Формы проведения внеклассных занятий. Современные формы мероприятий в школе: очевидные достоинства

Тема педагогического совета: « Разнообразные формы проведения классных часов . Использование новых технологий »

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

    “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. () “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя” . ()

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

1. “Кто я? Какой я?” - игра.

2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.

3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.

4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.

1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.

2. Я - дома, я - в школе, я - среди друзей – интерактивная игра.

3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.

4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.

1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.

2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.

3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.

1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.

2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.

3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.

4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.

1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.

2. Всему начало любовь… - праздник.

3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.

4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.

2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра .

3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.

4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.

1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.

2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.

3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.

4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы .

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области , 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”,

    Программа “Мир спасётся красотой”, Программа “Я - гражданин России”, Программа “Здоровье” и другие

Организация и проведение информационного классного часа.

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) –минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

Основные формы во время информационного часа:

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

Работа с политической картой;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

Интеллектуальные марафоны;

Дни творчества;

Интеллектуальные. ринги и викторины;

Заседание психологического клуба “Зеркало” и т. д.

Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

1. и его толковый словарь.

2. Я и мои способности.

3. Мир энциклопедий.

1. Мои сильные и слабые стороны.

2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?

3. Мои “почему?” и ответы на них.

1. Глубинные тайны человеческого познания.

2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?

3. Как научиться управлять собой.

1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?

2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.

1. Человек и творчество. Великие творения человечества.

2. Разговор с самим собой по душам.

1. Как научиться властвовать собой?

2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?

3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

1. Пока я мыслю, я живу.

2. Юмор в жизни человека.

Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Выступление

на школьном МО:

«Инновационные формы проведения классных часов»


Учитель

Екатеринчук Людмила

Леонидовна

2013 год

Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения. Различают классный час организационный и тематический.

Отличается тем, что по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от: 1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками; 2) возраста школьников; 3) существующих условий и доступных средств; 4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Структура тематического классного часа.

Классный час состоит из трех основных частей:

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей. Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы. В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Воспитательные цели классного часа

Имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа - дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

Классный час выполняет функции :

    просветительскую

    ориентирующую

    направляющую

    формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

А что же такое инновация?

Иннова́ция - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

В нашей коррекционной школе инновационными формами проведения классного часа является большая часть из выше перечисленного, т.к. у нас обучаются дети умственно отсталые. Мы постепенно, применяем их в своей работе.

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не стала исключением.

Применяя ИКТ, я как, классный руководитель могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс я использую для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Итак, классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

  • “Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)
  • “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя”. (М. Л. Маленкова)

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черты:

Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия;

Это форма общения классного руководителя и его воспитанников, где ведущую роль играет педагог.

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий. Классный час – это не урок. Но обыкновенно ему отводят место в школьном расписании, чтобы сделать обязательным еженедельную встречу классного руководителя со своим классом. Это требование сегодня есть не в каждой школе. Может это и правильно, где сам классный руководитель определяет, когда и где он будет проводить встречу с классом. Лучше всего, если классный час поставлен в школьное расписание в субботу, между 3 и 4 уроками. Это даёт классному руководителю встречаться с родителями учащихся, которые в субботу имеют больше свободного времени для посещения школы. Иногда слышишь, что в школе требуют, чтобы классный час длился 45 минут, как урок. Но не всегда так получается, иногда можно общаться и 20 минут, а иногда можно говорить намного дольше, это зависит от темы и цели, возраста, формы проведения классного часа.

Кл. час не должен проводиться в назидательном тоне, классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказать свою мнение, выступить с критикой.

Основные компоненты классного часа.

Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности ребёнка, с проектированием и установлением уникального его образа жизни.

Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.

Оценочно-аналитический – в качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

  • составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
  • уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
  • определение времени и места проведения классного часа;
  • определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
  • подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме;
  • определение участников подготовки и проведения классного час;
  • распределение заданий между участниками и группами;
  • проведение классного часа;
  • анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).

Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Им даётся право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Группы, которые готовят классный час, анализируют с классным руководителем материалы, необходимые для его проведения, готовят концертные номера, если это необходимо, оформляют приглашения. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя.

Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

В форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа, это может быть экскурсия или тематическая лекция, встречи с интересными людьми, викторины по разным областям знаний, КВНы, игры-путешествия, тренинги, читательские конференции, театральные премьеры. Но, также следует учитывать, что может быть экстренное классное собрание или замена по тем или иным причинам одной формы проведения классного часа другой.

Несколько слов хочу сказать о классном собрании, которое должно проводиться примерно раз в месяц. Оно является наивысшим органом самоуправления в классе, где дети учатся общению, демократии, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Назначение этого органа – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в классе. Классное собрание выполняет две функции: стимулирующую и организующую.

Классное собрание:

Распределяет поручения;

Избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;

Слушает доклады учеников о выполнении поручений.

Личное участие классного руководителя обязательно: он голосует вместе с учениками за/против принятия какого-либо решения и несёт персональную ответственность за его выполнение. Классному руководителю необходимо научить ребят демократическому порядку проведения собрания: умению слушать выступающих, выступать самим, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.

В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем.

В 6 класс деятельность собрания расширяется.

Как правило, к 7 классу складываются традиции и правила поведения классного собрания

Усилия, затраченные на обучение подготовке и проведению классного собраний в 5-7 классах, классного руководителя полностью оправдываются в старших классах.

Есть ещё очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно.

Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, соберите “корзину проблем” и с учетом пожеланий сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, чтобы у ребят было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель даже может предложить ребятам выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы часа общения могут быть различными . Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога…

  • Беседа.
  • Дискуссия (диспут).
  • Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
  • Сюжетно-ролевая игра
  • – форма КТД, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры.

Методика проведения ролевой игры:

Определение проблемы, выбор ситуации;

Распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения;

Проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение;

Обсуждение ситуации участниками.

Очень важно, чтобы учитель не навязывал своё мнение при спорных вопросах.

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения.

  • Устный журнал.
  • Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами.
  • Социально-культурный проект
  • – это самостоятельное исследование учащимися значимых социальных различных проблем. Для создания проекта требуется время и соблюдение определённого алгоритма действий:

Изучение ситуации;

Сбор информации;

Планирование;

Формирование микрогрупп и назначение ответственных;

Практические действия;

Определение приоритетных результатов;

Групповой анализ выполнения поставленных задач.

Одним из способов быстрого решения проблемы является “мозговая атака”. Этот вид часто используется для решения конкретной проблемы, например, “Как улучшить дежурство в классе”. Правила проведения “Мозговой атаки” следующие:

Учитель фиксирует все мнения и идеи ребят;

Мнения не комментируются, не оцениваются, не повторяются;

Никого не заставляют насильно высказывать своё мнение;

- “мозговая атака” заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

Все идеи в заключении рассматриваются и оцениваются.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр : “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.

Преимущества часа общения над другими формами работы.

1. Общение в рамках классного часа даёт возможность общаться сразу со всеми уч-ся класса, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность класс. часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства ребят, так и на мнение одного ученика. Иногда, в ходе индивидуальной работы с учеником, учитель часами не может добиться такого успеха, который может получить в ходе классного часа. Ведь для ребят, особенно подростков мнение сверстников бывает важнее мнения самого авторитетного взрослого.

3. Час, на котором решаются разные проблемы, позволяет увидеть учеников в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные нравственные задачи.

Как организовать и провести этический или нравственный час общения?

Нравственный классный час требует хорошей подготовки. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Бывает и такое, когда нравственный классный час проводится незапланированный и связан со сложнейшей ситуацией в классе или школе. Главное, чтобы такая встреча с ребятами не превратилась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час - это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым. Достаточно проводить такой классный час один раз в четверть, главное, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса.

Примерная тематика нравственных классных часов.

  1. “Кто я? Какой я?” - игра.
  2. “Дверь в детство” - путешествие детей в детство их родителей.
  3. “Я через 5 лет” - экскурсия в портретную галерею класса.
  4. “Архив 5” - праздничное представление, посвящённое итогам года.
  1. Мои интересы, мои увлечения – аукцион увлечений и интересов уч-ся.
  2. Я - дома, я - в школе, я- среди друзей – интерактивная игра.
  3. Окна моего дома. Что они значат – час общения.
  4. Иметь своё мнение – это важно?! – беседа.
  1. “Мои “хочу” и мои “могу” диспут.
  2. “Скажи, кто твой друг и …”- интерактивная игра.
  3. “Вверх по лестнице жизни”. Мои нравственные ценности – беседа.
  1. Умею ли я любить? – аукцион мнений.
  2. Люди, без которых мне одиноко – этическая беседа.
  3. Ответственность и безопасность. Что прячется за этими словами? – дискуссия.
  4. Страна, в которой мне хотелось бы жить – защита фантастических проектов.
  1. “Я имею право на…” - разговор на заданную тему.
  2. Всему начало любовь… - праздник.
  3. Счастливый билет моей судьбы – нравственный экзамен.
  4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни – дискуссия.
  1. А если не получилось?.. Что дальше? – диспут.
  2. Я среди людей, люди вокруг меня – деловая игра.
  3. Чувство взрослости. Что это такое? – эпическая беседа.
  4. Моя будущая профессия. Какой я её вижу? – экскурсия в мир профессий.
  1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе – классное собрание – разговор.
  2. Есть только миг между прошлым и будущим… - дебаты.
  3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? – презентация.
  4. Моя миссия в мире – конференция.

Организация и проведение тематического классного часа.

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать духовному развитию уч-ся.

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.

Планируя тематические классные часы, необходимо предложить учащимся совместно определить темы. Это можно провести следующим образом:

Учитель выписывает на доске разные темы, например: “обычаи и традиции”, “времена и страны”, “великие люди мира”, “психология человека”, “границы человеческих возможностей”, “страны, изучаемого языка”, “история этикета”, “ азбука открытия мира”, “ песни в истории моей семьи и страны”, “мир человеческих увлечений”, “кино в жизни человека”, “ праздники нашего дома”, “кем быть и каким быть?”, “музыка нашего времени и прошлого” и д. т.

(Например, в нашей школе ежемесячно в классах должны проходить классные часы по ЗОЖ и раз в четверть - классный час по возрождению национальной культуры.

Проводилась серия классных часов, посвященных 60-летию Победы, 60-летию образования Кемеровской области, 80-летию образования Тисульского района.)

В последнее время по определенной теме создаются специальные воспитательные программы, которые включают последовательное (поэтапное) с 1-11 классы воспитание учащихся в данном направлении: Программа “Вместе”, Программа “Мир спасётся красотой”,

  • Программа “Я - гражданин России”,
  • Программа “Здоровье” и другие
  • Организация и проведение информационного классного часа.

    Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся.

    Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире.

    Информационный час может быть обзорным (знакомит с текущими событиями в стране, мире) – 20 -25 минут, тематическим (знакомит с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этой проблеме различных слоёв населения, профессионалов) – до 45 минут, но не более.

    Основные формы во время информационного часа:

    Газетные сообщения;

    Пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов;

    Работа со словарём и справочной литературой;

    Работа с политической картой;

    Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

    Формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;

    Просмотр и обсуждение телематериалов, видеоматериалов.

    Планируя свою работу с классом, не следует забывать и о развитии интеллектуальных способностей учащихся через различные формы:

    Интеллектуальные марафоны;

    Дни творчества;

    Интеллектуальные. ринги и викторины;

    Заседание психологического клуба “Зеркало” и т.д.

    Тематика классных часов по развитию интеллектуальных умений учащихся.

    1. В. И. Даль и его толковый словарь.
    2. Я и мои способности.
    3. Мир энциклопедий.
    1. Мои сильные и слабые стороны.
    2. Как развить в себе умение слушать и слышать, смотреть и видеть?
    3. Мои “почему?” и ответы на них.
    1. Глубинные тайны человеческого познания.
    2. Внимание и внимательность. Слова одного корня?
    3. Как научиться управлять собой.
    1. Талантливость и гениальность. В чёя оно проявляется?
    2. Тренировка памяти – залог будущего успеха.
    1. Человек и творчество. Великие творения человечества.
    2. Разговор с самим собой по душам.
    1. Как научиться властвовать собой?
    2. Мои лингвистические способности. Как они проявляются?
    3. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.
    1. Пока я мыслю, я живу.
    2. Юмор в жизни человека.

    Итак, классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

    Если же классный час проводится только для “галочки”, то полезней будет сэкономить время – своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК

    Типы и формы классных часов

    Доклад для методического объединения воспитателей и классных руководителей «Родник»

    Е.Ю. Говыжа, учитель

    Белогорск, 2014

    Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

    Классный час выполняет следующие функции:

    1) просветительскую - дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, проходящих в стране, за рубежом. Объектом обсуждения может быть любое явление или событие.

    2) ориентирующую - способствует формированию отношения к окружающему миру, выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в жизни. Эти две функции тесно связаны, т. к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они незнакомы.

    3) направляющую - призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

    4) формирующую - формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, навыки ведения диалога и построения высказывания, отстаивания своего мнения.

    Типы классного часа:

    Нравственный классный час

    Цели:

    1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок

    2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений

    3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников

    4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую точку зрения)

    Интеллектуально-познавательный классный час

    Цели:

    1. Развивать познавательный интерес учащихся

    2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию

    Тематический классный час

    Цели:

      Развивать кругозор учащихся

      Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей

    Информационный классный час

    Цели:

      Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района

      Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения

      Формирование своего отношения к происходящему

      Развитие исследовательских умений

    Классный руководитель выбирает содержание и форму проведения классного часа исходя из:

    Возрастных и психологических особенностей школьников

    Целей и задач, которые он ставит

    Нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся

    Формы классных часов:

    Беседа (эстетическая, нравственная)

    Диспут

    Встречи с интересными людьми

    Викторины по различным областям знаний

    Дискуссии

    КВНы

    Интерактивные игры

    Игры-путешествия

    Тренинги

    При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

    Определить тему, сформулировать цель

    Составить план (сценарий)

    Подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме

    Дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом)

    Определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей

    Новые формы классных часов:

      Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает какая тема классного часа на эту букву интересует детей)

      Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве игры на классном часе духовно-нравственного направления)

    Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

      Классный час «Почтовый ящик»

    В ящик с прорезью учащиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Классный руководитель отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для учеников, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.

      Час беседы «Один на один»

    Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.

      Классный час «Вопросом на вопрос»

    Класс делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.

    Тема: «Должен ли я родителям?»

    Возможные вопросы:

    Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?

    Что ты купишь родителям с первой получки?

    Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?

    Самые замечательные качества твоих родителей.

      Час таинственных дел

    В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, класс готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого учителя или к какому-то школьному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.

      Толерантные классные часы

    «Все равно ты молодец…»

    Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.

    «Постоять в чужих туфлях»

    1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
    - Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?

    2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.

    3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.

    4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.

    5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены

    Список литературы

      Богуславская И.Г. Все для заместителя директора по воспитательной работе/курс лекций - Казань, 2007.

      Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум – М,2001

      Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы; Из опыта работы школы г. Воронежа/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко М.: 5 за знания, 2007.

      Савина Л.М., Сиверина О.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе - Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

      Формы воспитательной работы классного руководителя./ Под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

    Выполнила: Асанова Эмине Лутфиевна,

    учитель начальных классов

    МКОУ «Бахчисарайская СОШ №1»

    БАХЧИСАРАЙ 2016

    Формы организации и проведения внеклассных мероприятий

    Внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересным и увлекательным.

    Наш ученик - это не только школьник, но и, прежде всего, человек с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

    Каким он будет, когда вырастет?

    Это не праздный вопрос - это вопрос жизни. Воспитать гражданина целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

    Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время.

    Эта работа имеет разнообразные формы: классные часы, праздники, поэтические чтения, интеллектуальные бои, предметные гостиные, КВН, викторины, дискуссии, разговоры по душам, конкурсы, часы пик, сценические картинки,экскурсии, брейн-ринги и др.

    Классный час - основная форма работы классного руководителя, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе.

    Функции классного часа :

    Просветительская – классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах.

    Ориентирующая - классный час формирует ценностные ориентации у учащихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит.

    Направляющая – классный час помогает теоретические знания перевести в область практики, направить учащихся на реальные практические дела.

    Формирующая – классный час способствует формированию основных умений и навыков (за счет разнообразия деятельности), укрепляет отношения в детском коллективе. Основные направления в тематике классных часов. …… *Гражданско-патриотическое воспитание. *Нравственное воспитание. *Экологическое воспитание. *Физическое воспитание и здоровый образ жизни. *Трудовое воспитание. *Эстетическое воспитание.

    КВН ( клуб веселых и находчивых ) - это соревнование двух или нескольких команд из 10-13 человек. Команды можно формировать из одного или нескольких классов, остальные участники - болельщики. Для оценки результатов конкурсов избирается жюри (3- 5 человек). Каждая команда готовит приветствие для соперников и домашнее задание. Перед каждым конкурсом ведущий подробно, четко объясняет условия конкурса и количество очков за правильный, оригинальный ответ. Для жюри разрабатываются условия: максимальное количество баллов за каждый конкурс, критерии подведения итогов, время объявления результатов.

    Структура КВН:

    - приветствие команд;

    - разминка;

    - конкурсы;

    - конкурс капитанов;

    - конкурс на лучшее домашнее задание.

    Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и тем самым они могут принести дополнительные баллы своим командам. Тематика и содержание конкурсов могут быть самыми разнообразными: литературный, математический, исторический, экологический курсы и др., или комплексного характера, из разных областей знаний.

    Конкурс - это личное или командное соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, исполнителей работы. Конкурс может быть самостоятельной формой работы, например: музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический или развлекательного характера в виде конкурса частушек и др. Конкурсы могут быть составной частью праздников (брэйн-рингов и других форм).

    Викторина - познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Особенностью викторины является подбор вопросов с учетом возраста детей и уровня их знаний.

    Дискуссия - организация обмена мнениями между учащимися. Предполагает деление класса на группы 4-5, 6-10 человек, члены которых выступают в роли ведущих или участников. Основным условием подготовки участников и дискуссии является: ознакомление каждого с информацией, которая имеется у других участников; поощрение разных подходов в обсуждении; допускаются различные несовпадения мнений и предложений; представление возможности критиковать и отвергать любое высказывание, мнение или решение; побуждение учащихся к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения. Дискуссия может проходить в форме дебатов, заседания группы экспертов, «круглого стола», форума.

    Структура дискуссии :

      Выбор темы, проблемы.

      Подготовительная работа (анкетирование, опрос, интервью).

      Подбор литературы по теме, высказываний великих людей, оформление выставок, стенгазет.

      Подбор основных вопросов для обсуждения.

      Приветствие (напоминание о спорной ситуации).

      Принятие правил ведения дискуссии.

      Основная часть (последовательное вынесение вопросов для обсуждения, подведение итогов по каждому вопросу, анализ анкет или сочинений, обзор различных точек зрения на данную проблему).

      Подведение итогов.

    Праздники - массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения. Если праздник посвящен торжественным датам, то он включает в себя 2 части:

    - торжественную часть в виде поздравлений, приветствий, подведение итогов;

    - концерт развлекательного характера; показ спектаклей, сольные выступления, игры, пародии, аттракционы.

    Экскурсии - выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест. Может быть учебного или культурно-просветительского характера. Требуется предварительная подготовка как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

    Брейн-ринг организуется в три тура, в каждом туре игра идет до трех очков. На размышления над вопросами дается одна минута. После второго тура выбывает команда, набравшая меньшее количество очков. Победительницей считается команда, победившая в последнем туре. Порядок вступления в игру определяют с помощью жеребьевки. В перерывах между турами организуют музыкальные или игровые паузы.

    Игра - соревнование, состязание между детьми по заранее согласованным и определенным правилам. Форма организации игр носит разнообразный характер, это: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая. В практике широко используются игры интеллектуального и развлекательного характера.

    Ролевая игра . 1.Выбор темы.

    2.Распределение ролей.

    3.Определение функций каждой роли.

    4.Правила и стимулирующие факторы, которые создают соревновательный эффект.

    5.Обыгрывание проблемных ситуаций в соответствии с ролью.

    6. Подведение итогов.

    Игра-путешествие.

      Подготовка участников к восприятию игры-путешествия.

      Сбор-старт (правила игры, способ оценки результатов деятельности команды на этапах).

      Движение команд по маршруту.

      Участие команд в организуемой на этапах деятельности.

      Сбор-финиш (подведение итогов, награждение победителей).

    Предметные гостиные

    Повысить интерес к знаниям, расширить кругозор учащихся помогут предметные гостиные . Например, литературные гостиные, где предметом разговора может стать творчество любого писателя, не очень хорошо известного детям; географические, где в форме путешествия (заочного) происходит знакомство с различными странами.

    Что характерно для гостиных ?

    Расстановка стульев так, чтобы дети видели друг друга в лицо; наличие эмблем предмета, ярких высказываний по тематике, интересных ребусов, кроссвордов. Выбираются ведущие (2-3 человека). Гости (ребята) входят в гостиную, произнося какие-то крылатые выражения по тому или иному предмету. В гостиной могут заслушиваться какие-то сообщения согласно ее тематике и проводиться диалоги, небольшие дискуссий по затронутой проблеме ну и, конечно, должно быть что-то развлекательное, например, игра «Угадай-ка».

    Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.

    Воспитание - великое дело: им решается участь человека.