5 межнациональных конфликтов. Причины межэтнических конфликтов

План:

1. Понятие межнационального конфликта

1.1 Понятие межнационального конфликта

1.2 Классификация межнационального конфликта

2. Причины, возможности предотвращения межнационального конфликта

2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов в России

2.2 Способы решения межнациональных конфликтов

1.1 Понятие межнационального конфликта.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфлик-та, в котором группы с противоположными интересами различаются по этни-ческому (национальному признаку).

Функциональный подход к пониманию конфликта характерен для большинства этноконфликтологов. В.А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий».

Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на национальной основе.

А. Ямсков определяет межнациональный конфликт через описание коллективных действий: «Межнациональный конфликт - это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;

б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы».

З. В. Сикевич в своем определении межнационального конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении». 1

В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам межнациональный конфликт.

В повседневной практике при обсужде-нии межнациональных отношений, эффективности или неэффективности на-циональной политики государства, обычно имеются в виду определенные на-ции. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выде-ляются, хотя их количество, например, в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этниче-ских и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребно-стей.

Межнациональный конфликт – сложное социологическое явление и имеет свои особенности. Конфликтные ситуации между социальными группами, классами сво-дятся к противоборству относительно возможно полного удовлетворения их интересов. Это касается прежде всего отношений власти. Межнациональные и межгосударственные конфликты затрагивают буквально весь спектр отно-шений между конфликтующими сторонами, все общество.

Стороны конфликта имеют сложную структуру. Нация или _________________________________________________________________ 1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2004.- с.237-246

этническая группа не всегда выступает совокупным субъектом. Им может выступить отдельная личность, определенная организация или движение, которые берут на себя представительство нации или этнической группы. Люди не только не осуществляют свои национальные интересы, а теряют многое из того, что было, вплоть до прав человека и гражданина.

1.2. Классификация конфликтов

Существует также классификация конфликтов по формам проявления и развития:

Конфликты типа «схваток», когда противоборствующие стороны разделяют непримиримые противоречия и результатом может стать только победа одной из сторон;

Конфликты типа «дебатов», когда ведется спор, маневрирование и обе стороны рассчитывают на достижение соглашения (компромис-са);

Конфликты типа «игр», когда стороны действуют в рамках общих правил и потому конфликт не завершается разрушением всей сово-купности отношений между конфликтующими.

Межнациональный конфликт имеет свои этапы, стадии механизмы развития и решения. Наибольшую опасность для общества представляют вооруженные конфликты. В современном мире страны и народы так взаимосвязаны, что даже незначительные конфликты в одной стране могут служить зажигательной смесью для всего мирового сообщества, тем более в тех странах, как Российская Федерация, которые располагают ядерным оружием.

Для таких конфликтов характерны определенный уровень организован-ности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступ-лениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многона-циональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным кон-фликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение.

2.1 Причины возникновения межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты в Российской Федерации и в странах СНГ имеют конкретно-исторические объективные и субъективные причины. До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет ущемления интересов народов Центральной России.

Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь “опорным” нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем “выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.

Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.

По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько русских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими.

Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами (поводами) периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие “несправедливости”. Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, ибо каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм иррациональны, деструктивны, бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения. Что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую “идеологию кривды”, во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира - и прежде всего каждой обиженной души - виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы, негры, вьетнамцы, венгры или чехи: Это так просто и понятно! И всегда найдется достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всем виноваты.

2.2 Способы разрешения межнациональных конфликтов

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации в конечном счете втягивались и российские власти в Чечне.

В многонациональном обществе конфликты неизбежны. Опасность не в них самих, а в способах их разрешения.

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

Каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;

Стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия;

Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте;

Согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок;

Размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий.

Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог. Наличие контроля над территорией, обеспечивающей сторонам хотя бы относительную безопасность, представляется едва ли не ключевой предпосылкой к урегулированию.

Действия по нейтрализации конфронтационных устремлении участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе:

1) легитимация конфликта - официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;

2) институциализация конфликта - выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения;

3) целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

4) введение института посредничества при организации переговорного процесса;

5) информационное обеспечение урегулирования конфликта, то есть открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

За свою историю человечество накопило немалый опыт ненасильственного урегулирования конфликтов. Однако лишь со второй половины XX столетия, когда стало очевидным, что конфликты являются реальной угрозой выживанию человечества, в мире начала складываться самостоятельная область научных исследований, один из главных предметов которой - предупреждение открытых, вооруженных форм проявления конфликтов, их урегулирование или улаживание, а также разрешение конфликтов мирными средствами.

В сфере этно - политических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока нет. И не только потому, что у политиков «руки не доходят», а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России. Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами.

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 2004.- с.237-246

2. 3дравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 2005. С. 6.

3. Иванов В.Н. Межнациональная напряженность в национальном аспекте. Социально-политический журнал, № 7, 2006. с.58 - 66.

4. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса - конфликта. М.: Луч, 2002.

5. Кредер А.А «Новейшая история 20 век». Ч.2 – М.: ЦГО, 1995.

6. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.- с.339

7. Русский этнос и русская школа в XX веке. М., 1996. С. 70-71.

8. Серебренников В.В. «Война в Чечне: причины и характер» // Социально-политический журнал, 2005 №3

9. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Ученное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.- 203 с.

10. История России: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 448 с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Межнациональных конфликтов ……………………………….5 Пути решений межнациональных конфликтов ……………………….6 Заключение……………………………………………………………...9 Список используемой...

Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.

Возникают и гораздо более серьезные , когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.

Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов , насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.

Понятие

Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.

В большинстве случаев это результат национализма.

Межнациональный конфликт — это более широкое понятие. Это вид социального конфликта. В его основе множество противоречий.

Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.

Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям .

Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.

В чем состоят причины возникновения?

Почему они возникают? Причины национальных и межнациональных конфликтов немного различаются. К первой группе относятся следующие факторы:


К причинам межнациональных конфликтов относятся другие факторы:


Столкновение взглядов может возникнуть по разным причинам.

Это могут быть как материальные, вполне объяснимые противоречия, так и нематериальные, относящиеся к определенным идеологиям, составляющим той или иной культуры.

О межнациональных отношениях и конфликтах в этом видео:

Виды и примеры современных конфликтов

Национальные конфликты бывают:

Ярким примером является спор между Арменией и Азербайджаном о том, кому принадлежит Нагорный Карабах.

Территория имеет достаточно интересную историю, имеет большое значение для обоих государств, поэтому урегулировать спор не получается на протяжении многих лет .

К разновидностям межнациональных конфликтов относятся:

Межнациональные конфликты в истории являются весьма распространенными.

Это и борьба за ресурсы, за территорию .

Примером является Чеченский конфликт, когда поднимался вопрос независимости Чечни .

Были сторонники выхода Чечни из состава России и сторонники ее сохранения в пределах страны. Тогда разные этносы пытались доказать свою правоту, необходимость независимости, из-за чего и случился конфликт.

Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг:

В чем опасность: последствия

Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии .

Главная опасность заключается в том, что конфликт может перерасти в войну, когда будет применяться оружие, пострадает множество людей.

Будут разрушены дома, города, села.

Пути преодоления и способы решения

В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры , заключение мирных договоров.

В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.

Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.

Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе , чтобы не допускать войны, гибели людей.

Нужно предотвращать дискриминацию населения , ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.

Единство, стремление понять друг друга — это те составляющие, которые помогают эффективно предотвращать конфликты. Уважение интересов друг друга поможет сохранить мир .

Межнациональные конфликты и способы преодоления:

Можно ли предотвратить: профилактика

Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.

В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.

Педагоги должны рассказывать о том, что все народы — равны , ни один из них не должен ставить себя выше другого. Один этнос не может быть лучше иного. Следует понять, что каждый народ уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стремиться доказать свое превосходство.

Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги . Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.

К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.

Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.

Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных .

Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии . Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.

Предотвращение межнациональных конфликтов — мнение эксперта:

Причины межнациональных конфликтов многообразны:

Политические причины. В первую очередь это кризис, а затем распад СССР - крупной транснациональной мировой державы. Данная причина имеет универсальный характер, поскольку противостояние этнических, а также конфессиональных групп всегда обостряется в периоды распада многонациональных асимметричных государств. Другой, производной политической причиной конфликта является борьба как новых, так и старых политических элит за передел «имперского наследства» В этой борьбе национальный фактор используется без всякого стеснения. Ведется она в условиях фактического отсутствия правил политической «игры» (прежние правила отменены, а правила новые, новая политическая культура еще только начинают формироваться). Поэтому в ряде случаев можно наблюдать беззастенчивую спекуляцию на национальных чувствах, несмотря на очевидный ущерб, горе и даже кровь, которые подобные «игры» приносят населению всех национальностей Более того, национальную «карту» порой не без успеха разыгрывают даже откровенно криминальные, мафиозные структуры.

Экономические причины тесно связаны с политическими. С одной стороны , здесь происходит во многом аналогичная политическая борьба за передел национального богатства, с другой - регионы традиционно бедные, обделенные природными ресурсами или не располагающие развитой экономикой, но получавшие определенную централизованную поддержку, теперь, лишившись ее, пытаются как-то выйти из положения путем апелляции к категориям национального выживания, сохранения национального очага, прибегая при этом к любым доступным им средствам экономического давления или даже шантажа. Кроме того, экономически более мощные регионы стремятся блокировать тенденции национального сепаратизма, тоже используя для этого экономические и финансовые рычаги. Стержневой проблемой обеспечения национальной безопасности, в том числе в вопросах противодействия сепаратизму, является укрепление государственности. Независимость и самостоятельность отдельных важнейших ее систем - законодательной власти, региональных властных структур в настоящее время носит в значительной мере символический характер. В этом уязвимость современной системы государственного управления. Более того, такая система в меньшей степени способна противостоять эволюционирующим угрозам со стороны сепаратистских тенденций. Другим важнейшим направлением противодействия сепаратизму в Российской Федерации в современных условиях является совершенствование государственного устройства России, ее федеративных основ.

Многие межнациональные конфликты можно в известном смысле назвать ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. Примеров здесь можно привести очень много: это и недоверие к русскоязычной диаспоре в странах ближнего зарубежья, и боязнь кавказцев или уроженцев Средней Азии и Центральной России. Естественно, такие чувства рационализируются через тенденциозный подбор бытовых и иных примеров, воздействующих на обыденное сознание. И разумеется, эту благодатную почву всячески стараются использовать разыгрывающие национальную карту политиканы. Действительно, феномен психологического противопоставления «мы» и «они» коренится в глубоких слоях общественного подсознания, и бороться с ним очень непросто, хотя и абсолютно, необходимо Ослабления ложного конфликта можно достичь с помощью образовательной, воспитательно-разъяснительной работы среди населения. Причем апеллировать следует не только к рациональным, интеллектуальным уровням человеческой психики, но и к эмоциям, к массовым настроениям. В этой связи следует сказать несколько слов о роли национальной интеллигенции. Одной из благородных традиций российской интеллигенции всегда была поддержка народов, угнетаемых имперской властью на территории собственного государства, защита их от притеснений центральной власти. И такая позиция, как правило, отнюдь не рассматривалась в интеллигентских кругах как национальное предательство, а, напротив, имела отчетливую патриотическую мотивацию. И в недавние времена, в период отнюдь не бескровной агонии СССР, российская интеллигенция в большинстве своем оказывала поддержку республиканским движениям за самоопределение - в вопросе о Прибалтике, в тбилисских событиях. Свой нравственный долг интеллигенции большой нации она видела в том, чтобы помочь нациям малым обрести свободу. И здесь она была едина с интеллигенцией этих малых наций.

Введение. 3

Виды межнациональных конфликтов. 4

Исторические предпосылки. 5

Причины межнациональных конфликтов. 7

Решение межнациональных конфликтов. 10

Заключение. 12

Литература. 13


Введение

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту.

Конец 80-х - начало 90 -х годов ознаменованы межнациональными конфликтами разразившимися на территории советского и постсоветского пространства.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами.


Виды межнациональных конфликтов

Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:

· по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);

· по целям (реалистические, нереалистические);

· по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);

· по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);

· по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).


Исторические предпосылки

Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и её атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также отсутствовала четкая программа национальной политики.

Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Только за период с 1988 по 2001 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы.


Причины межнациональных конфликтов

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов - расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

За каждым этническим, национальным конфликтом стоит трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с её древнейших времен.

Межэтнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. В нашей стране распад СССР также сопровождался острыми межнациональными, межэтническими противоречиями и конфликтами.

До 80-х годов прошлого столетия о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нашей стране национальный вопрос решен окончательно. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали межнациональные антипатии и трения, а также совершались преступления на этой почве. Однако последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.

Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты. Такова природа конфликтов-бунтов конца 1980-х - начала 1990-х годов - ферганских, душанбинских, ошских - и других подобных событий. Чаще всего этническая общность, «подвергшаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения».

Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.).

Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие её получить (Абхазия, Южная Осетия - в Грузии, Гагаузия и Приднестровье - в Молдове, Карабах - в Азербайджане).

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.

· Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.

· Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.

· Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

На бытовом уровне могут возникнуть этнические конфликты, вызванные социально-психологическими факторами — общей подсознательной неприязнью к представителям определенного этноса. В ходе длительного противоборства, какими бы не были его причины, у конфликтующих этносов такая неприязнь по отношению друг к другу приобретает массовый характер.

Часто конфликты между нормами и ценностями и между ценностями разных культур происходят на бытовом уровне, в ходе повседневного общения.

Наиболее конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов».

Надо иметь в виду, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д.

Межэтнический конфликт очень сложное и неоднозначное явление, которое состоит из многих составляющих, каждая из которых в различной степени влияет на возникновение столкновения между этносами.

Если обратить внимание на факторы, которые подталкивают противоречия к разжиганию конфликта, то можно выделить основные три составляющие, такие как, во-первых, если говорить именно о межэтнических конфликтах, то важное место занимает уровень национального самосознания, которое может быть как адекватным, так и завышенным или заниженным. Это фактор дает толчок к разжиганию войны между этносами. Во-вторых, это неразрешенные социальные проблемы, с которыми народы встречаются каждый день в повседневной жизни. И, наконец, конечно же, наличие политических сил, которые будут участвовать в развертывании конфликта, реализовывая тем самым свои собственные интересы.

Причины возникновения межэтнических конфликтов

Как известно, межэтнические конфликты - это столкновение между этносами, которое не возникает спонтанно, а «вызревает» с течением времени. Как и любое сложное комплексное явления, межэтнический конфликт имеет свои причины возникновения. Нельзя сказать, что все установленные причины универсальны, напротив, каждый конфликт имеет свою собственную природу, особенно если он затяжной, но в целом, можно выделить наиболее распространенные причины, которые дают толчок для притязаний между этносами.

Одной из наиболее важных причин является территориальные притязания этносов. Они могут быть вызваны различными событиями, такие как: произвольное и несогласованное изменение границ, затрагивающее интересы этносов, возвращение депортированного народа с желанием присвоения территории, которую они населяли исторически, а также первоначальная нечеткость границ, дающая возможность трактовать определенную местность в интересах любой из противоборствующих сторон.

Что касается количества политических мотивов возникновения политических конфликтов, то оно достаточно высоко, и зачастую именно при «вспыхивании» таких столкновений межэтнический конфликт приобретает форму внутреннего вооруженного конфликта. Причинами, которые подталкивают развитие таких событий, обычно называются: желание этноса отделиться от государства и получить независимость, а также захват власти одной группировки над другой на разных уровнях власти, как на высших, так и на низших.

Значительное распространение имели конфликты, вызванные противоречиями в ценностных составляющих, к которым относятся различия в культуре, религии и языке. Религия и нравственные идеалы нередко становились камнем преткновением между этносами и являлись отправной точкой для разжигания войны. Ущемление социокультурных особенностей этносов могло разделить народ на противоборствующие стороны.

Психологические и социальные причины возникновения межэтнических конфликтов.

Как известно, поведение человека обусловлено не только разумными составляющими, а так же характеризуется бессознательными факторами, такими как символизм, алогичность и эмоциональность. Порой, к сожалению, человек не осознает полностью своих действий и поступает согласно своим внутренним порывам и убеждениям. В зарождении межэтнических конфликтов часто можно найти именно психологические причины, которые влияют на сознание отдельных лиц, которые в свою очередь передают свое «эмоциональное» состояние остальным. Получается своего рода цепная реакция.

Значительную роль в возникновении межэтнических столкновений играет завышенная самооценка «своих» и необъективно заниженная самооценка «чужих». Так как данный вид конфликта имеет историческую подоплеку, человек может помнить различные факты из прошлого, зачастую именно те, которые, по его мнению, ущемляли в правах его этнос.

Библиографический список использованной литературы:

  1. М.М. Шарафулин «Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения// Проблемы образования, науки и культуры». М., 2006.