я о нем знал и слышал, дабы таким образом еще продлилась на свете его достойная внимания память.

Глава вторая

Несмертельный Голован был простой человек. Лицо его, с чрезвычайно крупными чертами, врезалось в моей памяти с ранних дней и осталось в ней навсегда. Я его встретил в таком возрасте, когда, говорят, будто бы дети еще не могут получать прочных впечатлений и износить из них воспоминаний на всю жизнь, но, однако, со мною случилось иначе. Случай этот отмечен моею бабушкою следующим образом:

«Вчера (26 мая 1835 г.) приехала из Горохова к Машеньке (моей матери), Семена Дмитрича (отца моего) не застала дома, по командировке его в Елец на следствие о страшном убийстве. Во всем доме были одни мы, женщины и девичья прислуга. Кучер уехал с ним (отцом моим), только дворник Кондрат оставался, а на ночь сторож в переднюю ночевать приходил из правления (губернское правление, где отец был советником). Сегодняшнего же числа Машенька в двенадцатом часу пошла в сад посмотреть цветы и кануфер полить и взяла с собой Николушку (меня) на руках у Анны (поныне живой старушки). А когда они шли назад к завтраку, то едва Анна начала отпирать калитку, как на них сорвалась цепная Рябка, прямо с цепью, и прямо кинулась на грудцы Анне, но в ту самую минуту, как Рябка, опершись лапами, бросился на грудь Анне, Голован схватил его за шиворот, стиснул и бросил в погребное творило. Там его и пристрелили из ружья, а дитя спаслось».

Дитя это был я, и как бы точны ни были доказательства, что полуторагодовой ребенок не может помнить, что с ним происходило, я, однако, помню это происшествие.

Я, конечно, не помню, откуда взялась взбешенная Рябка и куда ее дел Голован, после того как она захрипела, барахтаясь лапами и извиваясь всем телом в его высоко поднятой железной руке; но я помню момент… только момент . Это было как при блеске молоньи среди темной ночи, когда почему-то вдруг видишь чрезвычайное множество предметов зараз: занавес кровати, ширму, окно, вздрогнувшую на жердочке канарейку и стакан с серебряной ложечкой, на ручке которой пятнышками осела магнезия. Таково, вероятно, свойство страха, имеющего большие очи. В одном таком моменте я как сейчас вижу перед собою огромную собачью морду в мелких пестринах – сухая шерсть, совершенно красные глаза и разинутая пасть, полная мутной пены в синеватом, точно напомаженном зеве… оскал, который хотел уже защелкнуться, но вдруг верхняя губа над ним вывернулась, разрез потянулся к ушам, а снизу судорожно задвигалась, как голый человеческий локоть, выпятившаяся горловина. Надо всем этим стояла огромная человеческая фигура с огромною головою, и она взяла и понесла бешеного пса. Во все это время лицо человека улыбалось .

Описанная фигура был Голован. Я боюсь, что совсем не сумею нарисовать его портрета именно потому, что очень хорошо и ясно его вижу.

В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами. Волосы на голове и подстриженной бороде Голована были очень густые, цвета соли с перцем. Голова была всегда коротко острижена, борода и усы тоже стриженые. Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована ни на минуту: она светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и в глазах, умных и добрых, но как будто немножко насмешливых. Другого выражения у Голована как будто не было, по крайней мере я иного не помню. К дополнению этого неискусного портрета Голована надо упомянуть об одной странности или особенности, которая заключалась в его походке. Голован ходил очень скоро, всегда как будто куда-то поспешая, но не ровно, а с подскоком. Он не хромал, а, по местному выражению, «шкандыбал», то есть на одну, на правую ногу наступал твердою поступью, а с левой подпрыгивал. Казалось, что эта нога у него не гнулась, а пружинила где-то в мускуле или в суставе. Так ходят люди на искусственной ноге, но у Голована она была не искусственная; хотя, впрочем, эта особенность тоже и не зависела от природы, а ее устроил себе он сам, и в этом была тайна, которую нельзя объяснить сразу.

Одевался Голован мужиком – всегда, летом и зимою, в пеклые жары и в сорокаградусные морозы, он носил длинный, нагольный овчинный тулуп, весь промасленный и почерневший. Я никогда не видал его в другой одежде, и отец мой, помню, частенько шутил над этим тулупом, называя его «вековечным».

По тулупу Голован подпоясывался «чекменным» ремешком с белым сбруйным набором, который во многих местах пожелтел, а в других – совсем осыпался и оставил наружу дратву да дырки. Но тулуп содержался в опрятности от всяких мелких жильцов – это я знал лучше других, потому что я часто сиживал у Голована за пазухой, слушая его речи, и всегда чувствовал себя здесь очень покойно.

Про художников, писателей, ученых, когда хотят показать их оторванность от рядовых граждан, говорят: «Страшно далеки они от народа». Эта фраза совершенно не подходит для характеристики творчества Н. С. Лескова. Русский классик, напротив, чрезвычайно близок рядовым гражданам своего времени - крестьянам (обычным мужикам и бабам).

Он очень точно и подробно воспроизводит своих героев, что говорит не только о незаурядном таланте писателя, но и о фантастическом психологическом чутье и интеллектуальной интуиции. В чем можно убедиться, даже прочитав того или иного произведения только краткое содержание. «Несмертельный Голован» - блестяще написанный рассказ.

Внешность главного героя

Время действия, описанное в рассказе, - середина 19-го века, место действия - г. Орел.

Склада Голован был богатырского: роста в нем было за 2 метра. Большие руки, большая голова (отсюда, вероятно, и прозвище). В нем не было ни капли жира, он был мускулист и вместе с тем широк. Больше всего в его лице выделялись их обрамляли крупные и Голован был брюнетом. Его борода и волосы на голове всегда были аккуратно подстрижены.

Профессия и окружение Голована

У Голована был один бык и несколько коров. Жил он тем, что продавал молоко, сыр и сливки господам. Сам же он был крестьянином, но не крепостным, а свободным.

Его дела шли так хорошо, что после того как он стал свободным, Голован освободил от ярма рабства трех своих сестер и мать, а также поселил в своем доме Павлу - девушку, которая не приходилась ему родней, тем не менее она жила с самыми близкими для героя женщинами под одной крышей. Злые языки говорили, что Павла - это «грех Голована».

Как Голован стал «несмертельным»?

В Орле буйствовала эпидемия, было страшно: погибал скот, потом, заразившись от скотины, умирали люди. И ничего сделать было нельзя, только один двор и одних животных страшная хворь не трогала: двор Голована и его быка и коров. Кроме того, главный герой сказа заслужил уважение местных жителей тем, что ходил по домам умирающих и поил их молоком. Молоко не помогало от болезни, но люди хотя бы не умирали в одиночестве, всеми покинутые. А сам смельчак при этом не заболел. Так выглядят подвиги героя вкратце, если читателя интересует только их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о необыкновенном человеке.

На сотворение мифа о «несмертельном» Головане повлияло и то, что видел однажды утром ученик пастуха Панька. Он выгнал скот постись ближе к реке Орлик, а время было раннее, Панька уснул. Потом внезапно проснулся и увидел, что человек с противоположного берега идет по воде, как по земле. Подивился пастушок, а человеком этим был Голован. Но оказалось, что он шел не ногами по воде, а ехал на воротцах, опираясь на длинный шест.

Когда Голован переправился на другой берег, Панька захотел сам покататься на воротцах до того берега и посмотреть на дом знаменитого местного жителя. Пастух только добрался до желаемой точки, как Голован крикнул, чтобы тот, кто увел его воротца, их вернул. Панька был трусоват и со страху нашел себе укрытие и залег там.

Голован подумал-подумал, делать нечего, разделся, связал всю свою одежду в узел, поместил у себя на голове и поплыл до дома. Речка была не очень глубокая, но вода в ней не нагрелась еще. Когда Голован вылез на берег, он уже хотел начать одеваться, как вдруг заметил что-то под коленом на икре. Тем временем на берег речки вышел молодой косарь. Голован крикнул ему, попросил дать ему косу, а самого мальчика он отослал нарвать ему лопухов. Когда косарь рвал лопухи, Голован одним махом отхватил себе икру на ноге и бросил кусок своего тела в реку. Хотите верьте, а хотите нет, но после этого эпидемия прекратилась. И естественно, пошел слух, что Голован не просто так себя покалечил, а с высокой целью: принес хвори жертву.

Конечно, с большим блеском написал свой рассказ Н. С. Лесков. «Несмертельный Голован», однако ж, произведение, которое лучше читать в первоисточнике, а не в кратком изложении.

Голован - агностик

После этого Голован стал знахарем и мудрецом. К нему ходили советоваться, если возникали какие-то затруднения в хозяйстве или в семейных делах. Голован никому не отказывал и всем давал успокаивающие ответы. Неизвестно, помогали они или нет, но люди уходили от него с надеждой на скорое разрешение своих проблем. При этом никто не мог сказать точно, верит ли Голован в христианского Бога, блюдет ли он канон.

Когда его спрашивали, к какой он церкви принадлежит, Голован отвечал: «Я из прихода творца-вседержителя». Разумеется, такой церкви не было в городе. Но при этом герой сказа вел себя так же, как истинный христианин: никому не отказывал в помощи и даже водил дружбу с любителем звезд, которого в городе все считали дурачком. Таковы добродетели Голована, их краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ о светлом идеале праведника, не обремененного никакой конкретной принадлежностью к религиозной конфессии.

Разгадка тайны Голована

Автор повествования (Н. С. Лесков) после пересказа народных легенд, дабы не томить читателя и самостоятельно выяснить истину, обращается за правдивой информацией к тому человеку, который лично знал несмертельного Голована, - к своей бабушке. И она отвечает ему на все вопросы, которые он изложил в произведении «Несмертельный Голован». Рассказ завершается разговором между бабушкой и внуком.

  1. Павла не была любовницей Голована, они жили с ним в духовном, «ангельском» браке.
  2. А ногу он себе оттяпал, потому что заметил первые признаки болезни на икре и, зная, что от нее спасения нет, решил проблему радикально.

Конечно, если читать такого гениального рассказа, как "Несмертельный Голован", краткое изложение, то много чего можно упустить, например, подробности истории или волшебство и обаяние неповторимого языка Лескова. Поэтому всем читателям настоящей статьи необходимо ознакомиться с произведением в полном объеме, чтобы почувствовать ритм, «вкус» и «цвет» прозы Лескова. Таким получилось краткое содержание. «Несмертельный Голован» - рассказ Н. С. Лескова, возбуждающий интерес к другим произведениям автора.

Работал над ним писатель основательно. Об этом свидетельствует его замечание в письме 16 октября 1880 года редактору журнала «Исторический вестник» С. Н. Шубинскому: «"Голован" весь написан вдоль, но теперь надо его пройти впоперек».

Как видно из заголовка, рассказ относится к циклу произведений о «праведниках». Его связывают с другими произведениями этого цикла и некоторые внешние детали. Так, Ивана Флягина, героя повести «Очарованный странник», тоже называли Голованом.

В отличие от Флягина у Голована нет собственных имени и фамилии. Это, по словам писателя, «почти миф, а история его - легенда». И в то же время прообраз Голована - вполне реальная личность: орловский крестьянин, откупившийся на волю.

...«часть его большая, от тлена убежав, продолжала жить в благодарной памяти»...- не совсем точная цитата из стихотворения Г. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Несмертельный голован рассказ. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Р. Державина «Памятник». У Державина: «...часть меня большая, от тлена убежав, по смерти станет жить...»

«Шпанский» - испанский.

Зелейник - лекарь, лечащий травами.

Молокане - религиозная секта в России, придерживав шаяся аскетических правил жизни и не признававшая обрядов официальной церкви.

Бердо - гребень в ткацком ручном станке. «Прохладный вертоград» - рукописный лечебник, относящийся к XVI-XVII векам. Переведен с польского языка в конце XVII века Симеоном Полоцким для царевны Софьи. Популярен был в народе до начала XIX" века. Здесь и дальше Лесков цитирует рекомендации лечебника по изданию: Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники: Собрание медицинских рукописей XVI и XVII столетий. Казань, 1879. В лечебнике органы человека обозначены в самом общем виде, приблизительно. Например, сафенова жила находится «промеж большого перста и другого», жила спа-тика - на правой стороне тела, а жила базика - на левой. Рекомендуемые медикаменты по преимуществу с использованием трав: ан-тельпроскурняк, сворбориновый (или своробориновый) уксус - настоянный на шиповнике и т. д. Митридат - сложное лекарственное средство, составлявшееся из пятидесяти четырех элементов; рекомендовалось в качестве универсального врачебного средства. Сахар мо-нюскристи - сорт сахара.

Пелынею - полынью.

«Веред» - чирей, нарыв.

Червена - красная.

Во удесех - в членах.

Дондеже - пока.

Дягилева корьние - лекарственное растение. Жохатъ - здесь: зажимать.

Оленьи слезы или безоар-каменъ - камень из желудка козы, ламы, употреблявшийся как народное лекарство.

Комолая - безрогая.

Подполица - подполье.

Никодим - орловский епископ в 1828-1839 годах.

Иметь еще одну кавалерию...- стать кавалером ордена еще раз.

Аполлос - орловский епископ с 1788 по 1798 год (гражданская фамилия Байбаков).

Староверы - приверженцы старых церковных обрядов, существовавших до раскола, то есть до реформы патриарха Никона 1660 года.

Федосеевцы - старообрядческая секта, выделившаяся из беспоповцев в начале XVIII века; федосеевцы проповедовали безбрачие не признавали молитв за царя.

«Пилипоны» (филипповцы) - старообрядческая секта, распространявшая культ самосожжения; отделилась от беспоповцев в 30-х годах XVIII века.

Перекрещиванцы (анабаптисты) - религиозная секта, в которой обряд крещения производился над взрослыми людьми с целью «сознательного» приобщения их к вере.

Хлысты - религиозная секта, возникшая в России в XVII веке. Обряд моления сопровождался ударами хлыстом, исступленными песнопениями и прыжками.

«Зодия» - одна из двенадцати частей зодиака (греч.) - солнечного пояса, древнего астрономического указателя. Каждая из двенадцати частей круга (равна одному месяцу) носила имя того созвездия, в котором пребывало Солнце при своем годичном движении (например, март назывался и обозначался знаком Овна и т. д.). Плезирная трубка - здесь: подзорная труба.

Не признавал седъмин Даниила прореченными на русское царство...- то есть не распространял на Россию библейское пророчество Даниила о пришествии мессии через 70X7 лет («седьмины»).

Поппе (Поп А.) (1688-1744) - английский поэт, автор поэмы «Опыт о человеке».

Алексей Петрович Ермолов (1772-1861) - русский генерал, соратник Суворова и Кутузова. Командовал кавказскими экспедиционными войсками. Сочувственно относился к декабристам.

Стогны - площади (древнеславянск.).

При открытии мощей нового угодника...- Предположительно речь идет о мощах воронежского епископа Тихона Задонского, «открытых» в августе 1861 года.

Нахождение стени (древнеславянск.) - приступ боли

(стенаний).

Пах - резкий запах.

Корчемство - торговля спиртными напитками (корчма - кабак), независимая от государственной.

Лубковый окат - здесь: крыша над телегой, сделанная (окатанная) из лубка (древесной коры).

Иподиакон - помощник дьякона.

«Болячки афедроновы» - геморрой.

Одрец - носилки.

Покровец - плат, покрывало.

Пупавки - ромашки.

«Жертовки» - пожертвования.

Архитриклин (греч.) - старейшина, хозяин,

Непримиримых.. нетерпеливцы и выжидатели.- Имеются в виду политические группировки революционных демократов, радикалов и либералов.

Служил совестным судъею.- Совестный суд - учреждение в старой России, где спорные дела решались не по закону, а по совести судей.

Эмансипации хотел... такой, как в Остзейском крае - то есть освобождения крестьян без земли (оно было осуществлено в Прибалтике в 1817-1819 годах).

Буерак - овраг.

«Китратъ» - тетрадь.

Номады (греч.) - кочевники.

СерЗовые - средних лет люди.

Белый - старый (человек).

Бороться с видениями, терзавшими св. Антония.- Святой Антоний (III в. до н. э.), согласно преданиям, многие годы боролся с искушениями и видениями.

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.- М.: Моск. рабочий, 1981.- 463 с.