Этапы жизни Григория. Типическое и индивидуальное

Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости. Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса. На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.
Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас. Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще. Казаки падали и кони».
Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи. «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»
Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть. Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.
Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.
Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга. Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни. Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.
Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».
Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России. Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа. Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

Борьба между долгом и чувствами

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей. Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее. Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей. Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию. Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Война и предательство Аксиньи

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

Идейные и личные сомнения

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами. Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт. После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность. Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены. Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Чужой среди своих

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением. Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину. Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Тест по произведению

Тема урока : Путь исканий Григория Мелехова.

(по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Тип урока – конференция (урок обобщения и систематизации знаний).

Технология: коммуникативная (на этапе подготовки урока – исследовательская).

Цели:

Образовательная: рассмотреть панораму жизни донского народа в трагические моменты истории и отметить, как исторические события отразились на жизни людей на примере героя Григория Мелехова.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с текстом и дополнительной литературой и умение высказывать свои мысли о прочитанном.

Воспитательная : воспитывать любовь к Родине, родному краю и историческому наследию своего народа.

Оборудование: художественные тексты, портреты писателя и главного героя, карта Ростовской области, схема «Путь исканий Григория Мелехова», мультимедийные средства.

Этапы урока :

    Организационный момент: Приветствие, представление специалистов (литературоведы, историки, географы, творческая группа),

    Вступление:

Слово учителя о путешествии;

Стих. «Человеку надо мало» Р. Рождественского.

    Основная часть:

Слово о писателе;

Х. Татарский - собирательный населённый пункт;

О мелеховской семье;

О главном герое;

Воинская служба;

В Первую мировую войну;

В революцию;

Гражданская война;

Участие в Верхнедонском восстании;

У Красных;

В банде Фомина;

Душевная пустота, возвращение домой;

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный урок – урок - путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что происходит с человеком во время путешествия?

Ответ : Встречи интересные, незабываемые; узнавание чего-либо нового, полезного; испытание чувств радости, удивления, восхищения.

Мы совершим виртуальное путешествие, и будут его проводить специалисты. Вы, ребята, попробуете себя в новой роли, в роли историков, литературоведов, географов. Есть у нас и творческая группа: Кабаргин Сергей, Чеботарев Евгений, которые подготовили слайды, видео. Всё для работы начинающих специалистов у нас есть.

Необычность путешествия заключается в том, что это путешествие по замечательной книге и литературным местам. Мы совершим его по жизненному пути и судьбе не только главного героя, но и всего донского казачества, потомками которого мы и являемся.

У нас есть тайный вопрос, на который мы должны будем ответить в конце путешествия: что скрывается под этим кругом? Может, кто-то уже догадался?(ответы учащихся) Этот вопрос будет загадкой, на которую мы ответим в конце урока.

Итак, ребята, а что самое главное в путешествии?

Ответ : Возвращение домой.

Учитель : Конечно же, главное – это дорога домой.

Начинаем работу: слово – литературоведам.

Стихотворение «Человеку надо мало» Р.Рождественский .

Человеку надо мало:

Чтоб искал и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг один и враг один…

Человеку надо мало…

Чтоб тропинка вдоль вела.

Чтоб жила на свете мама.

Сколько нужно ей – жила…

Человеку надо мало:

После грома – тишину,

Голубой клочок тумана,

Жизнь одну. И смерть одну…

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто – то ждал.

Учитель : Ребята вы уже поняли, что путешествие мы совершим с главным героем романа «Тихий Дон» Григорием Мелеховым, а написал это гениальное произведение М.А.Шолохов. И мы отправляемся в путь из родного дома Михаила Александровича, замечательного донского казака, известного писателя и просто человека, влюбленного в свой край! И чем талантливее писатель, тем правдивее его путь.

Географ: Итак, хутор Кружилин. (показ на карте)

Историки: Родился М.А. Шолохов в 1905г. в х. Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (теперь это Шолоховский район Ростовской области). Детство его прошло в ст. Каргинской: здесь он учился, здесь начал писать свои первые литературные произведения. Отсюда ушел добровольцем на Гражданскую войну.

Потом в мирное время была работа в Москве. В 1926г. Михаил Александрович начинает работать над романом « Тихий Дон», часто приезжая в родные места: х. Кружилин, ст. Базковскую, Вешенскую. В Базках он порою ночи напролет беседовал с Харлампием Ермаковым – прототипом Григория Мелехова, нашего проводника в сегодняшнем путешествии.

Как много общего в судьбе реального казака, Харлампия Ермакова, и литературного героя, Григория Мелехова. Даже в происхождении: у Ермакова бабушка - турчанка, привезенная из Турции дедом - участником войны 1877-1878гг. И поэтому внук – Харлампий был по-восточному смугл, горбонос, станичники прозвали его «цыганом». Это описание в романе соответствует и нашему герою.

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия в литературном месте.

Литературоведы: Действие романа начинается в х.Татарском. Это чисто литературный хутор, но он существует в произведении среди реальных хуторов и станиц. Попробуем определить его местонахождение. По Шолохову, х. Татарский – у самого Дона, на берегу «воротца со скотиньего база ведут на север, к Дону». Дон находится к северу только по отношению к правобережным хуторам. Значит, х. Татарский на правом берегу. Жители старинных хуторов давно спорят о том, какой хутор описан в романе М.А. Шолоховым. Одни говорят, что х. Татарский – это х. Калининский, другие утверждают, что это х. Базковский. И всё же х. Татарский – это собирательный населенный пункт.

Учитель: очень поэтично начало книги.

Литературоведы: «Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки, и дальше – перекипающее под ветрами воронёной рябью стремя Дона» - вот запевные строки великого романа. Мелеховский курень, стоявший на краю хутора Татарского оказался в самом центре событий мировой и русской истории, так как волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему.

Литературоведы : Среди волн бушующего моря народной жизни писатель выбрал семью Мелеховых. Она не лучше других, но она - из самой глубины, подлинная наследница того, что накоплено было веками, она заключает в себе человеческие духовные богатства. Оттого хорошо в кругу Мелеховской семьи: с ними просто, надёжно, уверенно и интересно, хотя и работать надо с утра до ночи, и неожиданностей немало, и взрывы обжигающие бывают. И в то же время, какое отрадное чувство защищённости, чувство дома!

Литературоведы: Здесь прошли детство и юность главного героя романа. Здесь он рос, мужал, научился растить хлеб, косить сено, стал добрым казаком. Здесь встретил свою первую любовь – замужнюю Аксинью. В этом хуторе завел свою семью, по воле отца, Пантелея Прокофьевича, женился на доброй и порядочной Наталье Коршуновой. Уже перед свадьбой Григорий осознал, что судьба его – Аксинья, и понял, что Наталья – нелюбимая. Поэтому немного прожив с женой, он уходит с Аксиньей в имение Ягодное, что недалеко от х. Татарского. Здесь они нанимаются в работники к богатому помещику Листницкому.

Учитель: А помогите, пожалуйста, историки-географы.

Географы : Имение Ягодное – это тоже вымышленное литературное название, но историки нам говорят, что под этим вымышленным названием подразумевается х. Ясеновка.

Географы: Путешествуем дальше: самое яркое и любимое место казаков – станица Вешенская .

Историки: Ст. Вешенская по праву считается одной из самых старейших и красивых казачьих станиц, берега которой омываются чистыми водами батюшки – Дона. Перенесена она с места разорённой при Петре 1 Чигонацкой станицы и переименована в Вешенскую. Здесь перед службой на верность царю и Отечеству давал присягу Григорий Мелехов.

А перед этим старый казак даёт наставления (заповеди казака): « Хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти – надо человеческую правду блюсти. Чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси Бог трогать, и ещё молитву такую знать».

В этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщине, и о том, что армия не должна заниматься грабежами и насилием.

Литературоведы : Достойно проводить служивого в армию было делом чести всей семьи, поэтому Пантелей Прокофьевич, проглотив обиду, приезжает в Ягодное к Григорию и привозит справу: две шинели, седло, шаровары, а Григорий очень волнуется: «подходит Рождество, а у него ничего не было готово».

Историки-географы : В канун Первой Мировой войны призвали Григория в императорскую армию. «Со станции Чертково (это старинная станция названа в честь Войскового атамана Михаила Ивановича Черткова и находится на границе Ростовской области и Украины) казаков срочной службы вёз состав, груженный казаками, лошадьми и фуражом на Воронеж, а дальше Западная Украина, где и началась его военная служба. А в скором времени здесь же застала главного героя и начавшаяся Первая мировая война.

(чтение эпизода романа)

Литературоведы : В небольшом западноукраинском городке – Лешнёве суждено было Григорию участвовать в первом бою и впервые убить человека, солдата-австрийца: «Вдоль железной решетки сада, качаясь, обеспамятев, бежал австриец без винтовки…Григорий встретился с австрийцем взглядом - на него мёртво глядели залитые смертельным ужасом глаза. Австриец, медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Конь прыгнул, всхрапнув, вынес Григория на середину улицы».

Это была первая боевая атака, в которой принял участие Мелехов, первый бой и первый убитый им человек – безымянный австрийский солдат.

Литературоведы: Впервые Григорий ощутил всей душой дикую, ужасную нелепость бойни, необходимость убивать людей, которые не принесли ему ни малейшего зла, таких же, как он, вчерашних земледельцев или рабочих. Нелегко было забыть ему тот августовский день…Григорий Мелехов…тяжело перемалывал в себе внутреннюю боль, часто в походах и на отдыхе, во сне и в дрёме чудился ему австриец, тот, которого срубил у решётки.

Это была «тяжелая наука войны», после которой герой мужает и становится храбрым воином, защитником Отечества.

Литературоведы : Война продолжается. В одном из боев раненый Григорий спасает жизнь офицера-командира, за что и был он представлен к награде – Георгиевскому Кресту.

Историки:

Здесь же, на войне, впервые он услышал о несправедливости существующего строя. Всё чаще звучала мысль о свержении царского правительства. И хотя Область Войска Донского жила автономно, а казаки были свободными людьми, но у Григория появились первые сомнения. Вспомнил он и беседу с пулеметчиком Гаранжой, который говорил о неизвестных «доселе истинах, разоблачая подлинные причины возникновения войны, едко высмеивая самодержавную власть».

Литературовед - географ : После второго ранения Григория отправляют на лечение в станицу Каменскую. Сейчас это современный город Каменск – Шахтинский. После госпиталя – короткий отпуск домой в х. Татарский. Здесь его с любовью и уважением встречают не только родные и близкие, но и казаки-станичники. И мысли о новой власти большевиков, о новой жизни рассеиваются в голове Григория. Он возвращается снова на фронт. В конце 1916 года Григорий Мелехов за боевые отличия был произведён в хорунжие и назначен взводным офицером.

Историки: Но вот наступает трагический, для нашего героя да и для всего донского казачества, 1917 год. Свершился октябрьский переворот (именуемый ранее как Великая Октябрьская социалистическая революция).

Географ: Город Новочеркасск был центром Области Войска Донского, а в 1918 году стал и центром притяжения всех бежавших от большевистской революции. Сюда, на Дон, где главнокомандующим был Алексей Максимович Каледин, приезжают оставшиеся в живых белогвардейские генералы и офицеры. Они решают, что необходимо защитить свободолюбивый и независимый Дон от новой власти большевиков. И казачество разделилось надвое. Началась Гражданская братоубийственная война. Своим пламенем она охватила всю Область Войска Донского. Особенно ожесточенные бои были под Каменском, в районе пос. Глубокого, Чертково, Миллерово, под Ростовом, Новочеркасском и, конечно же, на Верхнем Дону. (показать по карте)

Историки : Вернувшись с войны «крестовым кавалером», Григорий после революции принимает сторону красных, участвует в свержении Областного правительства генерала А.М. Каледина. И только безвинная кровь убитых Подтёлковым пленных офицеров-чернецовцев заставила Григория отойти от активной борьбы за Советскую власть на Дону. Весной 1919 года вспыхнуло Верхнедонское восстание, Григорий с неохотой принимает в нем участие, но постепенно эта борьба превращается для него в жестокую борьбу за Родину, за Дон. Безжалостно Григорий расправляется с красноармейцами, мстит за убитого брата. Страшное потрясение переживает герой после одной из атак, где зарубил четырех матросов. В истерике кричит он: «Братцы, нет мне прощения! Кого же рубил!» Не находит Григорий оправдания себе за слепую ненависть к красным.

Литературоведы: Почему такое потрясение переживает герой? Может, потому, что «со своими ли работаешь аль с чужими – одинаково тяжело, ежели работа не в совесть». А братоубийственная война – это и есть «работа не в совесть». Много думал Григорий о несправедливости, с которой сталкивался в это время, о бессмысленности и безнадежности этой вооруженной борьбы, в которую был втянут. И то, что зрело, что постепенно накапливалось в сознании, в его душе – прорвалось в решение: добровольно сдаться Красной армии и перейти в её ряды. Он стал бойцом 14-й дивизии, входившей в состав конной армии под командованием Будённого. Они рейдом прошли по Украине, воевали в Крыму, освобождали Симферополь и Севастополь.

Литературоведы : Последняя часть романа – осень двадцатого года. Григорий, демобилизованный красный командир, приехал в х. Татарский. Здесь суждено было Григорию Мелехову до дна испить горькую чашу страданий (из всей большой мелеховской семьи остались только Дуняшка, сестра, и дети, Полюшка и Мишатка, так ласково называет их Григорий), горькую чашу трагических заблуждений и ошибок. Он бежал из родного хутора, вступил в банду Фомина, рыскал с ней по придонским землям, спасаясь от отрядов Красной конницы. Здесь, на Дону, герой осознаёт: навоевался, устал, не страшна смерть, никого не боится, а мысль одна: домой. Он понимает, что самое ценное - дом, семья, любовь. Григорий оставил остатки разгромленной банды, тайно пробрался в х. Татарский, чтобы бежать с Аксиньей, хоть на край света.

Учитель: Последуем мысленно за двумя беглецами.

Литературоведы: На привале Аксинья спрашивает Григория:

Куда ж мы поедем отсюда?

На Морозовскую,- отвечает Григорий.- Доедем до Платова, а оттуда пойдем пеши.

Географы : Морозовская – это наша железнодорожная станция, а х. Платов существует и сейчас, сохранив своё старинное название.

Литературоведы: Первой же ночью Григорий и Аксинья добрались до Сухого Лога: вёрст восемь от Татарского. Провели день в лесу и, когда наступила ночь, снова в путь.

Через два часа пути спустились с бугра к Чиру. (Географ показывает реку Чир).

Здесь и разыгралась последняя трагедия: ночные путники натолкнулись на заставу продотряда, пытались скрыться, но шальная пуля нашла во тьме Аксинью. Хоронил он её при ярком утреннем свете. Григорий попрощался с нею, твёрдо веря, что расстаются они ненадолго… Ладонями старательно примял на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь ему незачем было торопиться. Всё кончено.

Учитель: Начало и конец книги перекликаются .

Литературоведы:

«Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветрами вороненой рябью стремя Дона».

На этом самом спуске к Дону через десять лет (а нам кажется – спустя целую жизнь) встречает Григорий своего сына Мишатку. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома и держал на руках сына…

Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Учитель : Ребята, перед вами помимо географической карты висит ещё и схема. Читая роман, мы составляли её на предыдущих уроках. А теперь давайте внимательно на неё посмотрим и попытаемся её озаглавить, определить тему нашей схемы да и тему нашего урока .

- Путь исканий Григория Мелехова. (отвечают дети).

В заключении хочется сказать, что все чувства, все переживания, испытанные нами при знакомстве с романом отражены в стихотворении Н. Скрёбова:

По дороге от Базков до Вёшек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому вёзший

На совхозном газике старик:

Журавлиха делится печалью,

Чует беспокойный перелёт:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовёт…-

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь ещё слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встаёт – страница за страницей -

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны.

И смолкают крики журавлихи.

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и прямом.

Заключение. Мы много говорили о герое, его пути, сомнениях и страданиях. Какой же он? Григорий Мелехов - казак, человек.

Ребята, что же означает этот вопрос?

Перед вами напечатаны черты характера нашего героя, а, следовательно, и самого писателя – М.А.Шолохова. Выберите те, которые характерны для Григория Мелехова.

Добрый казак, отчаянная смелость, правдивость, заблуждение, жестокость, уважение к старшим, любовь к дому, детям, трудолюбие.

А теперь переворачиваем круг, и что мы видим? - Я

Как всё просто. Каким всё-таки буду Я ?

Ответы обучающихся…

Д.з. Написать мини-сочинение «Григорий Мелехов – добрый казак».

В заключение хочу поблагодарить всех специалистов, подготовивших наш урок. Всем отличные оценки. И особое спасибо географам, которые так точно обозначили исторические места на карте. Посмотрите, ребята, и как богат наш край литературными местами. Так это только по роману М.А.Шолохова.

Путешествие окончено. Доброго вам пути (путешествия) по жизни с заповедями настоящих казаков.

4. Заключение:

Впечатление о прочитанном романе;

Возвращение к теме;

Какими чертами характера обладал главный герой?

Используемые образовательные ресурсы:

    М.А. Шолохов. «Тихий Дон»

    В. Акимов. «На ветрах времени», 1981 г.

    Правда и ложь о М.А. Шолохове, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2004 г.

    Шолохов в современном мире, изд. Ленинградского университета, 1977 г.

    Интернет-ресурсы: слайды, видео - сайт яндекс.


На всем протяжении романа "Тихий Дон" Григорий Мелехов, как и шекспировский Гамлет, находится в поисках истины.Он, в отличии от его окружения, не готов быть бездушной машиной для убийств, умерщвлять своих соотечтественников за чьи-то интересы. Григорий ищет смысл и справедливость в Гражданской войне, в которой ему пришлось принять участие, и, к сожалению, не находит.

Судьба Григория Мелехова во многом была предопределена революционными и военными событиями его времени.До вступления в ряды белой армии Мелехов не мог с содроганием смотреть на смерть - его удручала даже гибель от его руки утенка - но во время военных действий ему приходится убивать.Особенно ярко ему запомнилась сцена с убитым им австрийцем.Он лишал жизни человека, но ради чего? На этот вопрос Мелехов ответа получить не мог.Григорий находит простые и очевидные ответы на озадачившие его вопросы у большевиков.

«Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!».Он, как и многие другие его соотечественники, соблазняется простой и понятной идеологией "красных".Григорий переходит на сторону антимонархистов, он готов бороться за общее равенство и счастье, но и здесь он встречается с отвращающими его жестокостью, мародерством.Отряд безоружных пленных расстреливается "красными" несмотря на попытки Григория остановить данное действие.Когда же большевики начинают творить насилие на его родной земле, он становится их яростным врагом.Но после его перехода на сторону офицерства нельзя считать, что Григорий относит себя к монархистам, он не может выбрать на чьей он стороне в этой войне, не может выбрать из двух зол меньшее, он мечется.Он говорит про белых Кошевого и Листницкого: «Им с самого начала было ясно, а мне доселе все неясное. У них, у обоих свои, прямые дороги, свои концы, а я с 1917 года хожу по вилюжкам, как пьяный качаюсь…».Такое нейтральное положение Григория не устраивает военный биполярный мир.Мелехов представляется опасным и для большевиков, и для "белых".Он пытается бежать на Кубань, но в пути убивают его возлюбленную Аксинью.«И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, – уже случилось».Война отнимает у Григория самое дорогое -"красные" убивают его брата Петро, его любимую Аксинью, умирают его мать и отец, дочь Полюшка, законная жена Наталья.Все, что у него остается - его сын и сестра Дуняша.Григорий потерял очень многое в бессмысленной мясорубке революции и гражданской войне.Такой человек как он, человек, верный своему сердцу, искатель истины достоин счастья.Но есть ли в новом мире место для такого человека?

Таким образом, донской Гамлет оставляется автором потрепанным и постаревшим, опытным и натерпевшимся страданий.На примере Мелехова Шолохов показывает нам жестокость и бессмысленность гражданской войны, войны брата против брата.Нельзя просто единомоментно расколоть мир на белых и красных, врагов и союзников, автор утверждает, что жизнь многогранна и сложна и что такое разделение просто неприемлемо.

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Ход урока

Слово учителя.

Герои Шолохова - люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии - свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора!

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»:

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5 Сватовство и женитьба. ...

6.Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3-4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13.1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети, желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я - за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31. Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч.7:

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудинов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41. Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8:

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с. Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

Беседа.

Образ Григория Мелехова - центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов - обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка - и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины - Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, - это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын - его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека - всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов - неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий - человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым - часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор).

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи - часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему нм разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле - сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.) «Больше всего нужно для писателя,- говорил Шолохов, - ему самому нужно, - передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается? Основная проблематика "Тихого Дона" раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Литературовед А.И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный резерв нравственных сил, необходимых в созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

Как вы считаете, что дает право ученому утверждать, что «в Григории таился громадный резерв нравственныхсил»? Какие поступки свидетельствуют, по вашему мнению, в пользу такого утверждения? А против него? Какие «неверные решениям принимает герой Шолохова? Допустимо ли, на ваш взгляд, вообще говорить о «неверных решениях» литературного героя? Поразмышляйте на эту тему. Согласны ли вы с тем, что «Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми»? Приведите примеры из текста. «В сюжетном сопряжений мотивов художественно действенны в раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского страдания Ильиничны, преданная товарищеская верность однополчан и сверстников» особенно Прохора Зыкова. Даже те, с кем его интересы пересекались драматически, но кому открылась его душа... не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А.И. Хватов).

Согласны ли вы с тем, что особую роль в раскрытии образа Григория Мелехова играет любовь Аксиньи и Натальи, страдания его матери, а также товарищеская верность однополчан и сверстников? Если да, то, как это проявляется в каждом из названных случаев?

С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Можете ли вы согласиться с тем, что даже этим героям открывается душа Григория Мелехова, а они, в свою очередь, смогли «ощутить силу его обаяния и великодушия»? Приведите примеры из текста.

Критик В. Кирпотин упрекал (1941) шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «Даже лучший из них, Григорий,- тугодум. Мысль для него - непосильное бремя».

Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которые показались вам грубыми и примитивными, «умственно неразвитыми» людьми? Если да, то какую роль они выполняют в романе? Согласны ли вы с тем, что Григорий Мелехов у Шолохова - «тугодум», для которого мысль - эта «непосильное бремя»? Если да, приведите конкретные примеры «тугодумства» героя, его неумения, нежелания мыслить. Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом», разве народ - это только те, кто за красных? Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

Домашнее задание.

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?