Рабочая программа по предмету родной русский язык. Рабочая программа курса " Родной (русский) язык и литература". Литература для учащихся

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к родному (русскому) языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Доступное жилье для всех прогулок. - 18 Энтони-стрит. Центр временных программ - Нью-Джерси. Они предлагают работу в ресторане, продажу в магазинах, уборку, прямое внимание и т.д. Его развитие позволяет участникам посещать курс английского языка на очень высоком уровне при проживании с английской семьей, выбранной Организацией. Вы можете проживать с семьей в течение 7 дней в неделю, оплачивая только занятия по английскому языку и работая в обмен на проживание и питание: помощь английской семье дома 15 часов в неделю с понедельника по пятницу.

Вы также получите курс английского языка по 16 уроков в неделю. Это программа Института языкового языка. Центр исследований и деятельности за рубежом. Летние курсы для детей: Ирландия-Англия. Неоплачиваемая профессиональная практика. Языки за границей Калле Ректор Лупе Аргета, 23, Бахо. Команда имеет 15-летний опыт организации образовательных программ с поездками для студентов. Они помогут вам управлять поездкой до и после вашего отъезда. Они предлагают вам возможность выбора между 12 странами и более чем 50 различными академическими центрами. - Персонализированное и специализированное лечение.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Команда эффективных и дружелюбных людей поможет вам выбрать вашу поездку и свой курс. - Аккредитованные академические центры. Все наши центры аккредитованы международными и национальными организациями по контролю качества. В наших школах качество и дружелюбие учителей сочетаются, что порождает интересные, интересные и очень эффективные занятия в достижении педагогических целей. Они регулярно подвергаются контролю качества. - Профессиональный преподавательский состав. У всех наших преподавателей есть язык, на котором они учат, как на родном языке, у них есть достаточная степень университета и многолетний опыт, а также специализированные курсы подготовки к той работе, которую они сейчас развязывают.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Проверенный опыт по уходу за детьми. Опыт работы в качестве хозяйству заставит испанцев знать немецкую культуру из своих корней и может выучить язык, хорошо живущий с немецкими аборигенами. Мы ведем управление языковыми курсами, предназначенными как для взрослых, так и для молодежи. Международные летние лагеря. Подготовка экзаменов Кембриджа и Троицы.

Курсовые предложения в Англии, для людей, которые просто хотят учиться или также искать работу там. Легко, быстро и без осложнений. Мы находим вас в хорошем месте и с помощью нашей методической работы мы проводим вас, чтобы найти работу, которая будет с вами. Практика, Языковые курсы, Летние лагеря.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Имея возможность взять одну из степеней, которые сегодня просят нас о работе. Консультант по вопросам образования и международное мобильное агентство, которые специализируются на разработке и управлении краткосрочными и долгосрочными исследованиями, программами профессиональной практики, волонтерскими программами и языковыми курсами как в Испании, так и в Юго-Восточной Азии.

Когда коренной язык умирает, культурное наследие умирает вместе с ним. Многие языки коренных народов находятся под серьезной угрозой полного исчезновения. Необходимы процессы лингвистического возрождения. К сожалению, сегодня язык вымер. Подобные пути, по-видимому, близки к взгляду на другие языки коренных народов, которые подвергаются серьезной опасности исчезновения во всей Латинской Америке. Сюзанна Мор, профессор социолингвистики Боннского университета и Саксе, согласна с физическими, социально-политическими, а также социально-экономическими факторами в потере коренных языков.

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (начальное общее образование), на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы «Занимательный русский язык» (Л.В. Мищенкова), обеспечена УМК для 1-4 класса (рабочие тетради в 2-х частях и методическое пособие для учителя), рассчитана на 66 часов в 1 классе и 68 часов 2-4 классы.

Физики включают эпидемии, болезни или природные катастрофы. Среди социально-политиков очень характерны гражданские войны, колонизации, репрессии и политический гнет. Периоды, когда правительства не позволяли коренным народам использовать свои языки. Что касается социально-экономических факторов, Сахес отмечает, что во многих случаях оказывается, что родители не хотят, чтобы их дети говорили на местном языке своего сообщества по причинам дискриминации или престижа. «Они хотят помешать своим детям испытывать то, что они испытали», - добавляет он.

Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения,

приобретённые при изучении родного (русского) языка в начальной школе, являются фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. В то же время в начальной школе этот предмет является основой овладения родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

В свою очередь, Мор ссылается на лингвистические взгляды носителей языка. То есть они могут представить негативное отношение к своему родному языку и изменить его для доминирующего языка страны и, таким образом, интегрироваться в доминирующее общество и отказаться от своего образа жизни.

«Если люди теряют свой язык, они теряют гораздо больше, они теряют религиозные концепции, обычаи, истории», - говорит Сакс. Как их можно оживить? Эти факторы будут иметь решающее значение в процессе обслуживания языков коренных народов и активизации деятельности; однако они представляют собой в основном политические решения. В равной степени крайне важно создавать пространства, в которых могут существовать языки коренных народов. Например, используйте носитель, чтобы дать этим языкам импульс и реальную важность.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Таким образом, родной язык является эффективным средством развития личности школьника.

Основная цель обучения родному (русскому) языку – способствовать более прочному и

сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников, готовить ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

То есть молодые люди уже используют эти пространства для использования своего языка в поисках процесса идентификации, а также для того, чтобы отличать себя от поколения своих родителей. Люди используют языки коренных народов, в то же время глобализация позволяет им общаться на своем языке. Есть надежда, но это зависит от страны, политической ситуации и т.д., - говорит Сакс. Аналогичным образом, необходимо продвигать семинары на этих языках, которые способствуют интересам всех сторон, а также создавать центры, которые защищают и поддерживают языки, находящиеся под угрозой, объясняет Мохр.

Описание места курса в учебном плане

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе – 33 учебные недели), по 45 минут в 2-4 классах (34 учебные недели).

Цель курса:

    расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку,

показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

В свою очередь, в общинах коренных народов важно, чтобы родители говорили со своими детьми на своих родных языках. Это будет способствовать сохранению языка и, в свою очередь, передаче от поколения к поколению, соглашаются преподаватели. Является ли роль правительств важной в процессах лингвистического возрождения?

Без правительств ничего нельзя сделать, - говорит Сакс. Правительствам следует предлагать ресурсы и поддерживать процессы формализации языков коренных народов, существующих в их странах. Процессы, как в Боливии, где Кечуа стали официальными, очень много говорят, - рассказывает он.

Задачи курса:
Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    развитие мотивации к изучению русского языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса;

    В школьном контексте мало стран, где вы можете научиться читать и писать на местном языке. Испанский язык в основном изучается, и дети не учатся своему родному языку в школе. Сахес говорит нам, что в Мексике и Гватемале уже есть двуязычные школьные проекты, которые учат читать и писать детям на их родных языках, а затем изучают испанский язык.

    Вклад немецких студентов. Все ученики, во время учебы, должны изучать коренной язык, говорит Сакс. Курсы продолжаются не менее одного года. «Это процесс межкультурного общения», - добавляет он. Это изучение, в то же время, имеет первостепенное значение. Если позже, в своих исследованиях, студенты решат провести полевые работы в разных регионах, они смогут общаться с людьми из сообщества и проявлять уважение к их языку, иметь возможность говорить на нем и, таким образом, уважать отдельных лиц этих общин.

    совершенствование общего языкового развития учащихся;

    углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

    развивать смекалку и сообразительность;

    Зная другой язык, вы можете погрузиться в культуру других стран. Например, на английском языке вы можете понимать культуру Америки, Канады, Англии, Австралии и Южной Африки. Однако, поскольку английский язык является разговорным языком во многих странах, его можно использовать, чтобы обнаружить больше, чем только вышеупомянутые культуры.

    В культуре страны вы найдете фильмы, телевизионные шоу и знаменитые книги. Знание языка открывает двери для многих возможностей доступа к другим формам развлечений и быть культурным и образованным человеком. Наряду с культурными преимуществами английский язык также позволяет встречаться с людьми со всего мира. С миром, более связанным, чем когда-либо, возможности встретиться с разными людьми бесконечны. Английский язык является наиболее широко используемым языком в Интернете, и поэтому его полезно знать.

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

    развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

    учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.

Лучше работать

Английский также полезен, потому что это язык, наиболее используемый для деловых и других профессиональных карьер. Изучение английского языка важно для жизни в таком глобализированном мире, как сегодня, и знание языка увеличивает возможности для получения работы. Многие компании ищут кандидатов, которые знают иностранные языки, особенно английский, для роста рынка и сети клиентов. Для ведения бизнеса в развитых странах преимущество говорить на английском.

Помимо профессиональных преимуществ, есть также личные выгоды. Например, исследования показали, что говорящий на нескольких языках не только помогает вам общаться с большим количеством людей, но и процесс их изучения, а затем мышление между несколькими языками помогает вам развивать когнитивные навыки и поддерживать здоровье и гибкость мозга.

Ведущим принципом, лежащим в основе программы, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию интереса к изучению родного русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала. В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними имеются ещё такие принципы, которыми определяются, с одной стороны содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий.

Работа в академическом мире

Также возможно, что вы можете узнать что-то новое с вашего родного языка во время изучения второго языка. Изучая другой язык, вы можете обнаружить больше сложностей вашего родного языка. Английский язык используется многими учеными для обмена информацией и новыми открытиями в своих областях знаний. Если вы или думаете о том, чтобы быть академическим исследователем, это хорошая идея, чтобы выучить английский, чтобы улучшить вашу карьеру.

Уверены во время путешествия

Многие из англоязычных школ и университетов считаются лучшими в мире. Чтобы получить хорошее образование, Соединенные Штаты и Англия - отличные места для учебы. Хотя во многих странах существует много языков, английский язык является языком всего, что связано с путешествиями. Например, вы, вероятно, найдете английский язык в аэропортах, больницах и курортах, даже если родной язык не является английским. Поэтому английский язык может служить средством общения в зарубежных местах.

Основными из них являются следующие принципы:

1.Принцип связи данного курса с уроками русского языка.

Он заключается в том, что основой должны являться знания полученные учащихся на уроках русского языка, которые учитель углубляет на дополнительных занятиях.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала.

Наименование раздела программы

Как часто бывает с любым языком, изучение английского языка потребует много времени и усилий. Однако знание того, как говорить по-английски, принесет бесчисленные преимущества во всех аспектах вашей жизни. Удачи вам в учебе! В настоящее время в Бразилии насчитывается 274 языка и 305 различных этнических групп.

До того, как португальцы прибыли в Бразилию, земли были исключительно индейцами. 500 лет назад, по оценкам, от 1 до 10 миллионов коренных жителей и около 300 различных языков коренных народов. Перепись подсчитала население, основанное на людях, которые заявили о себе как о коренных цветах или расе, и о жителях коренных народов, которые считали себя коренными. Выяснилось, что из этих 896 000 человек, 572 000 человек жили в сельских районах и 517 000 человек жили в официально признанных коренных землях.

Этот принцип связан с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательность его изучения на уроках.

3.Принцип индивидуальных особенностей обучающихся.

Согласно этому принципу, содержание работы должно определяться с учётом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ребёнка.

4. Принцип занимательности.

Занимательность - одно из основных условий пробуждения и поддержания интереса к занятиям. Занимательность достигается путём использования материалов занимательной грамматики – игр, шарад, чайнвордов, ребусов, загадок, анаграмм, метаграмм, калейдоскопов и кроссвордов. Однако занимательность не сводится к развлекательности. Занимательность – это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уч-ся, развивает любознательность. Для уч-ся начальной школы занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком.

5. Принцип разнообразия форм и видов работы.

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Результаты изучения родного (русского) языка

1-й класс

Личностные результаты :

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

    учиться высказывать

    учиться работать

Познавательные УУД:

    находить ответы

    делать выводы

Коммуникативные УУД:

    оформлять

    слушать и понимать речь других;

    учиться работать в паре, группе

2-й класс

Личностные результаты :

    осознавать

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать

    обращать внимание

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    преобразовывать

    подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    слушать и понимать

    договариваться

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы .

1 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

Речь устная и письменная

1-й класс

Личностные результаты :

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Что такое слово?

В мире звуков

Игротека.

Звуки и буквы - не одно и тоже

Что такое метаграммы?

Жили были согласные

Игротека

Волшебник ударение

Такие разные согласные

Игротека

Русские народные загадки

Зачем шипят шипящие

Познакомьтесь: алфавит

Игротека

Поговорим о предложении

Игротека

Привет, пословица

Еще немного о предложении

Игротека

Знакомимся с анаграммами

Что такое тест?

Что мы пишем с большой буквы

Игротека

О безударных гласных

О парных звонких и глухих согласных

Слова-приятели

Игротека

Слова-неприятели

Волшебное слово «предлог»

Фразеологизмы

Части речи

Повторение и обобщение «Фразеологизмы. Части речи»

Повторение и обобщение «Звуки и буквы»

Повторение и обобщение «Предложение. Текст»

Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

Что мы знаем о звуках и буквах

Личностные результаты :

    осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

    учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

    учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

    находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    преобразовывать информацию из одной формы в другую:

    подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

    договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

    учиться работать в паре, группе ; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Что такое лексика?

Однозначные и многозначные слова

Игротека

Слова-братья

Слова наоборот

Пословица недаром молвится

Игротека

Игры с пословицами

Словарные слова

Анаграммы

Игротека

Секреты некоторых букв

Шарады, анаграммы, метаграммы

Синонимы и антонимы

Игротека

Слова, обозначающие предметы

Слова, обозначающие действия предметов

Слова, обозначающие признаки предметов

Игротека

Текст. Тема. Главная мысль.

Заголовок всему голова

Фразеологизмы

Игротека

Пословицы.

И снова фразеологизмы

Русские народные загадки

Игротека

Повторение. Словарные слова.

Части речи

Слова русского языка, называющие качества характера

Игротека

Повторение и обобщение «Части речи. Синонимы и антонимы»

Повторение и обобщение «Звуки и буквы. Звуко-буквенный разбор слова»

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

Да здравствует русский язык

Личностные результаты

    интерес к изучению языка;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

    осуществлять анализ и синтез;

    строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы.

Вежливые слова

Поговорки и пословицы

Игротека

Словарные слова

Растения во фразеологизмах

Животные во фразеологизмах

Игротека

Рифма. Ритм.

Морфология.

Игры с пословицами

Игротека

Животные во фразеологизмах. Повторение.

Местоимение

Наречие и числительное

Игротека

Состав, основа, формы слова

Корень и окончание

Суффикс и приставка

Игротека

Непроизносимые согласные

Приставка и предлог

НЕ с глаголами

Игротека

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Роль ударения

Игротека

Сложные слова

От архаизмов до неологизмов

По страницам энциклопедий

Игротека

Повторение и обобщение «Пословицы и загадки»

Повторение и обобщение «Пословицы и загадки»

Повторение и обобщение «Пословицы и загадки»

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Формирование УУД

И снова о русском языке

Личностные результаты

    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия умение осознавать и определять эмоции другихлюдей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

    Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Крылатые слова и афоризмы

Копилка занимательных заданий

Игротека

Об именах

О русских фамилиях

Головоломки русского языка

Игротека

Логогрифы

Речевые ошибки

Коллекция заморочек

Игротека

Фразеологизмы

Словесные забавы

Игротека

Работа над фразеологизмами

Русские пословицы и поговорки

Ассорти для любителей русского языка

Игротека

И снова фразеологизмы

Однородные члены предложения

Работа над ошибками

Игротека

Немного фразеологизмов

В стране Перевертундии

Игротека

Паронимы

Запоминаем словарные слова

Игротека

Повторение и обобщение «Имена и фамилии. Афоризмы»

Повторение и обобщение «Рифмы. Речевые ошибки»

Повторение и обобщение «Однородные члены предложения»

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Список литературы:

Для учителя

1. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 1 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012

2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 2 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012

4. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

5. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 3 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012

6. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

7. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 4 класс. - М: Издательство РОСТ, 2012

8. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

Для ученика

1. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 1 класса / М.: Издательство РОСТ, 2012

2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

2. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: рабочая тетрадь для 4 класса. - М.: Издательство РОСТ, 2012

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Уруп»

Рабочая программа

«Родной (русский) язык»

для учащихся 1 – 4 классов

Программу составила:

Лопырева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов.

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе. 8 класс.

Дата публикации: 01.11.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г

    Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

    Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (в ред.от 03.11.2006 №370-3).

    Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк на 2015-2016 учебный год.

6.Программы и методического руководства к учебникам «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных организаций Республики Башкортостан./ Под ред. Л.Г.Саяховой.-Уфа:Китап,2014.

Программа соответствует учебнику «Русский язык».Учебникдля 8 класса ОУ РБ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения /Под ред.проф.Л.Г.Саяховой.- Уфа:Китап,2013.

Согласно учебному плану программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю), из них:

Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык изучается в Российской Федерации как государственный язык РФ (в школах всех типов), как язык межнационального общения (в нерусских школах) и как родной язык русского народа (в русских школах, классах и подгруппах).

Русский язык- язык русского народа. Он служит ему средством:

1. общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

2. хранения и передачи информации;

3. связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Свободное владение родным русским языком- надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности

Родной язык- основа вхождения ребенка в передаваемую от поколения к поколению культуру родного народа. Родной язык выступает как культурно- историческая среда, формирующая национальную языковую личность, глубоко чувствующую свою причастность к родной культуре.

Родной язык- это ключ к проникновению в богатейший мир русской литературы, средство воспитания читателя, осознающего эстетическую функцию языка, как первоэлемента литературы.

Совершенствование родного языка, углубленное его познание в аспекте теоретическом, историческом, практическом, коммуникативном и культурологическом сопровождает человека всю жизнь.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.

Языковая \ лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Лингвокультурологическая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально- культурным компонентом.

Основная цель обучения родному (русскому) языку в 8 классе - овладение культурой устной речи и стилистическими средствами языка, умениями и навыками устноязычного общения, которое совершенно необходимо в жизни каждого человека и общества в целом.

В соответствии с основной целью обучения родному (русскому) языку программа 8 класса состоит из двух разделов:

1. Культура речи и стилистика.

2. Культура устноязычного общения.

Задачи обучения:

    изучение единиц и уровней языковой системы с точки зрения их правильного употребления в речи, стилистических ресурсов, выразительных возможностей;

    обучение структуре речевого общения, условиям успешной коммуникации, формам и жанрам устной речи (монологической и диалогической), правилам речевого поведения.

В первой части программы дается понятие о стилевом многообразии языка, формируются стилистические умения.

Во второй части программы изучаются важнейшие характеристики речевого общения, рассматриваются место и роль общения среди других видов речевой деятельности, социокультурный аспект речевого поведения, формируются навыки речевого этикета.

Место предмета «Родной (русский) язык и литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение родного (русского) языка и литературы в 8 классе - 105 часов, что соответствует учебному плану МОБУ СОШ №1 с. Бижбуляк.

1 четверть- 26 часов;

2 четверть - 24часа;

3 четверть - 30 часов;

4 четверть - 25 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные, метапредметны и предметные

результаты изучения предмета

«Русский язык»

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку и литературе являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по родному (русскому) языку и литературе за курс 8 класса.Обучающиеся должны знать: понятия культура речи, устная речь, , качества хорошей речи, , условия успешной коммуникации, жанры устной речи.

К концу 8 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Умение работать с научно- популярной литературой, словарями и справочниками, анализ языковых и речевых единиц и явлений, формулирование выводов, информационная переработка текстов.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый - итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.

Цель и стратегия обучения родному (русскому) языку и литературе - формирование языковой личности (как правило, в условиях Республики Башкортостан полилингвальной). Родной язык - основа формирования личности. Русский язык изучается в едином лингвистическом пространстве как государственный и язык межнационального общения во взаимосвязи с башкирским языком как государственным, родными и иностранными языками.

Учебно- тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Развитие речи

Контрольные работы

Культура речи в устноязычном общении

Устная речь как речь звучащая, говоримая, слышимая

Техника речи

Нормы языка и правильность речи

Качества хорошей речи

Богатство и стилистические ресурсы языка

Условия успешной коммуникации

Жанры устной речи

Повторение

Резервный урок

Часть 1. Культура речи и стилистика

Культура речи в устноязычном общении. Три компонента: культура речи в нормативном (правильность речи), этическом (культура речи - культура поведения), коммуникативном (условия успешной коммуникации) аспектах.

Культура речи и эффективность использования богатства и выразительности речи, синонимических средств языка. Культура устной речи - культура говорения и слушания.

Устноязычное общение.

Реализация устноязычного общения в говорении и слушании. Соотношение понятий «язык» и «речь». Роль устноязычного общения в информационном мире. Общие требования к речи. Полный и разговорный стили устноязычного общения. Их характерные черты.

Устная речь и разговорная речь.

Устная речь - любая произносимая речь (кроме чтения): разговорная речь (существует только в устной форме), доклад, реферат, лекция (научный стиль), выступление, речь на собрании, участие в дискуссии (публицистическая и официально-деловая речь). Разговорная речь - одна из функциональных разновидностей языка. Её признаки.

Разговорные формы речи.

Устная речь как речь звучащая, говоримая и слышимая

Связная речь как речевой поток. Фраза как самая крупная единица речевого потока. Членение фразы на синтагмы. Паузы между синтагмами. Состав речевого потока: фразы, синтагмы, фонетические слова, слоги, звуки.

Речевые паузы и правила членения фразы на синтагмы

Речевая пауза, ее роль в смысловом членении текста.

Грамматическая или разделительная пауза (для разделения смысловых групп слов). Психологическая пауза (важная в смысловом и эмоциональном отношении). Правила членения фразы на синтагмы.

Варианты пауз и смысл. Синтаксическое и более общее значение слова «пауза». Пауза в актерском мастерстве.

Звуки речи. Звуки и буквы

Звуковая система: звуки речи, слоги, ударение, интонация. Объединение звуков в звуковые типы - фонемы. Основной вариант фонемы в сильной позиции. Передача звучащих вариантов фонемы одной буквой. Слоговое строение слова. Открытые и закрытые слоги, их соотношение в речи. Звук и буква. Различия по принадлежности к устной или письменной речи, способу производства (органы речи, орудия письма), восприятию (слухом, зрением), функции (строительный материал языка, условный знак для передачи звуков речи на письме): Фонетическая транскрипция. Графика как наука в системе соотношения звуков устной речи и букв письма.

Длительность звуков и пауз. Речевое дыхание и темп речи.

Мелодика речи. Благозвучие

Мелодика речи - последовательность речевых звуков разной высоты. Связь с понятием мелодия. Связь обоих понятий с высотой тона (речевого и музыкального). Музыкальная мелодия записывается с помощью нот. Знаки повышения и понижения тона в речи. Связь мелодии речи с повышением и понижением тона. Понижение тона - знак завершенности высказывания. Повышение тона в неконечной синтагме перед паузой - сигнал незаконченности речи.

Благозвучие - стилистическое требование к звучащей речи, более всего к поэтической. Лестница звучности и благозвучия русского языка. Звуковая организация стиха, приемы звукописи: аллитеравия (повторение согласных звуков) и ассонанс (повторение гласных звуков). Средства создания благозвучия: голос, тембр голоса, дикция, ритм, интонация, соблюдение звуковых законов языка.

Усвоение законов и средств благозвучия. Выразительное чтение стихов. Примеры звукописи в стихотворениях русских поэтов.

Интонация

Интонация как совокупность языковых средств, служащих для оформления звучащей речи: фразы, синтагмы и целого текста. Физиологический, акустический и функциональный аспект интонации. Эмоциональная (передача чувств), смысловая интонация.

Типы интонационных конструкций. Сопоставительная интонация. Интонация эмоциональной оценки. Вопрос и недоумение, эмоциональная интонация. Восклицание с отрицательными эмоциями (упрек, насмешка и др.).

Отработка разных типов интонации в диалогах, в ситуативных упражнениях, выразительном чтении стихотворений, в чтении и инсценировании текстов.

Интонация и пунктуация.Роль интонационного принципа в обучении пунктуации. Интонационное значение знаков препинания. Усвоение пунктуации при координации ее смысловой, грамматической и интонационной основы. Особое внимание знакам препинания, обусловленным интонацией: знаки препинания в бессоюзных предложениях, запятая при однородных и уточняющих членах предложения, при обособленных и вводных словах, запятая при косвенной речи и двоеточие, тире, кавычки при прямой речи. Случаи несоответствия интонации и грамматической структуры предложения.

Техника речи

Речевое дыхание. Дикция. Голос. Связь речевого дыхания с жизненным и его особенности. Дикция (четкое и ясное произнесение звуков). Связь с артикуляцией - работой органов речи при произнесении звуков. Голос и его характеристики: тембр, сила, высота голоса. Связь с голосом мелодики речи, темпа, богатства интонации. Качество голоса: благозвучие, воздействующая сила, выносливость.

Развитие речевого слуха. Речевой слух (определение), основные его компоненты: физический слух, фонетический слух, чувство тона, степень развития речевого слуха: соразмерность громкости речи с ситуацией, четкое произношение звуков (дикция), соблюдение орфоэпических и акцентологических норм, соблюдение нужного темпа чтения или рассказа.

Нормы языка и правильность речи

Понятие языковая норма. Правильность речи, ее устойчивость, изменчивость, вариативность. Языковые нормы на разных уровнях языка: произношение, интонация (фонетика), словоупотребление (лексика), грамматические формы и синтаксические конструкции (грамматика).

Стилистические нормы: уместность слов и грамматических форм в определенных стилях; речевые недочеты, ошибки.

Фонетические нормы

1) Изменение гласных в безударном положении (редукция), похожесть на другие звуки. 2) Смягчение твердых согласных перед мягкими и перед гласными е, и.

Колебания в произношении: е - о под ударением (желчьжелчь), произношение -чн- (коне[шнjо), було[шнjая), произношение заимствованных слов (поэт, сонет; декан, бутерброд).

Отработка фонетических норм.

1. Акцентологические нормы. Разноместность и подвижность ударения, его вариативность.

2. Запоминание нормативного ударения в конкретных словах и группах слов. Составление дополнительных списков слов с трудными и вариативными акцентологическими формами, в том числе по орфоэпическим словарям и словарям трудностей русского языка.

Лексические нормы

Зависимость лексических норм от значения слова, правил смысловой и лексической значимости слов, соотносимость с действительностью и речевой ситуацией, с культурной традицией. Типы ошибок в словоупотреблении: 1) ошибки в выборе слов (из ряда слов, близких по значению, синонимов, паронимов по незнанию значения слова); 2) нарушение правил сочетаемости: лексической, семантической (под влиянием родного языка), синтаксической; тавтология; 3) нарушение стилистических норм.

Грамматические нормы

Вариативность некоторых морфологических норм и необходимость их запоминания.

Составление списков слов, из словарей трудностей, грамматические формы которых вызывают затруднения. Составление списка вариативных форм глаголов.

Речевые ошибки

Типы ошибок: 1. Связанные с нарушением языковой нормы: орфоэпические, акцентологические, лексические, грамматические. 2. Стилистические. 3. Этические. Ошибки в нарушении норм языка: лексические, морфологические, синтаксические.

Анализ ошибок, их объяснение, выработка навыков безошибочных написаний.

Качества хорошей речи

Логичность речи. Связь языка с логикой в связи с речемыслительной его функцией. Соблюдение законов логики: 1. Закон тождества. 2. Законы противоречия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания (тезис-доказательства). Внутренняя логика речи и композиционная стройность (вступление, развитие мысли, заключение-обобщение). Точность, ясность речи.

Богатство и стилистические ресурсы языка

Стилистические ресурсы лексики. Обширность, необозримость лексической системы. Активный словарь. Пассивный словарь.

Пути обогащения словаря: расширение знаний о мире; усвоение групп слов (тематических, лексико-семантических, синонимических, антонимических, паронимов, омонимов, словообразовательных), усвоение значений многозначных слов, сочетаемостных связей слов, стилистически окрашенных слов.

Многозначность слов. Причина многозначности слов, широкое распространение в языке. Способ качественного обогащения словаря. Однозначность терминов.

Обогащение словаря за счет усвоения разных значений многозначных слов. Новые значения известных слов

Тематические и лексико-семантические группы слов. Тема как содержание коммуникативного акта, тематическая лексика как обслуживающая ту или иную речевую тему включает собственно языковые объединения слов, связанные по лексическому значению - родо-видовые группы, антонимы, синонимы, лексико-семантические группы - ЛСГ - семантически связанные слова одной части речи

Синонимы. Доминанта синонимического ряда. Тождество и различие синонимов. Функции синонимов в речи. Синонимические слова и фразеологизмы. Синонимы в художественных текстах.

Усвоение знаний о синонимах, навыки их употребления в речи. Подбор примеров к основным положениям о синонимах.

Антонимы - противоположные по значению, но соотносительные друг с другом слова в рамках одного родового понятия либо одной тематической или семантической группы: пространство, время, качество и т. д. Антонимы - существительные, глаголы и другие части речи. Однокоренные и разнокоренные антонимы: разные значения слов - разные антонимы.

Употребление антонимов в пословицах,в художественных текстах. Обогащение словаря учащихся антонимами.

Омонимы (одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова). Омоформы. Омофоны. Омографы.Синонимические связи

Паронимы (слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению (каменный дом, каменная почва). Разная сочетаемость (генеральная уборка, генеральские погоны). Трудности в употреблении (дружеские отношения, дружественные стороны).

Обогащение словаря учащихся омонимами, паронимами параллельно с расширением их знаний о мире.

Стилистические ресурсы лексики, фразеологии

Функциональные стили речи: разговорный и анонимный (официально-деловой, научный, публицистический), а также стиль художественной литературы. Стилистические ресурсы лексики: общеупотребительная, стилистически нейтральная лексика - основа всех стилей. Специфические слова - стилистически окрашенная лексика (книжн.), (офиц.), (разг.) , (простор.) и др. Книжная лексика (письменная и литературно-разговорная устная речь): термины, официально-деловая лексика. Разговорная лексика (устная речь): литературно-разговорная и разговорно-обиходная (лексика допустимая с определенной стилистической целью). Эмоционально-экспрессионная лексика (оценочная): глаза, глазки, глазища.

Навыки употребления наряду с общелитературными словами стилистически отмеченной лексики - книжной, разговорной, эмоционально-экспрессивной. Правильный выбор слова из синонимических рядов, словообразовательных вариантов с учетом стиля речи, ее выразительности, с определенными ограничениями в связи с ситуацией и тонального общения.

Обусловленность стилистических возможностей фразеологизмов: обозначение явлений действительности, культуры, истории (ахиллесова пята), оценка фактов (не nокладая рук), выражение чувств (водой не разольешь). Стилистически нейтральные фразеологизмы (браться за ум), книжные (краеугольный камень), разговорные (навострить лыжи). Образность фразеологизмов (высокий - верста коломенская, невысокий, незрелый - от горшка два вершка).

Обогащение речи учащихся фразеологизмами разных стилей в целях выразительности, образности речи.

Стилистические ресурсы грамматики (морфологии)

Синонимия падежей существительных: вин., род. падежи купи соли - купи соль; вин., род. падежи с глаголами отрицания - не получил письмо и письма; дат. и род. падежи с предлогом для - это подарок для тебя, тебе; тв. и дат. падежи с предлогом по - шли по полю, полем.

Синонимия форм прилагательных: прилагательные - существительные в косвенных падежах (письменные принадлежности - принадлежности для письма); полные и краткие прилагательные - он неопрятный - он неопрятен; притяжательные прилагательные от падежей имен существительных - мамина сумка, сумка мамы.

Степени сравнения прилагательных. Брат выше сестры. - Брат более высокий, чем сестра. Наилучший способ - самый лучший способ.

Синонимическая замена морфологических форм частей речи в целях разнообразия и выразительности высказывания.

Стилистические возможности местоимения.

Особая роль контекста ·для местоимения во избежание неясности его значения: Такой - какой? Его, ее - чей?

Экспрессивные оттенки значения личных местоимений - мы, наш (выражает единство говорящего и других лиц). Ты - приближенность собеседника к говорящему. Мы, наш - близкие люди. Вы, ваш - относящиеся к другим.

Обращение на Вы и ты. Частое я - нескромность. Пропуск местоимения я (особенно в научной речи). Ошибочное повторение местоимения рядом с существительным. Ученик, он...

Синонимия других разрядов местоимений: местоимение себе - частица -ся (беречь себя - берегись). Всякий, каждый, любой - синонимы взаимозаменяемы, но не всегда. Каждый человек отвечает за свои поступки (но не всякий). Неопределенные местоимения кое-кто, кое-что, что-либо и др. синонимы, но не всегда взаимозаменяемые. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика (А. С. Пушкин). - но не что-нибудь или кое-кто.

Самостоятельная работа по 1 части учебника. «Культура речи и стилистика» (2 часа)

Обобщающе-контрольный урок по результатам самостоятельной работы.

    Вопросы для самоконтроля.

    Материалы для самостоятельной работы:

Орфоэпический словарь.

Лексико-семантическая группа «Речь».

Антонимы.

Паронимы.

Словари по культуре речи, словари правильностей и трудностей; толковые, тематические и другие типы словарей, в том числе культурологические и коммуникативные. Работа по разделу «Работа по словарям», где приведены словарные статьи ряда словарей (задание: определить тип словаря, описать структуру словарной статьи. На при мере лингвокультурологических словарей Л. К. Муллагалиевой и Т. И. Кобяковой показать описание концептов «Калач» и «Красота»).

Данный материал предназначен для привлечения учащихся к работе со словарями и в целом для того, чтобы вызвать интерес к словарям.

Часть II. Культура устноязычного общения

Условия успешной коммуникации

Правила речевого общения. Роль устноязычной коммуникации в жизни человека. Принцип успешной коммуникации - принцип «кооперации).

Правила речевого общения в пословицах. Анализ коммуникативных актов с точки зрения правил коммуникации.

Этикет. Понятие этикет (свод правил поведения в обществе). Национальная специфика этикета.

Знакомство с этикетными правилами разных народов: русского «<��������������������������������������������������������������������������������������������������������������

����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

��������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

�����������������������������������������������������������������������������������������

�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������

���������������������

��ь невербальных средств в общении (65% информации). Состав этих средств (поза, жест, мимика, взгляд; рукопожатие, поцелуй; ориентация, дистанция; интонация, громкость, тембр голоса, пауза, смех, слезы и т. п.).

Роль мимики (при неподвижном лице теряется 10-15% информации лектора). Улыбка, взгляд как первый шаг к собеседнику. Множество функций мимики. Национальные особенности. Язык жестов.

Постижение роли невербальных средств общения, элементарные умения их использования в позитивном плане при выполнении упражнений учебника. О национальном характере некоторых жестов.

Звуковая характеристика речи

Компоненты звуковой характеристики речи: интонация, тембр, паузы, логические ударения, ритм. Общая окраска речи, общий тон. Роль интонации. Интонация как средство выражения не только логического значения, но и эмоциональных и волевых созначений.

Овладение способностью понимать звуковые характеристики воспринимаемой речи и организовать звуковой строй собственной речи.

Значимость умения слушать: лучшее понимание людьми друг друга, эффект подтверждения значимости того, кого слушают, основа для получения информации. Умеют слушать 10% людей. Слушание как активный процесс, требующий внимания, сложный психологический процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Правила эффективного слушания.

Выработка навыков слушания в процессе выполнения упражнений учебника. Высказывание о слушании известных людей.

Различия устной и письменной речи. Способ выражения: воспроизведение, восприятие, развертывается (линейно и во времени), речь как процесс (наблюдаемая зрительно, ненаблюдаемая), речь как результат, канал связи, обращенность речи, степень подготовленности, процесс порождения..

Упражнения: работа над текстом «Слово написанное и сказанное» И. Андроникова, анализ устной речи, записанной на магнитофон. Обобщающая характеристика устной 11 письменной речи.

Монологическая устная речь (однонаправленная, цель воздействие на партнера по общению). Диалог - наиболее естественная форма устноязычного общения. Важность межличностных отношений, социальных ролей общающихся. Высказывания русских лингвистов о диалоге.

Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения

Определение стратегии речевого поведения коммуникативным намерением участников диалога (ориентировка в ситуации, речевого взаимодействия, высота тональности, кооперативные и не кооперативные стратегии коммуникации). В первом случае доброжелательное сотрудничество, «кодекс» доверия. Во втором - нарушение правил речевого общения (конфликты, ссоры, агрессия и т. д.).

Тактика речевого общения.

Правило смены коммуникативных ролей в диалоговой речи. Молчание как элемент диалога. Речевые тактики регулирования диалогом (вводные слова и предложения, междометия, вопросы, слова-предложения да и нет, комментарии, оценочные суждения).

Овладение коммуникативными стратегиями и тактиками диалогового общения. Чтение и анализ текстов диалогов. Составление диалогов в предлагаемых ситуациях.

Жанры устной речи. Устная разговорная речь

Беседа. Настроенность на мир собеседника. Типы беседы. Согласие, дружелюбие. Речевые единицы регулирования беседы. Национально-культурная специфика беседы, различия в беседах русских и американцев.

Усвоение языковых средств для ведения,пословицы, отрывки из художественных произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин», И. С. Тургенева, Н. Абрамова, А. Милна «Винни-Пух» и др.

Интервью (предназначенная для прессы беседа журналиста с каким-либо лицом). Виды интервью (протокольное, ин формационное, проблемное, интервью-портрет, интервью-анкета).

Знакомство с интервью на примере встречи с Ю. Шевчуком, с молодыми людьми - объяснение в любви. Задание: самостоятельно провести интервью с интересными людьми своего окружения.

Рассказ, история. Основной признак - целостность передаваемой информации. Средства связи отдельных фрагментов рассказа (порядок слов, интонация, вводные конструкции, частицы, наречия, перифразы). Мастерство и речевые умения (образность, логичность, чувство юмора и т. д.).

Чтение текстов - примеров рассказов. Анализ: вычленить структурные признаки, языковые средства целостности текста и др., рассказать самим какую-либо историю, соблюдая требования жанра.

Юмор. Шутка. Понятие смех как философская категория, важнейший культурный концепт, понятие искусство и психологический феномен. Роль смеха, значение юмора, шутки в жизни человека.

Привлечение внимания учащихся к данным понятиям: стихи Е. Евтушенко «Итак, да славится юмор! Он _ мужественный человек» г. Высказывания известных людей о значении смеха (Ф. Достоевский, Н. Гоголь, л. Н. Толстой, М. Горький и др.).

Целительная сила смеха. Пословицы о смехе в этическом кодексе карачаево-балкарского народа. Двойная природа смеха в высказываниях известных людей. Фразеологизмы со словом смех в русской языковой картине мира. Языковая игра для создания комического эффекта. Определения, примеры, ответы на вопросы-шутки.

Телефонный разговор

Роль телефона в жизни современного человека. Основные требования к телефонному разговору (лаконичность, логичность, информативность, без повторов. Дружелюбный тон. Четкое произношение. Средний темп речи. Обычная громкость). Этикетные формулы (просьба, приглашение к телефону, благодарность, извинение, пожелание, ответы на просьбы).

Упражнения: тексты о телефонных разговорах - удачных и неудачных. (В. Носков, С. Голицын и др.), тексты-советы, импровизация телефонных разговоров, выполнение теста «Культура телефонного общению» (13 вопросов с ключами ответов). Дополнительно можно провести самостоятельный анализ удачных и неудачных телефонных разговоров, написать эссе (рассказ) «о моей жизни».

Устная публичная речь

Ораторская речь. Понятие ораторского искусства, риторика, красноречие (по словарным определениям). Виды ораторской речи (развлекательная, информационная, агитационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию речь).

Принципы построения речи. Композиционное построение речи. Основные средства кентактности (личные местоимении, глагольные формы, вводные конструкции, побудительные предложения, вопросно-ответное единство. Этикет ораторской речи (формулы представления, приветствия, обращения, прощания и благодарности).

Знакомство с требованиями к ораторской речи, ее особенностями). Навыки владения ораторским искусством (хотя бы первоначальные). Подготовка устного сообщения об особенностях ораторской речи. Чтение текстов о принципах ораторской речи, знакомство с таблицей о композиционном построении ораторской речи, цитаты из текстов известных людей (А. Кони, Цицерон). Изучение таблицы основных средств субъектности и контактности ораторской речи. Анализ примерных планов информационной, агитационной речи. Анализ и оценка речи товарища, одноклассника по данным критериям: тема и цель, вступление, главная часть, заключение. Характеристика вербального и невербального поведения. Подготовка речи по данному плану.

Устная научная речь

Реферативное сообщение, доклад.

Основные признаки: адекватность источников, полнота изложения и краткость, точность, объективность, стилевая однородность, типовая структура, характерные языковые клише. Виды рефератов (реферат-конспект, резюме, обзор, доклад). Структура реферата. Написание реферата. Способы сжатия текста (исключение подробностей, обобщение нескольких частных вопросов, сочетание исключения и обобщения).

Овладение навыками написания и прочтения реферата. Выбор вида реферата, внимательное ознакомление с его особенностями. Продумывание структуры реферата (содержание заголовочной, собственно реферативной и заключительной частей). Знакомство с особенностями языка рефератного текста (см. клише в упр. 3). Общее знакомство с книгой (статьей). Чтение текста (справки о непонятных словах, выделение главной информации, первые фразы абзацев). Информационное осмысление текста (главная мысль, тезисы, собственное отношение, информация о проблеме, собственные выводы на основе прочитанного).

Доклад. Научный и учебный доклад.

Структура доклада: введение - тема, проблемы, план рассмотрения; основная часть - гипотеза, тезис, аргументация (ДОВОДЫ), доказательства; заключение - обобщение, выводы, итоги, перспективы.

Чтение отрывка из повести Л. Инсаровой «Задача со многими неизвестными». Анализ текстов докладов. Подготовка докладов на предложенные темы. Оценка степени готовности доклада. Анализ доклада после его прочтения. Как он был воспринят аудиторией.

Повторение пройденного по II разделу программы.

Использование терминологического словаря (определение тематической принадлежности терминов, их раскрытие).

Обобщающее повторение по основным темам программы.

Учебно-методическое обеспечение

предмета « Родной (русский) язык и литература» в 8 классе

Для учителя:

    Программа и методическое руководство к учебникам «Русский язык» для 5-9 классов общеобразоват.организаций РБ) /Под ред.Л.Г.Саяховой.- Уфа:Китап,2014.

    Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения.Методическое руководство для учителей. (5-11 классы).-Уфа:Китап,2006.

    Русский язык в диалоге культур (уроки русского языка как родного и как языка межнационального общения в 5-11 классах общеобразоват.учреждений) /авт.-сост. Л.К. Муллагалиева,Л.Г. Саяхова.-Уфа:Китап,2008.

4. Муллагалеева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык как родной: Учебное пособие для учителей и учащихся общеобразовательных школ под ред. профессора Саяховой Л.Г. - Уфа:Китап, 2012.

5. Дорожкина Т. Н. Родной (русский) язык в школах РБ. - Уфа:Китап, 2012.

6. СаяховаЛ.Г.,УраксинЗ.Г.,Хасанова Д.М. Русско-башкирский иллюстрированный тематический словарь.-Уфа:Китап,2008.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка/4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

8. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 кл./Под ред.Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.

9.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 класс/М.: изд. Экзамен,2011.

10. Вырыпаева Л.М.,Саяхова Л.Г. Башкирский образ жизни в русской литературе:пособие по развитию речи.- Уфа,2001.

Для учащихся:

1. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь.

2. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс- М.: ТЦ Сфера, 2004

3.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003

4. Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994

5.ТекучеваИ.В. Тесты по русскому языку:8класс.: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 8класс»/И.В.Текучева. - М.: Издательство «Экзамен», 2004

6. Русский язык. 8класс./Под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской

Л.А.Тростенцовой.- М.: Просвещение, 2008.(2012)

10. Богданова Г.А., «Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс»., М., 2002.

11.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991.

Интернет-ресурсы (для учащихся):

    Словарь сокращений русского языка

    Толковый словарь русского языка Ожегова

    Русские словари (Институт им. Виноградова)

    Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)

Тренажеры:

    Тесты по пунктуации в режиме онлайн

    Электронный тренажер «Грамотей»

    Грамматический конкурс «Золотая клякса»

    Головоломки со словами

для учителя

Справочно-информационные ресурсы:

    РОФ «Центр развития русского языка»

    Электронные версии газеты «Русский язык»

    Сайт о русской словесности

    Архив петербургской русистики (Кафедра русского языка филологического факультета СПбГУ)

    Образовательный портал

    Мастерская «В помощь учителю. Русский язык»

    Интеренет - ресурсы :

    Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

    Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

    Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала

    http://language.edu.ru

    Культура письменной речи http://www.gramma.ru

    Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений http://www.philolog.ru/dahl/

    Имена.org - популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

    Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru

    Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

    Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

    http://www.mapryal.org

    Мир слова русского http://www.rusword.org

    Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система http://www.ruscorpora.ru

    Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook/

    Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

    Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/

    Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru

    Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

    Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

    Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

    Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

    Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

    Свиток - История письменности на Руси http://www.ivki.ru/svitok/

    Система дистанционного обучения «Веди» - Русский язык http://vedi.aesc.msu.ru

    Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой http://slovesnik-oka.narod.ru

    Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

    Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru

    Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

    Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru

Материально-техническое оснащение

1. Презентации по всему курсу русского языка.

2. Таблицы по русскому языку.

3. Электронный учебник для 8 класса.

4. Электронное поурочное планирование.

5. Карточки для индивидуальной работы.

6. Дидактический раздаточный материал.

7. Портреты лингвистов.

8. Словари всех типов по русскому языку.

9. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

10. Компьютер.

11. Проектор.

12. Экран.

Календарно-тематическое планирование для 8 класса по родному(русскому) языку и литературе (105 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Примеча-ние

Iчетверть

Культура речи в устноязычном общении (9 часов)

Общее понятие о культуре речи

Роль общения в современном обществе

Особенности устной и разговорной речи. Просторечные формы речи.

Обобщение по разделу «Культура речи».

Контрольная работа №1 (диктант) и его анализ

Р.Р. Анализ текста

Устная речь как речь звучащая, говоримая, слышимая (11часов)

Речевой поток, речевые паузы и отрезки речи.

Звуки речи. Звук и буква

Мелодика речи и благозвучие

Интонация. Типы интонационных конструкций.

Интонация и пунктуация.

Р.Р.Выполнение творческих проектов

Техника речи (2 часа)

Нормы языка и правильность речи (13 часов)

Фонетические и акцентологические нормы

Лексические нормы

II четверть

Грамматические нормы

Речевые ошибки, их типология

Зачёт по теме «Нормы языка и правильность речи»

Р.Р.Деятельностный проект «Речь без ошибок»

Контрольная работа №2 (диктант)

Анализ контрольного диктанта

Качества хорошей речи (5 часов)

Логичность речи

Чистота речи. Речевые сорняки:жаргонизмы, арготизмы, бранная лексика, заимствования

Мониторинг речи окружающих

Богатство и стилистические ресурсы языка (29 часов)

Богатство и стилистические ресурсы языка

Многозначность слов.

Тематические и лексико-семантические группы.

Р.р Работа с фрагментом из рассказа В. Короленко «Слепой музыкант»

Синонимы

Антонимы

III четверть

Паронимы

Стилистические ресурсы лексики

Стилистические ресурсы фразеологии

Контрольная работа №3 (тест)

Стилистические ресурсы морфологии. Синонимия падежных форм существительных.

Синонимия форм прилагательных

Стилистическая роль местоимения

Р.р. Написание эссе.

Обобщающий урок по морфологической синонимике и стилистике

Словари. Типы словарей.

Типы словарей.

Слово о Дале и его словаре.Урок-игра «Умники и умницы»

Контрольная работа №4 (диктант)

Анализ контрольного диктанта

Условия успешной коммуникации (14 часов)

Правила речевого общения. Этикет.

Речевой этикет. «Ты» и «Вы» в речевом этикете.

Р.Р.Подготовка к сочинению-рассуждению

Комплимент как жанр речевого этикета.

Невербальные средства общения: мимика, взгляд, жесты.

Звуковая характеристика речи

Слушание как компонент эффективного речевого общения

Формы общения. Устная и письменная речь

Контрольная работа №5

Анализ контрольной работы

IV четверть

Коммуникативные стратегии и тактика диалогового общения

Диалог как основная форма устного общения

Жанры устной речи (22 часа)

Интервью

Р.р. Интервью-анкета на тему: «Что такое счастье?»

Рассказ, история.

Р.Р.Сочинение по данному началу

Юмор, шутка,

Языковая игра.

Телефонный разговор

Ораторская речь

Виды ораторской речи.

Р.Р. Публичное выступление

Устная научная речь. Реферат. Доклад.

Повторение. Культура речи и стилистика.

Повторение. Богатство и стилистические ресурсы языка.

Урок-диспут: «Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?»