Древние славянские народы. Вятичи

ВЯТИЧИ

В начале седьмого века с Дуная на восток двинулись шесть племенных объединений, именуемых в «Повести временных лет» - «славянским родом». Согласно той же летописи, два других племени, вятичи и радимичи, пришли на территорию Руси не с Дуная, а с более северных территорий, вероятно, из бассейна Вислы. В ПВЛ они прямо противопоставлены «роду славян» и отнесены к «роду ляхов». В более поздние времена ляхами на Руси называли поляков. Однако в интересующее нас время польский народ еще не сформировался, а севернее дунайских славян, согласно Иордану и Прокопию Кесарийскому, жили венеды. Оба хрониста шестого века дружно утверждают, что венеды, дунайские славяне и анты происходили от одного корня и говорили на одном языке.(Читайте статьи «Дунайские славяне» , «Венеды» и «Анты» , размещенные на этом сайте.)

В самом начале седьмого века между аварами-аваринами, подчинившими племена Подунавья и антами, господствующими в Поднепровье и верховьях Дона разразилась война, в которой анты потерпели поражение. Антская держава распалась, а Аварский каганат раздвинул свои границы до самого Дона. Скорее всего, появления в Поднепровье как «родов славянских», так и радимичей с вятичами было связано именно с войной против антов. Собственно, этноним «вятичи» является древней формой этнонима «венеты», а потому не стоит удивляться их активному участию в войне, развязанной сородичами аваринами и лагобардами. При этом следует учитывать, что вятичи были не племенем, а союзом венедских по своему составу племен и имели ко времени своего расселения на новых землях устойчивые политические структуры. Здесь необходимо отметить, что радимичи и вятичи во время своего расселения практически не затронули земель кривичей, не входивших судя по всему, в антский союз, зато прибрали к рукам территорию, которую прежде заселяли гелоны, известные еще по Геродоту, или гольдескифы. При этом большинство голяди, как их называют позднейшие летописцы, вошли в племенной союз вятичей и впоследствии были ассимилированы победителями. Поэтому нет никаких оснований называть вятичей первыми славянскими поселенцами в тех местах, где они, в конце концов, обосновались. (Читайте статью «Голядь» , размещенную на этом сайте). Равным образом и «славянские роды» пришли не на пустое место. Если уж быть предельно откровенным, то в данном случае мы имеем дело с оккупацией или завоевании чужих земель в результате военных действий. Оправданием сему прискорбному событию может служить то обстоятельство, что оккупантами равно как и пострадавшими были славяне (в нынешнем понимании этого слова), но отнюдь не в тогдашнем, когда славянами-склавинами называли только выходцев с Подунавья. Подтверждением тому, что венеды и славяне это не совсем одно и то же, является ПВЛ, весьма жестко характеризующая вятичей и радимичей, а заодно северян-савроматов:

«А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон.»

Из этого отрывка делался глобальный вывод об отсталости вятичей по сравнению с цивилизованными славянами. При этом упускались из виду два обстоятельства, имеющих существенное значение: во-первых, автор ПВЛ был киевлянином, во-вторых, не просто приверженцем христианской веры, а монахом. Никак иначе обычаи славян-язычников он описать не мог. А в оценке тех или иных союзов племен, которых можно смело называть государствами, он исходил не из уровня развития экономики и политической системы, а как раз из приверженности их населения к христианской религии. Вятичи в этом отношении переплюнули всех своих соседей. Они очень долго и упорно отстаивали свою независимость как от киевских князей, так и от сопровождавших их христианских миссионеров. В этом своем упрямстве они превзошли даже своих родичей Балтийских венедов до 12 века сопротивлявшихся немецким крестоносцам. Последний оплот вятичского языческого сопротивления г. Мценск пал в 15 веке. Вот что сообщает об этом событии сайт Тульской епархии:

«Но всё же в некоторых местах принятие христианской веры вятичами произошло в более позднее время. Так, например: в самом центре земли вятичей - г. Мценске (Орловской губернии) язычество находилось в упорной борьбе с христианством, и одна современная легенда, которая относит принятие христианской религии жителями этого города только к началу XV столетия, рассказывает об этом событии таким образом: в 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру. Мценяне ужаснулись, стали воевать, но вскоре поражены были слепотой. Посланные начали склонять их к принятию крещения; убеждённые тем некоторые из мценян: Ходан, Юшинка и Закей крестились и, прозрев, обрели Крест Господень, иссечённый из камня, и резной образ Николая чудотворца, в виде воина, державшего в руке ковчег; тогда, поражённые чудом, все жители города спешили принять святое крещение.
Подтверждением сказанного может также служить письмо преосвященного Гавриила, епископа Орловского и Севского, о тайнике, найденном в г. Мценске, основанное на древней рукописи, в которой говорится об этом событии. Это письмо, могущее заменить собою акт, было адресовано на имя покойного Свиньина, издателя журнала «Отечественных записок», где и было напечатано. То же удостоверяет и известный в нашем крае любитель древностей И.Ф.Афремов, который сам читал в мценском соборе эту древнюю легенду.»

Между прочим еще историк Ключевский высказывал недоумение по поводу истории России и в частности Владимиро-Суздальской земли, которая началась как-то вдруг, едва ли не с Андрея Боголюбского, а ее прошлое покрыто мраком. А между тем население Владимиро-Суздальского княжества превышало население Киевского княжества в 25 раз.(Читайте статью «Великоросы» ) Вывод напрашивается сам собой, правда Ключевский предпочел его не обнародовать: христианство утвердилось на территории, которые ныне называется Россией, гораздо позже, чем на Украине. Естественно, сей прискорбный с точки зрения православного христианина факт был очень неудобен помазанникам божьим сначала в Московии, а потом в Российской империи, потому они уничтожили все документы связанные с языческой Великороссией, подменив их киевской ПВЛ и тщательно очищенными новгородскими летописями. В конечном итоге это привело к тому, что русский народ как бы завис в воздухе без твердой опоры. И взялся он вроде бы ниоткуда, а следовательно, по мнению наших «доброхотов» не будет большой беды, если он уйдет в никуда. Утверждение, что «рукописи не горят» мне кажется спорным (еще как горят!), зато уничтожить следы деятельности наших предков оказалось куда труднее, чем замолчать их мысли и веру. Постепенно, усилиями многих честных историков и археологов из забвения возникает образ не страны даже, а целой цивилизации, которую все-таки не удалось похоронить под слоем лжи, передергиваний и недомолвок.

Справедливости ради следует отметить, что Нестор все-таки не врал, описывая обычаи вятичей, он просто вырывал их из контекста тогдашней славянской веры и морали, отличавшейся от христианской. У большинства славянских племен действительно существовал обычай многоженства, и даже там, где формально была моногамия, она дополнялась институтом наложниц. У Владимира Крестителя наложниц насчитывалось несколько сотен, это помимо шести законных жен. Кстати, самих жен эта «распущенность» мужей не слишком смущала – наложницы сильно облегчали им работу по хозяйству. К тому же количество наложниц свидетельствовало об общественном положении мужа и его удачливости на войне, да и на погребальный костер чаще укладывали кого-то из них, а не «законную» жену (по свидетельствам современников, желающая из наложниц вызывалась на добровольной основе и в ожидании смерти предавалась веселью и развлечениям, а отнюдь не скорби).
Что же касается самого понятия «целомудрие», то в древности оно значительно отличалось от взглядов современной морали, и судить о нравах одной эпохи с точки зрения другой не слишком корректно. Например, арабский географ XI в. аль-Бекри писал:

«Славянские женщины, вступив однажды в брак, сохраняют супружескую верность. Но если девушка кого-нибудь любит, она идет к нему для удовлетворения своей страсти. И если мужчина, женившись, находит невесту целомудренной, он говорит ей; если бы в тебе было что-нибудь хорошее, ты была бы любима мужчинами и выбрала бы кого-нибудь, кто лишил бы тебя девственности. Затем он ее прогоняет и отказывается от нее».

Каждая девушка имела право провести ночь с несколькими претендентами, и лишь затем стороны договаривались о браке. За бесчестье это отнюдь не считалось - наоборот, о свиданиях знала вся деревня, и лишь родители невесты должны были прикидываться неосведомленными. Зато молодые заранее проверяли свою сексуальную, психологическую совместимость и могли выбрать оптимального партнера на всю дальнейшую жизнь.
Западные источники упоминают, что в начале нашей эры у венедов существовали групповые браки - любая женщина, придя в семью, считалась женой старшего брата, но жила со всеми братьями. Кстати, с точки зрения древней морали он вполне объясним, поскольку жизнь человека не мыслилась без продолжения своего рода. И если муж по каким-то причинам оказывался неспособным к выполнению этой задачи или погибал, не успев осуществить ее, то кому же оставалось позаботиться о том, чтобы род не прервался? Опять же принималось во внимание, что кто-то должен заботиться о прокормлении вдов, их защите и обеспечении всем необходимым. И о сексуальном удовлетворении тоже - тут наши предки оказывались выше ханжеских комплексов, поскольку следовали требованиям самой природы. Поэтому у многих народов жены покойного переходили к его брату, а у степняков, в том числе у скифов, сарматов, половцев, сын наследовал даже жен отца, кроме собственной матери.

На западе земли вятичей граничили с землями северян, радимичей и кривичей. Западная граница вятичского расселения сначала шла по водоразделу Оки и Десны. В бассейнах рек Жиздры и Угры выделялась пограничная полоса шириной 10-30 километров, где вятичи жили вместе с кривичами. Эта полоса проходила по верховьям Жиздры и по притокам Угры - Болве, Ресси и Снопоти. Далее вятичская граница поднималась на север до верховьев Москвы-реки, а потом поворачивала на восток по направлению к верховьям Клязьмы. Правобережье Москвы-реки целиком принадлежало вятичам. Вятичи заходили и на левый берег Москвы-реки, на 10-15 километров севернее, а также селились по ее притокам. Например, поселение вятичей было на реке Яузе. Примерно около впадения реки Учи в Клязьму вятичская граница поворачивала на юго-восток и шла сначала по левобережью Москвы-реки, а потом - Оки.
Селения вятичей в основном располагались по берегам рек и озёр. Это объяснялось тем, что водный путь в ту пору был лучшим, а часто и единственным средством сообщения. Кроме того в реках водилась рыба, весьма существенная прибавка к ежедневному рациону.
Как точно установлено археологами, жилища в поселениях были деревянные, срубные, благо в лесном краю материала для построек было предостаточно. В домах имелись подполья для хранения запасов продовольствия в зимнее время. Внутренние стены разделяли жилище на 2-3 части. Необходимой принадлежностью жилища была печь. В ней ежедневно готовили пищу, а в холодные времена года она обогревала помещение. Рядом с жилищем располагались хозяйственные постройки: срубные амбары и сараи и огороженные столбами загоны для скота. Поблизости сооружались погреба и ямы для хранения зерна и овощей. Кузницы были в каждом крупном селении вятичей. Для развития кузнечного дела имелись самые благоприятные условия: в мещёрских болотах была повсеместно железная руда (болотное железо), а окружающие леса служили неиссякаемым источником получения древесного угля. Вследствие этого изделия из железа у вятичей были повсеместно распространены. Ножи, топоры, цилиндрические замки, спиральные свёрла, дужки вёдер, пинцеты, ножницы, стремена, удила, шпоры, подковы, скребницы - вот далеко не полный перечень их орудий труда и предметов быта.
Как и в других славянских землях, основной отраслью хозяйства жителей вятичских поселений являлось земледелие. Железные сошники, плужные лемеха, серпы, косы, а также жернова - все эти земледельческие орудия труда постоянно попадаются при раскопках селений и городищ. Пашенное земледелие здесь было так развито, что позволяло ежегодно получать высокие урожаи. Наиболее распространёнными зерновыми культурами были рожь, пшеница и просо. Урожаи были настолько высоки, что полученного хлеба хватало не только для удовлетворения собственных нужд, но и для вывоза в Новгородскую землю.
В поймах многочисленных рек на заливных лугах пасся крупный рогатый скот, овцы. Разводили также поросят, кур, гусей, уток. Лошадь давно уже использовалась не только в военном деле, но и как тягловая сила при сельскохозяйственных работах.
Изобилие рек и озёр способствовали повсеместному развитию рыболовства. В окружающих лесах водилось множество всякой дичи. Первое место в промысле занимал лось, охотились также на кабанов, оленей, на лесную и озёрную птицу - тетеревов, куропаток, гусей, уток. Добывали мех медведей, волков, лисиц, куниц, бобров, соболей, белок. Меха заготавливались в большом количестве для продажи: они очень ценились на рынках Византии и арабского Востока. Живя в лесном краю, вятичи, естественно, занимались бортничеством. Умелые промысловики получали много мёда и воска, которые также направлялись на обмен и продажу.

Долгое время в летописях не встречается названий вятичских городов; создаётся впечатление, что их вообще не было. Но в середине XII столетия происходят события, в связи с которыми на страницах летописей замелькали названия вятичских городов. Начиная с 1146-1147 годов и в последующие десятилетия, с новой силой разгорается междоусобная война двух княжеских династий - Мономашичей и Святославичей. Так как они охватили и территорию вятичей, на страницах летописей появились названия городов Земли вятичей, так или иначе связанных с событиями этой феодальной войны: Блове (1146), Брын (1228), Воронеж (1155), Дедославль (1146), Девягорск (1147), Домагощ (1147), Козельск (1146), Карачев (1146), Колтекс (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Лобыньск (1146), Лопасна (1176), Москва (1147), Мосальск (1231), Мценск (1146), Неринск (1147), Новосиль (1155), Пронск (1186), Серенск (1147), Свирельск (1176), Спашь (1147), Тешилов (1147), Трубеч (1186), Ярышев (1149). По данным летописей следует, что в середине и второй половине XII века в Земле вятичей было 27 городов.
Хотя эти крупные города начинают впервые упоминаться в середине XII века, это не значит, что их не было раньше. Города не возникают в одночасье: от их зарождения до становления проходят века.
У Ибрахима ибн Якуба сохранилось любопытное описание строительства городов:

«Славяне строят большую часть своих градов таким образом: они направляются к лугам, изобилующим водой и зарослями, и намечают там круглое или четырехугольное пространство, в зависимости от величины и формы, которую желают придать граду. Затем они выкапывают вокруг ров и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши его досками и сваями, наподобие шанцев, пока вал не дойдет до желаемой высоты. Тогда отмеряются в нем ворота, с какой стороны им угодно, а к воротам можно подойти по деревянному мосту».

Вал, укрепляемый «досками и сваями» - это обычная для славянских городов стена из деревянных срубов, заполненных внутри землей, глиной или камнями. Улицы часто оборудовались деревянными мостовыми.
Правда, большинство таких городов действительно представляли собой лишь укрепленные поселения и состояли из 30-40 домов, но существовали и гораздо более крупные города.
Уровень развития многих ремёсел в Земле вятичей для своего времени был очень высок. Это подтверждают результаты раскопок сельских поселений и городов: в них обнаружены ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов.

Имея столь высокоразвитое производство самых разнообразных изделий, вятичи вели оживлённую торговлю с соседями уже в VIII веке. В Новгородскую землю вывозили в основном зерно. Но главное направление торговли - это путь «из славян в арабы». Вятичские купцы спускались по Оке в Волгу и приплывали в столицу Волжской Булгарии город Булгар. Сюда же прибывали по Каспию и Волге купцы из мусульманских стран. Город Булгар являлся крупнейшим торговым центром того времени. А связующим звеном между Арабским Востоком и Центральной Европой являлась Земля вятичей.
Археологи полностью подтверждают это. Академик Б.А.Рыбаков пишет:

«Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях».

Из этого следует поразительный вывод: земля вятичей по объёму торговли равнялась не только русским, но и славянским землям, вместе взятым. По этому показателю Земля вятичей превосходит в несколько раз любое государство Западной Европы. Неопровержимый факт: она в экономическом отношении была самой развитой среди славянских и западноевропейских стран.

Первоначально Земля вятичей входила в Хазарский каганат, представлявший собой федеративное образование из княжеств, население которых принадлежало к разным этническим группам. Это объединение ( Хазарский каганат ) возникло как противодействие арабской агрессии и распалось в результате гражданской войны, когда часть хазарской элиты приняла иудаизм. Скорее всего, вятичи входили после распада Хазарии в состав Русского каганата вместе с северцами-савроматами, а потому недружелюбно встретили варягов Вещего Олега, утвердившихся в конечном итоге в Киеве. Однако в 907 году вятичи участвовали в походе Олега на Царьград на правах союзников. В этом же качестве они влились в войско Святослава и вместе с ним приняли участие в победоносном походе на хазар. В 965 году Хазария пала, а уже в следующем 966 году Святослав обрушился на своих недавних союзников. Война вроде бы была выиграна, но как только дружины Святослава покинули их землю, вятичи вышли из под контроля Киева.
В 981 году против вятичей воюет сын Святослава Владимир, но его успех был столь же кратковременным как и успех его отца. И после походов Владимира вятичи продолжают оставаться независимым государством. Они живут в своём лесном краю обособленно от других русских княжеств. Их военное могущество таково, что не только воевать с ними, но даже проехать сквозь их земли киевские князья боятся. А Киевская Русь была далеко не слабым государством. К XI веку Суздаль и Муром уже вошли в состав единого Русского государства. И князья из Киева ездят в эти земли довольно странным путём: Киев-Смоленск-Волга-Муром. Объяснение очень простое: такой обход делается для того, чтобы не проезжать через земли вятичей.
Владимир Мономах в своем «Поучении» сообщает о своем походе против князя вятичей Ходоты и его сына. Следовательно, в Земле вятичей есть не только князь-правитель, но успела оформиться династия. Персидский автор Ибн-Русте рассказывал о сложной социальной организации вятичей следующее:

«Глава их, которого они называют главою глав, зовется у них «свиет-малик». И он выше супанеджа, а супанедж является его наместником».

Постепенное вхождение земель вятичей в состав других княжеств начинается только с конца XI века. В 1096 году изгнанный Владимиром Мономахом из Чернигова Олег Святославич занимает Рязань. От его брата Ярослава начинается династия рязанских князей, правивших в этом городе 400 с лишним лет. Мы видим, что небольшой кусок восточной земли вятичей входит в состав Рязанского княжества в виде одной из его волостей. Но основные земли вятичей по-прежнему остаются самостоятельными. Скорее всего пало княжество вятичей с приходом татаро-монгольской орды. Примерно тогда же начинается их отход от веры предков и переход в христианство. Этого требовала тогдашняя политическая ситуация. Возникала новая общность – русский народ – и вятичи стали ее составной частью.

Переселение народов


Реконструкция
М.М. Герасимова

Первые люди в верховьях Дона появились несколько тысяч лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы, среди которых - аланы, давшие название реке Дон, что в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена, оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки Ока, Протва, Москва, Сылва.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи". Летопись "Повесть временных лет" пишет по этому поводу: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи". Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть .

Быт и нравы

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.

Вятическое височное кольцо

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.
Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII-Х вв. и тем более XI-XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.

Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, это остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.

Племена вятичи занимают значительное место в истории древней Руси, хотя у большинства читателей их имя связывается с городом Вятка. Как ни странно отчасти они в этом правы. Мы можем проследить пути предков вятичей именно отсюда из центральной России и Верхней Волги. Но для этого надо заглянуть на несколько тысячелетий.

ВЕНЕДЫ И ВАНДАЛЫ

В период существования ледника в центральной части России таежного пояса никогда не существовало, и от кромки льда почти сразу начинались смешанные леса. Здесь и жили арийские племена, основой жизнедеятельности которых были охота и собирательство. По мере отступления ледника с востока надвигалась тайга, а пояс смешанных лесов стал продвигаться в центральную Европу. Арийские племена охотников и собирателей вместе с ними смещались на запад, а их место по мере продвижения хвойных лесов занимали финно-угры – охотники и рыболовы. И те и другие были светловолосыми и светлоглазыми и те, и другие жили небольшими родовыми общинами рассеянными на местности. Но даже при сходном образе жизни и внешних данных, взаимопроникновения у двух этих народов не происходило. Основным отличием был язык. Жители смешанных лесов объяснялись на древнем санскрите, что и позволяет относить их к арийским племенам, некогда жившим в зоне приполярных лугов.
К началу новой эры область расселения арийских охотников по своим размерам не уступала территории римской империи. Соседи их называли по-разному, греки энетами (греческий язык не знал букву „в“), римляне венетами, финно-угры же называли их венья или вени (в сегодняшнем финском языке – Россия, русские). Историки и исследователи используют различные варианты названия этих племен: венеты (винеты), венеды (винеты), венды, венты и ванды.
В истории древнего мира до I тысячелетия до н.э. о них почти ничего неизвестно. Лесная местность ни скотоводов, ни землепашцев не интересовала, как и венетам ни к чему были поля и луга. Изменения произошли, когда в Европе появились кельты. Кельты, пришедшие из Малой Азии, были скотоводами и земледельцами, они тоже говорили на санскрите, что несомненно способствовало взаимной ассимиляции с венетами. Особенно это заметно на лужицкой культуре, где на сосудах присутствуют орнаменты, рисунки и сюжеты сходные с древнехеттскими. Подобное было замечено и в поморской культуре (VII-II вв. до н.э.) где получили распространение „лицевые урны“ – погребальные урны с изображением на них человеческого лица. Такие урны ранее были известны лишь в Трое.
Кельтский бог Луг на долгое время стал главным европейским божеством, а его самых ярых поклонников называли лугиями. В дальнейшем имя бога вошло в наименование местности Лужица (восточная Германия и северная Чехия). О распространенности культа можно судить по топонимам, разбросанным по всей западной Европе: города Лугано в Швейцарии, Лион (ранее Луглунум) во Франции, Луго на севере Испании.
Западные венеты были латинизированы в северной Италии – область Венеции, а также в северной Франции. Они были ассимилированы германскими племенами в центре Европы – Вена (ранее Виндабона). Современный баварский город Аугсбург, во времена римлян, назывался Augusta Vindelicorum, то есть „город Августа, в стране венедов (винедов), живущих по Лику“. Сведений о какой-либо государственности самих венедских племен нет.
На востоке венеды слились со славянскими племенами сколотами, став склавинами и словенами (словенский историк Матей Бор выводит этноним из названия своего наро¬да – „slo-ven-t-ci“). Показательным примером неспособности венетов к самостоятельному государственному устройству говорит появление в центре Европы венгров, говорящих на финно-угорском языке сходным с языком манси. В IX веке венеты, жившие в Панонии, были покорены уграми пришедшими сюда с Северного Урала и приняли их язык и обычаи. Византийские хронисты, не мудрствуя лукаво, так и назвали этот народ – венгры (венеты + угры).
Последнее упоминание венетов в качестве самостоятельного народа мы встречаем в XIII веке в Латвии. Каменный замок меченосцев Венден в 1207 году был построен, неподалеку от уже имевшегося там замка вендов. Там же в районе Цесиса обнаружено и древнее городище, которое с IX века было заселено вендами. В Латвии много географических названий с основой vent или vind, – топонимы: Вентспилс (Виндава), поселок Вентава. На реке Венте, где жили венды, селение Пилтене в 1230 году упомянуто как Venetis. По свидетельствам эстонских краеведов много вендов жило рядом с Дерптом (Тарту). Есть предположение, что венды расселялись и на Волхове у Новгорода, и небольшой остров Виндин к югу от Новой Ладоги вполне вероятно получил свое название от живших там венедов.
Венеды, жившие по соседству с Лужицей на территории Польши, учились земледелию и скотоводству у своих западных соплеменников. Переняли они и бога, которого называли более мягко – Луко. Это был бог дубовых рощ, который, как они считали, подарил вендам отличное оружие – лук, научил обрабатывать дерево, согревал их своим теплом. На то время этого было вполне достаточно. Но в конце I тысячелетия до н.э. из Скандинавии на территорию Польши стали проникать германские племена. Это были крупные и крепкие светловолосые люди, вооруженные копьями, дубинами и мечами, отличавшиеся большой организованностью. Тацит оставил классическое описание внешнего вида германцев: „Жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела… вырастают с таким телосложением и таким станом, которые приводят нас в изумление“. Вряд ли на тот момент кто-то мог им противостоять в ближнем бою, но…
Отпор пришельцам дали венеты. Больше всего удивило германцев то, что их могучие бойцы падали замертво от стрелы, пущенной из-за дерева каким-либо юношей. Произошло временное примирение. В знак уважения пришельцы даже ввели венедского бога в свой пантеон и к известной троице Тору, Одину и Бальдру присоединился Локки (Луко). Тактика германских племен изменилась и, уступая в численности, они какое-то время вели себя сравнительно дружелюбно. В течение нескольких веков они без каких-либо конфликтов заселили Датские острова, и свободные местности по побережью Балтийского моря. Такая тактика привела в отдельных областях к взаимной ассимиляции германцев и вендов. До сих пор ученые спорят об этнической принадлежности ругиев и вандалов.

Все изменилось в III-IV веках, когда в районе Балтики наступил пик похолодания. Именно тогда более германизированные ванды (вандилии) двинулись к рубежам Римской империи, а восточные ванды (ванты) двинулись на юго-восток. Вскоре они появились на территориях Литвы и Белоруссии, а к концу IV века оказались в Приднепровье. Анты были достаточно организованы и, если можно применить это слово к тем временам, цивилизованы. Это можно судить по календарю IV в. н. э. с точным определением сроков молений найденном в Среднем Поднепровье. На кувшине для священной воды обозначены дни общеевропейского срока появления первых ростков и до конца жатвы: первые ростки – 2 мая („Борис Хлебник“); семик или Ярилин день – 4 июня; „Иван Купала – 24 июня; начало подготовки к перунову дню – 12 июля; день Перуна (Ильин день) – 20 июля; конец жатвы – 7 августа („Спас“). Точность календаря предназначенного для молений о дожде поражает, календарь древних антов подтвержден агротехническим руководством конца XIX в. для Киевщины.
Об этих временах в среднем поднепровье мы можем найти лишь легенду о Кие, Щеке и Хориве. Она вполне реальна, но не в части кровного родства этих легендарных личностей, а союза трех племен, объединившихся в попытке создания первого славянского государства. Это были анты (букву „в“ греческие хронисты вновь исключили), склавины и хорваты (хорсы). Анты уже довольно плотно расселились на среднем Днепре. Склавины жили в черноземных областях России и степной Украине. Славяне хорсы (так их называли по поклонению богу Хорсу) пришли сюда с Северного Кавказа, кубанских и донских степей, убегая от гуннов.
Хорваты – потомки киммерийцев, – крупные, светловолосые, мужественные воины. Об их древней прародине можно судить по хронографии Орозия (конец IX в.), где упомянуты древние „хороты“, к северу от которых, была расположена „земля Мэгда“ (Меотия, земля амазонок), а еще севернее – „серменды“ (сарматы). В III веке хорваты потерпели чувствительное поражение от Германариха, а чуть позже под натиском гуннов, большая часть из них ушла с остготами на запад. Об этом упоминает в своей летописи попа-Дуклянина (XII в.), в которой сообщается о приходе в первых веках в Европу „готов-славян“ из „северной страны“.
Переселенцы с юга, были на тот момент самыми боеспособными, но в созданном триумвирате самыми малочисленными. Оторванные от своей земли, хорваты обосновались южнее Киева в районе Переяславля, где их главным форпостом было поселение на острове Хортица. Это и были предки запорожских казаков.
При выборе архонта (главного вождя содружества) был избран ант, чье имя или прозвище Кий означало посох, жезл, дубина. Есть и другая не менее реальная версия, что для обозначения этой выборной должности было принято привнесенное хорватами персидское слово кий означавшее правитель или князь. О выборности первых архонтов пишет в своей работе „Стратегикон“ Псевдо-Маврикий: „Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы“.
По расчетам академика Б.А. Рыбакова первый Кий княжил на рубеже V-VI веков и встречался с византийским императором Анастасием (491-518 годы). Тогда же в конце V века на крутом берегу Днепра был основан Киев. Возможно, изначально он не являлся главным городом, а был лишь торговым центром. Самботас – так называли этот город в Константинополе, означает торговая пристань или в более точном переводе с германских языков – сбор челнов (sam - сбор, botas -челны). Это еще одно косвенное доказательство того, что анты (ванты) были частично германизированы. Сюда действительно везлись товары по Днепру, Десне и их притокам. В течение последующего века к трем основным союзникам примкнуло еще ряд славянских племен правобережья Днепра и Приднестровья и жившие севернее кривичи. Самботас стал иметь политическое и культовое значение, став, главным городом или городом князя – Киевом. Здесь обсуждались вопросы войны и мира, молились и приносили жертвы богам. Судя по найденному археологами святилищу их было четыре. Это могли быть Род или Сварог (склавины), Хорс (хорваты), Стрибог, он же Луко (анты) и Перкунас (кривичи).
Союз племен имел чисто военную основу. Совместная оборона рубежей, и совместные грабительские походы. После первого же похода к границам Византии, часть воинов склавинов во главе с Чехом не вернулась. Они предпочли не делиться добычей и остаться на землях, которые им приглянулись. На тот момент это было рядовое явление, когда условия межплеменных договоров, выполнялись лишь в период жизни принявшего их вождя, а то и забывались по мере обстоятельств. По одной из легенд участвующий в этом походе ант Хильбудий, воспротивившийся такому решению склавин, был пленен, но все же, сумел вернуться в Киев.
После этого между антам и западными склавинами наступили неприязненные отношения, чем не замедлила воспользоваться Византия. В 545-546 гг. в Киев прибывает посольство Юстиниана. Это были первые дипломатические отношения, вследствие которых был заключен торговый и военный союз. В течение полувека были восстановлены все торговые связи с Византией. Через бывшие греческие колонии, в основном через Ольвию туда пошли караваны с зерном. Оттуда везли ткани, оружие и предметы роскоши. При раскопках в Киеве были найдены не только византийские монеты времен Анастасия I и Юстиниана I, но и различные украшения, произведенные в Константинополе.
Тогда же Юстиниан I поручает вождю антов Хильбудию восстановление оборонительной линии в Подунавье и Приднестровье, а позже назначает главным стратигом, а фактически наместником Фракии. Анты должны были защищать границы Византийской империи не только от степных кочевников с востока, но и от склавинов с севера. Само имя этой реальной исторической личности (надгробная плита найдена вблизи Константинополя), вполне могло произноситься Кий-будий, что легко перевести как князь-строитель. Во Фракии на Дунае Хильбудий сразу начал восстанавливать оборонную линию времен римского императора Трояна и строить свою новую столицу Киевец.
Тогда же под Киевом велось интенсивное возведение змиевых валов. Для диких орд кочевников это была труднопреодолимое оборонительное сооружение, и возможно потому авары не завернули в сторону Киева, а прошли на запад. Их потоком были сметены все племена и народы, жившие в степной зоне. Авары, переняли тактику гуннов. Они заставляли покоренные народы вливаться в их войско или просто убивали всех мужчин, а женщин и детей отправляли на азиатские невольничьи рынки. Так двумя веками ранее в Европе оказались хорваты, аланы, болгары и вот теперь вновь часть этих народов была увлечена на запад. Неоднородность аваров подтверждают антропологи – 80% изученных черепов являются европеидного происхождения, хотя сами они считали потомками гуннов (от племени Вар).
Обновленная оборонная линия в районе города Тиррас не смогла выдержать натиск аваров, Киевец был разрушен. Степнякам удалось продвинуться вглубь Европы и аварский каганат просуществовал почти два века, на территориях Болгарии, Сербии, Румынии, Венгрии, Чехии и южной Германии (Бавария).
Анты продолжали поддерживать отношения с Византией, отдельные источники сообщают, что состоялась встреча вождя антов Кия (подтверждение второй версии, что Кий – в переводе князь) с императором. Ответ не заставил долго ждать и в том же году аварский каган послал своего военачальника Апсиха с приказанием полностью истребить племя антов. Феофилакт Симокатта сообщает, что это произошло примерно в конце правления императора Маврикия (582-602). Но анты были слишком многочисленны, чтобы быть полностью уничтоженными в результате всего одного нападения. Вероятнее всего, была уничтожена военно-политическая верхушка, разорена и разграблена территория расселения и перебито много людей.

После такого разгрома, оставшись без племенной верхушки, ванты по Десне и Сейму стали продвигаться на восток. Анализ вятичских древностей найденных при раскопках показывает, что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра. Да и сами названия этих рек говорят об их западных корнях: Десна – правая рука или рукав, если подниматься по Днепру, а Сейм – общая река. Ванты обосновались в верховьях Оки, на землях исчезнувшей „мощинской культуры“ имеющей балтские корни. Историки предполагают, что здесь, вероятно, прошло моровое поветрие, из-за чего и появились относительно свободные земли. Финно-угорские племена меря, мещера, мурома, какого-либо сопротивления вятичам оказать не смогли, и постепенно были оттеснены на северо-восток.
Был ли у переселенцев предводитель Вятко, остается неясным. По одной из версий слово вятичи, произошло не от имени их вождя, а от их искаженного самоназвания – вентичи или вантичи. Вероятнее всего, так их назвали новгородцы, которые примерно сходно называли карел – онежичи, псковичей и смолян – кривичи. Подтверждением такой версии можно считать и сообщение арабского автора IX века аль Гардизи, он так пишет о вятичах: „И на крайних пределах славянских лежит земля называемая Вантит“.
Вятичи расселились на территории нынешней Калужской области. Столицей у них был город Горьдно, превратившийся из-за ошибки переписчика Владимира Мономаха в Корьдно. Горьдно стоял на пересечении двух древних торговых путей: по Угре – из Прибалтики и по верхней Оке – к Киеву. Вятичи активно включились в торговлю со своими соседями и возили свои меха в Булгар, где их скупали хазары. После того как вятичи помогли новгородцам в походе на Крым (790-800 гг.), хазары покорили их и наложили дань. Дань была жестокая, по шлягу (золотая монета) с рала (плуга) и вятичи платить ее перестали. Чтобы уйти от нее они использовали уже проверенную тактику, применяемую ими в прошлом, – свои жилища они умело укрывали в лесу, и потому дань собиралась только с тех, кого смогли отыскать. Возможно, поначалу это делалось не преднамеренно, ведь свои поселения вятичи-пахари меняли примерно через 5 лет по мере истощения почв. Верхушка вятичей оказалась в сложном положении, ей приходилось выкручиваться. В Горьдно хазарских гонцов принимали с почетом, их заверяли, что платить никто не отказывается, но вот не с кого собирать. Возможно, хазары, пробовали это сделать сами, но поняв, что их наезды не эффективны (больше расходов), от вятичей отстали. Возможна и другая причина потери интереса к вятичам, хазар интересовали меха куницы и соболя, а здесь их за два-три десятка лет интенсивной охоты почти не осталось. Да и качество мехов средней полосы явно уступало северным. Такой удачный расклад вятичам явно понравился, и с той поры они очень любили прятать свои ценности и прибедняться.
Интересны взаимоотношения вятичей с Киевской Русью. Олег, рассматривал их как союзников в борьбе с Хазарией, но присоединять их к Киеву силой на тот момент он не пытался. Интересно, что в летописях в составе войска Олега при походе на Царьград (907 г.) вятичи не упомянуты. Как показал дальнейший ход событий, вятичи не любили ввязываться во всяческие авантюры, и стремились поменьше привлекать к себе внимания. Например, они никогда не строили больших и богатых городов, что могло бы послужить приманкой для завоевателей.
В походе на Хазарию в 964 году Святослава по пути туда освободил вятичей от хазарской дани, и те помогли ему в передвижении войска, снабдив срубленными ладьями, проводниками и даже воинами. Но на обратном пути Святослав наложил на вятичей дань, ничуть не меньше хазарской. Вятичам это не очень понравилось, и, заплатив поначалу, они вскоре отказались ее платить. Не исключено, что вятичи были в курсе событий, и знали, что Святослав со своей дружиной ушел в Болгарию, Примерно таким же путем они решили поступить и с сыном Святослава Владимиром, в 981 году завоевавшего вятичей. Пришлось Владимиру уже через год отправиться туда вновь: „заратишася Вятичи, и иде на ня Владимиръ, и победи е второе“. Что было дальше, летописи умалчивают, но вятичи получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, „яко звери, ядуще все нечисто“.
В действительности археологические раскопки показывают, что вятичи не были такими уж дикими. Они занимались скотоводством и землепашеством, у них были многочисленные ремесленные мастерские кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Высокого уровня у вятичей имело ювелирное дело, и коллекция литейных форм найденных на их землях уступает только киевским. Мастера-ювелиры изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты. Одних перстней вятичами производилось около 60 видов, а знаменитые семилопастные височные подвески носили только вятичские женщины. Сегодня по этим височным кольцам археологи точно определяются границы расселения вятичей.
После походов Владимира упоминания о вятичах почти на сто лет исчезают со страниц летописей. Если где монахи-летописцы вскользь их упоминают, то не жалея красок чернят. Связано это было с тем, что вятичи перекрывали прямую дорогу из Киева к Ростову и Мурому, из-за чего киевлянам приходилось объезжать их земли через Смоленск. Об этом можно узнать из былин. Илья Муромец, проехав из Мурома в Киев прямой дорогой, с гордостью рассказывает об этом Владимиру:

А проехал я дорогой прямоезжею,
Из стольного города из Мурома,
из того села Карачарова.

На что киевские богатыри говорят князю:

А ласково солнце Владимир князь,
В очах детина завирается:
А где ему проехать дорогу прямоезжую.

Действие другой былины о Соловье Разбойнике, также происходит на земле вятичей. Балтское племя голядь жившее в Смоленской и Калужской областях постоянно грабило купеческие обозы. По былине даже можно уточнить место обитания Соловья разбойника – „Брынские леса“. На речке Брынь, впадающую в приток Оки Жиздру, недалеко от вятичского города Козельска, и сегодня есть село Брынь. Схваченный в тех местах Соловей Разбойник – не кто иной, как известный предводитель голяди Могута, по сообщению одной из летописей приведенный на пир к князю Владимиру в 1006 году.
Получив относительную свободу, к концу XI века вятичи заметно расширили владения, а свою общность превратили в подобие княжества. Это было монархическое государство, располагавшееся на территориях нынешних Тульской, Калужской и Рязанской областей. К нему вскоре примкнули балтские племена, проживавшие на территории Московской области, и жившие южнее (Курская, Орловская и Липецкая обл.) славяне. Об этом можно судить по культуре вятичей и их хозяйству. Например, от балтов они позаимствовали косу. По находкам археологов длина лезвий, ее достигала полуметра, а ширина 4-6 см. Это притом при всем, что почти до XVII века во всей России предпочитали серп, и царю Алексею Михайловичу пришлось даже издавать указ об обязательном переходе в хозяйствах с серпов на косу „литовку“, – неисполнение указа каралось строгим наказанием.
Еще к одному веянью от литвы можно отнести первые усадьбы вятических феодалов очень похожие на западные замки. Укрепленные усадьбы были невелики: в середине был двор – небольшая свободная от застроек площадка, по кругу располагались хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, полуземлянки челяди и погреба. Внушительных размеров дом на мощном каменном фундаменте отапливался печью очень похожей на камин. Как правило, из усадьбы к ближайшей реке шел подземный ход. В Тульской области только в бассейне реки Упы такие усадьбы-крепости были у селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Встречались они и в южных районах, например, в Орловской области точно такие же усадьбы были найдены на реке Неполоди (Спасское городище) и у деревни Титово-Мотыка.
К влиянию со стороны южных славянских племен можно отнести увеличение пантеона богов и расширение религиозных обрядов. К почитанию Стрибога (старого бога Луко), создавшего мир, добавилось почитание Ярилы – бога землепашцев и войны. 23 июня, когда солнце дает наибольшую силу растениям вятичи отмечали праздник Купалы – бога земных плодов. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей. У молодежи особым почитанием пользовался весенний Лель – бог любви, воспевалась вятичами и богиня Лада – покровительница брака и семьи. Славянские боги постепенно оттесняли балтские верования в чудесных спутников жизни, лешего, водяного, домового. Домовой представлялся маленьким старичком, заросшим волосами, ворчливым, но добрым и заботливым. В представлении вятичей вредным и неказистым старичком был и Дед Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Вятичи Дедом Морозом пугали детей. Оба этих персонажа, несомненно, были похожи на гномов или эльфов, культ которых процветал на западе еще до н. э.
В течение XI века земли вятичей продолжали богатеть и застраиваться. На сегодняшний день археологами найдено 1621 поселение, среди которых около 30 городищ. Города вятичей были небольшими и имели от 1 до 3 тысяч населения. Среди них известные нам и сегодня города – Воронеж (впервые упомянут в 1155 г.), Дедославль (1146), Козельск (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Москва (1147), Мценск (1146), Неринск (1147), Елец (1147), Серенск (1147), Тешилов (1147), Трубеч (1186). К ним можно отнести и нынешний город Рязань (1095), поначалу именовавшийся Переяславль-Рязанский. Здесь в пойме Оки на северной окраине на бывшем острове находилось богатое торговое поселение вятичей.
Вятичи продолжали дружить с новгородцами и продавали им зерно. Вместе с ними они участвовали в торговле с Хазарией. Одним из главных товаров вятичей были меха белки и куницы, шкуры бобра и мед. Оттуда они привозили ткани, пряности и сладости, а дирхемы они переплавляли, делая из них серебряные браслеты и другие украшения.
Лишь во второй половине XI века Владимир Мономах после двух походов вновь утвердил свою власть над вятичами. В своем „Поучении“ сыновьям он писал: „А в вятичи ходихом по две зимы да Ходоту я сына его“. По-ходы Мономаха были направлены против вятического князя Ходоты, столицу которого Коръдно археологи до сих пор не установили. Но что интересно, Мономах ничего не сообщает, ни о результатах этих походов, ни об обложении вятичей данью. Да и через год на съезде князей в Любече, где делили княжеские столы, земля вятичей нигде не упоминается.
В 1096 году изгнанный Мономахом из Чернигова Олег Святославич занимает Старую Рязань. От его брата Ярослава начинается династия рязанских князей и вятичи оказываются в кольце древнерусских княжеств. После смерти Мономаха вятические окраины уже подчинены Мурому, Чернигову, Смоленску и Рязани. Окончательно вятичи были присоединены к Киевской Руси в период междоусобиц между Ольговичами и Мономаховичами, когда по их землям не раз прошли славянские дружины Святослава Ольговича и Юрия Долгорукова.
Летопись последний раз упоминает вятичей – в 1197 году. Для сравнения приведу последние упоминания в них других племен: поляне в 944 году, древляне – в 990-ом, кривичи – в 1127-ом, радимичи – в 1169-ом. Самое свободолюбивое племя дольше всех удерживало и свое имя.

ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ ОТ ВЯТИЧЕЙ

Москва была последним из важных торговых поселений вятичей. Его создание можно отнести к моменту захвата киевскими князьями Старой Рязани (1096 г.), после чего главная торговая артерия вятичей Ока была заблокирована. Тогда-то и был найден обходной путь – из Москвы-реки волоком в Клязьму. Севернее Москвы возник поселок Горетный стан. Возможно, его название, как и притока реки Сходни (Всходни) Горетовки произошло от тяжелого крутого подъема, по которому вятичам приходилось волочить суда.
Но центральным поселением в этой местности, почти на век старше Горетного стана был Москов. Подтверждением, этому являются Спасские курганы вятичей XI-XIII вв. Это одна из самых поздних курганных групп, центром которой был курган Великая Могила (более 7 м в высоту и около 20 м в диаметре). При его раскопках в 1883 г. там был обнаружены завернутые в бересту останки старого воина с двумя конским удилами и двумя горшками в изголовье. В соседних курганах нашли женские украшения вятичей: семилопастные височные подвески, сердоликовые красно-белые бусы и т. п.
Из средневековых источников известно, что во времена Владимира Мономаха (10-20 г.г. XII века) на месте Кремля располагалось „село красныя боярина хорошаго Кучки Степана Ивановича“. В одной из летописей второй половины XII века его имя также упомянуто: „Москва, рекше Кучково“. Район Сретенки и Чистых прудов также до XV века именовался „Кучковым полем“. Кем был боярин Кучков неизвестно. Историк-исследователь Игорь Быстров предполагает, что это и был один из последних племенных вождей вятичей, которого казнил пришедший сюда Юрий Долгорукий. Но, не стоит исключать, что это был посланный сюда для наведения порядка посадник, не справившийся со своей задачей перекрыть торговые пути вятичей. После того как Юрий Долгорукий наводит в этом „медвежьем углу“ порядок и появляется известное приглашение князю Святославу Ольговичу датируемое 1147 годом: „Приди ко мне, брате, в Москов“.
К наследству от вятичей можно отнести и главное русское имя Иван. Вполне логично провести аналогию, к обычаю, существующему в период родовых общин, когда люди именовали себя по роду-племени. Например, у дулебов основное имя – Дуло, у Руссов-аланов – Руслан. Так и вантиты, ванты, ваны могли представляться: Я – ван. То, что это имя появляется среди потомков Рюрика уже в XII веке у детей Ростислава Владимировича и Изяслава Ярославича, говорит о том, что это славянское имя, ведь канонические имена у русских князей начали доминировать лишь веком позже. В ходу были Владимиры, Ярослславы, Светополки. Например, Владимир Красно Солнышко хоть и был наречен при крещении Василием, его никогда не вспоминал.
Косвенными подтверждениями славянского происхождения этого имени могут служить поговорка: „Хватит Ваньку валять“ – очень хорошо иллюстрирующая отлынивание вятичей от дани, а также известная игрушка Ванька-встанька, когда вроде бы положенный и покоренный Ванька, вдруг встает, как ни в чем не бывало. Вполне логично сюда же вписывается известный фразеологизм – валять дурака. Думаю, всем известен главный герой наших сказок Иванушка дурачок по сути только притворявшийся им. А вот в критических ситуациях Иван-дурак своим умом и смекалкой побеждает всех врагов.
До середины XII века у вятичей сохранялась языческая религия. Киевляне не раз пытались обратить своих соседей в православную веру, но вятичи выслушивали проповедников и даже соглашались, но отказываться от своих богов не собирались. В 1141 году вятичи убили монаха Кукшу и его спутника Пимена, пришедших на вятические земли распространять христианскую веру. Вот тогда и было использовано имя старого бога вятичей Луко для характеристики не только самих вятичей, но и всего противного христианской вере – лукавый. Киевляне оказались не первыми, кто заметил эту черту вятичей. Почти на тысячу лет раньше германцы свергли из своего пантеона вендского бога Луко, обвинив его в хитрости и умении приспосабливаться, действуя по обстоятельствам.
Действительно, к вятичам больше всех подходит определение – сам себе на уме. У них, явно проигрывавших своим соседям в организации и в военной мощи, смекалка всегда была в почете. Это очень хорошо иллюстрирует сказка, записанная в XIX веке Афанасьевым на вятической земле (Рязанская обл.). Маленькая девочка пошла с подружками в лес и там заблудилась. Наступила ночь, девочка залезла на дерево, стала плакать и звать дедушку с бабушкой. Подходит медведь: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, отвечает девочка, – ты меня съешь. Подходит волк: – Давай я тебя к деду с бабкой отведу. – Нет, вновь отвечает девочка. Подходит лиса и тоже предлагает отвести ее домой – девочка соглашается. Дедушка с бабушкой обрадовались, похвалили лисоньку, накормили и приголубили. А та вдруг: – А вы мне еще курочку должны! Дед с бабкой, не долго думая, отвечают: – Да мы тебе и две дадим, – и кладут в один из мешков куру, а в другой собаку. Лисонька пришла в лес, развязала мешки, собака и прогнала ее, а потом вместе с курочкой вернулась домой.
Вот тут и подумаешь: если девочка была смекалистой, – на дерево залезла и на предложения волка и медведя не поддалась, если бабка с дедом были не лыком шиты, то, что уж говорить о взрослых. Кстати, выражение не лыком шиты, тоже вполне подходит к вятичам: хотя они и носили лапти, но провести их было довольно сложно. Потому и не любили их киевляне, не зная, что, в сущности, они одного рода-племени.
Упомянутый выше принцип вятичей прибеднятся, хорошо проиллюстрирован археологами, которые отыскали на земле вятичей огромное количество кладов. Академик Б.А. Рыбаков пишет: „Клады в земле вятичей составляют почти половину всех кладов на славянских землях“. Вот и подумаешь: не здесь ли кроется привычка наших людей копить все на черный день?
Сюда же можно отнести и привычку относить свои угодья – поля и огороды подальше от своего жилья – авось не найдут.Не буду утверждать, что именно потому в советские времена наши дачи были на достаточном отдалении от мест проживания, но какие-то интуитивные моменты в подсознании могли иметь место.
И, наконец, то, что наша историческая наука попросту игнорирует: вятичи принесли на русскую землю свиноводство. Как известно, одомашнивать свиней начали кельты. Началось это в центре Европы около 4 тыс. лет назад. Знаком кельтов был гребень, образующийся на холке кабана символизирующий боевой настрой. Похожей на гребень кабана они делали и прическу, смазывая волосы кабаньей кровью. Отголоском того далекого времени является знакомое нам слово колтун – означавшее комок запутанных волос. То, что это слово и его понятие принесли вятичи, – нет никаких сомнений, ведь и женские височные кольца с перевернутым гребнем внутри, назывались колтами.
Со временем инициативу в разведении свиней перехватили германские племена и венеты. Свинина является любимой пищей поляков, белорусов и украинцев. Весь этот путь и проделали в начале анты. Вятичи также занимались свиноводством и этому есть подтверждения в сочинениях арабских хронистов, писавших, что вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.

Рецензии

С удовольствием прочитал на литературном сайте такое историческое исследование. Ценность данной работы в первую очередь в том, что она вызывает желание что-то обновить в памяти, по дискутировать, уточнить… Как мне видится, в работе использовались в значительной мере труды археологов, отсюда – некоторая узость и однобокость отдельных исторических толкований, посылов. Например, там, где речь идёт об ареале расселения тех или иных племён в конкретные исторические периоды или хронологические рамки. Зачастую это происходило в более широких территориальных границах…

Что касается вятичей, то в работе, как и во многих других подобных исследованиях об этом этносе, преобладает несколько упрощённая его подача. Вятичи по своей общественно-политической организации, хозяйственной деятельности, культуре являлись довольно высокоорганизованным, с широкими внешними связями племенем, а к XII–XIII вв. в своём развитии уже опережали многие преуспевающие древнерусские земли! Об этом пишут многие исследователи – Кизилов, Сахаров и др.

Славяне-вятичи несли с собой местному населению новые формы социальной организации с более высокой земледельческо-скотоводческой культурой, с широким применением изделий из металла. Их контакты с финно-угорскими и балтскими племенами – политические, хозяйственные и культурные приводят к тесному сближению этих народностей, в значительной мере – ассимиляции (а не вытеснению их с обжитых территорий, как считаете Вы – А. П.) и возникновению у них общественно-политического синтеза – славяно-финноугорского и славяно-балтского.

В средние века на Оке и Верхнем Дону, по мнению ряда исследователей, существовало сильное вятическое государство (!!!) – племенное объединение, независимое от Киевской Руси с центром – городом Кордно.

В былинах об Илье Муромце его поездка из Мурома в Киев «дорогою прямоезжею» через вятические земли считалась одним из богатырских подвигов. Обычно предпочитали эту территорию объезжать кружным путём.

Монахи-христиане чернят вятичей в первую очередь не за то, что они перекрыли дорогу из Киева к Ростову и Мурому, а за то, что они иноверцы-язычники, со своей самобытной культурой. Язычество у вятичей сохранялось вплоть до XVII столетия, тогда, когда и сам термин-то «вятичи» уже вышел из употребления. Это ещё раз подчёркивает их независимость и самобытность, а не архичность…

Спасибо за интересное чтение. Удачи!

Переселение народов.

Первые люди в верховьях Дона появились несколько миллионов лет назад, в эпоху верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили различные народы, среди которых - аланы, давшие название реке Дон, что в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена, оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки Ока, Протва, Москва, Сылва.

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться "вятичи". Летопись "Повесть временных лет" пишет по этому поводу: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи". Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть здесь.

Быт и нравы

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.

Вятическое височное кольцо

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.
Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII—Х вв. и тем более XI—XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.
Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.
О существенных изменениях в жизни местного населения в IX—XI вв. сообщают нам древние летописи. Согласно «Повести временных лет» в IX в. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Его подданными они продолжали оставаться и в Х в. Первоначальная дань взималась, видимо, пушниной и подворно («от дыма»), а в Х в. требовалась уже денежная дань и «от рала» — от пахаря. Так что летопись свидетельствует о развитии в это время у вятичей пашенного земледелия и товарно-денежных отношений. Судя по летописным данным, земля вятичей в VIII—XI вв. была целостной восточно-славянской территорией. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и обособленность.

Религия

Вятичи были язычниками и дольше других племен сохраняли старинную веру. Если в Киевской Руси главным богом был Перун - бог грозового неба, то у вятичей - Стрибог ("Старый Бог"), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле - богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы - бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи особым почитанием пользовался Лель - бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада - покровительница брака и семьи.
Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего - хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева. Леший старался сбить человека с дороги в лесу, завести в непроходимое болото, трущобы и погубить его там. На дне реки, озера, в омутах жил водяной - нагой косматый старик, хозяин вод и болот, всех их богатств. Он был повелителем русалок. Русалки - души утонувших девушек, существа злые. Выходя лунной ночью из воды, где они живут, они пением и чарами стараются заманить человека в воду и защекотать его до смерти. Большим уважением пользовался домовой - главный хозяин дома. Это маленький старичок, похожий на хозяина дома, весь заросший волосами, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый. Неказистым вредным старикашкой в представлении вятичей был Дед Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом пугали детей. Но в 19 веке он превратился в доброе существо, которое вместе со Снегурочкой приносит на Новый Год подарки. Таковы были быт, нравы и религия вятичей, чем они мало отличались от других восточнославянских племен.

Святилища вятичей

П.Дедилово (бывшая Дедиловская слобода) - остатки священного города вятичей Дедославля на реке Шиворонь (приток Упы), в 30 км. к Юго-Востоку от Тулы. [Б.А.Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества 12-13 вв, М., 1993]

Веневский топонимический узел - 10-15 км от Венева в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.

Курганы вятичей

На тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской, Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.

При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет.

Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.

Покорение Киевом

В 882 году князь Олег создал объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли избранные народным собранием князья, которые проживали в столице вятического племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными пунктами были города-крепости Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие - широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники и метатели дротиков - молодые воины.
В 907 году вятичи упомянаются летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград - столицу Византии.
В 964 году киевский князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа. У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей. Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали платить дань ему.
Однако скоро вятичи отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично. Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево-Печерского монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию. Хмурые бородатые мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины почтительно выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему, зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?.. Миссионер-монах так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук фанатичных язычников.
Примечательно, что в былинах об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге, говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из них Ходоту и его сына.
До последней четверти XI в. летописи не называют ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой для летописцев.

Восстание Ходоты

В 1066 году гордые и непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.
Ко второй зиме великий князь готовился по-иному. Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении.
Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются.

Столица вятичей

О столице государства известно следующее: "В VII-Х веках на Оке и верхнем Дону существовало государство вятичей, независимое от Киевской Руси. Центр этого государства, древнерусский город Кордно, историки видят близ современного села Карники Веневского района. Арабские источники называли этот город Хордабом и описывали, как дружина собирала дань с населения."

Вятичи, славянское племя , которое проживало на востоке славянских земель с VIII по XIII века нашей эры. Их роль в становлении русского государства сложно отрицать, так как численность этого племени была очень велика. По меркам тех времён, когда количество людей на планете было небольшим, вятичи считались целым народом, который ярко выделялся на фоне таких племен как дреговичи, древляне, поляне или ильменские славяне . Археологи относят вятичей в очень большую группу ромено-борщаговс кой культуры, которая включает также все выше упомянутые племена и мелкие группы.

В летописях они были отмечены как прекрасные земледельцы, кузнецы, охотники и воины. Это племя долгое время оставалось практически неприступных для многих захватчиков, потому что действовали они под управлением единого князя, а не разрозненными группами, раздираемыми междоусобицами. Некоторые историки склоняются к тому, что вятичи обладали всеми признаками первородного государства – имелся свод законов, собственная регулярная армия, символика и культура. входили и в пантеон богов этого племени. Поэтому вятичей можно считать одним из ключевых народов, формировавших .

Этимология слова «Вятичи»

Наиболее правдоподобной версией происхождения названия этого племени считается, та, которая ссылается имя первого князя, известного как Вятко. Существуют также и другие версии. Так, согласно индоевропейской версии славяне вятичи получили своё название от однокоренного слова vent , что означало в те времена «влажный». Это связывают с тем, что они населяли заболоченные земли. Также некоторые историки считают, что вандалы или венделы, в некотором роде, сродни по названию этому племени. Так как данные собирались из различных документов, написанных на древних языках, то они сильно разнятся.

Земля вятичей

Очень интересно также арабское название земель, которые населяло это племя. Арабы называли их отдельной страной, и даже с отдельным названием Вантит. Для того, чтобы понять, какие земли населяли эти древние народы, проще описать их владения в границах современных областей. Частично они находились в Московской области, небольшая часть земель также лежала в современной Смоленской области. На запад земли вятичей простирались до Воронежа, и Липецка. Практически полностью эти славяне заселяли Орловскую, Тульскую, Рязанскую и Калужскую области. О пребывании вятичей на территории современной Липецкой области между историками до сих пор идут споры. Вообще их земли коротко описываются как входящие в бассейн Оки.

Князья вятичей

На тот момент, когда образовалось , и на трон в Киеве взошёл Рюрик, вятичи в состав этого государства не входили. О том, что первый князь вятичей был Вятко, известно не столько из исторических документов, сколько из легенд. При вхождении в состав Древнерусского государства они приняли власть из Киева, но вскоре оказались практически отрезаны от остальных славян хазарами, которым они платили дань. Поэтому о местных князьях этого племени очень мало информации. Они не чеканили собственных монет, также не имели собственных печатей, официально подтвержденных верховным киевским князем. По сути, была нужна им только для военного союза, а в целом же они обладали всеми признаками государственност и.

Ассимиляция славянского племени вятичей

Считается, что вятичи , как славянское племя , окончательно начали утрачивать свои основные черты под влиянием хазар. По сути, им было нечего терять, поэтому они уходили на северные земли, куда не желали идти войной кочевники. У хазар считалось престижным взять себе в жёны славянскую женщину, поэтому со временем генофонд этого племени был смешан. Сложно прослеживать ситуацию у вятичей во время Великого переселения народов, но сказать, что на них это никак не отразилось, нельзя. Вятичи просто растворились в веках. Согласно археологическим исследованиям, из-за обитания в сырых землях, треть населения вятичей не доживала и до 10 лет, а освободившиеся места быстро занимали заезжие люди из других племён. Путь на север растворил вятичей в балтах и финно-уграх.