Что значит быть русским. Какое у нас национальное блюдо

О русской культуре рассуждают Анастасия Николаевна Кошечко , кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Томского государственного педагогического университета, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, и Максим Валериевич Степаненко , руководитель Миссионерского отдела Томской митрополии Русской Православной Церкви.

***

А.Н. Кошечко: Здесь необходимо оговорить принципиальную разницу между национальной идентичностью и гражданством. Можно быть гражданином России, но не быть русским по национальности. Можно быть гражданином США и быть русским. Отсюда рождаются такие феномены, как "русские французы" или "русские американцы".

Неоднократно в разных аудиториях задавала вопрос: "К какой культуре вы себя относите?" Большая часть аудитории отвечала: "Мы русские". Продолжаю спрашивать: "Что значит быть русским?" Ответ, как правило, всегда один: "Это значит говорить на русском языке и жить в России".

Возражаю, что можно говорить на чистейшем русском языке, жить в России и не быть русским. По каким особенностям вы отличите русского человека от не русского? Мне говорят: "Ну, как… видно же, что русский".

Привожу пример. Допустим, что перед вами стоит студент из Польши и студент из России. Оба – одного возраста, предпочитают один и тот же стиль в одежде, манера поведения может быть схожа. По каким приметам вы увидите, кто из двоих молодых людей русский? Пауза.

Задаю еще один вопрос. Александр Сергеевич Пушкин – русский или нерусский? Эта ситуация оказывается более понятной, поэтому многие уверенно отвечают: "Пушкин – великий русский поэт!" Замечательно! При этом он – "арап" (как говорили во времена поэта) в третьем поколении…

В процессе такого рассуждения мы доходим до принципиального вывода, что человека русским, в первую очередь, делает принадлежность к ценностям русской культуры. Именно культура дает человеку определенный набор культурных матриц, культурных сценариев, моделей поведения, опыта ценностного проживания тех или иных ситуаций. Именно по этому опыту ценностного проживания мы можем отличить носителя одной культуры от носителя другой культуры.

Портрет императора Александра III. Художник Иван Крамской

М.В. Степаненко: У меня есть подозрения, что ряд национально-культурологических особенностей можно приобрести, только родившись в культуре?

А.Н. Кошечко: Понятие "родиться в культуре" предполагает воспитание в традиционных культурных ценностях, самоидентификация в культуре, знание и уважение истории своей культуры, своей страны и своей семьи. Это, конечно, не все, но наиболее важное. Поэтому можно быть русским, родившись в Японии, если твои родители осознают себя носителями русской культуры и готовы ребенка воспитывать в ее традициях.

Впрочем, нередко чтобы быть частью культуры обязательно нужно "родиться" в культуре. Например, согласно синтоизму - национальной японской религии, японцы как народ произошли от богов и синтоистами могут быть только японцы.

М.В. Степаненко: Итак… каковы уникальные особенности русской культуры?

А.Н. Кошечко: Самая главная особенность в том, что русская культура основана фундаменте Православия. Для России Православие – это культурообразующая религия. Федор Михайлович Достоевский писал: "Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. <…> сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего".

М.В. Степаненко: Действительно, это очевидный факт! Кстати, одна из глав книги азербайджанца Василия Ирзабекова "Тайны русского слова" называется "Русский – значит, православный". И еще один пример: в 1937 году допрашивали архиепископа Луку Войно-Ясенецкого. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Ватикана. В ответ на это нелепое обвинение следователь услышал: "Я всегда был русским".

А.Н. Кошечко: Во-вторых, русская культура в основе своей культура соборная (общинная), т.е. построена не на идее разделения и противопоставления, конкуренции, а на идеи объединения. Русская культура не индивидуалистическая, это не культура одиночек, это культура, строящаяся на взаимодействии со всеми ближними.

М.В. Степаненко: Для настоящих русских общественные интересы важнее личных: "Сам погибай – товарищей выручай". Именно поэтому "Друг познается в беде", если в беде ближний предал тебя, оставил – он не друг, да и не настоящий русский! Настоящий русский человек – никогда не предает ближних: "Новых друзей наживай, а старых не теряй!".

А.Н. Кошечко: Поэтому важнейшими в русской культуре являются человеколюбие и самопожертвование, которые возможны только при условии веры в Бога и бессмертие души.

М.В. Степаненко: Можно добавить, что важное правило общинности – благодарность. В первую очередь Богу, затем ближним: "За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1Фесс.5:18). Русская пословица говорит: "Хорошо тому добро делать, кто помнит". Именно неблагодарность (Богу, отцу, матери, учителю, помогающим нам ближним) лежит в основе впадения во грех, безумия и предательства, отступления во грех: "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели…" (Рим.1:21-22). За неблагодарность Бог отходит от людей, и они погружаются в похоть, нечистоту, постыдные страсти и упомянутое безумие – обо всем этом говориться в первой главе послания апостола Павла к римлянам.

А.Н. Кошечко: Еще одна особенность русской культуры – это удивительная открытость, "всемирная отзывчивость". Благодаря этому русская культура гармонично сосуществовала с другими национальными культурами, не подавляя их.

М.В. Степаненко: Хочется подчеркнуть - именно существовала, в прошлом времени… Современная культура России, распространяемая через СМИ, да и через школу – это не русская культура. Это чудовищный монстр-новодел, который пожирает и уничтожает, нивелирует древние традиции всех национальных культур России, включая и русскую культуру. Скажите, как можно объединить разных людей с разными мировоззрениями?

А.Н. Кошечко: Через любовь, которая лежит в основе православной культуры и является ее главной ценностью. Именно взаимная жертвенная любовь привлекла язычников Римской империи к христианству. В современном обществе понятие любви не просто искажено, оно деформировано с точность до наоборот.

М.В. Степаненко: Для многих любовь сейчас – это чувство притяжение мужчины и женщины, но не как: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22:39), и уж тем более не то, что пишет апостол Павел: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…" (1 Кор. 13:4-8).

А.Н. Кошечко: Для современного человека, живущего в эпоху конкуренции, очень непросто поставить интересы другого человека выше своих, поступать с другим как с ближним.

На чем основывается любовь? На том, что каждый человек – это образ и подобие Божие (Быт.1:27). Если я в другом человеке вижу не оппонента, не конкурента, не соперника или врага, а носителя Божественного образа, то обязательно буду относиться к ближнему своему с любовью.

Любовь подразумевает принятие человека таким, какой он есть. Все индивидуальное, присущее именно этой личности принимается любящим человеком, поэтому он не будет пытаться перевоспитаться другого человека под себя, сделать ближнего своим клоном, лишенным собственной воли. Напомню слова апостола Павла, что "любовь… не ищет своего".

М.В. Степаненко: Именно поэтому русские миссионеры, приходя к малым народам, не только не уничтожали их национальную культуру, но и сохраняли через создание письменности. Мы видим, какая противоположность в поведении имеет место в культуре западных народов, усвоивших католичество или протестантизм. Приходя к иным народам, они начинали разрушать их национальные культуры, а уж прецедентов, когда народы Запада создавали письменность для покоренных народов и развивали культуру покоренных народов – такое не припомню. Возьмем для примера европейскую Норвегию. Норвежцы получили государственную независимость, вы не поверите, только в 1905 году! До этого времени норвежцы были под властью Дании, потом Швеции. При этом Норвежцы не имели своего единого языка и письменности! Современный норвежский был искусственно создан в начале XX века. Итог этого закономерен. Мир знает датских и шведских писателей (например, Ганс Андерсен и Астрид Линдгрен), а Норвегия же не дала миру равных им писателей... Какие еще есть национальные особенности русских?

Участники томского

Сегодня обсудим, что значит быть русским. Выскажу мнение. Другие народы — французы, англичане — хитрые, коварные и все время умничают. Мы же, русские, очень простые. Мы без изысков. Когда я думаю о русских, сразу представляю себе картину Ильи Репина «Запорожцы». Тот сидит в своем дворце, в шелках да в золоте, пыжится там, хорохорится, а мы его — раз и к такой-то матери. Просто посмотрите на открытые лица казаков, вслушайтесь в их заливистый смех — это наши лица. Открытые русские лица. Запах пота. Запах мужского товарищества: «Давай, умник, пиши!» По усам течет, но и в рот тоже попадает. И ведь еще Гоголь говорил, что любит русский народ вот это удалое, молодецкое острое словцо, как припечатает — во век не отлипнет. А раздобревшая Наташа Ростова с зассанными пеленками? Кто будет восхищаться такой эволюцией? Была дюймовочка, стала бегемотиха. Из Монеточки — в Гречку. А для нас это — норма. Лев Толстой даже термин специальный придумал — опрощение. Иностранец нам какую-нибудь зловредную электронную фиговину, а мы: «Ух, размахнись рука, раззудись плечо!» И туды ее в качель! У русских все идет не от головы, а от сердца, от утробы. Русский — значит, настоящий.

Все иностранцы по природе аристократы, бизнесмены, ну или профессора какие-нибудь. А мы по природе крестьяне, общинники, богатыри, ямщики. Иностранец про себя говорит: «Я джентльмен, шевалье, деловой человек», а мы, русские, говорим так: «Я мужик! Я простая русская баба!» Для нас самое высокое — это народ, простые люди. В статьях, текстах, постах мы так и пишем: «А как же простые люди? А кто подумает о простых людях?». Не дай бог тебя во дворе непростым назовут. У тебя потом будет такая кличка. А хуже этого ничего нет. Англичане, французы — все сплошь богачи. Такова их национальная черточка. А русский — значит, бедный, русский — значит, работяга, крестьянин, чингачгук. Так и при царе было, и при коммунизме, и сейчас тоже.

Иностранцы едят фин де клеры, камамберы, шампиньоны, консоме с профитролями. А у нас по-простому, по-нашенски, по-русски. Щи да каша — вот пища наша. У западников тесемочки, кружева, бюстгальтеры. А у нас портки да рубаха. У иностранцев менуэты, польки, а у нас, русских нормальные танцы: хоровод, лезгинка. У иностранцев костелы, небоскребы, Версаль, баухаус проклятущий, а у нас — русская изба: печь, полати, закут, красный угол. За печкой дед с бабой шебуршатся, на полатях молодые милуются. Именно изба задает ключевые координаты духовного пространства русской Евразии.

У этих какие-то ужимки, гримасы, тень на плетень, а у нас — гречка с тушенкой, запах сосен, запах травы. Эх, русский луг, русская излучина! Вот кто из иностранцев так говорит: «Эх!», «Ух!» Может, торгаши-американцы? Французы в колготочках? Нет, они там все тихо-тихо, шу-шу по стеночке. Взгляд бегающий, интонация манерная. Что внутри — не поймешь. Ты ему уже всю душу излил, а он все о погоде.

Ну и последнее. Иностранцы жутко любят все иностранное. Совокупляются между собой: англичане с немцами, немцы с французами, французы с итальянцами. «У, какая хорошая японская машина, — говорит американец, — и стоит дешевле кадиллака. Куплю-ка я лучше ее!» «Или датчане думают: «Надо же какие итальянцы прикольные. Объединимся-ка мы с ними в Евросоюз». И делают они всякие миксы, коллабы и прочие групповые форматы. Взаимодействие — такая у них религия. А русские любят русских. Смесовое отторгают. Не наше оно.

Мы с вами сегодня много говорим о национальном строительстве, о формировании русской идентичности. Говорят, нет позитивного образца. Говорят, нет ничего общего. А некоторые говорят, мол, и не надо. Украдут, мол, еще нашу национальную идею эфиопы, и будут под русских подделываться. А я скажу так: есть у нас общее. И это такое общее, которым можно гордиться. Простота, искренность, бедность, принадлежность к низшим слоям общества, страстная горячечная любовь к своим (не зря же сказано «За други своя!») — это ровно то, к чему каждый из нас стремится.

1. Почему вы считаете себя русским? По чистоте крови, по языку, что-то еще?

Наши либералы, как только заходит вопрос о том, кто такие русские, сразу же начинают считать лейкоциты и примеси в крови с таким мастерством и ловкостью, что их бы в Германии образца 1938-го года взяли бы в комиссию по расовой гигиене, даже без предварительного собеседования.

Причем, на руководящие должности. Любопытно, что при определении еврейской, татарской или шведской национальности, либералы верят собеседнику на слово, не опускаясь до выяснений – кто он, мишлинген или квартеронец? Так что и мне поверьте на слово, если вы не нацисты, конечно. Я – русский.

2. Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы русский?

Нет, не испытываю. Осознание – константа, эмоции вызывать не может.

3. Что хорошего в русских? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?

Возьмите глобус или географическую карту. Посмотрите на расположение и размеры России и получите ответы на все вопросы.

4. Как выглядит русский пейзаж? Станете ли вы в патриотическом восторге целовать камчатский песок. А мокрую таймырскую тундру? Где границы родного? Кунашир, Шикотан – родная земля?

Я, с порванным мениском и с великим восторгом прошел по таймырской тундре около сотни километров – просто гулял и не мог остановиться. Место это назвалось заливом Миддендорфа, который был, несомненно, русским человеком, раз его именем и в честь него назвали русские земли.

Более того, за эту честь – расширить границы русского мира, великий путешественник отдал свою жизнь. Причем, в страшных мучениях, растянутых на много месяцев. Может быть, Миддендорф и не хотел быть русским – в те годы людям, служащим России, редко задавали такие дурацкие вопросы.

Но, русский мир заразен своей центростремительностью. Можно всю жизнь быть грузинским князем, и остаться в веках великим русским полководцем. Этот парадокс приводит в бешенство недружелюбных России представителей замкнутых на себя этносов и наций.

Поэтому «границы родного» зависят только от конкретного исторического периода. Не случайно, буквально на днях, Япония решила переформатировать свои полицейские силы самообороны в полноценную армию. К чему бы это?

5. Какова наша историческая трагедия?

Нашу историческую трагедию мы уже пережили – это отказ от национальной идентичности в угоду лживым и лукавым истинам привнесенным извне. История старая, с закономерным финалом – русские все переделают под себя, так, как им удобно. Можно вспомнить византийское христианство. vk.com/anti_maydan Тоже самое, ждет и западный либерализм, как безнационально-богоборческую агрессивную концепцию защищающую индивидуализм и пороки. Он останется в нашей избе, только вы его не узнаете.

6. Когда был наш Золотой век?

Золотого века у России никогда не было. Золотой век, это этнос находящийся в фазе обскурации, после чего наступает распад, гибель, растворение. России еще далеко до пенсии.

7. Кто наш главный герой? Ослябя? Пожарский? Суворов? Жуков?

Наш главный герой – Неизвестный солдат, который лежит у Кремлевской стены. Аватар или символ всех, кто отдал жизнь за нашу страну.

8. Кто наш главный пророк?

Тютчев: «Умом Россию не понять». Причем, славянофил Тютчев имел в виду рациональный западный ум, который не работает в нашей цивилизации.

9. Какая наша национальная колыбельная песня?

- «Спят усталые игрушки», и попробуйте доказать, что это не так.

10. Какой у нас национальный танец? Ирландцы пляшут джигу, кавказцы – лезгинку, евреи – фрейлехс, а мы что?

А нам не надо самоутверждаться с помощью определенного комплекса ритмичных телодвижений. Что хотим, то и пляшем. Не запариваемся по этому поводу абсолютно. У нас, понимаете, уже немного другая, не архаичная система ценностей.

Не родо-племенная община с комплексами ритуалов. У нас для ритуалов и обрядов есть Церковь, но там танцевать запрещено, а кто этого не понял – тому объяснили доходчиво.

11. Какая у нас национальная игра?

Прятки, «казаки-разбойники», «войнушка». Тут мы лидируем и во взрослом зачете. Шахматы, шашки, домино. Недавно еще одной национальной игрой стали нарды.

12. Какая у нас национальная одежда? Как бы вы оделись на вечеринку в «русском стиле»?

Ватник, георгиевская ленточка в петлице, кирзачи и автомат Калашникова.

13. Какое у нас национальное блюдо?

Какое одно национальное блюдо может быть у страны, лежащей на одной шестой части суши континента? И везде живут русские. Уточните часовой пояс, регион, климатическую зону.

14. Какая смерть считается достойной?

За други своя, за землю, за веру.

15. Какие народы нам братские?

Те гуманоидные расы нашей Солнечной системы, которые готовы принять нашу любовь и в ответ взять на себя братские обязательства. Русские легко принимают новых братьев, но очень жестко выписывают обратно. Что мы и наблюдаем сейчас на обломках некогда братской республики.

Недавно был в Берлине. Вечером зашёл в бар. Сижу, пью кофе. А у стойки три молодых и очень пьяных немца. Один всё время что-то громко вскрикивал и порядком мне надоел.
Я допил кофе, поднялся. Когда проходил мимо стойки, молодой горлопан чуть задержал меня, похлопал по плечу, как бы приглашая участвовать в их веселье.
Я усмехнулся и покачал головой. Парень спросил: «Дойч?» («Немец?»). Я ответил: «Найн. Русиш»

А русский я до самых недр. Образцовый русский. Поскреби меня - найдёшь татарина, это с папиной стороны, с маминой есть украинцы - куда без них? - и где-то притаилась загадочная литовская прабабушка. Короче, правильная русская ДНК. Густая и наваристая как борщ.

И весь мой набор хромосом, а впридачу к нему набор луговых вятских трав, солёных рыжиков, берёзовых веников, маминых колыбельных, трёх томов Чехова
в зелёной обложке, чукотской красной икры, матерка тёти Зины из деревни Брыкино, мятых писем отца, декабрьских звёзд из снежного детства, комедий Гайдая, простыней на верёвках в люблинском дворе, визгов Хрюши, грустных скрипок Чайковского, голосов из кухонного радио, запаха карболки в поезде «Москва-Липецк», прозрачных настоек Ивана Петровича - весь этот набор сотворил из меня человека такой широты да такой глубины, что заглянуть страшно, как в монастырский колодец...

И нет никакой оригинальности именно во мне, я самый что ни на есть типичный русский. Загадочный, задумчивый и опасный. Созерцатель. Достоевский в «Братьях Карамазовых» писал о таком типичном созерцателе, что «может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит всё и уйдёт в Иерусалим скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе».

Быть русским - это быть растерзанным. Расхристанным. Распахнутым. Одна нога в Карелии, другая на Камчатке. Одной рукой брать всё, что плохо лежит, другой - тут же отдавать первому встречному жулику. Одним глазом на икону дивиться, другим - на новости Первого канала.

И не может русский копаться спокойно в своём огороде или сидеть на кухне в родной хрущобе - нет, он не просто сидит и копается, он при этом окидывает взглядом половину планеты, он так привык. Он мыслит колоссальными пространствами, каждый русский - геополитик. Дай русскому волю, он чесночную грядку сделает от Перми до Парижа.

Какой-нибудь краснорожий фермер в Алабаме не знает точно, где находится Нью-Йорк, а русский знает даже, за сколько наша ракета долетит до Нью-Йорка. Зачем туда ракету посылать? Ну, это вопрос второй, несущественный, мы на мелочи не размениваемся.

Теперь нас Сирия беспокоит. Может, у меня кран в ванной течёт, но я сперва узнаю, что там в Сирии, а потом, если время останется, краном займусь. Сирия мне важнее родного крана.

Академик Павлов, великий наш физиолог, в 1918 году прочитал лекцию «О русском уме». Приговор был такой: русский ум - поверхностный, не привык наш человек долго что-то мусолить, неинтересно это ему. Впрочем, сам Павлов или современник его Менделеев вроде как опровергал это обвинение собственным опытом, но вообще схвачено верно.

Русскому надо успеть столько вокруг обмыслить, что жизни не хватит. Оттого и пьём много: каждая рюмка вроде как мир делает понятней. Мировые процессы ускоряет. Махнул рюмку - Чемберлена уже нет. Махнул другую - Рейган пролетел. Третью опрокинем - разберёмся с Меркель. Не закусывая.

Лет двадцать назад были у меня две подружки-итальянки. Приехали из Миланского университета писать в Москве дипломы - что-то про нашу великую культуру. Постигать они её начали быстро - через водку. Приезжают, скажем, ко мне в гости и сразу бутылку из сумки достают: «Мы знаем, как у вас принято». Ну, и как русский пацан, я в грязь лицом не ударял. Наливал по полной, опрокидывал: «Я покажу вам, как мы умеем!». Итальянки повизгивали: «Белиссимо!» - и смотрели на меня восхищёнными глазами рафаэлевских Мадонн.
Боже, сколько я с ними выпил! И ведь держался, ни разу не упал. Потому что понимал: позади Россия, отступать некуда. Потом ещё помог одной диплом написать. Мы, русские, на все руки мастера, особенно с похмелья.

Больше всего русский ценит состояние дремотного сытого покоя. Чтоб холодец на столе, зарплата в срок, Ургант на экране. Если что идёт не так, русский сердится. Но недолго. Русский всегда знает: завтра может быть хуже.

Пословицу про суму и тюрьму мог сочинить только наш народ. Моя мама всю жизнь складывала в буфете на кухне банки с тушёнкой - «на чёрный день». Тот день так и не наступил, но ловлю себя на том, что в ближайшей «Пятёрочке» уже останавливаюсь около полок с тушёнкой. Смотрю на банки задумчиво. Словно хочу спросить их о чём-то, как полоумный. Но пока молчу. Пока не покупаю.

При первой возможности русский бежит за границу. Прочь от «свинцовых мерзостей». Тот же Пушкин всю жизнь рвался - не пустили. А Гоголь радовался как ребёнок, пересекая границу России. Италию он обожал. Так и писал оттуда Жуковскому: «Она моя! Никто в мире её не отнимет у меня! Я родился здесь. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр - всё это мне снилось. Я проснулся опять на родине...». А потом, когда русский напьётся вина, насмотрится на барокко и наслушается органа, накупит барахла и сыра, просыпается в нём тоска...

Иностранцы с их лживыми улыбочками осточертели, пора тосковать. Тоска смутная, неясная... Но не по снегу же и подлецам. А по чему тоскует? Ответа не даст ни Гоголь, ни Набоков, ни Тарковский... Русская тоска необъяснима и тревожна как колокольный звон, несущийся над холмами, как песня девушки в случайной электричке, как звук дрели от соседа... На родине тошно, за границей - муторно.

Быть русским - это жить между небом и омутом, между молотом и серпом.

Свою страну всякий русский ругает на чём свет стоит. У власти воры и мерзавцы, растащили всё что можно, верить некому, дороги ужасные, закона нет, будущего нет, сплошь окаянные дни, мёртвые души, только в Волгу броситься с утёса! Сам проклинаю, слов не жалею...
Но едва при мне иностранец или - хуже того - соотечественник, давно живущий не здесь, начнёт про мою страну гадости говорить - тут я зверею как пьяный Есенин. Тут я готов прямо в морду. С размаху.

Это моя страна, и все её грехи на мне. Если она дурна, значит, я тоже не подарочек. Но будем мучиться вместе. Без страданий - какой же на фиг я русский? А уехать отсюда - куда и зачем? Мне целый мир чужбина. Тут и помру. А в гроб пусть мне положат пару банок тушёнки. На чёрный день. Ибо, возможно, «там» будет ещё хуже.

©
Алексей Беляков

Изданные мои книги и книги моего отца можно купить в два раза дешевле, чем в книжных магазинах, на моем сайте www.zadornovknigi.ru

Новые, неизданные книги можно скачать на моем сайте http://zadornov.net/?post_type=product

На моём сайте можно скачать журнал «Оксюморон», выпуск №13 http://zadornov.net/?product=журнал-оксюморон-выпуск-№13

Продолжается сбор средств на документальный фильм о Вещем Олеге: https://boomstarter.ru/projects/zadornovmn/dokumentalnyy_film_o_veschem_olege

Сегодня слово «русский» в отношении человека общепризнанно употребляется как этноним, указывающий на принадлежность к русской нации, а в визуальном плане под ним обобщенно понимается любой житель России славянской внешности. Однако каждый, в достаточной мере владеющий русским языком, человек может видеть, что слово «русский» - прилагательное и указывает лишь на некую принадлежность к Руси, но не конкретную нацию. При этом давно и не единожды замечено, что в мире более нет ни единого этноса, имя которого было бы прилагательным.

До 1920-х годов в отношении славянских народов Российской Империи употребимы были имена: белорусы, малорусы и великорусы, словом - Русы. Это исконно историческое имя нашего народа.

Прилагательным же «русские» в одних случаях обобщались все три коренных народа Руси, по аналогии с сегодняшним «россияне». В других - подразумевались все говорившие по-русски, обращенные в православие и растворившиеся в русской цивилизации инородцы: русские татары, русские башкиры, русские чуваши и пр. но на заре новой коммунистической идеологии и строительства страны Советов необходимо было создать и новый народ, и под эту идею окончательно растворили границы между многими братскими народами России, объединив их под одним именем - «русские».

Что же значит сегодня быть «русским»?

Русский - это человек, принадлежащий к Русской общности, Русской мысли, Русской душе и Русской земле, являющийся частью Русской цивилизации. Русский - это не национальность, а принадлежность к соответствующей идеологии и мировоззрению, а вот Рус - это принадлежность к соответствующей крови и нации. Русским может быть и немец, и татарин, и узбек, родившийся в России и впитавший в себя культуру и душу Руси, но Русом - можно быть только по крови.

Однако, как это ни странно, русом и русским можно быть и взаимоисключающе. Сегодня, в России взрос целый слой «русов по крови», отравленных идеями либерализма и западных ценностей, которые откровенно отреклись от своих корней и зачастую питают к родному отечеству ненависть и отвращение; для которых само осознание себя русскими, порой противно. Уместно ли называть таких людей русскими?.. По всему праву - нет.

И в противовес этому мы видим сегодня «русских» татар, таджиков, евреев, считающих себя русскими патриотами. Им остаётся выразить лишь почтение. Но становятся ли они в полной мере «русскими» от своих убеждений? Так же нет. При всем уважении к последним, они остаются татарами, таджиками и евреями, только русскими по духу, но не более того.

Так каковы же критерии «русскости» в исчерпывающем смысле? Очевидно, что быть русским в полном сознании образа - это совмещать в себе и национальный и мировоззренческий факторы. Именно такие люди в русском народе сегодня нужны Отечеству.

Вспоминаю слова классика: «Мало родиться русским, русским еще нужно стать!».

Мы искренне верим, что страницы этой книги раскроют для кого-то новые горизонты в родной культуре и истории и преумножат интерес к корням и судьбе русского народа, имя которого носит на себе самая большая страна мира - Россия.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Тарас Шевченко).

Материал из журнала «Оксюморон», скачать журнал полностью можно здесь: