Получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Как получить лицензию на производство алкогольной продукции

Изготовление и продажа спиртных напитков — выгодный вид бизнеса, если процесс организован правильно. На качественный алкоголь всегда имеется спрос независимо от ценовой политики товара.

Для осуществления какой-либо деятельности с алкогольной продукцией (производства, продажи, хранения и перевозки) необходима лицензия.

Всем ли нужна лицензия: требования законодательства

Лицензия оформляется на изготовление, продажу, хранение и перевозку напитков, которые содержат этил в количестве от 6% . Документ могут получить только те юридические лица, бизнес которых отвечает требованиям законодательства по лицензированию. Получить разрешение могут компании с различной правовой формой. К продаже алкоголя не допускаются ИП (индивидуальные предприниматели) ни оптом, ни в розницу.

У организации, которая планирует продавать спиртные напитки, должен быть в наличии уставной капитал определенного размера:

  • при реализации продукции, содержащей до 15% этанола — 10 000 рублей;
  • при реализации напитков, содержащих свыше 15% этанола — 300 000 рублей;
  • при реализации представителями малого бизнеса спиртного, которое отсутствует в реестре и содержит свыше 15% этанола — 1 миллион рублей;
  • для оптовой торговли — 10 миллионов рублей.

Помещение для хранения и продажи алкогольных напитков должно полностью отвечать нормам закона. Для торговли пригодны только стационарные комплексы, которые являются личной собственностью фирмы либо арендуются. В случае аренды в наличии должен быть договор аренды.

Для хранения и реализации продукции размер помещения в городской зоне необходим от 50 м 2 , в селе от 25 м 2 . Склад необходимо обеспечить качественной вентиляцией, средствами для тушения пожара, всеми видами сигнализации и охраной. Торговые точки оснащают кассовыми аппаратами, в обязательном порядке ведутся документы строгой отчетности.

Производители спиртного обязаны оснащать оборудование автоматическими измерительными приборами. Объемы производства и реализации продукции следует тщательно фиксировать, вся информация должна быть надежно защищена от искажения и подделок. Не разрешается изготавливать спиртные напитки, если объем готовой продукции меньше, чем минимальная производительная мощность оборудования.

На всю продукцию (в том числе и реализуемую) должен оформляться сертификат соответствия либо декларация.

Торговая точка согласно нормам законодательства по реализации спиртного должна располагаться вдали от таких объектов:

  • детских, образовательных, медицинских и спортивных организаций;
  • домов культуры (кроме продажи спиртного в сфере общественного питания);
  • общественного транспорта и автозаправочных комплексов;
  • уличных торговых объектов (рынков и базаров);
  • мест с большим скоплением народа;
  • источников с повышенной опасностью;
  • военных объектов.

Не разрешается лицензирование перемещаемых (мобильных) объектов и фирм, допускающих продажу алкоголя несовершеннолетним.

Штрафы при торговле без лицензии

В 2014 году вступил в действие Закон № 365-ФЗ, по которому усилили ответственность за продажу спиртного без алкогольной лицензии. Введены новые штрафы за несанкционированную торговлю. Они касаются не только оптовых и розничных торговых точек, но и мест общепита (кафе, баров, ресторанов и прочих).

Нарушения караются приостановлением деятельности компании, а при грубых нарушениях — изъятием продукции. Ранее административное приостановление деятельности не распространялось на представителей розничной продажи спиртного. Также увеличен срок исковой давности по алкогольным нарушениям, теперь он составляет 1 год, ранее был 2 месяца.

В розничной торговле нарушения у предпринимателей караются штрафом 10 000 — 15 000 рублей, у организаций — 200 000 — 300 000 рублей. Ранее этот штраф был 4000 — 5000 рублей и 40 000 — 50 000 соответственно.

Взимаются штрафы и за иные нарушения торговой деятельности. Под иными нарушениями подразумевается несоответствие торговых объектов требованиям лицензирования по алкоголю. Сумма штрафа с 2014 года для предпринимателя составляет 5000 — 10 000 рублей, для организации — 50 000 — 100 000 рублей .

Штрафы продавцов составляют 4000 — 5000 рублей, для предпринимателей – 10 000 — 15 000 рублей, для организаций – 200 000 — 300 000 рублей. Чтобы удостовериться, что марки соответствуют принятым стандартам, необходимо оформить регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования и воспользоваться ресурсом по проверке подлинности акцизных марок.

Проверке подлежит каждая марка на алкоголь. Ответственность за подлинность каждой марки возлагается на продавца. Реализация товара с марками старого образца карается штрафом в размере 40 000 рублей . Нелегальный алкоголь можно вернуть поставщику, при этом в Росалкогольрегулирование следует подать документы о возврате, копии сопроводительных документов и перечень поддельных марок с указанием серии, номера, литража, наименования спиртного и производителя.

При грубых нарушениях лицензирования практикуется остановка работы компании на 90 дней с изъятием спиртного. Выписывается также штраф в интервале 150 000 — 200 000 рублей.

К грубым нарушениям относятся, к примеру, факты продажи алкогольных напитков сомнительного качества.

Если отсутствует либо не представляется алкогольная декларация, предприниматель уплачивает штраф 5000 — 10 000 рублей, предприятие — 50 000 — 100 000 рублей. Ранее такой штраф составлял 3000 — 4000 рублей и 30 000 — 40 000 рублей соответственно. Теперь каждый квартал представляют декларации до 20 числа месяца, идущего после периода отчета. Невыполнение правомерных требований представителей государственного органа по контролю алкогольной продукции карается штрафом в пределах 5000 — 8000 рублей. Когда не выполнены предписания, предприниматель платит 6000 — 12 000 рублей, а организация — 20 000 — 40 000 рублей.

Процесс получения алкогольной лицензии

Лицензия выдается на продукцию с количеством этанола от 6% Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, а также прочими лицензирующими органами местной государственной власти. За получением лицензии можно обратиться к посредникам — негосударственным лицензирующим компаниям или центрам сертификации. Такая компания должна иметь разрешение на данный спектр услуг. Преимущества посредников — возможность получить консультацию по правилам оформления алкогольной лицензии.

В Росалкогольрегулирование претендент на получение алкогольной лицензии подает заявление и регламентированный пакет документов. Порядок получения лицензии для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов одинаков. К рознице и общепиту выдвигаются разные требования к помещениям, незначительно отличается перечень документов.

Период принятия решения по лицензированию составляет 30 дней, при потребности более тщательного изучения подлинности документов и информации в них процесс лицензирования может затянуться еще на 30 дней.

При выдаче лицензии издается приказ о выдаче либо продлении документа.

При подаче документов в лицензирующий орган в обязательном порядке нужно заплатить государственную пошлину. Один год продажи алкоголя с содержанием спирта от 15% обойдется в 40 000 рублей налога, соответственно лицензия на 5 лет будет стоить 200 000 рублей. Документ можно оформлять ежегодно либо на период до 5 лет.

Госпошлина также подлежит уплате при продлении срока действия лицензии и переоформлении. Если в лицензии было отказано, пошлина возврату не подлежит. При повторной подаче документов после отказа необходимо снова заплатить налог в полном объеме.

Для розничных торговых точек, кафе, баров и ресторанов необходимо представить следующие документы (распространяется также на все акционерные общества):

  • Устав ООО, ОАО, ЗАО;
  • ОГРН и ИНН;
  • Свидетельства об изменениях (если они производились, представляются все изменения);
  • Уведомление об обособленном подразделении (если есть);
  • Выписка из ЕГРЮЛ (для розницы);
  • Решение и отчет о выпуске акций (для АО);
  • Коды статистики (для кафе, баров и ресторанов);
  • Решение (протокол) о назначении и вступлении в должность генерального директора;
  • Справка о стоимости уставного капитала (для розницы);
  • Платежные документы о внесении уставного капитала (для АО);
  • Баланс, сданный в последнем отчетном периоде (для общепита);
  • Документ об уплате госпошлины;
  • Договор долгосрочной аренды либо свидетельство о праве собственности;
  • Технический паспорт БТИ;
  • Карточка регистрации ККМ (только для розницы);
  • Заключение МЧС (для общепита).

Если продажа спиртных напитков будет осуществляться в стационарном павильоне, дополнительно представляют:

  • Договор аренды земли под павильон;
  • Акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта;
  • Договор купли-продажи или аренды павильона.

Процесс продления лицензии

Заявление подается за 90 дней до окончания срока действия разрешения. Продление лицензии происходит в те же сроки, что и получение документа. Пошлина за 1 год лицензирования составляет 40 000 рублей. Росалкогольрегулирование проверяет соответствие документов, оборудования и помещения принятым стандартам. Все документы контролируются на подлинность, в том числе и указанный в них адрес предприятия. Для продления срока действия разрешения представляют:

  • Учредительные документы на компанию;
  • Копию действующей лицензии;
  • Справку об отсутствии долгов по уплате налогов и сборов.

Если переоформление алкогольной лицензии связано с реорганизацией компании посредством слияния либо с переоформлением ее места регистрации или названия, пошлина составит 2 тысячи рублей.

Лицензия на изготовление алкоголя

Лицензирование производителей имеет свои нюансы. На каждый вид продукции необходим свой вид лицензии:

  1. Лицензия на изготовление, хранение и поставку этилового спирта и денатурата собственного производства.
  2. Лицензия на изготовление, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции собственного изготовления.
  3. Лицензия на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции.

Для получения лицензии на изготовление алкогольных напитков к заявлению представляют:

  • Учредительные документы и выписки о регистрации юридического лица;
  • Документ об уплате пошлины за лицензирование;
  • Заключения о соответствии всех помещений санитарным, противопожарным, экологическим требованиям;
  • Документ об аккредитации собственной лаборатории по контролю производства алкоголя или заключенный договор о проведении контроля с такой лабораторией;
  • Копии сертификатов соответствия основного используемого оборудования;
  • Документ, подтверждающий стоимость уставного капитала.

При подаче документов в лицензирующий орган на изготовление спиртных напитков также в обязательном порядке уплачивается государственная пошлина. Налог уплачивается по такой же процедуре, как и при реализации спиртного. Размер пошлины зависит от вида алкогольной продукции:

  • на вино и подобный алкоголь — 500 000 рублей;
  • на водку и коньяк — 6 миллионов рублей.

Получение лицензии на оптовые поставки

Получение лицензии на торговлю оптом выполняется по стандартной схеме на общих основаниях. Дополнительно представляются документы:

  • Заключение МЧС о полном соответствии производственных и складских помещений противопожарным требованиям;
  • Сертификат соответствия на основное оборудование, которое используется для производства и продажи алкогольной продукции и этилового спирта;
  • Заключение Росприроднадзора о соответствии всех помещений экологическим нормам;
  • Документ об уставном капитале.

Изменения в 2019 году

Самым главным изменением 2019 года считается окончательный переход на онлайн-кассы для всех предпринимателей.

Для продажи алкоголя в рознице необходимо получить соответствующую лицензию. В общем порядке лицензии на промышленное производство и оптовый оборот спиртного выдает Росалкогольрегулирование. В свою очередь лицензию на розничную продажу алкоголя выдает уполномоченный орган субъекта. В городе Москва им является Департамент торговли и услуг.

Административный регламент выдачи лицензии на алкоголь

Для предпринимателей, задающихся вопросом – где получить лицензию на алкоголь в Москве, в первую очередь обратиться к Административному регламенту предоставления госуслуги «Лицензирование розничной продажи алкоголя», утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 21 февраля 2012 года № 59-ПП. Данный документ унифицирует порядок получения розничной лицензии на алкоголь в Москве.

Порядок выдачи лицензии на продажу алкоголя в Москве

Согласно пункту 2.3.1 Административного регламента выдачу розничной осуществляет Департамент торговли и услуг города Москвы. При этом, заявителем государственной услуги по выдаче алкогольной лицензии могут выступать только юридические лица. Подать заявление о получении лицензии на алкоголь можно как лично, так и в электронном виде через портал государственных услуг города Москвы. Оформление всех документов на алкогольную лицензию в электронном виде могут совершать только зарегистрированные на портале пользователи, имеющие индивидуальный код и ЭЦП.

Документы для лицензии на алкоголь

Для получения лицензии на алкоголь в Москве необходимо написать заявление, образец которого прилагается к Административному регламенту, и подготовить следующий пакет документов.

Во-первых - документ, удостоверяющий личность руководителя, или его официального представителя. Данный документ предоставляется в лицензирующий орган как при подаче заявления о рассмотрении вопроса выдачи лицензии на алкоголь, так и при ее получении.

Следующим пунктом идут учредительные документы. В лицензирующий орган можно представить их оригиналы или заверенные нотариусом копии.

Третьим в списке является документ, подтверждающий оплату уставного капитала. Следует отметить, что согласно пункту 4.1 Постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года № 1069-ПП «О мерах по выполнению правовых актов РФ в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции» при получении лицензии на алкоголь уставной капитал организации составляет 1 миллион рублей.

Наконец, к заявлению на алкогольную лицензию необходимо приложить документ, свидетельствующий о наличии у организации в собственности стационарного торгового объекта и складского помещения. Данная недвижимость может быть и в аренде, однако тогда договор аренды должен быть составлен на срок один год и более. При этом, в соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» при продаже алкоголя в городах общая площадь торгового объекта и складского помещения должна быть не менее 50 квадратных метров. Кроме того, алкогольный магазин должен быть в обязательном порядке оборудован контрольно-кассовой техникой.

Госпошлина на алкоголь

При рассмотрении заявления на получение лицензии на алкоголь должностное лицо Департамента торговли и услуг не только изучит их, но и запросит информацию, подтверждающую факты внесения сведений о соискателе алкогольной лицензии в ЕГРЮЛ и его постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, чиновники проверят факт уплаты , а так же отсутствие задолженности перед бюджетом – налоги, сборы, пени и штрафы.

Таким образом, перед подачей заявления на выдачу лицензии на продажу алкоголя необходимо удостовериться в отсутствии задолженности перед бюджетом, а так же оплатить госпошлину на алкоголь. Размер госпошлины на алкоголь зависит от желаемого срока действия алкогольной лицензии. Напомним, что согласно пункту 17 статьи 19 Закона № 171-ФЗ алкогольная лицензия выдается на срок указанный соискателем в заявлении. Вместе с тем максимальный срок действия лицензии на алкоголь не может превышать пяти лет. Размер госпошлины на выдачу алкогольной лицензии устанавливается подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ. За годовую лицензию на продажу алкоголя придется оплатить 65 тысяч рублей. Таким образом, пятилетняя лицензия на розничную продажу алкоголя будет стоить 325 тысяч рублей.

Срок и результат рассмотрения документов на лицензию на алкоголь

Общий срок рассмотрения документов на лицензию на алкоголь в Москве составляет 32 календарных дня. В течении данного периода времени должностные лица Департамента торговли и услуг проверят достоверность всех документов и проведут фактическое обследование стационарного торгового объекта и складского помещения. При наличии объективных причин, например проведение экспертизы документов на лицензию на алкоголь, срок рассмотрения заявления может быть увеличен еще на 30 календарных дней. По результатам лицензионной проверки руководителю организации либо его законном представителю будет выдана лицензия на продажу алкоголя, либо решение об отказе в выдаче алкогольной лицензии.

Вопрос получения лицензии для реализации алкогольных товаров является актуальным для любой фирмы в том случае, если она решила осуществлять торговлю алкогольной продукцией вне зависимости от того, какая это торговая точка — с оптовой продажей, розничной или является пунктом общепита. Каковы правила торговли алкоголем в 2018 году?

Почему речь идет именно о правилах торговли алкогольной продукцией? Потому что с каждым годом государственный контроль над этой сферой торговли становится все жестче. Тем, кто хочет торговать товарами, относящимися к этой категории, надо не только получить лицензию, но и постоянно отчитываться перед госорганами с помощью ЕГАИС и сдачи специальной декларации. Но обо всем по порядку.

Что такое ЕГАИС и почему в ней нужно зарегистрироваться

С 2016 года торговля алкоголем без подключения к ЕГАИС (расшифровывается как: единая государственная автоматизированная информационная система) запрещена! Это нововведение вступило в действие с 2016 года. С 1 января все, кто производит или продает (розница или опт – неважно) алкогольную продукцию должны быть подключены к ЕГАИС, а с 1 июля идет полноценный прием данных в системе.

ЕГАИС – это общая база сведений обо всей алкогольной продукции, которая была произведена в стране или ввезена на ее территорию, включая такие данные как: производитель, дата изготовления, крепость, состав, объем и т.п. С июля 2016 года в нее будут заноситься еще и данные о продажах.

Создана эта система для контроля оборота алкогольной продукцией и борьбы с контрафактом. Если вы хотите заниматься продажей подобной продукции, вам придется в ней зарегистрироваться. Штраф за не подключение к ЕГАИС довольно внушительный: для юрлиц он может составлять до 200 тыс. рублей.

Далее поговорим о получении лицензии. Сразу скажу, что торговлю алкогольной продукцией регулирует закон № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. Прочтите его, чтобы более серьезно ознакомиться с приведенными в нем требованиями. Текст закона можно найти по этой ссылке .

Теперь коротко пробежимся по основным моментам.

Какой государственный орган занимается выдачей лицензии на продажу алкогольной продукции

Лицензии на продажу спиртосодержащих товаров выдаются Федеральной службой, занимающейся регулированием алкогольных товаров — Росалкогольрегулированием (сокращенно ФСРАР). Каждый регион обладает своим Управлением, отвечающим за потребительский рынок и услуги. Также каждым регионом проводится контроль производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В эту структуру (конкретный орган следует уточнить заранее) и подается заявление, а также определенный пакет документов (их перечень установлен законодательством и различными нормативно-правовыми актами).

В каком порядке происходит выдача лицензии

Лицензия выдается только юрлицам, ИП могут продавать лишь пиво и пивные напитки – а на это лицензия не требуется. Документ оформляется на год или сразу на пять лет. Для получения лицензии надо собрать и сдать определенный пакет документов – обычно именно этот этап является самым сложным, так как собрать всю необходимую документацию действительно непросто.

Все виды переданных в уполномоченный орган документов проходят обязательную регистрацию, а также экспертную проверку. Соответствующее решение — выдать лицензию или отказать в ее выдаче принимается в течение месяца с того момента, как было зарегистрировано заявление. Возможно продление этого срока еще на один месяц — если необходима дополнительная экспертиза.

Получение лицензии и необходимых документов для многих организаций является одинаковым. Отличие — уставной капитал (его размер) и требования, которым должны отвечать торговые и складские помещения.

Что должно быть в пакете документов

В пакете документов, необходимых для того, чтобы получить лицензию на реализацию спиртосодержащей продукции, обязательно должны быть следующие документы:

  1. Заявление на получение лицензии. Этот документ должен отражать все реквизиты того юридического лица, которое претендует на лицензионную выдачу. Если пищевая алкогольная продукция реализуется во многих точках, в заявлении должны быть указаны сведения о каждой из этих точек. Возможно получение одной лицензии, при этом будет выдано приложение для каждой отдельной точки. И есть вариант с получением отдельной лицензии для любой продажной точки.
  2. Необходимо наличие копий учредительных документов лицензионного соискателя (обязательно заверенных нотариусом).
  3. Копии свидетельств ОГРН и ИНН, .
  4. Банковские реквизиты.
  5. Справка из ФНС об отсутствии долгов по уплате налогов и сборов.
  6. Платежный документ о том, что государственная пошлина на выдачу лицензии оплачена.
  7. Документы, подтверждающие наличие собственных / арендованных производственных и складских помещений.
  8. Сертификат, подтверждающий соответствие объекта торговли заявленному виду деятельности.
  9. Заключения госорганов о соответствии помещений экологическим требованиям и нормам пожарной безопасности.
  10. Копии сертификатов / декларации о соответствии основного технологического оборудования.
  11. Документы, подтверждающие наличие оплаченного уставного капитала организации.

Документы можно подать как в бумажном, так и в электронном виде.

Каким должен быть уставный капитал

Об уставном капитале стоит сказать отдельно, так как здесь есть особые требования. Он должен составлять:

  • Минимум 10 000 рублей — для фирм, которые собираются реализовывать продукцию с 15% содержанием этанола;
  • Минимум 300 000 рублей — для фирм, которые собираются реализовывать продукцию с более чем 15% содержанием этанола;
  • 1 000 000 рублей – для организации малого бизнеса, реализующей продукцию с содержанием этанола выше 15% и не состоящей специальном реестре;
  • 10 000 000 рублей – для оптовиков.

Оплата госпошлины на алкогольную лицензию

Теперь разберемся, сколько стоит алкогольная лицензия.

Розничная продажа алкогольной продукции:

  • Выдача лицензии — 65 000 рублей (на один год);
  • Продление срока действия лицензии — 65 000 рублей (на один год).
  • Возможно получение на 5 лет — 325 000 рублей.

Производство, хранение и поставка произведенной продукции:

  • Для спирта и крепкого алкоголя — 9 500 000 рублей (на 5 лет);
  • Вина и спиртосодержащей пищевой / непищевой продукции — 800 000 рублей.

Другие виды деятельности:

  • Перевозка этилового спирта — 800 000 рублей;
  • Хранение спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции — 800 000 рублей;
  • Закупка, хранение и поставка пищевой / непищевой спиртосодержащей продукции — 800 000 рублей;
  • Перевозка нефасованной спиртосодержащей пищевой / непищевой продукции (с содержанием спирта выше 25%) — 800 000 рублей.

Переоформление лицензии:

  • При реорганизации юрлица — 65 000 рублей;
  • При реорганизации юрлица путем слияния, если у каждого из юрлиц есть действующая лицензия на один и тот же вид лицензирования – 3 500 рублей;
  • При смене названия, местонахождения и других сведений о юрлице, которые указываются в лицензии – 3 500 рублей.

Соблюдение требований к розничным торговым точкам

До сбора пакета документов на выдачу лицензии стоит учесть все требования к фирмам, а также торговым помещениям, в которых разрешена продажа спиртосодержащей продукции. Перечисление этих требований есть в ст.16 закона № 171-ФЗ.

Продажа спиртосодержащей продукции запрещена в следующих местах (согласно вышеуказанному нормативному акту):

  1. Там, где располагаются медицинские, детские, образовательные учреждения и спортивные секции.
  2. Там, где располагаются культурные учреждения. Исключение может составлять алкогольная реализация в рамках организации общепита.
  3. Там, где люди пользуются общественным транспортом, а также на автозаправочных комплексах и остановках, нестационарных торговых объектах.
  4. Там, где есть рынки и массовое людское скопление, а также источники опасности повышенного типа – розничные / оптовые рынки, вокзалы, аэропорты.
  5. Там, где есть военные объекты.

Плюс к этому следует учесть следующие запреты:

  1. Алкогольную продукцию могут продавать только юрлица, ИП могут торговать только пивом и пивными напитками.
  2. Продажа алкоголя несовершеннолетним лицам запрещена.
  3. Реклама алкогольной продукции, в том числе в сети Интернет и на телевидении, запрещена.
  4. Торговля алкоголем без сопроводительных документов, сертификатов, маркировки запрещена.
  5. Торговля алкоголем с 23.00 до 8.00 по местному времени запрещена (запрет не относится к общепиту и магазинам беспошлинной торговли).

Помимо всего вышеперечисленного, у торговой точки — претендента на лицензионную выдачу должен быть определенный уровень соответствующего оснащения.

У компаний, занимающихся реализацией алкогольных товаров на территории города, обязательно должны быть собственные или арендованные стационарные и складские здания. Размер их общей площади должен быть не менее 50 кв. м. Также должна исправно работать контрольно-кассовая техника. Если же у вас оптовая торговля, то размер площади должен быть минимум 100 кв. м.

Эти критерии считаются справедливыми и для торговой компании, и для помещения общественного питания. Компания, занимающаяся продажей алкогольных товаров в сельской местности, должна отвечать более демократичным требованиям – 25 кв. м. Сюда входит торговый зал и склад, а также ККМ.

Чтобы продавать пиво и пивные напитки также необходимо обладать стационарным и складским помещением, а также ККМ. При этом строгие требования касательно площади законодательными актами не указаны. Если пиво и пивные напитки реализуются в общепите, то обязательный пункт о собственном или арендованном стационарном торговом и складском помещении становится неактуальным.

Что такое алкогольная декларация

Алкогольную декларацию должны сдавать все юрлица и ИП, которые продают алкоголь или пиво. С помощью сдачи этой декларации государство контролирует оборот оптовой и розничной торговли алкоголем в стране. Если ЕГАИС создана для борьбы с контрафактом, то алкогольная декларация – это средство учета оборота алкоголя. Документ представляется в соответствующий орган исполнительной власти региона и в ФСРАР при наличии и предпринимателя лицензии. Есть лицензия – надо ежеквартально сдавать декларацию, пока срок действия лицензии не истечет. Если лицензия есть, но торговля алкоголем не осуществляется, то декларацию все равно надо сдавать – с нулевыми показателями.

Во многих странах производство и оборот алкоголя облагается дополнительными платежами и сборами, Россия - не исключение. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, в большинстве случаев потребуется получить лицензию на алкоголь, уплатив за это существенную госпошлину.

Алкогольных лицензий существует несколько видов, и каждая из них дает право на определённую деятельность: производство, оборот, закупку, поставку, транспортировку алкоголя. А с 31.03.2017 года, кроме того, придётся получать отдельную лицензию для продажи алкогольной продукции в общепите.

Производство и оборот алкоголя без лицензии наказывается административными штрафами:

  • юридические лица - на сумму от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией готовой продукции, сырья и используемых оборудования и транспорта (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • индивидуальные предприниматели - на сумму от 100 000 до 200 000 рублей с обязательной алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17.1 КоАП РФ).

Если же доказанный ущерб превысил 1,5 млн рублей, то возможно и привлечение к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ

Требования к заявителю для получения лицензии на алкоголь

Алкогольной признаётся продукция уже с содержанием 0,5% этилового спирта, но получать лицензию не требуется на производство и ; алкоголя, применяемого в фармакологии; виноградного сусла, произведённого сельхозпроизводителями.

Требования для выдачи алкогольной лицензии приводятся в законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ:

  • Организационно-правовая форма - только юридическое лицо. С 2015 года лицензия также выдаётся ИП-сельхозпроизводителям, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.
  • Наличие торговой площади и складских помещений в стационарном недвижимом объекте общей площадью не менее 50 кв. м. в городах и не менее 25 кв. м. в сельских поселениях.
  • Кассовый аппарат, если осуществляется розничная продажа за наличный расчёт.

Важно: выбирая помещение для розничной продажи алкогольной продукции, учитывайте, что оно должно находиться на расстоянии более 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений, спортивных и культурных объектов. На рынках, вокзалах, в аэропортах торговля алкоголем в розницу разрешена только в предприятиях общепита.

Сколько стоит лицензия на алкоголь

Стоимость лицензии на алкоголь зависит от вида деятельности и категории торговли (оптовая или розничная). Под стоимостью алкогольной лицензии понимают размер государственной пошлины за её выдачу, который указан в статье 333.33 НК РФ. Некоторые виды лицензий на алкогольную продукцию и их стоимость мы привели в таблице, полный перечень приводится в Налоговом кодексе.

Вид деятельности

Стоимость, рублей

Производство, хранение и поставки

произведенной алкогольной продукции, кроме вина

Производство, хранение и поставки произведённых вина и шампанского

Производство, хранение и поставки вина и шампанского, произведённых сельхозпроизводителями (крестьянско-фермерские хозяйства и ИП)

Закупка, хранение и поставки алкогольной продукции (оптовая торговля)

Розничная продажа алкогольной продукции

65 000 (за один год)

Документы для получения лицензии на алкоголь

Полный и подробный перечень документов для разных видов алкогольных лицензий приводится в Административном регламенте , утверждённом приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Минимальный пакет документов включает в себя:

  • заявление о выдаче лицензии (прил. № 2 к Административному регламенту)
  • нотариально заверенные копии учредительных документов организации (если копии не заверены, то с предъявлением оригиналов);
  • копии свидетельств о госрегистрации заявителя и постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС, выдавшей оригиналы;
  • копия платёжного документа об оплате госпошлины за выдачу лицензии;
  • документы, подтверждающие наличие у заявителя уставного капитала необходимого размера (справка банка, решение общего собрания участников ООО и акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов и др.)
  • заключения МЧС и Росприроднадзора о соответствии помещений экологическим требованиям и пожарной безопасности;
  • документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде производственных и складских помещений (в случае аренды срок в договоре обязательно должен быть указан не менее одного года, бессрочный договор будет основанием для отказа).

Куда обращаться за получением лицензии

Лицензию на алкоголь выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (другое название - Росалкогольрегулирование). На территории РФ действуют 9 межрегиональных управлений, контакты которых опубликованы на сайте РАР.

Необязательно подавать документы только в центральные офисы межрегиональных управлений, на местах эти функции выполняют и другие государственные органы.

Например, в Москве это Департамент торговли и услуг города Москвы; в Нижнем Новгороде - Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородский области; в Новосибирске - Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Кроме того, оформлением розничных алкогольных лицензий занимаются и некоторые МФЦ.

Чтобы узнать ближайший к вам адрес подачи документов, обратитесь в экономический отдел местной администрации или свяжитесь с межрегиональным управлением вашего федерального округа.

Подать документы для получения алкогольной лицензии можно лично, почтой или в электронном виде. В течение 15 дней проводится экспертиза документов, и если всё в порядке, то проводится выездная проверка по месту деятельности на соответствие лицензионным требованиям и условиям. О времени проведения проверки лицензиату сообщают не менее, чем за 24 часа. По итогам составляется акт, на основании которого выносится решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Срок принятия решения о выдачи лицензии на алкоголь или об отказе в этом не должен превышать 30 дней, но в случае, когда документы требуют дополнительной экспертизы, срок может быть продлён до 60 дней.

Важно: с 2016 года участники алкогольного рынка (производители, оптовые и розничные продавцы) обязаны подключаться к системе контроля за оборотом алкоголя - .

Продление лицензии на алкоголь

Большинство лицензий выдается бессрочно, но для алкогольной лицензии установлен срок не более пяти лет, поэтому после окончания срока её действия надо пройти процедуру продления. Учитывая высокий размер госпошлины, для розничной торговли алкоголем сделано исключение - можно оплатить действие лицензии только на один год. Получение розничной алкогольной лицензии на год не так затратно (65 000 рублей вместо 325 000 рублей на 5 лет), но продлевать ее придётся ежегодно.

Независимо от срока действия алкогольной лицензии, обратиться за продлением надо не раньше 90 и не позднее 30 дней до его окончания. Процедура продления лицензии такая же, как и при её первоначальном получении, но пакет документов будет другой:

  • заявление о продлении лицензии (прил. № 6 к Административному регламенту);
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины на следующий срок действия лицензии.

Кроме того, Росалкогольрегулирование направляет в налоговую инспекцию, где заявитель стоит на учёте, запрос об отсутствии задолженности по налогам, сборам, штрафам. При наличии долгов перед бюджетом в продлении лицензии откажут.

После экспертизы документов назначается выездная проверка для подтверждения соответствия лицензионным требованиям. В 30-дневный срок выносится решение о продлении или об отказе в продлении алкогольной лицензии.

Отказ в выдаче лицензии на алкоголь

В выдаче лицензии на алкоголь могут отказать, и самое неприятное, что госпошлина при этом не возвращается. Хорошо, если речь идет о минимальной сумме в 65 000 рублей за один год действия розничной алкогольной лицензии, а если это 800 000 или 9 500 000 рублей?

Минфин о причинах невозврата уплаченной суммы отвечает шаблонно: «Порядок возврата госпошлины, установленный п. 1 ст. 333.40 НК РФ, не содержит такого основания для возврата, как отказ в выдаче или продлении срока действия лицензии» (например, в письме от 17.06.2015 № 03-05-06-03/34929).

Вопрос о законности невозврата госпошлины при отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя рассматривался в Конституционном суде, который посчитал, что нарушения прав налогоплательщика в этом случае не выявлено. При этом двое судей высказали особое мнение, в котором достаточно эмоционально расценили такое решение как формально правильное, но по сути издевательское (интересующиеся могут изучить текст Постановления КС от 23.05.2013 № 11-П, которое есть в свободном доступе).

Как бы то ни было, но вернуть пошлину из бюджета в случае невыдачи алкогольной лицензии не удастся, поэтому советуем изучить причины отказа, приведённые в Административном регламенте:

  • отсутствие некоторых обязательных документов или их несоответствие установленной форме или содержанию;
  • исправления, приписки, зачёркнутые слова, несоответствие данных в документах;
  • копии не заверены в установленном порядке;
  • нарушен срок подачи документов;
  • подача заявления от заявителя об отказе о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии.

Электронные услуги

Полное название услуги

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Государственная пошлина - 65000.0 руб.

    Уплачивается государственная пошлина в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, которая составляет 65 000 рублей за каждый год срока действия лицензии.

  • Перечень необходимых сведений:

    Запрос (заявление) на предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата

    Запрос оформляется согласно приложению 1 к Административному регламенту. При подаче запроса в электронной форме с использованием Портала запрос заполняется посредством внесения соответствующих сведений в интерактивную форму.

    Документ, удостоверяющий личность руководителя юридического лица или его представителя (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется только для просмотра (снятия копии) в начале оказания услуги
    Представляется в подлиннике в случае личного обращения при подаче запроса и документов. В случае подачи запроса представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

    Копии учредительных документов (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются копии с предъявлением оригинала или нотариально заверенные копии.

    Документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в размере, установленном Правительством Москвы (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    За исключением предприятий общественного питания.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений площадью не менее 50 квадратных метров в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции, в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Требования о наличии отдельных складских помещений не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при подаче заявления на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие стационарного объекта общественного питания по каждому месту нахождения обособленного подразделения в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости). Указанные документы представляются за исключением случаев, установленных пунктами 2.5.1.1.2.1.5 и 2.5.1.1.2.1.6 Административного регламента предоставления услуги.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета, вагона-бара), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии, предусматривающей право розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на указанных транспортных средствах.

    Документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания, по каждому месту нахождения обособленного подразделения (копия, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
    Представляются при выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции при оказании услуг общественного питания на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах (за исключением бюджетных учреждений) в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителем, являющимся бюджетным учреждением, представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания (в случае если указанные документы относятся к объектам недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).
  • Сроки предоставления услуги

    30 календарных дней

    Основания для приостановления предоставления государственной услуги не предусмотрены.

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции (Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      Лицензия выдается лично заявителю или его уполномоченному представителю в форме документа на бумажном носителе при предъявлении подлинника документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица или его представителя. В случае получения лицензии представителем заявителя представляется документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя. Должностное лицо, ответственное за выдачу (направление) документов: 1. Сообщает заявителю или уполномоченному им представителю о готовности документов способом, указанным в запросе, и (или) через "личный кабинет" заявителя на Портале. 2. Проверяет полномочия лица, получающего готовые документы лично. 3. Передает заявителю или его представителю лицензию, передает (направляет) решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги.

    • Решение о предоставлении государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) (оригинал, 1 шт.)

      В случае если заявитель не явился за получением конечного результата предоставления государственной услуги, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги направляется заявителю по почте.

    Происходит:

    • Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в Базовый регистр и Сводный реестр (Новая запись в регистрах, кадастрах, реестрах)
  • Формы получения

    Через законного представителя

    На WEB сайте

  • Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

    Порядок обжалования

    Решение лицензирующего органа может быть обжаловано в лицензирующий орган и (или) в суд.

    Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих

    1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

    2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП.

    3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

    3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

    3.2. Требования от заявителя:

    3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

    3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

    3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

    3.4. Отказа заявителю:

    3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

    3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

    Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

    5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с Административным регламентом предоставления услуги (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

    5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

    5.2. Почтовым отправлением.

    5.3. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    5.4. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    6. Жалоба должна содержать:

    6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

    6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

    6.3. Наименование, сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

    6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

    6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

    6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

    6.7. Требования заявителя.

    6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

    6.9. Дату составления жалобы.

    7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

    Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

    8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

    9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

    9.1. Отказа в приеме документов.

    9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

    10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

    11. Решение должно содержать:

    11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

    11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

    11.3. Наименование и сведения о месте нахождения заявителя.

    11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

    11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

    11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

    11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

    11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

    11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

    11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

    11.11. Порядок обжалования решения.

    11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

    12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

    13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

    13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

    13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

    13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

    13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

    13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

    14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

    14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

    14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

    14.4. Наличия:

    14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

    14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

    15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

    15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

    15.2. Если текст жалобы (его часть), почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

    15.3. Если в жалобе не указаны наименование заявителя или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

    15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

    16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

    17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 Административного регламента предоставления государственной услуги «Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции», утвержденного постановлением Правительства Москвы от 21.02.2012 № 59-ПП, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

    19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

    20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

    20.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

    20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

    21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

    2. Несоответствие заявителя требованиям статей 2, 8, 11, 16, 19, 20, 25,26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
    Перечень оснований отказа в предоставлении государственной услуги, установленный является исчерпывающим.

    Основания для отказа в приеме документов

    Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для получения государственной услуги, являются:

    1.1. Представленные запрос и иные документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным Регламентом.
    1.2. Представленные документы утратили силу.
    1.3. Заявителем представлен неполный комплект документов, указанных в Административном Регламенте в качестве документов, подлежащих обязательному представлению заявителем.
    1.4. Подача запроса от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.
    1.5. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.
    1.6. Запроси иные документы в электронной форме подписаны с использованием электронной подписи с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Дополнительными основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при направлении запроса в электронной форме с использованием Портала являются:
    2.1. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивного запроса.
    2.2. Наличие противоречивых сведений в интерактивном запросе и приложенных к нему документах.