Шкатулки Палех: история и описание росписи. Палех — история сказочной росписи Народные промыслы палехская роспись

Палех — уютный поселок городского типа, расположившейся в Ивановской области. О точной дате возникновения исторического места до сих пор ходят споры. В летописях идет указание, что село появилось еще до 15 столетия. В 15 веке оно стало частью владимиро-суздальских земель. В 1852 году Иваном Грозным было написано завещание. Согласно ему, Палех стал принадлежать его сыну Иоанну.

В 1616 г. поселение перешло в пользование В.М. Острогубова. В знак благодарности за участие в польско-литовском восстании вскоре Палех перешел к Ивану Бутурлину. Позднее на земле построили деревянную церковь во имя Воздвижения Креста.

В 19 веке активно развивалось иконописание. Широкое распространение получили такие промыслы, как резьба по дереву, ткачество, вышивка, работа с овчиной. Мастера Палеха издревле славились неповторимым стилем. Их работы являлись утонченными, интересными, непохожими на другие.

У художников Палеха нередко заказывались самые главные объекты. Ими были расписаны стены Грановитой палаты, фрески в Кремле в Москве, украшен Новодевичий монастырь и Троице-Сергиевская Лавра и многие другие. Знаменитые современные иконописцы – Ева Ярушева, Юрий Петров, Гордеева Анна.

История возникновения Палеха основана на интересных фактах. Согласно приданию, когда-то татары полностью разгромили такие города, как Владимир и Суздаль. Из данных городов, спасаясь, бежали в леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. На месте леса они возвели дома и стали заниматься росписью икон. Именно так и образовалось название Палех.

Тут появилась знаменитая палехская миниатюра. Это тип живописи включает в себя коробки, портсигары, шкатулки и другие изделия из папье-маше, покрытые лаком. Преимущественно изображаются сюжеты бытового, фольклорного, исторического, характера. Художники создают разнообразные красивые рисунки на черном фоне. Изображения являются тонкими, имеют изящные линии. Преобладает золото, присутствуют элегантные узоры продолговатой формы.

Отдельного внимания заслуживают палехские иконы. Говорят, что они вызывали интерес у Гете. Кроме того, великолепными творениями местных иконописцев восхищались Н. Некрасов, Н. Лесков, А. Горький. В 1924 г была создана «Артель древней живописи». Она получила высокую награду на выставке в Париже.

День города Палех отмечается 24 июня. Организуются масштабные гулянья, фестивали, выставки. Праздник всегда имеет насыщенную программу. Туристы стараются подгадать свой приезд именно к этой дате. Торжественное открытие праздника по традиции осуществляется на площадке Дома Культуры.

Как доехать?

Компания «Семейный чемодан» регулярно проводит поездки по городам Золотого Кольца России.

Рассматривая продукты творчества, созданные талантливыми мастерами, многие спрашивают вопрос о том, где находится Палех. Большинство гостей предпочитают добираться на личном автомобиле. Это удобно. Расстояние Москва-Палех составляет 400 километров. Движение будет осуществляться по трассе М7. Необходимо ехать через Владимир и Суздаль. Общая продолжительность пути – 6-6,5 часов.

До Палеха ежедневно курсирует автобус. Посадка выполняется с Щелковского вокзала Москвы. Остановка производится на станции Южа. Также есть автобусы, идущие Москва-Иваново. На конечной станции потребуется пересесть на автобус Иваново-Палех.

Имеется железнодорожное сообщение. В 75 километрах от поселения находится станция г. Шуя. Такое решение выбирают те, кто едет из Санкт-Петербурга или Нижнего Новгорода. Если вы держите путь из столицы, то подойдет поезд с таким направлением, как Москва-Кинешма, затем потребуется пересесть на автобус или воспользоваться услугами такси. Автобусы ходят часто, продолжительность пути – 1,5 часа.

Если хотите избежать дополнительных хлопот, то заказывайте экскурсию в Палех из Москвы и других городов. Поездка будет осуществляться на комфортабельном автобусе в сопровождении гида.

Гостиницы, рестораны, кафе

Гостиницы города предлагают хорошее обслуживание. Номерной фонд не богат, но можно подобрать вполне комфортные условия для отдыха. Повышенным спросом пользуются такие отели, как «Ковчег», «Палех», «Гранд Шуя». Что касается точек питания, то можно взять себе на заметку заведения «Гурман», «Сказка».

Достопримечательности

Провинциальное место славится красивыми пейзажами, удивительной историей появления, большим количеством творческих мастерских, памятниками архитектуры, святыми уголками. Приезжая сюда, каждый для себя непременно открывает что-то новое. Уютные, ухоженные улицы с тенистыми деревьями, золотые купола, поля, озера создают спокойную, расслабляющую атмосферу для отдыха. Это родина Жар-Птицы. На гербе, флаге поселка изображается птица.

Музеи

Государственный музей палехского искусства – это уникальное место, с которого можно начать свое путешествие по поселку. Галерея открылась в 1935 году. В главном зале вы сможете полюбоваться экспонатами, которые сделали место широко известным в России и за ее пределами. Русская иконопись представлена, как древними работами 18 столетия, так и современными произведениями. Есть экспозиция, посвящённая палехской лаковой миниатюре, созданной в различных отрезках времени. Экскурсовод расскажет о судьбе авторов, о тонкостях их творческого процесса. Отдельного внимания заслуживают шкатулки с сюжетами из русских сказок, и коллекция живописи прошедшего столетия. Музейный комплекс включает в себя мастерские Н.В. Дыдыкина, П.Д. Корина, И.И. Голикова, Н.М Зиновьева.

Дом – мастерская Дыдыкина – старинная галерея, которая посвящена творчеству талантливого скульптора. Тут вы увидите сотни уникальных творений автора. Среди них немало прототипов известных личностей. Складывается ощущение, что вы на мгновение погружаетесь в прошлое. Автор сам завещал все свои работы музею. Неподалеку от мастерской есть уютный, яблоневый сад. Растут пихты и ели, который посадил еще сам скульптор.

Дом – музей И.И. Голикова – галерея, открытая в 1968 году. Здесь трудился основатель лаковой миниатюры. Однако, его личные вещи не уцелели. Хранятся вещи, которые принадлежали Голикову лишь в одной комнате. Это рабочий стол, этажерка, кровать, кресла. В другой комнате вы сможете рассмотреть произведения художников послереволюционного периода. На стенах висят фотографии, иллюстрации старого города Палех.

Дом – музей П.Д. Корина выступает самым старым зданием комплекса. Оно построено еще в 1860 гг. Выставка открылась в 1974 году. На стенах комнат представлена древняя иконопись. Сохранилась мастерская автора – мольберт, этюды. В третьем зале хранятся эскизы, применяемые для благоустройства метрополитена. Кухня представлена в неизменном виде. Обстановка начала 19 столетия.

Дом – музей Н.М. Зиновьева состоит всего лишь из одной комнаты. Она выполняла роль творческой мастерской и спальни. Есть русская печь и кухня. Внешний декор здания оригинален. Резные оконные наличники, кольцо большой высоты. Напротив дома установлен колодец. Советский художник жил и родился здесь. В экспозиции представлены некоторые его творения, фотографии, книги, часть вещей.

Музей иконы – галерея, которая появилась в поселке недавно (2014 г). Она состоит из выставочного и художественного зала. На выставке представлено большое количество древних икон, которые попали сюда из различных точек страны. Преимущественно они привозились местными жителями. Некоторые экспонаты перенесли сюда из храмов и часовен, когда происходило их закрытие в советское время. Современники почерпнули немало опыта на древнем искусстве иконописи. Представлены работы Г.М. Мельникова. Они старались сохранить местный стиль ремесла.

Храмы

Крестовоздвиженская церковь является памятником архитектуры 18 века. Объект был построен в 1762 - 1774 гг. Строительство шло на деньги местных жителей. Помогали даже рядом расположенные деревни. Собор выполнен в стиле древнерусского зодчества 17 века. Церковь состоит из пяти глав, отличается богатым убранством. Колокольня оснащена папертью, которая по очертанию похожа на шатер. Позолоченный иконостас большой. Состоит из шести ярусов. Его роспись осуществлялась местными художниками. Использовался стиль рококо. В советский период здесь был музей палехского искусства. Поэтому, святыни удалось пережить разгром. В 2012 году обитель приобрела статус кафедрального собора.

Ильинская церковь построена в 1790 году. Собор долгое время находился при кладбище. Это здание использовалось долго, как небольшая церковь для местных жителей. По своему строению объект напоминает Крестовоздвиженский храм. Это скромное, кирпичное сооружение, оснащенное низкой шатровой колокольней. Оконные наличники выполнены под арочный мотив. Это памятник архитектуры. Об этом напоминает мемориальная доска, монтированная еще в 60-хх годах.

Знаменская церковь находится при въезде в село. Ее строительство осуществлялось в 1804 году. Сбор средств на постройку производился местным населением. Также активное участие принимал помещик П.Н. Бутурлин. Освещение выполнено в 1810 году. Святыня включает в себя три престола. Они освещены в честь Знамения Пресвятой Богородицы, во имя Святого Николая Чудотворца, Святой мученицы Параскевы Пятницы. Постройка характеризуется живописным окружением. Она прекрасно смотрится в общей панораме города, выступая главным акцентом.

Что посмотреть в Палехе за один день?

Прогулка по удивительному Палеху позволит насладиться в полной мере архитектурным наследием уникального места. В центре села вас встретит небольшой и уютный прудик. Если следовать далее по аллее, то перед вами откроется памятник Ленину. На улице людей почти нет. Вокруг царят тишина и гармония, даже слышно пение птиц. Пожалуй, это одно из самых лучших мест для того, чтобы отдохнуть от городской суеты.

Через реку Палешанка проходит мостик. Хочется остановиться здесь на какое-то мгновение, чтобы в полной мере насладиться окружающими красотами. Здесь тоже есть такая свадебная традиция, как вешать замок на мост. Примечательно, что дома из камня и дерева стоят в вперемешку друг с другом. От этого общая картина становится еще более загадочной.

Рекомендуется непременно заглянуть в сувенирную лавку для того, чтобы приобрести продукцию местных мастеров. В других местах маловероятно, что вы ее уже сможете найти. Остерегайтесь подделок. Палехское творчество высоко ценится, поэтому его часто копируют.

Шкатулки Палеха – самый часто приобретаемый товар. Востребованы изображения с темой сказки. Мастера иллюстрируют книги, создают изделия с разнообразными затейливыми рисунками. Изображаются сказки А.С. Пушкина, П.П. Бажова. Город художников знаменит сувенирами, изготовление которых осуществляется с применением старинных рецептов создания красок.

Краски состоят из природных материалов. Роспись производится тончайшими беличьими кистями. По окончании работы краска закрепляется лаком. На заключительном этапе поверхность обрабатывается золотом и серебром. В городе есть художественное училище, где подготавливаются мастера. Русская лаковая миниатюра славится необыкновенной сценической красотой.

На центральной улице находится настоящий сельский клуб. Это красивое, резное, деревянное здание, окрашенное в светло-серые тона. Висят объявления об организации рок-концертов. Это говорит о том, что в поселке много молодежи. Не лишены жители и спортивной жизни. Есть центральный стадион. Популярен футбол. Также можно увидеть здание центрального телеграфа.

Палехский дом ремесел является городским учреждением. Оно открылось в 1991 году. Здесь когда-то был дом Н.М. Сафонова. Это был владелец иконописной мастерской конца 19 столетия. В особняке есть отдельная комната, посвященная Сафонову. Вы сможете познакомиться с личными вещами, фотографиями.

Кроме того, в выставочном зале много работ местных древних художников и современных авторов. Для детей функционируют различные секции и кружки. При желании и взрослые смогут освоить азы древних ремесел. На территории периодически организуются зрелищные, театрализованные постановки.

Памятник погибшему солдату расположен в центральной части города. Обелиск монтирован в дань всех погибших воинов в Великой Отечественной Войне. Высота монумента достигает 14 метров. Композиция представлена фигурой солдата. В одной руке герой-воин держит меч. На нем одеты солдатские сапоги, пилотка и плащ. Советский солдат собрался на войну для защиты своей Родины. Перед памятником расположена имитация вечного огня. Каждый год, 9 мая, он зажигается.

Видео

Палехская роспись является одной из самых редких и уникальных в мире и, несмотря на сложность процесса, палешане и в наше время расписывают заготовки «дедовским» способом.

Это, прежде всего, лаковые миниатюры (шкатулки, ларцы, сувениры, значки), ювелирные изделия, иконы, панно, портреты и холсты для интерьеров.

Из истории палехской росписи

Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Обилие золота, мягкие тона и удлиненность фигур, присущие этому виду росписи, как нельзя лучше подходили для создания библейских сюжетов. Но однообразная тематика не давала выхода творческому самовыражению художников, и со временем некоторые мастера отходили от сугубо религиозной темы и вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы.

Икона Вседержитель (Пантократор). Дерево, левкас, темпера, масло. 31 х 26,4 см. Государственный музей Палехского искусства. Художник В.В. Жегалов
Кроме икон, стали появляться шкатулки, панно, бытовые приборы (например, приборы для письма, подносы). На их поверхности расцветали пышные цветы, одевались в багрянец леса, плакала у реки Аленушка, нёсся на сером волке Иван Царевич или веселился русский народ, отмечая Масленицу. И каждый сюжет был и остаётся уникальным, ибо пишется вручную и никогда не повторяется.

Посёлок Палех. Шкатулка (1934). Художник И.М. Баканов

Техника палехской росписи

Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. А передаваемая из древности техника нанесения, закрепления и обработки рисунка придает ему внутреннюю глубину и насыщенность красками. Подобная техника использовалась при написании древних фресок, и аналогов ей нет во всем мире. Современные мастера палехской росписи создают свои произведения вручную от начала и до конца, опираясь только на старые приемы и техники. Художник самостоятельно делает заготовку будущей вещи, специально обрабатывает ее, расписывает, наносит золото и закрепляет результат. Благодаря высокому качеству, изделия палешан ценятся во всем мире.

Изготовление изделий под роспись

Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом (для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться). Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.

Чтобы загрунтовать изделие, готовится специальный состав из масла, сажи и красной глины. Уже на грунтовку наносится несколько слоев лака: с внешней стороны 2-3 слоя черного лака, а с внутренней – масляный лак с киноварью (минерал из ртути и серы). Последний этап получения правильной заготовки – нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самостоятельно приготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти (которую сам же и изготавливает). Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.

«Три девицы под окном». Шкатулка (1931). Художник П.Д. Баженов
Раскрашенное изделие сушат и закрепляют рисунок лаком. Только после этого мастер приступает к росписи изделия сусальным золотом и серебром. Чтобы драгоценные металлы приобрели блеск, их полируют агатом или зубом волка. Всё изделие опять покрывается несколькими слоями лака, сушится и шлифуется до зеркального блеска.

«Чичиков у Коробочки». Шкатулка (1936). Художник В.М. Салабанов

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые - восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Сказочные травы и удлиненные каменные горы с «кремешками», тщательное прописывание лиц и частей тела, разноцветное сияние. Для оживления композиции художники используют белые блики и золотые волны в завитках волос, изгибах трав, гривы лошадей, морских волн. В палехской миниатюре обязательным элементом является заключительная обводка фигур золотым контуром.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

История промысла

Изначально художники Палеха более всего славились своей церковной живописью, но в послереволюционный период, в Палехе создали Палехскую художественную артель, мастера которой стали заниматься росписью по дереву. А в 1925 году работы художников этой артели были выставлены на выставке в Париже и приобрели всемирную известность.

(г. Палех )

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х годов:

  • выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике;
  • выпускались марки с палехской росписью;
  • сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках;
  • большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

Элементы палехской росписи

(рисунок )

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(раскрашенная работа )

Другими важными отличиями считаются:

  • многотональная прокраска теней;
  • несколько вытянутое изображение персонажей;
  • точная прорисовка элементов, например, листва деревьев прописывается в соответствии с натуральным изображением;
  • большое количество прорисованных нюансов и деталей.

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки.

(Палехская миниатюра )

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

(Палехские шкатулки )

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами небольшой обзор русских народных промыслов. Ну,во всяком случае, самых известных из них:-)) В прошлый раз мы вспоминали красивую федоскинскую миниатюру: , ну а сегодня самое время немного поговорить о более "раскрученном бренде"- а именно о Палехе.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области). Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и прочее. Очень популярна, особенно среди иностранцев:-) Хотя искусство росписи Палеха еще совсем молодое, ему всего чуть более 70 лет.


Само поселение Палех очень старое. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину "за московское осадное сидение королевичево", то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.


В поселке всегда тяготели к искусству и место славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века

Вначале роспись Палеха строго подчинялась устоявшимся канонам изображения икон, но постепенно они стали меняться: изображения людей, пейзажных очертаний, зданий, животных, одежды, предметов интерьера приобрели свой собственный, неповторимый стиль. Художники Палеха, наконец, обрели творческую свободу, в которой так нуждались, и с удовольствием ею пользовались. Они выработали уникальный стиль иконописи, который характеризовался подробнейшей детализацией и использованием золотой и темперной палитры.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил своё существование. 5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи» по росписи изделий из папье-маше. В результате долгих творческих поисков бывшие иконописцы явили миру расцвеченные радугой красок и золотым узорочьем виртуозные композиции на шкатулках из папье-маше.


Палешане не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением творёного золота. В образном решении новых произведений они по-прежнему использовали средневековые приёмы стилизации, условность форм. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало.


Одним из самых ярких и талантливых художников Палеха был Иван Иванович Голиков. Его называли мастером коня, битвы и тройки. Сказочные кони с хрупкими ногами в миниатюрах Голикова расцвечены всеми цветами радуги, а «битвы» и «охоты» - проявление неукротимой фантазии палехского художника. Голиковские «тройки» динамичны, порывисты, но иногда величавы и торжественны. К этому мотиву И.И.Голиков обращался многократно, рисуя зимние и летние тройки на самых разных предметах: брошах, пудреницах, портсигарах, подносах.


В искусстве палехской лаковой миниатюры как самостоятельный жанр развивается портрет. Его основоположниками стали бывшие иконописцы-личники: Правдин Н.А., Паликин И.Ф, Серебряков И.Г. Портретные изображения создаются на различных предметах из папье-маше: пластинах, шкатулках, брошах, портсигарах. Палехские художники пишут портреты государственных деятелей, исторических лиц и своих современников.

В середине XX столетия в искусстве Палеха усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию в раскрытии сюжета и отдельных образов. Для многих композиций тех лет характерна парадность, излишняя монументальность и украшательство.

Следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, созданных основоположниками палехской миниатюры. Искусство лаковой миниатюры не исчерпало себя, у него огромный потенциал.


Палехские художники проявляют своё дарование во многих видах изобразительного искусства: монументальной живописи, книжной графике, театральной декорации.
В конце 80-х годов появился товарный знак на работах Художников Палеха — жар-птица. К каждой работе прилагается сертификат, свидетельствующий о подлинности произведения.

В настоящее время в Палехе живёт и работает более 600 художников, каждый десятый житель Палеха - выпускник Палехского художественного училища им. А.М.Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям.

Чёрный лак стал основным цветом фона, условным пространством палехской миниатюры и её отличительной чертой. Чёрный фон лаковой миниатюры или «чистый лист» как бы собирает в себе, содержит все цвета и воплощает сущность вещи. Он символизирует собой тьму земного начала, из которого рождается свет. Кроме того, чёрный цвет обладает ещё внутренним объёмом, глубиной.
Золото в палехской миниатюре это не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие ещё от средневековых представлений о двух началах жизни - светлом и тёмном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществлённой Божественной ясностью.

Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен.
Думаю, работы мастеров будут радовать еще не одно поколение россиян и зарубежных гостей.

Приятного времени суток.