Правило 10 тысяч часов. Правило ста часов

То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Малкольм Гладуэлл

Известный канадский писатель и журналист, автор нескольких научно-популярных бестселлеров Малкольм Гладуэлл в одном из них вывел формулу: 10 000 часов = успех.

Многие думают, что если ты родился гением, то признание и уважение будут в твоей жизни по умолчанию. Гладуэлл разрушает этот стереотип, говоря, что любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.

Малкольм Гладуэлл

Формула 10 000 часов описана Гладуэллом в книге «Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?» (Outliers: The Story of Success, 2008). В аннотации к ней сказано:

Это не пособие «как стать успешным». Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.

В книге, написанной очень простым и живым языком, анализируется карьера многих успешных (для кого-то – гениальных) людей. Например, Моцарта, Бобби Фишера и Билла Гейтса.

Оказалось, все они трудились не менее 10 000 часов, пока их имена ни стали нарицательными.

Как Моцарт стал Моцартом

Моцарт – гений. Это аксиома. По словам современников, он обладал феноменальным слухом и памятью. Он работал во всех музыкальных формах, и в каждой достиг успеха. Он начал писать музыку в 6 лет и подарил миру более 50 симфоний, 17 месс, 23 оперы, а также концерты для фортепиано, скрипки, флейты и других инструментов.

Однако посмотрите, что пишет психолог Майкл Хоув в своей книге «Объяснение гениальности » (Genius Explained):

«По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность того, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие детские произведения Вольфганга, такие как, скажем, первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (No. 9. К. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Таким образом, Моцарт – гений и вундеркинд – по-настоящему раскрыл свой талант лишь после того, как отработал 10 000 часов.

Волшебное число, ведущее к мастерству

Малкольм Гладуэлл в книге описывает интересный эксперимент, проведенный в берлинской Академии музыки психологом Андерсом Эриксоном в начале 1990-х.

Изучив успеваемость, студентов Академии разделили на три группы: «звезды», то есть те, кто в ближайшем будущем вероятнее всего будут сиять на музыкальном Олимпе; перспективные «середняки» (будут широко известны в узких кругах); и «аутсайдеры» – те, кому светит максимум должность школьного учителя пения.

Затем студентов спросили: когда они начали заниматься музыкой и сколько часов в день они с тех пор отводят на это?

Выяснилось, что почти все начали музицировать в 5 лет. Первые три года все усердно упражнялись – по 2-3 часа в неделю. Но затем ситуация изменилась.

Те, кто сегодня считались лидерами, к 9 годам занимались уже по 6 часов в неделю, к 12 – по 8, а с 14 до 20 лет – не выпускали из рук смычка по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у них набралось в общей сложности 10 000 часов практики.

У «середнячков» этот показатель составил – 8 000, а у «аутсайдеров» – 4 000.

Эриксон продолжил копать в этом направлении, и установил, что нет ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий.

Иными словами, достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определенного объема практики.

Занимательная арифметика

Гладуэлл, как и другие исследователи, приходит к выводу: сам по себе талант без регулярной шлифовки – ничто .

Так давайте же посчитаем, сколько времени нужно усердно трудиться, чтобы реализовать свои волшебные 10 000 часов.

10 000 часов – это примерно 417 суток, то есть чуть больше 1 года.

Если учесть, что средняя продолжительность рабочего дня (по крайней мере, по ТК РФ) 8 часов, то 10 000 = примерно 1250 дням или 3,5 годам. Вспоминаем про праздники и отпуска и получаем около 5 лет. Столько времени нужно трудиться по 40 часов в неделю, чтобы накопить 10 000-часовой опыт в той или иной сфере.

А если вспомнить еще про прокрастинацию и постоянные отвлекающие факторы и признаться честно, что в день мы сосредоточенно и эффективно работаем по 4-5 часов, то до уровня мастера придется расти в течение порядка 8 лет.

В итоге есть две новости – плохая и хорошая. Первая заключается в том, что 10 000 часов – это очень много. Вторая сводится к тому, что каждый может достичь больших успехов в своем деле, невзирая на природные задатки, если будет много и усердно трудиться.

И еще одна важная мысль, излагаемая Малкольмом Гладуэллом на страницах своей книги. Чем раньше вы начнете движение на пути к своей цели, тем раньше вы ее достигните. Лучше «стартовать» еще в детстве. В связи с этим, мало, кто может наработать 10 000 часов самостоятельно, – нужна помощь родителей. Ведь, кто знает, стал бы Моцарт Моцартом, если бы не отец.

Утверждает, что именно столько времени необходимо для овладения любым мастерством какого-либо рода. У этого правила есть несколько следствий:

Поскольку на это требуется так много времени, - три часа в день в течение десяти лет, - один человек может стать мастером в очень ограниченном количестве областей.
Поскольку время для всех едино, нельзя ускорить процесс освоения. Если вы освоили нечто новое, а ваш конкурент – не освоил, у вас есть серьёзное преимущество.
Задача освоения какой-либо области деятельности выглядит сложной, поэтому люди часто сдаются. Для каждого виртуозного скрипача есть огромное количество людей, бросивших занятия после нескольких уроков, или даже не начинавших их.

При работе над стартапом очень важно научиться множеству разных вещей. Член стартапа должен разбираться в программировании, разработке интерфейсов, стратегии продукта, продажах, маркетинге, найме персонала. Провал в одной из этих дисциплин может означать провал всей компании. К примеру, если не нанять хорошую команду, то у стартапа не будет ресурсов для воплощения своих планов, вне зависимости от качества самих планов. Или же продукт может получиться полезным, но не очень дружественным к пользователю или красивым – в этом случае ему обычно трудно пробиться наверх.

Что делать, если вам нужно в совершенстве освоить все необходимые области, но их освоение отнимает слишком много времени?

Я хочу предложить «правило 100 часов»:

Для большинства дисциплин достаточно ста часов активного изучения, чтобы начать разбираться в них гораздо лучше новичка.

К примеру:

  • В приготовлении пищи на шефа нужно учиться годами, но сто часов готовки, уроков, занятий и практики сделают из вас повара, превосходящего большинство ваших знакомых.
  • В программировании нужно потратить годы на то, чтобы стать сильным программистом, но изучение пары курсов с Codecademy или Udacity сделает из вас программиста, способного создать много достаточно простых приложений.
  • Чтобы стать отличным продавцом, нужно потратить несколько лет, но прочитав немного ключевых книг и последив за опытными продавцами, вы сможете узнать достаточно, чтобы избегать типичных опасных ошибок продажника.

Пример с продажами я ощутил на себе. До того, как я стал венчурным инвестором, я десять лет был программистом. Я никогда не пересекался с продажами и ничего об этом не знал. Когда я занялся инвестициями, я узнал, что у большинства компаний узкими местами были продажи, маркетинг и поиск новых пользователей, а не технологии. В результате я занялся самообучением в области продаж и смежных областях. Я читал книги, например Traction , посещал конференции типа SalesConf . Потратил на это я 50-100 часов. И в результате, даже если меня нельзя сравнить с опытным продавцом, я узнал гораздо больше о продажах, чем знают люди, не занимающиеся ими. Например, теперь я знаю, что большинству программ цену необходимо назначать в зависимости от их ценности для пользователя, а не стоимости разработки. Что лучше рассказывать о преимуществах , чем о возможностях. И что само важное в продажах – слушать желания пользователей , а не рассказывать им о том, что у вас есть. Продавец-профессионал заключил бы сделки с 80% потенциальных покупателей, новичок – наверно, порядка 10%. Думаю, что я бы выдал 30-40% в этом случае. Далеко до эксперта, но и далеко от новичка. Неплохой возврат от инвестиций пары недель в обучение.

Несколько наблюдений касаемо «правила ста часов»:

  • 100, хотя это и круглое число, является приближённым. В некоторых областях достаточно будет 10-20 часов для достижения средней компетенции, а для других может потребоваться и несколько сотен часов. Но в любом случае, сильно меньше, чем 10000 часов, необходимых для достижения мастерства.
  • Правило 10000 часов основано на абсолютном знании – столько времени требуется, чтобы узнать об области абсолютно всё. Правило ста часов, напротив, основано на относительном знании. 95% людей ничего не знают о большинстве областей знания, поэтому очень легко перейти из категории наивных 95% в категорию 96-го процента. Основная и самая длинная часть пути лежит как раз на промежутке от 96% до 99,9%
  • Так же, как и в случае правила 10000 часов, учиться надо активно и тщательно. Вы не просто просматриваете книгу или бездумно повторяете движения какой-либо техники – вы читаете и тренируетесь именно для того, чтобы научиться и улучшить свои навыки.

Возвращаясь к стартапам: сделайте список вещей, в которых ваша компания должна достичь успеха (продажи, программирование, разработка интерфейсов, знания в определённой области, и т.д.). Если у вас не хватает опыта в какой-либо из этих областей, не отмахивайтесь от неё, уповая на лучшее. Вложите в неё немного времени, чтобы получить базовые знания и уверенности, чтобы не ставить самому себе препятствия, совершая типичные ошибки новичков. В перспективе вам нужно будет нанимать экспертов. Но в текущей ситуации вам нужно инвестировать достаточно времени в получение знаний, чтобы вы смогли заполнить ими существующие бреши в проекте.

Здравствуйте, друзья! Сегодняшний материал посвящен не финансам, но он будет весьма полезен для любой вашей деятельности — учеба, работа, хобби, торговля на Форекс и т. д. и т. п.

Недавно журнал Forbes опубликовал отрывки из книги «Гении и аутсайдеры» журналиста и социолога, постоянного автора New Yorker Малкольма Гладуэлла. Вызвав небывалый ажиотаж, это издание моментально стало бестселлером, благодаря тому, что автор в ней утверждает одну простую истину — гениями не рождаются, ими становятся в результате упорной работы над собой. Здесь я приведу для вас некоторые выдержки из книги, особо интересные на мой взгляд, а именно — правило 10 000 часов . Кстати, «Гении и аутсайдеры» уже вышла на русском языке.

То, что мы привыкли называть словом «талант», является результатом сложной комбинации способностей, благоприятных условий и случайно полученного преимущества. Случается, что аутсайдеры одерживают победу благодаря особым возможностям, условиям и стечению обстоятельств. В чём же фокус?

В 90-е годы прошлого века в Музыкальной академии в Берлине психолог Андерс Эриксон сотоварищи провели такое исследование: студентов по классу скрипки были разделены на 3 группы. В состав первой вошли лучшие и выдающиеся ученики, потенциальные «звезды» мирового уровня. Вторую группу составили «перспективные» студенты, а третью — «середнячки», которые вряд стали бы профессиональными музыкантами и являлись потенциальными преподавателями музыкальных школ. Студентам всех трех групп задали один вопрос: какое количество часов игры на скрипке у вас было с момента, как впервые взяли инструмент в руки, и до сего дня?

Выяснилось, что практически все студенты начинали играть в одном возрасте — примерно в пять лет. Сначала все практиковались порядка двух-трех часов в неделю. Но через несколько лет, примерно в возрасте восьми лет появляются различия: лучшие студенты занимались музыкой больше остальных — по 6 часов в неделю к девяти годам, по 8 часов — к двенадцати, по 16 — к четырнадцати, и так до двадцати лет, когда они интенсивно и целенаправленно стали совершенствовать свое мастерство, занимаясь в неделю более чем по 30 часов. Таким образом, к двадцати годам у выдающихся студентов набиралось в общем до 10 000 часов занятий , у перспективных студентов было 8000 часов, а у потенциальных учителей музыки — не более 4000.

Следующим шагом Эриксон и коллег было сравнить профессиональных пианистов и любителей. Ученые выявили ту же закономерность: любители никогда не практиковались более чем три часа в неделю, тем самым к двадцати годам у них в багаже было не более 2000 часов практики. Профессиональные пианисты, напротив, с каждым годом занимались все больше, и к возрасту двадцати лет у каждого из них имелись на счету по 10 000 часов практики .

Интересно, что Эриксону не удалось обнаружить ни одного музыканта, который достиг бы высокого профессионального уровня, не прикладывая особых усилий и меньше занимаясь, чем другие. Также, не встретился среди опрошенных тот, кто работал изо всех сил, но не добился успеха просто потому, что не обладал какими-то особыми качествами. Напрашивается вывод, что студенты, способные поступить в лучший музыкальный вуз, отличались друг от друга только тем, насколько усердно они занимались. Кстати, самые лучшие студенты трудились не просто больше, а гораздо больше, чем все остальные.

Идея того, что достижение мастерства в непростых видах деятельности невозможно без большой и упорной практики, не раз приводилась в работах по исследованию профессиональной компетенции. И все ученые приводят магическое число мастерства — 10 000 часов .

Так, по словам врача-невролога Даниеля Левитина: «…о какой бы деятельности ни шла речь, для достижения уровня профессионального мастерства, соответствующего статусу эксперта мирового класса, требуются 10 000 часов практических занятий. Возьмите кого угодно — композиторов, спортсменов, писателей, музыкантов, шахматистов, даже отпетых преступников — это число встречается с поразительной регулярностью. 10 000 часов равняется примерно 3 часам ежедневной практики, или 20 часам в неделю на протяжении приблизительно десяти лет . Это, безусловно, не дает объяснения, почему одним эти занятия больше, чем другим идут на пользу. Но до сих пор никто из ученых не встретил примера, когда высочайший уровень мастерства был бы достигнут за меньшее время. Можно предположить, что именно столько времени необходимо мозгу, чтобы усвоить всю нужную информацию».

Вундеркинды не исключение из этого правила. Психолог Майкл Хоув приводит в пример самого известного вундеркинда — В.А. Моцарта, начавшего, как известно, писать музыку в возрасте шести лет: «Ранние произведения Моцарта в сравнении с работами зрелых композиторов не отличаются чем-то выдающимся. Есть вероятность, что они написаны его отцом и исправлялись в дальнейшем. Многие произведения маленького Моцарта, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, являются в большинстве своем компиляцией произведений других композиторов. Самый ранний из концертов, № 9, считающийся великим и полностью принадлежащий Моцарту, был сочинен им уже в двадцать один год. Легко подсчитать, что на тот момент Моцарт писал музыку уже в течение десяти лет».

Интересно еще одно обстоятельство: 10 000 часов — это невероятно много. Молодым людям не всегда по силам наработать это количество времени в одиночку. Нужна поддержка и помощь старших. Еще один «тормоз» успеха — отсутствие денег: когда приходится подрабатывать, чтобы элементарно не голодать, времени на усердные занятия не остается.

В книге еще множество примеров — из истории группы «Биттлз», из жизни «компьютерных гениев» Билла Гейтса и Билла Джоя т.д. При возможности обязательно прочтите книгу «Гении и аутсайдеры» — там есть множество полезной информации, кроме правила 10 000 часов.

Что нужно чтобы добиться результата? Возможно ли постоянно прогрессировать в каком-либо деле или навыке? Как стать лучше? Сейчас уже стало аксиомой распространенное мнение: для того, чтобы стать супер-профессионалом в любом деле, нужно потратить на его практику около 10000 часов времени. Указывается, что это примерно 10 лет жизни. Хотя если посчитать, у меня вышло 10000 / 24 = 417 дней круглосуточной практики. Разумеется, это нереально, поэтому если мы занимаемся чем-то полный рабочий день, 8 часов, то получается 417 * 3 = 1251 день без праздников и выходных. Это примерно 3,5 года. Если же брать стандартный год, состоящий приблизительно из 250 рабочих дней, то выходит уже 5 лет. Ну а при уменьшении затрачиваемого времени, например, до 4 часов каждый рабочий день, наконец-то выходят искомые 10 лет.

Получается, по правилу «10000 часов» достаточно непрерывно работать в любой области примерно 5-7 лет, чтобы стать одним из самых лучших в этой теме. Супер-профессионалом. Почему же этого не происходит? Или даже так: почему это происходит так редко?

Кто не знает, что же это за правило, может подробно почитать о нем со множеством разных фактов и историй успеха , или прочитать книгу Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» .

Невропатолог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов эквивалентны примерно трем часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создается впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Впервые задумываться на эту тему я начала пару лет назад, и связано это было с аргентинским танго. У нас в Нижнем Новгороде я пришла в социальное танго практически с его появлением в городе. Поэтому вижу и знаю можно сказать каждого в этом сообществе. Первые годы, разумеется, были буквально перенасыщены, наполнены новизной, все было круто и в диковинку. Однако со временем впечатления устаканиваются, начинаешь видеть больше, более объемную картинку. И задаваться разными вопросами. Например: почему у части людей с годами танец никак не меняется в лучшую сторону ни в объятии, ни при наблюдении со стороны? Неужели нужно танцевать 40 лет, как пресловутые «старые милонгеро», чтобы не обучаясь таки просветлиться, постигнуть дзэн на танцполе? Да и вообще, помогут ли эти 40 лет, ведь судя по рассказам тех, кто уже совершал «паломничество» в Буэнос-Айрес, количество хорошо танцующих (насколько я поняла, независимо от возраста) в разы меньше всех остальных. И напоследок крамольная мысль — те же старые или не такие старые, но весьма титулованные милонгеро лично на мой взгляд часто могли бы выглядеть гораздо лучше: да, наверняка они божественны в объятии, однако за 40-то лет думаю можно было научиться не косолапить, не кривить корпус или непринужденно использовать больше вариаций в шагах и элементах (тот же не встречающийся передний крест девушки на ее левую сторону). Затем появляется видео-съемка для чайников, ты смотришь со стороны на себя и задаешься более интересным вопросом: фиг с ними, с другими, но почему я не прогрессирую несмотря на колоссальное вложение средств, времени и усилий??

Почему правило 10000 часов не работает


Я уже немного писала на эту тему ранее (). Однако почему-то меня торкнуло еще раз после прочтения статьи «Разоблачение мифа о 10000 часах: что на самом деле нужно для достижения уровня экстра-совершенства?» . Текст на английском, к тому же доступ заблокирован госреестром — интригующе, правда? Но мне, как настоящему программисту, это не помешало. :о) Кстати, если кому-то будет интересно как обходить такие вещи, пишите, если запросов будет много, может быть напишу отдельную заметку на эту тему.

Внимание


Так вот, согласно этой статье правило 10000 часов не работает само по себе. То есть вы можете 20 лет подряд каждый божий день ходить на работу, например, в библиотеку, и тем не менее не стать самым крутым библиотекарем мира, страны, и даже района города. Ладно, скажете вы, это же скучища! И — не в обиду всем хорошим библиотекарям — будете правы. Действительно, самый важный фактор в любой практике это не потраченное на нее время, а внимание. Даже так ВНИМАНИЕ . Выполнение одних и тех же действий без привлечения к этому полного своего внимания не дает практически ничего на выходе, никакого прогресса. И единственный реальный источник поддержания такого внимания: чистый, неподдельный интерес к тому, что вы делаете. Важно не количество часов, проведенных за занятием, а их .

Так что у меня плохие новости для тех, кто собирается заняться скучной для него работой, стать врачом в частной клинике, юристом или программистом только потому, что там очень много платят хорошим профессионалам — ничего у вас не выйдет. Да, крутые профи в этих областях получают реально большие деньги. Но вы во-первых, таким профи не станете, а зарплата начинашки или середнячка в этих профессиях не так уж сильно отличается от зарплаты начинашки или середнячка в других. И во-вторых, высококлассные профи получают много в любой области. Да, может не столько же, но тоже очень прилично. Если вам по кайфу мыть полы, лучше идти работать уборщиком или дворником — не удивлюсь когда в итоге вы сможете основать крутую клининговую компанию.


И еще про внимание. Вызвать и поддерживать такую вещь искусственно можно, однако крайне энергозатратно. Если нет живого интереса, вызванного какой-то потребностью или нуждой , вы не сможете удерживать свое внимание на предмете не то что 8 часов — 5 минут подряд. Говоря о потребности я имею в виду такую вещь: вспомните какие-либо скучнейшие уроки в школе или лекции в институте. Я вот например натурально спала на некоторых предметах, хотя сон у меня очень тревожный и в целом уснуть мне непросто даже у себя дома вечером, не то что в душной светлой комнате с кучей посторонних людей. Все потому что мне эти лекции были совершенно не нужны. Неимоверно скучно быть вынужденным слушать вещи, которые тебе никак, нигде не пригодятся. А теперь понаблюдайте за влюбленным мужчиной, смотрящим на свою возлюбленную. Или за охотящимся на голубя котом. Внимателен ли он? Заинтересован ли? О чем речь! Это просто воплощенное внимание. :о) Трудно ли ему поддерживать свой интерес? Разумеется, нет. Все происходит автоматически, потому что определяется наличием нужды или потребности, вопиющей о себе (например, голода).


На самом деле, необязательно становиться котом, умирающим от голода в отношении своего дела. :о) Хотя это ускоряет просто фантастически, достаточно того, что вам нравится процесс (не только результат!), он приносит вам радость, удовлетворение и другие положительные эмоции.

Хорошо, скажете вы, я тащусь от танго. У меня 20 пар туфель и шкаф нарядов, последние 3 (4, 5, 6…) года я просаживаю все заработанное на уроки и фестивали, пропадаю на милонгах каждый вечер, где не сижу, болтая и слушая музыку, а танцую почти все танды. Почему я все еще не Арсе (Чичо, Годой, Великий Пупкини)? Для начала отбросим факт, что 3 года недостаточно для такого уровня — они пашут с глубокого детства или уже много лет, каждый день — пока вы работаете, и вечером на тех же танцулях. И есть еще одна интересная вещь, касающаяся внимания. В статье приводится пример обучения вождению автомобиля. Когда вы только учитесь, процесс управления машиной отнимает все ваше внимание полностью, вы задумываетесь каждый раз, какую педальку нажать, куда повернуть руль или воткнуть ручку (автомат не рассматриваем). Со временем вы набираете достаточно опыта, тело уже «само» знает, как реагировать на типовые ситуации, для этого не нужна постоянная поддержка сознания. Действие переходит в область привычки, рутины. И внимание уходит. А вместе с ним и развитие навыка. То есть по достижении некоего удовлетворяющего или «достаточно хорошего» уровня овладения, навык стремится уйти в фоновое выполнение. Что весьма разумно и рационально — если вы не профессиональный водитель и не хотите им стать, глупо тратить столько сил и внимания на такой утилитарный навык в повседневной жизни. Однако если речь касается дела всей вашей жизни, стоит периодически отслеживать достижение такого «плато» в развитии и возвращать свое внимание в действия, которые вы уже очень хорошо умеете делать. Чтобы научиться делать их еще лучше.

Обратная связь



Второй наиважнейший фактор развития: наличие обратной связи . У всех топовых спортсменов имеется персональный тренер. У всех успешных — на любом поприще — людей так или иначе существует личный коуч, наставник. Или партнер, соратник, дающий эту драгоценную обратную связь.

Обратная связь нужна в первую очередь для коррекции ошибок. Ты сам или кто-то другой, желательно с большой экспертизой в этом деле, должен смотреть на тебя и говорить, что и как можно исправить, улучшить. Однако это не все. На одном из семинаров я услышала такой термин «обратная связь высокого качества». Что это такое? На самом деле мы часто получаем много обратной связи, но в трудноусвояемой форме: критика, оскорбления, ругань и тому подобное. И почти никогда или крайне мало нам сообщают, когда мы делаем что-то действительно здорово. Основная фишка обратной связи высокого качества — наличие информации о том, что нам удается хорошо. Это , поддерживает и экономит кучу времени, поскольку часто мы начинаем исправлять то, что и так в отличном состоянии, просто потому что нам кажется, что «все плохо».


Вторая особенность — информация об ошибках подается в максимально «питательной» форме. Т. е. не «херовенькое выступление», а «видно было, что вы недостаточно подготовились, делали слишком большие паузы, не попадали в музыку, партнер нависал над партнершей» или вместо «че-то ты дрыщ какой-то..» нужно сказать «твой вес недостаточен для твоего роста и конституции, тебе нужно нарастить мышечную массу, особенно на ногах и укрепить спину», или посоветовать «тебе нужно говорить громче, чаще смотреть в зал, задавать вопросы людям, держать руки вот так» вместо совершенно неопределенного «лекция была так себе». Мне кажется почти каждый хотел бы узнать о своих минусах в таком корректном, продуктивном виде. Если вы уже «прокачаны» в психологическом плане, то вполне можно вытянуть нужную вам информацию и из «критикана», задавая ему нужные вопросы.

Оптимальное соотношение



Несмотря на расчеты в начале статьи, сложно представить человека, с неослабевающим вниманием занимающегося каким-то делом 8 часов подряд. Прямо скажем, это нереально. Даже при наличии большого интереса внимание, тем более концентрированное, является ограниченным ресурсом. Другими словами, это энергозатратно. Методом научного тыка было примерно определено наиболее продуктивное количество часов практики по соотношению цена-качество: около 4 часов в день (в оригинальной статье в пример приводятся пауэрлифтеры и пианисты). Вроде как именно такое соотношение позволяет поддерживать оптимальный уровень концентрации и, соответственно, оптимальную отдачу от тренировок/практики. Однако мне кажется, как и любое «среднее по больнице», каждому человеку следует подгонять под себя, под свои возможности данное положение. Кто-то за час выложится на все 200% так что мама не горюй, а кому-то надо 6-7 часов чтобы действительно устать и чувствовать себя удовлетворенным.

Взламываем механизм



Несмотря на то, что есть весьма убедительно подтвержденный факт о 10000 часов на практику, вполне возможно это не всеобъемлющая информация. Возможно, есть исключения. Или что-то, что вы не видите или не знаете. Сами понимаете, меня не мог не заинтересовать проект-шоу уже всемирно известного Тима Феррисса, автора потрясающей книги

Постоянный автор журнала New Yorker Малкольм Гладуэлл опубликовал прошлой осенью свою третью книгу. Как и две предыдущие («Озарение» и «Переломный момент»), она сразу вошла в список бестселлеров New York Times. Ажиотаж публики объясним: на этот раз Гладуэлл взялся доказать, что гениями не рождаются, а становятся в результате упорных занятий любимым делом. Кому не понравится такая теория? Forbes публикует отрывки из книги Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», только что выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс». Журнальный вариант.

То, что мы называем талантом, - результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Если белые вороны выигрывают благодаря особым возможностям, подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да.

Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую - те, кого оценили как перспективных. В третью - студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае - учителями музыки в школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте - лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься - то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство - более чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки - не более 4000.

Затем Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена та же закономерность. Любители никогда не занимались более трех часов в неделю, поэтому к двадцати годам у них за плечами было не больше 2000 часов практики. Профессионалы, напротив, каждый год играли все больше и больше, и к двадцати годам каждый из них имел в багаже по 10 000 часов упражнений.

Любопытно, что Эриксону не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто вкалывал изо всех сил, но не вырвался вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. Оставалось предположить, что люди, способные поступить в лучшую музыкальную школу, отличались друг от друга лишь тем, насколько упорно они трудились. И все. Кстати, лучшие студенты работали не просто больше, чем все остальные. Они работали гораздо больше.

Мысль о том, что достичь мастерства в сложных видах деятельности невозможно без обширной практики, не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.

Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми - композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, - это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов - примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время.