Каким виделся кутузову жизненный путь андрея болконского. Жизненный путь Андрея Болконского в романе “Война и мир”: история жизни, путь исканий, основные этапы биографии

Меню статьи:

Л.Н.Толстой не проявлял никогда себя в качестве беспринципного писателя. Среди всего многообразия его образов можно с легкостью найти те, к которым он относился положительно, с воодушевлением и те, к которым он испытывал антипатию. Одним из персонажей, к которым Толстой был явно неравнодушен, стал образ Андрея Болконского.

Брак с Лизой Мейнен

Впервые с Болконским мы встречается у Анны Павловны Шерер. Он появляется здесь в качестве скучающего и уставшего от всего светского общества гостя. По своему внутреннему состоянию он напоминает классического байронического героя, который не видит смысла в светской жизни, но продолжает по привычке жить этой жизнью, при этом испытывая внутренние терзания от моральной неудовлетворенности.

В начале романа Болконский предстает перед читателями 27-летним молодым человеком, женатым на племяннице Кутузова – Лизе Мейнен. Его жена беременна первенцем и в скором времени должна родить. Судя по всему, семейная жизнь не принесла счастья князю Андрею – он довольно прохладно относится к своей жене, а Пьеру Безухову и вовсе говорит, что жениться губительно для человека.
В этот период читатель видит развитие двух различных ипостасей жизни Болконского – светской, связанной с обустройством семейной жизни и военной – князь Андрей находится на военной службе и состоит адъютантом при генерале Кутузове.

Битва под Аустерлицем

Князь Андрей полон стремления стать значимым человеком на военном поприще, он воздает большие надежды на военные события 1805-1809 гг. – по мнению Болконского, это поможет лишиться ему ощущения бессмысленности жизни. Однако первое же ранение его значительно отрезвляет – Болконский пересматривает свои приоритеты в жизни и приходит к итогу, что он сможет себя полноценно реализовать в семейной жизни. Упав на поле битвы, князь Андрей замечает красоту неба и сам удивляется, почему раньше он никогда не смотрел на небо и не замечал его уникальности.

Болконскому не посчастливилось – после ранения он стал военнопленным французской армии, но затем у него появляется возможность вернуться на Родину.

Оправившись после ранения, Болконский отправляется в имение отца, где находится его беременная жена. Так как никаких сведений о князе Андрее не было, и его все считали погибшим, то его появление было полной неожиданностью. Болконский приезжает домой как раз вовремя – он застает роды жены и ее смерть. Ребенку удалось выжить – это был мальчик. Князь Андрей был подавлен и огорчен этим событием – он сожалеет, что был в прохладных отношениях с женой. До конца своих дней он помнил застывшее выражение на ее мертвом лице, которое как бы вопрошало: «Почему это случилось со мной?»

Жизнь после смерти жены

Печальные последствия Аустерлицкой битвы и смерть жены стали причинами, по которым Болконский решил отказаться от военной службы. В то время как большинство его соотечественников были призваны на фронт, Болконский специально старался сделать так, чтобы не попасть вновь на поле сражения. С этой целью он под руководством отца начинает деятельность в качестве сборщика ополчения.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Л.Н. Толстого “Воскресение” – историей нравственного преображения.

На этот момент приходится знаменитый фрагмент лицезрения Болконским дуба, который в противовес всему зеленеющему лесу утверждал обратное – почерневший ствол дуба наводил на мысль о конечности жизни. Фактически в символическом образе этого дуба воплотилось внутренне состояние князя Андрея, который также выглядел опустошенным. Спустя некоторое время Болконскому вновь пришлось проезжать по этой же дороге, и он увидел, что его, казалось бы, умерший дуб, нашел в себе силы для жизни. С этого момента начинается моральное восстановление Болконского.

Дорогие читатели! Если вы хотите узнать кто написал произведение “Анна Каренина”, предлагаем вашему вниманию эту публикацию.

На должности сборщика ополчения он не задерживается и вскоре получает новое назначение – работу в комиссии по составлению законов. Благодаря своему знакомству со Сперанским и Аракчеевым его назначают на должность начальника отделения.

Вначале эта работа захватывает Болконского, но постепенно его интерес утрачивается и вскоре он начинает скучать по жизни в поместье. Его работа в комиссии кажется Болконскому праздной ерундой. Князь Андрей все чаще ловит себя на мысли, что эта работа бесцельна и бесполезна.

Вполне вероятно, что в этот же период внутренние терзания Болконского приводят князя Андрея в масонскую ложу, но, судя по тому, что Толстой не развивает эту часть взаимоотношений Болконского с обществом, распространения и влияния на жизненный путь масонская ложа не имела.

Встреча с Наташей Ростовой

На новогоднем балу 1811 года он видит Наташу Ростову. После встречи с девушкой князь Андрей понимает, что жизнь его не закончена и ему не следует зацикливаться на смерти Лизы. Сердце Болконского заполняет любовь в Наталье. Князь Андрей чувствует себя естественно в компании Натальи – он легко может найти с ней тему для разговора. В общении с девушкой Болконский ведет себя непринужденно, ему нравится то, что Наталья принимает его таким, какой он есть, Андрею не нужно притворяться или подыгрывать. Наталья также была пленена Болконским, он показался ей привлекательным как внешне, так и внутренне.


Недолго думая Болконский делает девушке предложение. Так как положение в обществе Болконского было безукоризненным, да и к тому же финансовое положение было стабильным, Ростовы соглашаются на брак.


Единственным человеком, который был крайне недовольный состоявшейся помолвкой, был отец князя Андрея – он уговаривает сына отправиться на лечение за границу и лишь после заниматься делами женитьбы.

Князь Андрей поддается и уезжает. Это событие стало роковым в жизни Болконского – за время его отсутствия Наталья влюбилась в повесу Анатоля Курагина и даже предприняла попытку бегства с дебоширом.

Об этом он узнает из письма самой Натальи. Подобное поведение неприятно поразило князя Андрея, и его помолвка с Ростовой была расторгнута. Однако чувства его по отношению к девушке не угасли – он все также продолжал пламенно ее любить до конца своих дней.

Возвращение к военной службе

Чтобы заглушить боль и отомстить Курагину, Болконский возвращается на военное поприще. Генерал Кутузов, который всегда относился благосклонно к Болконскому, предлагает князю Андрею отправиться с ним в Турцию. Болконский принимает предложение, но надолго русские войска на Молдавском направлении не задерживаются – с началом военных событий 1812 года начинается переброс войск на Западный фронт, и Болконский просит Кутузова отправить его на передовую.
Князь Андрей становится командиром егерского полка. В качестве командующего Болконский демонстрирует себя наилучшим образом: он заботливо относится к своим подчиненным и пользуется существенным авторитетом у них. Сослуживцы называют его «наш князь» и очень гордятся им. Такие перемены в нем осуществились благодаря отказу Болконского от индивидуализма и его слиянию с народом.

Полк Болконского стал одним из военных единиц, принимавших участие в военных событиях против Наполеона, в частности во время Бородинской битвы.

Ранение в битве под Бородино и его последствия

Во время сражения Болконский получает серьезное ранение в живот. Полученное ранение становится причиной переоценки и осознания Болконским многих жизненных догматов. Сослуживцы приносят своего командира на перевязочный пункт, на соседнем операционном столе он видит своего врага – Анатоля Курагина и находит силы простить его. Курагин выглядит очень жалким и подавленным – врачи ампутировали ему ногу. Глядя на эмоции Анатоля и его боль, злость и желание отомстить, пожиравшее Болконского все это время, отступает и на смену нему приходит сострадание – князю Андрею становится жалко Курагина.

Дальше Болконский впадает в беспамятство и находится в таком состоянии 7 дней. Приходит в сознание Болконский уже в доме Ростовых. Вместе с другими ранеными он был эвакуирован с Москвы.
Наталья в этот момент становится его ангелом. В этот же период отношения Болконского с Наташей Ростовой также обретают новый смысл, но для Андрея все слишком поздно – его рана не оставляет ему надежды на выздоровление. Однако это не помешало обрести им кратковременную гармонию и счастье. Ростова все время неотступно ухаживает за раненым Болконским, девушка осознает, что она все еще любит князя Андрея, из-за этого ее чувство вины перед Болконским только усиливается. Князь Андрей, несмотря на всю тяжесть своего ранения, старается выглядеть как обычно – он много шутит, читает. Как ни странно, из всех возможных книг Болконский попросил Евангелие, вероятно потому, что после «встречи» с Курагиным на перевязочном пункте, Болконский начал осознавать христианские ценности и смог полюбить близких ему людей истиной любовью. Несмотря на все усилия, князь Андрей все же умирает. Это событие трагически отразилось на жизни Ростовой – девушка часто вспоминала о Болконском и перебирала в памяти все моменты, проведенными вместе с этим человеком.

Таким образом, жизненный путь князя Андрея Болконского в очередной раз подтверждает позицию Толстого – жизнь хороших людей всегда полна трагизма и исканий.


В одном из писем Лев Николаевич Толстой писал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать…, и вечно бороться и мешаться. А спокойствие – душевная подлость». Отсутствие самоуспокоенности классик считал важным в жизни каждого человека. Таким он показывает и князя Андрея Болконского.

Впервые с данным героем мы встречаемся в салоне А.П. Шерер. В гостиную вошел «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Об отношении князя к светскому обществу говорит его «скучающий взгляд». По всему видно было, что все присутствующие давно наскучили ему и присутствует он здесь только по необходимости. Однажды он признается: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!...» И только встреча с некоторыми людьми, такими, как Пьер Безухов, может вызвать «неожиданно-добрую и приятную улыбку».

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


В разговоре с Пьером Андрей обмолвился: «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти…». Поэтому, когда подвернулась возможность отправиться на войну, Андрей сразу же ею воспользовался. Старый князь Болконский, провожая сына, напутствует его: «Помни одно, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» На войну Андрей Болконский едет с целью найти свой Тулон, ведь он давно поклоняется Наполеону за его военный талант, хотя и отмечает некоторую жестокость и деспотизм французского императора.

Помня заветы отца, Болконский ведет себя на войне геройски. Во время Аустерлицкого сражения он подхватывает знамя из рук убитого знаменосца и увлекает полк за собой в атаку. Затем он оказывается ранен. И только под высоким чистым небом Аустерлица перед лицом смерти князь понимает, как он ошибался, выбрав смыслом своей жизни славу. В этот момент прямо перед собой он видит Наполеона, некогда бывшего его кумиром. Теперь он даже не повернул головы и не взглянул в сторону императора. Наполеон теперь казался ему маленьким обыкновенным человечком. И Болконский, и Наполеон – ничто по сравнению с вечностью.

Вновь перед князем Андреем встал вопрос: в чем заключается смысл жизни?

Он отправляется в Петербург на государственную службу. Здесь князь знакомится с видными деятелями Сперанским и Аракчеевым и служит в комиссии по составлению законов. Но вскоре разочаровывается и в этой работе, понимая, что она бессмысленна. В семейной жизни князь Андрей также не находит удовлетворения. Жена его Лиза умирает при рождении ребенка. Юная Наташа Ростова изменяет ему с молодым повесой Анатолем Курагиным, не дождавшись его из-за границы. Чтобы забыть Наташу, Болконский едет служить в Турцию.

В 1812 году он просит Михаила Ивановича Кутузова перевести его в Западную армию, где служит командиром егерского полка. Солдаты постоянно чувствовали заботу своего командира и называли его «наш князь». Им гордились и любили. Любил князя и главнокомандующий Кутузов. Когда Андрей попросил отпустить его с отрядом Багратиона, отправлявшегося на верную смерть, Михаил Иванович ответил: «Мне хорошие офицеры самому нужны…». Людей же, считавших князя Болконского «надутым, холодным и неприятным» он все равно заставил себя уважать. Оказавшись на войне, князь понимает и еще одну непреложную истину: война – это не только подвиги и слава, но и грязь, кровь и смерть. Война считается справедливой только тогда, когда защищаешь свою родину от захватчиков.

Другая важная мысль посещает князя Андрея после того, как он стал свидетелем истинного патриотизма простого народа: исход любого сражения зависит от внутреннего настроя простых солдат.

Таким образом, в конце романа мы видим, что князь преодолел в себе светское высокомерие и стал ближе к народу. Он пришел к пониманию того, что «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Но князь, видимо, из такой породы людей, которые, достигнув одной цели, сразу же ставят перед собой другую и постоянно недовольны собой. В результате Толстой приводит своего героя к печальному финалу. Андрей Болконский умирает, сознавая: «Что-то было в этой жизни, что я не понимал и не понимаю».

Обновлено: 2018-02-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец!

»

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению

Жизненный путь Андрея Болконского

Личные судьбы и характеры героев освещаются в «Войне и мире» в связи с историческими процессами, в сложной системе связей и взаимоотношений в обстановке мирной и военной жизни.

Раскрыть внутренний мир человека, показать его подлинную сущность является для Л. Н. Толстого первостепенной художественной задачей. «Для художника, - говорит Толстой, - не должно быть героев, а должны быть люди».

Андрей Болконский с первых страниц романа выделяется как выдающийся человек своего времени. Толстой характеризует его как человека сильной воли и исключительных способностей умеющего обращаться с разными людьми, обладающего необыкновенной памятью, начитанностью. Его отличала особенная способность работать и учиться.

В начале романа помыслы Андрея Болконского состояли в достижении славы через воинский подвиг. В Шенграбенском сражении Андрей Болконский проявил мужество и храбрость.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не" ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серы-"; ми облаками». И Андрею показались незначительными мечты о славе. Когда перед ним остановился Наполеон и сказал: «Вот прекрасная смерть», Болконскому, напротив хотелось жить. «Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с. тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить живущим». Андрей переоценивает свои взгляды. Он хочет тихой семейной жизни.

Князь Андрей вернулся из плена в Лысые Горы. Но судьба преподносит ему тяжелый удар: его жена умирает во время родов. Болконский испытывает душевный кризис. Он считает, что жизнь его кончена. Именно в этот период он временно пришел к ложной теории оправдания жестокости устройства жизни и к идее отрицания любви, добра. В споре с Пьером Безуховым он выражает эти мысли. Автор показывает, что под влиянием Пьера «... что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».

Мысль о том, что он может воскреснуть к новой жизни, любви, деятельности, неприятна ему. Поэтому, увидев на краю дороги старый корявый дуб, как будто не желающий расцветать и покрываться новыми листьями, князь Андрей грустно соглашается с ним: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Ему тридцать один год, и все еще впереди, но он искренне убежден, что должен доживать свою жизнь, ничего не желая.

Когда он приехал по делам в имение Ростовых в Отрадное и увидел Наташу, его только встревожила ее неистребимая жажда жизни. «Чему она так рада?.. И чем она счастлива?-думал князь Андрей. Но после этой встречи князь Андрей иными глазами смотрит вокруг себя. - и старый дуб теперь подсказывает ему совсем другое». «Да где он?- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная,... любовался тем дубом, которого он искал... Ни корявых пальцев, ни боля-. чек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно».

Теперь, воскреснув духовно, он ждет новой любви. И она приходит. В его судьбу входит Наташа. Они встретились на балу, первом в ее жизни. «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке». Слушая пение Наташи, «почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой...». Князь Андрей в это время говорит Пьеру: «Никогда, не испытывал ничего подобного... - Я не жил прежде, теперь только я живу...»

отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться. Князь Андрей оказался слишком рассудочен, - он выбрал эту девушку, с этим радостно-счастливым оживлением, с этой жаждой жизни, понимавшую его, как никто до сих Пор, - и он не понял ее, что ей очень тяжело. Он много думал о своей любви и мало - о том, что чувствует она.

Узнав о ее увлечении Курагиным, он не может ее простить. Отказавшись простить, он опять думает только о себе. Так он остался один, со своим тайным горем и со своей гордостью, а тем временем наступил новый 1812 г., и в небе стоит странная яркая комета, предвещающая беду, - комета 1812 года.

Решающую роль в процессе внутреннего развития Андрея Болконского играет участие в общена- родной борьбе с врагом отечества. Жизненный путь Андрея Болконского тесно связан с жизнью армии, которая научила его понимать и любить простых людей. С самого начала Отечественной войны Болконский был в армии и отказался служить «при особе государя», считая, что только в рядах армии «можно служить с уверенностью, что ты полезен». Как офицер, «он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях. В полку его называли наш князь, им гордились, его любили».

После ранения в Бородинском сражении, при эвакуации Москвы раненый Андрей Болконский попадает в обоз Ростовых. В Мытищах происходит его встреча с Наташей.

Вей судьба Андрея Болконского связана с событиями общенародной жизни. Размышления Андрея " Болконского и его деятельность характеризуют его как истинного патриота и человека высоких моральных качеств, он ненавидит людей лживых, лицемерных, корыстолюбивых и карьеристов. Его жизнь и взгляды полностью включены в систему событий изображаемой исторической эпохи.

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.

Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.