Зп стюардесс. Как обстоят дела у конкурентов? Небесный ангел или земной человек

Как каждый мальчик в детстве мечтал стать космонавтом, так и каждая девочка хотела стать стюардессой. Но чем же так привлекательна профессия стюардессы? Многие девушки, которые хотели бы связать свое будущее именно с этой профессией, скорее всего, представляют себе легкую беззаботную жизнь, в которой всегда найдется место путешествиям и новым знакомствам. Но не так все просто, как казалось бы.

Из-за профессии стюардессы многие девушки лишаются личной жизни, а причиной тому служат частые перелеты. Поэтому, прежде чем посвятить себя этому делу, стоит задуматься, насколько именно желанна работа бортпроводника, какая зарплата у стюардесс и на какой авиакомпании лучше остановить свой выбор в 2017 году.

Заработная плата и ее составляющие

Имеется целый ряд факторов, от которых зависит размер зарплаты стюардесс. Размер заработной платы сотрудниц в 2016 году значительно различается, в зависимости о компании. Вот основные составляющие, от которых зависит зарплата стюардессы в России:

Если полет совершается за пределы России, то средняя зарплата стюардессы увеличивается. На размер заработной платы также влияет и уровень класса, который обслуживает бортпроводник. Также стоит обратить на такие требования, как знание иностранных языков. Например, чтобы совершать полеты за границу, бортпроводники должны владеть как минимум двумя иностранными языками. В 2017 году данные требования остаются прежними.

Размер заработных плат в самых популярных авиакомпаниях

Как уже говорилось ранее, на размер зарплаты влияет престижность и популярность авиакомпании. Самые популярные компании в России:

  • Аэрофлот,
  • UTair,
  • Россия,
  • Нордавиа,
  • Трансаэро.

Заработная плата бортпроводников зависит также от их стажа. Если сотрудник только устроился на работу в авиакомпанию, то его средняя заработная плата составляет около 30000 рублей. Данный показатель взят из расчета 2016 года. В 2017 году изменений не ожидается. Через некоторое время размер зарплаты увеличивается до 50000 рублей.

Этот показатель является средним по всем авиакомпаниям, представленным выше. Но какая зарплата стюардессы Аэрофлота? 2016 год завершается, а значит, можно подвести итоги относительно среднего заработка бортпроводников самой популярной авиакомпании. Зарплата стюардессы в Аэрофлоте составляет около 80000 рублей в месяц.

Если говорить о компании S7, то здесь заработок бортпроводников не сильно отличается от Аэрофлота. Все требования к стюардессам здесь такие же, а размер заработной платы зависит все от тех же факторов.

Если же говорить о других авиакомпаниях России, то там бортпроводники зарабатывают немного меньше, чем в S7 и Аэрофлоте.

Заработная плата бортпроводников в других странах

В некоторых странах стюардессам немного больше повезло с их работой относительно заработной платы. Даже в Казахстане, работая стюардессой, можно заработать больше, нежели в России.

Каждая профессия по-своему интересна. Но есть виды трудовой деятельности, имеющие особую привлекательность. Так, например, работа стюардессой является очень разносторонней и престижной. Но чтобы занять данную вакансию, необходимо как следует подготовиться умственно, морально и физически. В этой статье мы расскажем о том, сколько зарабатывает, где учится и что должен уметь бортпроводник. А также поговорим о плюсах и минусах такого труда.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:


Необходимые навыки стюардессы

Выше мы рассмотрели условную должностную инструкцию бортпроводника. Для качественного исполнения своих профессиональных обязанностей необходимо обладать определенным набором личных качеств:


Все качества из списка следует понимать буквально. Так, красивое лицо и фигура действительно являются одним из критериев отбора на вакансию стюардессы. Так уж повелось, что человек, сопровождающий экипаж, должен вызывать у пассажиров исключительно положительные эмоции: физический комфорт за счёт обслуживания и эстетическое удовольствие благодаря приятной внешности.

Несмотря на то, что большинством бортпроводников являются представительницы прекрасного пола, на этой должности вполне может оказаться и мужчина. В отдельных случаях стюард будет наиболее уместен на борту, нежели стюардесса. Например, когда перелёт совершает исключительно мужской коллектив: спортивная команда, группа политиков и т.п.

Что касается роста и веса, то здесь тоже важно соответствовать стандартам. Эти требования имеют и практическое назначение. Высота бортпроводника должна быть такой, чтобы он или она смогли дотянуться до ящиков над головами сидящих людей. Так проще достать средства защиты, а также помочь пассажирам взять свой багаж. Нормальный вес облегчает перемещение по проходу самолёта.

Преимущества и недостатки профессии

В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Так и работу бортпроводника можно оценить как положительно, так и в отрицательно. Давайте сначала рассмотрим преимущества такого вида деятельности:

  1. У вас появится возможность увидеть весь мир совершенно бесплатно. После каждого рейса пилотам и стюардессам положен отдых продолжительностью от 12 часов до 2-3 суток. За это время можно и выспаться, и посмотреть местные достопримечательности, и пройтись по магазинам. Остановка в тёплых странах предоставляет возможность искупаться в море и позагорать.
  2. Вы будете общаться с людьми разных национальностей, а это всегда расширяет кругозор. Кроме того, новые знакомства могут оказаться очень выгодными и полезными в дальнейшем.
  3. Сотрудникам авиалиний предоставляется скидка на перелёты личной надобности в 90%. А один раз в год разрешается отправиться в поездку полностью за счёт компании.
  4. Допускается получение дополнительного дохода от реализации товаров из Duty Free. Также возможно вручение вам «чаевых» за дополнительные услуги, такие, как разрешение покурить на территории самолёта или перемещение пассажира из эконом-класса в зону «люкс».

Что касается недостатков, то они тоже присутствуют. Несмотря на то, что минусов в работе стюардессы меньше, чем плюсов, тем не менее, они считаются довольно серьёзными, поскольку отражаются на здоровье:


Зарплата стюардессы

Если вас заинтересовала профессия бортпроводника и вы хотите знать не только о сути работы, но и о том, сколько обычно зарабатывают стюардессы, то читайте дальше. В этом блоке мы расскажем о факторах, от которых зависит их оклад, а также о точных суммах в конкретных случаях.

Внешние факторы

К ним относятся:

  1. Страна трудоустройства. Заработная плата в России и странах Европы существенно отличается. Так, отечественные авиалинии платят новичкам без опыта 30 000 – 60 000 рублей в месяц. Профессионалы получают 80 000 – 120 000 рублей. А, например, в США сотруднику экипажа перечисляют примерно 2000 $ и 8000 $ соответственно (что равно 120 000 и 480 000 рублей). Разница в 2-4 раза, поэтому государство, в котором вы собираетесь работать, имеет большое значение для вашего кошелька.
  2. Престиж авиакомпании. Он определяет и уровень доходов организации, а, значит, косвенно влияет и на зарплату сотрудников. Чем крупнее и популярнее компания, тем выше зарплата у бортпроводника.
  3. Внутренняя политика организации. Компания может иметь большой доход и при этом мало платить подчинённым. Зарплата стюардессы во многом зависит от отношения к сотрудникам и корпоративной этики. Поэтому при трудоустройстве следует учитывать щедрость или жадность руководства.

Внутренние факторы

Здесь стоит отметить:

  1. Опыт бортпроводника. Новички, как правило, начинают работать за низкую оплату. Впоследствии с повышением ранга увеличивается и зарплата. Сократить этот период можно большим количеством лётных часов.
  2. Отработанное время. Каждый рабочий час имеет свою стоимость. Больше летаешь – больше получаешь. Если первое время зарплаты не хватает, то можно подрабатывать на частных или чартерных коммерческих рейсах. Совмещение стюардессам не запрещено.

Где выучиться на бортпроводника

Специальных ВУЗов и колледжей, обучающих данной профессии, не существует. Но и без начальной квалификации на борт вас не пустят. Как же быть и где учиться на стюардессу? Существует два альтернативных пути.

Путь первый. Вы самостоятельно ищете курсы бортпроводников. Их можно найти в интернете или в специализированных печатных изданиях. Срок обучения обычно составляет 2-3 месяца. Вас снабжают теоретическими знаниями и выдают документ, подтверждающий факт прохождения курса: диплом или сертификат.

Затем вы просматриваете сайты с вакансиями и ищите объявления о наборе стюардесс. Далее следует череда собеседований и конкурентная борьба. Ведь профессия бортпроводника достаточно востребована. По данным кадровых агенств конкурс на должность составляет примерно 200 человек на место. Это огромная цифра. Чтобы пробиться к работе мечты, необходимо проявить свои лучшие качества и высокий уровень профессиональных навыков.

Путь второй. Это наиболее разумный и оправданный способ. Он отличается от первого порядком действий. Сначала вы ищете работу, просматривая открытые вакансии. Затем ходите по собеседованиям и показываете себя с наилучших сторон. Если ваша кандидатура будет одобрена, то авиакомпания отправляет вас на курсы сроком на 2-3 месяца, организованные специально для данной организации. Там вы получите не только теорию, но освоите и практические навыки. По окончанию обучения необходимо пройти экзамен на проверку знаний.

После прохождения курсов вас отправят в первый полёт в качестве стажера. Сопровождение инструктора в данном случае обязательно, поскольку вам ещё не доверят бесконтрольное выполнение своих обязанностей. Если вы успешно подтвердите свою квалификацию, то будете допущены до работы на постоянной основе. Перед официальным трудоустройством проводится ещё один итоговый экзамен. Кроме того, необходимо в обязательном порядке пройти комплексное медицинское обследование, поскольку бортпроводники должны иметь отменное здоровье.

Отдельно стоит сказать о собеседованиях. Нужно быть готовыми к тому, что вам могут задать самые, казалось бы, нелогичные, неуместные, нескромные и просто очень странные вопросы. Например, руководство компании или будущий начальник может поинтересоваться о вашем весе, самооценке или детских страхах. Вероятно, прозвучат вопросы из серии:

  • Что вы будете делать, если случайно прольёте сок на пассажира?
  • Как ответите человеку, назвавшему вас глупой?
  • Что предпримите, если в салоне самолёта начнётся драка?
  • Как относитесь к служебным романам?
  • Как отреагируете на знаменитость среди пассажиров?

Профессия стюардессы очень многофункциональна и интересна. Именно поэтому так много девушек желают получить эту работу и летать по всему миру, помогая пассажирам легче перенести полёт. Если и вы хотите попробовать себя в роли бортпроводника, то хорошо подготовьтесь. Помните, что главные задачи этой работы – служение людям и строгое соблюдение правил безопасности. Шансы овладеть данной профессией есть у всех.

Вконтакте

В феврале этого года несколько бортпроводниц Аэрофлота подали на авиакомпанию в суд . Причина - якобы дискриминация и ущемление трудовых прав стюардесс из-за внешнего вида. По словам бортпроводниц, Аэрофлот провел массовое фотографирование и сбор данных о размере одежды стюардесс, а после объявил о том, что на международных рейсах смогут работать «только молодые и худые». По мнению представителей авиакомпании, такие требования справедливы, ведь бортпроводники работают «на воздушном судне с ограниченным пространством» и за каждый дополнительный килограмм веса стюардесс Аэрофлоту приходится платить 759 рублей в год. «Инде» поговорил с анонимной стюардессой о том, существует ли в авиакомпаниях дискриминация по внешним данным бортпроводниц, как успокоить неадекватного пассажира, куда девается оставшаяся после полета еда и почему бортпроводникам нельзя носить бороду и зашивать одежду.

Модели против космонавтов

Мне было 19 лет. Я родом из Татарстана, но с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве, что позволяло получать неплохие деньги и путешествовать. После трех лет работы мне захотелось все бросить и уйти оттуда, не отказываясь при этом от хорошей зарплаты и путешествий. Я случайно увидела по телевизору объявление о наборе в школу бортпроводников и решила позвонить.

Я проходила учебу в Москве при Аэрофлоте - это одна из немногих российских авиакомпаний, которые самостоятельно готовят для себя сотрудников. Механизм поступления несложный: сначала подаешь заявку, затем проходишь кастинг и начинаешь учиться. Конечно, в Казани тоже существует школа бортпроводников, но я ей поначалу не доверяла из-за непонимания, будут ли действительны их сертификаты в авиакомпаниях, смогу ли я устроиться на работу, если пройду обучение здесь. Мне было спокойно от мысли о том, что после обучения я сразу устроюсь на работу в Аэрофлот. Такие удобные условия накладывают на тебя определенные ограничения: по контракту необходимо отработать в авиакомпании установленное количество времени, а если этого не происходит - выплатить неустойку. Скажу сразу: я свой контракт не отработала.

Отбор бортпроводников авиакомпания проводит два-три раза в месяц: это зависит от сезона и в целом нужды в специалистах. Первое обязательное правило кастинга - дресс-код: нужно надеть классическую одежду - строгую белую рубашку, черную юбку, желательно «карандаш», закрытые черные туфли на каблуке высотой примерно семь сантиметров. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке: у них есть парадная форма. Макияж должен быть умеренным: неяркая помада, небольшие стрелки, спокойный маникюр. Длинные волосы нужно собрать, а короткие волосы не должны быть ниже линии воротника из-за требований безопасности. Из украшений - только серьги-гвоздики и обручальные кольца.

Когда я проходила кастинг, претендентов было человек 70 - как девочек, так и мальчиков. Все высокие, стройные, красивые, нервничают, будто пришли на отбор в модельное агентство или на киносъемки. Ты заходишь в комнату к комиссии, отдаешь заполненную анкету и отвечаешь на самые разные вопросы - о себе и поведении в моделируемых ситуациях. Часто собеседования проходят на английском языке и тебе дают задания, основанные на летной практике. Поэтому, если вы собираетесь на отбор, изучите хотя бы терминологию - как на английском называются аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и так далее. Если профессиональных знаний у вас нет, то, скорее всего, комиссия будет ориентироваться на внешние данные претендента. Спустя некоторое время после собеседования с тобой связываются по телефону и сообщают результат. Сколько человек тогда взяли из моего потока, я не знаю.

После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.

На каком-то этапе медосмотра начинает казаться, что ты идешь в космонавты: тебя еще заставляют бегать и плавать. Нормативов вроде выполнить 20 отжиманий за минуту или пробежать километр у нас нет. Но физическая выносливость элементарно важна для бортпроводника, чтобы хотя бы открыть дверь самолета для пассажиров и возить тяжелые тележки с едой. Если медосмотр не пройден, учиться дальше вам смысла нет: это значит, вы не подходите для работы бортпроводником по состоянию здоровья. Если медосмотр пройден, значит, на время учебы вам предоставляют общежитие рядом с аэропортом и стипендию - примерно средняя зарплата по казанским меркам.

Продолжительность учебы - в среднем полгода, но этот срок варьируется в зависимости от авиакомпании и типа самолета, на который вы учитесь. В Аэрофлоте учеба длится дольше из-за стандартов обслуживания и сервиса. Бортпроводники Трансаэро, которых готовили для класса «Империал», должны были знать все основы этикета и подачи блюд. Они могли изучать в течение месяца, какое вино подается к какой еде, как сервировать стол и так далее.

Будущих бортпроводников обучают квалификации на самолет, преподают медицину, ОБЖ, сервис и обслуживание, документооборот, грузоперевозки, этикет, профессиональный английский язык, инструкции по экстренным ситуациям и психологию - для лучшего понимания поведения людей в различных ситуациях. Это необходимо для быстрого реагирования в условиях стресса, нештатной или аварийной ситуации. Бортпроводник должен здраво рассуждать и предотвращать панику среди пассажиров. Приземление самолета на воду мы отрабатываем в тренировочном бассейне, крушение на землю - в специальном ангаре. Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы. Моя базовая квалификация - это Boeing 737 и Airbus A320, самые распространенные модели воздушных судов. Если хочешь летать на больших самолетах, придется переучиваться. Базовой квалификации мне хватало, потому что нам давали знания еще и по другим типам судов - все-таки авиакомпания готовит сотрудников под себя. Когда я сменила авиакомпанию, мне пришлось полноценно переучиваться на Airbus и другие стандарты сервиса. Оказание первой медицинской помощи более или менее одинаковое во всех авиакомпаниях, а требования к обслуживанию разные. Каждая переквалификация стоит примерно как медосмотр. Получается, что прежде чем пойти работать и зарабатывать деньги, тебе приходится очень много вкладывать. В 19 лет мне казалось, что на потраченные деньги можно было бы давно купить машину.

Колготки как амулет

Бортпроводники разделены на отряды: кто-то летает только в Европу, кто-то - по России, кто-то - по ближнему зарубежью, кто-то - только в бизнес-классе. Это сделано для того, чтобы авиакомпании было легче формировать экипажи. В Аэрофлоте я летала на внутренних направлениях, изредка мне выпадали рейсы вроде Москва - Рим. О своих рейсах я узнавала в службе бортпроводников. Как правило, там работают бортпроводники, которые были вынуждены вернуться на землю в силу разных причин - по состоянию здоровья, возрасту. Они следят за твоим расписанием, документами, предупреждают о предстоящем медосмотре и проверяют твое состояние перед вылетом.

Бортпроводники суеверны, как и пилоты. Перед рейсом никогда нельзя шить: зашивать дырки, пришивать пуговицы - себе, семье и просить кого-то тоже. Бортпроводники никогда не говорят слова «последний» - только «крайний». Вдобавок у всех есть свои пунктики: кто-то определенным образом выходит из дома, кто-то мешает чай по часовой стрелке. Моя традиция - носить с собой много колготок, три-четыре пары. Это главный расходный материал стюардесс. Не люблю, когда на колготках есть зацепки.

Мой рабочий день начинался в аэропорту за два часа до рейса. Если ты живешь недалеко от аэропорта, до работы можно добираться сразу в форме - это не запрещено. Главное, чтобы по прибытии у тебя был чистый и аккуратный внешний вид. Ты прибываешь в службу бортпроводников и должен быть полностью готовым к брифингу (собрание перед рейсом. - Прим. «Инде») - одетым, накрашенным, с маникюром. Мало выглядеть хорошо: нужно иметь с собой все необходимые документы - пропуска, удостоверения, разрешения, паспорт. Каждый рейс ты попадаешь в новую команду и заново со всеми знакомишься. Штат сотрудников больших авиакомпаний вроде Аэрофлота огромен. За время работы ты можешь не пересечься с одним и тем же человеком в команде дважды. Коллеги рассказывали, что встречались только спустя десять лет работы, а до этого ни разу не летали с повторяющимися людьми.

«Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы»

На брифинге экипажу рассказывают о предстоящем рейсе и распределяют обязанности. После этого вы отправляетесь приводить в порядок самолет перед приемом пассажиров. Унитазы в самолете мы, конечно, не моем: уборкой занимаются специальные службы. Мы лишь проверяем качество уборки, чтобы в салоне не было лишних предметов, фантиков в карманах впереди стоящих кресел. У каждого бортпроводника в экипаже есть своя зона ответственности. Кто-то принимает багаж, кто-то продукты питания, кто-то встречает пассажиров.

Я не хочу, чтобы люди думали, что стюардессы приносят чай, кофе, мясо или рыбу: главная обязанность бортпроводников - обеспечение безопасности пассажиров на воздушном судне. Если что-то идет не так, мы отвечаем за это головой. Когда мы приходим в самолет, проверяем наличие аптечек и огнетушителей, работу трапов и другого оборудования. Все должно быть четко, ведь ты отвечаешь за жизни людей. Если на борту возникают нештатные ситуации, то после приземления начинаются разбирательства - судебные в том числе. Даже если в произошедшем виноват сам пассажир, вина ляжет на бортпроводников. Мне повезло, и за время моей работы серьезных происшествий на борту не было. Правда, однажды пассажир покурил в туалете самолета и выбросил бычок в мусорный бак. Конечно, он получил от нас выговор и строгое предупреждение: если ситуация повторится, пассажира сдадут в полицию в аэропорту по месту прибытия. Но позже случилось небольшое возгорание. Мы успешно его потушили и не допустили возникновения опасности для пассажиров и полета. Мы долго обсуждали эту ситуацию на постполетном брифинге, думали, как впредь не допустить подобных случаев, анализировали наши ошибки и, конечно, получили от начальства строгий выговор.

Если длительность рейса меньше восьми часов, то экипаж остается в самолете. Мы провожаем пассажиров, проверяем забытые вещи, принимаем уборку, потом сразу же принимаем новых пассажиров и улетаем обратно. Если рейсы прошли хорошо, то рабочий день стюардессы завершается после команды старшего бортпроводника. Экипаж везут в здание аэропорта, где проходит постполетный брифинг: мы анализируем наши ошибки, нештатные ситуации, нам сообщают, сколько часов мы налетали, и расходимся по домам.

Если же длительность рейса превышает восемь часов, экипаж размещают в городе прибытия. Мы провожаем пассажиров, проверяем, нет ли в салоне забытых вещей, пломбируем оборудование, заполняем необходимую документацию и приводим самолет в порядок. Затем мы сдаем свои позиции старшему бортпроводнику, а самолет закрывают и оставляют на стоянке. Экипаж везут в здание аэропорта через служебный вход, где мы проходим паспортно-визовый контроль. Наши вещи просматривают, как и вещи пассажиров, просто это происходит в отдельном коридоре, обычно без очереди и чуть более лояльно - к примеру, до нас не будут докапываться, если обнаружат маникюрные ножницы в ручной клади. Но в целом для экипажа действуют те же правила, что и для всех пассажиров. Затем мы отправляемся на постполетный брифинг, а после него экипаж отвозят в отель. Как правило, нас заселяют в небольшие, чаще всего нетуристические гостиницы, где в основном живут бортпроводники нашей и иногда других авиакомпаний. Экипаж знает, сколько дней проведет в том или ином городе: возможно, мы только переночуем и улетим на следующий день, а может, у нас будет пара дней и мы сможем здесь погулять.

Выходные бортпроводников рассчитываются не по дням недели, а исходя из длительности рабочего времени. Может получиться так, что твой выходной день начинается в шесть утра и заканчивается в шесть вечера, а к 20:00 тебе нужно быть на работе. За это время тебе нужно поспать, прийти в себя и доехать до аэропорта. На отдых дают в два раза больше времени, чем длительность выполняемого рейса. Праздников у бортпроводников нет: они всегда работают.

Карьерный рост в Аэрофлоте казался для меня чем-то сложным и непонятным: нужно было налетать определенное количество часов, сдать языковой экзамен. И спустя два года я ушла работать в Трансаэро - там все было попроще. Трансаэро тогда был второй по значимости компанией, вызывающей у меня доверие. Но там моя карьера тоже не сложилась, хотя география полетов была лучше и возможностей больше. Мне хотелось чего-то большего - работать в лучшем классе, летать по лучшим направлениям. Я знала, что могу сдать языковой экзамен, пройти обучение, но поскольку я была новым сотрудником, мне нужно было налетать определенное количество часов. Я была не готова доказывать что-то работодателю и начинать все с нуля.

После Трансаэро я ушла в Nordwind Airlines - небольшую российскую чартерную авиакомпанию. У нее основной летный сезон - с мая по октябрь. Мы возили пассажиров в курортные страны вроде Турции и Таиланда. В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев. В чартерной компании работать прикольно: ты всех знаешь, все знают тебя. Это своеобразная семья. Периодически ты летаешь с одними и теми же людьми, начинаешь дружить с ними, видишься в командировках. Но кроме плюсов есть и минусы. В большой авиакомпании ты - просто рабочая единица, в чартерной - рабочая единица, о которой все всё знают: куда ты посмотрел, сходил и так далее. Все любят поболтать и посплетничать, а мне это не нравилось. О себе можно было узнать много неожиданных подробностей.

Затем я прошла сложный кастинг в Emirates, но летать туда не пошла: по контракту ты должен долгое время жить в ОАЭ, не выезжая домой. У Emirates очень суровое собеседование: четыре этапа, и все на английском. Я переживала, готовилась, хотя у меня хороший уровень английского. Затем я решила уйти по контракту в испанскую авиакомпанию Iberia: полгода работаешь - полгода отпуск. Я жила в Испании, летала в основном в Азию, но и в Россию рейсы были. После этой работы я поняла, что окончательно устала. В первый Новый год, который я справляла не в воздухе, а на земле, я не понимала, что люди делают две недели каникул.

В принципе, мне была не нужна карьера стюардессы: я лишь хотела накопить денег на квартиру и путешествовать. Кстати, как это ни странно, за время работы бортпроводником мне лишь раз отказали на собеседовании - и это была авиакомпания «Татарстан».

Красный лак и одна форма на три года

Стюардессы стараются поддерживать себя в форме, потому что во многих авиакомпаниях существуют требования к внешнему виду. Понятно, что никто не заставляет тебя быть 90-60-90, но пожелания работодателей к комплекции есть. Это элементарно объясняется необходимостью маневрировать и порхать с тележкой в узких проходах. Вдобавок, если ты следишь за своим здоровьем, оно дольше служит. Летная профессия накладывает отпечаток с точки зрения вредности. Если не следить за питанием, не заниматься спортом, не то что поправишься - просто потеряешь здоровье, а значит, и возможность летать. Стандарты внешнего вида стюардесс Аэрофлота были вполне обычными - неяркий макияж, волосы в пучок, аккуратный маникюр. Для сравнения: в Трансаэро нужно было носить красную помаду и красный лак - неважно, идут они тебе или нет.

Парни должны быть гладко выбриты и коротко стрижены. Бородатых бортпроводников и пилотов вы не встретите: это связано с техникой безопасности. При возникновении нештатных ситуаций, связанных с горением, экипаж должен надеть специальные дымозащитные капюшоны и маски. Если у тебя борода, защита не сможет плотно прилегать к лицу и шее, что нарушит ее герметичность. Ты не сможешь потушить задымление и спасти людей от пожара.

За чистотой формы бортпроводники следят самостоятельно, отдают ее в химчистку. У каждой авиакомпании - свой комплект одежды, он бывает летним и зимним. Но в любой из них обязательно входят шарфик с символикой авиакомпании, рубашка, пилотка, пиджак, юбка, фартук для раздачи питания, где-то еще выдают брюки и жилеты. В некоторых авиакомпаниях форма состоит из платья или даже стилизованного для работы национального костюма. Европейские авиакомпании выдают своим сотрудникам еще чемоданы и сумки, а Аэрофлот - туфли под цвет формы. Заменяют комплект одежды раз в два-три года. Если форма порвалась и не подлежит восстановлению, то, конечно, в службе бортпроводников выпишут новую, но это длительный процесс: с тебя должны снять мерки, сшить, времени пройдет много.

«В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев»

Роды на борту и массаж по требованию

Контингент пассажиров самолета различается в зависимости от рейса. Если вы летите в Турцию, то на борту будет много челноков с сумками. Если это утренний рейс из Казани в Москву, то бизнесменов, спешащих на деловую встречу. Конечно, на каждом рейсе найдутся приветливые пассажиры и пассажиры-хамы. Однажды пассажир бизнес-класса настаивал на том, чтобы я сделала ему массаж. Он считал, что раз заплатил много денег за билет, значит, мы ему должны сделать все, что он захочет. Я думала, он шутит. Мы очень долго пытались ему донести, что массаж в наши обязанности не входит, а чай, кофе, крепкие и прохладительные напитки - пожалуйста.

У бортпроводников нет наручников, усыпляющего газа или воздушного маршала, как в США, но пассажиры обязаны нас слушаться. Правда, бывали случаи, когда мне приходилось вызывать второго пилота, чтобы успокоить пассажира. Мы можем предупредить наземные службы, запросить экстренное приземление в ближайшем аэропорту, и к вам применят административное или уголовное наказание. Нарушителю это обойдется в нехилую сумму: посадить самолет и заново взлететь стоит больших денег, включая расходы на топливо, обслуживание, неустойки. Пассажиры думают, что бортпроводники шутят по поводу воздушной полиции, посадки самолета и ареста, но это реальность. Правда, в моем опыте до кляпов в рот дело не доходило.

Я на всю жизнь запомнила роды на рейсе Москва - Дубай. Весь полет беременной женщине в эконом-классе было не по себе, и мы присматривали за ней с особым трепетом. За 40 минут до посадки она сказала, что у нее отошли воды. Я сообщила об этом старшему бортпроводнику, мы предупредили наземные службы о необходимости кареты скорой помощи. Девушка кричала, у нее начались схватки. Мы пересадили ближайших пассажиров, благо самолет был свободен, сложили кресла, а потом проводили беременную на кухню, где расстелили пледы, - там побольше места.

Я никогда не принимала роды, а бригадир - к тому моменту уже раза два. Конечно, мы учились делать это на занятиях по медицине: бортпроводники не паникуют, если возникает необходимость в принятии родов. Ты помнишь, что по инструкции должен сделать сначала шаг А, потом Б и так далее. Паника начинается только после окончания нештатной ситуации. Я была в шоке. После этого случая я не понимаю, для чего женщины берут с собой на роды мужчин. Это никогда никому не стоит видеть кроме врачей.

Еще немного - и ребенок появился бы на свет. После приземления женщину вывезли на каталке из самолета. Существует практика, когда дети, рожденные на борту, получают право бесплатно летать на самолетах этой авиакомпании. Но к этой женщине это не относится. Она родила на летном поле в машине скорой помощи. Возможно, ребенку дали гражданство ОАЭ, хотя это тоже спорно: территория аэропорта считается нейтральной зоной.

Коньяк для стюардесс и феномен томатного сока

Еда поступает на борт самолета наполовину готовой, в состоянии глубокой заморозки, чтобы не испортиться. Мы разогреваем ее в мощных печках в самолете. Кстати, у капитана воздушного судна, бортпроводников и пассажиров еда различается из соображений безопасности: вдруг кого-то захотят отравить. У экипажа - иной рацион и больший размер порций, ведь мы на работе, и это наш полноценный обед. В состав питания всегда входят горячее блюдо, напитки (марки соков, чая и кофе отличаются от тех, что загружают для пассажиров), десерт, салат и обязательно фрукты - яблоко или апельсин.

Еду загружают в самолет в пропорциях, которые вычисляют исходя из маршрута полета и других факторов. Если все пассажиры закажут один и тот же вид обеда, то всем его не хватит. Больше всего мне нравилось летать из ОАЭ и Таиланда. В Арабских Эмиратах еда просто на совесть приготовлена, а в Таиланде очень вкусные фрукты - таких ананасов у нас нет.

Что до напитков, то самый популярный сок на борту - томатный, он заканчивается быстрее всех. Почему-то люди любят его больше остальных: возможно, вкусовые рецепторы на высоте 10 тысяч метров работают иначе. Теория подтверждается и на моих знакомых: в повседневной жизни они не пьют томатный сок, но во время полета выпивают по три стакана.

Есть мнение, что в полете лучше не есть, а пить: организму сложнее справляться с едой на высоте 10 тысяч метров. Работа рецепторов активизируется, еда начинает казаться вкуснее, и есть хочется больше. А желудок с трудом переваривает пищу из-за разницы давлений. Впрочем, еда в самолете сбалансирована, и поправиться от нее вы вряд ли успеете.

Объем еды, которая остается после рейса, всегда разный, но гигантского количества лишних порций нет никогда: авиакомпания старается оптимизировать свои расходы. Со всего самолета остается максимум десять порций. Люди в принципе любят поесть в полете - это, наверное, единственное развлечение. Вся неиспользованная еда отправляется в мусор. Срок годности еды истекает в момент приземления самолета. Повторно ее использовать нельзя, даже если понимаешь, что она не испорчена. По должностной инструкции, стюардессы не имеют права забирать оставшиеся напитки или еду. Но бывают случаи, когда ты наливаешь пассажиру алкоголь, бутылка остается почти целой и списывать ее жалко. Все мы люди, а коньяк хороший. Самое главное, чтобы никто и никогда не узнал, что ты забрал бутылку с собой. Потому что такое нарушение карается штрафом или увольнением.

Бодипозитив и пенсия за десять лет работы

Понятия «пенсионный возраст» у стюардесс нет. Ты можешь работать, пока каждые полгода и год проходишь медкомиссию. Если какой-то из показателей здоровья плохой и не поддается лечению, если у тебя есть патология и организм уже не справляется с нагрузками, то тебе предлагают работу в наземных службах. Для повышенной пенсии нужно налетать определенное количество часов: обычно это происходит за восемь-десять лет работы.

Я работала в Аэрофлоте со стюардессой, которой было 55 лет. Она была одним из инструкторов, вела занятия и оценивала нашу работу. Она могла выйти в салон, пообщаться с пассажирами и по старой памяти даже воды кому-нибудь принести. Если не знать ее настоящий возраст, то ей можно было дать гораздо меньшее количество лет: у нее была красивая женственная фигура, со спины вообще казалось, что она 90-60-90. Стюардессу выдавал макияж: всегда немного растекшаяся помада и «бабушкина» тушь. Она часто рассказывала, что в советское время пассажиры были культурнее и сдержаннее, и вспоминала, как во времена дефицита привезла из Чехии унитаз с плиткой для своей квартиры.

Невозможность тайм-менеджмента и профессиональные болезни

Работая бортпроводником, я начала уставать от жизни в Москве, отсутствия нормированного графика и стабильности. Я ждала наступления «пенсионного возраста», чтобы получать повышенные выплаты в будущем, и просто долетывала часы. Мне так хотелось иметь работу с графиком с понедельника по пятницу и понимать, что суббота и воскресенье - это выходные, которые можно посвятить себе. Будучи стюардессой, ты элементарно не понимаешь, когда записаться к зубному, парикмахеру, пойти на маникюр. Ты не можешь взять выходной в день рождения. Если кто-то заболел из твоих коллег, его надо заменять, и график снова рушится. Планировать невозможно. Время тебе не принадлежит.

Личная жизнь стюардесс складывается по-разному: кто-то разводится, кто-то замужем, у кого-то есть ребенок, и даже не один. Конечно, ты не видишься с родными, не можешь планировать выходные с мужем или парнем. Но если тебе суждено встретить своего человека, так оно и будет. Я знаю пары, в которых муж пилот и жена стюардесса или оба бортпроводники. Такие могли работать в разных авиакомпаниях. Для меня было непонятно, как они совмещают свои графики. Но люди как-то живут и встречаются в командировках. В одном экипаже семейные пары летают редко: чтобы ребенок не остался сиротой в случае катастрофы.

Слабое место у стюардесс - это, конечно, ноги: постоянно нужно ходить по салону, туфли на каблуках, вдобавок некоторые типы самолетов летают не горизонтально, а под углом. Оттого у многих девушек варикозное расширение вен. Бортпроводницы также страдают от болезней по женской части: разница давлений и радиация дают о себе знать. Многие девочки, уходя с работы и желая забеременеть, сталкиваются с проблемами: долго не получается это сделать, хотя организм здоровый и молодой. Что касается мужчин - бортпроводников и пилотов, то существует мнение, что из-за разрушения хромосом у них рождаются только девочки.

Еще одна проблема - это вымывание кальция из организма, зубы начинают крошиться и кости становятся ломкими. У многих коллег ухудшается слух и появляется постоянный насморк. Вероятно, это связано с тем, что в полете постоянно закладывает уши.

Прихоть и необходимость

Всего я проработала бортпроводником девять лет и получила то, за чем шла в стюардессы. Во-первых, много путешествий. Не могу сказать, что посмотрела весь мир и побывала где хотела. Но 25 стран - это тоже круто, где-то я даже успела пожить. Во-вторых, я хотела иметь свою квартиру, чего и добилась. После всех выплат за жилье у меня даже оставались деньги, которые я легко тратила на очередную пару обуви или поход в пафосный дорогущий бар. Сейчас я себе не позволю так шиковать. Я не знаю, сколько теперь зарабатывают стюардессы. Три года назад зарплаты из-за кризиса начали падать. Нас лишали бонусов, уменьшали суточные. Но если вы летали в хорошей авиакомпании, не лоукостере, много часов, то могли рассчитывать на сумму в 200 тысяч рублей.

И напоследок. Если бортпроводники просят вас что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, слушайте их. Не нужно кричать на весь самолет что-то в духе «эй, слышь, принеси кофейку» и щелкать пальцами, будто вызываете официанта. Не вскакивайте со своих мест, как только самолет приземлился и вышел на руление. Не доставайте сумки раньше времени. Однажды на моих глазах мужчина, который полез за ручной кладью на полке, от резкого толчка самолета упал на сидящего у прохода парня и сломал ему руку, лежавшую на подлокотнике. Все просьбы бортпроводников - не их прихоть, а ваша безопасность.

При подборе кадров, каждая авиакомпания предъявляет свои требования к кандидатам на
должность стюардессы. По нему каждая девушка обязана свободно
говорить хотя бы на одном иностранном языке, иметь рост не выше 180
см, быть стрессоустойчивой и уметь быстро реагировать в разных
ситуациях. Исходя из знаний будущей стюардессы, зависит будущая
зарплата. Сколько зарабатывает стюардесса в месяц и от чего именно
зависит зарплата?

Сколько получают стюардессы в месяц

В разных компаниях платят по-разному. Стюардесса может зарабатывать 50 тысяч рублей, а
может получить больше ста тысяч. Итоговый оклад зависит от часов,
проведенных в воздухе, квалификации стюардессы и многих других
факторов.

К стюардессам во всем мире предъявляются высокие требования. Они должны постоянно
следить за своей внешностью, посещать салоны красоты, улучшать навыки
владения языками, изучать новые. В то же время девушка должна быть
практичной, уметь быстро ориентироваться в сложных ситуациях и
никогда не терять романтизма.

В последнее время все чаще на место бортпроводников стали брать мужчин. Чтобы попасть
на это рабочее место, кандидата отправляют от авиакомпании на курсы.
На пенсию бортпроводники могут выйти при не большом стаже работы.

От чего зависит размер зарплаты

Отметить аналогии по зарплатам стюардесс разных компаний невозможно. На размер оклада
влияет множество показателей:

  • маршрут, на котором будет летать бортпроводница;
  • популярность фирмы;
  • образование персонала;
  • знание и умение свободно говорить на иностранных языках;
  • время, проведенное в воздухе – в среднем каждая стюардесса должна
    проводить в воздухе около 80 часов. Это норматив для
    бортпроводников.

Если стюардесса будет летать за пределы страны (международные рейсы), то ее зарплата
будет выше, чем у той, которая летает на территории РФ. Иногда
проводницы обслуживают чартерные рейсы, за что также получают
доплату. При расчете может учитываться уровень класса в самолете, где
обслуживает стюардесса. Так, у тех, кто работает в бизнес-классе
зарплата выше чем у тех, кто обслуживает в экономе.

Сначала зарплата бортпроводницы невысокая, но после получения опыта, она может
увеличиться в несколько раз.

В зарплату также входят льготы и премии, поощрения. В различных компаниях они разные.
Обычно в перечень льгот включается скидка на авиабилет и раз в год
оплачивается перелет до места проведения отпуска.

При начислении оплаты большую роль играет образование. Для высоких заработков
недостаточно пройти курсы стюардесс, еще нужно свободно владеть
иностранными языками. Чем их будет больше, тем выше будет оцениваться
сотрудник.

Сколько платят стюардессам

Зарплата стюардесс в разных странах мира различна.

На зарплату также влияет город. Больше всего зарабатывают бортопроводницы в
Санкт-Петербурге. Их средняя зарплата составляет 99 тысяч рублей.
Этот же показатель в других городах ниже.

  • Москва – 85 тыс. руб.;
  • Волгоград – 55 тыс. руб.;
  • Смоленск – 65 тыс. руб.;
  • Ростов-на-Дону – 63 тыс. руб.;
  • Белгород – 59 тыс. руб.

В среднем по стране стюардессы получают зарплату в размере от 47000 до 82000 рублей.

Разные авиакомпании по-разному оценивают труд стюардесс. В «Аэрофлоте» в
начале карьерного пути платят от 55 тысяч рублей, а в «Эмирейтс»
зарплата составляет порядка 110000 рублей. С появление рабочего
стажа, зарплата увеличивается. В среднем в мире за час полета
бортпроводница может зарабатывать 40 долларов.

Обучение

Чтобы работать бортпроводницей, необходимо учиться. А сколько лет учиться, где
пройти обучение и сколько оно стоит?

Образование можно получить в авиационных вузах или пройдя курсы стюардесс в одной из
авиакомпаний. Последний способ получения спецобразования проще, ведь
на курсы отправляют обучаться людей, которых после гарантированно
возьмут на работу.

Чтобы начать свою воздушную карьеру, необходимо пройти собеседование. Для этого на
сайте авиакомпании заполняется анкета с указанием желания работать
именно в этой фирме. Если кандидатура устроит работодателя, н
приглашает на собеседование. На нем проверяется знание иностранных
языков, задаются различные вопросы на решение спонтанных ситуаций.

Следующий этап – медицинская комиссия. К ней рекомендуется заранее подготовиться. Если
есть какие-либо заболевания, то их следует подлечить. Если есть
татуировки на видимых участках тела, то шансов попасть на борт
самолета будет меньше.

Обязательно проверяется вестибулярный аппарат. Если все тесты будут пройдены, то
кандидатов направляют на обучение.

Курсы подготовки стюардесс длятся три месяца. В некоторых учебных центрах они могут
продолжаться дольше, а где-то занимать меньше времени. После сдачи
экзаменов, выпускника направляют на стажировку.

При направлении на обучение от авиакомпании, курсы оплачиваются работодателем, но после
их окончания, будущая стюардесса обязана отработать установленный
компанией период (обычно от одного до пяти лет) или возвращают
затраченные средства путем вычетов из зарплаты.

Пройти авиакурсы можно и самостоятельно. При таком подходе обучение обойдется в
среднем в 50 000 рублей.

Обучение на стюардесс включает:

  • теоретические знания;
  • практические навыки;
  • получение навыков оказания первой медицинской помощи;
  • навыки спасательной работы.

Студентам преподают воздушно-правовую подготовку, правила обслуживания пассажиров и
транспортировки багажа, а также рассказывают обо всех особенностях
перелета на международных и внутренних рейсах.

После окончания обучения, стюардессам выдается свидетельство о прохождении курсов, а
также различные сертификаты, позволяющие работать на самолетах
разного назначения.

Пенсия

Стюардессы, проведшие в небе не один год, сложно расстаются со своей работой. Они
привыкают быть постоянно нужными, лететь навстречу неизвестному,
посещать разные города, страны мира, общаться с разными людьми,
вызывать восхищение у пассажиров и слышать благодарности за оказанную
помощь. Со всем этим сложно расстаться, но после 7,5 лет стажа
стюардессой можно смело уходить на пенсию.

Уже в возрасте 45 лет женщины, и в 50 лет мужчины, работающие бортпроводниками, могут
получать пенсию за выслугу лет.

Пенсию по выслуге лет получают сотрудники авиации, проработавшие в летном составе:

  • женщины 45 лет, а мужчины 50 лет;
  • при работах по управлению полетами мужчины со стажем 12.5 лет, а для женщин –
    10 лет, при этом общий рабочий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно;
  • работники инженерно-технических отделов, проработавшие не менее пятнадцати лет
    для женщин и двадцати лет для мужчин;
  • диспетчера-инструкторы, диспетчеры, руководители полетов и прочие руководящие лица имеют право выходить на досрочную пенсию при стаже от семи лет. К этой же
    категории относят бортпроводников. Стюардессы могут оформить досрочную пенсию, имея стаж семь с половиной лет полетов, а мужчины – 10 лет.

Помимо основной части пенсии, сотрудники авиации получают доплаты. Для их начисления
подается в Управление Пенсионного Фонда города летная книга или справка с указанием налетных часов. После подачи всех документов, бывшим бортпроводникам делаются начисления. Основная сумма пенсии составляет 15 тысяч рублей, но окончательный размер пенсии будет
зависеть от стажа работы, часов полетов и много другого.

Заключение

Работа бортпроводником – одна из самых интересных. Она имеет свои
положительные и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести следующее:

  • возможность увидеть мир, побывать в самых разных странах мира, посетить не один
    десяток различных городов;
  • быть нужным людям;
  • иметь ненормированный рабочий день;
  • рабочие льготы;
  • постоянное самосовершенствование;
  • длительный отпуск;
  • ранний выход на пенсию.

Не смотря на это, работа в авиации имеет минусы:

  • высокая ответственность;
  • длительное отсутствие на работе (некоторые бортпроводники проводят в рейсах по
    20 дней).

Работа в авиакомпаниях не всегда позволяет обзавестись семьей из-за длительных
и ненормированных рейсах. В остальном, эта работа интересна,
необычно. Она дает свободу, возможность видеть восхищенные и
благодарные лица людей.

Средний оклад стюардессы

Те, кто только ступил на тропу стюардесс, могут рассчитывать на 3-ю категорию и статус стажера. Поэтому оклад таких сотрудниц совсем небольшой – не превышает в 2019 году 20 000 рублей. По истечении времени зарплата неуклонно растет и уже через 5-7 лет россиянка может рассчитывать на стабильный заработок от 50 000 до 60 000 рублей.

Если работница получает 1-й класс, ее оклад составляет 100 000 рублей ежемесячно. Статистика показывает, что всему есть граничный предел. К примеру, максимально возможный заработок, официально начисленный стюардессе в России, составил 120 000 рублей.

Не стоит забывать и о премиях, регулярных надбавках за прекрасное качество работы, трудоспособность и верность конкретной авиакомпании. В 2019 году на некоторых авиалиниях действует система выдачи процентов, которые зависят от объема продаж продукции на борту. 3-5% плюсом к основному доходу стимулируют сотрудницу стараться еще больше и проявлять к пассажирам приветливость, доброжелательность.

К заработной плате также назначают льготы:

  • взять отпуск стюардесса может на 42 дня;
  • если она летит на самолете, ее предоставляется скидка 90% при покупке билета в авиакомпании, где она работает;
  • один раз в год стюардесса имеет право слетать в любую страну мира совершенно бесплатно;
  • если оказываются дополнительные услуги, положена еще одна прибавка к окладу;
  • не стоит забывать и о скидках в отелях стран, куда садятся самолеты, если речь идет о служебном рейсе.

Приятные бонусы и вознаграждения можно получить, выполняя свою работу качественно. Большое количество часов в полете вознаграждается высоким окладом.

Заработок стюардессы в Аэрофлоте

Бортпроводница, которая только начинает свою карьеру, трудоустраивается и уже рада этому факту. Об опытных стюардессах такого не скажешь. Они могут позволить себе выбирать авиакомпанию, с которой выгодно сотрудничать. Чтобы понять, где в России предлагают самые заманчивые предложения, изучим зарплаты стюардесс в разных авиакомпаниях, а начнем с Аэрофлота.

Аэрофлот давно зарекомендовал себя в качестве надежной организации, которая высоко ценит своих сотрудников. Однако и требования к бортпроводницам повышенные. Исполняя все указанные в договоре должностные обязанности, стюардесса может получить оклад 40 000 рублей. А теперь внимание – это так называемая минималка для юных сотрудниц.

По мере наработки опыта, увеличения часов полета и отличной службы бортопроводнице могут предложить внушительный в России оклад – до 1 800 долларов в месяц. https://www.youtube.com/watch?v=UQs0jRi1cv0

Заработок стюардесс в других авиакомпаниях


Не всем удается трудоустроиться на работу в элитную авиакомпанию. Но это совсем не означает, что в других организациях работать непрестижно. Заработная плата стюардесс согласно разным авиакомпаниям в России распределилась следующим образом:

  1. Те, кто летает рейсами S7, в среднем ежемесячно получают 25 000 – 70 000 рублей. Многое зависит от стажа работы, категории обслуживания, наличия высшего образования. Хотите получать больше – вложите больше времени, усилий и сделайте финансовые вложения в образование.
  2. ЮТэйр предлагает сотрудничество бортпроводницам, не имеющим дипломов по специализации. Минимальное требование – 11 классов средней школы. Руководство готово трудоустраивать новичков и обучать дисциплинированных сотрудниц хитростям профессии стюардесса. Однако, как ни старайся, в ЮТэйр выше 30 000 рублей в месяц не платят.
  3. Победа – авиакомпания, следующая по уровню окладов за Аэрофлотом. Опытным работницам 50 000 рублей ежемесячного заработка здесь обеспечено. Преимуществом работы в компании является возможность прохождения обучения. После завершения обучения каждой бортпроводнице выдают соответствующий документ, подтверждающий ее новую квалификацию. Победа выдвигает для будущих стюардесс важное требование: рост соискательницы не может быть ниже 165 см.

Преимущества и недостатки специальности

Если вы надеетесь на то, что работая бортпроводницей, удастся отсидеть рабочий день и увидеть много стран, это совсем не так. Именно поэтому среди бортпроводниц большая текучка кадров. Недостатки профессии:

  • большая нагрузка на сердце и сосуды, что чревато появлением в 40-летнем возрасте болезней сердца;
  • работа на ногах;
  • перегрузки во время перелетов;
  • стюардессам сложно совмещать работу и личную жизнь.

Неспроста пенсионный возраст бортпроводниц составляет 45 лет. Из плюсов можно назвать высокий уровень зарплаты и сменный график, продолжительный отпуск. Последний в некоторых авиакомпаниях насчитывает 70 дней.