Некоторые архивные данные о городище хаджи-тархан. Городище "Хаджи-Тархан"

Велимир Хлебников Творения, М., 1986 Оригинал здесь -- http://www.rvb.ru/hlebnikov/tekst/02poemy/204.htm ХАДЖИ-ТАРХАН Где Волга прянула стрелою На хохот моря молодого, Гора Богдо своей чертою Темнеет взору рыболова. Слово песни кочевое Слуху путника расскажет: Был уронен холм живой, Уронил его святой, -- Холм, один пронзивший пажить! А имя, что носит святой, Давно уже краем забыто. Высокий и синий, боками крутой, Приют соколиного мыта! Стоит он, синея травой, Над прадедов славой курган. И подвиг его, и доныне живой, Пропел кочевник-мальчуган. И псов голодающих вторит ей вой. Как скатерть желтая, был гол От бури синей сирый край. По ней верблюд, качаясь, шел И стрепетов пожары стай. Стоит верблюд, сутул и длинен, Космат, с чернеющим хохлом. Здесь люда нет, здесь край пустынен, Трепещут ястребы крылом. Темнеет степь; вдали хурул Чернеет темной своей кровлей, И город спит, и мир заснул, Устав разгулом и торговлей. Как веет миром и язычеством От этих дремлющих степей, Божеств морских могил величеством, Будь пьяным, путник, -- пой и пей! Табун скакал, лелея гривы, Его вожак шел впереди. Летит как чайка на заливы, Волнуя снежные извивы, Уж исчезающий вдали. Ах, вечный спор горы и Магомета, Кто свят, кто чище и кто лучше. На чьем челе коран завета, Чьи брови гневны, точно тучи. Гора молчит, лаская тишь. Там только голубь сонный несся. Отсель урок: ты сам слетишь, Желая сдвинуть сон утеса. Но звук печально-горловой, Рождая ужас и покой, Несется с каждою зарей Как знак: здесь отдых, путник, стой! И на голубые минареты Присядет стриж с землей на лапах, А с ним любви к иным советы И восковых курений запах. Столбы с челом цветочным Рима В пустыне были бы красивы. Но, редкой радугой любима, Она в песке хоронит ивы. Другую жизнь узнал тот угол, Где смотрит Африкой Россия, Изгиб бровей людей где кругол, А отблеск лиц и чист и смугол, Где дышит в башнях Ассирия. Мила, мила нам пугачевщина, Казак с серьгой и темным ухом. Она знакома нам по слухам. Тогда воинственно ножовщина Боролась с немцем и треухом. Ты видишь город стройный, белый, И вид приволжского кремля? Там кровью полита земля, Там старец брошен престарелый, Набату страшному внемля. Уже не реют кумачи Над синей влагою гусей. Про смерть и гибель трубачи, Они умчались от людей. И Волги бег забыл привычку Носить разбойников суда, Священный клич "сарынь на кичку" Здесь не услышать никогда. Но вновь и вновь зеленый вал Старинной жаждой моря выпит, Кольцом осоки закрывал Рукав реки морской Египет. В святых дубравах Прометея Седые смотрятся олени. В зеркалах моря, сиротея, С селедкой плавают тюлени, Сквозь русских в Индию, в окно, Возили ружья и зерно Купца суда. Теперь их нет. А внуку враг и божий свет. Лик его помню суровый и бритый, Стада ладей пастуха. Умер уж он; его скрыли уж плиты, Итоги из камня, и грез, и греха. Помню я свет отсыревшей божницы, Там жабы печально резвились! И надпись столетий в камней плащанице! Смущенный, наружу я вышел и вылез, А ласточки бешено в воздухе вились У усыпальницы -- предков гробницы. Чалмы зеленые толпой Здесь бродят в праздник мусульман, Чтоб предсказал клинок скупой Коней отмщенья водопой И месть гяуру (радость ран), Казани страж -- игла Сумбеки, Там лились слез и крови реки. Там голубь, теменем курчав, Своих друзей опередил И падал на землю стремглав, Полет на облаке чертил. И, отражен спокойным тазом, Давал ума досугу разум. Мечеть и храм несет низина И видит скорбь в уделе нашем Красив и дик, зов муэдзина Зовет народы к новым кашам. С булыжником там белена На площади ясной дружила, И башнями стройно стена И город и холм окружила. И туча стрел неслась не раз. Невест восстанье было раз. Чу! Слышен плач, и стан княжны На руках гнется лиходея. Соседи радостью полны, И под водою блещет шея. И помнит точно летописец Сии труды на радость злобы, И гибель многих вольных тысяч, И быстро скованные гробы. Настала красная пора В низовьях мчащегося Ра. Война и меч, вы часто только мяч Лаптою занятых морей, И волжская воля, ты отрок удач, Бросая на север мяч гнева полей. "Нас переженят на немках, клянусь!" Восток надел венок из зарев, За честь свою восстала Русь. И, тройку рек копьем ударя, Стоял соперник государя. Заметим кратко: Ломоносов Был послан морем Ледовитым, Спасти рожден великороссов Быть родом, разумом забытым. Но что ж! Забыв его венок, Кричим гурьбой: "Падам до ног". И в звуках имени Хвалынского Живет доныне смерть Волынского. И скорбь безглавых похорон Таится в песни тех сторон. Ты видишь степь: скрипит телега, Песня лебедя слышна, И живая смерть Олега Вещей юности страшна. С косой двойною бог скота, Кого стада вскормили травы, Стоит печально. Все тщета! Куда ушли столетья славы? Будь неподвижною, севера ось, Как остов небесного судна. В бурю родились, плывем на авось, Смотрим загадочно, грозно и чудно. И светел нам лик в небе брошенных писем, Любим мы ужас, вой смерча и грех. Как знамя мы молодость в бурю возвысим, Рукой огневою начертим мы смех. Ах, мусульмане те же русские, И русским может быть ислам. Милы глаза, немного узкие, Как чуть открытый ставень рам. Что делать мне, мой грешный рот? Уж вы не те, уж я не тот! Казак сдувал с меча пылинку, На лезвие меча дыша, И на убогую былинку Молилась Индии душа. Когда осаждался тот город рекой, Он с нею боролся мешками с мукой. Запрятав в брови взоры синие, Исполнен спеси и уныния, Верблюд, угрюм, неразговорчив, Стоит, надсмешкой губы скорчив. И, как пустые рукавицы, Хохлы горба его свисают, С деньгой серебряной девица Его за повод потрясает. Как много просьб к друзьям встревоженным В глазах, торгующих мороженым! Прекрасен в рубищах их вырез. Но здесь когда-то был Озирис. Тот город, он море стерег! И впрямь, он был моря столицей. На Ассирию башен намек, Околицы с сельской станицей. И к белым и ясным ночным облакам Высокий и белый возносится храм С качнувшейся чуть колокольней. Он звал быть земное довольней. В стволах садов, где зреет лох, Слова любви скрывает мох. Над одинокою гусяной Широкий парус, трепеща, Наполнен свежею моряной, Везет груз воблы и леща. Водой тот город окружен, И в нем имеют общих жен. 1913

ПРИТМЕЧАНИЯ

Трое, с. 46; перепеч. I, 115. Печ. по бел. автографу (ЦГАЛИ). Поэма посвящена истории Нижне-Волжского края и Астрахани; см. Парнис 1976 и ЛО 1980; Вроон 1981. 1. Хаджи-Тархан -- старинное название Астрахани (XIII -- XIV вв.) согласно легенде, означает: святой или паломник, побывавший в Мекке (хаджи) и даровавший свободу (тархан) своему рабу. 2. Богдо (калм. "святой") -- на левом берегу Волги, у оз. Баскунчак, находятся Большая и Малая Богдо. В 1883--1885 гг. отец поэта, В. А. Хлебников, был смотрителем Баскунчакского и Чапчачинского соляных промыслов, затем переведен в Калмыцкую степь попечителем Малодербетовского улуса (см. 274 -- 277). 3. Слово песни кочевое и сл. -- калмыцкая легенда о горе Богдо: двое святых переносили гору, освященную далай-ламой, с берегов реки Урал на Волгу, один из них, поддавшись греховной мысли, нарушил запрет и был раздавлен горой, оросившейся его кровью, отчего один ее склон -- всегда красный. 4. Мыт -- линька птиц. 5. Хурул -- ламаистский монастырь. 6. Пой и пей -- восходит к строке: "Захарьин! Пей и пой" из стих. "Желание зимы" Г. Державина, в к-ром упомянут "астраханский" кабак; см. также примеч. 199. 7. Смотрит Африкой Россия и сл.-- средневековые путешественники-арабы сравнивали Волгу (Итиль) с Нилом. 8. Ассирия -- Хл. сопоставляет с древней ассирийской культурой башни астраханского кремля и Белый город, к-рый в ХVI -- XVII вв. был окружен зубчатыми стенами с башнями. 9. Там старец брошен престарелый -- противник Разина астраханский митрополит Иосиф (1597 -- 1671) после пыток был сброшен с Раската в кремле. 10. "Сарынь на кичку!" -- клич "Бурлаки, на нос судна!"; Хл. сближает сарынь и сарыча (ястребиного): "коршун на голову, так разбойники обрушивались на суда" (НП, 331). Ср. раннее стих. В. Каменского "Сарынь на кичку", посвящ. Хл. 11. В Индию, в окно -- в XVII -- XVIII вв. в Астрахани находилась индийская торговая колония с подворьем. Ср. в неизд. декларации Хл. "Индорусский союз": "В Астрахани, соединяющей три мира -- арийский, индийский и каспийский, треугольнике Христа, Будды и Магомета, волею судьбы образован этот союз" (ЦГАЛИ). 12. Купца суда и Надпись столетий в камней плащанице и сл.-- дед поэта, купец А. И. Хлебников (1801 -- 1871), захоронен в семейной усыпальнице на городском кладбище. 13. Чалмы зеленые -- головные уборы этого цвета носят сейиды, потомки Магомета; ср. стих. 142. В Астрахани рядом с православным кладбищем находилось мусульманское. 14. Игла Сумбеки -- башня Сумбеки (Сююмбеки), с к-рой связано много легенд, названа по имени казанской ханши. 15. И отражен спокойным тазом -- на голубятне устанавливался таз с водой, отражающий, как в зеркале, полет голубя в небе. 16. Холм окружила -- Астрахань основана на Заячьем, или Долгом, холме. 17. Невест восстанье и За честь свою восстала Русь -- "свадебный бунт", восстание стрельцов в 1705 г., вызванное реформами Петра I и слухами, что русских девушек будут выдавать замуж за "немцев". 18. Ра -- Волга, см. примеч. 145. 19. "Падам до ног" (польск.) -- "честь имею кланяться"; здесь в букв. знач.: "падать к ногам". 20. Хвалынское -- летописное название Каспийского моря, в ранней ред. "звездного языка", одно из значений звука-буквы Ха -- смерть. 21. Волынский А. П. (1689 -- 1740) -- гос. деятель при Петре I, первый губернатор Астрахани (с 1719 г.), боролся с Бироном и иностранным влиянием, казнен. 22. Живая смерть Олега -- т. е. змея, образ, восходящий к "Песни о вещем Олеге" Пушкина. 23. Он с нею боролся мешками с мукой -- дядя поэта, Л. А. Хлебников, уговорил купцов пожертвовать мешки с мукой для спасения города от наводнения, за что был удостоен звания почетного гражданина Астрахани. 24. Храм, с... колокольней -- Успенский собор (нач. ХVIII в.) на территории Астраханского кремля и главные Пречистенские ворота с надстроенной колокольней (кон. XIX -- нач. XX вв.). 25. Лох -- дикая маслина. 26. Гусяна (обл.) -- крытая баржа под парусом. 27. И в нем имеют общих жен -- восточные купцы (индийцы, персы), проживавшие многие годы в Астрахани в ХVI -- XVIII вв., вступали во временные браки с местными женщинами.

В разное время и в разных исторических источниках встречаются также названия Астархан , Аждархан , Гинтархань , Цитрахань , Азторокань .

Город
Хаджи-Тархан
тат. Xacitarxan, Хаҗитархан
46°27′50″ с. ш. 47°58′11″ в. д. H G Я O L
Область Поволжье
Основан XIII век
Первое упоминание 1333
Название городища Шареный бугор

О времени возникновения и месте расположения

Город возник примерно в середине - второй половине XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Существует предположение, что время основания города относится к 1250-м годам. М. Г. Сафаргалиев полагал, что основание города произошло именно в это время, когда «правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию - ислам, и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии» . Во всяком случае, Гильом де Рубрук , который проезжал через дельту Волги в 1254 году , упоминает о существовании на западном берегу реки «Итилии» посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату Сартаку , и в котором по распоряжению хана построили церковь . Однако, на городище Хаджи-Тархана не найдено слоев XIII века и современники не упоминают Хаджи-Тархан в XIII веке. В связи с этим А.В. Пачкалов связывает появление города с началом XIV века . Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание в письменных источниках Хаджи-Тархана, осенней резиденции хана Золотой Орды , встречается в записках арабского путешественника , который посетил этот город вместе с Узбек-ханом в 1333 году .

Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани) … Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды. Потом он приказывает жителям этого края привезти несколько тысяч возов соломы, который они кладут на лёд, сплотившийся на реке. По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но при этом тонут и погибают

Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани. Анонимная карта года содержит надпись « Ажитархан» в дельте Волги. На карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани (1367), указан город Хаджи-Тархан на правобережье Волги, в уделе, занимаемом Хаджи-Черкесом , но его кочевой лагерь находился значительно выше города и обозначен на карте именем «Casade Gercasi». Город Хаджи-тархан обозначен также на карте космографа фра Мауро (1459), вместе со Старым и Новым Сараями . Флорентийский купец Франческо Пеголотти (англ.) русск. в труде 40-х гг. XIV в. «Pratica della mercatura (англ.) русск. » сообщает, что «от Джиттаркана в Сарай будет день пути по реке» .

Археология

Остатки города Хаджи-Тархана фиксируются археологически на городище «Шареный бугор » (на территории нынешнего посёлка АЦКК, в черте г. Астрахани). Остатки пригородных усадеб располагаются вдоль правого берега Волги от станции Трусово до посёлка Стрелецкое. В 1966 году , накануне строительства Астраханского целлюлозно-картонного комбината, были проведены первые серьёзные и масштабные археологические раскопки под руководством А. М. Мандельштама. Был обнаружен целый квартал жилищ - землянок, производственных сооружений - гончарных горнов и кладбище, которые находились на окраине золотоордынского города. В 1984 году в 3 км к востоку от центральной части городища астраханским археологом В. В. Плаховым был раскопан комплекс усадьбы, состоящей из центрального многокомнатного дома и четырёх землянок, существовавший в XIV - вв. Археологические разведки, проводившиеся с охранными целями в -х годах, выявили большое количество поселений-спутников Хаджи-Тархана, загородных усадеб и сельских поселений, входивших в его ближнюю округу. Однако сам город, к сожалению, на настоящий момент не сохранился - большая часть культурного слоя либо осыпалась в реку в результате размывания берега, либо была застроена при возведении АЦКК с жилым микрорайоном и посёлка Стрелецкое. В музейных коллекциях Астрахани , Москвы , Санкт-Петербурга , Саратова , Волгограда и многих других городов хранятся десятки тысяч археологических находок, обнаруженных на территории Хаджи-Тархана - это и монеты, и фрагменты керамики, и изразцы, и железные предметы - оружие и орудия труда, и многое другое .

Город в эпоху Золотой Орды

Находясь на пересечении торговых путей, город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . В XIII -XIV веках Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток - Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по двум направлениям: на юг - в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад - в Азак , где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Иосафато Барбаро особо отмечает, что все специи и шёлк поступали в XIV веке в Азак и находившуюся здесь итальянскую торговую колонию через Хаджи-Тархан. Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича. Судя по материалам раскопок, в городе были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

Город в эпоху Астраханского ханства

Хаджи-Тархан был вновь отстроен и в 1459 году стал столицей Астраханского ханства , но былого политического и экономического значения больше не приобрёл . Побывавший в XV веке в Хаджи-Тархане венецианец Амвросий Контарини пишет о явных следах упадка города; «домов там мало, и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нём ещё были хорошие здания» . Далее он пишет:

«Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом» .

Эту версию происхождения названия города пересказывали и В. Н. Татищев, и С. Г. Гмелин, услышав её от астраханских татар. Встречается эта версия и позднее - в исторических записках XIX века, будучи записанной со слов местных религиозных авторитетов .

В современной исторической науке именно данная версия считается единственной обоснованной, поскольку существует материальное свидетельство - большое количество золотоордынских монет XIV-XV веков, обнаруженных как на территории городища Шареный бугор , так и на других золотоордынских городищах, на которых чётко читается место чеканки - «город Хаджи-Тархан». Название этого золотоордынского города разные путешественники и послы огласовывали по-разному, поскольку говорили на разных языках и приспосабливали их к незнакомому звучанию. По этой причине названия Хаджи-Тархан , Гаджи-Тархань , Гинтрахань , Цытрахань , Цитархан , Аджи Дархан , Адяш Тархан , Аштар-хан , Ас-Тархан , Дастархан , Астороrань и др. - это всё названия одного и того же города.

Город
300px
Страна
Область
Основан
Первое упоминание
Название городища
Координаты

 /   / 46.46389; 47.96972 Координаты :

Впервые город упомянут арабским путешественником в 1333 году под именем Хаджи-Тархан . Вот что он пишет:

Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани) … Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды. Потом он приказывает жителям этого края привезти несколько тысяч возов соломы, который они кладут на лёд, сплотившийся на реке. По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но при этом тонут и погибают

Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани. Анонимная карта 1351 года содержит надпись « Ажитархан» в дельте Волги. На карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани , составленной в г., указан город Хаджи-Тархан на правобережье Волги, в уделе, занимаемом Хаджи-Черкесом , но его кочевой лагерь находился значительно выше города и обозначен на карте именем «Casade Gercasi». Город Хаджи-тархан обозначен также на карте космографа фра Мауро 1459 года , вместе со Старым и Новым Сараями . Флорентийский купец Франческо Пеголотти (англ.) русск. в труде 40-х гг. XIV в. «Pratica della mercatura (англ.) русск. » сообщает, что «от Джиттаркана в Сарай будет день пути по реке» .

Археология

Остатки города Хаджи-Тархана фиксируются археологически на городище «Шареный бугор » (на территории нынешнего посёлка АЦКК , в черте г. Астрахани). Остатки пригородных усадеб располагаются вдоль правого берега Волги от станции Трусово до посёлка Стрелецкое . В 1966 году , накануне строительства Астраханского целлюлозно-картонного комбината , были проведены первые серьёзные и масштабные археологические раскопки под руководством А. М. Мандельштама. Был обнаружен целый квартал жилищ - землянок, производственных сооружений - гончарных горнов и кладбище, которые находились на окраине золотоордынского города. В 1984 году в 3 км к востоку от центральной части городища астраханским археологом В. В. Плаховым был раскопан комплекс усадьбы, состоящей из центрального многокомнатного дома и четырёх землянок, существовавший в XIV - вв. Археологические разведки, проводившиеся с охранными целями в -х годах, выявили большое количество поселений-спутников Хаджи-Тархана, загородных усадеб и сельских поселений, входивших в его ближнюю округу. Однако сам город, к сожалению, на настоящий момент не сохранился - большая часть культурного слоя либо осыпалась в реку в результате размывания берега, либо была застроена при возведении АЦКК с жилым микрорайоном и посёлка Стрелецкое . В музейных коллекциях Астрахани , Москвы , Санкт-Петербурга , Саратова , Волгограда и многих других городов хранятся десятки тысяч археологических находок, обнаруженных на территории Хаджи-Тархана - это и монеты, и фрагменты керамики, и изразцы, и железные предметы - оружие и орудия труда, и многое другое .

Город в эпоху Золотой Орды

Находясь на пересечении торговых путей, город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . В XIII -XIV вв. Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток - Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по двум направлениям: на юг - в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад - в Азак , где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Иосафато Барбаро особо отмечает, что все специи и шёлк поступали в XIV в. в Азак и находившуюся здесь итальянскую торговую колонию через Хаджи-Тархан. Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича. Судя по материалам раскопок, в городе были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

Город в эпоху Астраханского ханства

Хаджи-Тархан был вновь отстроен и в 1459 году стал столицей Астраханского ханства , но былого политического и экономического значения больше не приобрёл . Побывавший в XV веке в Хаджи-Тархане венецианец Амвросий Контарини пишет о явных следах упадка города; «домов там мало, и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нём ещё были хорошие здания» . Далее он пишет:

Напишите отзыв о статье "Хаджи-Тархан"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Хаджи-Тархан

От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.


Астрахань

Хаджи-Тархан или Аждархан (тат. Xacitarxan, Хаgитархан) - средневековый город, располагавшийся на правом берегу Волги, в 12 км. к северу от современной Астрахани, между поселками Новолесное и Стрелецкое.

Первое упоминание о городе относится к 1333 году. Хаджи-Тархан был одним из главных торговых и политических центров Золотой Орды. Тогда же нижневолжские города посетил арабский путешественник, секретарь багдадского халифа Ибн-Батута. Он оставил запись о Хаджи-Тархане как о значительном городе с караван-сараями, базарами, купцами разных национальностей и религии. Судя по описанию Ибн-Батуты, этот город был цветущим торговым центром: "Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани). Тархан значит у них место, изъятое от податей... Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом. Это один из лучших городов с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды... По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но (при этом) тонут и погибают".

О городе писал и венецианский купец Франческо Балдуччи Пегалотти: «город Цитрахань (Астрахань) прежде славился своей обширностью и богатством. Пряности и шёлк доставляли в Тан (Азов) через Цитрахань и потом уже на венецианских галерах привозились в Италию». Вскоре Хаджи-Тархан превратился в «яблоко раздора» политических соперников. После поражения Мамая на Куликовом поле хан Тохтамыш «завоевал удел Хаджи-Черкеса в Астрахани». Недалеко от Астрахани на месте посёлка Комсомольский Красноярского района Тохтамыш основал город Орду-ал-Муаззам - «Высокая ставка». В начале 90-х годов двадцатого века археологи раскопали остатки дворца. Тохтамыш на время объединил разрозненные части Золотой Орды, но его стремления столкнулись с геополитическими амбициями среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлан). «Зимой 1395-1396 гг., оставив царевичей в ставке на Северном Кавказе, сам направлялся к Астрахани. «... Взяв город, Тимур всё, что в нём было живого и неживого (имущества), подвергал грабежу, после чего всех жителей выселили за черту города, а город сожгли» (Из истории походов Тимура).
Городище с тех времен у жителей получило название «Куюк-кала» -«горелый, жареный город». Разрушения были настолько велики, что восстанавливать город на старом месте оказалось невозможным. «Оставив город в развалинах, жители построили город на другом месте - на левом берегу Волги недалеко от нынешней Астрахани» (В.В. Бартольд «Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира», с.94). С 1396 года Астрахань стала ордой Тимура-Кутлук. Его преемник, хан Шадибек, в 1402 году чеканил здесь монеты под названием «Ени Астрахань» - «Новая Астрахань» (Марков. «Инвентарный каталог монет Эрмитажа», с.94). Новая Астрахань постепенно залечивала раны, нанесенные Тимуром, но вернуться к временам Ибна-Батуты она не смогла. Золотая Орда распадалась на удельные ханства. Хаджи-Тархан был вновь отстроен и стал столицей Хаджи-Тарханского (Астраханского) ханства в 1459 году. Территория ханства почти совпадала с территорией Хазарского царства: восточная граница шла по правому берегу Волги до современного Волгодонска, западная по Дону, Тереку и берегу Каспия, занимая выгодные природно-хозяйственное и стратегическое положения. Степи, поймы, дельта - исконная колыбель народов края. Ханство унаследовало древние традиции кочевой и осёдлой жизни. «Все кочевали в астраханских степях и возвращались зимовать в Астрахань». Город Астрахань (Хаджи-Тархан) оставался великим татарским торжищем. Его посещали купцы Армении, Персии, Руси, Казани, Крыма и других стран. Изобилие в пределах ханства богатых пастбищ, воды, рыбных мест, соляных озёр обеспечивали потребности астраханцев», - утверждает исследователь. (М.Г.Сафаргалиев. «Распад 3олтотой 0рды», Саранск, 1960г.).

В 1556 году Иван Грозный захватил и сжёг Хаджи-Тархан и подчинил себе всё Астраханское ханство. Поход на Астрахань возглавили стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин, казачий атаман Колупаев и начальник вятчан Писемский. Но ещё до их прибытия, на город успешно напал атаман Л. Филимонов, разогнавший всех жителей, хотя от пленных было известно о прибытии из Крыма в Астрахань 700 татар и 300 янычар с пушками. Вступив в город, стрельцы и казаки укрепили его и отправились к морю, где нашли и уничтожили астраханские суда. Затем они вступили в бой с самим Дервишем-Али. Сначала они одержали победу, но затем с боем отошли в город. Новый поворот событий опять был связан с междоусобицей в Ногайской Орде, закончившейся примирением детей Юсуфа с Измаилом и подчинением их России.

Так завершилось покорение Астрахани. На этот раз ханство ликвидировалось, территория его включалась в состав России. Все население (князья, мурзы, шейхи и "вся чернь Астраханской земли") принесло присягу царю на верность. Воеводы "раздавали острова и пашни по старине и приказали ясак платить по старине, как прежним царям платили, а князи от себя прислали, чтобы их государь в Крым и в ногаи не выдал и в холопстве у себя учинил".




Астраханские дела Ивана Грозного

Союзником Ивана Грозного в «астраханских делах» был глава поволжских ногайцев князь Исмаил. В 1551 году его зимние кочевья «располагались вблизи города верст за десять». В Москве находился бывший астраханский хан, племянник Исмаила Дервиш-Али. В апреле 1554 года Дервиш-Али был отправлен в Астрахань в сопровождении трех полков под командованием воеводы Пронского численностью 3 тысячи, а по подсчету М. Сафаргалиева не менее 10 тысяч. 29 июня войска на судах подошли к Переволоке, границе ханства. Встреча русского войска князя Вяземского с ханскими отрядами произошла возле Черного острова. Отряд хана был разбит. Войска на судах продолжали путь к городу. Дленные, разведчики доложили, что хан Ямгурчей стоит в 5 верстах «на царевом стане» («Ямгурчев городок»). Отряд Вяземского направился к хану, остальное войско двинулось к городу. 2 июля 1554 года Хаджи-Тархан был взят без боя.
«Узнав о взятии города, хан бежал на конях, а цариц с детьми пустил на судах к морю» (И.Зайцев, с. 154) по протоку Царев (Тиек), Чагану к старой Волги к морю в сторону Терека. По летописи «Сказание о взятии Астрахани» царицы и царевны Ямгурчея были пойманы позже казаками и возвращены к Астрахани. В улусы ханства были разосланы письма с гарантиями безопасности. К Пронскому вернулись 3 тысячи знати и с 17000 простых и «черных людей». Дервиш-Али был объявлен ханом, вассальным от Москвы.
Иван IV включил в свой титул «царь Астраханский». С независимостью Астрахани и ханства было покончено, легитимность Дервиш-Али была дипломатической ширмой «усыпления» соседних правителей. На город была наложена дань «в 1000 рублей деньгами, 3000 рыб». Московские рыболовы получили право ловить рыбу без контроля и пошлин на Волге от реки Кизани до Каспия» (И. Зайцев, с. 160).
Между тем свергнутый Ямгурчей не смирился с потерей ханства. Основные русские войска ушли из города. В мае 1555 года П. Тургенев, оставленный в Астрахани, сообщил в Москву о нападении Ямгургея и детей Юсуфа на Астрахань. Дервиш-Али сумел переманить детей Юсуфа на свою сторону, и они разбили Ямгургея. В Астрахань был послан царем Левонтий Мансуров. Крымский хан начал склонять Дервиш-Али против Москвы. Обманутые царем о передаче Астрахани ногаи тоже относились враждебно. В воздухе снова пахло войной. К Астрахани были направлены войска. В сентябре 1556 года отряды казаков Ляпуна «пришли ночью на царя и побили в улусах у него много людей». Очевидно, казаки, минуя город, занялись грабежом. «На утро собрался Дервиш царь с мурзами ногайскими и с крымцы и со всеми астраханцы, и бились с ними до Волги, идучи весь день» (И. Зайцев, с. 170). Эти события происходили в улусе Мочаги (Каспийск). Основные русские силы под командованием Черемисинова и Колупаева заняли город без боя. Воеводы начали укреплять старый город к обороне «как им бесстрашно сидеть, и на Волге казаков и стрельцов расставили и отняли всю волю у Ногай».
На приглашение воевод Дервиш-Али в Астрахань не вернулся, готовил силы напасть на город. Окончательную точку в «астраханских делах» поставил князь Исмаил. Осенью 1556 года он с Юсуфовыми детьми начал военные действия против Дервиша-Али, отбил у него артиллерию, присланную ему из Крыма, и отправил ее в город И. Черемисинову и М. Колупаеву (И.Зайцев, с. 170). Потеряв всех союзников, преследуемые ногаями, Дервиш бежит в Азов и оттуда направляется в паломничество в Мекку.
Воеводы налаживали отношения с населением ханства «черными, улусными людьми, и жителями ханских и бийских земель, велел им «жити по старому у города у Азторохане и дань давати по старине» (Летопись).

Завоевание Астрахани и присоединение к Руси вполне продуманный и поэтапный шаг Москвы после взятия Казани. Астрахань завоевана военными силами, большинство горожан погибло в стычках, коротких битвах, грабежах. Административная и духовная знать города взята в «аманаты» - заложники. В последствии, часть из них погибла, часть крещены и потеряли связь с родиной. После взятия Астрахани «мурзы и черные татары», оставшиеся в городе, были записаны в службу. Они получили название «юртовые», или «домовные», а оставшиеся в степях - «кочевные» (И. Зайцев, с. 175). Потомки их: юртовские татары Приволжского района и ногайцы Красноярского района.
В начале 1557 года Астрахань была в составе России. «Окрестные татары и ногаи зимою этого года кочевали спокойно под самим городом и торговали всю зиму, а из многих земель присылали из Шевказ, из Дербена, из Юргенга о братстве...и на весне хотели торги в Астрахани», - сообщали воеводы в Москву. Население города значительно пополнилось ногайцами из Орды.
Первым воеводой покоренного края был Иван Черемисинов. Главной задачей воевод была: охрана перевозов через Волгу, торгового пути по реке, содержания крепости в боевой готовности. Старая ханская крепость была укреплена валом и тыном, заделана каменой стеной, оснащена боевой защитой. Все ворота на ночь запирались, а ключи отдавались воеводе.
О перенесении города с правого на левый берег нет никаких сведений. Воевода с осени 1556 года до весны 1557 года, использовал Хаджи-Тархан, что на бугре от собора св. Владимира до Больших Исад.
Весной 1557 года воеводами были приняты срочные меры по закладке новой крепости, согласно фортификаций российских крепостей середины XVI века. К лету 1558 года новая крепость была построена, и первым ее посетил представитель английской торговой компании Антони Дженкинсон. «14 июля пройдя мимо старого замка, где была старая Астрахань, которую русский царь завоевал». В 1602 году Астрахань по пути в Персию навестили Какаш и Тектандер, и оставили запись: «Город Астрахань не особенно велик... большей частью постройки все деревянные, за исключением замка, окруженного плохою стеною. Город этот лет тридцать тому назад отбит у турок (татар) и находится в то время не на этом месте, а одной милею дальше». Очевидно, они с кремлевского бугра видели развалины Хаджи-Тархана. Позже при царе Борисе Годунове начато строительство Астраханского кремля. Старый город был разобран на кирпичи стен и башен кремля, сослужив добрую службу своему наследнику, дав младенцу свое имя, украсив кремлевские башни глазурным нарядом. В XVIII веке канал Варвация прорыл остатки старого города, а на бугре стали селиться беглый, «люди без роду и племени», на фундаментах мечетей и дворцов, мавзолеев выросли церкви и монастыри.

По материалам Астраханского краеведческого музея

и исследованиям Равиля Джуманова - историка, члена Союза журналистов РФ

    Спасибо огромное, Лариса Васильевна! Вот еще стихи в тему:Родная Астрахань - краса Поволжья, -Природа южная да летний зной.Когда-то степь одна и бездорожья.Лишь пыль кочевников мела столбом.И как тебя тогда не называли! - Итиль и Астархан, Сарай - Бату.Тут гунны, печенеги воевали,Столицей Ига стояла ты в цвету.К России перешла при царе Грозном - Очаг торговли, южных стен форпост.Кремль неприступный, важный, грациозныйЯвляет нам к векам минувшим мост.Любимый град Петра столь многоликий! - Приют для вер и наций всех мастей.Открытый, теплый, щедрый и великий,Он восхищает местных и гостей!!!___________________________Мой город, ты мне с каждым днем дорожеТакого в целом мире не сыскать!Ведь ты столица Нижнего Поволжья.Здесь родились мои отец и мать.Ты и моею родиною стала.Я здесь впервые увидала свет.Здесь всех моих путей-дорог начало,Надежд, мечтаний, радостей, побед!Ты, Астрахань, живешь, соединяяВ себе народы, страны и векаИ много тайн о прошлом зная,Стремится к Каспию река.___________________________Разливы Волги и крутые берега,Моря степей и лотосов поля,И стая птиц под куполом небес –Родная астраханская земля.Иду по городу, душа моя поёт.Вот стройка, новый дом растёт,А в парке, разгоняясь от души,На великах гоняют малыши.На берег выйду, сяду отдохнуть,Увижу бег воды широкой и спокойнойИ песней ветра окрыленный,Я дальше свой продолжу путь.Иду и слышу звон колоколовИ вижу блеск злаченых куполов,И солнца яркий свет, и неба синь,И журавлей летящих узкий клин.Вот небо потемнело, фонариВо мгле вдоль улиц пышно расцвели,И засиял весь город дивный мойКакой-то неземною красотой.От набережной Волги до КремляНет, Астрахань, прекраснее тебя!Родной мой город, колыбель моя,Свою я песнь пою тебе, любя!Стихи астраханских поэтов

Елена Малахова,

Спасибо огромное, Лариса Васильевна! Вот еще стихи в тему:

Родная Астрахань - краса Поволжья, -
Природа южная да летний зной.
Когда-то степь одна и бездорожья.
Лишь пыль кочевников мела столбом.

И как тебя тогда не называли! -
Итиль и Астархан, Сарай - Бату.
Тут гунны, печенеги воевали,
Столицей Ига стояла ты в цвету.
К России перешла при царе Грозном -
Очаг торговли, южных стен форпост.
Кремль неприступный, важный, грациозный
Являет нам к векам минувшим мост.

Любимый град Петра столь многоликий! -
Приют для вер и наций всех мастей.
Открытый, теплый, щедрый и великий,
Он восхищает местных и гостей!!!

___________________________


Мой город, ты мне с каждым днем дороже

Такого в целом мире не сыскать!

Ведь ты столица Нижнего Поволжья.

Здесь родились мои отец и мать.

Ты и моею родиною стала.

Я здесь впервые увидала свет.

Здесь всех моих путей-дорог начало,

Надежд, мечтаний, радостей, побед!

Ты, Астрахань, живешь, соединяя

В себе народы, страны и века

И много тайн о прошлом зная,

Стремится к Каспию река.

___________________________


Разливы Волги и крутые берега,

Моря степей и лотосов поля,

И стая птиц под куполом небес –

Родная астраханская земля.

Иду по городу, душа моя поёт.

Вот стройка, новый дом растёт,

А в парке, разгоняясь от души,

На великах гоняют малыши.

На берег выйду, сяду отдохнуть,

Увижу бег воды широкой и спокойной

И песней ветра окрыленный,

Я дальше свой продолжу путь.

Иду и слышу звон колоколов

И вижу блеск злаченых куполов,

И солнца яркий свет, и неба синь,

И журавлей летящих узкий клин.

Вот небо потемнело, фонари

Во мгле вдоль улиц пышно расцвели,

И засиял весь город дивный мой

Какой-то неземною красотой.

От набережной Волги до Кремля

Нет, Астрахань, прекраснее тебя!

Родной мой город, колыбель моя,

Свою я песнь пою тебе, любя!


Стихи астраханских поэтов



Ах, мусульмане те же русские,И русским может быть ислам...ВЗАИМОпонимание этносов...Единый род людей... Я не знакома была с поэмой "Хаджи-Тархан" Велимира Хлебникова... Спасибо, Елена Васильевна, за эту встречу. P.S.Пока дошла к теме, с которой для меня начался летний "отрыв"... Как же много Вы успели сделать! И как многое мне нужно будет "догонять"! Но это хорошо.Здравствуйте!

Лариса Цурунова,

...Ах, мусульмане те же русские,
И русским может быть ислам...

ВЗАИМОпонимание этносов...Единый род людей...

Я не знакома была с поэмой "Хаджи-Тархан" Велимира Хлебникова... Спасибо, Елена Васильевна, за эту встречу.

P.S.
Пока дошла к теме, с которой для меня начался летний "отрыв"... Как же много Вы успели сделать! И как многое мне нужно будет "догонять"! Но это хорошо.
Здравствуйте!



Спасибо, Борис Михайлович! Издавать пока рано - собираем материал. Да и трудно с этим делом. Школа забирает почти все время.


Дорогая Елена Васильевна! Дорогая Миннегуль Шафиевна, шагающая в ногу с самым передовы краеведом современности! Какие богатые у Вас собираются подборки. Это же ценнейшее пособие по истории культуры Астраханских краев! Издавать бы надо, я думаю.Спасибо за истинное удовольствие!

Борис Бим-Бад,

Дорогая Елена Васильевна! Дорогая Миннегуль Шафиевна, шагающая в ногу с самым передовы краеведом современности! Какие богатые у Вас собираются подборки. Это же ценнейшее пособие по истории культуры Астраханских краев! Издавать бы надо, я думаю.

Спасибо за истинное удовольствие!



Одним из ранних государственных образований, выделившихся из состава Золотой Орды в ходе ее распада в конце XIV- начале XV в., являлась Ногайская Орда с центром в г. Сарайчике. Ее история тесно связана с историей Астраханского края.Традиция ногайского происхождения возводит само название орды к имени золотоордынского темника, чингизида Ногая, правителя Ногайского улуса, потерпевшего поражение и погибшего в борьбе за власть в конце XIII в. Коренная территория, на которой формировалась Ногайская Орда, расположена между реками Яиком и Эмбой. Ее значительно расширил сын эмира Едигея Нураддин в 1430-х гг. за счет территории между Яиком и Волгой. Ногайцы кочевали очень широко, доходя в Заволжье до Камы, в Приуралье - до Тюмени. В середине XVI в. они разделились на три орды: Малые Ногаи князя Коссума (Казия) перешли через Волгу и стали кочевать вплоть до Кумы и Приазовья, иногда уходя и дальше на запад. Большие Ногаи князя Шейдяка сохранили прежние кочевья; третья орда хана Шахмамая откочевала в Южную Сибирь. К Астраханской истории непосредственное отношение в основном имели Большие Ногаи.Вторжение калмыков в 1630 г. привело Ногайскую Орду к поражению. Ногайцы стали переправляться через Волгу и переселяться к Малым Ногаям в Прикубанье. И хотя часть ногайцев оставалась до начала XVIII в. в Поволжье под властью калмыков, история Ногайской Орды как самостоятельного государства уже закончилась. Образование же Астраханского ханства самым тесным образом связано с историей Большой Орды.После распада Золотой Орды на Причерноморских землях между Доном и Днепром в 1433 г. возникло феодальное ханство Большая Орда (Великая Орда) с центром в Новом Сарае во главе с ханом Сейид Ахмедом, внуком Тохтамыша. В состав нового ханства вошла и территория Астраханского края. После поражения, нанесенного Большой Орде зимой 1455-1456 гг. крымским ханом Хаджи-Гиреем, центр ее переместился на берега Волги. В 1456 г. от Большой Орды отпала Астрахань, где хан Махмуд, брат хана Большой Орды Ахмада, основал Астраханское ханство. История же самой Большой Орды завершилась ее разгромом в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем. Ее кочевья вошли в другие кочевые образования южнорусских степей, в том числе и в Крымскую орду.С 1461 г. Астраханское ханство возглавил сын хана Махмуда - Касим (Хасим). Границы ханства, как считается, проходили по Бузану, Каспийскому побережью, Тереку, Кубани, доходя до верховьев Дона и Сарая на Ахтубе.Как отмечалось выше, Астрахань была разгромлена в ходе вторжения Тимура в 1395 г. Однако, в отличие от ряда других золотоордынских городов, Астрахань (Хаджи-Тархан) возродилась к жизни. Может быть, этот феномен объясняется тем, что население небольшого города легче могло прокормить себя, опираясь на собственные силы. Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовали восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. В годы правления Касима между Астраханью и Россией установились торговые отношения. В частности, при Иване III из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге ежегодно отправлялись суда в Астрахань за солью.История Астраханского края: Монография.

Елена Малахова,

Одним из ранних государственных образований, выделившихся из состава Золотой Орды в ходе ее распада в конце XIV- начале XV в., являлась Ногайская Орда с центром в г. Сарайчике. Ее история тесно связана с историей Астраханского края.

Традиция ногайского происхождения возводит само название орды к имени золотоордынского темника, чингизида Ногая, правителя Ногайского улуса, потерпевшего поражение и погибшего в борьбе за власть в конце XIII в. Коренная территория, на которой формировалась Ногайская Орда, расположена между реками Яиком и Эмбой. Ее значительно расширил сын эмира Едигея Нураддин в 1430-х гг. за счет территории между Яиком и Волгой. Ногайцы кочевали очень широко, доходя в Заволжье до Камы, в Приуралье - до Тюмени. В середине XVI в. они разделились на три орды: Малые Ногаи князя Коссума (Казия) перешли через Волгу и стали кочевать вплоть до Кумы и Приазовья, иногда уходя и дальше на запад. Большие Ногаи князя Шейдяка сохранили прежние кочевья; третья орда хана Шахмамая откочевала в Южную Сибирь. К Астраханской истории непосредственное отношение в основном имели Большие Ногаи.

Вторжение калмыков в 1630 г. привело Ногайскую Орду к поражению. Ногайцы стали переправляться через Волгу и переселяться к Малым Ногаям в Прикубанье. И хотя часть ногайцев оставалась до начала XVIII в. в Поволжье под властью калмыков, история Ногайской Орды как самостоятельного государства уже закончилась. Образование же Астраханского ханства самым тесным образом связано с историей Большой Орды.

После распада Золотой Орды на Причерноморских землях между Доном и Днепром в 1433 г. возникло феодальное ханство Большая Орда (Великая Орда) с центром в Новом Сарае во главе с ханом Сейид Ахмедом, внуком Тохтамыша. В состав нового ханства вошла и территория Астраханского края. После поражения, нанесенного Большой Орде зимой 1455-1456 гг. крымским ханом Хаджи-Гиреем, центр ее переместился на берега Волги. В 1456 г. от Большой Орды отпала Астрахань, где хан Махмуд, брат хана Большой Орды Ахмада, основал Астраханское ханство. История же самой Большой Орды завершилась ее разгромом в 1502 г. крымским ханом Менгли-Гиреем. Ее кочевья вошли в другие кочевые образования южнорусских степей, в том числе и в Крымскую орду.

С 1461 г. Астраханское ханство возглавил сын хана Махмуда - Касим (Хасим). Границы ханства, как считается, проходили по Бузану, Каспийскому побережью, Тереку, Кубани, доходя до верховьев Дона и Сарая на Ахтубе.

Как отмечалось выше, Астрахань была разгромлена в ходе вторжения Тимура в 1395 г. Однако, в отличие от ряда других золотоордынских городов, Астрахань (Хаджи-Тархан) возродилась к жизни. Может быть, этот феномен объясняется тем, что население небольшого города легче могло прокормить себя, опираясь на собственные силы. Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовали восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Бухарой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. В годы правления Касима между Астраханью и Россией установились торговые отношения. В частности, при Иване III из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге ежегодно отправлялись суда в Астрахань за солью.

История Астраханского края: Монография.



Замечательно, Миннегуль Шафиевна! Молодцы, ребята! Огромное спасибо и Вам, коллега и друг!


Елена Васильевна, спасибо! Отрывок из нашего сборника:...непонятна судьба моего народа: когда и где появился - неизвестно. Откуда имя его - тоже неизвестно. Мой народ малочислен. Он поредел в бесконечных кочевьях и беспрестанных боях с недругами, гнавшими его с обжитых земель. Малочислен народ, но многочисленны легенды и предания. Разнообразны его обычаи, которые сохранил он и пронёс через века и пространства. Говорят, что ещё до монголо-татарского нашествия в Прикаспии проживало древнее племя ассов, которое своим основным занятием считало торговлю - «тарханы». Когда грозный завоеватель Тамерлан уничтожил Сарай-Бату, где было только одних соборных мечетей больше 30, ассы бежали к устью Волги и обосновались в 12 км выше Астрахани. Это новое поселение стало называться Асс - Тарахан. Бесконечные набеги кочевников вынудили ассов спуститься ниже по Волге. Осели они на Заячьем острове (Куян-Арал), окружённом со всех сторон непроходимыми зарослями тростника, протоками, заливами. Со временем Асс - Тарахан становится столицей ногайского государства. Теснимые черкесами и крымцами, стали ногайцы искать защиты у русских. Правитель Малой Орды Ямгурчей поклялся Ивану Грозному, что будет ему верным данником. Однако обольщённый турками хан обманул государя и пристал к турецкому предводителю войск Давлет-Гирею. В Астрахани бунт. В 1554 году русские наголову разбили изменников. В конце 16 века (в 1557 году) завершился распад Ногайского государства. Судьба потомков населения Орды была различной. Они приняли участие в формировании других народов, присоединялись к ним, принимали в свой состав чужеземцев. Переходили на другой язык, оставаясь ногайцами. Или же сохраняли язык и самосознание, получая от соседей другое название. Но сами себя называли исключительно ногайцами с небольшими вариантами «ногай», «карагаш-ногай», «нугай». Есть замечание Е. В. Шнайдштейн: «До сих пор среди астраханских татар юртовских и карагашей идёт спор, кто из них настоящие ногаи, те и другие считают себя ногаями». А в паспорте указана национальность - татары, так как к Всесоюзной переписи населения 1939 года была принята линия на «сокращение» числа национальностей в СССР. В школах даже в 60-х годах преподавался татарский язык в качестве родного. Так и получилось, что выросли целые поколения, даже не знающие о существовании в стране национальности «ногайцы», не имеющие своей письменности, так как создание ногайской письменности в 1938 году прошло мимо них.Очевидно, это ещё одна причина, которая беспокоит меня, и я не могу ответить на многочисленные детские «почему?» и рассказываю лишь легенды, предания, сказания, услышанные от старожилов.Возможно, и прав учитель-поэт, написавший про моё поколение:В пятидесятых - рождены,В шестидесятых влюблены,В семидесятых - болтуны,В восьмидесятых - не нужны…