Тема идея произведения корзина с еловыми шишками. Урок литературного чтения Паустовский К

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
    • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» имеет своеобразный характер драматургического конфликта. В ней нет ни героя‑идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Хлестаков находится в центре событий, но не ведет действие, а как бы невольно вовлекается в него и отдается его движению. Группе отрицательных персонажей, сатирически изображенных Гоголем, противопоставлен не положительный герой, а плоть от плоти […]
    • Крылов Иван Андреевич - знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений - это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича "Квартет" учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. "Стрекоза и муравей" заставляет […]
    • Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал «певцом сердечным утра». По натуре своей Жуковский не был борцом, его «жалобы» никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, святое прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль сказать: живи, надежде? Скажу ль тому, что было: […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Николай Васильевич Гоголь - один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле - несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время - родная. Николай Васильевич в поэме "Мертвые Души" дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
    • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
    • Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
    (2013/14 учебный год)

    Номинация конкурса:

    Педагогические идеи и технологии: среднее образование

    Название работы:

    Интегрированный урок

    литературного чтения и музыки

    в 4 классе по теме:

    К. Г.Паустовский

    "Корзина с еловыми шишками"

    Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

    Бондарева Ольга Вячеславовна

    Место выполнения работы:

    МБОУ БГО СОШ №12
    г. Борисоглебск,

    Воронежская область

    2014 год

    Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

    Цель:

    Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

    Задачи урока:

    Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

    Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

    Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

    Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

    Оборудование: мультимедийная презентация

    Э.Григ произведение из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро».

    Конспект урока

    I . Организационный момент

    II . Самоопределение к деятельности.

    Откуда эти строки?

    … Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

    А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

    ( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)(слайд 1)

    А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

    (анализ произведения)

    Определите задачи урока.

    Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста (слайд 2)

    Также мы ответим на вопросы:

    В чём заключается волшебная сила музыки и природы?(слайд 3)

    Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (слайд 4,5)

    Введение в сюжет урока.

    Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Оксана Вячеславовна.

    Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

    (рассказывает ученик) слайд 6-15

    Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

    (рассказывает учитель музыки).

    Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

    С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

    Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

    Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

    День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

    Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

    III .Работа с текстом произведения.

    Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

    Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.

    Как назвали первую часть?

    ВСТРЕЧА

    Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к первой части? (слайд 16)

    Чтение по ролям.

    Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

    (то, что Григ решил сделать подарок Дагни) (слайд 17)

    Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

    (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

    Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

    Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

    Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

    А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

    Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?

    Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

    Какие главные слова выделим из этой части?

    (Григ решил сделать подарок Дагни)

    Работа над 2 частью. (Рождение музыки)

    Как мы назвали вторую часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (слайд 18)

    С чем сравнивали друзья дом композитора?

    Что было единственным украшением этого дома?

    Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?

    выборочное чтение

    В чём заключалось счастье для великого композитора?

    выборочное чтение

    Каких слушателей ценил Григ больше всего?

    Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

    О чем же была написана музыка?

    Зачитайте самые важные слова этой части. (слайд 19)

    Работа над 3 частью. (Дагни в гостях)

    Как мы назвали вторую часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 20)

    Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

    С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

    Работа над заключительной частью. (На концерте)

    Как мы назвали третью часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 21)

    Какие музыкальные термины встретили в этой части?

    Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. (Слайд 22)

    А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

    Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
    - Изменилась ли Дагни внешне?

    Куда любила ходить Дагни в городе?

    Почему она плакала после спектаклей?

    А внутренний духовный мир Дагни изменился?

    Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

    чутким человеком.

    Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

    Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

    Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)

    Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

    (Учитель музыки)

    Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

    Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

    (запись на слайде: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?)( Слайд 23)

    Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

    (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

    Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

    Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»

    -(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

    Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Слайд 24)

    - (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)(Слайд 25)

    А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

    А сейчас, ребята, вы ещё раз внимательно послушаем пьесу Э.Грига, которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.

    Звучит музыка Э.Грига.(Слайд 26-32)

    Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

    (Слайд 33-34)

    Вот какая может быть музыка.
    - Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

    -(он подбирает точные слова, оживляет музыку)

    Какая музыка по словам Паустовского?

    Докажите, что музыка живая.

    -(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
    -Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

    Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

    Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.
    - Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

    IV .Обобщающая беседа .

    Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?

    Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ (слайд с портретами К. Паустовского и

    Созданная Э.Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

    Музыка успокоила вас, настроила на работу. Она может вас и развеселить и вызвать другие глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам, композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему её.

    Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды, на которые мы помещали важные слова каждой части. слайд (35-36)

    -(о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
    - Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

    Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

    Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

    -(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

    Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». (слайд 37)

    V . Домашнее задание.

    Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишите

    сочинение – отзыв о прочитанном произведении.

    1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

      Пояснительная записка

      Под музыку П.И. Чайковского к уроку литературного чтения по произведению В.М. Гаршина "Жаба и роза". Видеоклип "Норвегия". к произведению К.Г. Паустовский - "Корзина с еловыми шишками ". Паустовский "Корзина с еловыми шишками " (Музыкальная...

    2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.

      Рабочая программа

      ... по тексту Интегрированный Портрет писателя, Э. Грига, фонограмма «Заход солнца». С.47-58, в.6,7, 68 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками ...

    3. Учебно-методическое пособие Исполнитель: Рудковская Марина Юрьевна учитель начальных классов

      Учебно-методическое пособие

      ... урока диктует сама тема . Изучая произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками ». Урок можно выстраивать по следующему алгоритму. Бл.1 Работа с литературным

    К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками»


    Автор: Вершинина Тамара Борисовна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1, г.Димитровград Ульяновской области
    Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию методическую разработку «К.Паустовский. Секреты «Корзины с еловыми шишками». Данный материал будет интересен учителям начальной школы, педагогам русского языка и литературы, музыки и МХК СОШ, преподавателям школ искусств.
    Цель : Анализ композиции рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
    Много лет мне не давала покоя эта тема. Я посмотрела конспекты уроков на различных сайтах и в печати, побеседовала с коллегами, познакомилась с литературой о писателе и его творчеством. Ответ на вопрос, почему рассказ был назван именно так - «Корзина с еловыми шишками»- сводился к следующему:
    а) если бы Дагни не пошла за шишками в лес, она не встретила бы Эдварда Грига;
    б) композитор помог девочке донести тяжёлую корзину, так началось их знакомство;
    в) девочка понравилась Григу, и у него появилась мысль написать музыку для Дагни.
    План рассказа был, примерно, таким:
    1. Встреча в лесу
    2. В доме Э.Грига
    3. Дагни на концерте.
    4. Долгожданный подарок.
    Но было ощущение, упущено что-то важное в тексте. Ведь почему-то К.Паустовский не назвал рассказ, например, «Дагни» или «Э.риг», «Музыка»! Значит, есть какой-то секрет в корзине с еловыми шишками!
    Подумалось, что нужно идти от главной идеи рассказа. Это слова композитора, обращённые к Дагни: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна». К этой мысли ведёт нас писатель. В конце рассказа мы слышим тихий голос Дагни: «Слушай, жизнь, я люблю тебя. Девушка счастлива!
    Двигаемся в обратном направлении. Дагни благодарна композитору за музыкальный подарок, который был обещан ей десять лет назад во время встречи в лесу, когда Э. Григ помог ей донести тяжёлую корзину с еловыми шишками. Почему автор несколько раз повторяет, что корзина тяжела ? Недавно встретились слова К.Паустовского, звучащие как «завещание» нам: «Читайте, читайте и читайте, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг». Мне кажется, что писатель хотел, чтобы мы «вчитались» в каждое слово рассказа и «докопались» до понимания того, что «Корзина с еловыми шишками» - это трудная Жизнь Дагни, это синоним безрадостного детства ребёнка!
    Это первый секрет писателя. Смотрим, что написано в тексте и поражаемся мастерству автора:
    «Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку(ей 8 лет) с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки. Он предложил свою помощь: «А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь . Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом….Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая . В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых…..Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из нее вываливались шишки ».
    Что мы узнаём из коротких фраз о жизни Дагни. В доме есть «маленькая стеклянная лодка (у дедушки), вышитая скатерть, рыжий кот, старая мамина кукла,.когда-то она закрывала глаза... А теперь она спит с открытыми глазами». Здесь единственный раз упоминается мама ребёнка. Видимо, её нет. Нет материнского тепла и заботы (иначе бы её не послали одну в лес собирать тяжёлые еловые шишки), девочке не дарят игрушки, ей нечем и не с кем играть. На ней лежит обязанность по уборке дома. Поэтому она и хотела сразу же получить подарок от композитора и не поняла, почему тот отсрочил его на десять лет. Дагни добрая девочка. Она жалеет старую куклу и больного дедушку. Может быть, шишки с целебным запахом хвои и смолы помогают ему дышать. Но, главная мысль экспозиции - радости и счастья в жизни маленькой героини нет. Описание осени и состояние девочки контрастируют друг с другом. Потому что красоту природы видит автор и Э.Григ, а печаль девочки выражается в её словах, вздохах и коротких взглядах. Потому композитор и решил написать для неё музыку, которая изменила бы её мироощущение, сделала её счастливой.


    Мне нравится иллюстрация Екатерины Чудновской, которая очень точно передаёт настроение и характер первой части рассказа
    Второй секрет рассказа в следующем: композитор спрашивает девочку: «Как зовут твоего отца?» – Хагеруп,–ответила Дагни. В переводе со скандинавского языка это имя означает «герой», но самое главное то, что полное имя композитора – Эдвард Хагеруп Григ! Об этом умалчивает писатель, но можно предположить, что он хотел сказать, что музыкант становится как бы «духовным» отцом девочки. Перед расставанием он «пригладил волосы девочки». Это «родительский» жест. Когда писатель называет жилище Грига домом «дровосека» (в нём нет ничего лишнего, как и у отца Дагни – лесника Хагерупа), он указывает на их близость к Дагни и родство взглядов.
    Во второй части рассказа композитор-«волшебник» сочиняет музыку для Дагни. Он представляет её то девочкой, баюкающей тряпичную куклу, то Золушкой, в заштопанном платье и обиженной сестрами. Но постепенно девочка становится девушкой с зелеными сияющими глазами , и вот уже появляются хрустальные туфельки, и впереди - встреча с прекрасным – с музыкой, со счастьем!
    К.Паустовский вкладывает в уста Э.Грига главную мысль рассказа, обращённую не только к Дагни, но и ко всем нам, об удивительной красоте жизни. А далее композитор добавляет, что он счастливее Дагни, потому что «отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата». Это, по моему мнению, другая, более высокая, «героическая » сторона счастья. Не всем она дана, но среди выдающихся людей можно назвать К.Паустовского и Э.Грига.


    В заключительной части рассказа Дагни на концерте слушает музыку, написанную для неё. Её охватывает чувство благодарности к композитору, который когда-то помог ей донести корзину с еловыми шишками(появляется связующая нить с первой частью), а теперь открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».


    Писатель показывает, как «занимается северный рассвет, как мучительно рождается новая Дагни.
    «Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
    – Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
    «И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром». Думаю, что план рассказа может быть таким:
    1.Корзина с еловыми шишками (безрадостное детство Дагни). Обещанный подарок.
    2.Э.Григ музыкант – «волшебник».
    «Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она(жизнь) удивительна и прекрасна».
    3. Дагни на концерте. Благодарность композитору, он открыл «то прекрасное, чем должен жить человек» . 4.«Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя».
    « Её жизнь не пройдёт даром».
    Это уже другая, обновлённая , Дагни. Для неё начинается новая жизнь.
    А вот и третий секрет К. Паустовского: имя Дагни в переводе со скандинавского языка означает «Новый день»!
    Композиция рассказа К.Паустовского построена таким образом, чтобы показать постепенное изменение мироощущения человека, понимание красоты и счастья жизни, и в этом помогает музыка великого композитора Э.Грига.
    "Дарить людям "сказку жизни"- способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном - вот основная задача человека на земле" Э.Григ

    Урок литературного чтения в 4 классе по теме:
    « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»

    Автор: Панченко Татьяна Михайловна
    учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
    Тема: « Определение главной мысли произведения. К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками». Особенности сюжета. Герои произведения»
    Цель урока: формирование у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и музыки Э.Грига.
    Задачи:
    Обучающие: - познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;
    - формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;
    - обучение анализу художественного произведения;
    - формирование внимательного отношения к языку художественного произведения;
    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.
    Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
    - развитие речи учащихся;
    - развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.
    Воспитательные: - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
    - воспитание любви к музыке и литературе.
    Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная.

    Тип урока: урок – исследование
    Оборудование: текст произведения, иллюстрации, картинки с изображением еловых шишек, аудиофайл с музыкой Э.Грига, портреты писателя и композитора, шкатулка, презентация к уроку, компьютер, экран, портреты
    К.Г. Паустовского и Э. Грига, костюмы героев, записи на доске.
    Цели:
    *провести исследовательскую работу над произведением;
    * учить выделять главное в содержании и делать выводы;
    *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;
    *формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;
    * воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки
    Планируемые достижения на уроке:
    умение анализировать прочитанное;
    умение анализировать эмоциональное состояние героев;
    воспитание любви к музыке.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Много есть в году различных праздников:
    Именины, день рождения, Новый год.
    И у нас сегодня с вами праздник,
    К нам пожаловали гости на урок!
    - Ребята, поприветствуйте наших гостей!
    Я вас прошу не волноваться и настроиться на то, что у вас всё обязательно получится! Я вам постараюсь в этом помочь!
    (Звучит музыка Бетховена «лунная соната»
    - Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.
    - Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и вселила в вас уверенность, пробудила ваши способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.
    - Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.
    - А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.
    У вас прекрасное настроение - начинаем урок.
    II. Сообщение темы и цели урока. (учащиеся называют сами)
    - Сегодня мы поговорим с Вами о жизни замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны. Мы завершаем работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». А это значит, что цель нашего урока такова…?????
    Поправки учителя:
    «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»
    Это слова Дагни Педерсон.
    Сегодня, на завершающем уроке по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.
    Я предлагаю вам работу по следующему плану:
    1.Беседа. Вспомним изученное
    Какова тема рассказа?
    2.Сообщения о К.Г.Паустовском и Э.Григе. Рассказ учащихся. (Подготовительная работа)
    3.Обратимся к произведению. Взаимопроверка д/з. План рассказа.
    4.Работа над 1 частью. Проверка Плана. Инсценирование эпизода «Встреча композитора и Дагни»
    5.Исследовательская работа по группам(3).Вопросы для групп.
    6.Физминутка.
    7.Работа со второй и третьей частью рассказа.
    8.Работа с 4 частью рассказа. Прослушивание отрывка из произведения Э.Грига «Утро»
    9. Исследование «Почему Дагни плакала». Вывод.
    10.Что же находится в шкатулке?
    11.Итоги урока.
    12.Задание на дом.
    13.Рефлексия.
    14.Оценки за урок
    III. Работа над произведением.
    Целеполагание:
    Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?
    (ответы детей)
    - У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.
    Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.
    Беседа:
    - Какой рассказ мы читали?
    ("Корзина с еловыми шишками")
    - Кто написал этот рассказ?
    (Константин Георгиевич Паустовский)
    -Какова тема рассказа?
    (Паустовский в рассказе "Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)
    Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.
    Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.
    (рассказ детей)
    1. Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
    Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
    2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
    Слово учителя
    В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
    - О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?
    (о композиторе Эдварде Григе)
    - И я снова предоставляю слово группам
    (Рассказ детей о Григе)
    * Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
    Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
    Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
    *А ещё у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.
    Учитель
    Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
    - А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.(4)
    Вы дома озаглавили части этого рассказа.
    * Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з
    (обмен тетрадями, проверка)
    Работаем над 1 частью рассказа.
    -Как вы ее озаглавили? (по одному человеку от группы)
    Примерный план
    1. Встреча. 1 Встреча
    2. В доме композитора. 2 Рождение музыки
    3. Дагни в гостях. 3. В гостях у тетушки
    4. На концерте. 4 Благодарность Дагни
    - Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.
    (Инсценирование. В это время звучит музыка Э.Грига. "Песня Сольвейг")
    Трек 1
    А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки 2 минуты.
    1 группа: карточка с заданием
    Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»
    1. Какой стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.
    2. Куда её отправил отец?
    3.Куда любила ходить Дагни?
    4.Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?
    2 группа:
    - Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (исследовательская работа по группам)
    (написать музыку)
    1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.
    2. Почему он решил сделать ей подарок?
    (у нее доброе сердце; умеет думать о других)
    3. Почему он не захотел сделать его сразу?
    (такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку)
    3 группа.
    1.Рассказать, как звучала музыка? Перечитайте отрывок из рассказа.
    2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.
    3.Как называют этот приём в литературе?
    (Ребята работают в группах, приглушённо звучит музыка Э.Грига)
    (Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)
    (Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.)
    Работа под музыку Трек 2 (Сольвейг. Флейта)
    Вопросы всему классу:
    *А разве может быть музыка живой? (Ответы детей)
    Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!
    * Что представляла Дагни, слушая музыку?
    (Представляла встречу с Э.Григом и жалела, что не может поблагодарить его за подарок. Она только теперь поняла, кем был тот человек, которого она повстречала в лесу. Только теперь она догадалась, какой подарок имел в виду Григ.)
    Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
    IV. Физкультминутка.
    V. Продолжим работу над произведением.
    Переходим ко второй части.
    - Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)
    - Что украшало дом композитора?
    (рояль)
    - Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?
    (да)
    - Найдите в тексте, как он рассуждает.
    1 абзац – читает ………….
    В Бергене все было по-старому.
    Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.
    Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
    Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
    - Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?
    (больше месяца)
    -Учитель: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели? Найдите в тексте. (Вывешивается список слов).
    *это были синицы на дереве
    *загулявшие матросы из порта
    *прачка из соседнего дома
    *сверчок
    *снег, слетавший с нависшего неба
    *Золушка в заштопанном платье.
    Посмотрите внимательно на список «слушателей» композитора, значение какого слова вам непонятно? Обратимся к толковому словарю.
    Вывод: (последний абзац)
    Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
    Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
    Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
    Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.
    Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?
    - Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?
    (выборочное чтение)
    В восемнадцать лет Дагни окончила школу.
    По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.
    Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?
    -Какой исследовательский вывод следует из этой части?
    (Дагни уехала из дома)
    - Переходим к заключительной, четвертой части. Как мы ее озаглавили?
    (на концерте)
    - Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
    (прослушивание музыки)
    Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
    Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
    Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!
    Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
    - Какие картины предстали перед глазами Дагни?
    (поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)
    -А какую картину нарисовало ваше воображение?
    (ответы детей)
    Какой же подарок был сделан Григом Дагни?
    (ответы детей)
    Проведем следующую исследовательскую работу
    - Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?
    (слезы благодарности)
    - О чем думала Дагни, выходя из парка? (последний абзац)
    Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
    Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
    Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
    – Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
    И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
    Вывод: не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
    Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?
    (Корзина сыграла огромную роль для того, чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)
    VI. Учитель: А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)
    Вы удивлены?
    Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!
    VII. Итог урока.
    Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ
    - Так чему же учит это произведение?
    (надо жить, принося радость другим людям)
    Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времен будут признательны им за это.
    VIII. Д/З
    Дагни поняла, чем должен жить человек, а вы?
    Прочитайте текст еще раз и ответьте письменно на вопрос.
    IV. Рефлексия.
    - В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.
    Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите коричневую шишку к елке (самую спелую).
    - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.
    - Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую, ведь это значит, что вам надо немного созреть.
    X. Оценки за урок.
    Я благодарю вас всех за работу на уроке!
    В конце урока я хочу обратиться к таким словам
    Не жалейте сердца, не таите
    Доброты и нежности своей,
    Ни своих прозрений и открытий
    Не держите в тайне от людей…
    Торопитесь всё отдать при жизни,
    Чтоб, уйдя к небытию во власть,
    Тёплым ливнем, снегом ли пушистым
    Снова к милой родине припасть.
    - Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

    Класс: 4

    Цели урока.

    Образовательная цель:

    научить выделять главную мысль произведения через разные виды работы; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать умение выражать свои мысли в устной форме.

    Воспитательная цель:

    воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки; способствовать формированию познавательного интереса к чтению произведений К.Г. Паустовского; воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать.

    Развивающая цель:

    развивать навыки чтения учащихся; творческое воображение через умение представлять картины по музыкальному произведению; развивать умение анализировать прочитанное; развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся.

    Педагогические технологии:

    • объяснительно-иллюстративного обучения;
    • словесной продуктивной и творческой деятельности;
    • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
    • здоровьесберегающая технология;
    • информационно-коммуникативная технология.

    1. Организационный момент.

    Учитель чтения:

    Добрый день, дети! Добрый день, уважаемые взрослые! Нам приятно вас видеть.

    Учитель музыки: Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

    2. Постановка цели урока.

    На доске: Волшебник и великий музыкант!

    Чтение хором слов на доске.

    Учитель музыки:

    Эти слова будут темой сегодняшнего урока. К кому они относятся, вы ответите позже.

    3. Сообщение о писателе.

    Учитель чтения:

    Ребята, посмотрите на выставку книг и скажите произведения какого писателя, здесь представлены?

    Показ портрета К.Г. Паустовского.

    Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное. На всю жизнь писатель запомнил слова отца: “Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным”. Он стал таким.

    Ребята приготовили небольшие сообщения о жизни писателя.

    К.Г. Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях.

    Вы уже читали произведения этого писателя? Предлагаю провести викторину и вспомнить, откуда взяты строки.

    4. Викторина: “ Откуда взяты эти строки?”. (Учащиеся зачитывают отрывки из произведений)

    1. “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.(“Стальное колечко”)

    2. “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”. (“Заячьи лапы”)

    3. “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”. (Кот-ворюга)

    4. “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”. (“Барсучий нос”)

    5. “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”. (“Корзина с еловыми шишками”)

    О каком известном человеке повествует К.Паустовский в своем рассказе? (О композиторе Э. Григе).

    Учитель музыки: Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор, пианист и дирижёр. Родился 15 июня 1843 года в Бергене. Мать композитора была пианисткой, поэтому Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году он окончил консерваторию в Лейпциге с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

    Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

    Самые известные его произведения: Музыка к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор и другие.

    6. Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе.

    Учитель музыки:

    В какой стране жил композитор? (В Норвегии)

    Слайды 5–9

    Э. Григ очень любил природу родной Норвегии. Об этом нам расскажут ребята. (Звучит музыка Э. Грига - “Норвежский танец №2”)

    Учащийся: Величественная суровая Норвегия - страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Осенью природа Норвегии блистает всеми оттенками красок. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата она и музыкой. Это без преувеличений фантастическая страна, где хочется остаться навсегда.

    Учитель музыки:

    Ребята, а в каком городе родился Э. Григ?

    Cлайды 10–16

    Учащийся: Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Этот город по праву считается культурной столицей Норвегии, славится национальными творческими традициями, особенно в области театра. Именно здесь, среди сказочной красоты, родился, провёл молодость, и прожил по сути всю свою жизнь Эдвард Григ.

    Постановка цели урока.

    Учитель чтения: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о героях рассказа “Корзина с еловыми шишками. Мне хочется, чтобы на уроке вы смогли продемонстрировать свои творческие способности. На уроке будет звучать классическая музыка Эдварда Грига.

    Показ корзины с шишками.

    А вот корзина с еловыми шишками поможет узнать чудесную историю неожиданной встречи.

    2. Работа с текстом.

    I часть рассказа. Учитель чтения:

    1. - С чего начинается рассказ? Прочитаем первое предложение.

    2. - Найдите отрывок, где Паустовский описывает природу осеннего горного леса. Прочитаем его.

    Какими красками нарисован лес? (Зеленые пряди мха, золото и медь листьев)

    Какие звуки наполняли его? (Раздаётся эхо, шелест листьев, шум прибоя) А запахи? (Грибной воздух)

    Какое настроение создает это описание? (Слайд 17) Словарик настроений: возвышенное, грустное, сказочное, таинственное, беспокойное. (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень - поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

    Как вы считаете, случайно ли писатель включил в рассказ описание природы?

    Как вы думаете, ребята, можно ли эти звуки, краски, запахи изобразить в музыке?

    3. Среди этой сказочной красоты и произошла встреча композитора и маленькой девочки Дагни. А как произошла эта встреча мы с вами сейчас и услышим.

    Слайд 18

    Инсценировка.

    (Звучит музыка)

    Что в разговоре самое главное? (Григ решил сделать подарок.)

    Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

    Выслушиваются предположения детей.

    Что надеялась получить Дагни в подарок?

    Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Зачитайте цитату из текста. (Подарки материальные - вещи, игрушки - легче дарить. Григ же задумал очень сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.)

    Какие черты характера Грига раскрываются? (Добрый – ищет подарок для незнакомой девочки, ребенок не испугался – глаза у Грига смеялись… помог (предложил сам) донести корзину. Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой. Дагни - дочь лесника, Э.Григ - знаменитый композитор, не высокомерен, внимательный, щедрый).

    II часть рассказа. Учитель музыки:

    В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

    Перенесёмся в дом композитора (Прочитайте, как он выглядел? О чем рассказывает описание дома композитора? (Не окружал себя роскошью).

    Что Паустовский пишет о рояле? С чем он его сравнивает? (С голосом человека:“Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви”.)

    Кого представлял Григ, когда писал музыку? Зачитайте.

    Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку (1. Жизнь удивительна и прекрасна. 2. Счастлив, потому что отдал все. Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

    Слайд 19 (пословицы)

    На доске: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

    Учитель чтения:

    Прочитайте пословицу.

    Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига? Почему?

    III-IV часть рассказа.

    Вернемся же к нашей героине. Маленькая девочка выросла.

    Какой же она стала?

    Попробуйте составить портрет Дагни.

    Куда, после окончания школы отправилась Дагни?

    Куда настояла пойти однажды тётушка Магда?

    В какой необычной обстановке проходил концерт?

    Что такое “белые ночи”?

    На севере в начале лета можно наблюдать такую картину - ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт.

    А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга:

    …И, не пуская тьму ночную
    На золотые небеса,
    Одна заря сменить другую
    Спешит, дав ночи полчаса.

    Учитель музыки:

    Что впервые на концерте слушала Дагни? (Симфоническую музыку)

    Что такое симфония. Значение этого слова прочитаем в толковом словаре.

    А сейчас вы услышите отрывок из музыкальной пьесы, которая называется “Утро”. Но сначала, давайте поговорим, что такое утро? Что такое восход? Солнце? (Запись на доске).Ответы детей. (Заря, большой пылающий шар)

    Учитель музыки:

    Вы можете закрыть глаза. (Дети слушают с закрытыми глазами)

    Прозвучала музыка. Какая это музыка по характеру? (Она то нежная, спокойная, то вдруг порывистая, взволнованная, музыка звучит то громко, то тихо).

    Какими звуками, интонациями, оттенками выразил Григ пробуждение природы? (Грубые они или нежные?). Вы же постепенно открываете глаза после сна.

    Тихие или громкие? (Где громче – появляется солнце, а где тихо?)

    Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия?

    Грустные или радостные? Новый день – всегда радость, (событие яркое, доброе, интересное, хорошее) и мы ждём только хорошего от нового дня, надеемся только на приятные впечатления.

    Какими ещё звуками модно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (Запись на доске: мелодичные, ласковые, волшебные, чудесные, волнующие, приветливые, спокойные, прозрачные, весёлые, чарующие, величавые).

    Учитель начальных классов:

    А теперь прочитаем о том, что услышала Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. (Чтение со слов “ Сначала она ничего не слышала” до слов “Музыка стихла.” Учащиеся следят.)

    Какие картины возникают перед мысленным взором Дагни?

    Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Музыка, как живопись и поэзия, способна вызывать пространственные картины в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, умением чувствовать, мечтать)

    Почему же Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Люди плачут не только от горя, но и от больших, хороших чувств. Это Были слёзы благодарности, Кроме того, Дагни было жаль, что Григ умер и она не скажет ему спасибо за подарок.)

    Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. (За вашу щедрость, за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.)

    Чем же должен жить человек? (Человек должен видеть красоту окружающего мира, совершать благородные поступки)

    Эдварда Грига с нами нет, но нельзя считать его безвозвратно ушедшим от нас. Грига сделали вечным, живым и после смерти его музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу. Музыку таких людей исполняют и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как сделал это Паустовский.

    7. Итог урока.

    Я предлагаю вернуться к нашей теме.

    О ком эти слова? (Мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом композиторе Э.Григе - об этом добром волшебнике и музыканте. Оба они великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждает в нас чистые и добрые чувства.)

    Как вы думаете, был ли композитор счастливым человеком?

    Наверное, и вы ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали, дарили не обязательно вещи, но и хорошие настроение, улыбку.

    А сейчас каждый из вас напишет своё слово о доброте на лепестках наших цветов. Напишите на нём кратко какое доброе дело вы совершили, от которого и вам и окружающим стало радостно.

    (Дети работают под спокойную музыку)

    Зачитывать их не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит.

    Слайд 19

    “Кто добр поистине, добро творит в молчании” - английская пословица.

    Посмотрите, доброта - это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого.

    В заключение нашей встречи я хочу благодарить вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надёжными людьми.

    Ученик наизусть:

    Не жалейте сердца, не таите
    Доброты и нежности своей,
    Ни своих прозрений и открытий
    Не держите в тайне от людей...
    Торопитесь все отдать при жизни
    Чтоб, уйдя к небытию во власть,
    Теплым ливнем, снегом ли пушистым
    Снова к милой родине припасть.

    Учитель чтения: Знайте, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым был посвящен этот урок чтения. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ.

    Рефлексия.

    Слайд 21-22

    На прошлом уроке вы составляли синквейны о Паустовском и Григе. Мы выбрали самые удачные ваши фразы и вот что у нас получилось: (учащиеся зачитывают со слайда)

    Учитель музыки: А сейчас вам предстоит творческая работа (сочинение-впечатление под музыку). Итак, как можно начать сочинение? (Разбор).

    А вот такое сочинение может получиться и у вас:

    “Представьте себе, что всё спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёненькие сны. Спят звери и птицы. В дупле старого дерева мам белка прикрыла своим пушистым хвостом бельчат и уютно спит. А небо синее-синее. А звёзды большие, я звёзды большие, яркие, на небе большая луна, а на речке от неё лунная дорожка. И вот на горизонте, там, где кажется небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце. Множеством блесков сверкает растянутая в лесу паутина. И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет и улыбается. Начинается новый день”.

    Как можно закончить сочинение? (Разбор). Прослушивание музыки ещё раз. Показ слайдов до конца . Творческая работа. Чтение сочинений.

    Учитель музыки: Появилось ли желание познакомиться с другими произведениями искусства Паустовского и Грига?

    Учитель чтения: Ребята, я хочу поблагодарить вас за хорошее чтение, за откровенность ваших ответов, за работу души. Урок закончен.

    Приложение

    “…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…”.

    “Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс его домой. У зайца были опалены задние ноги и живот”.

    “Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки”.

    “Лёнька привязал к леске за хвост небольшую плотвицу и закинул её через лаз в подполье. Кот вцепился зубами в рыбью голову мёртвой хваткой. Лёнька вытащил его наружу”.

    “Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами”.

    С детских лет Паустовскому хотелось увидеть и испытать всё, что может увидеть и испытать человек.

    Родился писатель в 1892 году. Семья была большая и склонная к занятиям искусствами. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. И сам писатель всю жизнь ходил в театр как на праздник. Учился он в Киеве в классической гимназии, знал и любил литературу и много времени тратил на чтение книг. В последнем классе гимназии написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском журнале “Огни”. С тех пор решение стать писателем завладело им так крепко, что он начал подчинять свою жизнь этой единственной цели.

    Паустовский много ездил по стране. Он хотел “всё узнать, всё почувствовать, всё понять”. Поэтому встречался с разными людьми. Сменил много занятий: был водителем трамвая, кондуктором, санитаром в военном поезде, развозившем раненых по городам. Тогда он узнал и всем сердцем полюбил среднюю полосу России (Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, Самару, Тамбов). Слушал множество замечательных рассказов разных людей. Позже работал на металлургическом заводе, в рыбачьей артели, репортёром в московских газетах. Писатель говорил: “Каждая моя поездка – это книга”.