Презентация с иллюстрации к рассказу черная курица. Презентация к уроку по сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Иллюстрации к повести А. Погорельского «Чёрная курица, или П одземные жители» Работа ученика 5 класса «Б» Канева Валентина Руководитель – Язева Т.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт.Кожва 2014 - 2015

Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть "Черная курица, или Подземные жители" для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки.

Чтение книг было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни.

Алёша подбегал к забору. Становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор.

Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку.

Алёша немного приподнялся в постели и ещё яснее увидел, что простыня шевелится…. Вдруг белая простыня приподнялась, и из- под неё вышла… чёрная курица!

И он смело последовал за нею. Из глаз её выходили как будто лучи, которые освещали всё вокруг них, хотя не так ярко, как маленькие свечки.

Алёша в первой комнате увидел всякого рода старинную мебель…. Алёша хотел было остановиться, чтоб рассмотреть мебель, а особливо фигуры на лежанке, но Чернушка ему не позволила.

Они вошли во вторую комнату - и тут –то Алёша обрадовался! В прекрасной золотой клетке сидел большой серый попугай… подле попугая стояла кровать с белыми занавесками, сквозь которые он мог различить старушку… в другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле неё сидела серая кошка. Проходя мимо неё, Алёша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки…

В конце залы была большая дверь из светлой жёлтой меди. …соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на чёрную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья… вдруг сделалась большая, большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться!

….вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.

Дорожки усеяны были крупными разноцветными камешками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья…

….охотники пустились скакать во всю прыть по разным переходам и коридорам. Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал, хотя с трудом мог сдерживать бешенную палку свою…Вдруг из одного бокового коридора выскочило несколько крыс, таких больших, каких Алёша никогда не видывал…

… учители не могли нахвалиться Алешею. Все уроки без исключения знал он совершенно, все переводы с одного языка на другой были без ошибок, так что не могли надивиться чрезвычайным его успехам.

Принесли розги... Алеша был в отчаянии! В первый еще раз с тех пор, как существовал пансион, наказывали розгами, и кого же - Алешу, который так много о себе думал, который считал себя лучше и умнее всех! Какой стыд!.. Он, рыдая, бросился к учителю и обещался совершенно исправиться...

На другой день поутру дети, проснувшись, увидели Алешу, лежащего на полу без памяти. Его подняли, положили в постель и послали за доктором, который объявил, что у него сильная горячка.


Биография Биография Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.


История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы. Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.


Характер Алеши До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. До получения семечка: умный, милый, любил читать, ненавидел жестокость. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили. После получения семечка: самолюбивый, важничал перед другими, гордый и непослушный, нарочно шалили.












Вывод: Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову. Сказка учит нас не только тому, что надо старательно трудиться, но и тому, что детское легкомыслие может сделать несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из-за малодушия нарушить верность данному слову.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В. Я. Коровиной) (работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ «Лесогорская СОШ» Голубевой Натальей Леонидовной)

Цели урока: Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения. Формирование умений ориентироваться в тексте художественного произведения. Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта. Развитие умений обобщать проанализированный материал. Духовно-нравственное воспитание(развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Задачи урока: При работе с текстом произведения учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения. Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей). Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.

Ход урока: Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.(1 мин.) Содержание: 1.Игра «Цепочка». (2 мин.) 2.Повторительно-обобщающая беседа. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки». (9 мин.) 3.Проверка знания текста учащимися. (2 мин.) 4.Аналитическая беседа. Характер главного героя. Составление таблицы «Добродетели и пороки». (20 мин.) 5.Жизнь души героя. Беседа о совести. (7 мин.) 6.Нравственные уроки сказки. Выводы. (3 мин.) 7.Домашнее задание. Составление сборника мудрых мыслей. (1 мин.)

Игра «Цепочка» Первый вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. Первый ученик называет сказку, второй повторяет название первого и добавляет свое и т.д. Например: «Царевна – Лягушка» 2. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » 3. «Царевна – Лягушка» , «Марья – Моревна » , «Финист ясный сокол»(и далее)

Повторительно – обобщающая беседа. Найдите в содержании хрестоматии сказки «Царевна – Лягушка» и «Спящая царевна». Перелистайте знакомые вам тексты. Чем отличаются произведения? Попробуйте сопоставить их по - наличию авторства - присутствию в тексте описания местности, облика героев, их характеров способу выражения основной мысли (в результате беседы заполняется таблица)

Основные признаки фольклорной и литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устность, коллективность, анонимность Принадлежит конкретному автору Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи) Свойственна изобразительнось(описание места, облика героев, их характеров) Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Проверка знания текста учащимися. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте. 1.Алеша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание. 3.Алеша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прщание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алеши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление. (7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий)

Аналитическая беседа. Работа с текстом. Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша. 1.Каким мы видим его в начале произведения? 2.Какой поступок Алеши поразил вас? (чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки») 3.Как и почему изменился Алеша? Итоги наблюдения за характером героя. Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка) самопожертвование предательство

Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта Как называет Чернушка отрицательные качества, проявившиеся в герое?(ПОРОКИ) Назовите слово, противоположное по значению.(ДОБРОДЕТЕЛИ) Познакомьтесь с определением значения этого слова: Добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла (словарь В. И. Даля) Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки. (В результате коллективной работы появляется таблица)

ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК Скромность Непослушание Послушание Нескромность Сострадание Гордость Раскаяние Самолюбие Стыд Самонадеянность Совесть Праздность Доброта Самопревозношение Прилежание Неблагодарность (Вся лексика взята из текста сказки.Конечно, учитель включен в работу, подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы. Это начало кропотливой работы с текстом. Обязательно учим работать с карандашом в руках).

Право нравственного выбора А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек. Вам надо выбрать, по какой идти. Помните, как в сказках: налево пойдешь, направо пойдешь…Что будет в конце пути? У вас есть право выбора.

Жизнь души героя. Беседа о совести. Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный. Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте над вопросами: 1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. 2.Как относится автор к своему герою? (Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).

Жизнь души героя

Выводы Л. Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?(Учащиеся предлагают варианты формулировок,которые записываются в тетрадь). 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,

Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока 1. Активизация мыслительной деятельности, развитие памяти 1.Игровая деятельность 2.Обучение приемам аналитической деятельности 2.Сопоставление произведений 3.Обучение логическому постижению построения произведения 3.Восстановление цепочки основных событий(составление плана) 4.Обучение приемам, обеспечивающим глубокое понимание текста; совершенствование техники чтения 4.Работа с текстом, чтение, словарная работа, частично-поисковая деятельность, решение проблемных вопросов 5.Развитие способностей к образному обобщению, умения видеть авторское отношение к герою 5.Отражение в виде схемы-рисунка духовного роста героя 6.Развитие логического мышления. Создание представления о шкале нравственных ценностей 6.Аналитическая деятельность(формулировка выводов);развитие ценностных ориентаций

7. Развитие аналитической деятельности (оценка высказывания по определенным критериям) 7. Поисковая деятельность (составление сборника мудрых мыслей), творческая деятельность

Рабочий лист учащегося

Рабочий лист учащегося

Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир

Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А

Литература Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007. Интернет-ресурсы: 1.Библиотека Михаила Телегина www.mtelegin.ru 2. Википедия www.wikipedia.org


1 слайд

Презентация на тему «Чёрна курица и подземные жители» ученика 5-Б кл. Шелковникова Данилы «Не для того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребляли»

2 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. Алексей Алексеевич Перовский, более известный под псевдонимом Антоний Погорельский. Писатель Пушкинской эпохи. Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведен" в доктора философии и словесных наук. Недолго состоял в гражданской службе. Во время отечественной войны поступил в 3-й украинский казачий полк

3 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. штабс-ротмистром, в 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. По возвращении в Россию, Перовский служил чиновником особых поручений при департаменте духовных дел иностранных исповеданий, но немедленно после смерти отца (1822) подал в отставку и поселился в сельце Погорельцах.

4 слайд

Биография Алексея Алексеевича Перовского. В Погорельцах он собрал хорошую библиотеку, много читал и начал свою самостоятельную литературную деятельность под псевдонимом Антония Погорельского: в 1825 г. В мартовской книжке "Новостей Литературы", издававшихся Воейковым, появилась с этой подписью фантастическая повесть "Лафертовская маковница", которая привела в совершенный восторг Пушкина; вот что писал он брату под свежим впечатлением (27го марта 1825 года):"Что за прелесть Бабушкин Кот! Я перечёл два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Аркадием Фалалеевичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повёртываю голову и выгибаю спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?" В том же 1825 году Перовский вновь поступил на службу на пост видный, вполне достойный его образования и способностей: Министр Народного Просвещения. Все последующие его назначения были связаны с образоваием.

5 слайд

Период написания сказки «Чёрная курица или подземные жители» Алексей Алексеевич Перовский придумал и записал волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника тогда, когда Алеше (племяннику) было не более девяти или десяти лет, как и Алеше, герою сказки. Погорельский счастливо изобрел один из самых изящных литературных сюжетов. Можно сколько угодно удивляться тому, что он так ясно и мудро рассказал о почти неуловимых движениях души невзрослого человека.

6 слайд

7 слайд

История создания Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого. Публикация была встречена положительными отзывами прессы.

8 слайд

история создания События описанные в сказке происходят в Санкт-Петербурге, где некоторое время и проживал автор.

9 слайд

10 слайд

До получения семечка… Имеясемечко … Умненький Самолюбивый Очень одинокий Важничал перед др. Любил читать Гордый и не послушный Ненавидел жестокость Нарочношалил

11 слайд

Алеша спасает любимую курицу Чернушку, и та открывает ему тайну: под полом, в подземелье, королевство маленьких человечков, где Чернушка - не курица, а главный министр. Ночью, когда все спят, Чернушка тайно приводит Алешу к королю и тот его награждает. Желание Алеши, высказанное с необдуманной поспешностью, оказывается огорчительно мелким - всегда знать уроки, не уча их. Конопляное семечко, полученное в дар, помогало Алеше, но из-за безделья «из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный».

12 слайд

Когда семечко пропало, мальчик потерял свой чудесный дар. История с семечком завершается тем, что Алеше грозит наказание, если он не признается, как ему удается знать наизусть по двадцать страниц. И тогда мальчик выдает тайну, в которую, разумеется, никто не поверил, его даже высекли. Но не это и даже не исчезновение навсегда конопляного семечка оказалось главным наказанием для него. Ему предстоит расставание с Чернушкой. По вине Алеши король с целым народом своим должен переселиться далеко от здешних мест, а его друг, курица-министр, осужден носить золотые цепи.