Когда исполнится 100 лет февральской революции. План просветительских и памятных мероприятий

Время словно неутомимая река забирает своим течением воспоминания, боль и эмоции, кто бы мог подумать, что сегодня исполняется 100 лет февральской революции, 100 лет как мы изменились. Февральские перемены можно назвать решающими в истории нашей цивилизации, так как именно с них начинается отсчет нашего конца.

100 лет назад произошел не просто гнев народа или заговор, сто лет назад произошло нечто страшное, нечто грязное, но настолько соблазнительное, что наши предки, не задумываясь вступили в век бесчестия. С момента принятия христианства и эпохи Царей наши народы все больше отдалялись друг от друга, и все больше ненавидели своих соседей.

Зависть, злоба и бессмысленная жажда мести окутала сердца многих людей, даже сейчас, когда, казалось бы, страшные уроки выучены, на наших землях не утихает братоубийственная война. Убийство своего брата, насилие над своей сестрой это норма для сегодняшнего времени, впрочем, данная норма и начала свое существование в Феврале 1917.

Российская империя

Российская империя со всеми своими положительными сторонами не является истинно Славянским государством, однако именно у нее был шанс его создать. Царская власть, чиновничество и интеллигенция исчезнувшей 100 лет назад страны сделали много плохого и оставили много хорошего. Тем не менее, именно тогда мы были вместе, тем не менее, именно в таких условиях мы могли меняться создавая новые горизонты для нашей цивилизации.

Императорская власть в те времена ассоциировалась с пережитком прошлого, с бессмысленным церемониалом и с угнетающей сущностью для одной части общества и совсем наоборот для другой. Государи Российские часто совершали поступки не объяснимые, так было под Аустерлицем, так же было и с затягиванием отмены Крепостного права. Многие винили Императоров в развязывании войн и с провокациями в отношении своего народа. Тем не менее, справедливы ли эти обвинения?

Общество часто бросается в крайности, не замечая иногда очевидных вещей, которые дают возможность этому же обществу существовать. Именно Романовы подарили России все ее владения восточнее Урала, именно Петр Великий построил на болотах жемчужину Европы и одну из красивейших столиц в мире. Именно решимость Николая II позволила построить Трансиб, который спас СССР во время Великой Отечественной Войны. Русские Императоры создали масштаб и пространство для роста и процветания своего народа, и отказывать им в этом признании неблагодарная низость.

Черчилль: «Поверхностные суждения, популярные в наше время, привыкли представлять царский режим как недальновидную, коррумпированную, некомпетентную тиранию. Но основанный на фактах обзор тридцати месяцев войны с Германией и Австрией должен изменить эти неточные впечатления. Мы можем оценить выносливость Российской империи по тем ударам, которые она выдержала, по тем несчастьям, которые она перенесла, по тем неистощимым силам, которые она смогла собрать, и по тому восстановлению, которое она смогла продемонстрировать».

Источник: Черчилль. Биография. Оратор. Историк. Публицист 1874-1929 – Медведев Д. стр. 689

Черчилль в своих мемуарах и трудах не раз еще вспоминал старую Россию, отзываясь о ней иногда с теплотой иногда с непониманием, но у него не отнять высказанного им восхищения забытой для многими страны. К слову, исследователь R. Crosby Kemper в книге «Winston Churchill: Resolution, Defiance, Magnanimity, Good Will» (c.36) указал, что родители Черчилля познакомились на яхте Цесаревича Николая (будущего Императора Николая II). Приятно осознавать, что роль той России была не разъединять и отторгать, а созидать и объединять разные судьбы. Наверно именно поэтому в названии Russia для некоторых иностранцев есть что-то опасное, но и одновременно романтическое и дружное.

Российская империя была чудовищем?

После февральской революции и во времена СССР старый режим вспоминали только с негативной точки зрения, высказывая самые низкие обвинения в адрес людей, чьи дела имели куда больший масштаб, чем у их критиков. Именно с той поры стало модно «гнать» на прошлое своей страны, а так же как можно быстрее утилизироваться или потеряться в генах других народов и стран.

Неполноценность славянских народов превратила их в вечно недовольных и вечно желающих, куда-то «вступить» (будь то ЕС, партии и т.д.). Для большинства стало нормой в конфликте братской страны с другой страной становиться на сторону врага. Предательство, пофигизм и пустота стали основами в формировании философии наших народов.

Сложно назвать полноценными людей, которые рождены от славянских родителей в другой стране, но при этом называющих себя не по национальности матери, а по национальности территории. Подобное норма для нас, но далеко не норма для тех же евреев, которые иногда даже не зная Иврита, в графе национальность пишут «еврей».

Смотря на все это не удивительно, почему о Российской империи обыватели знают только плохое (которое часто является выдумкой). Никто часто даже и не слышал о существовании там свободы слова и сдержанности, причем критики исчезнувшей страны активно использовали эти права.

Так например, однажды Милюков с трибуны Думы открыто обвинил Царицу в измене, а Керенский вообще заявил: «посмотрите, что делала власть?.. Разве эти “тени”, эти марионетки, которые приходят сюда для того, чтобы уйти, разве это - реальная власть?.. Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима немедленно и во что бы то ни стало героическими личными жертвами тех людей, которые это исповедуют и которые этого хотят» (Керенский «Потерянная Россия» стр 5.). Возникает вопрос: Почему их не расстрелял самолично «кровавый» Царь?

Кровавые страницы истории Империи, часто описывались односторонне, например все знают о «Ленском расстреле рабочих», но никто не знает, что произошло дальше. Будущий отец «русской демократии» Керенский, так написал в своих воспоминаниях: «В результате открытого расследования – монопольное положение компании было ликвидировано, а ее администрация полностью реорганизована. Трущобы, в которых жили рабочие и их семьи, разрушили, а на их месте построили новые дома. Была повышена зарплата и значительно улучшены условия труда. Мы имели все основания испытывать чувство удовлетворения от проделанной сообща работы» (Керенский «Потерянная Россия»).

Если все так было хорошо, почему же пала Монархия?

Источник: http://www.populstat.info

Ответить на такой сложный вопрос в одной статье невозможно, так как причины были разные и каждая из них претендует на ключевую. Тем не менее, мною приведен график населения Российской империи не просто для красоты кадра, а для рассмотрения одной из самых важных и недооцененных причин.

В период правления последнего Императора славянские народы испытывали небывалый бум рождаемости, так, только в украинских губерниях рождалось до 1.7 млн. малышей в год, а сам общий рост населения был фантастический. По расчетам Менделеева к 2000 году нас должно было быть 500 млн. (печально, что этот прогноз не сбылся).

Из-за такого быстрорастущего населения властям часто не хватало ресурсов, чтобы элементарно развивать пропорционально инфраструктуру, а так же обеспечивать должный равный уровень развития. Именно поэтому программы грамотности и финансирования, которые писались на года, теряли свою актуальность каждые 5 лет.

Российская империя была слишком огромна и слишком быстро росла, из-за чего банальный контроль над населением государственная машина обеспечить не могла. Из-за этого бессилия у населения часто было недовольство, так как даже кредитных ресурсов всем не хватало, из-за чего выкуп земли крестьянами затруднялся. С переселением сталкивались и города, чья инфраструктура часто не выдерживала и приводила к сбоям.

Дополнительной сложностью стало чиновничество, которое иногда умышленно, а иногда из-за слабодушия принимала бездарные решения в отношении развития своих регионов. Такая невнимательность вела к озлоблению и недоверию со стороны общества, а это в свою очередь рушило само государство. Однако, не только бурно растущее население и беспомощность государственного аппарата привели к февралю 1917:

1. Крепостное право

Александр II освободил крестьян от Рабства (крепостничество по другому назвать сложно), однако вместо дарования по праву славянам их земли, он просто распустил их в разные стороны без прав и помощи. Его сын Александр III решил исправить недочет отца, однако не путем передачи того, что принадлежит им по праву рождения, а путем создания банка (Крестьянский подземельный банк) и с предложением выкупить свое наследие:

  • за все время существования банка он продал крестьянам более 15,9 млн. десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных ссуд превысила 1,35 млрд. рублей.
  • банк выдавал займы под 7% годовых;
  • банк предоставлял кредит на 80-90% от стоимости земли.

Условия Крестьянского подземельного банка в сегодняшние времена выглядят очень привлекательно, особенно если учитывать кредитные каникулы. Однако, справедливо ли платить за то, что по праву принадлежит тебе? Думаю нет! Увы, но Императоры недооценили проблему того, что крепостничество это был в первую очередь их огромный грех перед своим народом, который этого не забыл и не простил.

Пост-рабовладельческое общество с часто неоднозначными представителями знати, было очень легко на подъем, так как унижения и обиды не проходят так быстро. Российской империи просто не хватило времени, чтобы пережить свое рабское прошлое, которое во многих кругах считалось не такой уж и старой страничкой истории. Отсутствие должного внимания Императоров и неповоротливый чиновничий аппарат заложили мину, которая могла сгнить со временем, но и могла взорваться в случае попадания ее детонатора в руки бессчетных людей.

2. Политический кризис

Перемены 1905 года принесли новое устройство в жизнь Российской империи, а именно Государственную Думу, которая по замыслу Императора должна была остудить пыл народных масс и принести свежесть в политическую жизнь страны. Однако кроме проблем и бесчисленного количества политических кризисов Дума больше ничего не дала стране.

С другой стороны, что можно было ожидать от представителей нашего народа? Не секрет, что со времен крещения Руси в славянах проявлялось все больше малодушия и непонятной жажды власти. Если добавить большую обиду народа за крепостное право и множество сломанных судеб, то вместо государственного органа, мы получаем озлобленную машину, которая хочет мести.

Тем не менее, у Думы был целый ряд реальных рычагов для воплощения другой России:

  • право одобрять или отклонять увеличения государственного долга;
  • утверждение бюджета;
  • утверждение финансирования специальных программ (например лично Императором продвигался законопроект о выделении средств на реформирование флота);
  • согласно Основным Законам Российской империи без одобрения Думы, закон не мог набрать юридической силы.

Однако, как же воспользовалась Дума, такими широкими правами? Все просто, в первом же созыве Думы первым вопросом поставленным на голосования кадетами (возглавили февральскую революцию), была амнистия политических заключенных, упразднения функций Государственного Совета (кстати, на это имел право только Император) и много других политических требований. Ни вопрос об образовании, ни вопросы о развитии страны, Дума не подымала. По факту, вместо законодательного органа Император получил трибуну, с которой каждый день вещали популисты обещающие “золотые горы”.

3. Бессмысленная война или неправильно выбранные союзники

Война 1914 года поставила государство в сложное положение, так как фронт проходит не только по внешним рубежам, но и по внутренним, которые активизировались как разведкой Центральных держав, так и революционерами. Из-за этого Царь оказался в осаде, а Империя на краю пропасти.

Главным просчетом Императора можно назвать разрыв отношений с традиционными союзниками России, это Австрией и Германией. К слову, Адмирал Тирпиц написал такие строки после начала войны: «Я считаю величайшим несчастьем положение, при котором немцы и русские взаимно истребляют друг друга».

Разочарование адмирала германского флота вполне логично, так как во время последней большой войны Пруссия, Австрия и Россия вместе гнали Наполеона. А 13-Нарвский полк даже имел штандарты за освобождение Берлина. Кстати одна из центральных площадей города названа в честь Императора Александра I (Alexanderplatz).

При этом общего с Англией и Францией у России ничего не было, впрочем, как и общих границ и даже наоборот эти две страны нападали на нас несколько раз. Самое интересное, что во время Крымской войны, поводом для начала войны против России, стала попытка последней защитить христианское население от Империи Геноцида (Османов).

Наши союзники были хуже врагов, так как нагло использовали Россию для решения своих просчетов. Так, например, трагедия в Восточной Пруссии, где мы потеряли ДВЕ АРМИИ, произошла из-за того, что немцы почти дошли до Парижа и союзники умоляли ввести войска на территорию Германии. Вся война проходила из расчета на то, что основное пушечное мясо будет из наших земель.

Такое положение дел неумолимо вело страну к пропасти, ибо невозможно воевать в войне, которая не имеет ценности для твоего народа и твоей цивилизации. Тем более если эта война с бывшими друзьями.

4. Измена

Одной из главных причин крушения Монархии стала банальная измена военных, которые вместо служения своей присяги выбрали удел предательства. Причем о таком исходе событий писал еще Витте (любитель сплетен), в особенности он так передал слова Гучкова (центральная фигура революции): «в 1905 году революция не удалась по­-тому, что войско было за Государя… теперь нужно избежать ошибки, сделанной вожаками революции 1905 года; в случае новой революции необходимо, чтобы войско было на нашей стороне, потому я исключительно занимаюсь военными вопросами и военными делами, желая, чтобы в случае нужды войско поддерживало более нас, нежели царствующий дом» (Витте С.Ю. Воспоминания. Том 2.- Берлин: Слово,1922.С.467.).

Причем о измене писал даже Некрасов Н.В. (международник СССР): «начались и росли связи с военными кругами. Была нащупана группа оппозиционных царскому правительству генералов и офицеров, сплотившихся вокруг А. И. Гучкова (Кры­мов, Маниковский и ряд других), и с нею завязалась организационная связь» (Брачев В.С. Русское масонство с.300).

Так же существует общеизвестный факт переписки Гучкова с Главой Царской Ставки Алексеевым, который принял решающую роль в февральской революции, фактически саботируя приказы Государя. Впоследствии к заговору присоединятся все командующие фронтами и даже Великий Князь Николай Николаевич Романов, что завершит крах всей имперской системы. Жажда власти победит логику, а измена сотрет все границы дозволенного.

22 Февраля 1917 года Николай II отбыл в Ставку (Могилев) и с этого момента о его жизни становится мало известно правдивой информации, а в жизни России начинается настоящий АД, который продлится до 1922 года, забрав с собою десятки миллионов жизней. Российская империя ушла на полки истории и на ее месте вонзился кровавый флаг, который впоследствии так же завершит свое существование, оставив нам в наследие уничтоженную цивилизацию с перспективой мыть вагоны и качать недра из подаренной Императорами земли.

Львовские записки 2017 год

С докладами выступили: директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян; директор Института российской истории РАН Юрий Петров; директор Государственного архива Российской Федерации, профессор Сергей Мироненко; главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Сергей Кара-Мурза, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Виктор Мальков, заведующий сектором политической экономии Института экономики РАН Михаил Воейков, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров и другие ученые и эксперты.

Открывая обсуждение о значении и месте в мировой истории российской революции, Владимир Мединский отметил, что «при всем расхождении взглядов на события почти столетней давности мы не можем отрицать тот факт, что сама попытка построения на земле справедливого общества решительным образом изменила пути исторического развития не только России, но оказала огромное влияние на прогресс народов всей планеты».

Владимир Мединский подчеркнул, что разница во мнениях, которая существует и должна существовать в научном обществе – это лишь повод для диалога, основа для компромисса, а не для конфликта:

– Объективное изучение периода революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. Нельзя делить предков на однозначно правых и виноватых, каждая из сторон по-своему понимала, как добиться процветания родины. И красными, и белыми двигало то, что мы сегодня называем патриотизмом.

Войну с памятью развязывать нельзя. Беспамятство – страшный диагноз.

  1. Признание преемственности исторического развития России от Российской империи, через СССР к современной России.
  2. Осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года, и последующей Гражданской войной
  3. Уважение к памяти героев обеих сторон – красных, белых, других партий, которые оказались втянуты в гражданское противостояние. все они отстаивали свои идеалы и те, кто не виновны в массовых репрессиях и военных преступлениях, должны войти в единый пантеон вечной памяти.
  4. Осуждение идеологии революционного террора
  5. Понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных союзников.

В завершении своего выступления Владимир Мединский рассказал об идее создания и установки в Крыму к 100-летию русской революции «Памятника примирения», который станет доказательством того, что «гражданская война наконец-то закончилась»:

– После того как Крым вернулся, образно говоря, «в родную гавань», оттуда к нам поступила инициатива - установить в Крыму памятник примирения. Эта идея витает в воздухе. Символ, установленный там, где закончилась гражданская война, может действительно стать доказательством того, что эта война наконец-то закончилась.

Академик Александр Чубарьян выделил несколько тем для дискуссий относительно влияния Российской революции на историю:

– Поставить революцию в мировой контекст, так как в результате Первой мировой войны с карты мира исчезли четыре империи – Австро-венгерская, Османская, Германская и Российская. Первая мировая война явилась одним из главных событий, определивших лицо XX столетия. Известный американский политолог Джордж Кеннет сказал, что все, что произошло в Европе в ХХ веке, вышло из Первой мировой войны

Тема взаимодействия революции и реформ. Изучение проблемы террора и насилия в революции. Тема влияния революции на мировое развитие. В Советское время очень популярна была тема что революция явилась причиной социальных перемен. Конечно, нельзя преувеличивать, но именно с революцией появились теории социального государства, и во многих странах начались социальные эксперименты.

Еще одна тема – взаимосвязь революции и ленинизма с последующим развитием. Надо посмотреть на взаимосвязи ленинских теорий первых лет и системы сталинского социализма. Есть ли преемственность, по каким линиям она шла. Также надо вернуться к проблеме опасности раскола наций. Так как главная отрицательная черта революции – это раскол и попытка противоборствующих сторон утвердить свою точку зрения путем уничтожения другой стороны.

Сергей Кара-Мурза предложил рассмотреть Российскую революцию как диалог и конфликт цивилизационных проектов:

– И русская революция, и перестройка конца ХХ века с последующей реформой показали, что в действительности цивилизация является ареной конкуренции (или борьбы, даже вплоть до гражданской войны) нескольких культурно-исторических типов, предлагающих разные цивилизационные проекты. Один из этих типов (в коалиции с союзниками) становится доминирующим в конкретный период и «представляет» цивилизацию.

Реформы Петра, несмотря на все нанесенные ими России травмы, не были псевдоморфозами, они опирались на волю культурно-исторического типа, сложившегося в лоне российской цивилизации и начинавшего доминировать на общественной сцене. Модернизация и развитие капитализма во второй половине ХIХ века вызвали кризис этого культурно-исторического типа и усиление другого, вырастающего на матрице современных буржуазно-либеральных ценностей. Это было новое поколение российских западников, но вовсе не клон западных либералов.

На короткое время именно этот культурно-исторический тип возглавил общественные процессы в России и даже осуществил бескровную Февральскую революцию 1917 г. Но он был сметен гораздо более мощной волной советской революции. Движущей силой ее был культурно-исторический тип, который стал складываться задолго до 1917 года, но оформился и получил имя уже как «советский человек» после Гражданской войны.

Трудный ХХ век Россия прошла, ведомая культурно-историческим типом, получившим имя «советский человек». Советские школа, армия, культура помогли придать этому культурно-историческому типу ряд исключительных качеств. Когда советский тип стал переживать кризис идентичности, вперед вырвался культурно-исторический тип, проявивший наибольшую способность к адаптации. Его можно назвать мещанством – продукт кризиса советского общества.

Виктор Мальков , рассматривая период 1914-1918-х годов, отметил, что Россия, «пройдя через полосу недобросовестно исполненных «великих реформ» Александра II и контрреформ, связанных с именем его сына Александра III, не смогла вписаться в мировой прилив реформаторства, задуманного с прицелом на будущее, непосредственно предшествовавшего 1914 году и захватившего частично войну, особенно в области экономики»:

– «Россия, – писал В. О. Ключевский еще в 1898 году, – на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы, что делать? Ответа нет». Прошло еще 10 лет, а ответ так и не был найден. Догоняющий тип развития был сохранен и в кризисный момент истории 1914–1918 годов, в очередной раз подтвердив неизменность традиционному мышлению, т. е. упованию на авось и фаталистическому безволию.

Михаил Воейков выступил с докладом «Русская революция: одна или две?», и назвал этот вопрос главной проблемой в понимании трактовки русской революции:

– В советский период нужно было научно оправдать социалистический характер Октябрьской революции и дальнейшее строительство социализма в экономически и культурно очень отсталой стране. Ведь, с научной точки зрения делать социалистическую революцию в по сути феодальной стране, толком не прошедшей этап капиталистического развития, было бы противоречиво. Вопрос, таким образом, сводился к определению степени развитости капитализма в России к 1917 году.

Но после реформы 1861 г. можно говорить лишь о начале процесса накопления капитала, и то с большой степенью условности. Ибо к началу первого этапа индустриализации в последней четверти того века собственного капитала в стране было мало. На этот период приходится лишь начало «первоначального накопления», которое было прервано Первой мировой войной. Никакого нормального буржуазного (капиталистического) общества в России просто не было.

Закончил свой доклад Михаил Воейков цитатой из «Несвоевременных мыслей» М. Горького:

«Самое интересное и значительное - буржуй растет! Социалистическое отечество и вдруг - буржуй растет! И такой, знаете, урожай на него, как на белый гриб сырым летом. Мелкий такой буржуй, но - крепкий, ядреный».

– Вот и сегодня буржуй стал ядреным, – подвел итог Михаил Воейков.

Владимир Лавров заявил о своем несогласии с тезисами, определяющими отношение к революции, которые были выдвинуты на открытии круглого стола, и призвал к покаянию, которое должно включать в себя государственное и юридическое осуждение совершенного Лениным и Сталиным. Главным авторитетом в отношении к революции Владимир Лавров назвал святого Патриарха Тихона, который в это время возглавлял Русскую Православную Церковь:

– В Новогоднем слове в первый день 18-го года Патриарх дал свою оценку происходящему: «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?… Эту высокомерную затею их постигает та же участь,что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши».

И в заключение сформулирована принципиальная позиция Русской Православной Церкви: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано…».

Патриарх выступил против кровавых расправ в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и в других городах отчизны. Как известно, самой кровавой был расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, – требовал православный пастырь. – Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной. Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствует вас…».

То есть руководители коммунистической партии, прежде всего Ленин, подвергнуты анафеме. А тьма века сего – таково духовно и нравственно состоятельное определение строящегося социализма.

Ранее наступление 1918 года, а теперь первая годовщина Октябрьской социалистической революции «вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды», говорилось в патриаршем Обращении к совнаркому от 7 ноября. «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, – убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»

Говоря о перспективе, о том, как выбираться из черной дыры, в которой мы оказались, Патриарх в Послании 8 октября 1919 г. говорил, что «никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно…»

Это важнейшее положение – никто нас не спасет кроме нас самих, но необходимо покаяние. А его нет, и я думаю, что оно-то и необходимо и должно включать в себя государственное, юридическое осуждение совершенного Лениным, Сталиным. Без этого не будет возрождения России, должного экономического развития.

Безусловно Патриарх считал невозможной консолидацию с теми, кто служил сатанизму – с красными бесами. Предстоящий юбилей вызывает тревогу. 100 лет милостью Божией и подвигом новомучеников мы смогли пережить коммунистическое иго, но мы его не преодолели.

Боюсь, как бы Господь не преложил милость на гнев. Сегодня много сказано хорошего, но много и недосказанного, есть ощущение что авторы обращения как ужи на сковородке вьются чтобы остаться объективными и в то же время примириться с партией Сталина-Ленина. Это невозможно.

Как говорила святая Матрона Московская, «Если народ не покается, то он исчезнет».

Дискуссии о событиях того времени, которые историки оценивают по-разному, не прекращаются по сей день, хотя в одном все сходятся — революция имела всемирно-историческое значение и оказала влияние на судьбы всех народов мира.

Российским историческим обществом, в соответствии с распоряжением президента России, создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилейного года, который разработал и утвердил план по проведению мероприятий , посвященных 100-летию революции 1917 года.

Мероприятия

Юбилейный план, расписанный практически на весь год, охватывает несколько тематических блоков — мемориальные, экспозиционные и выставочные мероприятия, издательские, образовательные и исследовательские проекты, научные конференции и круглые столы, мультимедиа и кинопроекты, которые пройдут при поддержке Российского исторического общества (РИО).

Первое мероприятие — мемориальное собрание ""Памяти погибших. Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год", организованное российскими общественными организациями Фонд Людвига Нобеля, Императорское православное палестинское общество и Императорский исторический клуб пройдет 18 февраля.

© photo: Sputnik / Александр Чепрунов

Картина П.П. Соколова-Скаля "Штурм Зимнего дворца"

Мероприятие, пройдет в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В воскресенье 19 февраля в Храме Христа будет совершена Божественная литургия, которая начнется в 9.30 утра. По завершении литургии отслужат панихиду по погибшим за веру Христову. Богослужение совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В храм будет принесена икона Божией Матери "Державная".

Грандиозное проекционное шоу "Штурм Зимнего" Эрмитаж планирует 25 октября устроить на Дворцовой площади, где покажет, как развивались события. Во время светового шоу эрмитажные здания окрасятся в красный цвет, напоминая о событиях вековой давности. В Октябре 1917 года Зимний дворец был бордовым.

Выставки, конференции

По мнению организаторов, одним из главных событий юбилейного года, станет выставка "1917. Код революции", которая откроется в конце марта. Выставка будет проходить в шести залах Музея современной истории.

Следует отметить, что выставки, образовательные и мультимедийные проекты не только на территории России, но и за рубежом.

В частности, четвертого февраля в Центре "Амстердам-Эрмитаж" открылась экспозиция "1917. Романовы и революция. Конец монархии". С седьмого февраля — в Королевской академии художеств в Лондоне начал работу проект Исторического музея "Революция. Русское искусство 1917-1932".

Выставки также пройдут в Германии, Франции и других странах.

Эрмитаж к 100-летию Февральской и Октябрьской революции готовит обширную программу мероприятий, в том числе представит экспозицию, посвященную предпосылкам и результатам революции.

В РИО считают, что кульминацией будет заседание генеральной ассамблеи Международного комитета историков, которое впервые пройдет в России.

В мероприятии, которое пройдет 29-30 сентября в Москве, примут участие 150 человек — руководители всех исторических комитетов всех стран мира приедут в Россию.

Другие

Запланировано издание серии художественных почтовых марок, энциклопедии о революции и "Расстрелянный Кремль. 1917 в фотографиях" и массы других научных и популярных изданий.

Российские архивы представят, ранее неизвестные, материалы о Ленине — впервые будут представлены оригиналы рукописей, различных документов, декретов советской власти, постановлений Политбюро, личные документы Ленина, рисующие его с соратниками, с семьей.

© photo: Sputnik / РИА Новости

В том числе документы, связанные с Инессой Арманд, интересующих широкую публику, которая была для Владимира Ильича и Надежды Крупской домоуправительницей, секретаршей, переводчицей и другом.

В Российском историческом обществе считают, что план мероприятий, приуроченных к юбилейным датам не окончательный, так как много предложений по проведению мероприятий продолжают поступать, но он уже поражает своим размахом.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Предлагаем лист самых лучших лекций и спецпроектов о русской революции, которые можно послушать и почитать в интернете

В феврале 1917 года столицу Российской империи охватил продовольственный кризис. 23 февраля (8 марта по новому стилю), в День работницы, на улицы Петрограда вышли тысячи работниц. Они требовали хлеба и прекращения войны. Не имея топлива, заводы останавливались один за другим. Митинг стихийно перерос в массовые стачки и демонстрации. В этот день в стачке участвовало от 90 до 130 тысяч рабочих полусотни предприятий. На следующий день бастовавших рабочих было уже почти 200 тысяч, а еще через день, по разным данным, - от 240 до 300 тысяч, то есть до 80% от общего числа рабочих в городе. Занятия в университете тоже прекратились, и к протестующим присоединялись студенты.

Arzamas: курс аудиолекций о революции

Масштабный курс «Арзамаса» включает семь аудиолекций историка Бориса Колоницкого, а также многочисленные дополнительные материалы - воспоминания очевидцев, исследования эпохи и даже детские рисунки тех лет. Вторая лекция курса посвящена одному из ключевых вопросов Февральской революции: было ли восстание стихийным или спланированным?

1917 год 100 лет спустя: лекция Льва Лурье

Двухчасовая лекция петербургского краеведа, писателя и историка Льва Лурье о предпосылках, основных движущих силах и ключевых событиях Февральской революции. В частности, Лурье рассуждает о том, как вышло, что такая «симпатичная» Февральская революция привела к столь кровавым последствиям: Октябрьской революции и гражданской войне.

1917: Революция в дневниках современников Проект Михаила Зыгаря

«1917. Свободная история» задуман как «сетевой сериал» о революциях 1917 года. Проект охватывает события с ноября 1916-го по январь 1918-го, когда было распущено Учредительное собрание. Свидетельства - воспоминания десятков исторических и культурных деятелей, от Анны Ахматовой и Василия Кандинского до Льва Троцкого и Николая II - выглядят как лента фейсбука и публикуются на сайте в реальном времени. К примеру, 22 февраля есть дневниковая запись о том, как власти Петрограда пытались опровергать слухи о нехватке хлеба (несмотря на то, что угрозы голода не было, слухи об угрозе голода привели к хлебным бунтам, с которых началась Февральская революция). А есть - запись будущего филолога Киры Аллендорф о съеденных блинах.

«Ведомости»: Революция в газетах 1917 года Большой спецпроект

«Ведомостей» включает, в числе прочего, фотографии страниц крупнейших российских и международных газет, выходивших в 1917 году. Здесь можно почитать заметку The New York Times о хлебных бунтах в Петрограде или революционные призывы газеты «Известия Петроградского совета рабочих депутатов.

Хроника 1917 года в старых номерах «Коммерсанта» и «Огонька»

ИД «Коммерсантъ» в рамках спецпроекта о революции года оцифровал архивы газеты «Коммерсантъ» и журнала «Огонек» за 1917 год. Архивные номера публикуются раз в месяц. Кроме того, спецпроект включает серию исторических фотографий о жизни царской семьи накануне Февральской революции.

«Радио Свобода»: Революция в фотографиях

Еще один преимущественно визуальный спецпроект - фотографии главных мест революции 1917 года (в основном Октябрьской): Зимнего дворца, Марсова поля, Невского проспекта, Дворцовой и Красной площадей. С помощью слайдера можно сравнить, как места выглядели раньше - и что с ними стало к 2017-му.

Министерство образования Рязанской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждения

«Рязанский колледж имени героя Советского Союза Н.Н. Комарова»

ПЛАН

внеклассного мероприятия

Варские 2017

План открытого внеклассного мероприятия.

Цель: - создать у обучающихся целостную картину событий февральской

революции;

Способствовать верному нравственному и этическому осмыслению

событий февраля 1917 года;

Развитие исторического мышления;

Воспитывать чувство патриотизма и уважения к историческому

прошлому нашей Родины;

Продолжать формировать информационные и коммуникативные

компетентности.

Задачи:

    способствовать сплочению студенческого коллектива через включение всех студентов группы в совместную творческую деятельность;

    способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей;

    развить инициативу, раскрыть творческие способности студентов.

Форма проведения: просветительское мероприятие

Сфера: - « Я и мир» - продолжать развивать потребности духовно - нравственных

качеств и творческих способностей;

- «Я - общество» - продолжать формировать гармонично развитую личность;

Социальная роль: общественная

Время и место проведения: читальный зал, 45 минут

Участники: студенты колледжа

Преподаватель: Г.Н.Вилкова, В.Г. Филатиков.

Оформление и оборудование: - презентация «Февраль 1917»

Музыкальное сопровождение;

Проектор, компьютер

Ожидаемый результат: положительные эмоции, сплочение коллектива,

желание студентов участвовать в других

мероприятиях колледжа.

Сроки реализации и этапы:

Деятельность

преподавателя

Подготовительный

1-2 недели

Обсуждают выбранную тему

Озвучивает тему и цель мероприятия

Определяют свою роль в подготовке мероприятия

Распределяет роли

и задания

Подбирают материал

Консультирует

Составляют план, сценарий

Организует работу

с текстом, корректирует записи

Проводят репетиции

Контролирует

Готовят презентацию

Проводит консультации по подготовке презентации

Реализация

1 день

Подготавливают, оформляют

читальный зал

Подготавливает оборудование

Выступают в роли ведущих, чтецов, артистов

Выступает в роли соведущего

Подведение итогов, рефлексия

День проведения открытого мероприятия

Участники обмениваются впечатлениями

Подводит итог мероприятия, благодарит участ-ников мероприятия

Возможные риски: выход из строя оборудования, низкий интерес

к проведению мероприятия со стороны обучающихся.

2. Сценарий открытого внеклассного мероприятия.

Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте! Сегодня мы проводим мероприятие посвященное столетию со дня Февральской революции. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Интересным фактом является то, что календарь 1917 года и 2017 года полностью совпадают. Более того такой любимый народом праздник как Масленица выпадал на те же дни, что и в этом году. И так я предоставляю слово ведущим.

Первый ведущий: В своем парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Второй ведущий: Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

Первый ведущий: « Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул .

Второй ведущий: февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической. Она вторая по счёту революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917 -го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Первый ведущий: Причин февральской революции было несколько.

Видеофрагмент « Кому была выгодна февральская революция»

Второй ведущий: Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.

Музыкальное сопровождение Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане… В Петрограде не стало хлеба, -транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля…Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти … И даже не в этом…Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает…Класс былых властителей сходил на нет…» (Вас. Шульгин «Дни»)

Первый ведущий: Город забурлил.

Видеофрагмент: Кровавая революция 1017 года Россия на крови.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий: 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Первый ведущий: 4 марта – в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николай II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

Музыкальное сопровождение студент группы 2 ЗЧС «Б» Яскин Глеб, читает Арутюнян Джаан.

«Человек бросился к нам – Милые! – закричал он и схватил меня за руку – Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия. Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча…был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном. Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий. Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей. Во всех домах зажглись огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов. » (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Второй ведущий: Император вернулся домой и был взят под следствие. Очень переживал, когда узнал, что в общей массе на сторону революции ушел даже его конвой из 500 чел., каждого из которых он знал лично, и не только по именам. Вот так совершилась “общенародная, светлая и бескровная” революция. Между прочим, не такая уж бескровная. Только в столице в дни революции были убиты и ранены 1443 человека. Значительную долю погибших составили служащие Петроградской полиции. Потом ходили упорные слухи, что именно полицейских похоронили на Марсовом поле под видом "героев революции". Так это или нет, но в революционном хаосе они действительно стали одними из немногих героев, до конца исполнивших свой долг.

Первый ведущий: Стих «К Февральской революции» Сергея Момджи Читает Михачёв Данил.

Февраль по-старому, а новый - март,
И год семнадцатый со знаком,
Он революцией теперь богат,
Одной такою в нём он датой.

Февраль и Петроградская заря,
Что это было? Горе, благо?
Когда "Долой!", и сбросили царя,
Не изменяя даже флага.

Безвольный царь, бездарная война,
И миллионы недовольных,
Народ и генералы, вся страна,
Участники тех дней невольных.

Свобода же! Бант красный на груди,
И в головах идет кружение,
Братанья! Пораженья позади?
И на фронтах в войсках брожение.

И безответственные болтуны,
Названье даже - Временные,
Разлад, грабеж, развал страны,
И новой революцией беременны!

Народу только пули и штыки,
Для них нагайки у казачьих сотен,
У капитала все рабы они,
И им народ всё так же обездолен.

Развал империи, конечно же, беда,
Свобода, ну, конечно - это благо,
Но только мощной стать должна страна,
И власть народу всю отдать бы надо!

И тот февраль - и благо, и беда,
Он показал: всё по плечу народу,
А либералы - болтуны всегда,
И жди беду, коль делают погоду!

Первый ведущий: Хороша или плоха была Февральская революция? Нужна или нет? Вряд ли этот вопрос имеет смысл. Февраль, в отличие от Октября, был стихийным явлением. Как в грозовой туче: накопилась разность потенциалов - и грянуло. Вряд ли можно выделить и правую сторону в данном социальном конфликте.

Второй ведущий: В заключении уместно процитировать русского историка Василия Осиповича Ключевского. "История, - отмечал он, - это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Усвоили ли мы уроки событий столетней давности покажет время.

Первый ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо за внимание.