Прянишников картины с названиями. Русские художники

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Картины художника

В 1812 году


В мастерской художника


Возвращение с ярмарки


Воробьи


Жестокие романсы


Задворки


Крестный ход


Охота пуще неволи

В ожидании шафера

Илларион Михайлович Прянишников – русский живописец, педагог и выдающийся мастер жанровой живописи, один из основателей и бессменный член правления Товарищества передвижников, член Петербургской академии художеств.

В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова

Художник Илларион Прянишников родился в марте 1840 года в селе Тимашово (Боровский уезд Калужской губернии), в семье купца.

С самого детства увлекался живописью и в 1852 году, в возрасте 12 лет, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но, после года обучения, из-за тяжёлого материального положения, вынужден был оставить учёбу и пошёл работать в купеческую лавку «мальчиком». Только в 1856 году Прянишников сумел вернуться в стены училища.

Учителями Прянишникова в Московском училище были Е.С. Сорокин, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко и Е.Я. Васильев. И именно Егор Яковлевич Васильев добился, чтобы талантливый молодой художник Прянишников учился бесплатно, а кроме того поселил ученика у себя.

В училище Илларион Прянишников подружился с Василием Перовым, молодые люди помогали друг другу (Прянишников, например, позировал Перову при создании картины «Приезд станового»), а в 1862 году они вместе провели всё лето в Троице-Сергиевой лавре.

Через два года, в 1864 году, за картину «Чтение письма в мелочной лавке» Илларион Прянишников был награждён Малой серебряной медалью.


Чтение письма в мелочной лавке

А в 1865 году, в год окончания училища, за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве», художник получил Большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени.


Шутники. Гостинный двор в Москве

Эта работа принесла Иллариону Михайловичу широкую известность. Было принято решение отправить «Шутников» на Международную выставку в Вену. Однако, в австрийской столице картину публике так и не показали. По слухам, поступило распоряжение картину убрать, чтобы не показывать «свои язвы Европе».

В 1869 году Прянишников самым активным образом (стал одним из членов-учредителей) участвует в создании Товарищества передвижных художественных выставок – много лет художник не пропускал ни одной выставки, регулярно представлял свои работы для организации выставок, а уже со второй выставки Товарищества стал бессменным членом правления этого объединения художников.

Примерно со второй половины шестидесятых годов девятнадцатого века, в течении почти десяти лет, Прянишников пишет картины о московском быте. В те времена художник написал:

Для нас, русских жанристов, Москва - клад. Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью.

В этот период были написаны «У театра марионеток», «Калики перехожие», «Швея» и многие другие работы.


Калики перехожие

За картины «Калики перехожие» и «Швея», Прянишников был удостоен звания художника 1-й степени.

А со второй половины 70-х годов Илларион Михайлович, следуя тенденциям русской живописи того периода, переходит в «многомерному» изображению, которое предполагает большую колористическую насыщенность и композиционную целостность сюжета.

Картина того периода «Порожняки», которая была показана публике на выставке Товарищества в 1871 году была очень хорошо принята публикой и критиками, и принесла её автору новый успех. Газеты писали, что Прянишников – это художник-новатор, который удачно соединил пейзаж и жанровый мотив. «Порожняки» были приобретены, ещё до открытия выставки и П.М. Третьяков, который никогда не приобретал для своей коллекции копий и повторений, заказал автору копию (повторение) для своей галереи.


Порожняки

В 1874 году Прянишников завершил полотно «В 1812 году» — художник работал над этой картиной почти 10 лет, написал несколько вариантов картины (четвёртый вариант находится ныне в Третьяковской галерее).


В 1812 году

Увидев это полотно Крамской написал Репину:

Прянишников написал хорошую вещь - „Пленные французы в 1812 году“».

С 1873 года Илларион Прянишников начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками, в разное время, были Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Коровин, Корин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

Прянишников, постоянно проживая в Москве, много путешествовал и особенно часто ездил на Русский Север, с удовольствием и любовью писал картины из жизни Русского Севера.

В 1891 году, узнав, что болен туберкулёзом, художник поселился в Крыму, но через год вернулся в Москву и вскоре, в 1893 году, был избран действительным членом Академии художеств. А в марте 1894 года художника не стало. Похоронен Илларион Прянишников в Москве, на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.

Картины художника Иллариона Михайловича Прянишникова


Спасов день на севере
Порубка Госпожа Белюстина М.Г.
Возвращение с ярмарки Жестокие романсы Конец охоты
Дегустаторы
Дети на рыбалке На Лысой горе На тяге Охота пуще неволи
В мастерской художника
Воробьи. Ребята на изгороди
В засаде Любитель Крестьянин с рогатиной на плече
Погорелые Пасха У церкви
Церковный староста
У тихой пристани
Задворки
Крестный ход Название неизвестно
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии Татарин Пряха
Ночные рыболовы
«Жестокие романсы» 1881 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В селе Тимашово жил-был купец. Звали его Михаил Прянишников. Небольшая лавка в родном селе - вот и все его имущество.

И был у него сынок любимый, Лариоша. За что ни возьмется Лариоша, все сделает красиво, с душой. Коньков из дерева вырезает, лодочки - кажется, сейчас поплывут, а кони топнут деревянными копытцами - и ищи ветра в поле.

«Я небогат, зато Лариоша богатым станет и именитым, - мечтал отец.- Прославит он наш род. "Глядите, - скажут люди, - вот идет богатейший из богатейших, почтеннейший из почтеннейших Илларион Прянишников" и будут кланяться ему в пояс».

А Лариоша ловил рыбку в пруду, играл с соседскими ребятишками в казаки-разбойники, салки, лапту. Еще в чижика играл, в кости, в бабки, на салазках с горы катался, на ледянке. Летом по грибы, по ягоды в лес бегал - в общем, хорошо жил.


«Дети на рыбалке» 1882
Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Скучать в селе было некогда. Иногда случался пожар, и всем миром спешили его тушить. А не успевали, так уходили погорельцы с малыми детишками бродить по свету, просить милостыню. Много таких погорельцев проходило через их село. Брели и брели старые солдаты-инвалиды на костылях, усталые коробейники с грошовым товаром, слепые певцы. Дети и сердобольные бабы слушали их заунывные песни, давали еды, и те шли себе дальше, бездомные, никому не нужные.

Жалко Лариоше этих горемык! Убегал он в бор и плакал, а сосны шумели над его головой, утешали.

Исполнилось Лариоше десять лет, и отец взял его помощником в свою лавку. Смышленый Лариоша уже давно заметил, что вырастает сын кузнеца и становится кузнецом, сын сапожника - сапожником, барина - барином, крестьянский сын - крестьянином. А значит, сын купца должен быть купцом. На роду ему так написано.

Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 - 12 (24) марта 1894) - русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С.Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865), за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В работах второй половины 1860-х - начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. «Для нас, русских жанристов, Москва - клад», - говорил Прянишников: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой - все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью»". И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867); страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило - не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.

В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года и в 1874 году завершил полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвёртый) находится ныне в Третьяковской галерее. Крамской восхищенно писал Репину: «Прянишников написал хорошую вещь - „Пленные французы в 1812 году“».

В 1871–1872 годах для Политехнической выставки в Москве Прянишников вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне; из девяносто семи сюжетов Прянишниковым было написано восемнадцать - в их числе: «Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе».

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко , ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.
Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.