Шпаргалка: «Очарованный странник» Н. Лескова

Многие знакомы с произведением Николая Лескова "Очарованный странник". И действительно, эта повесть - одна из самых известных в творчестве Лескова. Сделаем сейчас краткий анализ повести "Очарованный странник", посмотрим на историю написания произведения, обсудим главных героев и составим выводы.

Итак, Лесков написал повесть "Очарованный странник" в период с 1872 по 1973 годы. Дело в том, что задумка появилась во время путешествия автора по водам Карелии, когда он отправился в 1872 году на остров Валаам, известный приют монахов. Под конец того же года повесть была почти закончена и даже готовилась к печати под названием "Черноземный Телемак". Но издательство отказалось публиковать произведение, сочтя его сырым и недоработанным. Лесков не отступал, обратившись за помощью в редакцию журнала "Новый мир", где повесть приняли и напечатали. Перед тем, как мы сделаем непосредственно анализ повести "Очарованный странник", коротко рассмотрим суть сюжета.

Анализ "Очарованного странника", главный герой

События повести происходят на Ладожском озере, где повстречались путешественники, целью которых является Валаам. Познакомимся с одним из них - конэсером Иваном Северьянычем, который облачен в подрясник, он и поведал остальным, что с юности имеет чудесный дар, благодаря которому может приручить любую лошадь. Собеседникам интересно послушать историю жизни Ивана Северьяныча.

Герой "Очарованного странника" Иван Северьяныч Флягин начинает рассказ с того, что его родина - Орловская губерния, родом он из семьи графа К. В детстве ужасно полюбил лошадей. Как-то раз забавы ради он так избил одного монаха, что тот умер, откуда видно отношение главного героя к человеческой жизни, что важно в "Очарованном страннике", анализ которого мы сейчас делаем. Далее главный герой рассказывает о других событиях своей жизни - удивительных и странных.

Очень интересно в общем отметить последовательную организацию повести. Почему можно определит её, как сказ? Потому что Лесков построил повествование как устную речь, которая имитирует импровизационный рассказ. При этом воспроизведена не только манера главного героя-рассказчика Ивана Флягина, но и отражена особенность речи других персонажей.

Всего в "Очарованном страннике" 20 глав, первая глава - это некая экспозиция или пролог, а другие главы рассказывают непосредственно историю жизни главного героя, и каждая из них оконченная история. Если говорить о логике сказа, то видно, что ключевую роль здесь играет не хронологическая последовательность событий, а воспоминания и ассоциации рассказчика. Повесть напоминает канон жития, как высказываются некоторые литературоведы: то есть сначала мы узнаем о детских годах героя, затем последовательно описывается жизнь, также видно, как он борется с соблазнами и искушениями.

Выводы

Главный герой в анализе "Очарованного странника" типично представляет народ, и его сила, а также способности отражают присущие русскому человеку качества. Видно, как герой духовно развивается - изначально он просто лихой, беспечный и горячий парень, зато в концовке повести это опытный и зрелый годами монах. Однако его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи.

В общем благодаря такому, пусть и краткому анализу повести "Очарованный странник", становится понятно, каким было развитие русского общества. И Лесков сумел показать это на судьбе всего одного своего главного героя.

Отметьте для себя, что русский человек, по замыслу Лескова, способен на жертвы, и не только сила богатыря присуща ему, но и дух щедрости. В этой статье мы сделали краткий анализ "Очарованного странника", надеемся, он окажется для вас полезным.

Название «Очарованный странник» настолько загадочно и многозначно, что по праву считается одним из высших художественных достижений писателя. Об этом вы можете судить сами по тому количеству вопросов, которое ставит это название перед внимательным и грамотным читателем.

Во-первых, как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? В данном случае это не наукообразная лингвистическая казуистика, а вопрос, от ответа на который зависит понимание смысла. Если это страдательное причастие прошедшего времени, то «странник» кем-то или чем-то очарован. Если же это прилагательное — то тогда мы очарованы им.

Более того, возникает еще один вопрос, в каком из значений употреблено писателем это слово? Словари приводят три его значения. Но в художественном контексте могут проявиться и новые значения этого слова.

Задумайтесь над этим вопросом, обратитесь к словарям, к тексту повести, а пока для нашего разговора примем три основных версии значения: 1) странник очарован, в смысле околдован, приворожен какими-то чарами: 2) странник очарован, иначе говоря, восхищен кем-то; 3) мы, читатели, восхищены или очарованы странником, а, может быть, и автор тоже?

А. А. Горелов: «Лесков увидел народного героя на том повороте его бытия, когда в прежде наивном и импульсивном простолюдине заговорила, повела его по жизни самосознающая воля к историческому действию. Тогда не только внешние «чары», но уже «чары» внутренние некие самоограничители воли, оформившиеся в особенности... русского национального характера, стали представляться ему тем, что требует преодоления. Конфликт двоякий, конфликт коренной — с внешними и ставшими натурой народа внутренними началами — такова историческая ситуация, в которой читатель видит «очарованного странника» — нового Илью Муромца, изобильного яркими свойствами и задатками, переполненного силой. Как можно постепенно убедиться, именование героя «очарованным» и сравнение с «заговоренным», избавленным от гибели в бою Ильей означают некоторое взаимное противостояние, в гораздо меньшей степени присущее фольклорным источникам и прорисованное со всей остротой (отсюда и «драмокомедия» символического персонажа) писателем XIX столетия, стремящимся вскрыть потребности национального развития, а тем самым послужить разгадке будущего нации».

Николая Семеновича Лескова по праву называют «волшебником слова». Кто не помнит его «клеветон» или «долбицу умножения». Но поиски особых словесных форм, порой создание новых слов важны были писателю не сами по себе, а прежде всего как средство показать, вернее изобразить героя и выразить свое отношение к нему. А это нужно было для того, чтобы читатель яснее понял позицию творца, его взгляд на освещаемые проблемы.

Лесков находит особую жанровую форму. Он объединяет классические фольклорные жанры и жанры литературные, дает им уточняющие определения жанровой структуры, позволяющие направить интерпретацию в нужном автору направлении: например, «открытое письмо», «семейная хроника», «легендарный случай», «картинки с натуры». А судьбу Ивана Северьяновича Флягина Лесков называет «житейской драмокомедией».

Таким образом, литературное обновление известных по фольклорной традиции жанровых форм позволяет наделить их новой содержательностью при сохранении многих знакомых читателю принципов изложения. А в результате получается своеобразный, присущий именно Лескову жанр-«рассказ-полубыль», о котором он говорит так: «Здесь описана правда, смешанная с вымыслом и затушеванная, чтобы иметь право быть печатаемой». Обратите внимание на слово «затушеванная», когда будете искать ответы на вопросы о смысле названия.

Композицию «Очарованного странника», собственно, как и жанр, тоже смело можно назвать лесковской. Смотрите, сквозного сюжета нет, а есть одна господствующая тема. Она растекается «на мелкие ручейки малых фабул и подчиненных мотивов, соединенных в повествовательное целое одной только личностью главного рассказчика». То есть перед нами, по существу, биография героя, хроника его жизни, представляющая собой бесконечную дорогу поисков настоящего. Обратите внимание, что и рассказывается она в дороге.

Короткие главы, на которые разбито произведение, с одной стороны, делают чтение более захватывающим (короткая история с началом и концом), а с другой — подчеркивают идейно-художественную значимость каждой истории, которая по отдельности может выглядеть как анекдот, а, соединившись вместе с другими, создает настоящее многомерное пространство жизни героя, страны, их судеб и их предназначения. Таким образом, художественный мир произведения начинает переплетаться с миром реальности. У читателя создается художественная иллюзия присутствия одновременно в двух пространствах: художественном и реальном.

Кстати, обратите внимание, что у Ивана Северьяновича какие-то особые отношения с пространством и временем, как у сказочного или былинного богатыря. И эти отношения композиционно подчеркнуты в «рассказе-были». Примеры найдите сами.

Итак, мы делаем вывод. Жанр и композиция «Очарованного странника» позволяют увидеть не только события жизни героя, а панораму жизни страны, народа через эти авантюрные истории.

Произведения Лескова производят неизгладимое впечатление на человека. Со школьной скамьи каждый знаком с несколькими его работами. Одним из таких является повесть «Очарованный странник», которое признано одним из самых знаменитых его произведений.

Лесков создавал повесть с 1872 по 1873 год. Задумка пришла автору во время путешествия по Карелии. По местным водам он отправился на остров Валаам к монахам. Именно там создавалось произведение и через год было готово к печати с названием «Черноземный Тельмак». Тогда Лескова отказали, объясняя крайне не интересным сюжетом и недоработанностью. Тогда Лесков обратился в другой журнал, где его согласились опубликовать.

Название «Очарованный странник» несёт в себе мысль путешествия главного героя в поисках собственной души, развития. Он странствует как по ладожскому озеру, так и по своему внутреннему миру. Странник стремится познать свое предназначение, а самое главное – своего места на земле и жизни. Обо всем этом говорит второе слово в названии, а первое указывает на способность сердца героя очаровывать я своей страной, природой, способность любить и ценить окружающую среду. Часто в повести автор использует словосочетание «колдовские чары» - это значит, что герой будто не сам совершает различные действия, а под влиянием чего-то высшего.

В произведении 20 глав, но они не представляют собой единую композицию. Они словно расположены хаотично, как шло вдохновение автора. Можно сказать, что это череда случайных событий. Флягин много рассказывает о своей жизни, и она такая же сумбурный и хаотичная. Неслучайно в повести имеется целый цикл легенд, ведь в повести заложена биография одного из святых, чья жизнь была наполнена божественными знаками. Это видно по рассказу о детстве странника, где бог свыше указывает ему на путь судьбы, а во взрослая жизнь переполнена аллегорией и высоким смыслом. Кульминацией всего произведения является искушение главного героя бесами, с которыми он справляется с помощью веры в Бога.

Таким образом, мы видим, как много заложено в повести Лескова. Не сразу удалось заметить ценность произведения, но оно все равно вышло в свет и смогло наставить на истинный путь многих читателей. Ведь это очень важно в современном мире.

Вариант 2

Автором произведения "Очарованный странник" является Н.С. Лесков. Именно во время путешествия по Ладожскому озеру появилась задумка создания повести. Писал повесть Лесков на одном дыхании. Меньше года ушло на это творение.

Главным действующим персонажем повести является выходец из простого народа - Иван Флягин. Родился он в семье дворовой челяди. Как-то, из-за забавы, он избил монаха до смерти. После этого покойный начинает преследовать Ваню, являясь ему во снах, и, предрекая в далёком будущем службу богу.

В скором времени Иван покидает дом хозяина, прихватив с собой верёвку и коня. Понимая своё никчемное существование, он решает повеситься. Но осуществить свой план ему так и не удается. Спасает его цыган, перерезав верёвку.

После долгих скитаний по незнакомым землям, герой попадает к татарам. Недолго думая, он становится участником местного обычая, смысл которого заключался в следующем – двое садились напротив друг друга и начинали бить соперника плетями. Тот, кто продержится дольше, в качестве выигрыша забирал себе коня. Иван воодушевлено борется с соперником, желая получить чудного коня. Но он перестарался, и ненароком насмерть забил противника. За этот опрометчивый поступок, татары калечат ему ноги. С этих пор он начинает прислуживать им.

Волей случая в татарское поселение приезжают приезжие. Воспользовавшись случаем, Ивану удаётся сбежать. Долго странствуя, он добирается до Астрахани. Но оттуда его ссылают обратно к бывшему хозяину. Тут он начинает присматривать за его лошадьми. В округе за Ивана распространяется слух, как о волшебнике, так как он безошибочно, с первого взгляда, мог определить хорошего коня. Вскоре, об этом узнаёт местный князь. Он желает воспользоваться его знаниями и берёт Ивана на должность конэсера.

Значимым моментом в жизни главного героя становится знакомство в трактире с красавицей-цыганкой Грушенькой, Несмотря на то, что она приходилась любовницей князю, молодые люди влюбляются друг в друга. Князь заготовил девушке страшную судьбу. Вскоре он должен был жениться, а Грушу, как уже неугодную, задумал отправить в пчелиный лес на верную погибель. Цыганка сбегает с княжеского двора и приходит к Ивану со страшной просьбой – она просит утопить её, так как другого выхода у неё нет. С долгими раздумьями он совершает этот ужасный поступок. Теперь, оставшись совсем один, Ваня решает уйти на войну, где, по его мнению, и закончит свою жизнь, погибнув от рук врага.

На поле битвы Ивану так и не удаётся найти смерть. Вернувшись с войны, он пробует сначала себя в качестве рабочего в адресном столе, а затем – артиста, но и тут не находит себя. Отчаявшись во всём, он уходит в монастырь. Именно в этом месте главный герой обретает покой, понимая, что принял единственное правильное решение за всю свою долгую жизнь.

В "Очарованном страннике" Лесков показал все жизненные трудности, с которыми сталкиваются простые люди, делая особый акцент на негативных аспектах жизни.

Анализ 3

В повести «Очарованный странник», вышедшей в свет в 1873 году, представлен образ человека удивительной судьбы. На пароходе, плывущем на Валаам, черноризец-паломник, назвавшись мирским именем Иваном Северьяновичем Флягиным, рассказывает попутчикам о скитаниях, которые ему довелось вынести, Внешностью он напоминал русских былинных богатырей. Его удивительный, поэтический народный язык и манера повествования – старинный русский сказ, последовательность и изложение событий его жизни похоже на канонический древнерусский жанр жития. Попутчиков Иван покоряет искренностью рассказов о своих скитаниях.

Многие критики, современники Лескова, восприняли это произведение враждебно, упрекали автора в том, что нет в его повести ни логического сюжета, ни правдивости в описанном им национальном характере, ни основы любви героя к русской земле. Все повествование главного героя о своих странствиях оценивали, то ли как «от дурака откровение», то ли от «умного речь», а самого главного героя представляли, как пародию на человека с русским характером. Однако, образ главного героя при кажущейся внешней простоватости, многогранен и сложен. Лесков, познавая таинственную глубину русской души, ищет нравственные порывы в поступках грешного человека, неистового правдоискателя, который, часто ошибался, но страдая, не теряя веры, приходит на путь покаяния. Лесков показал, что русскому человеку не совсем присуще христианское смирение, ему свойственно согрешить ради справедливости.

Главный герой с детства был родителями завещан Богу, потому что был долгожданный и вымоленный ребенок. И по предсказанию ему было суждено уйти в монастырь. Много испытаний выпало на долю Ивана: крепостная повинность, побег, скитания без документов и денег, десятилетний плен у иноверцев, пятнадцатилетняя рекрутская служба на Кавказе, где за отвагу был пожалован Георгиевским крестом и офицерским чином. Он невольно стал причиной смерти трех человек: монаха, свалившегося под колеса телеги, татарина, бившегося за коня, цыганки, обезумевшей от ревности. Довелось ему побывать конэсером, нянькой, лекарем, солдатом, справщиком в конторе, актером в балагане. Сам герой считает себя страшным грешником, но пройдя через искушения и испытания, находит успокоение в служении и вере. Последний приют он находит в монастыре, но и там ему скучна спокойная жизнь. Его душа в поиске, она жаждет обрести цель жизни. Он очарованный жизнью бродяга с чистой, как у младенца душой, но сильным и независимым характером.

В конце повести путь героя не завершен. Он ищет возможность послужить с верой за Отечество, чтобы найти окончательное пристанище своей неприкаянной душе.

Несколько интересных сочинений

  • Ромадин Н.М.

    Николай Романович Ромадин 1903-его года рождения. Действующий член Академии Искусств. Был лауреатом Сталинской и Ленинской премий за свои пейзажи. Славу художнику принесли картины пейзажи военных лет.

  • Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

    Во все времена музыка являлась вдохновением для многих великих людей. Она наполняла душу человека прекрасными образами, которые всплывали в сознании под звуки лучших мелодий. Это величайшее достижение в области искусства.

  • Жанр Повестей Белкина Пушкина

    Произведение писателя представляет собой собрание пяти повестей, включенных в один сборник с предисловием, который выпускается без фамилии автора.

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Каждого из нас обижали хотя бы, потому что конфликт - это неотъемлемая часть человеческой природы. Некоторые люди и вовсе обижаются на успехи других, это зависть

Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.

История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.

Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.

Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.

Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.

Направление – романтизм.

История создания

В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.

Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.

Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.

Тема

Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.

Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.

Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.

Композиция

“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.

Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).

Главные герои

Жанр

Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.

Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.

С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1011.

«Очарованный странник» - повесть Н. С. Лескова. Она повествует об одном из лесковских праведников. Это человек, проживший бурную и насыщенную жизнь, в конце которой он принял решение стать монахом.

История создания . Николай Лесков в 1872 году совершил путешествие на остров Валаам, где расположен один из самых известных русских монастырей. Это подвигло его на создание произведения о простом страннике.

Примерно через полгода повесть была написана. Как и другие произведения Лескова, она выдержана в «народном» духе. Первый издатель отказался печатать повесть по причине якобы её «сыроватости». Однако затем произведение напечатал журнал «Русский мир».

Смысл названия . Любовь к жизни, к окружающим, в тоже время не защищенность. Поиск себя, прошел немалый путь. Умение видеть красоту мира, вернее природы и очаровываться. Жизнь героя повести Флягина была тяжелой, но он умел восхищаться.

Герои . Иван Флягин, монах, цыган, хозяева, отец Илия, хан Джанкар, цыганка Груша, жена и дети.

Сюжет . Произведение состоит из двадцати глав, каждая из которых представляет собой вполне законченный рассказ. Герой повести - Иван Флягин по прозвищу Голован; к моменту повествования он уже давно принял монашеский постриг.

Действие начинается на судне, плывущем к Валааму. Пассажиры просят Флягина рассказать о своей жизни, что он с удовольствием и делает. Был он крепостным; родился он в семье кучера и с детства был приучен к вождению и уходу за лошадьми. Однажды, управляя упряжкой, он для развлечения стал стегать одного монаха, который от этого умер. Ночью монах приходит к нему во сне и открывает ему, что мать «обещала его Богу», поэтому он много раз будет находиться на волоске от смерти, но не сможет умереть, пока не примет постриг.

Так и происходит: он спасает своего первого барина от смерти, отказывается совершить самоубийство, участвует в военных действиях на Кавказе и переживает ещё много приключений, однако не может умереть. Впоследствии он смиряется с этим своим даром (или проклятием). Ему удаётся побывать в плену у татар, влюбиться в цыганку, стать конэсёром (специалистом по лошадям, состоящим на службе при барине), убить нескольких человек.

За свои боевые заслуги он становится офицером и с почётом отправляется в отставку, после чего пытается работать в Петербурге то чиновником, то артистом. Наконец, поняв, что он нигде не может пристроиться, Голован принимает окончательное решение уйти в монастырь.

Жанр произведения. Как и другие произведения Лескова, «Очарованный странник» представляет собой сказ. Автор имитирует устную речь героя, вводит в неё просторечные и диалектные слова, особую манеру разговора. В повести имитируется речь не только Флягина, но и других персонажей.

Проблематика. Иван Флягин, по замечанию одного из критиков, напоминает Илью Муромца. Это настоящий богатырь, сильный, физически крепкий, но он силён также и духовно. Голован сохраняет стойкость, оптимизм и бодрость духа, несмотря на выпадающие на его долю страдания. Герой живёт полноценной жизнью, наслаждается ею, какой бы тяжёлой она ни была, а под старость лет выполняет своё высшее предназначение, давая обет монашества.

Критики отмечали, что Лесков слишком уж идеализирует своих праведников, в том числе и Голована. На это писатель отвечал, что его персонажи создавались на основе реальных людей; например, о Флягине ему рассказывала бабушка. Создавая свои «легенды», писатель старался придать им вид максимально достоверных произведений. Примечательно, что Флягин, подобно героям других лесковских произведений, является человеком «простого звания».

Лесков возвеличивает своих праведников, происходящих из народа, и глубоко им сочувствует. Сам Лесков говорил, что таким образом он выполняет пожелание Гоголя, высказанное им в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Вместе с тем эти произведения были на одной волне с творчеством других русских писателей тех лет (таких как Тургенев или Некрасов), которые повернулись лицом к народу.

Простой человек в «Очарованном страннике» выглядел столь величественно, что повесть заслужила признание в официальных кругах и даже при дворе. И это при том, что в ней осуждается несправедливость властей и произвол дворян по отношению к крепостным, слугам и беднякам.

Чему учит автор ? Повесть построена по житийному канону. Здесь и рассказ о детстве героя, и его жизнеописание, и борьба с искушениями. Однако рассказ ведётся не суровым каноничным церковным языком, а в непринуждённой сказовой манере; житие представляет собой занимательный и в определённой степени юмористический рассказ, полный захватывающих приключений. В таком вот удобоваримом виде Лесков преподносит свои главные идеи - высокое предназначение человека, стремление к нравственному совершенству и тяготение к простому русскому народу как носителю истинной праведности.