Юго-западная русь. Какие земли называли Россией до появления современной России

В монографии освещаются конкретно-исторические обстоятельства перехода под власть Литовского государства Волынской, Подольской, Киевской и Чернигово-Северской земель, их общественно-политическое устройство, исследуются вопросы борьбы против господства Золотой Орды, за воссоединение всех земель Руси в едином государстве.

Для научных работников, преподавателей и студентов вузов; всех, кто интересуется историей нашей Родины.

Ответственный редактор Ф.П.Шевченко

Рецензенты И.Б.Грекев, А.И.Гуржий, А.Н.Катренко

Редакция исторической литературы

Издательство "Наукова думка", 1987

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа посвящена исследованию ведущих тенденций политического развития и основных черт общественно-политического устройства Юго-Западной Руси в XIV в. Учитывая сложность, многогранность, а также недостаточную изученность в конкретно-историческом плане избранной проблемы, автор ограничил задачу рассмотрением важнейших ее вопросов. Главное внимание в исследовании уделено показу борьбы княжеств Юго-Западной Руси против ига Золотой Орды и экспансии чужеземных феодалов, за воссоединение с землями и княжествами Северо-Восточной и Западной Руси на основе идеи общерусского единства.

XIV в. занимает особое место в истории феодально раздробленной и политически разобщенной средневековой Руси, пребывавшей со средины XIII в. в тяжелейшей зависимости от Золотой Орды, которая в результате нескольких завоевательных походов распространила свое владычество на большую часть Восточной Европы. Именно в этом столетии, впервые со времен установления ордынского господства, произошли крупные позитивные сдвиги в преодолении феодальной раздробленности и политическом объединении земель Руси, усилении организованной борьбы против чужеземного ига и внешней агрессии, а также в формировании на основе древнерусской народности братских русской, украинской и белорусской народностей. Интенсификация этих закономерных исторических процессов определила своеобразие общественно-политической эволюции Руси в XIV в. Для Юго-Западной Руси указанный период характерен еще и тем, что именно тогда в результате экспансии соседних феодальных государств ее земли были расчленены в государственно-политическом отношении и в большей своей части включены в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского.

Эта присоединенная к Великому княжеству Литовскому территория Юго-Западной Руси - древнейшие Киевская и Волынская земли, а также формировавшиеся в рассматриваемое время Подольская и Чернигово-Северская земли - и составляет регион исследования, предпринятого в работе. Остальные земли: Галичина, Закарпатье и Буковина, включенные в состав соответственно Польского королевства, Венгрии и Молдавского княжества, фигурируют в ней лишь постольку, поскольку это необходимо для освещения общей проблемы. Употребляемые термины "Юго-Западная Русь", "Северо-Восточная Русь" и "Западная Русь" относятся, как это общепринято в научной литературе по истории нашей страны, к территориям Руси периода феодальной раздробленности, в границах которых впоследствии сформировались Россия, Украина и Белоруссия.

Хронологические рамки работы обусловлены событиями, предопределившими длительное пребывание земель Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского: 20-е гг. XIV в. - начало территориальных захватов литовских и польских феодалов в Юго-Восточной Руси, ослабленной незадолго до этого наступлением Золотой Орды; конец XIV в. - укрепление власти литовских феодалов над Юго-Западной Русью и временное ослабление тенденций к объединению ее с Северо-Восточной Русью в результате изменившегося соотношения политических сил в Восточной Европе после заключения польско-литовской унии и разгрома в 1399 г. ордынцами войск Великого княжества Литовского в битве на р.Ворскле.

Особо следует сказать о главных целях. Рассматривая общественно-политическое устройство Юго-Западной Руси, автор стремился выделить наиболее характерные его черты - преодолеваемую, но еще не преодоленную, обособленность ее земель и княжеств, что предопределяло отсутствие политического единства у господствующего класса в целом, при явном политическом засильи местного боярства, которое основывалось на преимущественном развитии вотчинной формы феодального землевладения. В сфере политических отношений ставилась задача проанализировать ряд конкретных проблем, окончательное решение которых позволит более четко определить общие закономерности и специфику внутриполитического развития земель Юго-Западной Руси, ее положение во взаимоотношениях стран Восточной Европы в XIV в. К таким проблемам, на наш взгляд, следует отнести выяснение исторических обстоятельств перехода под власть Великого княжества Литовского и Польского королевства большей части территории Юго-Западной Руси, участия ее княжеств в общерусской освободительной борьбе против ига Золотой Орды, тенденций к преодолению феодальной раздробленности в юго-западных землях Руси и достижению их политического единства с Северо-Восточной Русью. В своей работе автор руководствовался общетеоретическим положением о тождественности основных внутриполитических процессов во всех трех главных регионах феодальной Руси, несмотря на некоторую специфику их проявлений и о взаимосвязи этих процессов с международными факторами, определявшими характер и эволюцию политических отношений стран Восточной Европы в XIV в.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археолографическою комиссиею

Архив ЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов

Временник

ОИДР Временник Московского общества истории и древностей российских

ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. - М.; Л., I950

ЖМНП Журнал министерства народного просвещения

Известия

ОРЯС Известия Отделения Русского языка и словесности Российской Академии наук

НЭ Нумизматика и эпиграфика

НПЛ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.- М.; Л.,1950

ПСРЛ Полное собрание русских летописей, изданное Археографическою комиссиею

РИБ Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией

СА Советская археология

ТОДРЛ Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР

Троицкая летопись Троицкая летопись (Реконструкция М.Д.Приселкова, под ред. К.Н.Сербиной. - М.; Л., 1950

ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца

ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете

ADEO Anonymi descriptio Eupopae Prientalis "Imperium Constantinopolitanum, Albania, Serbia, Bulgaria, Ruthenia, Ungaria, Polonia, Bohemia", anno MCCCVIII exarata edidit, praefatione et adnotatio nibus instuxit Olgierd Gorka. - Cracoviae, 1916

ALS Arhiwum ksiazat Lubartowiczow-Sanguszkow w Slawucie

AW Atentum Wilenskie

CDP Codex diplomaticus Prusricus / Ed.J.Voight

KH Kwartalnik Historyczny

LVB Lie-Est-und Curlandisches V r kunden buch / Ed, F.G.Bunge

MPH Monumenta Poloniae Historica. Pomniki dzijowe Polski

PH Przegled Historuczny

RAU Rozprawy Akademii Umiejetnoci, wydzial historyczno-filozoficzny

SD Skarbiec diplomatow papiezskich, cesarskich, krulewekich do krytycznego wyjasnienia dziejow Litwy i Rusi sluzajacie / Zebral i w tresci opisal J.Danilowicz. - Wilno, 1860. - Т.1.

SRP Scriptores rerum Prussicarum.- Leipzig, 1981-1866.- Т. 1-3.

VMH Vetera Monumenta Historiam Hungariae caram illustrantia / Ed. A.Theiner. - Romae, 1859. - (T.I)

VMPL Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae / Ed A. Theiner - Romae, 1860. - T.1.

После распада Руси ее составные части, как правило, стали называться землями (обычно употребляющийся в литературе термин «княжество» - более поздний). В большинстве земель правили отдельные ветви рода Рюриковичей; в Киеве и Новгороде отдельная княжеская династия не утвердилась. Самыми значимыми землями были земли Южной и Юго-Западной Руси, Суздальская земля на Северо-Востоке и Новгород на Северо-Западе.

52 Несмотря на то, что политическое единство Руси перестало существовать, Киев продолжал считаться главным городом Руси. Киевская земля занимала плодородные земли, на ее территории находилось много городов. Поэтому князья упорно боролись за киевский престол, желая быть первыми среди Рюриковичей.

53 Большую роль в политической жизни Киевской земли играли местные бояре, меньше связанные с князьями, чем бояре других земель, и киевские горожане. Полноправные киевляне неоднократно собирались в XII в. на вече, и сами решали, какой князь достоин княжить в Киеве. Собиралось киевское вече обычно на площади у Софийского собора. Постепенно значение Киева уменьшалось. Дважды (в 1169 и 1203 гг.) город был разгромлен захватившими его князьями.

54 На юго-западе Руси находились Галицкая и Волынская земли. Галицкая


земля располагалась в Приднестровье и граничила с Карпатскими горами. Его соседями были Польское и Венгерское королевства. Главный город земли Галич стоял на берегу Днестра.

55 К северу и востоку от Галицкого княжества простиралась Волынская земля. С запада Волынь соседствовала с Польшей, а с востока - с Киевской землей. Юго-Западная Русь отличалась плодородными почвами и природным изобилием. В Галицкой земле уже во второй половине XII в. развилось боярское землевладение, что обусловливало определенную независимость бояр от княжеской власти. На Волыни знать, как и в большинстве других русских земель, находилась в тесной зависимости от князей. Торговые пути, проходившие по территории этого края, связывали Русь со странами Европы. Объединителем Галицкой и Волынской земель стал потомок Владимира Мономаха, волынский князь Роман Мстиславич. Роману Мстиславичу даже ненадолго удалось захватить Киев. В 1205 г. он вмешался в усобицу польских князей и погиб. Начавшиеся внутренние конфликты привели к распаду Галицко-Волынской земли. Только к 1238 г. сын Романа Мстиславича, князь Даниил Романович при помощи галицких горожан смог вновь объединить Галич и Волынь, а позднее даже получил от папы римского титул короля.

56 Новгород

Новгород уже во второй половине X - начале XI вв. стал значительным для того времени центром, опираясь на который члены правящей династии Рюриковичей распространяли свою власть на соседние территории. Впоследствии Новгороду подчинялась гигантская периферия, простиравшаяся от верховьев Волги на юге до Белого моря на севере, от берегов Балтийского моря на Западе до отрогов Уральских гор на востоке.

57 Природно-географические условия Новгородской земли отличались определенными особенностями. Непосредственно примыкавшее к истоку Волхова, где находится Новгород, Поозерье характеризовалось благоприятными для ведения сельского хозяйства условиями, в целом плодородие новгородских почв было невысоким. Огромные слабозаселенные территории, леса и болота, очень малое число городов, - все это делало социально-экономический облик Новгородской земли весьма отличным от социально-экономического облика ведущих центров Южной и Юго-Западной Руси. При этом сам Новгород уже к ΧΙΙ в. вырос в крупнейший городской центр Восточной Балтики. Новгородское хозяйство основывалось на эксплуатации центром огромной периферии, а значительная часть получаемых оттуда товаров - прежде всего, пушнины и воска - эскпортировалась за рубеж. Главными торговыми партнерами Новгорода были сначала Скандинавия и славянское Поморье, позднее - торговые города Северной Германии, объединившиеся впоследствии в союз - Ганзу.

58 Еще во второй половине X-ΧΙ вв. в социально-политическом устройстве Новгорода появились определенные характерные черты 1 . Очень рано в Новгороде сформировалась независимая от князя знать - бояре или, как их чаще называли в Новгороде того времени, «передние» или «вячшие» (то есть бóльшие) мужи. Высшая власть принадлежала


1. Именно так, «Новгород», а с конца XIV в. - «Великий Новгород» называлось это политическое


назначавшемуся из Киева князю-наместнику, но своей княжеской образование. Понятие
«Новгородская земля»
династии в Новгороде не сложилось. Уже с конца XI в. вместе с князем
Новгородом управлял избиравшийся самими новгородцами посадник . имело чисто
территориальное
Все бóльшее значение приобретало вече - собрание, в котором
принимали участие полноправные горожане - жители Новгорода значение, а
(сельское население не присутствовало на вече, представители других «Новгородская
городов Новгородской земли участвовали в вечевых собраниях крайне республика» - термин
редко). Главную роль на вече, как и в политической жизни Новгорода чисто научный. В то
вообще, впрочем, играла знать - бояре. Только из среды бояр же время говорить о
избирались, например, посадники - высшие должностные лица. становлении в
Новгороде
республиканского
строя вполне
правомерно.
Определения же
«боярская» или
«феодальная»
применительно к
Новгородской
республике по разным
причинам неуместны.

59 Окончательно укрепилась новгородская вольность после бурных событий в Новгороде в 30-е гг. XII в., когда оттуда был изгнан сын киевского князя Мстислава Великого Всеволод. После этого князей в Новгород, как правило, приглашало вече - собрание новгородцев. Без согласия новгородцев князь теперь не мог принимать никаких важных решений. Княжеская власть в Новгороде существовала, но была ограниченной. Князь не мог вмешиваться во внутренние дела городского управления и смещать должностных лиц. Вместе с посадником князь вершил суд, а во время войны возглавлял новгородское войско. В территориальном отношении город Новгород делился на две стороны - Софийскую и Торговую. Стороны, в свою очередь, подразделялись на концы (районы), а концы - на улицы. Изначально в Новгороде было три конца: Славенский, Неревский, Людин, позднее образовались еще два: Загородский и Плотницкий. Концы собирали свои веча, там выбирали кончанского старосту (посадника). Улицами управляли уличанские старосты. Полноправным новгородцем считался член кончанской общности. Общегородское вече избирало высших должностных лиц: посадника , тысяцкого и архиепископа .Важнейшую роль среди них играл посадник был высшимдолжностным лицом Новгорода, возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломатические переговоры, вместе с князем вершил суд. Тысяцкий представлял в городском управлении торгово-ремесленное население, ведал судом по торговым делам. Новгородский архиепископ являлся главой новгородской епархии. Его с середины XII в. выбирало вече и утверждал киевский митрополит. Помимо руководства церковными делами, архиепископ участвовал в принятии всех важнейших политических решений. На вече избирался также архимандрит - глава новгородского монашества. В Новгороде складывался республиканский строй , в значительной степени схожий со строем других европейских средневековых республик, в частности западнославянских «городских республик» Западного Поморья (Щецин, Волин), торговых республик Италии и Далмации (Венеция, Генуя,


Дубровник и др.). Позднее схожие общественно-политические системы образовались во Пскове (первоначально подвластном Новгороду) и, возможно, в Полоцке.

60 Суздальская земля

Суздальская земля находилась на Северо-Востоке Руси. В междуречье Волги и Клязьмы издавна жили финно-угорские племена, но уже с ΙΧ в. стали расселяться восточные славяне. Южнее, в бассейне Оки жили восточнославянские вятичи, долгое время сохранявшие самостоятельность. В XII в. процесс смешения славянского и финно-угорского населения завершился. Природные условия этого края были в целом суровыми, но в районе Суздальского Ополья почвы отличались плодородием, и важнейшую роль играл проходивший через эти земли Волжский торговый путь - в Волжскую Булгарию и на Каспийское море. Древнейшими городами Северо-Восточной Руси были Ростов (ныне - Ростов Великий) и Суздаль. Ярослав Мудрый основал на Волге Ярославль, а Владимир Мономах - Владимир на реке Клязьме, который впоследствии сделали столицей его потомки, князья, правившие в Северо-Восточной Руси. В начале XII в. здесь начал править сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем были основаны города Дмитров, Звенигород, Юрьев-Польской («Польскóй» - от Суздальского Ополья). В княжение Юрия Долгорукого впервые в летописях упоминается Москва. В 1147 г. Юрий пригласил в Москву, населенный пункт, где тогда, видимо, находился княжеский двор, своего союзника - черниговского князя. Город Москва, однако, был заложен позже - в 1156 г. Позднее - как восточные форпосты Суздальской земли в приграничье с Волжской Булгарией - были основаны Городец и Нижний Новгород. Вопреки распространенному в историографии мнению о «деспотизме» владимиро-суздальских князей, социально-политическое устройство Суздальской земли ничем принципиально не отличалось от устройства других русских земель: столь же влиятельной была знать, немалую роль играли и вечевые собрания крупнейших городов. Во внешней политике Юрий Долгорукий проявлял большую активность. Он воевал с Волжской Булгарией, пытался влиять на Новгород, трижды завладевал киевским престолом. Наследником Юрия стал его старший сын - Андрей Боголюбский. В отличие от отца, он не стремился стать киевским князем. Напротив, своей родиной и вотчиной Андрей считал Суздальскую землю. Став князем, Андрей перенес столицу земли во Владимир. Князь совершил несколько успешных походов на Волжскую Булгарию и русские княжества. Когда его войска захватили Киев, Андрей, в отличие от своего отца, не поехал туда княжить сам, но отправил своего младшего брата. Боролся Андрей Боголюбский и за власть над Новгородом. Когда он не смог захватить Новгород военным путем, князь перекрыл ввоз хлеба в Новгород (от которого тот - из-за тяжелых природно-климатических условий - очень зависел) и заставил подчиниться своей воле. Однако против Андрея возник заговор недовольных его самовластием бояр, и князь был убит в своем дворце в Боголюбове. После жестокой междоусобицы владимирским князем стал младший брат Андрея Всеволод Юрьевич, которого традиционно называют «Большое Гнездо» (из-за большого количества сыновей). Его правление стало эпохой расцвета Суздальской земли. Победой закончились походы на Волжскую Булгарию, попала в зависимость от Владимира соседняя Рязанская земля. Однако вскоре после его смерти


между его сыновьями началась междоусобная война. После кровопролитной войны Владимир удалось занять старшему сыну Всеволода Константину, но вскоре он умер и в стольном городе вокняжился его брат и противник Юрий Всеволодич.

61 Именно территория Владимирского великого княжества стала впоследствии основой единого Русского государства. Однако до монголо-татарского нашествия Суздальская земля была лишь одной из крупнейших русских земель и не претендовала на их объединение вокруг себя. До начала объединительных процессов было еще очень далеко.

Библиография:

1. Горский А. А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства. М., 2004.

2. Горский А. А., Кучкин В. А., Лукин П. В., Стефанович П. С. Древняя Русь: очерки политического и социального строя. М., 2008.

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.

4. История России с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Л. В. Милова. М., 2006. Гл. 2-6.

5. Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории: Киевская Русь. М., 1993.

6. Русь в IX-X вв.: археологическая панорама / под ред. Н. А. Макарова. М.; Вологда, 2012.

7. Стефанович П. С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI вв. М., 2012.

8. Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви. Древнерусское и славянское Средневековье. М., 2007.

9. Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000.

10. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… М., 1998.

11. Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008.

Лукин П. В. Тема 1. Русь и русские земли в IX - первой трети XIII вв. // История: научно-образовательный журнал, 2016. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001478-4-1 (дата обращения: 19.11.2016). DOI: 10.18254/S0001478-4-1


Похожая информация.


До сих пор соревнуются разные версии происхождения названия "Русь", но ни у одной из них нет пока решающих доказательств. Однако достоверно известно, что уже в середине Х века Русью называлось всё пространство восточных славян от Чёрного до Балтийского моря и от Карпат до Верхней Волги.

Об этом говорится в договоре князя Игоря с Византией (944 г.), где послы из разных городов – Киева, Новгорода, Ростова Великого и др. – совокупно именуют себя «родом Русским».

В летописях фигурирует и более узкое употребление термина "Русь". Нередко в них говорится, что кто-то из князей «пошёл в Русь» из того же Новгорода, Ростова или Галича. В этом случае под Русью подразумеваются земли вокруг Киева, Чернигова, Переяславля, Новгорода-Северского, Курска. Это понимание Руси часто встречается в источниках, восходящих к XI-XII вв. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно на этой территории некогда жило неизвестное источникам славянское племя русь.

Название "Россия" происходит из греческого языка. Этим словом – Ρωςια – в Византии также с Х века обозначали Древнерусское государство. С конца Х – начала XI века в Западной Европе по отношению к Киевской Руси начинают применять термины с корнем Russ- (или Ruzz-, Rusc-). С XI века всё чаще употребляется название Russia. С XII века, по тогдашней моде сближать названия современных народов с античными, Русь на Западе часто именуют Ruthenia (рутены были одним из галльских племён, которые покорил Юлий Цезарь).

Таким образом, слова "Русь", Russia, Ruthenia, Ρωςια были синонимами и обозначали одну и ту же страну, даже в тот период, когда она раздробилась на множество государств, а после подпала под владычество монгольских ханов. Сами жители Руси именовали себя русинами независимо от того, в каком княжестве жили (для обозначения государственной принадлежности использовалось название главного города земли – новгородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы и т.д.). Дольше всего имя «русины» (именно в таком звучании) удерживалось в Западной Украине, где ещё в 30-е годы XX века так величали себя многие славяне Закарпатья.

Раздробленность Руси и монгольское господство привели к сокращению связей между Северо-Восточной Русью (из которой потом выросла Россия) и Западной Европой. На Западе в XIV-XV вв. привыкли именовать Russia славянские земли Великого княжества Литовского, из которых это государство состояло более чем на 90%. И когда в конце XV века Москва объединила под своей властью остальные русские земли, на Западе с удивлением обнаружили, что, кроме литовской Russia (т.е. нынешних Украины и Беларуси), есть ещё и какая-то московская Russia.

Вопреки распространённому убеждению, жители Московского царства никогда не именовали себя московитами. Это западный термин, введённый для того, чтобы отличать русских – подданных Великого князя Московского - от русских – подданных великого князя Литовского и короля польского. Вместе с тем самоназвание «русин» также исчезает из обихода московских подданных. Последние обычно именуют себя по конфессии – православные христиане, так как считалось, что после завоевания Константинополя и всех балканских стран басурманами (турками) Московская Русь осталась единственным в мире православным царством. Но официальное название – Московское государство – используется в русских актах до конца XVII столетия (в частности, в Соборном уложении от 1649 г.). Наряду с этим и в тех же документах всё чаще встречается название Росия или Русия, бывшее калькой с греческого Ρωςια. Следует различать применение терминов "Московское государство" и "Росия/Русия". Для русских царей и их подданных XVI-XVII вв. Московское государство - это только политическая единица, находящаяся под властью московского монарха. Росия/Русия же – страна, где говорят по-русски и исповедуют православную веру; то есть Росия/Русия включала в себя Украину и Беларусь, входившие в Речь Посполитую (созданную в 1569 г. окончательным объединением Польши и Литвы). Титул московских государей, прибавлявшийся к перечислению принадлежавших им столиц и стран, – «и всея Руси(и)», впервые появился при князе Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и символизировал их «вотчинное право» на всё наследие Рюрикова дома. От этого «права» не отказались и Романовы, воцарившиеся в 1613 году.

Монарший титул «и всея Руси» был напрямую заимствован из титула главы Русской церкви. Русская митрополия до середины XV века оставалась единой. Митрополиты, формально называясь Киевскими, с 1299 года жили во Владимире, а с 1328 года главным образом в Москве. Когда же православному духовенству Великого княжества Литовского удалось выхлопотать для себя в Константинополе особого митрополита, московские митрополиты (с 1588 г. патриархи) продолжили прибавлять «и всея Руси» к своему титулу.

В XVII веке укрепляются связи Московии/Росии с Западной Европой. Привычное название, под влиянием термина Russia, опять подвергается трансформации. В слове появляется второе «с». С начала XVIII века написание "Россия" становится преобладающим. Окончательно утвердилось оно, когда в 1721 году после победы в Северной войне Пётр I официально наименовал государство Российской империей. Тогда же во всех русских документах, а вскоре и на Западе исчезает понятие Московского государства, Московии.

В XVIII – начале ХХ в. (до 1917 г.) Россия имела три значения: 1) всё государство, находящееся под властью императора всероссийского; 2) страна, населённая русским народом в широком смысле слова (т.е. включая украинцев/малорусов и белорусов), но без «инородческих» окраин империи; 3) страна только великорусского племени (без учета малорусов и белорусов).

А до этого здесь было как бы два княжества: Русь и Рось, т.е. Русь населяли Анты, а Рось – Росы, сейчас их называют малоросы или , которые жили на краю славянских земель. Т.е. христианская и советская история ограничивают земли славян только Киевской Русью , а остальные наши земли сделали как бы не нашими, допустим: поляки – разве это не восточные славяне?

Пруссия — Поморская Русь, здесь жили поморы, и она шла аж до Печоры и далее – разве это не наша земля?

Славия – название пошло от города Словенска на Волхове, который построил князь Словен, мы уже это разбирали на прошлом уроке (см. ): «В Лето 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваше его именем своим Словенск [ныне Великий Новгород]».

Скандивнаия — земля князя Сканда («Душа Сканда») – разве это не славянская земля? Когда мы разбирали князя Сканда: он сходил в Дравидию (Индию), навёл там порядок, вернулся, и Одина благословил его на переселение. Его повёл по имени Моиск или как его ещё называют – МоИсей, и когда они дошли до озера, волхв умер и озеро нарекли в его честь, поэтому в летописях пишут: «Река Волхв впадает в Моиском завомого», т.е. в честь волхва Моисея – Моиск. А князь Сканд пошёл дальше, и построили они Асгард Свитьодский – название происходит от Свии – несущие свет Одина. И когда князь умирал, его спросили: «Что, нам уходить с этой холодной земли?», он ответил: «Нет, моя Душа будет охранять землю сию». А по-славянски Душа умершего – «навия», поэтому и земля, которой покровительствует Душа славянского князя Сканда, названа СкандиНавия.

Найдём подтверждение в старых картах.

Карта славянских земель

Карта «Руссия и сопредельные » (фрагмент), 1594 год. Составитель: Герард Меркатор, карта впервые опубликована в Дуйсберге в 1595 г. в Атласе Меркатора.
* В более крупном масштабе карту можно найти в Google Картинки.

На карте видим, что даже в XVI веке европеец Меркатор признавал, что руские земли — это вся Скандинавия, Дания, Польша, Украина, Бессарабия… до Стамбула — всё наше, и до Рипейских гор, т.е. до Урала – это всё Руские земли («Rvssia»). Идёт Обь, Иртыш, а восточная сторона – территория Лукоморье. Также на этой карте отмечена на юго-востоке большая территория «Asiae pars», т.е. «территория Асов», и далее «Tartarjae pars», т.е. «территория Тартарии». «Germaniae pars» — германские территории. Всё что за Уралом – это Великая Тартария , но многие переводят неправильно, как «татары». Тать-Арии – «враги-арийцы», т.е. записали нас в татары. Хотя на самом деле «Тартария» — это производная от двух имён: Бога и Богини , получилась Тартария.

Следующая карта 1754 года, французская. Россия даже не указана, а просто показана большая территория от Урала — «Grande Tartarie » — Великая Тартария. Розовым цветом указаны два протектората: Аримия (она же Китай, Chine) и Персия (где жили «Перуна сыны»), а также северная, центральная и восточная Индия. Поэтому для европейцев эти земли были далёкие. Для аримов была установлена граница, за пределы этого рубежа переходить им было запрещено – это Великая изгородь или Великая Китайская стена, т.е. (Кий – «изгородь», Тай – «великая»).

Сохранились и другие карты, подтверждающие, что это всё наши исконные территории. Т.е. всё Северное полушарие принадлежало . И абсолютно неверно утверждение, что Киев – мать городов руских. Правильнее сказать, Киев – мать городов, с которых началась христианизация. Но христианизация у нас была недавно, всего лишь 1000 лет, а городам словенским и славянским многие десятки тысяч лет.

Славяне – северные, южные, западные, восточные

* Скандинавия, Пруссия и пр. – это северные славяне.
* Югославия, Турция – южные славяне.
* Европа вплоть до Британских островов – западные славяне.
* Дальше на восток — восточные славяне.

Заметьте, сейчас северных славян вообще не упоминают.

На славянских землях были построены (Грады Богов): в – Асгард Ирийский, в Скандинваии – Асгард Свитьодский, в районе Ашхабада – Асгард Согдийский.

Италия – это была территория этрусков (т.е. этнос руский) или как они сами себя называли – Расены. Но называли их по-своему – «тиррены», т.е. тираны, потому что как только придут к ним скот угонять, сразу по шее получат, всё — тираны, обижают.

Кроме того, греки любили воевать с другим славянским племенем – Анты или «атланты» как их называли греки. И заметьте, даже у Платона в «Критий» и других, с кем греки воюют? С антами (атланты). То, что сейчас пишут об атлантах в книжках, что ростом они были под сто метров и пр. — это всё выдумки. История другая.

Названия морей:
* Чёрное море называлось Роским морем, и оно не разделялось на Азовское море, а было одно море, просто сейчас изменилась береговая линия.
* Где Белое море – там у нас уже пошёл Студёный океан. Студёный — потому что до наклона земной оси, эти моря были тёплыми. А после наклона и потопа произошло похолодание в связи с тем, что атмосфера была закрыта, и вода там остыла. Поэтому вода стала студёная, т.е. холодная. Т.е. всё это показывает, что история на самом деле была несколько иная, чем нам её преподносят.
* Балтийское море у наших Предков записано как Словенское море. Но в последствии Балтию греки и европейцы называли Скифским, потому что там плавал наш флот. Хотя Каспийское море было Скифским морем, а в последствии Хвалынским.

Скифия и Гардарика

Скифия (Скития — страна священных городов), захватывает Ростовскую область, Краснодарский край, Ставропольский край, Адыгею, весь Кавказ, и территорию по ту сторону Кавказа. Скифия — это где у нас озеро Ван, так называемое . И заметьте, на юге Ванское царство (Скифия) граничила с территорией Асов. Скандинавские предания как раз и сообщают о том, что иногда возникали конфликты между Асами и Ванами, но потом они обменялись как бы представителями, но некоторые перевели, как обменялись заложниками, что абсолютно неправильно — представьте, кто будет заложников назначать князьями, верховными жрецами, правителями? Может такое быть в реальности? Нет. Т.е. это уже христиане свои домыслы пытаются ввернуть в историю.

Гардарика (страна сотен городов) – так жители Скандинавии, т.е. северных руских княжеств называли земли Славии и Поморья, потому что там все города были огорожены (« » — это крепостная стена), потому что с других земель водным путём можно проникнуть по Неве, Печоре, Оби, Нямунасу, Даугаве к другим городам, поэтому их ограждали стеной.

Восточнее Чёрного моря проходили караваны, поэтому всегда начеку все были, и вокруг городов не ставили такой мощной крепостной стены, поэтому здесь жили не как город в современном понимании, а как город- , отсюда и пошло название Скития – страна Священных городов, потому что в них постоянно горел Священный огонь, рядом с торжищами находились всевозможные культовые сооружения. Представитель любого народа (неважно: белый, чёрный, жёлтый) мог придти в любом городе в своё Капище, т.е. в Храм своего бога и исполнить то, что положено. Допустим, кто-то умер в дороге, то здесь его могли похоронить по обряду, который в их землях существует. Поэтому когда археологи раскапывают древние города Скифии — начинают спорить между собой, одни говорят, что здесь была тюркская культура, другие говорят – нет, арабская, а здесь чуть ли не эфиопская, т.е. не знают к какой культуре отнести. А на самом деле там всё наше славянское, просто те приезжали на торжища и имели здесь свои культовые сооружения.

Иоакимовская летопись

«Лето 3099 Словен и Рус с Роды своими отлучашися от Эксиннопонта [это греческое название Чёрного моря] и от Роду своего и от братии и хождаху по странам вселенныя, яко крылатии орли перелетаху пустыни многие, ищущие себе места на селение; и во многих местах почивающе мечующе их, и нигде же не обретоше себе селения. 14 лет пустынны места и страны обхождаху, дондеже дошедша езера некоего великого, Моиска зовомого [т.е. от Чёрного моря на юг дошли до озера Моиск], последи Ирмер проименовася во имя сестры их Ирмеры [потом уже переименовали в Ильмень]. Тогда волхование повеле им наследником места того бытии. И старейший Словен с Родом своим и со всеми иже под рукой его сиде на реце зовомой тогда Мутная, посреди Волхов проименовасе во имя старейшего сына Словена, Волхова зовома».

И заметьте, что происходит дальше:
«Лето 3113 великий князь Словен поставиша град и именоваша его именем своим Словенск, иже ныне зовётся Великий Новград , от устья великого езера Ильмера по реце Волхова полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоваться словения [т.е. по князю Словену]… А Скиф остася у Понта Имиотиса и в пустынях обитати питася от скот и прозвася эта страна Скифия Великая ».

* Заметьте, это греки и христиане переписывали нашу историю, Скифия у них происходит уже от Скифа, а не от того, что там были тысячи городов. И Скифия осталась только восточнее Чёрного моря.

«По устроению Великого града умрея Словен князь, а по нём в ладаху сыновья его и внуки сотни лет. И бег князь Вандал в ладая со славянами ходя всюду на север, восток и запад морем и землею , многие земли с краю моря повоева и народы себе покоряя и возвратился во град великий, а Вандал все земли от моря до моря себе покорил».

* Т.е. князь Вандал ходил морем и землёю, а сейчас говорят, что первые корабли появились только при Петре I.
** «Все земли покорил» — получается, что не варяги к нам пришли и научили, а наши эти все территории освоили, всю Скандинавию, все острова. И здесь же говориться, что потомки Словена были новгородские князья, ведущие свой Род от сына Словена Вандала (это христиане так назвали, а по-славянски он Венд).

Посчитаем, когда был основан город Словенск (Великий Новгород).
От Чёрного моря они вышли в Лето 3099, и через 14 лет был построен град Словенск. Сейчас у нас Лето 7523 – 3113 = 4410 лет назад, т.е. город основан в 2396 году до н.э. Ну и куда там Киев со своей 1,5 тыс. лет? Или Москва 850-летняя? При этом сказано, что Словен со своими Родами дошёл до озера Моиском зовомого, т.е. перед этим там уже прошли славяне – волхв Моисий и князь Сканд, которого жрец Один из Асгарда Ирийского благословил на переселение. Т.е. это было ещё раньше. Уже история богатейшая, и флот был, и грады строили, а нам говорят о диких варварах, которые в землянках жили.

Первые государственные образования на территории Беларуси относятся к Древнерусскому периоду (9-12 вв.) Они сложились на основе восточнославянских племенных союзов. Можно выделить 2 мощных восточнославянских государства-княжества, возникших на территории Беларуси, -- Полоцкое (кривичи) и Туровское (дреговичи).

Основные этапы становления и развития Киевской Руси (Древней Руси) – древнего восточнославянского государства.

Первый этап становления связан с разложением родоплеменного строя у восточных славян, что в основном совпало с процессом колонизации ими Восточной Европы и создания племенных союзов – территориальных образований в которые могли входить и неславянские племена, признавшие доминирование славян.

Второй этап – с 862г., со времени призвания Рюрика с дружиной новгородцами на правление. В тот период это «правление» вероятнее всего ограничивалось правом руководства войском, сбора дани и подержанием порядка в интересах новгородской родовой аристократии, призвавшей варяга и его дружину. Известны и другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине - Рогволод (что свидетельствует о независимости Полоцкого княжества до 80-х гг. Хв.) , в Киеве - Аскольд и Дир, откуда они в 860 году совершили военный поход на столицу Византии – Константинополь.

После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь (Ингвар, Yngvar). Правителем при малолетнем князе стал один из дружинников Рюрика – Олег (Хельг, Helg). Олег в 882 г. захватил Киев , сверг Аскольда и Дира и превратили Киев в экономический и политическим центр земель, подвластных Рюриковичам. Приемник Олега - Игорь, сын Рюрика, (правил в 912-945) продолжил объединение восточно-славянских племён.

Внешнеполитические позиции Киевской Руси упрочились в 3-й четверти 10в. в результате энергичной государственной и военной деятельности Святослава Игоревича (княжил в 945-972/973?/гг.), который вёл войны с Хазарским каганатом, Византией, болгарами, печенегами и др.

Окончание формирования Древнерусской государственности можно связать с Владимиром Святославичем (правил 980-1015гг.). Он завершил как территориальное, так и идеологическое оформление данного государства. Уничтожив полоцкую варяжскую династию и насильственно женившись на единственной её представительнице – Рогнеде дочери Рогволода, он присоединил это мощное восточнославянское княжество, находившееся на пути из варяг в греки. В целях укрепления своей власти над древнерусскими княжествами Владимир провёл административную реформу. Он рассаживает своих сыновей в наиболее значимых княжествах, что должно было препятствовать возникновению сепаратистских устремлений, т.к. старший из них мог претендовать на главный (т.е. Киевский) престол. Принятие Владимиром христианства, также способствовало политической консолидации восточнославянских земель-княжеств.

После Владимира разразилась очередная династическая война среди его сыновей, что с одной стороны свидетельствовало о признании значения Киевского престола, с другой - об отсутствии единства княжеств, входивших в раннефеодальную Древнюю Русь, которая не являлась примером унитарного государства. В этой войне выиграл Ярослав Мудрый (правил в 1019-1054).

При Ярославе Мудром (сыне Рогнеды и Владимира) Киевская Русь стала крупнейшим государством средневековой Европы. Она занимала огромную территорию - от Таманского полуострова на юге до верховьев Северной Двины на Севере, от Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Киев имел тесные торговые связи со многими государствами Востока и Запада. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Например, он сам был женат на шведской принцессе, его дочь Анна была замужем за французским королём, дочь Елизавета – за венгерским королём, дочь Анастасия – за норвежским королём, сын Ярослава Всеволод стал зятем византийского императора Константина Мономаха.

Однако по мере укрепления феодальной собственности на землю власть Киева превращалась во власть старшего в роду князей, которому при возможности можно не подчиняться. Например, в 11в. войска Полоцкого княжества, ходили с походами на Новгород, Псков, воевали с Киевом. Вместе с тем они признавали себя в качестве князей «русских», но, признавая номинальное главенство Киева, при возможности старались ему не подчиняться (особенно при Всеславе Чародее).

Завершающим этапом в политическом и социально-экономическом развитии Древней Руси является феодальная раздробленность. Рост экономической мощи городов - центров земель (Новгород, Чернигов, Полоцк и др.) сопровождался борьбой князей с одной стороны за Киев, с другой стороны за политическую независимость от Киева.

Например, во второй половине 11в., при Всеславе Чародее (1044-1101гг.), Полоцк начинает проводить самостоятельную политику, которая не всегда вписывалась в планы Ярослава Мудрого. Поэтому киевские летописцы и присвоили Всеславу Полоцкому прозвище «Чародей», что указывало на то, что все его успехи не от Бога. Всеслав возводит в Полоцке Софийский собор, который на Руси был символом могущества и самостоятельности (по образу Константинополя, где София играла роль главного собора). На Руси Софии были только в Киеве, Новгороде и Полоцке - 3 центра, заявлявших о своём преобладании в регионе. Тогда же Полоцк начинает бороться за подчинение Северной Руси. В 1066г. полоцкие дружины захватили и ограбили Новгород. В 1067г. установили свой контроль над Новогородком (совр. Новогрудок), который давал возможность контроля над литовскими племенами. Чтобы воспрепятствовать усилению Полоцка сыновья Ярослава пошли войной на него. 3 марта 1067г. состоялась битва древнерусских дружин на реке Немиге с которой связано первое упоминание о Минске. Всеслав отступил. Этот этап борьбы закончился его пленением под Оршей. Оказавшись в киевском остроге, в 1068г. в результате народного восстания, вече его избрало князем киевским, но Всеслав отказывается и возвращается в Полоцк, понимая, что в ином случае нарушит порядок престолонаследования, против чего могут выступить все Рюриковичи (коим он сам и являлся).

Укреплению позиций Полоцкого княжества способствовало и то, что оно смогло подчинить своему политическому влиянию балтские племена Нижнего Подвинья (земгалов, корсь, нарому (латыголь)). Во второй половине 12в. в низовьях Западной Двины возникают 2 зависимых от Полоцка города - Герцике и Кукенойс. Однако дробление Полоцкого княжества в 12в., появление и усиление крестоносцев в Прибалтике вели к его ослаблению.

Туровское княжество имело существенное экономическое значение: по Припяти осуществлялась торговля с центрально европейскими странами. Святополк (сын Рогнеды) получил в управление Туров. Во время своего княжения он женился на польской принцессе и начал потворствовать проникновению в своё княжество священников, признававших главенство Папы Римского. Однако сам он вероятнее всего оставался язычником, как и большинство его подданных. После смерти Владимира он по праву занял Киевский престол, но против его выступает киевская христианизированная знать и его брат Ярослав, сидевший тогда в Новгороде. Всё закончилось победой Ярослава (Мудрого).

Полоцкое и Туровское княжества находились на торговых путях, и контроль над ними усиливал мощь Киева, но успешно контролировать получалось только Туров, т.к. это княжество находилось в непосредственной близости от Киева.