Презентация на тему "внушение". Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства Информация внушением народу определенных чувств и мыслей

воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Без сомнения, та же самая сила внушения действует и в войсках, ведя их к блестящим победам. Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих. Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех. Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать.

Страница 10 из 13

9. Внушающая функция (искусство как суггестия)

Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В "час мужества" (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: "Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами". Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова "Жди меня":

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово "жди". Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

(Симонов. 1979. С. 158).

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.

Помню, как Эренбург в беседе со студентами Литературного института в 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития военной поэзии, которая стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие как наказы, обеты, видения, сны, разго-воры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Таким образом в поэтическом стиле проявлялся народный, отечественный характера войны против захватчиков.

Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Подобные документы

    Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие "искусства" в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

    доклад, добавлен 23.11.2008

    Сущность искусства. Происхождение искусства. Теоретические определения искусства: божественная теория, эстетическая, психофизиологическая теория. Функции искусства. Определения искусства. Определения красоты. Симбиоз искусства и красоты.

    контрольная работа, добавлен 03.10.2007

    Исследование искусства римского скульптурного портрета как выдающегося достижения изобразительного искусства эпохи Римской империи: портретный образ, эстетические вкусы, идеалы и мировоззрение римлян. Роль римского портрета в истории мирового искусства.

    контрольная работа, добавлен 02.12.2010

    Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

    реферат, добавлен 24.01.2010

    Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

    реферат, добавлен 20.10.2010

    Кружевоплетение как один из самых изысканных видов прикладного искусства. Общая характеристика истории развития техник плетения в мире и России. Отличительные черты самых известных кружевных промыслов: Вологодского, Елецкого, Кировского, Михайловского.

    реферат, добавлен 13.12.2010

    Краткая биографическая справка из жизни С.П. Дягилева, годы обучения. "Русские сезоны", пропаганда русского искусства за рубежом. Первый балетный спектакль в 1909 году. Влияние антрепризы Дягилева на развитие мирового хореографического искусства.

    реферат, добавлен 13.07.2013

    Истоки искусства. Жанры и особенности первобытной культыры. Взаимосвязь искусства и религии. Человеческие качества и чувства запечатлены в живописи, скульптуре. Проблемы бытия, религии, мироощущение отражены в произведениях искусства.

    реферат, добавлен 21.03.2004

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа, добавлен 09.09.2013

    Понятие искусства кино. Разнообразие жанров в киноискусстве. Обзор самых известных фильмов, представляющих основные направления его развития. Биография и творчество А.А. Алова и В.Н. Наумова, их творческий союз и наиболее известные режиссерские работы.

Презентация на тему: «Внушение народу определенных чувств и мыслей средствами искусства»ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ВНУШЕНИЕ НАРОДУ
ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧУВСТВ И МЫСЛЕЙ
СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»
Подготовила
Ученица 9 класса
МБОУ «ООШ п.Шатурторф»
Бычкова Елена

Что же такое искусство?

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Искусство – это образ мира и человека, переработанный в сознании
художника и выраженный им в звуках, красках, образах и формах. В
художественных образах отражается не только действительность, но и
мировоззрение культурных эпох.
Рафаэль Санти «Афинская школа»
Леонардо да Винчи «Джоконда»

Методы внушения

МЕТОДЫ ВНУШЕНИЯ
В наше время существует огромное количество
методов внушения человеку определенных чувств и
мыслей. Самым распространенным методом является
- искусство.
Функции искусства:
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по
законам красоты, формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает
идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым
социальную реальность;
психологическая функция позволяет восстановить душевное
равновесие, решить психологические проблемы
гедонистическая функция отражает способность искусства
приносить удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и
анализировать ее при помощи художественных образов;
воспитательная функция проявляется в способности произведений
искусства формировать личность человека.

Виды искусства:

ВИДЫ ИСКУССТВА:
Литература использует словесно-письменные средства для
построения образов. Имеются три основных рода литературы
- драма, эпос и лирика и многочисленные жанры.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на
вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами
цвета. Жанры живописи - портрет, натюрморт, пейзаж, а
также бытовой и исторический.
Архитектура формирует пространственную среду в виде
сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую и
общественную.
Скульптура создает художественные произведения,
имеющие объем и трехмерную форму.
Театр организует особое сценическое действие
посредством игры актеров. Театр может быть
драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Литературный образ и его внушение

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ВНУШЕНИЕ
Литературные образы - это не только
отражение действительности, но и ее
обобщение. Автор не только показывает то,
как он видит настоящую реальность, он
создает свой, новый вымышленный мир. С
помощью образов художник изображает
свое личное представление о реальной
жизни, восприятие закономерных событий.

Как создается художественный образ?

КАК СОЗДАЕТСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ?
В литературе образ героя формируется с помощью использования автором
некоторых средств, которые помогают внушить и понять человеку плохой ли этот
персонаж или наоборот:
1. У персонажа должны быть имя, фамилия и отчество. Также
весьма распространены говорящие имена и фамилии,
особенно у классиков. Например, госпожа Простакова и
Митрофан из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
2. Портрет героя. Автор описывает характер, внешность или
какие-то детали, характеризующие персонажа.
Например, развернутый портрет Чичикова представляет
нам Н. В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души».
3. Интерьер, характеризующий персонажа. В романе И. А.
Гончарова «Обломов» автор дает нам описание квартиры,
в которой живет главный герой.
4. Поступки персонажа, отражающие его сущность.
5. Художественные детали. В романе «Обломов» это
изношенный халат героя и его большие домашние тапки. А
в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» такой
деталью становятся обветренные руки Базарова без
перчаток.

Актерское мастерство

АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
Почти все актеры, восприимчивы к действиям внушения. Каждый актер
старается играть уверенно и правдиво. Есть актеры, которые даже дома
репетируют в костюмах. Костюм внушает им их роль, сосредоточивает
их сознание на роли. Еще больше влияет в этом смысле среда,
декорации и т. д.СОВЕТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ ПЛАКАТЫ КАК
СРЕДСТВО ВНУШЕНИЯ
В дореволюционной России листовки и другие
печатные носители, в том числе и плакаты,
официальными властями использовались редко.
Зато в первые годы Советской власти этот вид
пропаганды приобрел особое значение, получил
бурное развитие и даже стал отдельным
футуристического искусства. Народу следовало
обрисовать радостные перспективы нового мира,
создать впечатление о закономерности
происходящих перемен и внушить идею неизбежной
и тяжелой кровопролитной борьбы. Требовались
яркие и смелые краски, необычные подходы к
оформлению этих произведений искусства.
Советские агитационные плакаты тех лет отличаются
выразительностью и революционностью не только
содержания, но и формы. Они призывают
записываться добровольцами в Красную Армию,
бить буржуев, сдавать хлеб пролетарским
продотрядам и не пить сырой воды. К созданию этих
шедевров приложили руку знаменитые художники и
поэты (Денни, Маяковский и другие), чем и
объясняются их высокие художественные
достоинства. Но такие плакаты не всегда несли за
собой положительные призывы.


Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству.


В XIX-ХХ веках литературу использовали для того чтобы настроить народ против власти и готовили его к революции. Например Литература - Горького, Маяковского. У Пушкина присутствовали такие произведения из-за чего весной 1820 года вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I).


Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.


Агитационный плакат -- это главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ. Один из самых известных плакатов военных лет - "Родина-Мать зовет", созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года. Образ Родины-матери очевидным образом связан с образом России-Матушки, широко использовавшимся во время Первой мировой и Гражданской войн для пропаганды.