Сочинение на тему «Литература в жизни человека». Значение литературы в жизни человека Сообщение роль литературы в духовной жизни

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
      • Социальный состав российского общества
      • Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
    • Проблемы истории советского общества и культуры
    • Становление советской системы (1917-й–1930-е годы)
      • Экономика
      • Социальная структура. Общественное сознание
      • Культура
    • Советское общество в годы войны и мира. Кризис и крах советской системы (40-80-е годы)
      • Идеология. Политическая система
      • Экономическое развитие советского общества
      • Социальные отношения. Общественное сознание. Система ценностей
      • Культурная жизнь
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Роль литературы в духовной жизни российского общества

    Общественно-политические взгляды русских мыслителей были тесно связаны с развитием русской литературы. Широко известны слова Герцена: «У народа, лишенного общественной свободы, литература единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Влияние литературы в подобном обществе приобретает размеры, давно утраченные другими странами Европы».

    Анализируя роль литературы и литературной критики в русской культуре XIX в., современный исследователь И. Кондаков писал: «...литература – в силу специфически стесненных общественно-политических условий развития страны – выполняет миссию сразу нескольких составляющих культуры одновременно: философии, социальных наук, публицистики, общественно-политической деятельности (неправительственного оппозиционного характера), далее непосредственно служит гласности (за счет способности метафорически, иносказательно говорить о том, что нельзя сказать прямо буквально) применительно к обществу, в своей основе безгласном.

    Вместе с тем это означало и то, что литература в России (начиная с николаевской эпохи, т.е. еще при жизни Пушкина) перестала быть только искусством в ряду других искусств и становилась особым – универсальным, синтетическим явлением культуры, по необходимости замещающим ее иные, вынужденно неполноценные отрасли, отвечающие за познавательные, мировоззренческие, общественно-регулятивные и иные функции.

    Принципиально иным становится груз ответственности литературы перед обществом – ответственности не только и не столько художественно-эстетической, сколько нравственно-этической, политической, социально-философской, познавательно-мировоззренческой».

    Таким образом, в духовной культуре новой эпохи происходил сложный процесс дифференциации, развивались такие ее сферы, как наука, художественная литература и искусство, образование, многочисленные социокультурные учреждения. Светский характер, открытость, способность вбирать в себя лучшее из культур других народов, сохраняя национальную самобытность и целостность, характеризовали русскую культуру XVIII в.

    Разрыв между достигнутым уровнем духовной культуры и возможностями широких народных масс овладеть культурными ценностями стал преодолеваться во второй половине XIX в. благодаря распространению печатного слова и грамотности, пополнению интеллигенции и среднего сословия разночинцами.

    Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. Господствующее положение в начале XIX в. «просвещенного дворянства» было поколеблено к середине столетия, когда в общественную, научную, художественную жизнь вошли представители низших сословий.

    На духовную культуру эпохи большое влияние оказывала общественная мысль. Начиная с XVIII в. одной из самых важных культурных идей стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, данного ей по рождению. Особенностью развития общественной мысли в России была ее политическая заостренность, поиск места России в мировом сообществе.

    § 1 Роль искусства в истории человечества

    С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

    Художественная литература - один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

    § 2 Роль книги в мировой культуре

    Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

    Книга - это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда - огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

    Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

    § 3 Процесс создания книги

    Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

    Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

    § 4 Роль русской литературы в истории страны

    Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

    Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

    В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

    Молчат гробницы, мумии и кости,—

    Лишь слову жизнь дана:

    Из древней тьмы, на мировом погосте,

    Звучат лишь Письмена.

    И нет у нас иного достоянья!

    Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

    Наш дар бессмертный — речь.

    Использованные изображения:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Ш кола №7 »

    Нижегородского района города Нижнего Новгорода

    Вводный урок литературы

    Литература как искусство слова и ее роль в жизни человека

    Воротникова О.Г., учитель высшей категории , учитель русского языка и литературы МБОУ школа №7 Нижегородского района города Нижнего Новгорода

    Предмет (направленность): урок литературы

    Возраст детей: 9 класс

    Место проведения: класс

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Расширение объема знаний по литературе,

    Выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    Восприятие текста литературного произведения,

    Владение элементарной литературоведческой терминологией;

    Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значений,

    Умение вести диалог;

    Создавать устные монологические высказывания разного типа;

    Формулирование собственного отношения к произведению,

    Получение опыта метапредметной деятельности.

    Личностные УУД:

    Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    Определять общие для всех правила поведения;

    Определять правила работы в группах;

    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

    Регулятивные УУД:

    Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    Осуществлять самоконтроль;

    Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

    Познавательные УУД:

    Ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

    Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    Находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

    Проводить анализ учебного материала;

    Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Коммуникативные УУД:

    Слушать и понимать речь других;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

    Развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

    Урок - лекция

    Ход урока

    1. Что такое литература?

    Литература -

    1. Совокупность художественных, научных и других произведений, закрепленных в письменной или печатной форме и имеющих общественное значение.

    2. Вид словесного искусства, целью которого является изображение жизни, создание художественных образов при помощи слова. Совокупность произведений такого вида искусства.

    3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой - либо отрасли знания, к какому - либо вопросу.

    Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000

    Какое определение подходит нашему сегодняшнему разговору?

    2. История возникновения термина «литература».

    Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

    Источник: http://www.litdic.ru/literatura/ .

    3. Эпиграф урока (записывается в тетрадь).

    Литература - это исповедь,
    Под видом исповеди - проповедь,
    Для тех, кто ненавистен - отповедь,
    Для всех, кого любишь, заповедь.

    Л. Ошанин

    Словарная работа:

    Исповедь

    Обряд покаяния в своих грехах перед священником (у христиан).

    перен. Откровенное признание кому-л. в чем-либо.

    Про́поведь

    1. Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

      перен. разг. Наставление, нравоучение.

      Распространение какого-л. вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

      перен. разг. Пропагандирование каких-л. взглядов, чьих-л. идей.

      Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы

    Отповедь

    Строгое и неодобрительное возражение, выговор.

    устар. То же, что: ответ .

    За́поведь .

    Религиозно-нравственное предписание; изречение, содержащее такое предписание.

    перен. Непреложное предписание, повеление; строго обязательное правило поведения.

    Объясните смысл эпиграфа.

    4. Цели изучения литературы в школе:

    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

    5. Задание по группам. Каждой группе дается несколько высказываний, смысл которых после обсуждения они должны объяснить всем.

    Задание для 1 группы

    Общество находит в литературе свою действитель-ную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. В. Г. Белинский

    Франческо Петрарка

    Книги суть зерцало: хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют.

    Екатерина II

    Задание для 2 группы

    Литература В. Гюго

    Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать. Бэкон Фрэнсис

    Джозеф Аддисон

    Задание для 3 группы

    Одно художественное произведение нравится лишь при первом просмотре, другое же — и при десятом. Гораций

    Я зык есть исповедь народа,

    Его душа и быт родной. П. А. Вяземский

    Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. Максим Горький

    Задание для 4 группы

    Литература, в которой не бьется тревога совести,— это уже ложь . Д. Лихачев

    Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. Д. Лихачев

    Литература поднялась над Русью громадным защитным куполом — стала щитом ее единства, щитом нравственным. Д. С. Лихачев

    6. Периодизация русской литературы

    Устное народное творчество до XI века

    Древнерусская литература XI - XVIII в

    Литература XVIII века

    Литература XIX века

    Литература ХХ века

    Новая русская литература

    Домашнее задание:

    Написать сочинение - рассуждение по одному из предложенных высказываний.

    В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

    Литература это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

    Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела.

    Джозеф Аддисон

    Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

    Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

    Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

    Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

    Особенности нравственной литературы

    Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

    Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

    • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
    • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
    • богословская литература (теологические трактаты);
    • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
    • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
    • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

    В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

    Самые популярные книги на духовную тематику

    Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

    Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

    Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

    Роль духовной литературы в жизни современного человека

    Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

    Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

    Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

    Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата Урок№1

    Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

    Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

    Задачи:

    Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

    Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

    Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

    Ход урока.

    1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

    Колокол дремавший

    Разбудил поля,

    Улыбнулась солнцу

    Сонная земля.

    Тихая долина

    Отгоняет сон,

    Где-то за дорогой

    Замирает звон.

    Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

    2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

    « Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

    Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

    … Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

    В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

    Вопросы на закрепление:

    Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

    Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

    3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

    4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

    Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

    5) Резерв. Фронтальный опрос.

    Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

    Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

    У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

    6) Подведение итогов, комментарий отметок.

    7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»