Информация на тему не с глаголами. Правописание частицы не с глаголом

Страны не в силах познать все тонкости и особенности правописания, произношения и орфографии. Но самые простые правила, которые включены в школьную программу, обязан знать каждый. В этой статье речь пойдет о том, как писать «не» с глаголами. Как известно, повторение - мать учения, особенно в тех случаях, когда после окончания школы прошла не одна пятилетка, и в голове осталась лишь малая часть того, что когда-то учили.

«Не» относится к служебным частям речи и в предложении применяется для придания отрицательного смысла слову. Как правило, употребляется вместе с глаголом. О том, как пишется частица «не» с глаголами, и пойдет речь дальше.

В школе данную тему начинают изучать в третьем классе, и с каждым новым учебным годом основное правило о частице «не» и глаголах дополняется исключениями и тонкостями.

Когда «не» пишется отдельно от глагола

Основное правило о написании отрицательной частицы «не» с глаголами гласит, что их всегда следует писать раздельно. При этом совершенно не важно, начальная форма (инфинитив) или глагол имеет склонение и время.

Например: не хватает соли; не дает покоя; не достала; не смог.

Это же правило действует и в отношении тех глаголов, которые существуют как деепричастия.

Например: не смотря; не видя .

Когда «не» пишется слитно с глаголом

Отрицательная частица «не» с глаголами пишется слитно лишь в качестве исключения. Так гласит правило, однако их очень много, и их следует просто запомнить. В принципе, слитное написание зависит от значения слова с отрицательной частицей.

В качестве примера рассмотрим инфинитив «доставать»:

  • при обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достает рукой до полки ;
  • при смысловом значении, выражающем недостаток, частица «не» будет неотъемлемой частью: недостает умения.

Со словом «взирать» обычно происходит некая путаница. Однако следует запомнить: если в глагол вкладывают смысл «не глядя», то он с «не» пишется раздельно.

Например: критиковать, не взирая на лица .

Если в слово вложить смысл «вопреки», то отрицательную частицу необходимо писать слитно.

Например: жить, невзирая на трудности .

Глаголы-исключения

К исключениям из основного правила также относятся такие русские глаголы, которые без частицы «не» не имеют значения или утрачивают смысл и не употребляются в речи как самостоятельная единица.

Например: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, несдобровать, неволить, недоумевать .

Чтобы подобные слова не перепутать с другими формами, их нужно проверить, попробовав создать из отрицательной формы утвердительную. Если таковая не образуется, то слово можно отнести к исключению и писать «не» с глаголами слитно.

Как правило, детям в третьем классе дается целый ряд слов-исключений, которые просто необходимо заучить наизусть, и лишь в старших классах школьников учат находить проверочные формы глаголов для определения правильного варианта написания.

Глаголы с приставкой "недо-"

Как уже говорилось, формы глаголов вовсе не влияют на раздельное и слитное написание частицы «не». Но вот с приставкой "недо-" случаются некоторые трудности, ведь ее можно спутать с частицей «не», стоящей рядом с предлогом «до». В таких случаях, чтобы развеять сомнения относительно написания, необходимо противопоставить приставки «недо-» и «пере-».

Например: недолить - перелить, недочитанная - перечитанная .

Как можно увидеть, здесь склонение и форма глагола играют значимую роль.

Подводя итоги, можно сказать, что перед тем, как написать слово, следует вдуматься в его смысл. Тогда, припоминая правило написания в каждом отдельном случае, массы орфографических ошибок удастся избежать.

Роль частицы НЕ

Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи.

Прочитайте предложения.

На клумбе выросли цветы.

Рис. 1. Клумба с цветами ()

Добавим к глаголу частицу НЕ.

Прочитайте получившееся предложение.

На клумбе не выросли цветы.

Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?

Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно

Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. Теперь узнаем, как она пишется с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Восстановим пословицы, добавив в них частицу НЕ. Как она пишется с глаголами?

Кто работает, тот ест.

С ложью правда дружит.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться - в лес ходить.

Под лежачий камень вода течёт.

Проверим.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться - в лес не ходить.

Под лежачий камень вода не течёт.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Прочитаем весёлое стихотворение и объясним, как пишется частица НЕ с глаголами.

- Слезь со стула!

- (Не) хочу!

- Упадёшь!

- (Не) упаду!

- Отойди!

-(Не) отойду!

- Приедешь?

- (Не) приеду!

- Придёшь?

- Нет,(не) приду!

- Услышишь?

- (Не) услышу!

- Найдёшь?

- Нет, (не) найду!

- Слезаешь?

- (Не) слезаю!

- Решаешь?

- (Не)решу!

- Мечтаешь?

- (Не)мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, (не) молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

Глаголы с частицей не пишутся раздельно.

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадёшь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придёшь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдёшь?

- Нет, не найду!

- Слезаешь?

- Не слезаю!

- Решаешь?

- Не решу!

- Мечтаешь?

- Не мечтаю!

- Молчишь?

- Нет, не молчу!

- Конфетку, может, хочешь?

- Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

А теперь давайте познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.

НЕ пишется слитно в словах:

ненавидеть

негодовать

недоумевать

недомогать

Дадим толкование словам-исключениям.

Ненавидеть -

Негодовать -

Недоумевать -

Недомогать -

Проверим:

Ненавидеть - чувствовать отвращение.

Негодовать - испытывать гнев.

Недоумевать - испытывать сомнения.

Недомогать - болеть.

Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно? Рассмотрим примеры.

Не бежать - бежать

Не писать - писать

Не лететь - лететь

Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.

Нездоровиться

Ненавидеть

Негодовать

Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ не употребляются.

Рис. 3. Слова-исключения ()

Закрепление знаний на практике

Прочитаем предложения. Объясним правописание частицы НЕ с глаголами.

Снег в лесу ещё (не)растаял.

Щенку всё ещё (не)здоровилось.

Маша (не)доела кашу.

Сегодня самолёты (не)летают.

Он (не)навидел своих врагов.

Проверим:

Снег в лесу ещё не растаял.

Не растаял растаял .

Щенку всё ещё нездоровилось.

Нездоровилось

Маша не доела кашу.

Не доела - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - доела .

Сегодня самолёты не летают.

Не летают - пишется раздельно. Без НЕ употребляется - летают .

Он ненавидел своих врагов.

Ненавидел - пишется слитно. Без НЕ не употребляется.

На этом уроке мы узнали, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Более подробно с частицей вы познакомитесь в старших классах.

Рис. 4. Правописание НЕ с глаголами ()

На следующем уроке мы узнаем о такой части речи, как прилагательное, закрепим полученные знания на практике, выполнив множество интересных заданий.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  2. Vio.uchim.info ().
  3. Lingvotech.com ().
  1. Составь 4 теста с тремя вариантами ответа по теме урока.
  2. Запиши слова, раскрывая скобки: (не)волить, (не)знать, (не)ленись, (не)нездоровится, (не)хочется, (не)смотри, (не)берут . Поясни написание глаголов.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о частице НЕ и глаголе.

М.Н. Панкова,

Учитель начальных классов МБОУ «Школа» №35

Г. Нижний Новгород

Тема : Правописание НЕ с глаголами.

Цель: Дать представление учащимся о правописании частицы НЕ с глаголами.

Задачи:

Расширять знания о служебных частях речи.

Совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

Развивать и обогащать устную и письменную речь.

Развивать интерес к изучению русского языка.

Орг момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем. (Назвать глаголы)

На прошлом уроке мы вели разговор о глаголах.

Что же о этой части речи мы уже знаем? (ответы детей)

Допишите действия предметов

Солнце … (греет, светит), сомолёт… (летит, перевозит), Лист… (растёт) лягушка …(квакает, прыгает)

Взаимопроверка домашнего задания.

Чистописание

Восстановить предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.

Я, кашу, по утрам, кушать, гречневую, не люблю.

Работа по новой теме.

Сегодня мы познакомимся с служебной частью речи - частицей НЕ.

Служебной её называют потому, что она не обозначает ни предметов ни признаков, ни действий. Частицы не являются членами предложений. К ним нельзя поставить вопрос. Основная функция частицы не — отрицание. Нам предстоит познакомимся с правописанием частицы НЕ с глаголами и случаями, в которых эта частица пишется с глаголами слитно.

Заучивание правила.

Правило

1. Частица НЕ с глаголами пишется отдельно:

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу “НЕ” пиши!

(не спать, не ходить, не баловаться.)

Приведите свои примеры.

2. Бывает все же, что глагол Совсем без "НЕ" не может! Тогда, куда бы он ни шел, - И "НЕ" с ним вместе тоже.

Частица НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без неё не употребляется: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, недоумевать, нездоровится.

Проблемный вопрос : Для чего нужна частица НЕ? Всегда ли она пишется с глаголами отдельно.? (высказывания детей)

Послушайте сказку.

"Однажды принц Глагол влюбился в прекрасную принцессу частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Не верю. Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь,что не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

Первичное закрепление.

Упр. 31.Списать пословицы. Вставить частицу НЕ. Объяснить смысл пословиц.

    Солжёшь сегодня (не) поверят завтра. 2. (Не) откладывай на завтра то,что можешь сделать сегодня. 3. (Не) в свои сани (не) садись. 4. Ложь человека (не) красит. Чего (не) знаешь, того (не говори).

Упр. 32. Вставить частицу НЕ перед глаголами. Как изменилось значение предложений.

1. Они поверят моему слову. 2. Мы торопились в кино. 3. Дождь утихает. 4. Я люблю смотреть на улицу. 5. Я спешу на стадион. 6. Мне разрешают играть на компьютере. 7. Она играет на гитаре. Собака пустила постороннего в дом.

Ответить на вопросы пословицами.

После драки кулаками машут?

С пословицей поспоришь?

Сорванное яблоко обратно прирастает?

Под лежачий камень вода течёт?

Ссора до добра доведёт?

Исправить ошибки в табличках

По газонам ходить

Входить

Громко разговаривать


Придумайте свои таблички.

Домашнее задание : стр. 15 упр. 36.

Повторите правила поведения с книгами. Какую частицу нужно поставить перед глаголами.

Рефлексия . «Яблоня»

Ребята, перед вами лежат яблоки разного цвета. Выберете и прикрепите на яблоню то яблоко, которое соответствует вашему впечатлению от урока.

Красное яблоко - Было интересно. Я всё понял.

Жёлтое яблоко - К сожалению, я не всё понял.

Зелёное яблоко - Было скучно. Я ничего не понял.

Подведение итогов урока.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Желаю, чтоб знания вам пригодились!

1. Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно, например: не брать, не был, не зная, не спеша.

Примечание 1. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются, например: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть света, невзлюбить падчерицу; что-то сегодня нездоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не очень здоровится); но в соответствии с общим правилом: не поздоровится.

Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не , например:

  • 1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки;
  • 2) В книге не хватает нескольких страниц.

Различается раздельное написание не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным», например:

  • 1) не достает рукой до форточки;
  • 2) в кассе недостает двух рублей; недостает терпения; только этого недоставало.

Примечание 3. Частица не в сложных предлогах несмотря на и невзирая на , а также союзах несмотря на то что, невзирая на то что пишется слитно. Необходимо отличать деепричастие смотря в сочетании с частицей не , которая пишется раздельно, например: Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник.

2. Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо- , придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере- ; ср.: недовыполнить - перевыполнить, недосолить - пересолить). Например: недобрать тетрадей, недоварить картофель, недовернуть гайку, недовесить масла, недогрузить вагон, недооценить свои возможности, недополучить часть товара, недоедать, недосыпать, недосмотреть, недослышать, недоучесть. То же самое касается и производных, например: недосол, недогляд, недовес.

Примечание. Следует различать глаголы с приставкой недо- , обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до- , которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали - дети часто не доедали за обедом свой суп; всегда недоплачивали - никогда не доплачивали.

Ср. также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать, ни до чего не доспорились; Приводя эти факты, газета многого не досказала.

  • Познакомить учащихся с частицей НЕ, ее значением; вспомнить правило правописания НЕ с глаголами.
  • Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
  • Воспитать умение работать в парах, умение слушать друг друга, уважать мнение друг друга, любовь и интерес к родному языку.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Русский язык 5 класс. – М. “Просвещение”, 2010.

    Ход урока

    Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, как и другие наши уроки, мы начнем с улыбки друг другу.

    Великий Всезнамус поручил нам очень важное задание. Ребята, нам с вами сегодня предстоит трудный и опасный путь по морю знаний за кладом, который спрятали злые пираты на острове Морфология, в стране Глагол (слайд № 1. Презентация).

    И вот вам первое задание.

    I. Опрос (проверка домашнего задания: все о глаголе, что было изучено ранее).

    Задание №1: ребята, чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты, но это непростые билеты, посмотрите на них.

    Вопросы Знал Узнал
    Глагол – самостоятельная часть речи
    Глагол обозначает действие предмета
    Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    Глагол изменяется по временам
    Глагол в прошедшем времени изменяется по родам только в ед. ч.
    Глагол в будущем и настоящем времени изменяется по лицам
    Глагол изменяется по числам
    В предложении обычно глагол является сказуемым
    Частица НЕ пишется отдельно с глаголами
    Глагол НЕНАВИДЕТЬ не употребляется без НЕ

    Заполните, пожалуйста, свои билеты. Поставьте плюсики в графе “Знал” напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. Только после этого мы можем отправиться в плавание. Если у вас 8 и более “+”, ставим 1б.

    И так, ребята, мы отправились в путь. Давайте откроем наши бортовые журналы – тетради и запишем сегодняшнее число.

    И вот на нашем пути препятствие. Всезнамус нам оставил ценные указания, а злые пираты перепутали все части речи. Все части речи смогли отыскаться, а глагол не может без вашей помощи справиться. Помогите ему.

    Задание №2: Выписать из прочитанного текста глаголы и в парах определить их признаки. Все верно – 2б.

    Текст: Однажды мы ездили по туристической путевке на юг. До этого мы никогда не были на юге. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Горы эти не оставляли равнодушным ни одного человека, а море, говорят, не любит трусливых людей. Кроме того, оно не терпит гордецов (проверка по слайду 2).

    Молодцы! Вы правильно выписали глаголы и определили их признаки. Еще раз скажите, пожалуйста, как же мы выделяем глагол среди других частей речи? (Делают вывод). А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы. А что это за слово рядом с глаголом? Правильно! Это отрицательная частица НЕ. Может быть, вы мне подскажите тему нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем в наши бортовые журналы.

    II. Изучение новой темы

    Вот мы и доплыли до острова. Но чтобы сойти на этот остров нам необходимо выполнить самое сложное задание Всезнамуса – вспомнить, как пишется глагол с частицей НЕ.

    Задание №3:

    Откройте свои учебники на с. 242, посмотрите на задание под звездочкой (Прочитайте. Как пишутся выделенные глаголы с частицей НЕ)

    Он честен и бесстрашен
    На суше и в воде
    Товарища и друга
    Не бросит он в беде.
    Он гнезд не разоряет ,
    Не курит и не врет ,
    Не виснет на подножках,
    Чужого не берет .

    Что вы заметили? Правильно, НЕ с глаголами пишется отдельно.

    Правило написания НЕ с глаголом:

    Не выучил, не делай,
    Не знаешь, не спеши.
    С глаголами отдельно
    Частицу НЕ пиши.

    III. Закрепление нового материала.

    Задание №4: пользуясь правилом, объясните написание НЕ с глаголами. Дети по цепочке(сначала выходят сильные ученики, затем послабее) выходят к доске, объясняя написание орфограммы.

    (Не) бывать, (не) ходить, (не) спать, (не) писать, (не) говорить, (не) горевать, (не) любить, (не) догнать, (не) думать, (не) учить, (не) покупать, (не) мечтать, (не) летать, (не) махать, (не) шутить, (не) бояться. За каждый правильный ответ – 1б.

    Каким правилом мы пользуемся при написании частицы НЕ с глаголами? (Вывод)

    А теперь отложите свои ручки и немного отдохните, я расскажу вам сказку “Сила любви”. Жили-были в стране Морфология Глагол и частица НЕ. Глагол очень любил НЕ и хотел на ней жениться, но своенравная частица все время отпрыгивала от Глагола и писалась отдельно от него. Горю Глагола не было предела. Тогда частица ему сказала: “Если ты докажешь мне, что жить без меня не можешь, я стану твоей женой”. Отправился Глагол по словарям и учебникам, а когда вернулся, то гордая частица закричала: “Негодую, ненавижу, недоумеваю”. И сама ахнула от неожиданности. Так Глагол доказал ей свою любовь. Он нашел такие слова, которые без НЕ не употребляются. С тех пор слова, которые без НЕ не употребляются, пишутся с этой частицей слитно.

    Задание №5: Ребята, а давайте поможем Глаголу и еще найдем слова, которые без НЕ не употребляются. Выполним упр. 613. Разбираем задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ вместе.

    1. Он возмущался . 2. Нельзя его принуждать . 3. Брат удивлялся . 4. Я чувствую себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал .

    Слова для справок (неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать) даны в учебнике на стр. 243. Проверка – слайд 3. Все верно – 2б.

    Каким правилом мы пользовались, выполняя это упр.? (Вывод)

    Физминутка. Поплавки (Представьте, что поплавок, который качается на волнах. Расправьте свои ручки. Ручки тоже качаются на волнах. Вдруг на крючок попалась рыбка. Поплавок – вверх, вниз (прыгают). Вытянули рыбку. Садитесь.).

    Задание №6: Выборочный диктант. Разделить глаголы на 2 группы (слитно/раздельно). Взаимопроверка – слайд 4

    Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

    Все верно – 2б.

    Ребята, как же мы пишем частицу НЕ с глаголами. (Вывод)

    Задание №7: выполняется по вариантам. 3б

    2 вариант.Объяснить смысл пословиц и написание НЕ с глаголами

    1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    2. Не будет хлеба – не будет и обеда

    3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь

    4. Не посеешь – урожай не соберешь

    5. Лентяю все неможется да нездоровится

    1 вариант.Опишите природу за окном, составив рассказ из 5-6 предложений. Оживите картину, используя глаголы. Слайд 5

    IV. Подведение итогов.

    Ребята, какую орфограмму мы сегодня вспомнили на уроке? Каким правилом мы пользуемся при написании НЕ с глаголами?

    А как вы думаете, за каким кладом отправлял нас Всезнамус? Правильно, за знаниями. Чтобы вернуться домой, нам нужно проверить билеты. Заполните их до конца.

    Ребята, нарисуйте на ваших билетах солнышко, которое сопровождало нас во время пути, украсьте лицо солнышка вашим настроением. А что же будет вашей наградой? Ваши оценки. Открываем дневники и выставляем оценки (10-11 “5”, 9-8 “4”, меньше “3”), записываем домашнее задание.

    V. Домашнее задание: пар. 108 (правило записать в тетрадь для правил, слова в рамочке записать в словарик), упр. 616 (посмотрите на задание). Тем, кто желает заработать дополнительную оценку, предлагаю вспомнить, найти или придумать самим загадки, где встречаются глаголы с НЕ.