Что значит крамольные мысли. Разбираемся, что такое крамольная мысль

У Сатаны есть различные игры, тактики и стратегии сбивания верующего человека с пути истины. В своих проектных лабораториях Иблис обсуждает с приспешниками: «Как же сбить этого человека с ног? Как затуманить его разум?» Но есть и люди, которые идут за ним по пятам без какого-либо принуждения. Это как в одной притче. Мимо мечети проходил один человек. И вот он увидел во дворе мечети стоящего у входа с поводьями.

Кого ждешь? - спросил он стоящего у входа.

В этой мечети есть люди, падающие ниц перед Аллахом, поклоняющиеся Ему. Как только они выйдут, я накину эти поводья им на шеи и заставлю мне подчиниться.

Человек, который не ходит в мечеть, говорит:

А где моя упряжка, мои поводья?
- А тебе и не нужны поводья, ты по одному моему знаку спешишь за мной... – ответил ему Сатана.

Но теряют не только те, кто не ходит в мечеть, можно ведь проиграть и находясь в мечети. Проиграть из-за рия, показухи. Из-за скверных предположений о человеке или людях, называемых «су-и зан». Тогда, когда можно было найти оправдание своему брату или сестре, человек думает плохо, этим совершает грех. Придает такой смысл сказанным словам, который не подразумевался, дает насколько можно отрицательную оценку увиденному. Таким образом, человек сначала свою жизнь превращает в ад, не может найти покоя. С другой стороны, питая о других скверные мысли, начинает порочить людей в мире своих убеждений, а затем это отразится и на устах. Этим и к себе проявит несправедливость, и к другим. Поэтому Коран называет несправедливых к самим себе злодеями, несправедливых к другим тоже называет злодеями, и тот и другой – злодеи, преступившие границы. Иногда эти границы доходят до грани неверия, и человек сам этого не заметит. Иногда рия доходит до границ неверия, а иногда скверные мысли о ком-нибудь доводят до границы неверия. Встречаются ведь и в наши дни такие, которые ходят в мечеть, чтобы провоцировать рознь и вражду между людьми. Они ходят в мечеть, ища способ, чтобы добиться ее закрытия.

У каждого из нас в той или иной мере присутствует су-и зан (скверное предположение о других). Он является результатом отсутствия хороших, позитивных предположений. Но кто бы не придумал эти крамольные мысли, несомненно, их первым изобретателем является Сатана. А на земле всегда остаются его ученики, есть его свита, помощники, его воины, следующие за ним по пятам. Есть у него свои сотрудники и в наши дни. Иногда под видом неверия, иногда под видом лицемерия, иногда облачаясь в зависть, иногда облачаясь в ревность, иногда облачаясь в соперничество, в итоге заставляет людей делать одно и то же, уже сколько столетий!

Какую модель применить в отношении того или иного человека, какое у него слабое место, с какой стороны проще подойти? Такие вещи Иблис знает очень хорошо, его опыт сбивания людей с истины исчисляется тысячелетиями. У него есть верные ученики среди джиннов и людей. Но Всевышний Аллах научил нас противодействию Сатане. Это противодействие-противоядие содержится в Коране:

«И скажи, о Мухаммад: «Господи! Я ищу убежища у Тебя от наваждений, соблазнов и нашептываний шайтанов. И молю Тебя, Господи, отогнать их от меня, чтобы они не загрязняли мою атмосферу своей, чтобы даже духу их не было рядом со мной» (23:97, 98).

Этому нас учит Коран. Перед началом хорошего дела, перед началом чтения Корана мы говорим: «Аузу билляхи мин ашшайтанирражим». Мы прибегаем за помощью к Аллаху от прогнанного камнями шайтана. Чтобы к нашему поклонению и добрым деяниям он ничего не примешал. «Смотри, как красиво я читаю Коран», «в какой прекрасной манере я смог это выразить», «смотрите, у меня эта книга вот так, никогда с рук не сходит». Вводя подобную информацию в наше сознание он старается загрязнить чистые помыслы, чистые дела, он делает свой вброс в положительные вещи.

Есть и среди людей те, кто занимаются вбросом информации или ее обрезанием, да так, чтобы получился совсем другой смысл. Помните, с детства нас учили, что от того, куда поставить запятую, порой зависит судьба человека, как в предложении: «Казнить нельзя помиловать»? Подобным же образом, предположим, вы выступаете против такфира кого-нибудь и говорите: «Не называйте его кяфиром». Если из этих слов вырезать всего две буквы «не», то что получится? Получится совершенно обратный эффект с ужасными последствиями. Или может быть так, что человек говорит что-либо при определенных обстоятельствах в определенном месте. Сдвигая время и место слова эти могут оказаться совершенно неуместными и даже вредными, но всегда найдутся те, кто будут играть на этом.

Ислам нас учит, насколько это возможно, делать о людях хусн уз-зан (предполагать о людях благое). Иногда, для того, чтобы вынести оценку о том или ином человеке, стоит на него посмотреть, изучить его биографию, среду, в которой он живет, мировоззрение этой среды. Посмотреть на систему вероубеждений и на приверженность ей. А давать голословные заключения по одной лишь фразе сказанной в одном лишь месте, либо по одному лишь действию – однозначно является «су-и заном» и грехом.

Священный Коран говорит: «О вы, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (49:12). Обратите внимание, в Коране говорится о «некоторых предположениях». Значит, получается вы можете делать хусн аз-зан, благие предположения там уместны, но вместо этого, зацикливаясь на чем-то вы проявляете су-и зан.

Бесспорно, хусн аз-зан не означает слепое доверие каждому встречному. Как говорят: «Доверяй, но проверяй». Но даже если пятьдесят раз вас подводили, в соответствии с приведенным принципом вы будете проявлять предосторожность, но будете избегать голословной негативной оценки, иначе это может привести к непоправимым последствиям.

В Священном Коране в суре Худжурат есть еще один аят в этом ключе: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49:6).

Причиной ниспослания данного аята была история, связанная с племенем бану Мусталик. Наш Пророк (мир ему) одержал победу над этим племенем, они согласились принять Ислам, приняли и выплату закята. И вот, через некоторое время, Посланник Аллаха (мир ему) отправляет к ним одного сподвижника, который еще недавно принял Ислам, по имени Валид ибн Укба. У этого молодого человека в прошлом между его родом и племенем бану Мусталик были плохие взаимоотношения. Были некоторые факторы, которые могли заставить оценить положительные вещи как отрицательные. Сам Валид ибн Укба не имел плохих намерений, но приблизившись к ним он подумал, что своими конями, повозками они собираются на него напасть. Это разбудило в нем воспоминания прошлого: «Они идут, чтобы навредить мне, не будут они платить закят, мне надо срочно вернуться и рассказать об этом Пророку», - подумал он. И он возвращается и рассказывает об этом Пророку. После этого Пророк (мир ему) получает корректирующее откровение. Проверь, оцени, есть ли что-нибудь впереди или позади этого слова? Может быть, что-нибудь не договаривают? Так ли было на самом деле? По-арабски это называется «табйин», выяснение всех обстоятельств случившегося, приведение к ясности, четкости. Такой процесс требует приложения усилий. Тогда Пророк (мир ему) отправляет Халида ибн Валида (р.а.). С наступлением ночи он оправляется туда. Прибывает во время рассвета и видит, что с их крыш доносится азан. Он возвращается и сообщает: «О, Посланник Аллаха, я видел то-то». Тогда стало понятным, что у этих людей не было плохих намерений. Просто человек неправильно понял вопрос. Теперь, если бы Пророк (мир ему) не выяснив сути вопроса собрал бы войско, мол, раз вы так обращаетесь с моим подчиненным, т.е. со сборщиком закята, идете с войском против моего подчиненного, чтобы не платить закят и чтобы убить его. Знаете, чем бы это все закончилось, если бы Пророк (мир ему) не разобравшись пошел войной на бану Мусталик? Из-за этого образовалась бы такая рана, эти люди бы настроились против Ислама и начали питать ненависть, которую невозможно было бы успокоить. Но с божественным предупреждением и дальновидностью Пророка удалось решить проблему без пролития крови, без негативных действий.

Похожие вещи, лишь с некоторыми отличиями в деталях, могут произойти в любое время и в любом месте. В подобных случаях мы обязаны все подробно выяснить, какое-либо дело воспринимать в положительном ключе, насколько только это возможно. И это очень важно, чтобы не допустить нанесения вреда общественной жизни, общим интересам.

Ринат Габбасов

Мы с вами, сегодняшние, раскованные и раскрепощенные. Можем сколько угодно долго обсуждать зарплату и сексуальную жизнь друг друга. Но, странное дело, почти у каждой из нас бывают мысли и чувства, которые мы не решаемся демонстрировать.

Эти крамольные чувства и желания, которые всеми считаются неприличными, все же не гарантируют нам путевку в ад.

Давайте попробуем разобраться в них логически , чем гнать их в темные углы мозга. Только так можно понять и простить себя и двигаться дальше.

1. Так ей и надо!

Нужна неженская храбрость, чтобы признать: в душе меня радует, что подругу отстранили важного проекта. Приятно, правда?

«Злорадство – одно из самых общедоступных чувств, хоть никто им не щеголяет, -говорит психолог Елена Ладонина. – Мы сравниваем себя с другими, чтобы оценить свои достоинства. Если кому-то из нашего окружения не по карману то, что мы себе позволяем, мы испытываем головокружение от успехов».

Многие психологи считают, что злорадство — естественная стратегия выживая. По их мнению, в Африке, откуда человечество родом, соперничество за съестные припасы требовало жесткости нравов. С продуктами с тех пор стало немного получше, а вот умение радоваться чужому горю и поныне при нас.

2. Убила бы кого-нибудь!

Сознайтесь, вам хотелось когда-нибудь жестко одернуть коллегу- нахала? Но вы сдержали себя, верно? Но, мы узнали, что гнев – вполне позитивная сила.

«С помощью гнева мы узнаем собственные мотивы,- считает психолог Наталья Булгакова.- Правда, некоторые не знают, что с ним делать. Гнев либо перерастает в ярость и травмирует других, либо изматывает вас, не находя выхода». Говоря, что «готовы убить кого-то», мы вряд ли действительно готовы взяться за нож или яд. «Такие слова, подобно дорожному знаку, заставляют нас сбавить обороты эмоций, остыть, осознать причину своей агрессии и удержаться от истерики или чего похуже», – говорит Булгакова.

3. А я бы с ним, пожалуй…

Случалось ли вам навоображать о соседе или начальнике всяких непристойностей? А знаете ли вы, что подобные неприличные мысли время от времени лезут в голову всем порядочным женщинам?

«Фантазируйте, это нормально, – считает психолог Юлия Семенова. – Развязные мысли- вовсе не сигнал разлада ваших отношений. Одно дело- изменять мысленно, а другое- флиртовать наяву. Воображение — это естественная способность человека».

Но лучше не делиться такими фантазиями со своим парнем, это лишь пробудит его ревность. И еще: мечтая о том, кто часто попадается тебе на глаза, ты рискуешь увлечься. Уж слишком реальна перспектива чего-то большего.

4. Катастрофы щекочут мне нервы.

Вы не обращали внимания на то, что всякий раз после крупного происшествия среди знакомых обнаруживается множество его очевидцев: одни проезжали мимо, другие знают, что случилось на самом деле. Одна только близость к чему-то значительному делает важной персоной. Очевидцами восхищаются либо смотрят с ужасом – не зависимо от того, где они были, на футболе или на пожаре.

Когда же мы видим, например, исковерканную машину, нам поневоле хорошо от того, что мы снаружи, а не в ее кабине. К тому же, подчиняясь инстинкту самосохранения, мы любим учиться не только на чужих ошибках, но и на чужих бедах. Поэтому, поглазев на груды битого стекла, искореженный металл, мы какое-то время ведем себя за рулем более осмотрительно.

5. Наконец-то он отмучился.

Худшее свершилось. Когда ваш двоюродный дедушка наконец-то скончался после продолжительной болезни, вы, вместе с отчаянием, испытали и облегчение.

«И нечего страшного,- успокаивает Наталья Булгакова.- Вы так долго сопереживали, что вполне имеете право вздохнуть свободно, узнав, что чьи-то страдания наконец-то закончились, а вместе с ними и ваши». «Принимайте эти эмоции какими они есть и не мучьте себя, потому что это нормально,- вторит ей Денис Переверзев.- Нечто подобное мы испытываем и разлюбив».

Психологи соглашаются, что эти чувства происходят от стремления защитить себя и помогают увидеть положительную сторону случившегося. На грустной, но легкой волне расставания начать новую жизнь: что может быть прекрасней?

Ну, вот мы и разобрали 5 наиболее сильных чувств, которые стараемся держать под запретом. Видите, своих мыслей не надо стесняться. Напротив — они делают нашу жизнь лучше и легче.

» означает заговор, происки мятежников, бунт, интриги. Образованное от него прилагательное «крамольный» означает связанное с крамолой действие. Слово «крамольный», таким образом, употребляться в речи может как «бунтарский», а также «запрещенный», «противозаконный».

Как слово «крамольный» трактуется в словарях

Иногда можно встретить такие словосочетания, как «крамольные мысли», «крамольные поступки». Не все люди в точности знают, что это означает – у некоторых попросту возникают ассоциации с преступностью. В словаре прилагательное «крамольный» определяется как имеющий отношение к крамоле, то есть чему-то запрещенному, предосудительному. Бунт или смута – устаревшие значения слова «крамольный».

Крамольным могут также называть нечто, для чего не предполагается общая доступность. Например, информация, которая засекречена или является запретной.

Данное прилагательное используется в основном в художественной литературе. Его применение в исторических произведениях способно подчеркнуть колорит эпохи и употребляется в основном с этой целью. В современной литературе оно встречается не так уж часто, а в разговорной речи – и того реже. Журналисты любят использовать данное прилагательное, если речь идет о каких-либо агрессивных действиях или поступках.

Что такое крамольные мысли

Крамольными прежде могли называться противозаконные деяния, мысли. Особенно частым было словосочетание «крамольные мысли», употреблявшееся по отношению к разнообразным преступлениям политического характера. С возникновения крамольных мыслей могли начаться разнообразные движения против государственного строя. Само наличие крамольных мыслей уже являлось достаточным основанием для наказания, если таковые высказывались вслух и смущали граждан.

Если в прежние времена слово «крамола» употреблялось для определения степени тяжести поступка, преступления по отношению к государству, то в наше время при употреблении в речи данного словосочетания оно приобретает несколько иной смысл. Прежде всего такие мысли – недовольство существующими либо недавно произошедшими обстоятельствами.

В письменной речи (например, журналистских очерках, рассказах) так могут называть мысли, порожденные недобросовестным отношением к делу представителей определенных профессий, например, из-за некачественного медицинского обслуживания или неправильного подхода к починке автомобиля. В разговорной речи словосочетание «крамольные мысли» почти не встречается.

Значение КРАМОЛЬНАЯ МЫСЛЬ в Справочнике по фразеологии

КРАМОЛЬНАЯ МЫСЛЬ

интриги, происки. Слово крамола заимствовано из церковнославянского, первоисточник, по-видимому, в германских языках karm ("жалоба, плач").

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КРАМОЛЬНАЯ МЫСЛЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МЫСЛЬ в Словаре эпитетов.
  • МЫСЛЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-24 Time: 19:38:52 * Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством. ""(Константин Станиславский)"" * Кто ясно мыслит …
  • МЫСЛЬ
  • МЫСЛЬ в Высказываниях известных людей:
    это ржавчина жизни. Джордж …
  • МЫСЛЬ в Высказываниях известных людей:
  • МЫСЛЬ
    - путь от вопроса к ответу. Симон …
  • МЫСЛЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это ржавчина жизни. Джордж …
  • МЫСЛЬ в Словаре Одно предложение, определения:
    - это внутренняя молния, которой мы часто отводим роль кухонной зажигалки. Виктор …
  • МЫСЛЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    путь от вопроса к ответу. Симон …
  • МЫСЛЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это ржавчина жизни. Джордж …
  • МЫСЛЬ в Афоризмах и умных мыслях:
    это внутренняя молния, которой мы часто отводим роль кухонной зажигалки. Виктор …
  • МЫСЛЬ в Литературной энциклопедии:
    ежемесячный философский и общественно-экономический журнал, легально издававшийся большевиками в Москве с декабря 1910 по апрель 1911 (вышло 5 номеров). Официальным …
  • МЫСЛЬ в Большом энциклопедическом словаре:
  • МЫСЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ежемесячный литературно-научный журнал, выходивший в СПб., в 1880—82 гг.; заменил собой издававшийся под той же редакцией "Свет". Редактор-издатель профессор Н. …
  • МЫСЛЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Мыслительный процесс, мышление. Сила человеческой мысли. 2. То, что явилось в результате размышления, идея. Интересная м. …
  • МЫСЛЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "МЫСЛЬ", гос. изд-во, Москва. Осн. в 1930 (до 1963 Соцэкгиз). Науч. и науч.-популярная соц.-экон., геогр. …
  • МЫСЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? ежемесячный литературно-научный журнал, выходивший в СПб., в 1880?82 гг.; заменил собой издававшийся под той же редакцией "Свет". Редактор-издатель профессор …
  • МЫСЛЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мы"сль, мы"сли, мы"сли, мы"слей, мы"сли, мы"слям, мы"сль, мы"сли, мы"слью, мы"слями, мы"сли, …
  • МЫСЛЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) только ед. Процесс мышления. Достижения научной мысли. Глубина мысли. Что же касается до зрелости мысли, до законченной …
  • МЫСЛЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Головная …
  • МЫСЛЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • МЫСЛЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: дума (высок.), размышление, раздумье (кн.), …
  • МЫСЛЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    помысел, дума, идея, мнение, положение, понятие, тезис, парадокс, представление; догадка, соображение, суждение, намерение. Ему пришла в голову фантазия. Он напал …
  • МЫСЛЬ в словаре Синонимов русского языка:
    довод, дума, замысел, идея, изречение, концепция, лейтмотив, логос, мыселька, мыслишка, мышление, нус, положение, помысел, помысл, помышление, понятие, раздумье, размышление, сознание, …
  • МЫСЛЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Мыслительный процесс, отражающий объективную действительность в понятиях, суждениях, умозаключениях; мышление. б) Размышление, рассуждение. 2) а) Результат мыслительного …
  • МЫСЛЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    мысль, …
  • МЫСЛЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    мысль, …
  • МЫСЛЬ в Орфографическом словаре:
    мысль, …
  • МЫСЛЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    убеждения, взгляды Быть одних мыслей с кем-н. мысль мыслительный процесс, мышление Сила человеческой мысли. мысль то, что заполняет сознание, дума …
  • МЫСЛЬ в Словаре Даля:
    жен. всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представленье чего в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, преаположенье, выдумка, думка …
  • «МЫСЛЬ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
    издательство, Москва. Основано в 1930 (до 1963 Соцэкгиз). Научная и научно-популярная социально-экономическая, географическая …

КРАМОЛА, КРАМОЛЬНИК

При изучении истории слова очень важно следить за изменениями в степени активности употребления слова и наблюдать колебания его роли и его функции в системе разных литературных стилей. Дело в том, что многие слова периодически переживают периоды то увядания, то подъема активности. Социально-исторические причины этих усилений и падений жизненного ритма слов связаны с общими законами развития данной семантической системы. Интересной иллюстрацией этих явлений может служить судьба слова крамола и производных от него – крамольный, крамольник, крамольничать . Слово крамола – старославянизм. Оно известно уже в старославянских театрах Мариинском и Зографском, в евангелии Луки, XXIII, 19. Ср. болгарск. крамола , чешск. kramola . Отмечен и производный от него древнецерковнославянский паннонизм, встречающийся нередко в житийной литературе, – глагол крамоловати ­ ηοπυβουχηαι (напр., в Житии Нифонта, л. 42, в издании Рыстенка, с. 277). Наличность древнерусских полногласных форм коромола, коромоловати, коромольник (грамоты XIII – XIV вв., летописи Ипат. и Новгор.; Срезневский, 1, с. 1290) как будто свидетельствуют о существовании слов этого корня у восточных славян помимо заимствования из языка древнецерковнославянского (ср. украинск. коромола ).

Этимология слова крамола не вполне ясна. Бернекер и Ляпунов (ср. также у Матценауера и Миклошича) считают его заимствованием из среднелатинского (ср. carmula, carmulum), куда в свою очередь оно могло перейти из какого-нибудь германского наречия (ср. н.-в.-нем. karmen «плакать»; англосакс. karm «плач, жалоба» и англосакс. kyrm «шум, крик») .

Есть основания утверждать, что в живых восточнославянских говорах это слово было мало известно. В современной народнообластной речи русских форм этого слова или его потомков не отмечено. Поэтому древнерусские формы каромола, каромоловати приходится считать русифицированными разновидностями соответствующих старославянизмов, вошедшими в официальный деловой язык (ср., впрочем, украинск. коромола ; Сергеевич, 1, с. 470). К этому же заключению приводит и то обстоятельство, что слово крамола в древнерусском литературном языке получает особенно широкое распространение со времени второго югославянского влияния, т. е. конца XIV – начала XV в. По-видимому, этим словом все более вытесняется в литературном языке древнее восточнославянское котора и деловое коромола . Во всяком случае, не лишен значения тот факт, что в записи Псковск. Апостола 1307 г., представляющей собою цитату из «Слова о полку Игореве», употреблено слово котора , между тем как в дошедшем до нас славянизированном тексте «Слова» мы находим выражение крамола .

По-видимому, в XVII в. слово крамола было уже официально книжным. В «Зерцале» XVII в. слово крамола поясняется, очевидно, как не очень употребительное, как не разговорное: «Крамола си есть розрух, бунт».

М. Ф. Владимирский-Буданов писал, что в древнерусских судебниках XV – XVI вв. «крамола (верховная измена, хотя крамольниками называются иногда и ябедники)...» относится к числу политических преступлений (Владимирский-Буданов, с. 289).

Как слова высокого стиля, крамола и производные от него крамольник, крамолити, крамольничать, крамольствовать, крамольничество и др. уже употребляются в литературном языке XVIII в. Е. Ф. Будде отметил двойственность ударения в этом слове: кра́мола и крамо́ла .

Ср. в «Северном Вестнике»:

Орлиным он щитом

Отъяты кра́молой наследственны короны

От вражьих сил закрыв

(1804, 2, с. 228).

У Державина в оде «На коварство»: крамо́лами колеблют свет (Будде, Очерк, с. 128). В новоцерковнославянских текстах ударение стоит на последнем слоге: крамола́ .

Ср. у Ломоносова в поэме «Петр Великий»:

Мятежники вошли в храм сонмищем своим

К лицу святителя для вредного раздора,

Скрывая крамолу́ под именем собора.

Но к концуXVIII в., а особенно к 30-м годам XIX в. большая часть этих слов выходит из литературного употребления. Показательно, что в академическом словаре 1847 г. слово крамола (так же, как и крамольник ) квалифицируется как церковное. Его значение определяется так: «народное возмущение, волнение, мятеж, смута». Иллюстрируется оно цитатой из евангельского текста (сл. 1867–1868, 2, с. 448). Ср. употребление крамольный у Державина, В. Петрова, Мерзлякова и др. (сл. Грота – Шахматова, т. 4, вып. 9, с. 2612).

Ср. в письме П. Капцевича архиепископу Тобольскому и Сибирскому Евгению (15 января 1826 г.) «По сие время не слышу я никаких противу-покорных толков от крамолы » (Русск. старина, 1896, февраль, с. 314).

Очевидно, в 30-е годы XIX в. слово крамола воспринимается как архаизм. Но в начале XIX в. крамола, крамольный, крамольник еще довольно широко употреблялись в стилях стихотворного языка и в исторической беллетристике.

У Нелединского-Малецкого («Польский, петый на бале» 1814 г.):

Сын крамолы , друг измены

Им сражен, со трона пал.

У П. А. Вяземского в стихотворении «Петербург» (1818):

В Европе зарево крамол зажгла вражда.

Ср. постоянное употребление этого слова у Карамзина в «Истории Государства Российского» (VIII, 3: «Бояре погибли в крамолах » и т. п.).

У Пушкина в «Моей родословной»:

Смирив крамолы и коварство

И ярость бранных воевод,

Когда Романовых на царство

Звал в грамоте своей народ –

Мы к оной руку приложили.

Пожар усобиц и крамол

Повсюду вспыхнул.

У Лермонтова в стихотворении «Преступник» (1829):

Поминки юности забвенной

Прославлю я и шум крамол .

У Салтыкова-Щедрина в очерках «За рубежом»: «Да, это тоже своего рода крамола . Это крамола против человечества, против божьего образа, воплотившегося в человеке, против всего, что человечеству дорого, чем оно живет и развивается. И, к ужасу, эта крамола не подпольная, а явно и вслух проповедуемая». Ср. у Чехова в «Рассказе неизвестного человека»: «А, господин крамольник ! – сказал он, оглядывая меня с любопытством и смеясь. – Какими судьбами?».

Заметка публикуется впервые как композиция из сохранившихся в архиве фрагментов текста, написанного в разное время на шести разрозненных листках ветхой бумаги, характерной для периода тобольской ссылки. – М. Л .