1 статуя зевса в олимпии. Величественная статуя зевса в олимпии

Статуя Зевса в Олимпии - третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания - в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм.

Храм Зевса

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор - Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34.

Творение Фидия

Правительство Эллады пригласило в Афины Фидия, прославленного скульптора, который сумел создать нечто превосходное - статую Зевса. Весть об этом произведении искусства мигом облетела весь античный мир, и шедевр занял свое место в списке Чудес света.

Создание статуи датируется приблизительно 440-м годом до н.э. Скульптура отца богов была создана в основном из отборнейшей слоновой кости. По описанию очевидцев, которым удалось застать статую в «добром здравии», она обладала весьма внушительными размерами.

Высота ее составляла не менее 15 м, в конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов. Открытие статуи Зевса Олимпийского припадает на 435 год до н.э.

Судьба статуи Зевса

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

В 363 году статуя была перевезена в Константинополь. Хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что этот памятник архитектуры не пережил разграбления и разрушения Храма, которые имели место в конце V века.

В 1875 году были найдены остатки Храма Зевса, а в 1950 году археологи обнаружили мастерскую Фидия. Тщательные исследования места, где был найден архитектурный памятник, позволили воссоздать и сам Храм, и статую Зевса Олимпийского.

Статуя Зевса в Олимпии

В V в. до н. э. граждане города Олимпия решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор. Скульптора звали Фидий, и он уже успел сотворить две величественные статуи богини Афины. В Олимпии Фидий и его помощники создали прежде всего деревянный каркас статуи Зевса. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура.

Зевс восседал на троне, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Законченная статуя достигала 13 м в высоту и почти касалась потолка храма. После своего завершения в 435 году до н. э. статуя на протяжении 800 лет оставалась одним из величайших чудес света. Около 40 года н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. В 394 году н. э. римский император Феодосий I, сделавший христианство государственной религией, запретил Олимпийские игры и приказал закрыть греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 году н. э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. В Олимпийской области в VI в. случилось землетрясение. Храм и стадион были разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СФ) автора БСЭ

Сфинкс (статуя) Сфинкс (греч. Sph?nx), 1) в Древнем Египте - статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся С. - так

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

92. Статуя Свободы Статуя Свободы величайшая женщина в мире» стоит на входе в нью-йоркскую гавань и вот уже более века приветствует всех прибывающих в Нью-Йорк. В то же время она напоминает каждому об идеалах, на которых строилась целая нация. Высоко поднятый в ее руке

Из книги 100 великих музеев мира автора Ионина Надежда

На земле священной Олимпии Это место, название которого, а отчасти и традиции живы и поныне, было одним из самых священных мест Древней Эллады. Здесь никогда ни один грек не поднял меч на другого грека, здесь никогда не проливалась людская кровь. Это был остров мира, центр,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Статуя Зевса (440–430 гг. до н. э.) Лукиан приводит предание о том, как Фидий работал над своим самым известным произведением: «И пусть не смущает тебя то, что ты будешь перерабатывать сочинение, уже ставшее известным читателю, потому что даже Фидий, как говорят, поступил

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора

Статуя Шивалингамутри (II век до н. э.) Согласно брахманизму и индуизму, являвшихся в течение тысячелетий господствовавшими идеологиями Индии и важнейшими элементами ее духовной культуры, искусство должно выражать в образе божества не идеалы красоты (как в античной

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Пергамский алтарь Зевса (II век до н. э.) Алтарь Зевса в Пергаме - одно из самых замечательных творений эллинистического периода.Пергамское государство достигло своего наивысшего расцвета к середине III века до нашей эры, когда там правили цари из династии Атталидов. На

Из книги Автомобильные экскурсии по Криту. Путеводитель. автора Автор неизвестен

Статуя Августа (I век до н. э.) Гай Октавий родился 23 сентября 63 года до нашей эры в Риме. Он рано потерял отца, и решающую роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем. Октавий был внуком сестры Цезаря.Октавий получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за

Из книги Автомобильные маршруты по Пелопоннесу автора Автор неизвестен

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Какой была статуя Зевса в Олимпии, одно из семи чудес Древнего мира? Представление о статуе Зевса в Олимпии можно получить только из описаний древнегреческого писателя Павсания и по изображениям на античных монетах. Это чудо было создано около 430 года до нашей эры

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Маршрут 4 Ласити - Пещера Зевса. Точки маршрута. А. Отель(GPS: __________________)B. Деревня Краси платан(GPS: 35.233658 25.468883)C. Долина 1000 мельниц 2(GPS: 35.176194 25.47246)D. Долина 1000 мельниц 4(GPS: 35.176264 25.477781)E. Долина 1000 мельниц 3(GPS: 35.171563 25.477781)F. Пещера Зевса(GPS: 35.1649916 25.4474299Время работы: 8.30 - 14.00Стоимость: 4

Из книги Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства автора Конвей Динна

Из книги автора

B - Археологический музей Олимпии Археологический музей Олимпии (A??????????? ??????? ????????) - один из самых известных греческих музеев, представляет историю одного из самых известных святилищ античности - святилище Зевса, отца богов и людей, в месте, где родились Олимпийские

Из книги автора

Где можно было увидеть статую Зевса? Одно из чудес света, огромная статуя греческого бога Зевса, появилась в V веке до нашей эры в Олимпии. В золотой накидке и с лавровым венцом на голове, Зевс сидел на высоком троне, в левой руке сжимая скипетр с орлом, а в правой держа

Из книги автора

Из книги автора

Белый орел Зевса Эта величественная и прекрасная гигантская птица была особым посланником греческого бога Зевса, а также символом верховного бога для всех народов Греции. Белый орел выглядел в точности как любой другой орел, отличаясь только гигантским размером и

Зевс был одним из наиболее почитаемых богов у древних греков. Согласно древнегреческой мифологии, он был богом неба, грома и молний, ведающий всем миром. Зевс — главный из богов-олимпийцев. Его атрибутами считались щит и двойной топор (лабрис), иногда орел. Он распределял добро и зло на земле. Иногда его ассоциировали с судьбой, иногда он сам выступает как существо, подвластное Мойрам — судьбе, року. Он может предвидеть будущее. Он возвещает предначертания судьбы с помощью сновидений, а также грома и молний. Весь общественный порядок был построен Зевсом. Именно он подарил людям законы и установил власть царей. Также Громовержец охраняет семью и дом, следит за соблюдением традиций и обычаев...

В честь Зевса уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были чрезвычайно популярны среди народа. Однако в Греции до сих пор не существовало главного храма в честь наиболее уважаемого божества Древней Греции...

Легендарная Олимпия

Статуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. В северо-западной части Пелопоннеса (Юго-Западная Греция), в долине между рекой Алфей и ее притоком Кладеон, был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. По преданиям, именно здесь он вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

В честь этой победы были учреждены так называемые Олимпийские игры — регулярные празднества в честь Зевса, которые непременно включали в себя спортивные соревнования. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом. Первые Олимпийские игры состоялись предположительно в 776 г. до н. э. После этого игры проводились раз в четыре года на протяжении 1100 лет. Они имели огромное значение: на время игр прекращались все войны, чтобы участники и зрители могли беспрепятственно добраться до их места проведения.

Храм Зевса Олимпийского

Прошло более двух столетий с момента учреждения Олимпийских игр, и в начале V века до н. э. жители Олимпии решили восстановить справедливость по отношению к Зевсу. К тому времени уже существовал Храм Артемиды в Эфесе, а вот главного храма, посвященного Громовержцу, не было. В 470 г. до н. э. по всей Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. И уже в 466 г. до н. э. было начато грандиозное строительство. Руководил строительством архитектор Либон, подробные сведения о котором до нас, к сожалению, не дошли. По некоторым сведениям, Либон был уроженцем Элиды. Сегодня же мы можем утверждать, что он был мастером своего дела, поскольку храм представлял собой вполне сформировавшийся дорический периптер (отношение числа колонн — 6 к 13). Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.

Строительство было завершено в 456 г. до н. э. По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Сам храм имел площадь 27,68×64,12 квадратных метров, а наибольшая высота внутреннего помещения составляла чуть менее 20 метров. Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени, был сложен из известняковых блоков и украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном - изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом - битва лапифов с кентаврами) и метопами (плиты с барельефами, на которых были изображены 12 подвигов Геракла). Бронзовые двери высотой в 10 метров открывали вход в культовое помещение храма.

В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса. Довольно скоро греки решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

История создания

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса, как уже было замечено, появилась в нем не сразу. Для ее сооружения греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия. Фидий успел к тому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»; к сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). Впоследствии он стал известен не только статуей Зевса Олимпийского, но и рельефами на стенах храма. Известно, что вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их тогда была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне. Однако слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую — синкретическую по материалу и известную нам сегодня по описаниям и изображениям на монетах.

В 440 г. до н. э. Фидий начал создание статуи. Годом ранее, он разработал технику для того, чтоб подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. По приказу Фидия, в 80 метрах от храма была построена мастерская. Она точно соответствовала размеру храма. Там он с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. По мнению самих греков, статуя Зевса — самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах «Илиады».

При строительстве Фидий и его подручные создали прежде всего деревянный каркас, который должен был служить статуе Зевса костяком. После этого они покрыли каркас пластинками из слоновой кости, представлявшими кожу бога, и золотыми листами, изображавшими его одеяние. Рабочие скрыли стыки, так что завершенная статуя смотрелась как монолитная фигура. Известно, что сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Под усиленной охраной в храм к ногам громовержца доставили драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам, стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн. долларов.

Когда строительство статуи было завершено, ей еле хватило места в храме. Страбон писал: «...хоть сам храм — очень большой, скульптор подвергается критике за то, что не учел реальное соотношение пропорций статуи и размеров храма. Он показал Зевса сидящим на троне, но с головой, которая почти упирается в потолок, чтоб у нас складывалось впечатление, что если Зевс встанет, то головой снесет крышу храма».

По работам древних историков, многочисленным пересказам и археологическим находкам (небольшие копии, изображения на монетах), мы можем судить о том, как выглядела эта скульптура древнегреческого божества.

Описание статуи Зевса

Фигура сидящего в конце зала на троне главного греческого божества была высотой 12 метров 40 сантиметров (некоторые источники называют цифры в 13, 14 и даже 20 метров), что равняется высоте четырех-пятиэтажного дома. Есть данные, что статуя буквально касалась головой потолка храма, однако не все источники подтверждают этот факт, считая это явным преувеличением. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту.

Следует заметить, что впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога, он придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости (по-гречески — «элефас») и золота (по-гречески — «хризос»). Именно поэтому такая техника называется хрисоэлефантинной. В то время она считалась вершиной искусства, поскольку поражала глаз обывателя своей реальностью и величием. Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из розоватой, теплой слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии — из золота, а глаза — из драгоценных камней. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называли странными сочетания в его образе властности и милосердия, мудрости и доброты.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий», — так рассказывал об услышанном Павсаний в «Описании Эллады» (II век н. э.). Таким образом, в правой руке на раскрытой ладони он держал фигуру богини победы Ники, а левой опирался на высокий жезл — символ власти — скипетр с орлом.

Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим — из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Боковые стенки были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники — богини победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты — богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам все того же древнегреческого писателя Павсания, для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую. Вдоль стен храма соорудили площадки для зрителей, чтобы люди, поднявшись на них, могли увидеть лицо бога.

Торжественное открытие

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн, о котором мы уже упоминали. Поверх воды в нем наливалось оливковое масло: поток света из дверей падал на темную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремлялись вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льется от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес для того, чтобы позировать Фидию. Современник писал: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ, или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?». Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира. Зевс был столь величествен, что, согласно преданию, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии, он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где вскоре и умер. По другой версии, он прожил еще 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении. Однако потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (I век до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты, римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (I век н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. Сами же греки не считали Храм Зевса выдающейся постройкой: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой уникальной статуи Зевса, как в этом Олимпийском Храме! Именно поэтому сквозь столетия мы, выбрав в качестве чуда Олимпию, вспоминаем не храм, не святилище, а только статую Громовержца, стоявшую внутри.

Перенос и гибель статуи

Около 40 г. н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II веке н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Статуя же была отреставрирована скульптором Димофонтом.

В 391 году н. э., после принятия христианства, были закрыты греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, в 394 году запретил Олимпийские игры как часть языческого культа (за два года до этого все языческие культы были запрещены). После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, византийские императоры (по некоторым данным, по инициативе зажиточных греков) впоследствии перевезли со всеми предосторожностями в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах позволяли себе ценить высокое искусство, и потому собирали все лучшие его произведения. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры (предположительно в 462 или в 476 году) дворец императора Феодосия II был уничтожен пожаром. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от великого творения Фидия.

Олимпию же и далее подстерегали неудачи — землетрясения, обвалы, пожары и наводнения. Храм был значительно поврежден. Наконец от Храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о нем относится к 363 году н. э. В Олимпийской области в VI веке случилось землетрясение. Храм и стадион были окончательно разрушены наводнениями, остатки их покрыты илом. Это помогло фрагментам Олимпии просуществовать более тысячи лет.

Были сделаны копии статуи, включая большой прототип в Курени (Ливия). Однако, ни одна из них не сохранилась до сегодня. Ранние реконструкции, как например, реконструкцию Эрлаха, сегодня считают неточными. От статуи и храма остались лишь воспоминания. Так погибло еще одно чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Постскриптум: а была ли статуя?

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось ни единой копии. Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

Можно подумать, что рок был особенно немилостив именно к чудесам света, судьба которых сложилась столь трагически. Это не так. Груды мусора, высоченные холмы, поднимающиеся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии, Китае, — следы существовавших там некогда и полностью исчезнувших с лица земли городов, от которых не осталось ни одного дома или храма, а зачастую и названия. Каждый год приносит известия о новых замечательных открытиях археологов, как правило несущих в себе и нотку печали. Настенные росписи в Пенджикенте рассказали о дворце в этом городе, которого никто никогда не увидит; статуя лежащего Будды, открытая в Средней Азии, поведала о многих буддийских храмах, от которых не осталось и следа; львиные капители колонн и остатки массивных алтарей в городе-храме, найденном в Колхиде, повествуют о зданиях и скульптурах, погибших безвозвратно...

Если свести воедино все выдающиеся памятники древности, окажется, что вряд ли один из ста дожил до наших дней. К счастью, это никогда не удерживало людей от новых попыток построить, вылепить, вытесать, нарисовать — выразить себя и свое время в высоком искусстве. И то немногое, что сохранилось до наших дней, дает возможность представить себе искусство Востока, дает нам право гордиться великими мастерами прошлого, где бы они не творили — в Индии, Сирии, Японии, Бирме, Эфиопии...

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.