Изобразительное искусство классицизма и рококо кратко. Изобразительное искусство классицизма и рококо

Никола Пуссен — художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Николы Пуссена (1594— 1665). При жизни его называли «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «све-точем французской живописи».

Являясь ярким выразителем идей классицизма, Пуссен выработал творче-ский метод, в основу которого положил собственное представление о законах красоты. Свой идеал он видел в сораз-мерности частей целого, во внешней упорядоченности, гармонии и чёткос-ти форм. Его живописные полотна от-личают уравновешенность композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, точный рисунок, удивительное чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах.

По мнению Пуссена, главными кри-териями художественной правды и кра-соты являются разум и мысль. Вот чему он призывал творить так, «как этому учат природа и разум». При выбор тем Пуссен отдавал предпочтение героическим поступкам и деяниям, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения, а не низменные человеческие страсти.

Главным предметом искусства, по мнению художника, явля-ется то, что связано с представлением о возвышенном и прекрас-ном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человеке. Своё творче-ство Пуссен посвятил прославлению героического человека, спо-собного силой могучего разума познавать и преобразовывать природу. Его любимые герои — сильные, волевые люди, обла-дающие высокими нравственными качествами. Они нередко по-падают в драматические ситуации, требующие особой собран-ности, величия духа и силы характера. Их возвышенные чувст-ва живописец передавал через позы, мимику и жесты.

Из исторических сюжетов Пуссен выбирал только те, в кото-рых были действие, движение и экспрессия. Работу над карти-ной он начинал с внимательного изучения литературного ис-точника (Священного Писания, «Метаморфоз» Овидия или «Освобождённого Иерусалима» Т. Тассо). Если он отвечал по-ставленным целям, художник обдумывал не сложную внутрен-нюю жизнь героев, а кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и разочарования отодвигались на второй план. Обычная сюжетная формула Пуссена была такова: «Жребий брошен, ре-шение принято, выбор сделан» (Ю. К. Золотов).

Идеи классицизма, по его мнению, должна отражать ком-позиция картины. Импровизации он противопоставлял тща-тельно обдуманное расположение отдельных фигур и основных групп.

Изобразительное пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого дей-ствия следует отводить лишь незначительную зону на втором плане. В большинстве полотен Пуссена точка пересечения ди-агоналей картины оказывается её важнейшим смысловым цент-ром.

Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм (построении групп вокруг центра) и на их свободном соотношении (сдвинутости в сторону от центра). Взаимодействие этих двух начал позволяло достичь необыкновенного впечатления упорядоченности, свободы и под-вижности композиции.

Большое значение в художественной системе Пуссена зани-мает колорит. Взаимосвязь основных красочных звучаний до-стигалась благодаря системе рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Никола Пуссен — автор многочисленных картин на мифоло-гические, исторические, религиозные темы, а также пейзажей. В них почти всегда можно найти отточенные мизансцены, пол-ные раздумий и драматизма. Обращаясь к далёкому прошлому, он не пересказывал, а творчески воссоздавал, перебсмысливал хорошо известные сюжеты.

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» — одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения. Стро-гость пропорций, плавный, чёткий линейный ритм прекрасно передавали строгость и возвышенность идей и характеров.

В основе картины лежит глубокая философская мысль о брен-ности земного существования и неизбежности смерти. Четверо пастухов, жителей счастливой Аркадии (области на юге Греции, являющейся символом вечного благополучия, безмятежной жизни без войн, болезней и страданий), случайно находят среди зарослей кустарника гробницу с надписью: «Ия был в Аркадии. Но теперь меня нет среди живущих, как не будет и вас, ныне чи-тающих эту надпись». Смысл этих слов заставляет их задумать-ся... Один из пастухов смиренно склонил голову, опершись ру-кою о могильную плиту. Второй, опустившись на колено, водит пальцем по буквам, пытаясь прочитать полустёртую надпись.

Третий, не отрывая руки от печальных слов, под-нимает вопрошающий взгляд на свою спутницу. Женщина, стоящая справа, также спокойно смотрит на надпись. Она положила руку на его плечо, словно пытаясь помочь прими-риться с мыслью о неизбежном конце. Таким образом, фигура женщины воспринимается как средоточие душевного умиротво-рения, того философского равновесия, к которому автор подво-дит зрителя.

Пуссен явно стремится к созданию обобщённых образов, близких к канонам античной красоты: они действительно физи-чески совершенны, молоды и полны сил. Фигуры, во многом напо-минающие античные статуи, уравновешены в пространстве. В их написании художник использовал выразительную светотень.

Глубокая философская идея, лежащая в основе картины, вы-ражена в кристально ясной и классически строгой форме. Как в римском рельефе, главное действие разворачивается на сравни-тельно неглубокой площадке переднего плана. Композиция кар-тины предельно проста и логична: всё строится на тщательно продуманном ритме уравновешенных движений и подчинено простейшим геометрическим формам, достигнутым благодаря точности математического расчёта. Персонажи почти симмет-рично сгруппированы возле надгробия, связаны движением рук и ощущением длящейся паузы. Автору удаётся создать образ идеального и гармоничного мира, устроенного по высшим зако-нам разума.

Колористическая система картин Пуссена обычно строилась на убеждении автора в том, что цвет является важнейшим сред-ством для создания объёма и глубины пространства. Разделение на планы обычно подчёркивалось созвучием сильных цветов. На первом плане обычно преобладали жёлтые и коричневые цвета, на втором — тёплые, зелёные, на третьем — холодные, прежде всего голубые. В этой картине всё подчинено законам классичес-кой красоты: цветовое столкновение холодного неба с тёплым передним планом, а красота обнажённого человеческого тела, переданная в ровном рассеянном освещении, воспринималась особенно эффектно и возвышенно на фоне сочной зелёной лист-вы безмятежного пейзажа.

В целом картина была проникнута ощущением затаённой грусти, покоя и идиллического душевного равновесия. Стоичес-кое примирение с роком, мудрое, достойное приятие смерти род-нило классицизм Пуссена с античным мироощущением. Мысль о смерти не вызывала отчаяния, а воспринималась как неизбеж-ное проявление закономерности бытия.

Мастера «галантного жанра»: живопись рококо

Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь при-дворной аристократии, «галантные празднества», идилличе-ские картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ло-вить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воздушных» (М.Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, ним-фы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. В моду входят экзотические названия цветов: «цвет бедра испу-ганной нимфы» (телесный), «цвет розы, плавающей в молоке» (бледно-розовый), «цвет потерянного времени» (голубой). Чётко продуманные, стройные композиции классицизма уступают место изящному и утончённому рисунку.

Антуана Ватто (1684—1721) современники называли «поэ-том беспечного досуга», «певцом изящества и красоты». В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозелёных парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пыл-кие признания и ссоры влюблённых, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфемер-ности происходящего.

Одна из прославленных картин художника — «Паломничест-во на остров Киферу» , благодаря которой он был принят в Коро-левскую академию живописи и скульптуры и получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бух-ты. Они приплыли на остров Киферу — остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Аф-родитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Празд-ник любви начинается у статуи с изображением Венеры и амуров, один из которых тянется вниз, чтобы возложить гирлянду из лавра на прекраснейшую из богинь. У подножия ста-туи сложены оружие, доспехи, лира и книги — сим-волы войны, искусств и наук. Что ж, любовь действительно спо-собна победить всё!

Действие разворачивается как кинолента, последовательно рассказывающая о прогулке каждой из влюблённых пар. Во вза-имоотношениях героев царит язык намёков: внезапно

брошен-ные взгляды, призывный жест веера в руках у девушки, речь, оборванная на полуслове... Во всём чувствуется гармония чело-века и природы. Но уже вечереет, золотой закат окрашивает небо. Праздник любви угасает, наполняя грустью беззаботные забавы влюблённых пар. Очень скоро они вернутся на свой ко-рабль, который перенесёт их из нереального мира в мир буднич-ной действительности. Чудесный парусник — корабль любви — готов к отплытию. Тёплые, мягкие краски, приглушённые цве-та, лёгкие, едва коснувшиеся холста мазки кисти — всё это со-здаёт особую атмосферу очарования и любви.

И снова землю я люблю за то,

Что так торжественны лучи заката,

Что лёгкой кистью Антуан Ватто

Коснулся сердца моего когда-то.

Г. Иванов

К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро») , созданная в качестве вывески для выступле-ний бродячих комедиантов. Жиль — главный и любимый персо-наж французской комедии масок, созвучный Пьеро — герою итальянской комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально создано для постоянных насмешек и про-делок ловкого и хитрого Арлекина. Жиль изображён в традици-онном белом костюме с пелериной и в круглой шляпе. Он непо-движно и потерянно стоит перед зрителем, в то время как другие комедианты располагаются на отдых. Он словно ищет собесед-ника, способного выслушать и понять его. В нелепой позе коме-дианта с безвольно опущенными рука-ми, остановившимся взглядом есть что- то трогательное и незащищённое. В ус-талом и печальном облике паяца зата-илась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. Эмоциональная открытость героя делает его одним из са-мых глубоких и многозначительных об-разов в истории мировой живописи.

В художественном отношении кар-тина выполнена блестяще. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тща-тельно продуманной цветовой гаммой. Призрачно-белый балахон написан ос-торожными и вместе с тем смелыми движениями кисти. Мерцающие бледно-серебристые, пепельно-лиловые, серовато-охристые тона струятся и переливаются, раз-биваются на сотни дрожащих бликов. Всё это создаёт удивитель-ную атмосферу для восприятия глубокого философского смысла картины. Как здесь не согласиться с высказыванием одного из современников: «Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав-ленным янтарём».

Франсуа Буше (1703—1770) считал себя верным учеником Ватто. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Вторые видели в нём «художника-лицемера», «у которого есть всё, кроме правды». Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд парадных портретов фа-воритки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Известно, что она покровительствовала Буше, не раз заказывала ему кар-тины на религиозные сюжеты для загородных резиденций и па-рижских особняков. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увле-чениях. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжест-венных драпировок. Книга в её руке — явный намёк на просве-щённость и приверженность интеллектуальным занятиям. Мар-киза де Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором Гобеленовой мануфактуры, а затем президентом Академии художеств, присвоив ему ти-тул «первого живописца короля».

Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухленькие обнажённые прелестницы в виде ми-фологических Венер и Диан. Его картины изобилуют двусмыс-ленными намёками, пикантными деталями (поднятый подол ат-ласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка ку-пающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюблённых овечки, це-лующиеся голубки и т. д.). Что ж, художник прекрасно знал мо-ду и вкусы своей эпохи!

В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остаётся великолепным мастером колорита и изысканного ри-сунка. Остроумно решённые композиции, необычные ракурсы героев, сочные цветовые акценты, яркие блики прозрачных кра-сок, нанесённых мелкими, лёгкими мазками, плавные, струя-щиеся ритмы — всё это делает Ф. Буше непревзойдённым живо-писцем. Его картины превращаются в декоративные панно, ук-рашают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Вопросы и задания

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классициз-ма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?

2. Пуссен отмечал: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот прин-цип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?

3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» — А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше под-линным учеником Ватто?

Творческая мастерская

1. Сравните автопортреты известных вам художников с «Авто-портретом» Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере?

2. Познакомьтесь с картиной Пуссена «Смерть Германика», кото-рая принесла ему известность и считается программным произведени-ем классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?

3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Пус-сена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему при-рода «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фи-гуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему неред-ко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ланд-шафта?

4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимав-шего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедли-ва эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще все-го становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа?

5. Можно ли доказать справедливость слов одного из исследовате-лей, что «в материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке»? Так ли это? По-слушайте музыку французского композитора Ф. Куперена (1668— 1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?

6. Французский просветитель Дени Дидро иронично критиковал творчество Буше: «Какие краски! Какое разнообразие! Какое богатство предметов и мыслей! У этого человека есть всё, за исключением исти-ны... Что за свалка разнородных предметов! Чувствуешь всю её бес-смысленность; и при этом нельзя оторваться от картины. Она вас при-тягивает, и невольно возвращаешься к ней. Это такой приятный по-рок, это такое неподражаемое и редкое сумасбродство. В нём столько воображения, эффекта, волшебства и лёгкости!» Какие оценки Дидро вы разделяете, а с чем не можете согласиться? Почему?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»; «Ху-дожественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Пуссена»; «Ар-хитектурные мотивы в творчестве Пуссена»; «Предшественники и последователи Пуссена»; «Творчество Пуссена и традиции театра классицизма»; «Мастера “галантного жанра” (живопись рококо)»; «А. Ватто — живописец радости и печали»; «Мастерство колорита в произведениях А. Ватто»; «Театральность и музыкальность живопи-си А. Ватто»; «“Художник граций” Ф. Буше»; «Характерные особен-ности декоративно-прикладного искусства рококо».

Книги для дополнительного чтения

Герман М. Ю. Ватто. М., 2001.

Гликман А. С. Никола Пуссен. Л.; М., 1964.

Даниэль С. М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб., 2007.

Золотов Ю. К. Пуссен. М., 1988.

Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая исто-рия искусств).

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.

Немилова И. С. Загадки старых картин. М., 1996.

Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971. (Памятники мирового искусства).

Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV—XVII веков. М., 1994.

Чегодаев А. Д. Антуан Ватто. М., 1963.

Якимович А. К. Новое время: Искусство и культура XVII—XVIII ве-ков. СПб., 2004.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От XVIII века до современности» (Автор Данилова Г. И.).

Скачать видео и вырезать мп3 - у нас это просто!

Наш сайт - это отличный инструмент для развлечений и отдыха! Вы всегда можете просмотреть и скачать онлайн-видео, видео приколы, видео скрытой камеры, художественные фильмы, документальные фильмы, любительское и домашнее видео, музыкальные клипы, видео про футбол, спорт, аварии и катастрофы, юмор, музыка, мультфильмы, аниме, сериалы и многие другие видео совершенно бесплатно и без регистрации. Конвертировать это видео в mp3 и другие форматы: mp3, aac, m4a, ogg, wma, mp4, 3gp, avi, flv, mpg и wmv. Онлайн Радио - это радиостанции на выбор по странам, стилям и качеству. Онлайн Анекдоты - это популярные анекдоты на выбор по стилям. Порезка mp3 на рингтоны онлайн. Конвертер видео в мп3 и другие форматы. Онлайн Телевидение - это популярные TV каналы на выбор. Вещание телеканалов производится абсолютно бесплатно в режиме реального времени - эфир онлайн.

МХК, 11 класс

Урок № 8

Изобразительное

искусство классицизма

и рококо

Д.З.: Глава 8, ?? (с.83), тв. задания (с.83-85)

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Познакомить учащихся с характерными чертами изобразительного искусства классицизма и рококо;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать художественное произведение;
  • Воспитывать культуру восприятия произведений искусства.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • Н. Пуссен;
  • композиционная система;
  • «Аркадские пастухи»;
  • А. Ватто;
  • «Паломничество на остров Киферу»;
  • «Жиль»;
  • Ф. Буше;
  • «Госпожа де Помпадур» ;
  • «галантный жанр»;
  • рационализм

Проверка знаний учащихся

  • Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям? Поясните свой ответ.
  • Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с.74)?
  • В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
  • Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Универсальные учебные действия

  • определять выявлять своеобразие находить и оценки деятелей культуры
  • определять эстетическое, духовное содержание и выражение общественных идей в произведениях изобразительного искусства классицизма;
  • выявлять своеобразие творческой манеры художников классицизма и рококо в сравнении с современниками и деятелями предшествующих эпох;
  • находить с помощью различных средств, выделять, структурировать и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию о живописи классицизма и рококо;
  • различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манеру художника;
  • проводить сравнительный анализ произведений мастеров «галантного жанра» (А. Ватто и Ф. Буше);
  • выделять и характеризовать важнейшие понятия , законы и теории изобразительного искусства классицизма (на примере творчества Н. Пуссена);
  • комментировать научные точки зрения и оценки деятелей культуры

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет классицизм в изобразительном искусстве?


подвопросы

  • Никола Пуссен - художник классицизма . Прославление героического человека. Характерные черты живописных произведений (на примере известных картин). Рационализм как основополагающий принцип художественного творчества.
  • Мастера «галантного жанра»: живопись рококо *. Главные темы живописи рококо и их художественное воплощение (на примере известных произведений А. Ватто и Ф. Буше)

Никола Пуссен -

художник классицизма

Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена (1594-1665) . При жизни его называл и «самым искусным и опытным из современных мастеров кисти», а после смерти объявили «светочем французской живописи».

Пуссен выработал творческий

метод, в основу которого

положил собственное

представление о законах

красоты.

Свой идеал он видел в

соразмерности частей целого,

во внешней упорядоченности,

гармонии и чёткости форм.

Н. Пуссен. Автопортрет.


Никола Пуссен -

художник классицизма

Призывал творить

так, «как этому учат

природа и разум».

При выборе тем

отдавал

предпочтение

героическим

поступкам и деяниям,

в основе которых

лежали высокие

гражданские

побуждения, а не

низменные

человеческие

страсти.

Главным предметом

искусства считал

то, что связано с

представлением о

возвышенном и

прекрасном, что

может служить

образцом для

подражания и

средством

воспитания лучших

моральных качеств в

человеке.

Н. Пуссен. Танкред и Эрминия. Конец 1620-х начало 1630-х гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Никола Пуссен -

художник классицизма

Из исторических сюжетов

выбирал только те, в которых

были действие, движение и

экспрессия. Работу над картиной

начинал с внимательного

изучения литературного

источника (Священного Писания,

«Метаморфоз» Овидия или

«Освобождённого Иерусалима»

Т. Тассо). Если он отвечал

Поставленным целям, художник

обдумывал не сложную

внутреннюю жизнь героев,

кульминацию действия. Душевная борьба, сомнения и

разочарования отодвигались на

второй план. Обычная сюжетная

формула Пуссена была такова:

«Жребий брошен, решение

принято, выбор сделан» (Ю.К.

Золотов) .

Пуссен. Пейзаж с Диогеном


Никола Пуссен -

художник классицизма

Композиционная система картин

Пуссена строилась на двух

началах: уравновешенности

форм (построении групп вокруг

центра) и на их свободном

соотношении (сдвинутости в

сторону от центра), что

позволяло достичь

необыкновенного впечатления

упорядоченности, свободы и

подвижности композиции.

Большое значение в

художественной системе

Пуссена занимает колорит .

Взаимосвязь основных

красочных звучаний

достигалась благодаря системе

рефлексов : интенсивный цвет в

центре композиции обычно

сопровождают неяркие

нейтральные краски.

Пуссен. Давид-победитель


Никола Пуссен -

художник классицизма

Н. Пуссен.

Аркадские

пастухи.

В основе картины лежит

глубокая философская

мысль о бренности

земного существования и

неизбежности смерти. Четверо пастухов,

жителей счастливой Аркадии

(области на юге Греции,

являющейся символом

вечного благополучия,

безмятежной жизни без

войн, болезней и страданий),

случайно находят среди

зарослей кустарника

гробницу с надписью: «И я

был в Аркадии. Но теперь

меня нет среди живущих, как

не будет и вас, ныне

читающих эту надпись».

Смысл этих слов заставляет задуматься о бренном, переосмыслить настоящее…

Картина Н. Пуссена «Аркадские пастухи» - одна из вершин творчества художника, где идеи классицизма нашли полное и яркое воплощение. В ней чувствуется стремление автора к скульптурной чёткости форм, пластической завершённости и точности рисунка, ясности и уравновешенности геометрической композиции, использующей принцип золотого сечения.


Никола Пуссен -

художник классицизма

Колористическая система картин

Пуссена обычно строилась

цвет является важнейшим

средством для создания объёма

и глубины пространства. Разделение на планы

подчёркивалось созвучием

сильных цветов. На первом

плане чаще всего преобладали

жёлтые и коричневые цвета, на

втором - тёплые, зелёные, на

третьем - холодные, прежде

всего голубые. В этой картине

всё подчинено законам

классической красоты: цветовое

столкновение холодного неба с

тёплым передним планом,

красота обнажённого

человеческого тела, переданная

в ровном рассеянном освещении,

воспринималась особенно

эффектно и возвышенно на фоне

сочной зелёной листвы

безмятежного пейзажа.

Никола Пуссен. Нарцисс и Эхо. Около 1630 г.


A. Baттo .

Паломничество

на остров Киферу. 1717 г.

Лувр, Париж

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Венеры, Дианы, нимфы и

амуры затмевают все

остальные божества. Всевозможные

«купания», «утренние

туалеты» и мгновенные

удовольствия являются

теперь чуть ли не

главным предметом

изображения.

В моду входят

экзотические названия

цветов: «цвет бедра

испуганной нимфы»

( телесный ), «цвет розы,

плавающей в молоке»

( бледно-розовый ), «цвет

потерянного времени»

( голубой ). Чётко

продуманные, стройные

композиции классицизма

уступают место изящному

и утончённому рисунку.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «Пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий «королевского стиля».


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Антуана Ватто (1684-1721)

современники называли

«поэтом беспечного досуга»,

«певцом изящества и красоты». В своих произведениях он

запечатлел пикники в

вечнозелёных парках,

музыкальные и театральные

концерты на лоне природы,

пылкие признания и ссоры

влюблённых, идиллические

свидания, балы и маскарады.

В то же время в его картинах

присутствуют щемящая грусть,

ощущение быстротечности

красоты и эфемерности

происходящего.


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

«Паломничество на остров Киферу», благодаря которой A. Baттo был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры, получил звание «мастера галантных празднеств». Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветам и берегу морской бухты. Они Приплыли на остров Киферу - остров богини любви и красоты Венеры (отождествлялась с греческой богиней любви Афродитой), куда она, по преданию, вышла из пены морской. Праздник любви начинается у статуи С изображением Венеры и амуров.


«Ватто пишет не красками, а мёдом, расплав ленным

янтарём».

Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

К подлинным шедеврам

принадлежит картина Ватт а

«Жиль» («Пьеро»), созданная в

качестве вывески для

выступлений бродячих

комедиантов. Жиль - главный и

любимый персонаж

французской комедии масок,

аналог Пьеро - героя итальянской

комедии дель арте . Неуклюжее,

наивное существо как будто

специально создано для того,

чтобы постоянно сносить

насмешки и проделки ловкого и

хитрого Арлекина. Жиль

изображён в традиционном белом

костюме с пелериной и в круглой

шляпе. Он неподвижно и

потерянно стоит перед зрителем,

в то время как другие комедианты

располагаются на отдых.

A. Bammo. Жиль (Пьеро). Фрагмент. 1720 г. Лувр, Париж


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше (1703-1770) считал

себя верным учеником Ватта. Одни

называли его «художником грации»,

«Анакреоном живописи»,

«королевским живописцем». Вторые

видели в нём «художника-лицемера»,

у которого есть всё, кроме правды.

Третьи скептически замечали: «Его

рука собирает розы там, где другие

находят только шипы».

Кисти художника принадлежит ряд

парадных портретов фаворитки

короля Людовика XV маркизы де

Помпадур: покровительствовала

Буше, не раз заказывала ему

картины на религиозные сюжеты

для загородных резиденций и

парижских особняков. Маркиза

щедро отблагодарила художника,

назначив его сначала директором

Гобеленовой мануфактуры, затем

президентом Академии художеств,

присвоив ему титул «первого

живописца короля».

Ф. Буше. Госпожа де Помпадур.


Мастера

«галантного жанра»:

живопись рококо

Франсуа Буше не раз обращался к

изображению фривольных сцен,

главными героями которых были

жеманные, застенчивые пастушки или

пухленькие обнажённые прелестницы в

виде мифологических Венер и Диан. Его

картины изобилуют двусмысленными

намёками.

В истории мировой живописи Франсуа

Буше по-прежнему остаётся

великолепным мастером колорита и

изысканного рисунка. Остроумно

решённые композиции, необычные

ракурсы героев, сочные цветовые

акценты, яркие блики прозрачных красок,

нанесённых мелкими, лёгкими мазками,

плавные, струящиеся ритмы - всё это

делает Ф. Буше непревзойдённым

живописцем. Его картины превращаются

в декоративные панно, украшают

пышные интерьеры залов и гостиных,

они зовут в мир счастья, любви и

прекрасных грёз. Художник прекрасно

знал моду и вкусы своей эпохи!

Ф. Буше. Завтрак.


Контрольные вопросы

1. Почему творчество Н. Пуссена называют вершиной классицизма в живописи? Что явилось причиной провозглашения культа этого мастера? Какой тематике и почему он отдавал предпочтение? Смогли бы вы доказать справедливость оценки французского художника Ж. Л. Давида, говорившего о Пуссене как о «бессмертном» мастере, «увековечившем на холсте самые возвышенные уроки философии»?

2. Н. Пуссен говорил: «Для меня не существует мелочей, которыми можно пренебречь... Моё естество влечёт меня искать и любить вещи прекрасно организованные, избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Какое воплощение находит этот принцип в творчестве художника? Как он соотносится с выработанной им теорией классицизма?

3. Что объединяет крупнейших мастеров «галантного жанра» - А. Ватто и Ф. Буше? В чём их различие? Можно ли назвать Буше подлинным учеником Ватто?

Творческая мастерская

1 . Сравните автопортреты известных вам художников с «Автопортретом»

Н. Пуссена. Что именно отличает это произведение? Можно ли утверждать, что он выполнен в классицистической манере? Аргументируйте свой ответ.

2. Познакомьтесь с картиной Н. Пуссена «Смерть Германика», которая принесла ему известность и считается программным произведением классицизма. Какие черты художественной системы этого стиля нашли в ней отражение? Насколько правомерно высказывание о том, что «одной этой картины было бы достаточно, чтобы сохранить имя Пуссена в Вечности» (А. Фюсли)?

3. Проведите исследование эволюции пейзажа в творчестве Н. Пуссена. Какова его художественная роль? Как вы думаете, почему природа «как она есть» не удовлетворяла художника и он никогда не писал пейзажей с натуры? Как в его произведениях передан контраст вечного бытия природы и кратковременности человеческой жизни? Почему в его пейзажах всегда ощущается присутствие человека? Почему на многих картинах можно увидеть одинокие людские фигуры, вглядывающиеся в окружающее пространство? Почему нередко они выдвинуты на первый план, а их взор устремлён в глубь ландшафта?

4. Э. Делакруа видел в Н. Пуссене «великого живописца, понимавшего в архитектуре больше, чем архитекторы». Насколько справедлива эта точка зрения? Можно ли утверждать, что архитектура чаще всего становится главным и положительным героем его произведений? Согласны ли вы с тем, что Пуссен нередко организует пространство по принципам классицистического театрального действа? Поясните свой ответ.

5*. Попытайтесь доказать справедливость слов одного из исследователей,

что «В материальном искусстве Ватто чудесным образом сумел выразить то, что казалось доступным только музыке». Так ли это? Послушайте музыку французского композитора Ф Куперена (1668-1733). Насколько она созвучна произведениям художника, в какой мере она выразила вкус и настроения эпохи рококо?


Темы презентаций, проектов

  • «Никола Пуссен и Античность: героика сюжетов и образы»;
  • «Художественная роль и эволюция пейзажа в творчестве Н. Пуссена;
  • «Архитектурные мотивы в творчестве Н. Пуссена»;
  • «Предшественники и последователи Н. Пуссена»;
  • «Творчество Н. Пуссена и традиции театра классицизма»;
  • «Мастера "галантного жанра" (живопись рококо)»;
  • «А. Ватто - живописец радости и печали»;
  • «Мастерство колорита в произведениях А. Ватт»;
  • «Театральность и музыкальность живописи А. Ватто»;
  • «Художник граций» Ф. Буше»;
  • «Характерные особенности декоративно-прикладного искусства рококо».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Шилова Галина Геннадьевна, учитель МОУ СОШ № 1 г. Оханск, Пермский край
МХК, 11 класс
Урок № 6
Искусство
классицизма и
рококо
Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв.
задания (с.63-65), таб. (с.
63) в тетради заполнить
© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА
дать представление об искусстве
классицизма, сентиментализма и
рококо;
расширять кругозор, навыки анализа
жанров искусства;
воспитывать национальное
самосознание и самоидентификацию,
уважение к музыкальному творчеству
рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

О. Фрагонар;
классицизм;
Г. Риго;
рококо;
сентиментализм;
гедонизм;
рокайлеи;
маскароны;
В.Л. Боровиковский;
ампир;
Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем
она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте
свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В
чём выразился реформаторский характер его творчества? Что
характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое
отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях
композитора? Что объединяет музыкальное творчество К.
Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его
принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко?
Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где?
Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого
композитора вам особенно близки? Почему?
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что
представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.?
Почему развитие русской барочной музыки связывают с
формированием композиторской школы в России? Какое
впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С.
Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

определять
определять существенные
существенные признаки
признаки стилей
стилей классицизма
классицизма
и
и рококо,
рококо, соотносить
соотносить их с определенной исторической
эпохой;
эпохой;
исследовать
исследовать причинно-следственные связи,
связи,
закономерности
закономерности смены
смены художественных
художественных моделей
моделей мира;
мира;
оценивать
оценивать эстетическую,
эстетическую, духовную
духовную и
и художественную
художественную
ценность
ценность культурно-исторической
культурно-исторической эпохи;
эпохи;
выявлять
выявлять способы
способы и
и средства
средства выражения
выражения общественных
идей
идей и
и эстетических
эстетических идеалов
идеалов эпохи
эпохи в
в процессе
процессе анализа
анализа
произведений
произведений искусства классицизма,
классицизма, рококо и
сентиментализма;
сентиментализма;
находить
находить ассоциативные
ассоциативные связи
связи и
и различия
различия между
художественными
художественными образами классицизма, барокко и
рококо,
рококо, представленными в различных
различных видах
видах искусства;
искусства;
характеризовать
характеризовать основные
основные черты,
черты, образы
образы и темы
темы
искусства
искусства классицизма,
классицизма, рококо
рококо и
и сентиментализма;
сентиментализма;
выдвигать
выдвигать гипотезы,
гипотезы, вступать
вступать в диалог,
диалог, аргументировать
аргументировать
собственную
собственную точку
точку зрения
зрения по
по сформулированным
сформулированным
проблемам;
проблемам;
систематизировать
систематизировать и
и обобщать
обобщать полученные
полученные знания
знания об
об
основных
основных стилях и течениях искусства
искусства XVII-XVIII вв.
(работа
(работа с таблицей)
таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Эстетика
классицизма.
2.Рококо и
сентиментализм.
Задание на урок. Какое значение для Мировой
цивилизации и культуры имеют эстетика
классицизма, искусство рококо и
сентиментализм?

подвопросы

1.
1.
2.
2.
Эстетика
Эстетика классицизма.
классицизма. Обращение
Обращение кк античному
античному
наследию
наследию и
и гуманистическим
гуманистическим идеалам Возрождения.
Выработка
Выработка собственной
собственной эстетической
эстетической программы.
программы.
Главное
Главное содержание искусства
искусства классицизма
классицизма и
и его
его
творческий
творческий метод.
метод. Черты
Черты классицизма
классицизма в
в различных
различных
видах
видах искусства.
искусства. Формирование стилевой системы
системы
классицизма
классицизма во Франции
Франции и ее влияние на развитие
художественной
художественной культуры
культуры западноевропейских
западноевропейских стран.
стран.
Понятие
Понятие о
о стиле
стиле ампир.
ампир.
Рококо
Рококо и
и сентиментализм*.
сентиментализм*. Происхождение
Происхождение термина
термина
«рококо».
«рококо». Истоки
Истоки художественного
художественного стиля
стиля и
и его
его
характерные
характерные особенности. Задачи
Задачи рококо
рококо (на
(на примере
примере
шедевров
шедевров декоративно-прикладного
декоративно-прикладного искусства).
Сентиментализм
Сентиментализм как
как одно
одно из
из художественных
художественных течений
течений
в
в рамках
рамках классицизма.
классицизма. Эстетика
Эстетика сентиментализма
сентиментализма и
и
его
его основоположник
основоположник Ж.
Ж. Ж.
Ж. Руссо.
Руссо. Специфика
Специфика русского
русского
сентиментализма
сентиментализма в литературе
литературе и живописи (В. Л.
Боровиковский)
Боровиковский)

Эстетика
классицизма
Левицкий Д.Г.
Портрет
Дени Дидро.
1773-1774
гг. Музей
искусства и
истории
города
Женевы в
Швейцарии.
Новый художественный
стиль - классицизм (лат.
classicus образцовый) следовал классическим
достижениям Античности и
гуманистическим идеалам
Возрождения.
Искусство Древней Греции и
Древнего Рима стало для
классицизма главнейшим
источником тем и сюжетов:
обращения к античной
мифологии и истории,
ссылки на авторитетных
учёных, философов и
писателей.
В соответствии с античной
«…изучать Античность, чтобы
традицией был
научиться видеть Природу»
провозглашён принцип
(Дени Дидро)
первенства природы.

Эстетика
классицизма
О. Фpaгonap. Портрет
Дени Дидро. 1765-1769 гг.
Лувр, Париж
Эстетические принципы классицизма:
1. Идеализация древнегреческой
культуры и искусства, ориентация на
нравственные принципы и идеи
гражданственности
2. Приоритет воспитательного
значения искусства, признание
ведущей роли разума в познании
прекрасного.
3. Пропорциональность, строгость,
ясность в классицизме сочетаются с
законченностью, завершенностью
художественных образов,
универсализмом и нормативностью.
Главным содержанием искусства
классицизма стало понимание мира
как разумно устроенного механизма,
где человеку отводилась
существенная организующая роль.

10.

Эстетика
классицизма
Клод Лоррен. Отплытие царицы
Савской (1648). Лондонская
Национальная картинная галерея
Творческий метод
классицизма:
стремление к разумной
ясности, гармонии и
строгой простоте;
приближение к
объективному отражению
окружающего мира;
соблюдение
правильности и порядка;
подчинение частного
главному;
высокий эстетический
вкус;
сдержанность и
спокойствие;
рационализм и
логичность в поступках.

11.

Эстетика
классицизма
Каждому из видов искусства были
присущи свои особенные черты:
1. Основой архитектурного языка
классицизма становится ордер (тип
архитектурной композиции, использующий
определённые элементы и
подчиняющийся определённой архитектурностилевой обработке), гораздо более
Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.
Триумфальная арка на
площади Каррусель в Париже.
1806 г. (стиль - ампир)
близкий по формам и пропорциям к
зодчеству Античности.
2. Произведения архитектуры отличают
строгая организованность
соразмерность и уравновешенность
объёмов, геометрическая
правильность линий, регулярность
планировки.
3. Для живописи характерны: чёткая
разграниченность планов, строгость
рисунка, тщательно выполненная
светотеневая моделировка объёма.
4. Особую роль в решении
просветительской задачи играли
литература и в особенности театр,
ставший самым массовым видом
искусства этого времени.

12.

Эстетика
классицизма
в эпоху царствования
Г. Риго. Портрет Людовика XIV.
1701 г. Лувр, Париж
«короля – солнце» Людовика
XIV (1643-1715) была
выработана некая идеальная
модель классицизма, которой
подражали в Испании,
Германии, Англии и в странах
Восточной Европы, Северной
и Южной Америки.
вначале искусство
классицизма было
неотделимо от идеи
абсолютной монархии и
являлось воплощением
целостности, величия и
порядка.

13.

Эстетика
классицизма
Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
Искусство в форме так называемого революционного классицизма,
служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение
гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
На последней стадии своего развития классицизм активно
выражал идеалы наполеоновской империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр.
style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)
классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во
Франции в период правления императора Наполеона I.

14.

Рококо и
сентиментализм
Характерной особенностью XVIII в.
в западноевропейском искусстве
стал неоспоримый факт
одновременного существования с
классицизмом барокко, рококо и
сентиментализма.
Признавая только гармонию и
порядок, классицизм «выпрямил»
причудливые формы барочного
искусства, перестал трагически
воспринимать духовный мир
человека, а основной конфликт
перенёс в сферу отношений между
отдельной личностью и
государством. Барокко, изжившее
себя и пришедшее к логическому
завершению, уступило место
классицизму и рококо.
О. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей. 1766 г.
Коллекция Уоллес, Лондон

15.

Рококо и
сентиментализм
Ринальдиевское рококо:
интерьеры Гатчинского замка.
г. Гатчина
В 20-е гг. XVIII в. во Франции
сложился новый стиль искусства –
рококо (фр.rocaille - раковина). Уже
само название раскрывало
главную, характерную черту этого
стиля – пристрастие к изысканным
и сложным формам, причудливым
линиям, во многом напоминавшим
очертания раковины.
Раковина то превращалась в
сложный завиток с какими-то
странными прорезями, то в
украшение в виде щита или
полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю
рококо ослабел уже к концу 1760-х
гг., но в странах Центральной
Европы его влияние было
ощутимо вплоть до конца XVIII
столетия.

16.

Рококо и
сентиментализм
Главная цель искусства рококо
- доставлять чувственное
наслаждение (гедонизм).
Искусство должно было
нравиться, трогать и
развлекать, превращая
жизнь в утончённый
маскарад и «сады любви».
Сложные любовные интриги,
мимолётность увлечений,
дерзкие, рискованные,
бросающие вызов обществу
поступки героев, авантюры
и фантазии, галантные
Аллегория изобразительного искусства,
развлечения и праздники
1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см.
определяли содержание
Рококо. Франция.
произведений искусства
Вашингтон, Нац. галерея.
рококо.

17.

Рококо и
сентиментализм
Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:
грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость
и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к
экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,
цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей,
масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим
количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции,
изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в
скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам
(«Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного
человека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность
образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,
чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного
взгляда или влажного блеска в глазах.

18.

Рококо и
сентиментализм
Мебель в стиле
рококо
Наибольшего расцвета стиль
рококо достиг в произведениях
декоративно-прикладного
искусства Франции (интерьерах
дворцов
и костюмах аристократии). В
России он проявился прежде
всего в архитектурном декоре в виде свитков, щитов и
замысловатых раковин рокайлей (декоративных
орнаментов, имитирующих
соединение причудливых раковин
и диковинных растений), а
также маекаранов (лепных или
резных масок в виде
человеческого лица или головы
зверя, размещённых над
окнами, дверьми, арками, на
фонтанах, вазах и мебели).

19.

Рококо и
сентиментализм
Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери
Кур). живопись. Франция
Сентиментализм (фр. sentiment - чувство).
В мировоззренческом плане он, как и
классицизм, опирался на идеи
просветительства.
Важное место в эстетике сентиментализма
занимало изображение мира чувств и
переживаний человека (отсюда его
название).
Чувства воспринимались как проявление
природного начала в человеке, его
естественного состояния, возможного
только при тесном контакте с
природой.
Достижения цивилизации с множеством
соблазнов, развращавших душу
«естественного человека», приобретали
явно враждебный характер.
Своеобразным идеалом
сентиментализма стал образ сельского
жителя, следовавшего законам
первозданной природы и живущего в
абсолютной гармонии с ней.

20.

Рококо и
сентиментализм
Французскийй̆ философ, писатель,
мыслитель эпохи Просвещения.
Также музыковед, композитор и
ботаник. Родился: 28 июня 1712
г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66
лет), Эрменонвиль, близ Парижа.
Основоположником сентиментализма
считают французского просветителя
Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ
естественных, природных чувств и
потребностей человека, простоты и
сердечности.
Его идеалом был чувствительный,
сентиментальный мечтатель,
одержимый идеями гуманизма,
«естественный человек» с «прекрасной
душой», не развращённый
буржуазной цивилизацией.
Главную задачу искусства Руссо
видел в том, чтобы учить людей
добродетели, звать их к лучшей
жизни.
Главный пафос его произведений
составляет восхваление человеческих
чувств, высоких страстей, пришедших
в столкновение с общественными,
сословными предрассудками.

21.

Рококо и
сентиментализм
Правомернее всего рассматривать
сентиментализм как одно из
художественных течений,
действовавших в рамках
классицизма.
Если рококо делает акцент на
внешнем проявлении чувств и
эмоций, то сентиментализм
подчёркивает внутреннюю,
духовную сторону бытия человека.
В России наиболее яркое
воплощение сентиментализм
нашёл в литературе и в
живописи, например в
творчестве В. Л. Боровиковского.
В.Л. Боровиковский. Лизынька и
Дашинька. 1794 г. Государственная
Третьяковекая галерея,Москва

22. Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В
чём выразились связь и различия между искусством
классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало
искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и
почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его
особенности отвечали вкусам и настроениям своего
времени? Почему в нём не нашлось места для выражения
гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо
достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном
искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль
рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия
эмоционального воздействия на человека этих стилей?
5*. На каких идеях просветительства базировался
сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно
ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля
классицизма?

23. Творческая мастерская

24. Темы презентаций, проектов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Роль Франции в развитии европейской художественной
культуры».
«Человек, природа, общество в эстетической программе
классицизма».
«Образцы Античности и Возрождения в искусстве
классицизм».
«Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
«Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и
течения классицизма».
«Особенности развития классицизма в искусстве Франции
(России и др.)».
«Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
«Культ естественного чувства в искусстве
сентиментализма».
«Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового
искусства».

25. рефлексия

Оцените свою работу на уроке,
закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…

26. Литература:

Программы для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень:
учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Николо Пуссен – художник классицизма.- его творчество считается вершиной классицизма в живописи. Свой идеал красоты он видел в соразмерности частей целого, во внешней упорядоченности гармонии и чёткости форм. Его живописные полотна отличают уравновешенности композиции, жёсткая, математически выверенная система организации пространства, чеканный рисунок, удивительная чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Основной критерий Пуссена — разум и мысль в художественной правде и красоте: творить так, « как этому учат природа и разум».

Темы: героические поступки и деяние, в основе которых лежали высокие гражданские побуждения. Битвы, божественные. Главным предметом искусства является то, что связано с представлением о возвышенном и прекрасном, что может служить образцом для подражания и средством воспитания лучших моральных качеств в человека Своё творчество Пуссен посвятил прославлению героического человека. Его любимые герои – люди высокой нравственности.

В исторических сюжетах Пуссен искал те, в которых были действия, движение и экспрессия. Работу над картиной он начинал с внимательного изучения литературного источника. Идея классицизма, по его мнению, должна отражать композиция картины. Импровизации он противопоставлял тщательно обдуманное расположение фигур и основных фигур и основных групп. Пространство должно быть легко обозримо, планы должны чётко следовать друг за другом. Для самого действия следует отводить лишь небольшую зону переднего плана. В большинстве полотен Художник использует золотое сечение, когда точка пересечения диагоналей картины оказывается её важнейшим смысловым центром. С ним всегда была записная книжка, в которую он заносил, что его заинтересовало. В работе он шел от общего к частному.

Его интересовали не отдельные фигуры или детали, а расположение основных групп. Расположение групп выверял с помощью фигурок из воска и специальным освещением. Композиционная система картин Пуссена строилась на двух началах: уравновешенности форм(построение групп вокруг центра) и на свободном соотношении (сдвинутые в сторону от центра), что позволяло достичь впечатления упорядоченности, свободы и подвижности композиции. Уделял внимание и колориту. От тёмного к светлому. Небо и тени фона тонко. Множеству цветов предпочитал ультрамарин, медную лазурь, жёлтую и красную охру, зелёную и киноварь. Применял систему рефлексов: интенсивный цвет в центре композиции обычно сопровождают неяркие нейтральные краски.

Давно и справедливо замечено, что эмоциональная выразительность, присущая цветовому строю произведений Пуссена, ассоциируются с выразительностью музыки. Автор многочисленных картин на мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы. «Аркадские пастухи» — композиция картины проста и логична. Персонажи сгруппированы возле надгробия, изображённого на переднем плане картине. Их фигуры, напоминающие античные скульптуры, пластичны, движения героев ритмически согласованы между собой символическим жестом рук.

Большинство созданных Пуссеном картин на мифологические темы принадлежит к шедеврам мирового искусства «Сбор манны в пустыне» «Поклонение золотому тельцу» «Моисей, источающий воду из скалы» «Суд Соломона» «Снятие с креста» Он действительно был «одним из самых смелых новаторов, каких знала история живописи»(Э. Делакруа).