Положительные черты чичикова. Гоголь «Мертвые души» – Чичиков

Поэма «Мертвые души» является одним из са-мых замечательных произведений русской литера-туры. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь пока-зал всю современную Россию, сатирически изобра-зив поместное дворянство и губернское чиновниче-ство. Но в поэме есть и совершенно новый герой в русской литературе, представитель нарождающего-ся класса «приобретателей». В образе Павла Ива-новича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозре-ние черты «рыцаря копейки».

Чичиков с первого взгляда производит впечат-ление скользкого, многоликого человека. Это подчер-кивается внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, словно хамелеон, постоянно меняет-ся. Он способен придавать своему лицу нужное вы-ражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро заво-евывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выг-лядит особенно любезным и обходительным чело-веком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-древа, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет най-ти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.

Все свое умение обворожить человека пускает он в ход, чтобы добиться результата. А цель у него одна - богатство, и ради этого Павел Иванович го-тов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Глав-ное для него- деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопле-ния. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побога-че» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика от-цовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».

Обладая большим умом «со стороны практичес-кой», Чичиков начал копить деньги в школе, нажива-ясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взя-точничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до тамо-женного чиновника прослеживает Гоголь путь свое-го героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. Сразу хватается герой за идею покупки «мертвых душ». Предпринимательский талант Чичи-кова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радо-стью заключает: «А теперь же время удобное, не-давно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков- такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, от-мечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, - герой нашего времени». Этого героя со всей силой своего мастерства пока-зывает Гоголь в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережени-ем тем, кто пытается разбогатеть любым способом, превращаясь в безжалостного хищника.

Образ Чичикова - это ведущий образ поэмы "Мертвые души"

.
«Очень сомнительно,-пишет Гоголь,-чтобы избранный нами герой понравился читателям». По внешнему виду это человек очень приятный и обходительный. Он умеете каждым поговорить, сказать человеку приятный комплимент, вовремя и уместно ввернугь в разговор удачное словечко, очаровать человека своим поведением и благовоспитанностью и, наконец, блеснуть умом и опытностью. Однако все это - только внешняя личина отъявленного плута и мошенника, ловкого дельца.


С детства Чичиков встал на путь приобретательства и со школьной скамьи неуклонно следовал совету своего отца: «Больше всею береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете». Еще в детстве к полтине, данной отцом, он быстро сделал приращение: «слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно», а затем пустился и на другие спекуляции. Накопив один мешочек денег, он стал копить другой.
В училище, «постигнув» дух своего начальства, Чичиков пресмыкался и низкопоклонничал перед учителями; в своей аттестации он всегда имел отметку о «примерном прилежании и благонадежном поведении». Впереди ему мерещилась жизнь «во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды...»


По выходе из училища он ревностно принялся за службу и старался во всем угождать начальству. Сделавшись повытчиком, он сразу же стал брать взятки, но вскоре перед ним открылось поле деятельности «гораздо пространнее»: он попал в комиссию для построения «весьма капитального» здания. Здесь Чичиков быстро обогатился, однако неожиданно его воровские проделки были раскрыты, и он лишился всего. Неутомимо и энергично Чичиков вновь принимается за создание карьеры и устраивается в таможню, где наживает себе свыше пятисот тысяч рублей. Потерпев крушение и здесь, он решился на новую авантюру: на приобретение «мертвых душ».


Его новое предприятие было основано на том, что помещикам выгодно было избавиться от податей за крестьян, умерших после ревизии, так как эти подати им приходилось уплачивать до следующей ревизии, что приносило «душевладельцам» значительный ущерб. Крестьяне же, умершие в период между ревизиями, официально числились живыми, а поэтому их можно было заложить в опекунский совет и получить, таким образом, большие деньги.


С целью покупки мертвых душ Чичиков и приезжает в губернский город N.
С больший осторожностью и предусмотрительностью он принимается за осуществление надуманного плана и проявляет на первых же шагах исключительную способность ориентировки. «Он с чрезвычайной точностью расспросил, кто в городе губернатор, кто председатель палаты, кто прокурор, словом, не пропустил ни одного значительного чиновника, но еще с большей точностью, если даже не с участием, расспросил обо всех значительных помещиках: сколько кто имеет душ крестьян, как далеко живет от города, какого даже характера и как часто приезжает в город; расспросил внимательно о состоянии края: не было ли каких болезней в их губернии, повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного, и все так и с такою точностью, которая показывала более, чем одно простое любопытство». Чичиков подробно узнал, как пройти ко всем присутственным местам, и сделал визиты «ко всем городским сановникам», ловко польстив каждому. Тем временем он уже наметил помещиков, которых ему необходимо посетить.


В городе N он заводит знакомство именно с теми чиновниками, которые, по его мнению, могут быть полезны при оформлении документов на «мертвые души». Чтобы обеспечить в предстоящем деле полный успех, он стремится вызвать к себе доверие и признательность чиновников, чего и достигает без особого труда.
Способность Чичикова приспосабливаться к любой обстановке еще ярче раскрывается в поездке к помещикам. С большим умением он распознает характер каждого помещика и ловко определяет к ним свое отношение: прикинувшись человеком чувствительным и мечтательным, он получает от Манилова «мертвые души» бесплатно, склоняет Коробочку к продаже «мертвых душ» обещанием покупать у нее мед, пеньку, муку, крупу и перья. Он сумел расположить к себе даже «кулака» Собакевича.


И вес же Чичикова нельзя считать только олицетворением плута-предпринимателя. Чичиков предстает перед нами как человек живой, с присущими каждому человеку чувствами радости и горя, любви и разочарования. Правда, эти особенности характера не делают Чичикова привлекательным. Они лишь создают жизненную полноту образа. Постоянное же стремление к личной наживе, узко эгоистические расчеты и отсутствие каких-либо общественных интересов превращают Чичикова в резко отрицательный тип. Давая обобщенную характеристику своему герою. Гоголь говорит о нем не только как о хозяине-приобретателе, но и как о подлеце.


В образе Чичикова Гоголь обличил нового героя русской жизни, властно заявившего право на свое существование, - буржуазного дельца, ловкого предпринимателя, ставившего целью личное обогащение.

Образ Чичикова в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была важнейшим этапом в развитии русского критического реализма и явилась вершиной художественного творчества писателя. В своем произведении Гоголь осмеял пороки крепостнической России снизу доверху: от провинциальной глуши до Москвы и Петербурга. Гоголь, по словам Герцена, «выставил напоказ Россию дворянчиков, крепостников, которых мы увидели выходящими из дворцов и домов без масок...»

Центральным персонажем поэмы Гоголя «Мертвые души» является Павел Иванович Чичиков. Рассказ о нем проходит через всю поэму, а все другие герои характеризуются через его к ним отношение, Именно о нем автор пишет в XI главе: «Здесь он полный хозяин, и куда ему вздумается, туда и мы должны тащиться». Конечно, писатель не сводил свое произведение к истории одного человека; свою задачу он видел в том, чтобы проанализировать различные явления жизни. Однако Чичиков является главным героем поэмы, скрепляющим все повествование.

Вращающийся в кругу помещиков Чичиков представляет собой человека, обладающего иными жизненными принципами. Перед нами Гоголь создает типичный образ представителя нарождающейся буржуазии. По своему происхождению он также принадлежит к дворянскому сословию, но усадьба, где он мог бы заняться хозяйством, не приносит ему доходов. Отец Чичикова не был богат, а в наследство сыну оставил четыре заношенных фуфайки, два старых сюртука да незначительную сумму денег, Чичиков, в отличие от других помещиков, сам пробивал себе дорогу в жизни. Еще во время пребывания в школе он проявил поразительную оборотистость по части зарабатывания денег. Практичность, расчетливость, плутовство уже тогда были присущи характеру Чичикова. Его фантазия бойко раотала над изобретением разного рода коммерческих операций. Кроме того, он ловко умел войти в доверие к школьным наставникам, а потому был в школе «на отичном счету» и при выпуске получил книгу «с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение». Однако Чичиков с ранних лет научился оценивать свои отношения с людьми с точки зрения реальной пользы. Так, например, он отказывается помочь школьному наставнику, хотя раньше (будучи учеником) заискивал перед ним. Равнодушие к чужим беам - еще одна черта в характере этого персонажа.

Все низкие душевные качества Чичикова с особой силой проявляются, когда он вступает на путь самостоятельной жизненной деятельности. Стремление сделать «приращение к полтине», руководившее им с раннего детства, превратилось теперь в страстную жажду накопительства. Большое впечатление на Чичикова производят картины богатой, роскошной жизни. «Когда проносился мимо его богач на пролетных красивых дрожках, на рысаках в богатой упряжи, он.как вкопанный останавливался на месте и потом, очнувшись, как после долгого сна, говорил: „А ведь был конторщик, волосы носил в кружок!"»

Поставив своей целью стать непременно богатым человеком, он проявляет исключительное упорство, громадную энергию и изобретательность. Чичиков пускается на любые аферы и спекуляции, если они сулят барыши.

Появившись в губернском городе под видом помещика по своим надобностям, Чичиков чрезвычайно быстро не только входит в «избранное общество», но и завоевывает всеобщие симпатии, поскольку в результате долгой жизненной практики он блистательно выработал в себе способность к приспособлению. Он умеет показать себя человеком хорошего светского воспитания, обладающим большой и разносторонней культуой. Но главная сила его воздействия заключалась в том, что к каждому он умел найти свой подход. С ловкостью виртуоза Чичиков мог играть на слабых струнках человеческой души. Все чиновники, да и сам губернатор, довольны были приездом нового интересного человека.

Гоголь показывает, что Чичиков очень легко «перевоплощается», быстро переходит от одной манеры поведения к другой, не изменяя, однако, ни в чем ни себе, ни своим целям. Так, например, в беседе с Маниловым он легко улавливает его манеру поведения. Паел Иванович так же галантен и обходителен, питает склонность к «высоким» материям, преисполнен сентиментальной чувствительности. А вот с Коробочкой Чичиков галантности не проявляет. Беседа с ней носит совсем иной характер, Многоопытный герой быстро разгадывает сущность характера помещицы и поэтому действует весьма бесцеремонно, Он не считает нужным особенно стесняться - ведь деликатностью здесь не добиться уступки в приобретении мертвых душ.

При встрече с Ноздревым Чичиков старательно приспосабливается к вольному и бесцеремонному стилю поведения нового знакомого. Иных отношений, кроме «приятельских» (каковыми он их считает), Ноздрев не признает, поэтому Чичиков ведет себя так, будо они друзья с этим помещиком. Когда Ноздрев начинает хвастаться, Чичиков предпочитает отмолчаться, но зорко следит за тем, чтобы не попасть в сети, расставленные его новоявленным «другом».

Прямота и непосредственность Чичикова совершенно исчезают при встрече с Собакевичем и сменяются поиском правильных форм поведения с этим «неуклюжим медведем». Собакевич - делец, умеющий во всем соблюдать свою выгоду. В разговоре с ним главный герой показывает себя умудренным коммерсантом, знающим всякие способы воздействия на партнера. «Eгo не собьешь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич.

К Плюшкину Чичиков находит подход, приняв вид великодушного доброжелателя, желающего помочь одинокому и беззащитному старичку. Только так можно было не вызвать подозрения у скопидома, котоый более всего боится быть ограбленным. Совершив все эти метаморфозы, герой снова обретает в кругу губернского общества облик приятноо человека, вызывающего шумные восторги. Легкость перевоплощения открывает необыкновенную энерию и изворотливость Чичикова. Мы понимаем, что за мнимыми обходительностью и мягкостью Чичикова скрывается расчетливая и хищная натура. На лице же его - маска благочестивого и благонравного человека.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег. Появляясь в обществе в образе порядочного человека, он ни в малейшей степени не склонен к добродетели. Его маска добродушия и благожелательности служит лишь средством, которое помогает ему проворачивать дела.

Одержимый страстью к богатству, Чичиков не похож на самозабвенного игрока, теряющего чувство меры. Он расчетлив и аккуратен. Он способен ждать, долго и терпеливо подготавливать то, что обещает ему барыши. Он не думает об аморальности своих поступков, его интересует лишь выгода. Гоголь резко оттеняет отсутствие у своего героя каких-либо нравственных принципов. Обращаясь к биографии Чичикова, писатель заявляет: «Нет, пора припрячь подлеца». Итак, приобретательство, хищничество и аморальность в облике Чичикова слиты воедино.

Сопоставляя Чичикова с помещиками, Гоголь показал те новые черты, которые свойственны героям, сформировавшимся вне атмосферы барской усадьбы. На первый план здесь выступают жизненная цепкость, необыкновенная изворотливость, авантюризм. Стремясь достичь своих целей, Чичиков не знает покоя. Он пребывает в постоянном движении. Ему чужда созерцательность Манилова, но в то же время он далек и от простодушия Коробочки. Хитрый и предприимчивый, он насквозь видит людей и умеет прибрать их к рукам. Но одновременно ему не свойственны разгул и желание прожигать жизнь, которые являются неотъемлемой чертой облика Ноздрева. Если все многочисленные затеи Ноздрева ни к чему не ведут, то на всем, что предпринимает Чичиков, лежит печать практической сметки и деловитости. В свою очередь, деловитость эта не похожа на грубую и прямолинейную расчетливость Собакевича. Обходительность и умение расположить к себе людей дают Чичикову большие преимущества перед Собакевичем.

Таким образом, Чичиков является одновременно и лучше, и хуже всех помещиков, выведенных Гоголем в поэме. Он, представитель нового хищнического предпринимательства, не противостоит Манилову или Собакевичу. Он срастается с ними, обретает единство с дворянской средой, однако при этом преследует свои интересы. Чичиков вбирает в себя все самые жизнеспособные черты уходящих отношений, отбрасывая те, которые не могут служить целям обогащения. Что же касается морали и нравственности, то этими понятиями Чичиков не обременяет себя, как и те помещики, с которыми он встречается.

Причины омертвления души человека Гоголь показывает в образе Чичикова. Безрадостное детство, служба, на которой процветает взяточничество, общество безнравственных людей - все это сформировало из него расчетливого подлеца. Если внимательно посмотреть, то Чичиков наглее Ноздрева и черствее Собакевича. Да, он отличается от помещиков своей предприимчивостью, энергией и умом. Он дает людям очень меткие характеристики. Однако Чичиков - «мертвая душа», потому что он не ценит в жизни ничего, кроме денег. В образе Чичикова Гоголь показывает появление в русском обществе нового человека, представителя нарождающейся буржуазии. Все высокие чувства, в том числе и любовь, оцениваются им только с точки зрения материальной выгоды.

>Характеристики героев Мёртвые души

Характеристика героя Чичиков

Чичиков Павел Иванович – главный герой произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души», бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея афёры с мёртвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах. Он всё время путешествует по России, знакомится с зажиточными помещиками и чиновниками, входит к ним в доверие, а затем пытается проворачивать всяческие махинации. Чичиков – это новый вид авантюриста-изобретателя в русской литературе. Сам автор частично оправдывает действия Чичикова, так как видит, что он не безнадёжен.

Внешне этот персонаж недурен. Он не сильно толстый, но и не худой, не выглядит старо, но уже и не молод. Основные черты героя – усреднённость и предприимчивость. Его усреднённость проявляется не только во внешности, но и в манере общаться. Он всегда говорит «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует», ко всем умеет найти подход, везде слывет «своим человеком». В Чичикове всего понемногу. Он предприимчив, но не проявляет грубую деловитость, как Собакевич . У него нет мечтательности Манилова , простодушия Коробочки и разгульности Ноздрева . Этот человек активный и деятельный, каждую копейку бережёт, даже полученное наследство не растрачивает, а приумножает. При этом он не склонен к безудержной жадности как Плюшкин . Деньги для Чичикова не цель, а средство. Он всего лишь желает обеспечить себе достойное существование.

О детстве и юности героя известно немного. Родители были дворянами. Отец настоятельно рекомендовал ему водиться только с богатыми и всегда угождать начальству. О таких вещах, как чувство долга, честь и достоинство он ничего не говорил, вот Павел и вырос таким. Он и сам быстро сообразил, что такие высокие ценности мешают достижению заветной цели, оттого и пробивал себе дорогу собственными усилиями, заглушая голос совести. В школе он был прилежным учеником, но без талантов. Единственное, что умел, так это продавать что-либо товарищам и показывать фокусы за деньги. После учёбы поступил на службу в казённую палату. Затем сменил не одну работу и везде хотел нажиться. Когда в очередной раз нужно было начинать всё сначала, он придумал идею с «мёртвыми душами». Несмотря на то, что Чичиков – плут и мошенник, упорство и изобретательность героя не остаются незамеченными.

Е.В. Амелина

«Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый)

«Бессмертной заслугой русской литературы перед всей культурой является то, что она в лице Гоголя встретила героя бизнеса, героя «конформизма», героя личной карьеры, своим уничтожающим смехом и всем стала видна и его мертвая душа, и его конечная смертельная обреченность, прикрытая самоуверенностью и респектабельностью»,- писал В. Ермилов.

Таким героем у Гоголя становится Чичиков, ловкий делец-предприниматель. Главной жизненной целью Павла Ивановича является материальный достаток, комфорт и положение в обществе. И для достижения этой цели, по мнению героя, хороши любые средства обман, плутовство, казнокрадство. Дела, проворачиваемые Павлом Ивановичем, по замечанию писателя, носили название «не очень чистых». Однако главной авантюрой Чичикова становится «приобретение» мертвых душ. Он скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых до новой переписи населения и получить значительное состояние. С этой целью Павел Иванович приезжает в губернский город NN.

И первое, что интересует Чичикова, — это «состояние края: не было ли каких болезней в их губернии — повальных горячек, убийственных каких-либо лихорадок, оспы и тому подобного». Интерес Павла Ивановича понятен — от повальных болезней зависит количество умерших крестьян и, соответственно, количество душ, которые можно будет заложить в банке. Однако в своем «предприятии» Чичиков проявляет не просто рациональную заинтересованность делового человека. Как замечает В. Ермилов, герой обнажает и свои чувства, эмоции, и реакция Чичикова на сообщения о смертях, болезнях, пожарах противоположна нормальной человеческой реакции. Договорившись с Маниловым, не захотевшим брать деньги «за души, которые в некотором роде окончили свое существование», Чичиков «чуть не произвел даже скачок по образцу козла, что, как известно, производится только в самых сильных порывах радости». Живейшее нетерпение испытывает Павел Иванович, услышав от Собакевича, что Плюшкин, у которого люди «как мухи мрут», живет всего в пяти верстах. Наконец, «приобретя» у Плюшкина большое количество душ умерших и беглых крестьян. Чичиков даже поет. Радость, счастье героя обусловлены не жизнью, а смертью.

Ассоциации с нечистой силой, с ее возможностями перевоплощения вызывает и портрет героя, и изменчивость его поведения, и изменчивость самого его образа в глазах окружающих. Чичиков многолик, и Гоголь подчеркивает это уже в самом описании внешности героя. «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтоб слишком молод».

Манеры Павла Ивановича тоже неопределенны. Говорит он «ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует». Чичиков может с легкостью поддержать разговор практически на любую тему — о лошадином заводе, о бильярдной игре, о выделке горячего вина, о добродетели.

Павел Иванович может с легкостью приспособиться к любому человеку. С Маниловым он становится «приятным собеседником», любезным и добродушным, с Коробочкой — простым, старинным патриархальным барином, с Плюшкиным — степенным, рассудительным чиновником.

Изменчивость, многоликость Чичикова отражается и в восприятии его окружающими. Для жителей губернского города Павел Иванович сначала — «благонамеренный человек», затем — «херсонский помещик», однако к концу романа образ его резко снижается — Чичикова считают «подосланным чиновником из канцелярии генерал-губернатора», капитаном Копейкиным, «переодетым Наполеоном», «шпионом», «делателем фальшивых бумажек», даже Антихристом.

Мотив черта возникает и в отдельных сюжетных ситуациях поэмы. Павел Иванович призывает черта, необдуманно оставшись переночевать у Ноздрева. Перепачканный в грязи. Чичиков напоминает Коробочке борова. Наконец, уехав с бала, раздосадованный Павел Иванович причисляет это развлечение к нерусским, бесовским занятиям: «Просто дрянь бал, не в русском духе, не в русской натуре; черт знает что такое: взрослый, совершеннолетний вдруг выскочит весь в черном, общипанный, обтянутый, как чертик, и давай месить ногами».

Мотив чертовщины, бесовства звучит и в самом сюжете поэмы. Авантюра Чичикова безнравственна по самой своей сути, так как бессмертная душа человеческая не может являться предметом торга. Однако героя не волнует моральная сторона вопроса. Подобно Мефистофелю, он втягивает в свое бесовское предприятие провинциальных помещиков. Причем каждого из них Чичиков искушает по-своему. Манилову в этой сделке предоставляется возможность проявить свою «приятность», любезность, «образованность». Экономная Коробочка, не понимая сути сделки, соблазняется мыслью о казенных подрядах, возможности продать в казну муку и свиное сало. Практичный, деловитый Собакевич тоже соблазняется явной выгодой сделки. Плюшкин удовлетворяет собственную алчность. Характерно, что Чичикову не удается втянуть в аферу лишь Ноздрева. Однако это происходит не благодаря добродетели последнего, а, пожалуй, наоборот, благодаря его крайней безалаберности и непредсказуемости.

При других обстоятельствах бесхитростным обитателям имений, вероятно, и в голову бы не пришла мысль о самой возможности подобной «сделки». Однако вот появляется Чичиков, и герои становятся участниками безнравственного предприятия, заложниками собственных слабостей, собственного образа жизни и мировосприятия. При этом сами по себе образы гоголевских помещиков далеки от образов демонических злодеев. Однако жизнь их, по Гоголю, бездуховна, лишена осмысленного содержания, необходимого человеку нравственного наполнения. В этих условиях любое положительное качество (в гоголевских помещиках есть и позитивные черты) становится, по мысли писателя, бездейственным и бесполезным, человек же поддается соблазнам.

Вовлекая каждого из помещиков в свою аферу. Чичиков выступает в поэме настоящим бесом-искусителем. Его похождения — не просто занимательные приключения плута мошенника, это покушение на основу основ жизни, это неуважение к «великим и святым обязанностям» человека. И в этом заключен глубинный, внутренний смысл поэмы.

В образе Чичикова получили художественное воплощение такие черты, как стремление к успеху любой ценой, предприимчивость, практицизм, способность «разумной волей» усмирять свои желания, то есть качества, свойственные нарождающейся русской буржуазии, сочетающиеся с беспринципностью и эгоизмом. Не такого героя ждет Гоголь: ведь жажда приобретательства убивает в Чичикове лучшие человеческие чувства, не оставляет места «живой» душе. Чичиков обладает знанием людей, но это ему нужно для удачного совершения своего жуткого «дела» — покупки «мертвых душ». Он — сила, но «страшная и подлая».