Проект создания школьного музея проект на тему. Организация работы школьных музеев Дальнейшее развитие проекта

Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в развитии патриотизма занимает изучение истории государства и своего родного края. Огромную помощь в этом оказывают школьные краеведческие музеи. Об этом и поговорим.

Создание и развитие любого школьного музея состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование тематики экспозиций.
  2. Создание нормативно-правовой базы.
  3. Сбор и подготовка экспонатов для музея.
  4. Оформление музейной комнаты и вспомогательного фонда.
  5. Подготовка экскурсоводов и режима работы музея.

Начальная стадия развития музея позволяет учителю определиться с темой всего музея и его отдельных экспозиций. Наиболее простым решением является создание «Комнаты Славы». Огромное количество информации о событиях и героях Великой Отечественной войны Вы можете найти в Интернете. По Книгам Памяти можно определить точные списки погибших. На сайтах «Мемориал» и «Солдат» Вы можете не только уточнить информацию о необходимом человеке, но и скачать документы о его призыве, месте службы или гибели. Можно, при необходимости, сделать запрос в Государственный архив Министерства обороны РФ. Ответ приходит в течение двух-трёх месяцев. Встреча с родственниками героя поможет уточнить собранную информацию, они могут предоставить Вам фотографии, документы и личные вещи ветерана. Если экспонаты не передают в дар музею, то их можно просто сфотографировать.

Более сложным является создание музея по краеведению и истории. Один Интернет здесь не поможет. Вам придётся обратиться к сотрудникам государственных музеев, архивов и библиотек. Многие школьные музеи ограничиваются созданием исторических экспозиции конца XIX - началом XX века. Это неправильно. Изучение родного края должно быть полноценным и занимать более широкий период истории. Каменный, бронзовый, железный века, раннее и позднее Средневековье, Смутные времена, эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II - всё это может и должно быть представлено в музее, хотя бы кратко. Самым непростым является музей, в котором отражена полная история, от первобытного человека и до наших дней. Даже если каждый из этапов развития России представлять очень кратко, это займёт много места. А если добавить темы по флоре, фауне, геологии и палеонтологии родного края - музей станет поистине огромным. Тем не менее, такие музеи создаются и успешно работают в школах. Создание отдельных тематик (кузнечное дело, обработка льна, народные промыслы, партизанское движение и т.д.) можно отложить по мере сбора и накопления экспонатов.

Второй этап - создание нормативно-правовой базы. В любом школьном музее должны присутствовать следующие документы: книга приёма-передачи-изъятия экспонатов, акты приёма-передачи отдельных экспонатов, положение по школьному музею, план работы школьного музея на текущий учебный год, тексты экскурсоводов.

Прежде чем приобретать и накапливать экспонаты для музея, учитель обязан ознакомиться с документами, регламентирующими законность таких приобретений. Существует ряд строгих запретов. В первую очередь это касается предметов времён Великой Отечественной войны. Категорически запрещается использовать предметы, представляющие угрозу жизни и здоровью посетителей музея. Оружие и боеприпасы, находящиеся в музейной комнате должны быть полностью деактивированы и осмотрены специалистами и сотрудниками полиции. Капсюля и взрыватели гильз и снарядов должны быть выбиты, пороховые и тротиловые заряды выжжены и химически обработаны. У представленного оружия или его фрагментов должны быть пропилены патронники, заварен ствол, удалены бойки и механизмы взвода. Штыки и штык-ножи лучше распилить, представив в экспозиции две половинки. Даже внешний вид сильно ржавого и испорченного оружия может быть обманчив. Ещё раз напомним - заниматься деактивацией должны только специалисты. Если у Вас возникли вопросы по безопасности предмета, можно пригласить для его осмотра сотрудников полиции или МЧС.

В школьных музеях не рекомендуется выставлять ордена, медали и нагрудные знаки времён Великой Отечественной войны. Исключение делается в двух случаях. Если эти награды были переданы самим ветераном (его родственниками) или если эти медали не относятся к боевым (30-, 40-, 50-летие Победы, Вооружённых Сил и т. д.). В любом случае, все награды лучше заменить наградными планками или муляжами.

Много вопросов возникает по представлению в музее предметов из драгметаллов. Обычно это монеты и украшения. Принято считать, что выставлять в школьных музеях такие изделия запрещено ввиду их высокой стоимости, но хотелось бы внести небольшую поправку на этот запрет. Огромное количество старинных разменных серебряных монет не представляют никакой ценности. Монетки-«чешуйки» Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I и других царей стоят от 20 до 50 руб. за штуку. Серебряная мелочь Александра III, Николая II стоит ненамного дороже. Можно представить в школьном музее сотни таких монет и их стоимость будет гораздо меньше стоимости самопрялки или самовара. То же относится и к серебряным нательным крестам, кольцам, серьгам XIX вв. Их стоимость редко превышает несколько сотен рублей. Между тем стоимость некоторых медных монет может доходить до нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Во избежание недоразумений с подробной стоимостью любой монеты Вы можете ознакомиться в каталогах «Конросс», которые выпускаются ежегодно. Также не рекомендуется выставлять в школьных музеях предметы, представляющие особую историческую ценность. Определить их значимость для истории Вам помогут сотрудники государственных краеведческих музеев. Особенно это касается кладов. Хотелось бы развеять два предубеждения, касательно этой темы. Во-первых, клады не являются таким уж редким явлением, ежегодно в нашей области поднимают десятки кладов. Во-вторых, многие из кладов, несомненно, представляют определённую историческую ценность, но не представляют ценности материальной.

Рекомендуем ознакомиться с 233 статьёй Гражданского кодекса РФ. Поэтому вполне допустимо присутствие в школьном музее подобного экспоната или его аналога. Положите под стекло разбитый кувшин и несколько десятков монет одного периода и состояния, и Вы получите копию клада, вызывающую восхищение школьников.

Что касается старинного холодного оружия, то здесь необходимо подробно ознакомиться с законом «Об оружии». Наконечники стрел не представляют угрозы для посетителей, наконечники копий и сулиц ввиду их плохого состояния (учитывая возраст) также не подпадают под закон. Старинные топоры (даже боевые) относятся к предметам хозяйственно-бытового назначения. А вот сабли, палаши, шпаги, мечи и другое клинковое оружие выставлять в школьном музее запрещено, за исключением, когда клинок надломлен и притуплен до 1,8 мм. Можно представить в школьном музее реплики (копии) данного оружия. Такие копии используют реконструкторы военно-исторических клубов, они не имеют острых кромок и относится к спортивному снаряжению, но даже в этом случае данное оружие желательно надпилить у основания рукоятки.

Третий и самый главный этап формирования музея - сбор экспонатов. Не секрет, что школьники получают более полную информацию по истории не только изучая литературу, но и прикасаясь к экспонатам, держа в руках «живую историю». К сожалению, большинство школьных музеев ограничиваются банальным «музейным набором»: пара рушников, угольныё утюг, лапти, самопрялка, ухваты, чугунки, кувшины, в лучшем случае к этому добавляется самовар Баташёва, жернов или ткацкий станок. По войне будут представлены солдатский шлем и пара гильз от орудий. Как же расширить экспозицию, выйти за рамки стандартных экспонатов, как создать свою «изюминку» в музее? Первые предметы в школу могут принести ученики, при этом необходимо обязательно учитывать согласие их родителей. На отдельные интересные и редкие экспонаты Вы составляете акты приёма-передачи в произвольной форме, с подробным описанием предмета, заверенные подписями обеих сторон и печатью школы. Остальные экспонаты вносятся в книгу приёма-передачи. Не следует забывать, что разница стоимости экспонатов в зависимости от их состояния может отличаться в разы, поэтому не забывайте подробно описать принимаемый предмет или документ. Но где приобрести остальные экспонаты?

При создании музея по Великой Отечественной войне неоценимую помощь Вам окажут представители поисковых отрядов. Огромное количество интересных и разнообразных предметов они предоставят абсолютно бесплатно. Фрагменты снаряжения и вооружения русских и немецких солдат, предметы жизни и быта, листовки и плакаты, всё это Вы можете получить в дар и прекрасно оформить у себя в музее. Обращайтесь к руководителям таких отрядов, и Вам не откажут в помощи. Если музею необходимы конкретные предметы, Вы можете оставить заявку, и при следующих поисковых мероприятиях, возможно, Вам его предоставят. Представителей поисковых отрядов можно пригласить на открытый урок, где они подробно и интересно расскажут о своей работе и представленных в школьном музее экспонатах по Великой Отечественной войне.

Сложнее приобрести экспонаты по старине. Существует несколько способов пополнения школьной коллекции. Здесь всё зависит от Вашей активности и финансовых возможностей музея. Для начала определимся, что можно приобрести для школьного музея по каждому из периодов истории.

По каменному веку можно представить каменные наконечники стрел, топоры, скребки, прошивки и рубила. Их стоимость невелика, но проще и дешевле будет изготовить копии самим, обработав камни или найдя образцы, внешне похожие на орудия труда древнего человека.

По железному и бронзовому векам, праславянским культурам можно будет представить наконечники стрел и копий, топоры, фрагменты украшений и одежды, части конской упряжи.

По средневековью к вышеперечисленному добавляются украшения славян. Огромное разнообразие подвесок, височных колец, перстней, гривен, оберегов, браслетов и бус прекрасно будут смотреться в Вашем музее. Добавьте к этому пряжки, накладки, пуговицы и другие украшения одежды. Всё это можно оформить отдельными наборами, а можно воссоздать на нарисованном образе, расположив их там, где они должны были находиться. К этому периоду можно добавить фрагменты снаряжения средневековых воинов. Особенно эффектно будут смотреться манекены в одеждах данного периода. Кстати, это относиться к любой из представленных исторических эпох. Копии старинных одежд и доспехов можно изготовить самим или привлечь к этому детей. Если Вы нуждаетесь в точных аналогах (старинный раскрой, натуральные ткани, ручной шов, бронзовое литьё, кованая сталь), то можно обратиться к помощи исторических клубов, которые существуют в любом городе. Если Вы не в состоянии приобрести или изготовить данные экспонаты, можно просто попросить выставлять их временно, приурочив к какому-либо событию. Ни один из клубов Вам не откажет.

По более поздним векам добавляются монеты-чешуйки и фрагменты огнестрельного оружия (например, ядра пушек).
По периоду Российской Империи вплоть до 1917 года можно представить огромное количество всевозможных экспонатов. Развитие денежной системы, кузнечного дела, народных промыслов и книгопечатания - всё это даёт широкий простор для пополнения экспозиции музея. По мере накопления всё это оформляется в отдельные темы. Приведём примеры некоторых отдельных выставок: пули времён Крымской войны, торговые пломбы купечества, нагрудные знаки полиции, медали Царской армии, украшения наших бабушек, оловянные игрушки XIX века, знаки различия военнослужащих, разнообразие веретён и пряслиц, изразцы русской печи, фарфоровая посуда XIX века, обработка льна, значение вышивки на одежде и рушниках, старообрядческие нательные кресты, как украшали лошадь, чем ловили рыбу, орудия столяров и плотников, история Георгиевского креста, как освещали жилище, чем писали в старину и многое другое. По всем вышеперечисленным темам свободно можно приобрести и оформить экспонаты.

Вполне несложно представить в школьном музее предметы времён Советского Союза. Интерес для музея могут представлять радиоприёмники и проигрыватели, разнообразная посуда и предметы быта, сохранившаяся в бабушкиных сундуках одежда, предметы культа В.И. Ленина и И.В. Сталина (статуэтки, знамёна, вымпелы, литература и др. атрибутика), а также экспонаты по пионерским и комсомольским организациям. Очевидцы событий обязательно поделятся для музея своими воспоминаниями.

С экспонатами определились, но где всё это приобретать? В этом Вам поможет Интернет, а именно форумы поисковиков. Отношение к металлопоиску у многих историков неоднозначное. Множество исторических мест было варварски разрушено и уничтожено за последние годы так называемыми «чёрными копателями». Этому способствовала свободная продажа металлодетекторов и отсутствие законов об обороте предметов старины. В то же время обвинять всех поисковиков в разрушении памятников археологии неэтично, как нельзя обвинить, например, всех рыбаков в браконьерстве. Множество людей относятся к металлопоиску, как к хобби, просеивая колхозные поля, сельские огороды, дороги и заброшенные дома. Они никогда не переступят ни закон, ни морально-этические нормы.

Однако речь не об этом. Руководителям школьных музеев многие форумы оказывают неоценимую помощь, предоставляя бесплатно или за чисто символическую плату множество предметов старины. Так называемый «археологический мусор» продаётся килограммами. Вы можете за несколько сотен рублей приобрести, например, полные наборы украшений конской упряжи, десятки всевозможных монет, множество старинных орудий труда и предметов быта. При этом многие экспонаты просто дарятся. Для пополнения школьной коллекции Вам необходимо поместить заявки на таких форумах. Ещё раз повторим, отношение к данным торгам может быть у Вас и негативным, но будет правильнее, если предметы старины займут достойное место в школьном музее, чем окажутся в частной коллекции или, ещё хуже, на свалке. Некоторые историки требуют, чтобы в школьных музеях были представлены только копии предметов старины. Если следовать этим правилам, Вам потребуются значительные финансовые средства, копии стоят в несколько раз дороже оригиналов. В любом случае, выбор за Вами. По крайней мере, можно просто скачать с форумов огромное количество интереснейшей и занимательной информации, старинные карты Вашей местности, места расположения древних поселений и многое другое.

Кроме этого, в каждом городе существует множество антикварных салонов. Некоторые недорогие экспонаты можно приобрести и там. Владельцы таких салонов часто идут навстречу школам и предоставляют интересные предметы старины абсолютно бесплатно.
Таким образом, пополнив школьную коллекцию, необходимо будет привести её ещё и в достойный вид. Для этого некоторые экспонаты придётся отреставрировать. Предметы, найденные в земле и изготовленные из железа, находясь в музейной комнате, где сухо и тепло, начнут разрушаться. Металл будет отслаиваться и крошиться, со временем Вы рискуете полностью утратить экспонат.

Чтобы этого не произошло, Вам необходимо уберечь его от пагубного воздействия кислорода. Для начала необходимо аккуратно удалить грязь и наросты ржавчины, а затем залить экспонат тонким слоем расплавленного воска или парафина. Менее ценные экспонаты можно просто покрыть бесцветным нитролаком. Защитная плёнка предотвратит дальнейшее разрушение и создаст дополнительный запас прочности. Медные, латунные и бронзовые экспонаты чистятся в обычном мыльном растворе. Если они сильно поражены окислами, для очистки можно использовать слабый раствор лимонной кислоты. При этом не стоит забывать, что равномерный, красивый слой окислов меди, так называемая патина, придаёт экспонату благородство и уберегает его от дальнейшего разрушения, поэтому удалять её не стоит. Бумажные экспонаты (документы, деньги, книги, листовки) необходимо уберечь от воздействия человеческих рук и пыли. Можно поместить их под стекло, в файлы или заламинировать, если они находятся в очень плохом состоянии. Изделия из серебра хорошо чистятся зубным порошком, за исключением серебра с чернением. Предметы, изготовленные из дерева можно обработать специальными бесцветными маслами, предназначенными для усиления структуры дерева.

Изделия из кожи лучше натереть натуральным воском. Манекены с одеждой необходимо уберечь от моли, разместив внутри инсектициды. Льняные изделия достаточно просто периодически вытряхивать от пыли. Для общей сохранности экспозиции школьного музея необходимо еженедельно проводить влажную уборку помещения. Это будет особенно несложно, если большую часть экспонатов поместить под стекло.

Итак, Вы приобрели, отреставрировали и зарегистрировали необходимые экспонаты. Следующий этап - оформление вспомогательного фонда. Вспомогательным фондом называют всё то, что помогает в полной мере раскрыть значимость того или иного экспоната. К нему относятся основные информационные стенды, столы с представленными предметами, стеклянные шкафы, отдельные настенные экспонаты или их наборы, стойки под орудия труда, оружие или одежду, бирки с названиями и многое другое. Часто бывает, что оформление и красочное представление музейной выставки занимает большую часть затраченного времени и финансов. Процесс создания музея может быть бесконечным, т. к. периодически Вы будете менять, дополнять или просто удалять некоторые экспонаты ввиду различных причин. Тем не менее, этот процесс занимателен как для учителей, так и для учащихся, оказывающих им помощь. Обустраивая музей, каждый учитель старается внести своё неповторимое оформление.

Можно лишь посоветовать некоторые варианты таких решений. Чтобы столы не выглядели по-современному, их покрывают двуниткой, недорогой тканью, внешне похожей на лён. Топоры, копья, косы, ухваты, мотыги и молоты лучше насадить на древко (если оно отсутствует). Это придаст им достойный рабочий вид. На самопрялку можно насадить кусок льняной пакли и вывести ручную нить на веретено. В светцы вставляют лучины и закрепляют на стене. В угольный утюг можно насыпать холодного древесного угля. Иконы оформляются в Красном углу и украшаются рушниками и веточками вербы. Идеей создать «уголок русской избы» с бутафорской печью уже никого не удивишь. А вот «амбарный уголок», «сени», «овин» или «ледник» помогут выйти за рамки общепринятых норм.

Ну и последнее, что необходимо для полноценной работы музея - это подготовка экскурсоводов и распределение времени работы музея. Для экскурсоводов лучше подобрать учащихся 6-9 классов. Это оптимальные возрастные категории. В этих классах ученики уже в состоянии грамотно и интересно провести экскурсию, и у Вас будет экскурсовод на несколько лет до окончания учеником школы. Экскурсии лучше проводить по предварительному согласованию между посетителями и работниками музея. Музей не должен являться проходной комнатой. Его открытие должно производиться только при непосредственном начале экскурсии, а закрытие сразу после её окончания. В один из дней недели можно сделать «день открытых дверей», когда музей будет открыт для свободного посещения несколько часов подряд. Обычно в первые месяцы после начала работы школьного музея будут проходить многочисленные экскурсии. Когда большинство учащихся побывают в музее, его деятельность пойдёт на убыль и войдёт в спокойное течение учебного процесса. На базе музея можно создать исторический факультатив или группу, где учащиеся будут подробно изучать краеведение, готовить интересные научные и исследовательские проекты. Помимо экскурсий в музее, можно подготовить походы на открытом воздухе по историческим местам, расположенным недалеко от школы.

В заключении хотелось бы добавить, что данная статья является лишь рекомендательной и основана на личном многолетнем опыте автора. Возможно, она поможет Вам в Вашей работе.

С уважением.
Сергей Красильников.

Как создать школьный музей

Уважаемые коллеги.

Итак, как создавался наш музей. В феврале я принят был на работу в МОУ-Лицей N 60 в качестве учителя истории и обществознания. Впервые же дни работы я предложил администрации Лицея создать школьный музей. Убеждать никого не пришлось. Директор лицея идею поддержала и пообещала всемерную помощь во всех вопросах, связанных с созданием музея. Теперь несколько слов о причине создания музея. Мне нередко приходилось слышать от коллег в этот период (к счастью - не от историков), что сейчас пошла мода на музеи, как поветрие какое-то пошло. Комментировать данное высказывание в этой аудитории, я думаю, нет смысла. Одно скажу, был бы Министром образования, приказал бы в обязательном порядке в каждом учебном заведении открывать музей, точно так же, как в каждой школе есть спортзал, при кабинетах химии и физики - лаборатории.

Я лично, где бы ни работал, в каждой школе, или создавал краеведческий уголок, или принимал участие в создании музея, или открывал кружки по нумизматике, фалеристике. И это независимо от того, оплачивалась эта работа или не оплачивалась. Нередко это вызывало недоумение у коллег, спрашивали, зачем это тебе, мол, надо, некоторые косились, выскочка какой-то появился и т.д, и т.п.

Объяснение на этот счет простое. Во-первых, я люблю заниматься этим делом. Я с 1963 года увлекаюсь нумизматикой, чуть позже увлекся фалеристикой и всем сопутствующим. Приходя в любую школу на работу, я первым делом выяснил наличие в учительском ученическом коллективе коллекционеров или просто, людей неравнодушных к истории. Обычно, в каждом классе, таких учеников находится от 2 до 6. Затем создавал кружок нумизматов. Что это мне давало как учителю истории?

  1. Быстрая адаптация на основе общности интересов.
  2. Повышение мотивации к изучению истории и других уч. предметов у учащихся, членов кружка. Данные учащиеся, как правило, становились моими первыми помощниками во всех начинаниях.
  3. У учащихся прививались навыки самостоятельности работ с источниками.
  1. Развивалась творческая познавательная активность учащихся.
  1. Учащиеся получали боле глубокие знания по ряду предметов. Появлялась возможность воздействия на отдельных учащихся через коллектив (кружок).
  1. Происходит формирование корпоративности.
  2. Ликвидировалась проблема «свободного времени у учащихся, а, следовательно, появилась возможность уберечь их от пагубных привычек.
  3. Происходило практическое освоение основ маркетинга.

10.Формировались навыки общения с людьми разных возрастов и профессий во время «выхода в свет» (посещения городского клуба нумизматов)

Как видим, из перечисленных организаций нумизматического,

фаллеристического кругов имеем много положительных сторон, но есть одно маленькое «но». Это специфичность. Любителей нумизматики, фалеристики, как было сказано выше, в среднем в классе от 2 до б. А как же быть с остальными? И здесь на помощь приходит школьный музей. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся патриотизм, расширение кругозора и воспитанию познавательных интересов, способностей содействовать развитию общественно-политической активности учащихся, овладению ими практическими навыками поисково- исследовательской работы. С помощью школьного музея можно решить следующие задачи:

Расширить и углубить знания учащихся по ряду учебных предметов;

Развить организаторские способности учащихся;

Оказывать помощь учителей в проведении уроков;

Оказывать влияния на формирование мировоззрения и убеждений учащихся.

Музей - это пространство для практической деятельности и т.п. Этот перечень возможности музея и его значение можно перечислять, далее. Вы это все прекрасно знаете. С чего я начал. Выяснил у администратора вопрос, связанный с помещение. Затем подготовил необходимую документацию по музею:

Приказ о создании музея;

Положение о школьном музее;

Книги регистрации экспонатов музея (основного и вспомогательного фонда);

Книга протоколов заседания Совета музея;

Книга отзывов.

Параллельно подобран Совет музея из числа учащихся, занимающихся коллекционированием монет, значков, марок, любящих историю.

Вопрос о профиле музея у меня не стоял. Только историко-краеведческий. Любой другой - это узкая специализация. Историко-краеведческий музей может использоваться с большой пользой и отдачей на протяжении изучения всего курса истории.

В течение последующего года шла активная работа по подготовке помещения, сбору экспонентов изготовлению витрин, планшетов. Ровно через год, в канун 60-летия Великой Победы музей был торжественно открыт.

Я не буду подробно останавливаться на разделах экспозиции, т.к они видны в презентации. Я хотел бы сейчас остановиться на том, как я лично использую возможности музея при изучении истории.

Во-первых, каждый год во время декады истории, проводятся плановые экскурсии для учащихся лицея. Помимо этого проводятся и внеплановые по заявке учащихся, учителей, гостей лицея.

Во- вторых. Я регулярно использую экспонаты, документы музея в ходе изучения истории России, обществознания.

Например, в 5-ом, 6-ом, 10-ом классах тема «Первобытное общество». На уроки приношу экспонаты из раздела «Наш край в древности» Тема: «Монголо-татарское нашествие» - наконечники стрел из того же раздела.

Таким образом, вы видите, что на протяжении всего учебного года можно использоваться в работе экспонаты и документацию музея.

Несколько раз пробовал проводить учебные занятия в помещении музея, но в дальнейшем от этого пришлось отказаться, т.к внимание учащихся рассеивается.

Я не останавливаюсь в своем выступлении о работе активом музея. Это большая тема для отдельного разговора. Да и вы, кто работал с активом, уже каждый, наверно, нашел свой стиль работы.

Школьный краеведческий музей как средство патриотического воспитания школьников


Жбанов Александр Семенович, руководитель школьного краеведческого музея МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского района Республики Мордовия.
Цель: Обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.
Задачи: Охарактеризовать особенности организации музея в учебном учреждении, изучить основы музейной работы путем проведения виртуальной экскурсии по страницам музея.
Материал предназначен для учителей, желающих организовать музейную работу в школе.
Основным средством патриотического воспитания в школе является школьный краеведческий музей. Он выполняет множество функций, главными из которых являются:
-документирование истории родного края;
-организация и ведение поисково-исследовательской работы (изучение публикаций, архивных источников, воспоминаний)
- сбор материала (газетный материал, объявления, фото, интервью и т.п.)
-сбор предметов быта, старинной утвари, сохранившихся у жителей.
-изучение и систематизация собранного материала.
Наш школьный музей основан в 2010 году. В канун празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 2010 года состоялось торжественное открытие музея.
На данное время в музее хранятся более двухсот экспонатов, это уникальные предметы домашней утвари мордвы, старинная женская одежда, подлинные документы и награды участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Музей рассказывает об истории села, района, Республики, об основании школы, о ее учителях.
В стенах школьного музея проводятся музейные уроки, уроки мужества, экспонаты музея часто используются на классных часах, открытых мероприятиях. Здесь проходят выставки, торжественные мероприятия, отмечаются знаменательные даты и праздники.
За годы функционирования музей посетили более 500 человек. Проходят встречи учащихся с тружениками тыла, с детьми участников Великой Отечественной войны, с ветеранами труда. Проведено множество экскурсий для учащихся, как своей школы, так и школ района, представителей Министерства образования Республики, жителей села. За последнее время в музее проведено ряд мероприятий, посвященных 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.
План работы музея разрабатывается руководителем музея совместно с активом музея и выносится на рассмотрение педагогического Совета школы.
В состав Совета музея входят представители творческого объединения «Музейное дело», избираются представители из классов. Совет музея работает по разным направлениям. Члены Совета музея делятся на реставраторов, экскурсоводов, летописцев, учетчиков документов. Совет музея принимает участие в разработке и проведении экскурсий и встреч, а также руководит шефской работой над тружениками тыла (к сожалению, у нас не осталось ни одного ветерана ВОВ).
Уважаемые друзья, мне хочется провести небольшую экскурсию по страницам нашего музея. Все оформление и внутреннее убранство помещения музея выполнено руками учителей и учащихся.
Музейная комната (площадью 60 квадратных метров)имеет экспозицию, состоящую из четырех основных разделов:
1. «Никто не забыт, ничто не забыто».
2. «Край, в котором ты живешь».
3. «Это школьной истории строки…»
4. Этнографический уголок «Быт мордвы»

Раздел «Никто не забыт, ничто не забыто»


Данный раздел состоит из нескольких экспозиций:

1.Экспозиция «Они сражались за Родину»

3.Экспозиция «Ветераны Афганистана - выпускники нашей школы»

4. Экспозиция «Участники трудового фронта»

5.Экспозиция «Награды и документы фронтовиков и тружеников тыла»(фрагмент)

6. Экспозиция «Экспонаты с полей сражений». Переданы директором Республиканского Музея военного и трудового подвига Кручинкиным Н.А.

7. Обелиск с фамилиями земляков, павших в боях ВОВ.

Раздел «Край,в котором ты живешь»

Данный раздел включает в себя следующие экспозиции:
1.Экспозиция «Село мое родное». Здесь отслеживается история основания и развития села Перхляй, говорится о людях, прославивших село, о тружениках колхоза и совхоза в разное время. Экспозиция рассказывает о людях, которые всем сердцем любят свое село, помогают селу и его жителям. Имеется богатая настольная информация. Ведется работа по организации выставки «Село смотрит в будущее».

2. Экспозиция «Знай и люби свой район»

3.Экспозиция «Известны на всю Россию» рассказывает о знаменитых людях, прославивших наш район на всю Россию. Это спортсмены, артисты, врачи,художники, политики.

4. Экспозиция «Леонид Федорович Макулов» посвящена известному мордовскому писателю, уроженцу нашего села.В фонде музея хранятся подлинные рукописи книг и очерков, фотографии и личные вещи Леонида Федоровича, переданные в музей сыном писателя.

Раздел «Это школьной истории строки» состоит из нескольких экспозиций:
1.»История школы». Экспозиция рассказывает об истории создания и становления школы, о директорах школы и учителях, внесших свой вклад в развитие школы в разное время, о наших сегодняшних учителях.
2.»Мы их помним». Экспозиция посвящена учителям, в разное время работавшим в нашей школе, ушедшим из жизни.
3."Наши ветераны». Идет рассказ об учителях - ветеранах педагогического труда, находящихся на заслуженном отдыхе.
4. «А годы летят…». В основе экспозиции фотографии выпускных классов разных лет.

Раздел «Быт мордвы»

Он состоит из следующих основных экспозиций
1. «Предметы старины»


2.Экспозиция «Убранство крестьянской избы»


3. Экспозиция «Мордовская национальная одежда»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Астрахани

«Средняя общеобразовательная школа №61»

Социальный проект

«Создание школьного музея».

Работу выполнили :

ученики 8 класса Исаев Ринат, Седова Кристина, Токсанбаева Саида

Научный руководитель:

учитель истории и обществознания Высшей квалификационной категории,

Почетный педагог России - Кибкало Н.Г.

МБОУ "СОШ №61", г. Астрахань

г. Астрахань


Введение ……………………………………………………………………...

стр. 3

Глава I. Что такое Музей школы? …………………………………………..

стр. 5

Глава II. Описание проекта …………………………………………………

стр. 8

Глава III. Реализация проекта «Создание школьного музея» …………….

стр. 12

Заключение …………………………………………………………………..

стр. 14

Литература …………………………………………………………………...

стр. 16

Приложение ………………………………………………………………….

стр. 18

ВВЕДЕНИЕ.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины – все умирают.

Акакий Швейк
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Это история наших дедов и прадедов. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Главный инструмент сохранения исторического прошлого является музей. Именно он позволяет собрать, систематизировать и сохранить крупицы, следы прошлых эпох. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» – «храм».

Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Когда то давно в нашей школе №61 был музей, но затем нужда в нем отпала, экспонаты отправились в подвал, о нем забыли.

В 2010 году при обращении к Федеральному Собранию президент РФ Дмитрий Медведев выступил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи – многие школы вновь стали создавать, возрождать свои музеи. Идея возрождения музея в нашей школе жила давно. О необходимости такого «храма» высказывалась и администрация школы, родители и жители поселка, в котором наша школа, главный культурный объект, и сами ученики. Для реализации этой идеи нами был разработан проект возрождения музея нашей школы. Музея, который будет адресован школьникам и интересен для них, в создании которого они примут прямое участие, а впоследствии будут его основными посетителями и участниками всех видов деятельности.

Цель проекта:


  1. Возрождение, создание музея в школе №61;

  2. Возрождение и сохранение истории и духовных ценностей посёлка Свободный и школы №61;

  3. Развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, поисковой работы.
Задачи проекта:

  1. Разработать программу и план возрождения школьного музея;

  2. Определить этапы и сроки возрождения музея;

  3. Собрать, изучить и систематизировать имеющиеся экспонаты;

  4. Определить направления работы и экспозицию музея;

  5. Определить источники и расходную смету возрождения музея;

  6. Открыть музей в школе № 61;

  7. Продолжить работу по пополнению фонда, экспозиции музея.
Ожидаемый результат :

Создание музея школы, интеграция музейной и учебной деятельности с целью воспитания гражданско-патриотических качеств личности учащихся. Эстетическое оформление школы.

Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира». В этом смысле музей становится весьма значимым, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект послужит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

ГЛАВА I . ЧТО ТАКОЕ МУЗЕЙ ШКОЛЫ?
Музеи – это конгломераты памяти.

Георгий Александров
ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «МУЗЕЙ».

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились" .

К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце 19 века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов).

В начале 20 века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения.

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года.

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей".
ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:


  1. Исторический;

  2. Естественнонаучный;

  3. Картинная галерея;

  4. Мемориальный музей;

  5. Технологический;

  6. Экологический .
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, относят следующие:

  1. Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

  2. Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

  3. Музей – лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся" . Школьный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие.

Задачами школьного музея являются:


  1. Воспитывать чувство патриотизма – такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины";

  2. Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность;

  3. Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс;

  4. Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох;

  5. Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины;

  6. Способствовать формированию духовных ценностей .
Для создания школьного музея необходим ряд условий:

  1. Собранные и зарегистрированные музейные предметы;

  2. Музейный актив;

  3. Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

  4. Музейная экспозиция;

  5. Источники финансирования деятельности;
Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения .
ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ.

В Положении о Музее образовательного учреждения определяются воспитательная и документирующая функции. Сущность документирующей функции заключается в целенаправленном отражении в музейном собрании с помощью музейных предметов тех исторических, социальных или природных явлений, которые изучает музей в соответствии со своим профилем.

Документирующая функция осуществляется в трёх формах:


  1. Комплектование фондов;

  2. Фондовая работа;

  3. Создание экспозиции музея;
Музейный предмет – памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания. Главное для музейного предмета – его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал. Все музейные предметы обладают рядом свойств. Это информативность, аттрактивность, экспрессивность.

Все музейные предметы делятся на три группы:


  1. Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи);

  2. Изобразительные (картины, скульптура, графика);

  3. Письменные (документы на всех носителях).

ГЛАВА II . ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

Музеи – это кладбища искусства.

Альфонс Ламартин
Приступая к реализации проекта вначале мы, вместе с учителями, определи каким будет наш музей, какие направления мы хотели бы осветить, наметили стратегии, сроки.

Основные стратегии школьного музея:

1. Создание инициативной поисковой группы музея.

2. Разработка проекта «Школьный музей».

3. Изучение краеведческой литературы, материалов по краеведению.

4. Продумать необходимое оборудование, составить смету.

5. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

6. Создание экспозиций, разделов музея.

7. Оформление интерьера музея.

8. Комплектование музейных фондов, учет и научное описание музейных предметов.

9 . Создание совета и актива музея.

10. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

11. Организация группы экскурсоводов.

12. Организация работы клуба «Истоки».

13. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

14. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

15. Оформление документации аттестации и паспортизации музея.

16. Проведение уроков, семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты.

Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет: 2013 – 2015 годы. В результате должен быть открыт музей состоящий из трёх экспозиций: Музей Боевой славы, Музей истории школы, Музей истории культуры и быта поселка, изготовлены и оформлены стенды по истории школы и поселка, проведено комплектование музейных фондов, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав, паспорт и вся необходимая документация музея.

Материально-техническое обеспечение.

Мы планируем организовать школьную бригаду для выполнения запланированных работ по ремонту помещения и реставрации экспонатов.

Ресурсное обеспечение

1. Бюджет школы;

2. Материально-техническая база школы;

3. Школьные благотворительные акций;

4. Спонсорская родительская помощь;

5. Помощь социальных партнеров;

Руководство и контроль над выполнением данного проекта.

Контроль над выполнением данного проекта осуществляет:


  1. Администрация школы;

  2. Управляющий совет школы;

  3. Совет старшеклассников;

  4. Инициативная группа школьного музея.
Текущую работу музея осуществляет совет музея, руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.

Ожидаемые трудности.


  1. Низкий уровень финансирования;

  2. Недостаточная материально-техническая база, небольшая площадь помещения;

  3. Загруженность педагогов и учеников.
Ожидаемые результаты.

1.Действующий школьный музей;

2.Сформированный ученический актив школьного музея с навыками социально-значимой деятельности и основами профессионального самоопределения;

3.Созданные тематические экспозиции;

4.Организованный учебно-воспитательный процесс в тесном сотрудничестве с деятельностью школьного музея;

5.Повышение уровня нравственного и военно-патриотического воспитания

Основные этапы работы:

Первый этап - Подготовительный

январь – март 2013 года.

А) Создать творческую группу – актив музея;

Б) Разработать информационные листовки о возрождении музея школы для обучающихся, учителей, родителей, общественности;

В) Информировать педагогический коллектив об идее возрождения музея школы с целью поддержки проекта;

Г) Обратиться к совету ученического коллектива, родительскому комитету с целью привлечения к проекту обучающихся школы и их родителей;

Ж) Подготовить вопросы для социологического опроса и провести социологический опрос обучающихся, педагогов, родителей, общественности с целью определения профиля и жанра будущего музея;

З) Разработать концепцию музея, обосновать идею музея, определить профиль;

К) Определить место в здание школы для размещения музея;

Л) Произвести ревизию имеющихся музейных экспонатов и архивных документов;

М) Составить смету расходов по ремонту помещения, подготовке, оформлению и размещению экспозиций (см. Приложение №1);

Н) Изыскать финансовые возможности для ремонта помещения и оформления музейных экспозиций.

Второй этап – Основной.

Деятельность по возрождению музея.

май - сентябрь 2013 года

А) Привлечение и распределение финансовых средств согласно смете и плана работы;

Б) Реставрация экспонатов музея;

В) Комплектование фондов;

Г) Распределение архивных материалов и музейных экспонатов по выбранным разделам;

Д) Создание картотеки, имеющихся ресурсов;

Е) Описание вещественных и документальных источников оставшихся от бывшего музея, оформление актов приёма предметов и внесение их в инвентарную книгу,

Ж) Поисковая работа инициативной группы музея по сбору экспонатов, документов и соответственное оформление новых материалов при поступлении в музей;

З) Оформление документов: паспорт музея, учётная карточка, этикетки, карточки для картотеки, составление картотеки;

И) Разработка и утверждение нескольких тем экскурсий с указанием цели, категории и возраста экскурсантов;

К) Разработка сценария открытия музея;

М) Информирование школы об открытии музея;

Н) Открытие одной экспозиции музея.

Третий этап – Функционирование музея и реализации проекта «Школьный Музей»

2014 год

А) Открытие остальных экспозиций;

Б) Продолжить работу по пополнению и расширению фонда музея;

В) Дооформление Стендов и экспозиции музея, оснащение школьного музея необходимым оборудованием (витрины, стеллажи, шкафы);

Г) Разработка программ работы музея и популяризация музея;

Д) Вовлечение Музея и его экспозиции в школьную жизнь, школьные мероприятия;

Е) Проведение экскурсий для учащихся, родителей, общественности;

Ж) Проектная деятельность учащихся;

З) Документальное оформление статуса музея. Реализация проекта.

Четвёртый этап – Развитие музея

2015 год

А) Анализ работы за два года;

Б) Выявление проблем, определение путей их решения;

В) Корректирование деятельности по изменению системы работы музея в соответствии с выявленными проблемами;

Г) Совершенствование деятельности музея;

Д) Активизация исследовательской и проектной работы учащихся, с использованием базы, экспозиции музея.

Предполагаемая поисково-исследовательская работа работа:


  • Сбор информации об истории школы и ее традициях, учителях-ветеранах, выпускниках школы, краеведческого материала о истории села Ронги, истории предприятий и учреждений, выдающихся людях и событиях;

  • Изучение местных традиций, народных преданий, праздников, обрядов;

  • Активное участие в собирании материалов по погибшим войнам в годы Великой Отечественной войны, вкладе земляков в победу над врагом;

  • Сбор сведений об исчезнувших и исчезающих деревнях.
Предполагаемые экспозиции музея:

Музей Боевой славы

1. Этапы ВОВ;

2. Медали ветеранов ВОВ;

3. Боевые спутники солдата;

4. Военная амуниция;

5. Опаленные войной;

6. Астраханцы Герои;

7. Дети, пионеры герои.

Музей Истории и Культуры п. Свободный

1. Мир прошлого, комната русской избы;

2. Предметы быта;

3. Плетенная красота;

4. История поселка Свбодный;

5. Фрагмент комнаты начало-середина 20 века.

Музей Истории и Культуры школы №61

1. Советское прошлое;

2. Школьная летопись, как все начиналось;

3. Школа сегодня;

4. Прошлое на старом фото…

И так определив для себя все нюансы предстоящей работы, этапы, механизмы, стратегии, мы приступили к реализации проекта.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Отрадное

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Проект

создания школьного музея «Память»

в МБОУ ООШ с. Отрадное

Учащиеся:

Комаров Е., Истомина А.

Данильченко В., Корниенко Е.,

Новоенко А. , Первых В.

Руководители: Милюкова О.Ю.,

Сысоева С.В.

С.Отрадное

2014-2015 г.

" А главное все-таки: люби и люби свое отечество!

Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершишь".

М.Е. Салтыков-Щедрин

    Обоснование необходимости проекта.

На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей МБОУ ООШ с. Отрадное.

Школьный музей истории села Отрадное рассчитан на учащихся и родителей. Он внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

С 2008 года в образовательном учреждении организована работа исследовательской группы «Тропинка памяти». Ребята тесно сотрудничают с районным архивом, музеем им. В.Н. Усенко, редакцией газеты «Вяземские вести». Ежегодно исследуют историю села, его жителей и вклад односельчан в историю Родины. Результатом поисковой работы являются ряд исследовательских работ:

    2008 год «Ветераны – односельчане»;

    2009 год «Учителя моей школы»;

    2010 год «Люди, годы, судьбы» (семья «Кулык», «Земляки на фронтах Великой Отечественной войны»;

    2010 год «Личность в истории Вяземского района: Немечкина А.А»;

    2011 год «Труженицы тыла»;

    2012 год «Страницы из истории моего села»;

    2013 год « Отрадненская машинно-тракторная станция»;

    2008-2013 Летопись «Выпускники школы и жители села в средствах массовой информации».

Этот богатый материал нуждается в широком представлении сельской общественности, а это возможно в созданном в школе музее.

Также в 2014 году школа провела акцию «Предметы ушедшей эпохи…», в ходе которой была собрана коллекция предметов старины, представляющая ценность для истории.

Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.

Проект будет реализовываться в МБОУ ООШ с. Отрадное в 2014-2015 учебном году.

2. Цель проекта:

1. Сохранение исторической памяти и культурного наследия;

Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному селу, к родному району; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

Воспитание Гражданина- патриота.

3. Основные задачи проекта:

1.Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;

2. создание музея;

4. регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;

5. развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

6. приобщение учеников к общественно – полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного села, района.

7. привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и другими представителями общественности.

4.Описание реализации проекта.

В здании школы нет специального помещения для организации школьного музея. Поэтому решено организовать школьный музейный уголок в кабинете истории. Для реализации поставленных цели и задач уже приобрели стеллажи-витрины, материал для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Предметы старины после регистрации в книге будут размещены витринах. Мы считаем, что музейный уголок в школе будет способствовать повышению интереса к истории своего села, района; активному участию в исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях; формированию гражданско-патриотической позиции у школьников.

5.Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 1 учебный год (2014 -2015 г.г.) и включает 3 этапа:

I этап - подготовительный( сентябрь – ноябрь 2014 г .)

III этап – заключительный(март 2015 г.)

Подготовительный этап ( сентябрь – ноябрь 2014 г .)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

    Анализ состояния возможностей школы.

    Создание нормативной базы школьного музейного уголка.

    Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.

    Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.

    Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах Вяземского района.

    Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в СМИ, учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

Его основной задачей является создание школьного музейного уголка.

    Оформить интерьер музея.

    Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью села с целью пополнения школьного музея экспонатами.

Заключительный этап (март 2015 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.

Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

    Торжественное открытие Школьного музея, посвященное 70 годовщине Победы в ВОВ.

    Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, ШМО.

Оформление продуктов проекта.

1. Презентация итоговых материалов проекта на сайте школы и СМИ.

2. Оформление сборника лучших разработок экскурсий, музейных уроков, уроков Мужества, классных часов, интегрированных уроков по проблематике проекта.

6. Рабочий план реализации проекта.

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап ( сентябрь-ноябрь 2014 г .)

Изучение нормативных документов, и разработка нормативной базы.

сентябрь 2014 г.

Милюкова О.Ю. – директор,

Сысоева С.В. – зам. директора по УВР,

Анализ состояния образовательных возможностей школы

сентябрь 2014 г.

Милюкова О.Ю. – директор,

Медведева Т.Н. - учитель истории

Изучение опыта работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.

октябрь 2014г.

Яровенко С.А. – библиотекарь, Члены исследов. Группы «Тропинка памяти»

Заседание исследовательской группы «Тропинка памяти» по теме

«Школьный музей как центр духовно-нравственного развития и воспитания»

октябрь2014 г.

Медведева Т.Н. - учитель истории

Приобретение необходимого оборудования

ноябрь2014 г.

Милюкова О.Ю. –директор, Управляющий совет

Проведение акции

«Предметы ушедшей эпохи…»

Декабрь-февраль, 2014

Медведева Т.Н. - учитель истории

Члены исследов. Группы «Тропинка памяти»

Оформить интерьер музея.

Создать экспозиции, разделы музея.

Медведева Т.Н. - учитель истории

Члены исследов. Группы «Тропинка памяти», отряд волонтеров.

Создание раздела музея «Память» на школьном сайте

Ткачева Ю.В.- учитель информатики,

Члены исследов. Группы «Тропинка памяти»

Продолжить поисковую краеведческую работу исследовательской группы «Тропинка памяти».

Декабрь-март 2015

Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.

Яровенко С.А. - библиотекарь

Члены исследов. Группы «Тропинка памяти»

Заключительный этап (март 2015 г.)

Анализ результатов выполнения проекта

март 2015 г.

Сысоева С.В. – зам. директора по УВР, Медведева Т.Н. - учитель истории

Члены исследов. группы «Тропинка памяти»

Торжественное открытие Школьного музейного уголка, посвященное 70 годовщине Победы в ВОВ.

Ижболдина С.С.-ст.вожатый; Члены исследов. группы «Тропинка памяти»

Освещение итогов проекта в СМИ и на сайте школы

Медведева Т.Н., учитель истории

Руководитель исследов. Группы «Тропинка памяти»

7. Ожидаемые результаты проекта.

В результате реализации проекта в школе с. Отрадное появится современный, привлекательный, востребованный всеми участниками образовательного процесса школьный музейный уголок.

Музей органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить например, музейные уроки : «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм, как источник победы в Великой Отечественной войне» «Труженики тыла», классные часы : «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я - гражданин России», викторины : «История села Отрадное», «История школы», урок Мужества «Листая истории славной страницы», тематические экскурсии: «Оружие Победы», «Боевые награды», интеллектуальные игры «Танковый десант», встречи с ветеранами и тружениками тыла и др. Что поможет развивают лучших гражданских качеств школьников, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.

В результате реализации проекта учащиеся:

Освоят:

базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность;

активную деятельностную позицию;

способы решения проблем творческого и поискового характера.

Приобретут устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.

Научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры.

Получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.

Апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров.

2.http://ipk.68edu.ru/consult/gsed/748-cons-museum.html