Я теперь далеко-далеко. Англия – классическая страна телесных наказаний

Телесные наказания девушек в школах

С сайта Spanking facts & research

Наказания школьниц в Великобритании

Сечение использовалось в различных школах Великобритании прежде, чем это наконец было запрещено в государственных школах перевесом в один голос при голосовании в парламенте в 1987 году. Запрет, правда, не включал общественные школы, но многие из них решили прекратить сечение вскоре сами. Множество смешанных школ и почти все школы для девушек освободили последних от розог и любого телесного наказания. Некоторые школы продолжали использовать только кожаные шлепалки для девочек. И только всего не более десяти школ продолжали применять розги к девушкам. Розгой ударялись ладони рук или ягодицы.

«The Rodney» - это общеобразовательная школа-интернат в Ноттингемпшире, Англия. Здесь имела место последняя публичная сцена сечения школьниц, поскольку это заведение продолжало использование розги и после общего запрета. В 1998 году директор школы высек несколько мальчиков, а принципал миссис Джоан Томас секла девушек. В марте 1991 года пять 11-12 летних девчонок были пойманы в то время, как ночью крались в общежитие мальчиков. Родители девочек подтвердили свое согласие выбрать для них розги в качестве наказания. Миссис Томас связывала руки девушкам и секла по нижнему месту. Зачинщица получила более серьезное наказание - ей было дано 7 ударов вместо 5, как у других.

В 1984 воскресная газета «Таймс» опубликовала статью про трех школьниц, которым было дано по восемь ударов розги от их хэдмистрессы при поднятых юбках. Когда девушкам возрастом в двенадцать лет было предложено выбрать между исключением из школы и розгой, все три выбрали розгу.

В 1986 году газета«Телеграф» сообщила о четырнадцатилетней девушке в норвичской грамматической школе девушек, которой дали три удара розгой за то, что она хрустела чипсами на уроке. В сообщении о высеченной девушке, Линни Симмонс, было сказано, что перед ее раздеванием и наклоном для сечения приговоренную осматривал доктор.

В 1990 году было возбуждено судебное дело против Николсона, который особенно пристрастно 9 лет (с 1979-го по 1988-й) сек Элизабет Бондари и двух ее братьев в школа-интернате Морландс. Элизабет упомянула, что «розга в эти годы все еще использовалась для девушек, а также и для мальчиков, без их согласия». Учитель был оправдан, так как брат Элизабет, Ховард, показал: «Благодаря наказаниям мы научились поведению, вежливости, дисциплине. Нас не били ни за что».

Наказания школьниц в США

Деревянная шлепалка все еще используется изредка в школах США - но только в южных штатах, в селе. Там девушки бывают наказаны так же, как и мальчики. Даже ученицы по 16 и 17 лет могут быть отшлепаны. Шлепалка является плоской дощечкой, различающейся по форме, длине и толщине. Некоторые шлепалки имеют дыры, чтобы сделать их более аэродинамичными. Шлепалкой наказывают только по ягодицам.

В 1981 году в средней школе Данн в Северной Каролине семнадцатилетняя темнокожая Шелли Гасперсон получила шесть сильных шлепков по ее ягодицам - за игру в футбол и пропуск школы в течение шести дней.

В 1991 году четырнадцатилетняя, Рене Ламарк из школы в Техасе была наказана пятью шлепками деревяшки за систематическое опоздание в школу. Рене отказалась наклоняться для наказания, но учителя вызвали помощь - и девушку держали над столом еще два лица из персонала школы.

В 1996 году мать ученицы Энн Торберт вызвали в штате Луизиана в школу, так как просто необходимо было наказать 13-летнюю девочку. Миссис Торберт в конечном счете согласилась, что ее дочь заслужила наказание и пришла после уроков с толстым кожаным ремнем. Дочери были даны десять хороших тумаков ремнем по ягодицам. Одна из школьных принципалов прокомментировала: «Я думала, что Энн лучше было бы воспринять шлепки от нас, а то мама чересчур больно и долго стегала ее этим ремнем».

Штаты Америки, где все еще используются деревянные шлепалки в школах:

Алабама, Аризона, Колорадо, Флорида, Канзас, Луизиана, Миссури, Нью-Мексико, Северная и Южная Каролина, Огайо, Оклахома, Теннеси и Техас.


(Перевел с английского Вовчикъ)

Розги в школу! — решили в Британии и вернулись к столь радикальному методу наказания и профилактики школьных нарушений. Кстати, возврат рукоприкладства в школы поддерживает значительное число британцев, в том числе и сами школьники. Столь жесткая реакция на действия учеников — это имитация брутальности, коей так не хватает системе образования.

Примечательно, что первой от телесных наказаний, как унизительной и болезненной процедуры отказались в Российской империи, причем в это исключение было сделано в 1783 году для учебных заведений, находившихся на территориях, отошедших России после раздела Речи Посполитой. Остальных в стране продолжали сечь, на что жаловались почти все без исключения русские классики.

Кстати, полностью отменены физические наказания в русских школах были в 1917 году. В начале прошлого века постепенно отказываться от этой практики стали в других европейских странах — Австрии и Бельгии. Также были отменены наказания в принадлежащей России Финляндии.

В Британии официально отказываться от рукоприкладства в школах стали только в конце 80-х годов. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году — в Шотландии и в 2003 году — в Северной Ирландии.

Основным орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса являлась (и является) гибкая ротанговая трость, которой наносятся удары по рукам или ягодицам. Кое-где вместо трости использовался ремень. В Шотландии и ряде британских школ большой популярностью пользовалась кожаная лента с ручкой — тоуси.

Распространенным инструментом является паддл (рaddle — весло, лопатка) — специальная шлепалка в виде вытянутой пластины с рукоятью из дерева или кожи.

Еще один лидер мировой демократии — США, также не спешили отказываться от практики телесного внушения. Опять же, не следует путать систему частных школ и государственного образования.

Запрет на применение физических мер воздействия принят только в 29 штатах страны, причем только в двух из них — Нью-Джерси и Айова — телесные наказания запрещены законом и в частных школах тоже. При этом в 21- ом штате наказывать в школах не возбраняется. В основном, эти штаты расположены на Юге США.

Однако частные школы, в том числе и престижные, оставили этот инструмент воздействия на учащихся в своем арсенале. Преподавательскому составу негосударственных учебных заведений было лишь рекомендовано перестать бить учеников. Впрочем, отжимания от пола и иная дополнительная физическая нагрузка для особо активных учеников в армейском духе, кажется, вполне успешно пережили период запретов.

А теперь физические воздействия возвращаются во все британские школы официально. Как пишет Independent, со ссылкой на результаты проведенного компанией Times Educational Supplement, 49 процентов взрослых не против того, чтобы в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания. Об этом же заявил и каждый пятый из 530 опрошенных детей.

За возврат телесных наказаний в учебные заведения выступает и нынешний министр образования страны Майкл Гоув. Этим летом преподавателям все-таки разрешили физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку. А после недавних беспорядков в Лондоне, по мнению министра образования, школа должна стать жестче.

"Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права применять к учащимся физическую силу", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", — заявил министр.

Также глава образовательного ведомства страны предполагает, что в школе должно работать больше мужчин. И предлагает нанимать для этого военных-отставников, которые будут иметь авторитет у самых пассионарных учеников.

Проблему нехватки мужчин-преподавателей в отечественной системе образования давно констатируют и многие российские эксперты. Однако низкий уровень заработных плат, выходящая за пределы здравого смысла формализация работы школ, засилье "заслуженных" педагогов и чинуш от образования, а также проявленные возможности "педофилической раскрутки" даже абсолютно невиновного человека, отпугивает от школы полноценных и образованных мужчин.

Телесные наказания применялись в школах во многих частях света, но в последние десятилетия они были запрещены в большинстве стран мира. Но они все ещеостаются остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

Одной из стран, куда стремятся послать родители своих чад для получения хорошего образования и воспитания — Великобритания. Впервые телесные наказания в английской школе упоминаются в седьмом веке нашей эры. Монах Эдмир писал, что в первой «грамматической школе», основанной при Кентерберийском аббатстве, «За пять дней до Рождества все мальчики по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих шкур...». За малейший проступок: за кляксу, ошибку в произношении, неправильный результат в математике, учеников школы могли наказывать поркой.

Нельзя сказать, что они всегда безропотно сносили наказания. Они бунтовали, но их выступления жестко подавлялись поркой. Правда, были редкие исключения. Так, в 1851 году взбунтовался прославленный Мальборо-колледж, в результате чего в отставку вышел жестокий ректор, а пришедший на его место новый молодой и прогрессивный стал первым педагогом Британии, который узаконил организованные игры школьников как альтернативу дракам и хулиганским выходкам. До того времени игры в большинстве школ запрещались. Революционные новации Мальборо-колледжа на этом не закончились: много позже именно эта школа первой выступила с требованием запретить дисциплинарное битье розгами младших учеников старшими - иначе говоря, потребовала отменить узаконенную «дедовщину» в школьных казармах.

В английских школах как средство наказания был не только кнут, но и сам образ жизни в пансионах, особенно в духовных школах. Вот коротко описание нравов одной из бурс прошлого столетия: «Никогда не выходить за ворота в одиночестве; не разговаривать во время обеда; не оставлять на тарелке ни крошки; носить одежду без какого-либо орнамента, цветастости и прочих украшательств» и т.д. и т.п. Справедливости ради надо заметить, что воспитывать палкой принято было не только детей обыкновенных граждан, обучавшихся в государственных бесплатных школах, но и отпрысков привилегированного сословия, обучавшихся в элитных частных пансионах.

В ХХ веке, когда обучение стало совместным для мальчиков и девочек, из соображения приличия показательное наказание ремнем или розгами переместилось в кабинеты классных наставников или наставниц (в зависимости от пола провинившихся); в классе же стали практиковаться «легкие» наказания, вроде ударов линейкой по пальцам.

В государственных учебных заведениях в Англии телесные наказания практиковались с середины ХIХ века и до 1987 года, но в частных школах экзекуции формально позволялись до самого недавнего времени. Любопытно, что только в конце ХХ столетия министерство образования Великобритании своим постановлением отменило любых телесные наказания во всех без исключения школах королевства с перевесом всего лишь в три голоса.

По результатам проведенного среди британских учителей в 2008 году опроса, спустя более чем 20 лет после запрета телесных наказаний в государственных школах, оказалось, что каждый пятый учитель хотел бы вернуть практику использования трости в крайних случаях. А многие британцы, как показало проведенное правительственное исследование, считают, что отмена телесных наказаний в школах стала существенным фактором общего ухудшения поведения детей.

В разных странах отмена телесных наказаний происходила на протяжении длительного отрезка времени: Польша стала первой страной Европы, запретившей их в 1783 году, в Нидерландах запрет на телесны наказания существует с 1920 г, а в Канаде - с 2004 года. В настоящее время теоретически все государства-члены Совета Европы приняли меры для того, чтобы покончить с телесными наказаниями в школе. Во многих странах они были отменены также и во всех других учебно-воспитательных учреждениях и альтернативных группах продленного дня, вне зависимости от того, имеют ли они государственный, частный или общественно-добровольный статус. А вот в Израиле телесные наказания в любой форме строжайше запрещены Верховным судом Израиля. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года любое физическое наказание, включая даже «лёгкий удар по ягодицам или руке» со стороны родителей, признаётся уголовным преступлением, наказываемым двумя годами тюремного заключения. Этим решением суд усилил предыдущие прецедентные решения в том же духе от 1994 и 1998 годов

В ряде стран мира все еще практикуется наказание битьем палкой и применение других унизительных форм, которые запрещены законом в государственных школах. Многие школы Сингапура и Малайзии , как и некоторых африканских стран, используют наказание палкой (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание.

В Индии нет школьных телесных наказаний в западном смысле. По определению, школьные телесные наказания «нельзя путать с обычными побоями, когда учитель набрасывается на ученика при внезапной вспышке ярости, что является не телесным наказанием, а жестокостью »". Верховный суд Индии запретил жестокость такого типа в школах с 2000 года, но введение его в действие идет вяло.

В США ситуация с телесными наказаниями в школах такова: отдельные штаты США имеют власть на их запрет. В 1867 году Нью-Джерси стал первым из американских штатов, запретившим телесные наказания в школах. Вторым был Массачусетс 104 года спустя, в 1971 году. Последним запретившим школьные телесные наказания стал в 2009 году штат Огайо .

В настоящее время такие наказания запрещены в государственных школах 30 штатов. В 20 штатах, в которых телесные наказания не запрещены, расположены в основном на юге страны. Частные школы большинства штатов свободны от этого запрета и могут избрать орудием воспитания специально изготовленным для этого деревянным паддлом . В основном, это христианскиеевангелические или фундаменталистские школы . Большинство публичных школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и в некоторых случаях эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей .

Многие школы предлагают родителям возможность разрешить или запретить телесные наказания к своим сыновьям или дочерям. Как правило, родители заполняют соответствующий формальный документ в школьном офисе. Во многих школьных управлениях такие наказания не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это прямо.

Одним из аргументов против телесных наказаний является то, что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и образовательных последствий, включая « повышенную агрессивность и деструктивное поведение, повышенно деструктивное поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность, повышенный уровень количества бросающих школу, избегание школы и боязнь школы, низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию, самоубийства и месть учителю ».

На правленная против порки кампания Центра эффективной дисциплины , основываясь на данных федеральной статистики, оценивает количество выпоротых или избитых паддлом учеников в 2006 году в государственных школах США примерно в 223,000. Статистика показывает, что чернокожие ученики и ученики латиноамериканского происхождения избиваются паддлом чаще, чем белые.

Противники телесного наказания в США ведут борьбу за его полный запрет, но попытки принятия соответствующего закона на федеральном уровне пока успеха не приносят. Последние 14 лет по инициативе центра за эффективную дисциплину 30 апреля отмечается в США, как “день без порки”.

Введенная ювенальная юстиция в западных странах вообще запрещает какое-либо наказание ребенка. Но, с другой стороны, свобода в европейских странах внедряет в средние школы систему полового воспитания учащихся, по сути заключающаяся в натуралистическом описании половых отношений, включая и гомосексуальные. При этом ориентирована программа не столько даже на старшеклассников, сколько на малолетних детей.

В научном исследовании, проведенным проф. Ю.В.Пыльневым ("История народного образования Воронежского края. Конец XVII-начало XX века". Калининград, Аксиос, 2012) приводятся примеры наказаний в учебных заведениях дореволюционной России.

«Следуя старине, гимназическое начальство крепко верило в спасительную силу розги, хотя частый опыт и должен бы, кажется, в этом его разуверить. Это наказание приносило одни пагубные плоды: раздражая одних до неестественного в ребенке ожесточения и ненависти и пробуждая в нем отчаянную решимость, оно в других подавляло всякий стыд о очевидно развращало их нравственное чувство. То же можно сказать и о других наказаниях, придуманных хотя близорукими, но зато длиннорукими педагогами» (А.Афанасьев. «Народ-художник», М., 1986)

Дети оставались беззащитны перед системой наказаний. Очень немногие решались на протест, а основная масса школьников терпеливо ждала окончания учебы.

Какие же наказания применялись и за какие провинности? Вот что следует из выписки из штрафного журнала учеников гимназии и воспитанников пансиона, где указаны лишь виды взысканий, наложенных в 1851 г.

Розги:

    присвоение чужих вещей;

    мена книг без дозволения;

    леность, слабые успехи в науках;

    уклонение от классов, отлучка из кассов;

    курение табака;

    пьянство;

    драка в классе, драка с учениками уездного училища на улице;

    обман отца;

    нескромность в классе, свист на уроке.

Карцер:

    неаккуратное исполнение обязанностей старшего (на 3 дня);

    неточное выполнение обязанностей ученика;

    леность, упорная леность (на праздник);

    грубость учителю, дерзость (на хеб и воду на 3 дня);

    курение табака (на 1 день), изготовление папирос, имение в кармане табака и трубки (на 1 день), нахождение в квартире табака;

    неприличное и дерзкое обращение с учениками младших классов;

    злоба против сотоварища;

    поздние прогулки, самовольная отлучка в город (на 1 день и на колени на 3 дня); будучи наказан, ушел, будучи отведен в карцер, сказал, что ушел бы, если бы был не заперт (на целый день);

    несознание в проступке, шум и пр.; вынув билет, сказал другой номер;

    посылка за вином и питье вина в пансионе, распитие водки в пансионе;

    нехождение в церковь к обедне;

    сделание неприличного изображения на книге;

    затвор ставней в классе, чтение романа в классе (на праздничный день);

    брошение шинели в грязь и отказ ее поднять, изрезание скамьи (до 6 часов вечера);

    несоблюдение формы в одежде.

Также применялись и другие наказания, такие как, стоять на коленях, остаться на занятиях без места, вынесение выговора, в основном, за проявление лености. Как суровая мера наказания — увольнение из гимназии. Как видим, основным, было наказание за леностьненость и нарушение дисциплины. Несмотря на строгость в отношении проступков, дисциплина в уездных школах «хромал».

К акой-либо шкалы взысканий, в зависимости от проступков, не существовало. Мера и степень наказания определялись учителем по его усмотрению и немедленно. Грубые нравы, царившие в обществе, одинаков были присущи и учителям, и учащимся, вызывали взаимное озлобление.

Но особенно жестокими телесными наказаниями учеников отличались духовные училища. Семинаристов пороли нещадно. Об этом художественно ярко и исторически достоверно описал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский (1835-1863), который во время обучения в церковной школе сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или еще недосечен?»

В России физические наказания в русских школах были полностью отменены в 1917 году. Официальная советская педагогика с самого начала считала телесные наказания детей независимо от их пола и возраста неприемлемыми и недопустимыми. Даже в военные годы, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, они были категорически запрещены.

Вот что было написано о применении наказаний в инструкции, разработанной Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".

«.... поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение..... У учителей должна быть разумная строгость и требовательность, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены. При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.

В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно - на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.

Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших. … необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.»

Виды наказаний в школе: удаление с занятий, оставление после уроков как мера наказания за опоздание на уроки, за пропуск уроков по неуважительным причинам, снижение балла по поведению (является очень строгим наказанием), временное исключение из школы на срок не свыше двух недель, исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом являются крайними мерами наказания. Кроме применения указанных выше мер наказания, учителем, классным руководителем, зав. учебной частью, директором (заведующим) школы, поведение ученика может быть подвергнуто обсуждению в ученических организациях. Каждому педагогу очень важно обладать умением находить в любом ученике хорошие стороны, и, вызывая у воспитанника чувство достоинства и чести, опираться на положительные черты его характера, чтобы помогать ему изживать недостатки в его поведении.

Однако на практике эти нормы применялись далеко не всюду и не всегда. Хотя полномасштабной «ритуальной» порки в советской школе не было и быть не могло, подзатыльники, щипки и шлепки раздавались учителями и воспитателями довольно часто (особенно грешили по этой части военруки и физруки). Многое зависело от особенностей учебного заведения, социального происхождения учащегося и от того, готовы ли были родители его защищать.

Фото с сайтов: http://etsphoto.ru

Традиции

Наиболее разработанная система телесных наказаний детей, вошедшая в традицию и сохранившаяся в течение всего Нового времени, существовала в Великобритании (см.: Chandos, 1984; Gathorne-Hardy, 1977; Gibson, 1978; Raven, 1986).


Первое, с чем английский мальчик сталкивался в школе, – это жестокость и злоупотребление властью со стороны учителей. Особенно изощренным ритуалом телесных наказаний, которые здесь называли «битьем» (beating) или «экзекуцией», славился основанный в 1440 г. Итонский колледж. Некоторые его учителя, например возглавлявший Итон в 1534–1543 гг. Николас Юдалл (1504–1556), были самыми настоящими садистами, которым избиение мальчиков доставляло сексуальное удовольствие. Английская эпиграмма XVII в. гласит: «Почесывая в штанах у школьника, педант удовлетворяет свой собственный зуд».

Связи Юдалла были настолько высоки, что даже после того, как его уволили и осудили за содомию, он через несколько лет возглавил другой, Вестминстерский колледж.

Воспитанников пороли буквально за все. В 1660 г., когда школьникам в качестве средства профилактики чумы предписали курение, одного итонского мальчика выпороли, «как никогда в жизни», за… некурение. В Итоне с родителей учеников дополнительно к плате за обучение взимали по полгинеи на покупку розог, независимо от того, подвергался ли их отпрыск наказанию или нет.

Следует подчеркнуть, что дело было не только и не столько в личных склонностях воспитателей, которые, как и всюду, были разными, сколько в общих принципах воспитания.

Самый знаменитый «палочник», возглавлявший Итон с 1809 до 1834 г. доктор Джон Кит (John Keate) (1773–1852), который однажды за один только день собственноручно высек розгами 80 (!!!) мальчиков, отличался добрым и веселым нравом, воспитанники его уважали. Кит просто старался поднять ослабленную дисциплину, и это ему удалось. Многие наказываемые мальчики воспринимали порку как законную расплату за проигрыш, за то, что не удалось обмануть учителя, и одновременно – как подвиг в глазах одноклассников.

Избегать розог считалось дурным тоном. Мальчики даже хвастались друг перед другом своими рубцами. Особое значение имела публичность наказания. Для старших, 17-18-летних мальчиков унижение было страшнее физической боли. Капитан итонской команды гребцов, высокий и сильный юноша, которому предстояла порка за злоупотребление шампанским, слезно умолял директора, чтобы тот высек его наедине, а не под взглядами толпы любопытных младших мальчиков, для которых он сам был авторитетом и даже властью. Директор категорически отказал, объяснив, что публичность порки – главная часть наказания.

Ритуал публичной порки был отработан до мелочей. Каждый «Дом» в Итоне имел собственный эшафот – деревянную колоду с двумя ступеньками (flogging block). Наказываемый должен был спустить брюки и трусы, подняться на эшафот, стать на колени на нижнюю ступеньку и лечь животом на верхнюю часть колоды. Таким образом, его попа, расщелина между ягодицами, чувствительная внутренняя поверхность бедер и даже гениталии сзади были полностью обнажены и доступны для обозрения, а если осуществляющему порку учителю будет угодно, и для болезненных ударов березовыми прутьями. Это хорошо видно на старинной английской гравюре «Порка в Итоне». В таком положении мальчика удерживали два человека, в обязанности которых входило также держать полы рубашки, пока провинившийся не получит всех назначенных ему ударов.

Какие переживания это зрелище вызывало у мальчиков, подробно описано в знаменитой итонской поэме Алджернона Суинберна (1837–1909) «Порка Чарли Коллингвуда». Поскольку русский перевод поэмы отсутствует, а я на это не способен, ограничусь кратким пересказом.

Чарли Коллингвуд – семнадцатилетний красавец, высокий, широкоплечий, с развитой мускулатурой и копной рыжих волос на голове. Он отлично играет во все спортивные игры, зато стихи и сочинения ему не даются. Поэтому пять, а то и шесть дней в неделю он оказывается жертвой, а затем его наказывают. Для младших мальчиков видеть порку Чарли Коллингвуда – настоящий праздник; следов березы на его заднице больше, чем листьев на дереве, такую попу приятно видеть. Но Чарли ничего не боится. Он идет со спущенными штанами, не издавая ни звука. Зрители переводят взгляд с красной розги директора на красный зад школьника: шрам на шраме, рубец на рубце. Директор выбивается из сил, но Чарли не впервой. Розга жжет все чувствительнее, по белым бокам Чарли, как змеи, ползут березовые узоры. На его голом белом животе видны красные узоры, а между белыми ляжками приоткрывается нечто волосатое. Учитель выбирает самые чувствительные места, как будто хочет разрубить Чарли на куски. «Конечно, ты слишком большой для порки, в твоем возрасте подвергаться порке стыдно, но пока ты здесь, я буду тебя сечь! Мальчик никогда не бывает слишком большим для битья!» Извиваясь от боли, Чарли в конце концов вскрикивает: «Ох!» – и младшие мальчики смеются, что розга таки заставила кричать большого парня. Но второго такого удовольствия они не дождутся. Учитель устает раньше. Чарли Коллингвуд поднимается с эшафота, краснолицый, со спутанными рыжими волосами, багровой поротой задницей, полными слез голубыми глазами и взглядом, который говорит: «Наплевать!» Затем он натягивает штаны и выходит из школы, окруженный толпой мальчишек, которые идут следом за своим героем и гордятся тем, что они видели порку Чарли Коллингвуда…

Тут есть все: учительский садизм, безусловная покорность и отчаянная бравада наказуемого, жестокий смех и одновременная героизация жертвы, с которой каждый из этих мальчиков по-своему идентифицируется. И прежде всего – табуируемый секс…

Из воспоминаний бывших итонцев:

«Меня поймали в часовне за распеванием грубых, непристойных стихов на мотив псалма и вызвали на расправу к Младшему Мастеру (нечто вроде заместителя директора. – И. К.). Ты должен был снять брюки и трусы и стать на колени на колодку. Двое служителей тебя держали. Тебя пороли розгами по голой попе. Я все время дрожал, белый, как лист бумаги, абсолютно напуганный. Получил шесть ударов, в результате появилась кровь. Когда я вернулся обратно в класс, все закричали: “А где кровь, где кровь?” Мне пришлось задрать подол рубашки и показать кровавые пятна».

«Порка была просто частью жизни. После вечерней молитвы старшие мальчики официально вызывали тебя в Библиотеку. Хотя за мной не числилось особых провинностей, Капитан Дома решил, что я веду себя вызывающе и заслуживаю избиения. Это было чрезвычайно больно – настоящая старомодная порка до крови».

«Не помню, чтобы когда-нибудь в жизни я был так напуган, чем когда сидел в своей комнате, зная, что мне предстоит порка. Мой фаг-мастер сказал мне утром: “Боюсь, что ты заслуживаешь побоев”, и весь день я ожидал этого наказания. Будучи маленьким и хилым, я боялся особенно сильно. – “Спускайся к Библиотеке и подожди”. – Они заставили меня ждать четыре или пять минут. – “Входи”. – Ты входишь и видишь, что вопрос решен, никакие оправдания тебя не спасут. Капитан Дома уже стоит со своей палкой. – “Это непростительно, ты трижды не зажег свет у своего фагмастера. Выйди”. – И снова ты должен ждать. Это была изощренная пытка. – “Входи!”-А затем они бьют тебя палкой, как будто выколачивают ковер».

«Моих деда и прадеда одинаково пороли в школе, причем… на одном и том же эшафоте. Учитывая, что их школьные годы разделяют 29 лет, мне это всегда казалось забавным. Ни мой дед, ни мой прадед не испытывали никаких сожалений или отрицательных чувств по поводу наказания, оно тогда было нормальной частью жизни. Как говорил мой дед, береза была способом “настройки духа”; хотя результаты могли выглядеть плачевно, кожа через три недели заживала…»

Замечательные порочные традиции существовали в основанной в 1179 г. Вестминстерской школе. Самый знаменитый ее директор (он занимал эту должность 58 лет) Ричард Басби (1606–1695) хвастался, что собственноручно перепорол 16 будущих епископов англиканской церкви и что лишь один из его воспитанников не был выпорот ни разу. По мнению доктора Басби, порка формирует у мальчика здоровое отношение к дисциплине. Между прочим, его учительская карьера началась со скандала: Басби уличили в сексуальном совращении одного из учеников. В 1743 г. знаменитый поэт Александр Поп сатирически изобразил его в поэме «Новая Дунсиада». Но ценили Басби «не только за это»: ни одна английская школа не могла похвастаться таким количеством знаменитых выпускников, как Вестминстер эпохи Басби (архитектор Кристофер Рен, естествоиспытатель Роберт Хук, поэты Джон Драйден и Мэтью Прайор, философ Джон Локк и многие другие). Разве это не доказывает успехов порки? Кроме того, Басби собрал и подарил школе богатую библиотеку.

Традиции Басби бережно сохранялись. Весной 1792 г. на волне либерализма (в соседней Франции происходила революция) группа учеников Вестминстерской школы два с половиной месяца издавала сатирический журнал «Флагеллант». Вышло девять номеров, в общей сложности полторы сотни страниц, после чего журнал был запрещен, а его инициатор, будущий знаменитый поэт-романтик Роберт Саути (1774–1843), исключен из школы.

Двести лет спустя с журналом ознакомился русский писатель Игорь Померанцев, и вот что он пишет (Померанцев, 1998):

«Юноши спешили. Я буквально слышу, как неутомимо скрипят их перья весной 1792 года. В конце мая. В ту пору буйно цвел готический роман, входил в моду романтизм, но вестминстерские старшеклассники модой пренебрегали. Их не зря учили риторике, так что писали они в духе трактатов Цицерона: доказывали свое, опровергали оппонента, точно выбирали слова, соразмерно строили фразы. В их сочинениях не различаешь тупого удара палки, нету в них пятен крови, ручейков слез. Но все же…

“У меня нет сомнений, что рука учителя не потянется к розге, если он уразумеет, что она изобретена дьяволом!!! Я взываю к вам, профессора порки! Кто был божеством античного язычества? Дьявол! Католический Рим – это рассадник предрассудков и суеверия. Разве протестант будет отрицать, что дикости монахов, и среди этих дикостей бичевание, от дьявола? Мы сбросили ярмо Рима, но розга еще властвует над нами!”

“Достопочтенные отцы! Дозвольте мне из отдаленного края оповестить вас об отношении к “Флагелланту”. Несовершенство моего стиля, чаятельно, загладится существом моего послания. Знайте же, праведные братья, что я пребываю под покровительством учителя господина Тэкама, чья рука тяжелей головы и почти столь же сурова, сколь его сердце. Когда мы получили первый нумер “Флагелланта”, педагог осведомился, что за ахинею мы читаем. Мы ответствовали. Он схватил журнал и, сунув его в карман, воскликнул: “Ну и времена! Мальчишкам дозволено размышлять о себе!” Я часто слыхивал о праве помазанника божьего, монарха, и, признаюсь, испытывал сомнения. Но о том, что учитель – это тоже помазанник божий, я что-то не слыхивал!”

А вот воспоминания вестминстерского школяра из середины XIX в.:

“Наказывали за неуважение к старшеклассникам, за то, что не сдержал слова или свалил на кого-то вину за содеянное, за карточное шулерство. Били рукояткой розги по ногам. Били по рукам. О, эти зимние утра! Я вытягиваю обветренные руки в цыпках, сейчас по ним полоснут линейкой. Как-то я приехал на каникулы домой, и мой отец отвел меня в ванную, долго мыл мне руки горячей водой и мылом, щеткой вычистил траур из-под ногтей, смазал жиром и дал пару лайковых перчаток. Я не снимал их двое суток, все раны затянулись, кожа стала мягкой, бледной… Во время порки было принято улыбаться. Никогда не слышал ни стона, ни всхлипа…

В Вестминстере почти не издевались попусту. Но все же случалось. Порой заставляли растопырить пальцы и положить ладонь тыльной стороной вверх на парту. После мучитель пером или перочинным ножиком часто-часто скакал между пальцами. Некоторые делали это мастерски, туда-назад, туда-назад. Но кончалось всегда одним: кровью”».

Все телесные наказания учащихся тщательно оформлялись. В школьной «Книге наказаний», которую вели старосты-старшеклассники, сохранились имена всех наказанных, даты, мера и причины экзекуции. Игорь Померанцев цитирует некоторые записи 1940-х годов:

«М. наказан за сквернословие. Староста Стэмбургер сделал замечание классу, чтоб не орали. Когда Стэмбургер кончил, М. встал и сказал: “Пойду-ка посру»’. Ему сказали, чтоб он придержал язык. Но вскоре все это повторилось. Я сказал М., что он заработал три удара. Он опротестовал решение. Мы обговорили это с директором и решили, что наказать надо не просто за сквернословие, а за все вкупе. Правда, сошлись на двух ударах…»

Порка была органической частью школьной традиции, многие воспитанники на всю жизнь становились ярыми ее поклонниками. Бывший ученик школы Чартерхаус (основана в 1612 г.) вспоминает, что, когда в 1818 г. тогдашний ее директор доктор Рассел решил заменить телесные наказания штрафом, школа взбунтовалась:

«Розга казалась нам совершенно совместимой с достоинством джентльмена, а штраф – это постыдно! Школа восстала под лозунгом “Долой штраф, да здравствует розга!”, и старый порядок был торжественно восстановлен».

Конечно, не все ученики были поклонниками порки. Будущий премьер Уинстон Черчилль (1874–1965), который плохо учился в школе и к тому же отличался редким упрямством, был совсем не в восторге от своей подготовительной школы Сент-Джордж:

«Порка розгами по итонской моде была главной частью учебной программы. Но я уверен, что ни один итонский мальчик, ни, тем более, мальчик из Харроу не подвергался таким жестоким поркам, какие этот директор готов был обрушить на доверенных его попечению и власти маленьких мальчиков. Они превосходили жестокостью даже то, что допускалось в исправительных учебных заведениях… Два или три раза в месяц вся школа загонялась в библиотеку. Двое классных старост вытаскивали одного или нескольких провинившихся в соседнюю комнату и там пороли розгами до крови, а в это время остальные сидели, дрожа и прислушиваясь к их крикам. Как я ненавидел эту школу и в какой тревоге прожил там больше двух лет! Я плохо успевал на уроках, и у меня ничего не получалось в спорте» (Churchill, 1941).

Не испытывает ностальгии по порке и знаменитый оксфордский философ Алфред Джулс Айер (1910–1989). В его начальной школе «дисциплина была очень строгой. Палкой наказывал только директор, матрона распоряжалась розгами. Я получил одну или две порки розгами и один раз, в мой последний школьный год, за озорство в спальне, – порку палкой. Не помню, чтобы палок давали много, зато они были очень чувствительны. После этого жертвы собирались в уборной, демонстрируя друг другу следы палок на своих задницах».

Об Итоне, где Айер учился в 1923–1928 гг., ему тоже есть что вспомнить:

«Обычным наказанием на невыполненные задания была порка капитаном спортивной команды… Виновного мальчика вызывали в комнату, в которой ужинали шестиклассники. Если он видел в центре комнаты кресло, он уже знал, зачем он тут. После того, как ему, без всякой необходимости, говорили, что предстоит порка, он снимал верхнюю одежду, становился на колени на кресло и получал положенные ему семь крепких ударов… Удары, особенно если их наносили сильные спортсмены, были очень болезненными, но ты должен был перенести их не плача и не дергаясь, а одевшись, попрощаться без дрожи в голосе…

Директорские порки были торжественными. При них присутствовали два отвечавших за дисциплину шестиклассника, они назывались praepostors. Виновника приводили со спущенными брюками, привратник укладывал его на специальную колоду. Затем директор складывал розги в пучок и обычно наносил не меньше шести ударов. Я присутствовал при одной такой порке и был рад, что мне не пришлось пережить ее самому» (Ayer, 1979).

Ритуалы порки менялись. В 1964 г. тогдашний директор Итона Энтони Ченевикс-Тренч (Anthony Chenevix-Trench, 1919–1979) заменил полупубличные порки розгами или тростью по голой попе приватным наказанием тростью в своем кабинете. Кстати, сделал он это не из гуманных соображений, а скорее по личным пристрастиям. Один ученик школы Шрусбери, где Тренч директорствовал раньше, рассказывал, что тот предлагал провинившимся на выбор: четыре удара тростью, что очень больно, или шесть ударов ремнем, что не так больно, зато со спущенными штанами. Несмотря на унизительность процедуры, чувствительные мальчики часто выбирали ремень, экзекуция явно доставляла Тренчу сексуальное удовольствие. Возглавив Итон, Тренч отменил традиционное право старших мальчиков публично наказывать младших через штаны (провинившемуся даже предлагали являться на порку в старых штанах, потому что трость могла их порвать, сделав наказание еще более жестоким). Преемник Тренча эти реформы продолжил: сохранив обычай приватной порки мальчиков директором, он отменил необходимость спускать при этом штаны и трусы. Благодаря этому порка стала не только менее болезненной, но и менее унизительной и сексуальной. Но ведь на дворе были уже 1970-е годы…

В 1950-1960-е годы телесные наказания еще процветали в большинстве английских публичных школ:

«Меня побили палкой за то, что я был не в школьном головном уборе. Это было в трех милях от школы и в двадцати ярдах от моего дома, на меня донес мой брат, который был старостой».

«Директор наказал меня палкой, потому что ему не нравилось, как я пишу букву “f’».

«Учитель музыки наказал меня палкой как часть еженедельного ритуала; в начале урока он порол весь класс, говоря: “Я знаю, что некоторые из вас будут безобразничать и не будут замечены. Однако наказания вы все равно не избежите!”»

Известный актер Адриан Эдмондсон (род. в 1957 г.) рассказал газете «Таймс», что за шесть лет (1964–1970) своего обучения в Поклингтонской школе (Восточный Йоркшир) он получил в общей сложности 66 палочных ударов. Директор бирмингемской Королевской школы для мальчиков заставлял каждого провинившегося лично пойти и купить трость, которой он будет высечен. Впрочем, наказывал только сам директор, исключительно за дело и без всякого садизма; большей частью наказание ограничивалось двумя ударами.

В 1950-1960-х годах наказание палкой или гибкой ратановой (бамбук для этого слишком жесткий) тростью (caning) постепенно стало уступать место порке резиновой спортивной туфлей или тапочкой (slippering). Это болезненно и одновременно звучно. В совместных школах мальчиков чаще наказывали тростью, а девочек – тапочкой, в женских школах вообще предпочитали тапочку.

Характер наказаний зависел от типа учебного заведения. В государственных школах телесные наказания осуществлялись исключительно директором или его помощником и были сравнительно мягкими. В публичных школах, с их древними традициями, поддержание дисциплины, включая раздачу палок, было возложено на старшеклассников, капитанов «домов» или спортивных команд, «префектов» или «мониторов» (надзирателей). Число ударов зависело не только от серьезности проступка, но и от возраста воспитанника. Первоклассник мог получить четыре удара, второклассник – шесть, шестиклассник – до десяти ударов. Наказание было, как правило, публичным. В одной школе, прославившейся своими учебными достижениями, префекты вплоть до 1965 г. имели право наказывать спортивной туфлей провинившихся младшеклассников, но порой этого унизительного наказания не избегали даже 18-19-летние шестиклассники, которые могли быть по возрасту старше префектов.

Питер Таунсенд, муж принцессы Маргарет, ради которого она пожертвовала своим титулом, вспоминает школу Хейлсбери 1920-х годов:

«Меня били за пустяковые проступки шесть раз. Однажды, поняв, что мне предстоит, я, чтобы уменьшить боль, подложил под брюки шелковый платок. После беседы с директором, которая закончилась приказом “Приготовь спальную комнату!” – я побежал вдоль комнаты и заметил, что мой шелковый платок болтается, как вымпел, в одной из моих штанин. Этим я заработал лишний удар палкой.

Приговоренный сам готовил комнату. Это было, как рыть собственную могилу. Ты сдвигал всю мебель к одной стене, за исключением двух деревянных стульев, которые ставил спинками друг к другу, чтобы твоим палачам было удобнее тебя пороть. Для жертвы порка префектами была испытанием характера. Ты ожидал своих палачей; когда они прибывали и командовали: “Нагнись!” – ты, следуя благородной традиции множества смелых мучеников, подымался на эшафот, становился коленями на один стул и наклонялся так, чтобы твоя голова касалась сиденья другого. Ты держал сиденье руками и ждал, пока разбежится первый из палачей, затем второй, третий и четвертый (максимальное число ударов, дозволенное префектам дома). Затем раздавалась команда: “Можешь идти!” Ты подымался со всем достоинством, какое мог собрать, и с высоко поднятой головой покидал комнату, с уверенностью, что если ты не вздрогнул, ты успешно выполнил еще одно упражнение на выживание» (Townsend, 1979).

В Королевской школе Кентербери, расположенной рядом со знаменитым собором (она была основана в 597 г. как церковная, а в 1541 г. Генрих VIII преобразовал ее в публичную; среди знаменитых ее воспитанников писатели Кристофер Марло и Сомерсет Моэм, физик Уильям Гарвей, фельдмаршал Монтгомери), в 1940-х годах все наказания распределяли капитан школы и мальчики-старосты. Старосты ловили нарушителей и затем, после вынесения приговора, били их палкой. Порка считалась ответственной экзекуцией: «Знаешь, это не просто так, ударить его палкой!» К ней заранее готовились. Старосты обычно собирались за пять минут до назначенного времени, надевали парадную красную мантию и тщательно изучали списки провинившихся, которые ждали своей очереди в соседней комнате. Шутить и смеяться в это время было запрещено. Порол нарушителя обычно тот староста, который заметил нарушение. Большинство старост откровенно наслаждались своей властью. Когда провинившийся входил в комнату, староста говорил ему: «Джонс, я накажу тебя за то, что ты бегал по коридору. Ты хочешь что-нибудь сказать?» Затем, не обращая внимания на слова осужденного, он приказывал ему стать на колени на кресло, лечь животом на его спинку, выпятить зад, приподнять и раздвинуть фалды пиджака и разгладить брюки. Младший староста ощупывал, хорошо ли натянуты брюки, после чего начиналась порка. При первом ударе наказываемый лишь молча вздрагивал, после третьего или четвертого удара он не мог не вскрикивать. Если мальчик молчал, подозревали, что он подложил что-то под свои штаны, надел дополнительные трусы и т. п. Опытные старосты могли определить жульничество даже по звуку ударов. В этом случае количество ударов увеличивалось. По завершении экзекуции староста говорил: «Теперь ты можешь идти», на что выпоротый должен был ответить «спасибо!» или «спасибо, Симпсон!». Любое лишнее слово расценивалось как дерзость и могло повлечь дополнительное наказание.

Многих старост экзекуция сексуально возбуждала. Чтобы скрыть свою эрекцию, они прикрывали переднюю часть брюк мантией или держали руки в карманах, а после порки приватно «разряжались» в туалете. То же делали и некоторые наказанные. Не удивительно, что «старый мальчик», описавший практику Кентерберийской школы полвека спустя, не видит в ней ничего особенно жестокого и считает, что она «определенно улучшила» его характер и сделала его лучшим человеком и гражданином, чем он мог бы стать без нее.

Подтверждала ли это мнение педагогическая статистика? Первую попытку ответить на этот вопрос британская педагогика предприняла в 1845 г., когда школьный инспектор священник Фредерик Уоткинс представил Совету по воспитанию официальный отчет о телесных наказаниях в школах Северного округа. Из 163 обследованных школ телесные наказания практиковались в 145, отсутствовали в 18. Почти все школы второй группы были исключительно девичьими, «младенческими» (для детей от 4 до 7 лет) или смешанными (разнополыми) и к тому же маленькими. Несмотря на отсутствие телесных наказаний, в школах для девочек и в младенческих школах существовала превосходная дисциплина и высокая успеваемость. В других типах школ с тем и с другим были проблемы.

Когда же добросовестный Уоткинс отдельно проанализировал состояние 27 школ, в которых телесные наказания применялись чаще всего и были самыми жестокими, результат оказался вовсе плачевным. В 20 из этих школ дисциплина была значительно хуже средней, а то и самой плохой в округе. В 15 школах моральная атмосфера и успеваемость также были плохими. Из остальных 7 школ, 3 были в хорошем состоянии и 4 – в посредственном. Как заключил инспектор, «дисциплина страха, а не любви» не способствует ни умственному, ни нравственному развитию.

Это было особенно верно для мужских школ:

«Среди обездоленных, некультурных и почти звероподобных обитателей наших школ для мальчиков есть натуры, которые подчиняются исключительно силе; но задача учителя состоит в том, чтобы попытаться завоевать их всеми другими средствами; очевидно, что чем чаще применяется розга, тем менее привлекательной она становится» (How They Were Taught, 1969).

Однако время отмены телесных наказаний еще не пришло. Известный британский педагог, директор Харлоу сэр Сирил Норвуд (1875–1956) писал об учителях XIX в.:

«Они “пропарывали” свой путь семестр за семестром, с высоким чувством исполненного долга. Пороли за незнание урока, за невнимательность, за порок. Часто учителя не знали ни мальчиков, которых пороли, ни за что они их пороли» (Norwood, 1929).

Заметное влияние на изменение отношения британской общественности к телесным наказаниям оказали два трагических случая.

Первый – смерть в 1846 г. в результате жестокой «военной порки» 27-летнего рядового гусарского полка Фредерика Джона Уайта. За нанесение в пьяной драке удара металлической палкой своему сержанту Уайт был приговорен к 150 ударам плетью. Порка прошла «нормально», в присутствии трехсот солдат, полковника и полкового хирурга; десять из присутствовавших на экзекуции рядовых, включая четверых опытных солдат, от этого жуткого зрелища потеряли сознание. В больнице, куда, в соответствии с инструкцией, сразу же отвезли Уайта, его исполосованная спина благополучно зажила, но почему-то у него появились боли в области сердца и через три недели после экзекуции рядовой умер. Полковой врач признал смерть естественной, не связанной с поркой, но однополчане Уайта в этом усомнились, возникло настолько сильное напряжение, что полковнику пришлось на всякий случай даже отобрать у солдат патроны. Местный викарий разделил сомнения солдат и отказался разрешить похороны без вскрытия тела, а когда его провели, суд присяжных постановил, что рядовой Уайт умер в результате жестокой порки. К этому присяжные добавили следующий текст:

«Вынося этот вердикт, суд не может удержаться от выражения своего ужаса и отвращения к тому, что в стране существуют законы или правила, допускающие применение к британским солдатам возмутительного наказания в виде порки; жюри умоляет каждого человека в этом королевстве не пожалеть сил на то, чтобы написать и отправить в законодательные органы петиции с требованием, в самой настоятельной форме, отмены любых законов, порядков и правил, которые допускают, что позорная практика порки остается пятном на человечестве и на добром имени народа этой страны».

Несколько писем с аналогичными примерами опубликовала газета «Таймс». Петиция, требующая отмены порки, поступила в Палату лордов, которая 14 августа 1846 г. обязала правительство серьезно обсудить этот вопрос. По совету военного министра герцога Веллингтона, максимальное количество плетей было уменьшено до пятидесяти. Однако полного запрета порки не произошло, провалились эти попытки и в 1876–1877 гг.

Второй случай, гибель в 1860 г. от рук садиста-учителя 13-летнего школьника, выглядит еще более жутко (Middleton, 2005). Школьный учитель в Истборне Томас Хопли (1819–1876) был недоволен успехами «заторможенного мальчика» Реджиналда Кэнселлора и написал его отцу, попросив разрешения наказывать школьника «так сильно и так долго, как это необходимо, чтобы заставить его учиться». Отец согласие дал. Хопли привел мальчика поздно ночью в пустой класс и в течение двух часов избивал его тяжелым медным подсвечником, после чего ребенок умер. Скрыть преступление учителю не удалось, его признали виновным в человекоубийстве. Суд постановил, что хотя Хопли имел законное право физически наказывать ученика, тем более с согласия отца, примененное им наказание было чрезмерным, по закону оно должно быть «умеренным и разумным». Но как определить грани того и другого?

Эволюция британской педагогики по этому вопросу была долгой и трудной. Первые голоса в пользу более гуманного воспитания раздавались в Англии еще в Средние века. Архиепископ Ансельм Кентерберийский (1033–1109), причисленный позже клику святых, призывал к «умеренности в наказаниях» и осуждал злоупотребления телесными наказаниями детей. В эпоху Возрождения эти голоса усиливаются.

В XVI в. на английскую, как и на всю европейскую, педагогическую мысль оказал влияние Эразм Роттердамский (1469–1536). В книге «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) он писал, что полностью «согласен с Квинтилианом в осуждении порки при любых условиях». «Не следует приучать ребенка к ударам… Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух – к упрекам… Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»

Автор трактата «Школьный учитель» Роджер Эшем (1515–1568) писал, что многие мальчики убегают из Итона, потому что боятся порки, и что «любовь подстегивает детей к хорошей учебе лучше битья». Впрочем, сам Эшем в школе не работал, у него были только частные ученики. В XVII в. английская педагогика испытала благотворное гуманизирующее влияние Яна Амоса Коменского (1592–1670).

В конце XVII в. критический настрой по отношению к телесным наказаниям усилился, а к дидактическим доводам добавились социально-нравственные. Джон Локк в знаменитом трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693), выдержавшем до 1800 г. 25 изданий, не отрицая правомерности телесных наказаний в принципе, требовал применять их умеренно, так как рабская дисциплина формирует рабский характер. «Этот метод поддержания дисциплины, который широко применяется воспитателями и доступен их пониманию, является наименее пригодным из всех мыслимых» (Локк, 1988. Т. 3).

Вместо убеждения порка «порождает в ребенке отвращение к тому, что воспитатель должен заставить его полюбить», исподволь превращая ребенка в скрытное, злобное, неискреннее существо, чья душа оказывается, в конечном счете, недоступна доброму слову и позитивному примеру.

____________________

Современность

Проблема дисциплины в британских школах давно стала настоящей головной болью для учителей и родителей Соединенного Королевства. Согласно последнему соцопросу, значительный процент британцев выступает за возобновление телесных наказаний в учебных заведениях страны. Как ни странно, сами школьники также считают, что утихомирить их не в меру агрессивных одноклассников может только палка.

В британских школах в скором времени могут вновь ввести телесные наказания. По крайней мере, результаты проведенного компанией Times Educational Supplement в 2012 году социологического опроса показывают, что жители Туманного Альбиона не видят иного способа утихомирить своих не в меру распоясавшихся детей. По данным социологов, опросивших более 2000 родителей, 49% взрослых мечтают вернуть те времена, когда в школах активно применялись публичные порки и другие телесные наказания.

Более того, каждый пятый из 530 опрошенных детей заявил, что вполне солидарен с родителями, выступающими за возвращение столь «драконовских»мер наведения порядка. Как оказалось, от хулиганов устали не только учителя, но и сами школьники, которым их агрессивные одноклассники мешают учиться. Введение телесных наказаний в школах Англии вскоре может стать реальностью, так как эту программу активно поддерживает британский министр образования Майкл Гоув, который считает, что «неспокойным»детям давно пора показать «кто в доме хозяин».

По данным чиновника, почти 93% родителей и 68% школьников страны считают, что учителям необходимо развязать руки в плане ужесточения наказаний. Впрочем, не все британские преподаватели солидарны с министром образования. Так, глава Национальной ассоциации женщин-учителей Крис Китс считает, что «в цивилизованном обществе бить детей недопустимо»

Подростки почувствовали себя хозяевами школ и стали безнаказанно нарушать дисциплину в классах. В 2011 году преподавателям все-таки разрешили физически предотвращать действия подростков, если они угрожают общественному порядку.

«Если какой-то родитель теперь слышит в школе: «Извините, мы не имеем права применять к учащимся физическую силу», то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись», - заявил министр.

Также глава образовательного ведомства страны предполагает, что в школе должно работать больше мужчин. И предлагает нанимать для этого военных-отставников, которые будут иметь авторитет у самых пассионарных учеников.

В Британии официально отказываться от рукоприкладства в школах стали только в 1984 году, когда такие способы установления порядка в учебных заведениях были признаны унижающими человеческое достоинство. Причем это касалось только государственных школ. В 1999 году телесные наказания были запрещены в Англии и Уэльсе, в 2000 году - в Шотландии и в 2003 году - в Северной Ирландии.

Основным орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса являлась (и является) гибкая ротанговая трость, которой наносятся удары по рукам или ягодицам. Кое-где вместо трости использовался ремень. В Шотландии и ряде британских школ большой популярностью пользовалась кожаная лента с ручкой - тоуси.

Распространенным инструментом является паддл (рaddle - весло, лопатка) - специальная шлепалка в виде вытянутой пластины с рукоятью из дерева или кожи.

Еще один лидер мировой демократии - США, также не спешили отказываться от практики телесного внушения. Опять же, не следует путать систему частных школ и государственного образования.

Запрет на применение физических мер воздействия принят только в 29 штатах страны, причем только в двух из них - Нью-Джерси и Айова - телесные наказания запрещены законом и в частных школах тоже. При этом в 21- ом штате наказывать в школах не возбраняется. В основном, эти штаты расположены на Юге США.

Однако частные школы, в том числе и престижные, оставили этот инструмент воздействия на учащихся в своем арсенале. Преподавательскому составу негосударственных учебных заведений было лишь рекомендовано перестать бить учеников. Впрочем, отжимания от пола и иная дополнительная физическая нагрузка для особо активных учеников в армейском духе, кажется, вполне успешно пережили период запретов.

Кстати, полностью отменены физические наказания в русских школах были в 1917 году. В начале прошлого века постепенно отказываться от этой практики стали в других европейских странах - Австрии и Бельгии. Также были отменены наказания в принадлежащей России Финляндии.

____________________________

«Мальчик для битья»

В период монархии 15 и 16 веков мальчиком для битья (a whipping boy) был ребенок, приставленный к молодому принцу. Детей назначали на эту должность судом Англии, а само это звание создали на основе так называемого права Божьего помазанника, утверждавшего, что никто кроме монарха не может наказывать королевского сына. А так как собственноручно король мог выпороть ребенка крайне редко, учителям было очень сложно преподавать хулиганистым принцам.

На этом основании и было организовано звание «мальчик для битья». Такие дети по большей части принадлежали семьям, занимающим высокое положение в обществе, и обучались они вместе с принцом со дня его появления на свет. Благодаря тому, что принц и мальчик для битья росли плечом к плечу, они обыкновенно испытывали сильнейшую эмоциональную привязанность друг к другу. При этом у ребенка монарха по сути не было другого друга или партнера по играм, как это бывает у обычных детей.

Именно эту сильную привязанность и эксплуатировали учителя, наказывая самого близкого человека вместо провинившегося принца. Мальчиков для битья пороли или избивали на глазах у будущего монарха в уверенности, что подобное непослушание впреть уже не повторится.

Кстати, в романе Марка Твена «Принц и нищий» одним из персонажей также был мальчик для битья, который, не подозревая, что принц - самозванец, помогал ему выучиться заново тонкостям придворного этикета.

Изрядно покопавшись в интернете и обратившись к работникам сферы образования, мы узнали, что не перевелись еще изверги на свете и есть школы, где наказывают, куда похлеще нашей красной пасты.

Страны третьего мира

Итак, Пакистан. Здесь ваш ребенок будет обязан читать Коран около 8-ми часов гряду, и это только за двухминутное опоздание в класс ! Причем очевидцы говорят, что это правило настолько сурово, что применяется ко всем, и к учителям, и к детям с уважительной причиной опоздания.

Что уже говорить про Африку, где до сих пор живы самые суровые меры наказания за самые обычные детские шалости и проказы. В Намибии , например, провинившийся должен несколько часов простоять под деревом с гнездом ос. Особенно это касается девочек, которые не имеют прав учиться в школе и иногда приходят поглазеть на мальчишек. Тоже мне, школа называется!

Либерия и Кения ушли недалеко. Там детей за непослушание бьют плетью.

В Мьянме (кто не в курсе, это такое небольшое государство возле Китая) и того хуже. За самое обычное детское озорство (разговоры на уроках, бег на перемене, ошибки в заданиях) ребенка бьют тростью по икрам, кистям и попе перед всем классом. За более серьезные промахи школьников заставляют приседать со скрещенными руками, при этом так называемый «педагог» оттягивает ему уши.

А что в цивилизованной Европе?

И как ни страшно, даже в более развитых странах телесные наказание все еще присутствуют. А именно Великобритания прославилась этим. В 2011 году консервативная партия правительства отменила запрет этих самых телесных наказаний в школе, мотивируя это тем, что подрастающее поколение совсем распоясалось и стало жить на просторах интернета.

А вот во Франции , например, ученику может попасть из-за своих родителей, которые опаздывают забирать ребенка из школы. Тут даже ввели штрафы тем, кто более двух раз опоздал за своим чадом. При этом малыш получает неуд по поведению.

Германия более лояльна к своему новому поколению. Но есть и тут наказание, которого учащиеся боятся как огня. Летняя школа. Если ты недобрал количество часов посещений, неважно по каким причинам, болезнь ли или что-то серьезнее, школа обязывает три недели каждый день вместо каникул посещать специальное летнее образовательное учреждение. Оплачивают это учебу, естественно, родители.

Остальной мир

Корейская система образования включает в себя два типа наказания. Индивидуальное и групповое. Первое применяется в случае небольших погрешностей, за несделанное домашнее задание или нетактичное поведение во время урока. И заключается оно в ударах указкой по разным частям тела. Педагоги, побывавшие на нетрадиционных корейский уроках, утверждают, что удары несильные, и после такого наказания никто и никогда не плачет и не жалуется. Групповое же наказание – это когда промах одного берут на себя все. Чаще всего весь класс заставляют стоять и держаться за руки, поднятые вверх. Не из легких задача, хочу я вам сказать.

Бразильские учителя много веков подряд использовали телесные как самые эффективные наказания для баловников. Но сейчас система образования в Бразилии гуманная, и самая страшная кара для шкодника является запрет играть в футбол на переменах.

А вот японцы прославились своей изощренностью в наказании будущего поколения. Школьника, который невнимательно слушал на уроке, раньше заставляли стоять с чашей на голове и держать ногу под прямым углом к земле. Сейчас японцы сожалеют о пройденном этапе и дают своим детям максимум возможностей для личностного роста.

Нельзя обойти стороной и славную Америку. Тут система образования, как по мне, самая сложная в мире. Ведь сколько штатов, столько и критериев оценивая учеников. Кое-где встречается и телесные издевательства на детьми: тут и Алабама, и Джорджия, и Арканзас.
Именно Алабама прогремела на весь мир, когда мать семилетнего мальчугана Джонатана Кертиса подала заявление в полицию про избиение ее сына учителем. По словам мальчика многочисленные увечья и ушибы достались ему за то, что онзаглянул без разрешения в классную комнату ! Причем при расследовании инцидента директор школы Джонатана заявил, что учитель прав и эта мера наказания была абсолютно справедливой.

Но в большинстве случаев, как в США, так и в соседней Канаде , самым тяжелым наказанием считается запрет ученику посещать учебное заведение на некоторое время. При этом если ребенка наказали из-за непослушания во время урока, родители обязаны в это время водить отпрыска к психотерапевту, чтобы разобраться в причинах такого поведения.

Что же касается России и Украины , у нас, конечно, настолько абсурдные методы воспитания не распространены, но встречаются поодинокие случаи странного, а иногда и жестокого наказания детей.

К примеру, во многих отечественных школах учащихся оставляют без перемен и даже ответов на уроках лишь за то, что родители не поставили подпись под замечанием или памяткой учителя. Однажды лично наблюдала картину, как опытная 50-летня учительница с огромным стажем работы оставила второклассника в кабинете во время прогулки, лишь за то, что мама не расписалась в сноске с оценками. И какое же тут воспитание, спрашивается?

А вот бучанская школа №5 киевской области стала известна на всю страну, таким методом наказаний, как «доска позора». Всех, кто опоздал или пришел не в форме, тут же на месте фотографировали и вывешили на доску с обидными надписями. Такое нововведение было инициативой директора школы, но, слава Богу, не прижилось.



Вот такие они, школы 21-го века. Неужели кому-то еще надо напоминать, что каждый ребенок - яркая индивидуальность с драгоценным и хрупким внутренним миром? И мы, взрослые, обязаны беречь, развивать, любить и вкладывать в каждого маленького человечка все то хорошее и правильное, что мы только можем дать. А если вдруг вы встретились с жестоким и абсурдным отношением к детям со стороны школы или родителей, не молчите! Расскажите об этом, спасите только начавшуюся жизнь!