Самбо — боевое искусство, отработанное на советских хулиганах. Боевое самбо

Разработкой самбо начали заниматься в 30-х годах в СССР. Данная разновидность борьбы включает огромное количество приемов, взятых из национальных единоборств. Самбо можно разделить на спортивное и боевое. Они обладают отличиями. Надо различать между собой данные вариации, прежде чем будет выбрана определенная секция самбо. В данном обзоре речь пойдет об этом единоборстве.

Создание сотрудников НКВД

Разработкой самбо начал заниматься Спиридонов В. А. Именно он стал первым создателем этого боевого искусства. В период с 1922 по 1933 год им была разработана и описана в нескольких книгах техника самообороны. В качестве основы для ее создания были взяты английский и французский бокс, «бытовая драка», а также японское боевое искусство дзю-дзюцу.

Вся техника боя Спиридоновым разделена на несколько разделов. Это дожимы, рычаги, удары, комбинированные приемы, нажатия и сжатия, выводы из равновесия и выкручивания. На базе данной техники им предложены приемы защиты от разнообразных захватов и от нападения со стороны вооруженного противника. Курс самозащиты без оружия (самбо) Спиридонов проводил для сотрудников НКВД. Сначала борьба носила название «сам», потом ее переименовали в «самоз». И только со временем единоборство получило свое конечное название - самбо.

В технический арсенал боевого искусства входили удары руками, ногами, болевые приемы на суставы, а также удушения. Приемы должны были проводиться в стойке. Борьбы в партере тогда еще не существовало. Кимоно для самбо в те времена выглядело в виде куртки с пришитым к ней поясом. Также бойцы надевали В качестве обуви использовались ботинки военного образца.

Формирование спортивного единоборства

Второй создатель самбо - это С. Им в 1911 году был пройден курс обучения дзюдо, по окончании которого он получил 2-й дан. В период с 1922 по 1925 г. Ощепков сотрудничал с военной разведкой и находился на территории Китая. Там он познакомился со стилями ушу. В период с 1929 по 1939 г. он жил в Москве, часто ездил в Ленинград. Везде он пропагандировал дзюдо. И делал это не только среди командного состава армии, но и среди студентов. По сравнению со Спиридоновым, который не допускал обучения системе людей, не состоявших на службе, Ощепков стремился к противоположным целям. Он хотел, чтобы дзюдо было знакомо всем.

Им проводились семинары по самбо. Это происходило в разных городах. Программа подобных семинаров делилась на несколько разделов. Первый подразумевал демонстрацию бросков, рычагов, удушения и ударов (базовая техника). Второй раздел направлялся на показ приемов защиты от нападения со стороны противника, который был вооружен ножом, палкой или револьвером. На третьем этапе семинара демонстрировались приемы рукопашного боя между двумя безоружными противниками. Ощепков пытался научить стиля. Именно так он называл это единоборство.

Не остались без внимания показательные выступления Ощепкова по самбо. Это всегда производило большой фурор среди людей. В результате борьба была включена в программу обучения студентов физкультурных образовательных учреждений. Отдельные приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 году был выпущен сборник. В нем кратко излагались принципы системы вольной борьбы, в основе которой лежало единоборство дзюдо. Речь в книге шла о подготовительных упражнениях, страховке, правилах соревнований и т. п.

Отличия от дзюдо

Если сравнивать борьбу с классическим дзюдо, то она имела некоторые отличия. Ощепковым было изменено кимоно для самбо. Кроме того, он устранил ритуалы. Жесткое татами им было заменено на толстый мягкий ковер. Ко всему прочему, была дополнена техника некоторыми приемами, характерными для других единоборств. Борьба, которой обучал своих учеников тренер по самбо Ощепков, была более спортивной и доступной для массового распространения по сравнению с боевым искусством, которое разрабатывал Спиридонов.

Соединение двух единоборств в одно

В конце 30-х годов приемы единоборств Спиридонова и Ощепкова были соединены. Это сделал П., который обучался у обоих тренеров. Свою попытку он описал в пособии для школ НКВД. Его работа была продолжена Харлампиевым. Он также издал книгу под названием «Борьба самбо». Это пособие вышло в 1949 году. Однако им были исключены удары, удушения, опасные виды бросков и защитные приемы от вооруженных противников. Тем самым именно он разделил борьбу на спортивную и боевую. Обе разновидности были описаны в книгах.

Спортивная борьба

Итак, самбо - это спортивный вид единоборства. Боевое искусство пользуется большой популярностью во многих странах мира. На современном этапе оно включает в себя несколько тысяч самых разных приемов. И используют их не для нападения. Спортсмены России смогли выиграть много турниров за всю историю существования борьбы. Спортивная разновидность единоборства разделяется на весовые категории. За выполнение приемов разной сложности присуждаются очки. Спортсмен может победить досрочно. Ему для этого потребуется выполнить болевой прием, уложить соперника на спину, при этом оставшись в стойке, или получить на 12 очков больше.

Боевая разновидность искусства

Занятия самбо боевого вида подразумевают обучение нанесению ударов как по рукам, так и по ногам. Также есть возможность выполнять броски, болевые приемы, удержания и т. п. Многими считается, что такое единоборство нарушает философию спортивной борьбы, так как внимание акцентируется в большей степени на атаке. Однако ведущие эксперты не согласны с этим мнением, считая, что борьба используется для самообороны. Боевое самбо России стало развиваться в 30-х годах Спиридоновым. Но об этом уже было более подробно описано выше. Борьба включает в себя огромное множество ударов, приемов. Именно по этой причине она похожа на многие восточные единоборства. Но имеется одно большое отличием. Это наше национальное боевое искусство.

Важные элементы боевого искусства

Есть одно условие, которое учитывается вне зависимости от того, какая была выбрана секция самбо: занятия проводятся на борцовском ковре. Его собирают из плотно сложенных матов. Они могут обладать брезентовым, фланелевым либо другим видом покрытия. Ковер для борьбы включает в себя рабочее пространство, зону безопасности, которая выполнена из обкладных матов. Вся система должна быть прикреплена к полу с помощью реек, заведенных под маты, расположенные по краям.

Если матов нет, то можно воспользоваться стружкой и опилками. Первый слой должен быть не менее 20 см в толщину. Для его создания стоит использовать стружку. Толщина второго слоя не должна быть менее 15 см. Для его создания следует применить опилки. Оба слоя должны быть тщательно утрамбованы и выровнены. Надо подготовить рабочую поверхность. Для этого на полученную конструкцию потребуется натянуть брезент. Зафиксировать его потребуется по всему периметру с помощью реек. Их надо тщательно друг к другу подогнать. Это поможет предотвратить высыпание содержимого после ударов.

Если вы решили заняться борьбой, то следует понимать, что каждая секция самбо подразумевает наличие у спортсмена специальной одежды. Это боевая куртка без ворота, матерчатый пояс, спортивные трусы и специальная обувь - борцовки.

Также в борьбе активно используются спортивные снаряды. Речь идет о гантелях, гирях, штангах и других предметах, за счет которых можно развить силу. В системе подготовки используются как вес спортсмена, так и вес его противника.

Философия боевого искусства

Самбо России является не только разновидностью спортивного единоборства. Борьба подразумевает целую систему, с помощью которой можно воспитывать и развивать морально-волевые качества, патриотизм и гражданственность. Самбо является наукой обороны, но никак не нападения. Единоборство не только научит самозащите. Оно также предоставит богатый жизненный опыт, поспособствует формированию твердого характера, стойкости и выносливости. Именно эти качества потребуются не только в работе, но и в общественной деятельности.

Самбо для взрослых и детей является занятием, которое помогает вырабатывать самодисциплину. С помощью единоборства формируется внутренняя нравственная опора, сильная личная позиция, которая сказывается в достижении поставленных перед собой целей. С помощью борьбы будет сформирована социальная опора общества: люди, которые смогут постоять как за себя, так и за свою семью.

Традиции единоборства

Традиции берут свое начало из культуры народностей России, из В эту боевую систему входят лучшие приемы из национальных единоборств. В момент ее формирования в качестве основы были взяты кулачные бои, борьба (русская, грузинская, татарская, армянская, казахская, узбекская). Также учитывались приемы, характерные для бокса (французского и английского). Не осталась без внимания вольно-американская, английская борьба, дзюдо, сумо и другие виды единоборств.

Соревнования по самбо основываются на поиске всего передового и целесообразного, на постоянном совершенствовании, обновлении. Боевая система открыта всему самому лучшему. Совместно с многочисленными приемами борьбы национальное единоборство впитало нравственные принципы, характерные для разных народов. В самбо воплотилась часть культур, присущих разным странам. И на современном этапе люди, которые занимаются самбо, не только обучаются приемам самозащиты. Они получают огромный опыт, помогающий им сформировать достойное поведение, основанное на ценностях патриотизма и гражданственности.

Чего нельзя делать

История самбо связана с историей России, с победами. Борьба является живым символом преемственности разных поколений.

Для самбо, как и для других видов состязаний, характерно наличие запрещенных действий. За них судьи карают достаточно строго. Запрещено:

  1. Бросать визави на голову или с захватом на болевой прием. Запрещено падать на противника всем телом во время броска.
  2. Выполнять удушения, зажимать рот или нос.
  3. Выполнять удары, кусаться либо царапаться.
  4. Делать болевые приемы на позвоночник, выполнять скручивание шеи, сжимание головы руками и ногами.
  5. Придавливать голову к ковру и скрещивать ноги на теле визави.
  6. Упираться с помощью рук, ног и головы в лицо.
  7. Давить локтями или коленями сверху.
  8. Захватывать пальцы рук или ног.
  9. Загибать руки за спину, выполнять болевые приемы на кисти.
  10. Выкручивать ноги за пятку, выполнять «узлы» на стопы.
  11. Выполнять болевые приемы рывком или при борьбе стоя

Это основные запреты, которые прививают тренеры, проводя занятия самбо.

Заключение

В данном обзоре было рассмотрено такое боевое искусство, как самбо. Оно возникло сравнительно недавно. Но за все время своего существования сумело привлечь к себе внимание со стороны многих стран мира. И возможно, в скором времени борьба будет включена в программу Олимпиады. Чего мы искренне и пожелаем этому национальному боевому искусству России!

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМБО

В этой главе рассматриваются только наиболее существенные теоретические основы борьбы самбо, зная которые самбист сможет сознательно работать над дальнейшим изучением техники приёмов и совершенствовать ее.

Развитие техники борьбы самбо в значительной мере протекало и продолжает протекать по пути использования практического опыта различных видов национальной спортивной борьбы народов СССР.

В борьбе самбо в настоящее время успешно применяются многие приёмы из грузинской, азербайджанской, туркменской и других видов борьбы. В качестве примеров можно назвать «подхват» и «зацеп изнутри», позаимствованные из грузинской борьбы, «зацеп снаружи» - из туркменской борьбы, «подсад» - из татарской и др.

Однако разработка рациональной техники борьбы самбо и ее совершенствование стали возможными только благодаря использованию данных науки.

Опираясь на анатомию, физиологию, механику и другие науки, советские преподаватели и тренеры улучшили целый ряд приёмов и дали им правильное обоснование.

Положительную роль в обогащении техники самбо сыграла классификация приёмов и разработка на ее основе единой терминологии.

Для удобства использования теоретических знаний с целью совершенствования техники самбо в этой главе изложены сведения, помогающие самбисту увеличить свою силу, вкладываемую в приём, быстроту выполнения приёма, амплитуду своих движений, а также даны указания об увеличении выносливости самбиста, играющей важную роль не только в овладении техникой самбо, но и в практическом применении ее.

Как увеличить силу, вкладываемую в приём. Силу, вкладываемую в приём, можно увеличить путем:

Увеличения своей силы;

Использования силы противника;

Ослабления сопротивления противника.

Каждый спортсмен хорошо знает, что постоянными упражнениями можно и нужно увеличивать свою силу. Но одних упражнений еще недостаточно, чтобы сделать выполнение приёма мощным и неотразимым.

Прежде всего силу, вкладываемую в приём, можно увеличить, удлиняя соответствующие плечи рычагов, образуемых частями тела самбиста и его противника. Так, например, при проведении удержания сбоку самбист, отодвигая ноги и нижнюю часть своего туловища подальше от туловища противника, тем самым увеличивает рычаг, а вместе с ним и силу удержания, так как противник при таком соотношении рычагов уже не может перебросить самбиста через себя.

При проведении болевых приёмов применение рычагов разнообразно. Рычаг первого рода применяется при перегибании локтевого сустава руки, повернутой вокруг своей длинной оси наружу.

Например, при перегибании локтя захватом руки между ног.

В этом приёме сила сопротивления противника в основном будет определяться расстоянием между осью его локтевого сустава и местом прикрепления сухожилий сгибателей его предплечья. Сила, направленная на перегибание сустава противника, зависит в основном от расстояния между точкой опоры и местом вашего захвата. Чем больше это расстояние, тем сильнее перегибание сустава противника. Самбисты этим пользуются, так как от их воли и умения зависит увеличение плеча данного рычага.

Рычаг второго рода применяется при перегибании локтевого сустава руки, повернутой вокруг своей длинной оси внутрь. Например, при перегибании локтя при помощи ноги сверху.

В этом приёме величина силы, направленной на перегибание сустава противника, будет в основном зависеть от расстояния между точкой приложения веса вашего тела и места вашего захвата для поднимания предплечья противника вверх. Самбист произвольно может увеличивать плечо данного рычага и тем самым силу перегибания сустава противника.

Своеобразен способ применения рычага при проведении так называемых «узлов», т. е. выкручиваний плечевого сустава посредством поднимания локтя противника в различных направлениях с одновременным поворотом плечевой части руки внутрь или наружу.

При проведении «узлов» для увеличения мощности приёма нужно своё предплечье подводить как можно ближе к поднимаемому локтю, а предплечье противника захватывать как можно дальше от локтя.

При проведении бросков, точка захвата и точка приложения силы туловища или ног самбиста составляют рычаг, посредством которого происходит сбрасывание противника на землю. Чем больше этот рычаг, тем большую силу мы можем вложить в данный бросок. Силу, вкладываемую в приём, можно увеличить путем умелого использования веса своего тела и инерции, которую оно приобретает при различных передвижениях и падениях. Так, например, при броске через голову или броске с захватом руки под плечо падающее тело самбиста развивает значительную инерцию и увлекает за собой противника.

Быстрый бросок вперёд также развивает инерцию тела самбиста в горизонтальном направлении, достаточную для того, чтобы опрокинуть противника задней подножкой или зацепом изнутри.

Силу, вкладываемую в приём, можно сделать большей, если при конструировании его учитывать, напряжением каких мышц он будет выполняться. Для выполнения приёмов целесообразно использовать сильные группы мышц.

Наиболее сильными группами мышц (относительно их антагонистов) являются:

Сгибатели кисти и пальцев;

Супинаторы предплечья;

Пронаторы плеча;

Подошвенные сгибатели стопы;

Разгибатели голени;

Разгибатели туловища.

Приведём несколько примеров использования сильных групп мышц в широко известных приёмах.

Так, мощные мышцы, разгибающие голень (главным образом четырехглавая мышца бедра), и мощные мышцы, производящие подошвенное сгибание стопы (главным образом икроножная мышца), в числе прочих мышц с большим эффектом используются при проведении следующих приёмов: бросок через голову (подсаживающая нога), зацеп изнутри, зацеп стопой, подхват, отхват, подбив и подсад голенью (опорная нога), бросок через бедро и бросок захватом руки на плечо (обе ноги).

Еще пример. Мышцы, разгибающие позвоночный столб (главным образом крестовоостистая), в числе прочих хорошо используются при проведении следующих приёмов: броски через грудь, броски через плечи, перегибание локтя при помощи туловища сверху, разъединение сцепленных рук становой силой.

Силу выполнения приёма можно увеличить, конструируя его таким образом, чтобы на одну конечность противника нападать своими несколькими конечностями. Это, конечно, будет создавать явное преимущество в силе перед противником.

Например, при проведении перегибания локтя захватом руки под плечо, перегибания локтя через предплечье, узла поперек, обратного узла поперек самбист двумя руками нападает на одну, изолированную, руку противника.

При проведении перегибания локтя при помощи ноги сверху на одну руку противника самбист нападает тремя конечностями: двумя руками и ногой.

Наконец, при проведении перегибания локтя захватом руки между ног и перегибания колена захватом ноги между ног самбист на одну руку или ногу противника нападает своими четырьмя конечностями: двумя руками и двумя ногами.

Далее, практическим опытом и экспериментальными данными установлено, что для достижения максимального силового эффекта приём следует проводить при закрытой голосовой щели, набрав в легкие воздуху наполовину их объема. Иногда приём можно проводить во время вдоха и никогда при выдохе.

При проведении приёма свою силу можно увеличить путем использования силы противника.

Редко во время борьбы противник стоит не напирая и не делая рывков. Чаще противник вкладывает свою силу в каком-либо направлении. Если провести приём в том направлении, куда противник устремляет свои усилия, то сила противника сложится с силой выполняющего приём.

Например, если противник напирает, то, чтобы использовать его силу, нужно проводить броски вперед: бросок через голову, бросок через бедро, бросок через грудь и др.

Если же противник, отступая, тянет, то с той же целью следует проводить броски назад: зацеп изнутри, заднюю подножку, «ножницы» и др.

В некоторых случаях самбист может ослабить сопротивление своего противника и тем самым станет относительно сильнее.

Самбист может ослабить сопротивление своего противника путем изоляции тех его конечностей, которые могли бы помочь противнику сопротивляться болевому приёму.

Так, например, при проведении узла поперёк на правую руку сковывание ногами левой руки противника сильно ослабляет его сопротивление.

Или при проведении перегибания локтя захватом правой руки противника под плечо самбист так прижимает его грудь к ковру, что противнику невозможно дотянуться левой рукой до правой и помочь ей освободиться от мощного захвата. Такая изоляция левой руки противника сильно ослабляет его защиту.

Если атаковать противника в направлении действия его сильных групп мышц, то он сумеет сопротивляться вашей атаке только антагонистами этих групп мышц, т. е. слабыми группами мышц, и вам не трудно будет преодолеть их противодействие.

Так, например, при проведении приёма перегибание локтя захватом руки под плечо мы действуем в направлении поворота плечевой части руки противника внутрь, т. е. в направлении пронаторов плеча - большой и сильной группы мышц. Сопротивляться пронации плеча противник может супинированием ее. Это защитное движение может быть проведено только лишь немногочисленными и сравнительно слабыми мышцами.

Из таблицы видно, что при повороте плечевой части руки противника внутрь он способен оказать лишь слабое сопротивление.

В натянутом состоянии ахиллесово сухожилие далеко отстоит от большеберцовой кости и прижать его к ней очень трудно, но стоит только сильно согнуть стопу противника в сторону подошвы, как ахиллесово сухожилие окажется вблизи большеберцовой кости, и в таком положении приём можно провести с меньшей затратой сил и с большим успехом. Это целесообразное движение нетрудно осуществлять, так как сопротивляться этому будут только слабые разгибатели стопы (тыльные сгибатели стопы).

Для того чтобы правильно выбирать направление нападения на противника, нужно знать, какие группы мышц относятся к сильным и какие к слабым. Сильные группы мышц были перечислены ранее.

К слабым группам мышц относятся:

Разгибатели кистей и пальцев;

Пронаторы предплечья;

Супинаторы плеча;

Отводящие плечо;

Разгибатели стопы (тыльные сгибатели стопы);

Сгибатели голени;

Сгибатели туловища.

Направление своих движений самбисту следует согласовывать с характером захватов противника, которые легко преодолимы в одном направлении и непреодолимы в другом.

Так, например, легко вырвать руку, захваченную противником за запястье, действуя в направлении его большого пальца. Или легко разъединить сцепленные в «замок» руки противника встречным рывком обеих рук, в сторону тыла его кистей.

Кроме того, следует нападать на противника в те моменты, когда он ослаблен. Например, когда противник находится в положении, которое у него плохо вытренировано; когда его внимание чем-то отвлечено; когда он утомлён; когда он делает выдох.

Как увеличить быстроту выполнения своего приёма. Увеличить быстроту выполнения своего приёма можно путем:

Увеличения быстроты своих движений;

Использования быстроты движений противника;

Уменьшения быстроты движений противника.

Постоянными тренировками можно увеличить быстроту своих движений. Кроме того, можно целым рядом действий добиться увеличения быстроты выполнения намеченного приёма. Этого увеличения быстроты самбисты добиваются в первую очередь сложением разных движений одного направления в одно сложнокоординированное движение. Таким образом, скорость движения любой части тела самбиста может состоять из суммы скоростей различных частей его тела. Это позволяет в некоторых случаях увеличивать быстроту выполнения приёма в 2-3 раза.

Так, например, при захвате ноги противника самбист может сложить четыре разных движения, направленных в одну сторону, в одно, довольно сложное, но зато очень быстрое движение. В этом движении вытягивание руки по направлению захвата складывается с одновременным наклоном туловища, шагом вперёд и приседанием на ногах. Другой пример. Рывок левой рукой за правый рукав противника при проведении передней подсечки левой ногой самбисты координируют из: сгибания предплечья, разгибания плеча (отведение руки назад) и поворота туловища в сторону рывка.

Увеличить быстроту выполнения приёма самбист может также путем сложения движений разного направления. Однако в этих случаях увеличение быстроты движения будет не абсолютное, а относительное.

Так, например, при проведении боковой подсечки левая нога самбиста движется вправо–вверх, а его руки - влево–вниз. В этом случае движение ноги по отношению к движению рук будет иметь скорость, равную сумме скоростей движения рук и ноги. Практическая ценность этого относительного увеличения скорости состоит в том, что общий центр тяжести тела противника выносится за его площадь опоры в одну сторону, в то время как точка опоры выбивается из-под его центра тяжести в противоположную сторону. Следовательно, падение противника произойдет вдвое быстрее.

Еще пример. При проведении подхвата самбист выбивает своей ногой ноги противника из-под его туловища в одном направлении и одновременно с этим рывком увлекает его тело в противоположном направлении. Это встречное движение также ускоряет падение противника.

Начало каждого приёма тормозится напряжением мышц, непосредственно не участвующих в данном движении. Сделав свою стойку свободной от излишних напряжений, самбист намного убыстрит начало любого приёма. Этому же содействует целесообразное исходное положение перед началом каждого приёма.

Следует учитывать и то, что движения самбиста тормозятся весом и захватами.

Для увеличения быстроты нападения ногой самбист должен эту ногу предварительно освободить от веса своего тела. Для увеличения быстроты нападения рукой или туловищем их нужно или совсем освободить от захватов противника, либо выбрать такое направление нападения, при котором данный захват будет меньше всего тормозить движение.

Складывая быстроту встречных движений противника со своими движениями, самбист получает возможность убыстрить начало приёма. Так, делая переднюю подсечку в момент шага противника вперед, самбист складывает быстроту движения своей подсекающей ноги с быстротой шагающей ему навстречу ноги противника, чем и убыстряет свою подсечку почти вдвое.

Или, делая захват ноги противника во время его шага вперед, самбист также ускоряет свою атаку за счёт сложения скоростей встречных движений - своего и противника.

Если искусственно замедлить движения противника, то движения самбиста станут относительно движений его противника быстрее. Следовательно, он получит преимущество в быстроте.

При борьбе стоя, удлиняя дистанцию и отставляя назад ногу, подлежащую атаке, мы добиваемся увеличения времени, необходимого противнику для соприкосновения с атакуемой ногой.

Нагружая ногу противника, которой он собирается нападать, частью своего веса и веса противника, а также сковывая захватом часть его тела, которой он собирался атаковать, самбист замедлит атаку противника.

Если произвести движение в одну сторону с атакой противника, то его движение получает замедление, так как из скорости движения противника будет вычитаться скорость, с которой самбист убирает свою атакованную конечность.

При борьбе лёжа также можно замедлять движения противника.

Известно, что части конечностей человека, суммируясь в своих движениях с движением туловища, имеют тем большую подвижность, чем ближе они находятся к ногтевым фалангам. Следовательно, если нам, например, нужно атаковать предплечье противника, то вначале нужно сковать его туловище, затем плечевую часть его руки и только после этого переходить к атаке предплечья, которое в этом состоянии будет иметь не только медленные, но и крайне ограниченные движения.

Находясь при борьбе лёжа сверху, самбист может прижать своим весом противника, и его движения замедлятся. Находясь при борьбе лёжа под противником, самбист может, беспрерывно выводя противника из равновесия, заставить его тратить значительные усилия на восстановление равновесия, это замедлит его движения.

Как увеличить амплитуду своих движений. Для преодоления нападения или сопротивления противника большую роль играет размах, или так называемая амплитуда того или иного движения. Увеличить амплитуду своих движений можно путем: развития качества гибкости; устранения механических препятствий; правильного размещения частей тела, объединяемых двух- и многосуставными мышцами.

Качество гибкости развивается постоянными специальными упражнениями. Но в некоторых случаях, как бы ни были эластичны мышцы самбиста, его движения могут иметь ограниченную амплитуду движения из-за чисто механических препятствий. Устраняя эти препятствия, мы намного увеличиваем амплитуду своих движений.

Так, например, при боковой подсечке бедро опорной ноги ограничивает движение бедра атакующей ноги в сторону. Но достаточно развернуть носок опорной ноги наружу (супинировать ногу), как движение атакующей ноги, не встречая препятствия, намного увеличивает свой размах.

По тем же причинам при проведении подбива носок опорной ноги ставят точно в направлении последующего движения атакующей ноги, а при проведении зацепа стопой пятка опорной ноги выдвигается вперед.

Значительному отведению бедра мешает большой вертел бедряной кости, упирающейся в верхний край суставной поверхности. Если бедро супинировать (повернуть ногу носком наружу), то при отведении бедра большой вертел уже не помешает и амплитуда движения резко увеличится.

Верхний плечевой пояс при фиксированном тазовом поясе может сделать поворот только до угла 45°. Для увеличения поворота плечевого пояса необходимо повернуть тазовый пояс, что легко осуществляется при сильном повороте носка опорной ноги в ту сторону, куда нужно делать поворот туловища. Так, при задней подножке, отхвате и подхвате мы заранее разворачиваем носок опорной ноги наружу и тем самым обеспечиваем нужный поворот туловища.

Мышцы, проходящие своими сухожилиями через несколько суставов, во многих неправильно организованных движениях сильно ограничивают их амплитуду. Правильно разместив части своего тела, самбист добивается нужного ему увеличения амплитуды того или иного движения.

Так, при всех замахах ноги для проведения подхватов, отхватов, задних и передних подножек, если ногу держать прямой, движения ее тормозятся натяжением сгибателей голени. Сгибая же ногу в колене, мы освобождаем от натяжения дистальный конец сгибателей голени и тем самым получаем возможность более свободно сгибать бедро для осуществления замаха.

Однако выносливость во многом зависит и от других причин.

Огромную роль в поддержании и развитии выносливости играет четкое соблюдение спортивного режима.

В режиме необходимо:

Спать в гигиенических условиях не менее 8 и не более 9 часов;

Тренировку начинать после еды не ранее чем через 2-2 1 / 2 часа, заканчивать тренировку не позже чем за 2 часа до сна;

Не курить и не употреблять алкоголя;

Не держать лишнего веса и перед соревнованиями не сгонять более 1 / 25 собственного веса;

Питание принимать 3 раза в день в одно и то же время, но не ранее чем через 30 мин. после тренировки. Общий вес суточного рациона не должен превышать 2,5-3 кг. Мяса употреблять немного, почаще заменяя его рыбой. Увеличить в пище количество фруктов, овощей и молочных продуктов. В пищу вводить продукты, содержащие необходимое для эритроцитов железо (кровяные колбасы, яичный желток, чечевицу и овсянку). Ежедневно: принимать 2,5-3 мг витамина В 1 (аверина) и для нейтрализации кислых продуктов распада пить натощак 1 стакан боржома.

Выносливость самбиста во время проведения им схватки может быть сохранена посредством экономии его энергии. Самбист не должен делать лишних движений; стойка его должна быть свободной, и мышцы, которые непосредственно не участвуют в движениях, должны находиться в раслабленном состоянии; уставшие части тела нужно временно выключать из нагрузки, давая им восстановиться, так, например, если начинают утомляться сгибатели пальцев, то следует на некоторое время перейти к дистанции вне захвата и делать обманные движения расслабленными кистями, давая отдохнуть утомленным мышцам.

Во время схватки задерживать дыхание допустимо только в момент проведения приёма или защиты против атаки противника, всё же остальное время дышать нужно возможно глубже, обращая особое внимание- на полный выдох.

Не следует пренебрегать и самовнушением. Внушенная самому себе уверенность в том, что вы можете окончить схватку взятым темпом или даже увеличив темп, является мощной поддержкой самбиста.

Если вы можете утомить противника «висением» на нём и непрерывными рывками, заставляя его всё время держать тело в напряжении, то вам станет самому много легче вести схватку. Борьба с утомлённым противником вызывает меньший расход энергии.

Как увеличить свою устойчивость. Устойчивость самбист может увеличить путём правильного размещения своего тела по отношению к ковру и противнику.

Общеизвестно, что чем большую площадь опоры имеет тело, тем оно устойчивее. Площадь своей опоры самбист увеличивает путем расстановки ступней в сагиттальном и фронтальном направлениях, а также целесообразным направлением самих ступней. Но широкая расстановка ступней, дойдя до известного предела, уменьшает подвижность самбиста, которая так же, а зачастую ещё более необходима для сохранения устойчивости. Поэтому площадь опоры у самбиста редко бывает шире его плеч. В некоторых случаях, выполняя требование относительно расположения проекции общего центра тяжести, самбист может вывести проекцию отдельных частей своего тела к границам площади опоры или даже за эти границы, например при согнутой стойке. В этих случаях устойчивость будет понижаться, следовательно, добиваясь устойчивости, нужно разместить не только проекцию общего центра тяжести тела, но и проекцию центра тяжести возможно большего числа частей своего тела как можно ближе к центру своей площади опоры. Это осуществляется применением прямой стойки.

Передвигаясь, самбист на какое-то мгновение оказывается стоящим на одной ноге. В это мгновение самбист не только имеет малую площадь опоры: проекция его общего центра тяжести зачастую находится вне её. Сохранение равновесия в этих случаях зависит от кратковременности пребывания в этом положении и проявления особой бдительности.

При проведении бросков самбист в какой-то мере вкладывает в приём свой вес, и его тело приобретает инерцию, что заставляет его падать. Предотвратить это падение можно сильным поворотом туловища в сторону опорной ноги или сделав выпад в соответствующую сторону ногой, освободившейся от атаки. Так, например, при проведении задних подножек делается поворот туловища, а при проведении боковой подсечки - выпад.

Если самбисты в борьбе напирают друг на друга или тянут каждый в свою сторону, то сохранение ими равновесия зависит от их взаимных усилий. В первом случае проекция общего центра тяжести каждого из них находится впереди площади опоры или вблизи от нее, а во втором сзади. Следовательно, в обоих приведенных случаях устойчивость каждого из самбистов зависит от «помощи», оказываемой ему противником. Поэтому очень важно, чтобы стойка самбиста была по возможности независимой от этой «помощи».

При толчках и рывках противника для сохранения независимости своего равновесия самбист может делать передвижения в сторону усилий противника.

Во всех случаях, когда самбист поднимает своего противника, необходимо так отклонять туловище в противоположную сторону, чтобы центр тяжести самбиста и поднимаемого им противника находился над площадью опоры. Особенно трудно этого достигнуть при поднимании противника, стоя на одной ноге (подхват, подсад голенью и т. п.).

При завершении бросков в стойке падающее тело противника развивает определенную скорость. Чтобы не быть увлеченным сильным рывком в сторону падения противника, самбист должен соответственно отклонить свое туловище, а иногда и откинуть освободившуюся руку в противоположную сторону.

Как уменьшить силу удара падающего тела. Каждый из разучиваемых бросков заканчивается падением.

Естественно, что самбист должен уметь смягчать своё падение на ковер, иначе оно для него будет болезненным. Поэтому в самбо введена своеобразная самостраховка при падениях, основанная на разложении удара. Удар падающего тела в некоторых случаях можно превратить в кувырок и уподобить катящемуся («без ударов») шару.

В других случаях удар раскладывается последовательным касанием ковра разными частями тела.

Проведение приёмов с учётом телосложения противника. Проводя приёмы, наряду с учётом других особенностей следует учитывать и особенности телосложения противника, чтобы соответственно им изменять приём. Например, если противник ростом выше нападающего и держится на дальней дистанции, то при проведении передней подсечки нападающему трудно достать своей ногой его стопу; гораздо легче достать верхнюю часть его голени. Следовательно, в этом случае удобнее провести переднюю подсечку в колено.

Или другой пример: бросок через голову более высокого противника не будет выходить при захвате одежды на его рукавах, однако он хорошо получается при захвате «плечиков» противника. Иногда следует заблаговременно к соответствующему противнику подготовить подходящие к его телосложению броски. Так, например, бросок захватом руки на плечо, бросок через плечи, с захватом ног и подобные броски хорошо проводить на более высоком противнике.

Бросок захватом руки под плечо, зацепы, подхват изнутри хорошо проводить на противниках более низкого роста.

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович Из книги Философия силы автора Филаретов Петр Геннадьевич

2.4. Теоретические основы «Школы силы Петра Филаретова» (ШСПФ) Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 годВследствие дефицита собственных силы и мышечной массы я пришел к первым размышлениям о создании некой эффективной методики силового

Из книги Силовой тренинг рук. Часть I. Теоретические основы. Развитие силы бицепсов автора Филаретов Петр Геннадьевич

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЫ СИЛЫ ПЕТРА ФИЛАРЕТОВА (ШСПФ) 1.1.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШСПФ. Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 год. В следствии дефицита собственной физической силы и мышечной массы я пришел к первым

Из книги Против лома – есть приемы! автора Филаретов Петр Геннадьевич

1. Теоретические основы Школы Силы Петра Филаретова (ШСПФ) 1.1. Основные этапы возникновения и развития ШСПФ Вначале рассмотрим основные этапы возникновения и развития ШСПФ.1992 год. В следствии дефицита собственной физической силы и мышечной массы я пришел к первым

Из книги Книга СПАС. Твоя жизнь – в твоем желании жить, или Как жить безопасно автора Воюшин Константин Владимирович

Теоретические основы ведения боя Принципы обороны в СПАС1. Держите в тонусе пальцы, кисти, предплечья, если ими защищаетесь, – это убережет от ненужных травм, усилит оборону. Излишне зажимаясь и напрягаясь, вы проигрываете в скорости, и нарастает ненужное утомление.2. Не

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Из книги Синъицюань: Единство формы и воли. Часть 1 автора Маслов Алексей Александрович

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Глава 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИНЪИЦЮАНЬ «Сложные дела в мире должны начинаться с простого.Великие дела в мире должны начинаться с малого.Поэтому мудрецы, не начиная дел с великого,Могли свершить великое».«Дао дэ цзин», параграф 63Долгое время теория синъицюань оставалась

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Глава 3 Герои самбо В этой главе, ребята, я расскажу вам истории, которые происходили со многими известными в мире самбо людьми. Герои описанных событий – те, кто сформировались как личности именно благодаря самбо, и это многим из них не раз помогало и даже спасало жизнь.

Из книги Основы мягкого цигун автора У Цзянхун

Глава I. Теоретические основы «Самбо»

Из книги автора

Глава II. Практические основы «САМБО» Непосредственной задачей изучения практических основ «Самбо» является - воспитание в обучающемся твердой воли, физической выносливости и мастерства в применении приемов «Самбо».Практические основы «Самбо» изложены в трех

Из книги автора

Теоретические основы Цигун Основой китайской философии с древнейших времен являлось учение о двух противоположных и нераздельных началах Инь и Ян. Они обозначают не только материальные явления, но качества и свойства присущие одному объекту, а также силы, порождающие

Понятие «самозащита без оружия» появилось в 1927 году в книге Виктора Афанасьевича Спиридонова, кадрового военного, который в 1921-м создал основу новой системы, составленной из лучших элементов разных боевых искусств того времени.

Это были приемы боевого раздела борьбы в одежде, которыми вооружили бойцов Красной Армии и правоохранительные органы. В. Спиридонов с учениками совершенствовали систему самозащиты без оружия - разработали одежду для борьбы, стали проводить соревнования.


Энтузиастами становления и развития данного вида спорта являлись В.А. Спиридонов, В.С. Ощепков и А.А. Харлампиев, обратившие внимание на характерные особенности национальных видов борьбы


Виктор Спиридонов
Спиридонов возглавляет первую секцию борьбы, открывшуюся в 1923 году на базе общества «Динамо». Обучает боевым приёмам чекистов, работников милиции, командиров и бойцов пограничных войск.


Намечает два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное, боевое. Открывает секции в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске и ряде других городов. Предлагает правила соревнований. Одно из первых – категорическое запрещение «горячиться во время схватки, в каком бы темпе она не проходила».
Василий Ощепков
Василий Ощепков, закончил в 1913 году в Японии институт дзюдо «Кодокан», с 1918 по 1926 год был резидентом Главного разведовательного управления Красной Армии в Японии. До переезда в Москву работал инструктором по самозащите в новосибирском отделении «Динамо», обучая курсантов местной школы милиции. Там уже внедрялась закрытая система В. Спиридонова «САМ».


В Москве Ощепков организовывает в ЦДКА группы по изучению рукопашного боя среди военнослужащих, проводит занятия для высшего командного состава Красной Армии. Работает в Московском институте физкультуры и преподает борьбу дзюдо. Идея Ощепкова - разработать систему приемов, доступных не для ограниченного числа «посвященных», а для всех желающих. Для этого он подготовил курс лекций и в 1932 году набрал первую группу слушателей для подготовки из их числа тренеров и пропагандистов спорта. Уже в те годы Ощепков отошел от правил дзюдо, активно дополнял японскую борьбу приемами, взятыми из богатого арсенала национальных видов борьбы народов Советского Союза. Он стал добавлять в дзюдо самые эффектные приемы из национальных видов борьбы, менять покрой куртки, правила проведения соревнований, ввел защитную обувь - борцовки. Так возник новый вид спорта, который назывался в то время «борьба свободного стиля».
Анатолий Харлампиев
Анатолий Харлампиев, Автор первого учебника «Борьба самбо».


Еще студентом, в 1936 году он защищает дипломную работу, в которой собраны и описаны приёмы, изученные им под руководством Ощепкова.


На протяжении многих лет систематизировал приемы и методы борьбы народов СССР. Харлампиев - автор многих книг по теории и практики обучения самбо, организатор многочисленных судейских семинаров и учебных сборов для спортсменов. Он основал школы воспитания спортсменов в таких спортивных обществах как «Крылья Советов», «Динамо» и Московском энергетическом институте, подготовив более ста мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта и тысячи разрядников.
Самбо - один из молодых и популярных видов спорта, рожденный в нашей стране и широко культивируемый теперь на международной спортивной арене. Можно сказать, что ни один другой вид родственных спортивных состязаний не сыскал к себе большей популярности, чем самбо.
Первые пособия и руководства по самбо
20-30-е годы ХХ века.
Авторы – В. Спиридонов, И. Солоневич, А. Буценко, Н. Ознобишин
Первый Всесоюзный тренерский сбор
1938 год, июль. Старший тренер сбора Анатолий Харлампиев предлагает культивировать свой, самобытный вид борьбы и выступает с докладом «Основы борьбы вольного стиля»: «…В советскую борьбу вольного стиля включены все лучшие элементы из следующих национальных борьб: грузинской, татарской, карачаевской, казахской, узбекской, туркменской… Наша борьба должна быть самой обширной по средствам победы, поэтому мы не ограничиваемся борьбами, которые культивируются в Советском Союзе, мы заимствуем технику борьбы из других стран…» Харлампиев предлагает систематизировать накопленный временами и народами опыт. Говорит, что за основу победы надо взять бросок из стойки на всю спину – «этим броском противника можно оглушить настолько, что он не встанет». Основным преимуществом зарождающейся борьбы называет её «прикладность».
Первое официальное признание в СССР
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издаёт Приказ № 633 «О развитии борьбы вольного стиля». Этот день принято считать днём рождения самбо.
Первый Всесосюзный зачет
1938 год. В комплекс норм ГТО II cтепени, как зачётные дисциплины, включаются спортивная борьба (для мужчин) и самозащита (для женщин).
Первые соревнования и первые чемпионы
1938 год, Баку Всесоюзное соревнование по борьбе вольного стиля – матч пяти городов. Участвуют команды Баку, Москвы, Ленинграда, Киева и Саратова. Первое место занимает команда Ленинграда.
1939 год, Ленинград. Личное первенство СССР по борьбе вольного стиля. Участвуют 56 человек в восьми весовых категориях. Чемпионы – Н. Куликов, В. Питкевич, Е. Чумаков, А. Будзинский, К. Никельский, И. Пономаренко, К.
Коберидзе, Г. Иванов
1940 год. Первые 16 человек получают звание «Мастер спорта СССР».
Первые герои
1941-1945 годы. Многие спортсмены уходят на фронт, самые опытные остаются в тылу: ленинградец Иван Васильев преподаёт навыки самозащиты десантникам, москвич Николай Гладков обучает бойцов воздушно-десантных войск.



Призёры первых первенств СССР Е. Баев, Н. Сазонов, В. Шейнин, В. Салмин погибают во время сражений. Первый чемпион СССР Евгений Чумаков и ленинградец Иван Васильев проходят всю войну. Основывают школы самбо, прогремевшие на всю страну. Пермяк Леонид Голев возвращается с фронта Героем Советского Союза.
Первая популярная книга о самбо
1949 год. «Борьба самбо». Автор – Анатолий Харлампиев. Книга несколько раз переиздаётся. Единственный учебник того времени.

В главе «Советы начинающим самбистам» Харлампиев пишет: «Занятия по борьбе самбо должны служить в первую очередь воспитанию и подготовке молодёжи – здоровой, политически грамотной, преданной партии Ленина-Сталина и готовой к труду и обороне нашей великой Родины. Поэтому важно, чтобы занимающихся было больше. Поставьте себе задачей: привлечь в секцию самбо не менее трёх своих товарищей».
Первая статистика
1952 год. По статистическим отчётам борьбой самбо в СССР занимается 4 тысячи 437 человек, работает 47 тренеров.


1965 год. Популярность самбо растет. Борьбой занимается более восьмидесяти тысяч человек.
Первые международные старты
1957 год. В Москве проводится товарищеская встреча между советскими самбистами («Динамо», «Буревестник») и венгерскими дзюдоистами («Дожа»). Наши борцы одерживают убедительную победу со счётом 47:1.
1967 год. В Риге стартует I Международный турнир по борьбе самбо. В соревнованиях принимают участие представители пяти стран: Болгарии, Югославии, Монголии, Японии, СССР.


Первое официальное мировое признание
1966 год. Международная федерация любительской борьбы (ФИЛА) официально признала самбо международным видом спорта.
Первое выступление самбистов на Олимпиаде
1961 год. В программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включается дзюдо. Федерация борьбы самбо получает задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов.
1964 год. Олимпиада в Токио. Выступление советских борцов становится сенсацией. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе.
Первые чемпионаты Европы и мира
1972 год. В Риге стартует первый Чемпионат Европы. Выходит постановление о раздельном культивировании в СССР борьбы самбо и дзюдо. Первые чемпионы Европы – В. Кюлленен, А. Хош, К. Герасимов, В. Невзоров, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Н. Нисинаки, Н. Саито, С. Новиков, В. Кузнецов.
1973 год. Первый чемпионат мира в Тегеране. Команда СССР завоёвывает девять золотых медалей из десяти. Первые чемпионы мира – Г. Георгадзе, А. Шор, М. Юнак, Д. Рудман, А. Фёдоров, Ч. Езерскас, Л. Тедиашвили, Н. Данилов, В. Кливоденко.
Первые женские соревнования
1981 год. В Мадриде проходит первый чемпионат мира среди женщин. Советские спортсменки в соревнованиях участия не принимают.
1987 год. Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту издается приказ «О развитии самбо среди женщин». Нижний Тагил принимает первый женский Всероссийский турнир.
Первый фильм о самбо
1983 год. Юрий Борецкий снимает фильм «Непобедимый» об Анатолии Харлампиеве. После выхода фильм в прокат, количество желающих записаться в самбо увеличивается в разы.

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Уроки русских пластунов

Раз в постановлении шла речь о создании секций, значит, к этому времени уже было что и кому преподавать. Действительно, сама «борьба вольного стиля» возникла раньше, а в 1938 году лишь была «узаконена», правда, термин «самбо», то есть самозащита без оружия, тогда еще не употреблялся, он официально появится только в 1947 году. Хотя еще в 1920-е годы возникло сокращение «самоз» - так называлась система приемов, разработанная Виктором Спиридоновым. Это был один из выдающихся русских «рукопашников», создателей нескольких систем самообороны, которые легли в основу того боевого искусства, которое впоследствии станет именоваться самбо. С него и начнем.

О юности Виктора Афанасьевича известно немного. Начинал службу в императорской армии вольноопределяющимся в 17 лет, окончил Казанское военное училище, уже офицером сражался в японскую, имел несколько боевых орденов. Видимо, тогда понял прикладное значение боевых искусств, всерьез увлекся джиу-джитсу и боксом. В мировую войну был на фронте, демобилизован после тяжелой контузии. После революции Спиридонов стал начальником школы джиу-джитсу по подготовке инструкторов при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции и одним из основателей общества «Динамо», возглавив созданную по его инициативе секцию нападения и защиты без оружия. Проводил семинары, читал лекции, устраивал показательные выступления в цирке. По слухам, трибуны всегда были переполнены, а успех - огромен. Написал несколько методических пособий по рукопашному бою под грифом «секретно», самое полное из них, вышедшее в 1933 году, называлось «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения».

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

Спиридонов - совершенно отдельная веха в развитии самбо. Он шел своей дорогой, опираясь на опыт русских бойцов-пластунов, японские боевые искусства, бокс, сават, классическую или французскую борьбу. Его система была исключительно прикладной, в ней в основном были представлены приемы, направленные на моментальное выведение противника из строя, нанесение максимальных повреждений, даже увечий. Подразумевалось использование оружия, ремня, тяжелого сапога, ножа. Это далеко от спорта, но и в современном самбо есть боевой раздел. И при его создании опыт Спиридонова оказался весьма востребован.

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, - это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, - Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано - человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

Третий, заключительный бой в противостоянии Мохаммеда Али и Джо Фрейзера состоялся в 1975 году в Маниле, Филиппины, и завершился победой Али. В историю бокса поединок вошел как один из самых жестоких в истории супертяжелого веса

Фото: Getty Images/ Bettmann/Contributor


Бой Майка Тайсона против Леннокса Льюиса в 2002 году завершился победой Льюиса нокаутом в 8-м раунде в 12-раундовом бою. Этот бой был признан одним из самых дорогих и в тоже время скучных боев в истории бокса


Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Фото: Global Look Press/Marcel Thomas

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег - не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии - предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств - армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе - для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье - враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался - то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова - В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова - Анатолия Харлампиева.

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима - Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы - книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» - учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта - «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев - 16 ноября - обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать - утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова - ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название - «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

Завершил сотворение мифа снятый в 1983 году фильм «Непобедимый», в котором главный герой Андрей Хромов (его сыграл Андрей Ростоцкий), в котором даже по инициалам легко узнается Анатолий Харлампиев, ездит по только что освобожденным от басмачей районам Средней Азии и собирает приемы народной борьбы. К реальности, даже к настоящим фактам из биографии Харлампиева сценарий Павла Лунгина никакого отношения не имел, зато тысячи мальчишек после просмотра фильма записались в секции самбо. Так даже после своей смерти (Харлампиев скончался в 1979 году) он продолжал популяризировать вид спорта, которому отдал всю жизнь. И, наверное, это важнее, чем споры о том, кто же был создателем борьбы самбо.

На международной арене самбо заявило о себе в 1964 году. XVIII Олимпийские игры проводились в Токио, и в них впервые были включены соревнования по дзюдо. В СССР дзюдо не практиковали со времен ареста Ощепкова, но специально к Играм при федерации самбо создали секцию дзюдо. Естественно, на Игры отправились облаченные в кимоно самбисты. Итог - четыре бронзовые медали, а ведь соревнования проводились только среди мужчин и всего по четырем категориям. Лишнее подтверждение того, где стоит искать истоки самбо. Собственно, сейчас это уже никто не опровергает, а большинство борцов участвуют в соревнованиях как по дзюдо, так и по самбо.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 - 1979 гг.) - заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер Советского Союза, потомственный исследователь национальных видов единоборств народов СССР, создавший уникальную систему борьбы самбо, внесший весомый вклад в дело развития русских боевых искусств.

Анатолий Харлампиев родился 29-го октября 1906-го г. в Смоленске. Его дед Георгий Яковлевич - выдающийся гимнаст и кулачный боец - десятилетиями собирал, анализировал, систематизировал, классифицировал информацию о различных приемах ведения боя, видах борьбы и самозащиты.

Есть сведения о фантастически невероятной силе Харлампиева-старшего: говорят, он мог пальцами разорвать трехкопеечную монету! Также семейное предание Харлампиевых гласит, что однажды молодой Георгий Яковлевич голыми руками, в одиночку остановил тройку несущихся коней, предотвратив тем самым неминуемую катастрофу. Спасенная женщина, не устояв перед сокрушительной силы обаянием красавца-силача Харлампиева, стала его женой.

Отец Анатолия Харлампиева также отличился на боксерском поприще. Окончив с отличием Академию художеств, отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Через какое-то время лишился средств к существованию и, чтобы не бросать учебу, вышел на профессиональный боксерский ринг (благо, наследственная сила передалась и ему), где стал абсолютным чемпионом Франции и Европы. Вернувшись через какое-то время в Россию, Аркадий Георгиевич Харлампиев основал российскую, а затем и советскую школу бокса.

Как видно, у Анатолия Аркадьевича, который рос и тренировался под бдительным оком отца и деда, практически не было шанса остаться в стороне от спорта вообще и от единоборств в частности. Так, шестилетний воздушный гимнаст Анатолий Харлампиев уже выступал под куполом цирка! А в 16 лет это был уже зрелый боец и великолепно развитый физически весьма разносторонний спортсмен.

Шел 1922 год… Молодой Харлампиев преподавал физкультуру в КУТВ (Красный университет трудящихся Востока) и ОСМКС (общество строителей Международного Красного стадиона), а также подрабатывал в одном московском театре - учил артистов правильно двигаться. В это время судьба свела Анатолия с Николаем Ильичом Подвойским - известным революционером и военным деятелем. Подвойский «заразил» талантливого спортсмена идеей разработки системы универсальной борьбы.

КУТВ собрал под своими сводами революционеров-дальневосточников. Были среди них и выходцы из Монголии, Китая и других стран, владеющие национальными боевыми искусствами, в которых преподаватель физкультуры Харламов регулярно практиковался, не выходя из спортивного зала учебного заведения. «Попадались» среди обучающихся и татары, с которыми Анатолий совершенствовался в национальной татарской поясной борьбе. Также он в совершенстве владел приемами французской борьбы, английского и французского бокса, отлично бегал, фехтовал, был высококлассным акробатом и альпинистом. Был лично знаком с такими выдающимися борцами как Буль, Спуль, Поддубный и другими. Традиционными для Харлампиева стали выезды в республики Средней Азии и Кавказа, где он изучал национальные виды единоборств.

Он не просто изучал методы борьбы, но и боролся сам - порой помногу часов подряд. Весил боец 72 кг, но, будучи великолепным мастером, часто побеждал соперников в 2 раза тяжелее себя! Мотивы этих восточных путешествий Анатолия Аркадьевича Харлампиева навеяли создание в 1983 году художественного фильма - боевика «Непобедимый» с Андреем Ростоцким в главной роли. Главный герой ленты - Андрей Хромов (прототип Анатолия Харлампиева), одержим идеей создания самообороны без оружия… Попадая во множество трудных ситуаций, мастер выходит из них с честью.

… Будучи уже известным борцом, Анатолий Харлампиев освоил классическое дзюдо под руководством В. Ощепкова - друга его отца, долгое время жившего в Японии.

В 1938 году Харлампиев возглавил Федерацию самбо, обретшего в то время официальный статус. Но началась война, Харлампиев в числе первых ушел на фронт добровольцем, и развитие нового вида единоборств было приостановлено. Военная служба Анатолия Аркадьевича была отмечена многими заметными наградами. Приняв участие в разгроме Квантунской армии, Харлампиев продолжил учиться борьбе уже непосредственно у поверженных японцев, в обозе которых нашелся десяток татами для занятий дзюдо.

После войны Непобедимый продолжил активную работу по развитию и распространению самбо в Советской России. Непререкаемый авторитет мастера в этой области подтверждается тем, что сами японцы в 50-х годах присвоили Харлампиеву почетный 8-й дан по дзюдо, что было и есть сродни фантастике, поскольку известно, сколь ревностно коренные жители Страны Восходящего Солнца относятся к своим боевым традициям и как тщательно оберегают их от «иноземных» вмешательств.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев - официальный основоположник создания борьбы самбо, первый руководитель «Всесоюзной секции вольной борьбы». Написал книгу «Борьба Самбо», с успехом выдержавшую множество переизданий и десятилетиями являвшуюся настольной для советских и российских самбистов.