Семейные традиции. Что такое традиция, для чего нужны, отличия от обычаев и примеры Обычай то что часто встречается типично


Обычаи - такие социальные нормы, которые формируются в обществе стихийно в результате длительного, многократного повторения определенных действий, и в силу этого становятся привычными, обязательными в жизни людей. Обычай, таким образом, закрепляет то, что сложилось в результате длительной социальной практики, т.е. результаты общественного опыта. Действия, поступки, которые в определенной социальной среде многократно повторяются, становятся обычаями (общими правилами) тогда, когда они одобряются и разделяются всей социальной группой или ее большинством.
Обычаи не требуют внешней обособленной силы для обеспечения их выполнения, поскольку являются привычными правилами поведения, которые выполняются автоматически, в силу того что люди привыкли поступать подобным образом. В ранние периоды развития человеческого общества обычаи выступали главным регулятором социальной жизни. Обычай, санкционированный государством, долгое время был одной из важнейших форм существования правовых норм.
Характерной особенностью обычаев является то, что они не образуют стройной системы правил, не взаимосвязаны друг с другом и регулируют лишь отдельные отношения между людьми, вошедшие в привычку.
К обычаям тесно примыкают традиции, которые в меньшей степени связаны с привычкой и представляют собой более обобщенные нормы поведения людей. Они выражают стремление людей продолжать, сохранять формы поведения, передаваемые предшествующими поколениями (традиции отмечать юбилейные даты, рождение ребенка, обряды бракосочетаний и т.п.).
Правовые нормы находятся в определенном взаимодействии с обычаями. С одной стороны, прогрессивные обычаи способствуют выработке устойчивого правопослушного поведения, поскольку в представлении большинства членов общества всякое противо- нравное и особенно преступное поведение воспринимается не как обычное. Как обычное воспринимается поведение, соответствующее правовым требованиям, что существенно влияет на повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. А это оказывает положительное воздействие на укрепление законности и правопорядка.
В свою очередь и право оказывает влияние на обычаи. Но ню влияние зависит от характера последних. В некоторых случаях государство придает обычаям юридическое значение и они приобретают форму правового обычая, т.е. правовой нормы.
Прогрессивные, передовые обычаи и традиции правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-то сфере деятельности и т.д.). Однако нередко в обычаях отражаются определенные предрассудки, элементы нигилистического отношения к праву, национальные противоречия, исторически сложившееся неравенство мужчины и женщины и др. Право конкурирует с такими обычаями, нейтрализует и вытесняет их.

Еще по теме Право и обычаи:

  1. § 3. Расчеты по аккредитиву (ст. 867-873) 528. Как нормы § 3 гл. 46 ГК соотносятся с нормами Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов*(598)?

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, об-щественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала. Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной дис-сертации. По мнению К. Лоренца , ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу.


Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций Нравы — обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

Законы - нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Различают два вида законов. Обычное право — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

Чем различаются между собой норма, право и обычай ? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая. Норма — моральное предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

Исходя из статистических данных, больше всего на территории Российской Федерации проживает русских. Россияне, как и несколько сотен лет назад, продолжают отмечать такие языческие праздники, как Пасха, Рождество, Масленица и Крещение. Каждый праздник окутан своими традициями, например, на Пасху принято печь куличи и красить яйца, а Рождество не обходится без гаданий.

Масленицу в старину считали праздником поминовения умерших, именно поэтому в этот день пекли блины. Следует заметить, что этот праздник отмечали целую неделю и каждый день был посвящен каким-то ритуалам, например, в понедельник все дружно делали из соломы чучело, а в воскресенье торжественно его сжигали. В настоящее время принято печь блины на протяжении всей масленичной недели.

Наряду с прочими обычаями, огромный интерес вызывают свадебные традиции. Среди русских свадебных обрядов следует выделить проведение девичника. В старину невеста в этот день вместе со своими подругами и родственниками женского пола ходила в баню. Женщины пели песни и расчесывали ей волосы. В настоящее время появилась традиция отмечать не только девичник, но и мальчишник.

На втором месте по численности людей, проживающих на территории страны, находятся татары. Они также имеют свои религиозные праздники, например, рамадан, который длится месяц. В течении 30 дней в светлое время суток мусульманам запрещено есть, пить, развлекаться, курить, материться. В это время они должны работать, молиться и думать о благих делах.

Свадебные обряды татар не менее интересны. Жених, решив жениться на девушке, должен предложить родителям любимой калым. Мало того, при подготовке к свадьбы он обязан дарить ее родственникам подарки, тем самым задабривая их. Свадебный пир у мусульман проходит в доме невесты, причем жених и его близкие должны выплатить выкуп за возможность пиршествовать в этом доме. Мусульманская свадьба длится несколько дней.

На территории России проживает очень много украинцев, которые чтят обычаи предков и поддерживают духовную преемственность. Они, также как и русские, отмечают православные праздники. Рождество у украинцев не проходит без традиции колядования, когда дети ходят по домам, поют песни, желают благосостояния и получают в знак благодарности сладости и монеты.

Среди украинцев по сей день очень популярно венчание. В старину в этот день молодой человек отправлялся за своей невестой в ее дом, платил выкуп и только после этого вел под венец. В конце праздничного обеда он расплетал ей косу и повязывал косынку в знак того, что она теперь замужем.

Малоизвестные жители России и их традиции

На территории нашей страны проживают редкие и малоизвестные народы, например, водлозеры. Встретить их можно в Карелии в городе Пудож. Они чтут славянские обряды и верят в мифологию. Жители этой национальности прирожденные охотники. Прежде чем заходить в лес, они задабривают лешего, оставляя ему одно убитое животное.

Также в России можно встретить малоизвестных арчинцев. Проживают они в Дагестане, исповедуют ислам. Народ имеет свои национальные традиции, которые поражают современных русских людей. Например, если в семье арчинцев умирает муж, жена должна 40 дней сидеть дома, не выходя на улицу. Мало того, всю свою оставшуюся жизнь она должна ходить в черном и не смотреть на других мужчин.

Арчинцы – очень гостеприимны, свадьбы у них проводят пышно и весело. Подарки молодоженам дарят только женщины, мужчины же должны принести на пиршество тушу барана или внушительную сумму денег.

На территории страны проживают русскоустьинцы, которые отличились своим необычным «шаркающим» произношением. В настоящее время их говор практически вытеснен русским литературным языком. Люди этой национальности очень любят рассказывать сказки, исполнять песни, и ни один их праздник не обходится без творческих вечеров и ярких костюмов. У русскоустьинцев есть традиционное блюдо – строганина, для приготовления которой используется рыба, пойманная подледным способом. Истинный северянин никогда не подаст гостям снулую рыбу.

Редкие народы России и их религиозные традиции

Некоторые национальности находятся на грани исчезновения, например, ханты и манси. Эти две народности очень близки по языку и культуре. Проживают они на севере Западной Сибири, чаще всего их называют обскими уграми. Люди этой национальности стойко сохраняют традиционные обычаи и верования. На протяжении всей жизни у хантов и манси очень много запретов. Они очень трепетно относятся к земле, которую запрещено «ранить» острыми предметами. Имеются у них участки, по которым даже нельзя ходить.

У этого народа есть любимый праздник, который называется медвежьим. Медведь, согласно приданиям, это сын верховного божества Торума. Несмотря на это, мужчины охотятся на этих животных. В день праздника они пытаются искупить свою вину, проводя некоторые обряды. Шкуру зверя сворачивают, а голову и лапу украшают кольцами и лентами, затем все это укладывают в переднем углу дома. Далее участники праздника одевают маски, танцуют и едят медвежье мясо всю ночь.

Северные жители страны и их обычаи

На территории Чукотки крепко обосновались эскимосы. Согласно переписи 2010 года, в России проживает около 1800 человек этой национальности. Этот народ не затронуло христианство, они верят в духов и явления природы. Среди них есть шаманы, которые изгоняют злых духов и выполняют функцию лекарей. Эскимосы утверждают, что дождь – это слезы умерших, а северное сияние – игра упокоенных детей. Согласно теории народа, всё вокруг имеет душу и умеет восстанавливаться, именно с целью восстановления они выбрасывают часть туши убитого животного.

У эскимосов есть погребальный обряд. Умершего одевают в новую одежду, накрывают оленьими шкурами и стягивают ремнями. Выносят его через заранее проделанный ход, который потом заделывают. Тело умершего уносят в тундру, обкладывают камнями, разрезанными вещами и сломанными предметами. Сейчас эту традицию постепенно вытесняют современные похоронные обряды.

На Камчатке и Чукотском полуострове по сей день проживают коряки, которые считаются заядлыми охотниками. Именно поэтому их праздники тесно связаны с животными, например, весной они отмечают праздник рогов, а осенью – день забоя оленей. Люди этой национальности стараются подрожать животным, причем это прослеживается даже в танцах и песнях.

Коряки чтят свадебные обряды своих предков. В старину мужчина, чтобы завоевать расположение женщины, должен был пройти несколько испытаний. Сначала он вынужден был работать несколько дней во дворе своего будущего тестя, тем самым показывая свои навыки и умения. Затем ему говорили догнать свою возлюбленную и дотронуться до ее тела. Обряд этот был некой реконструкцией охоты.

Не менее интересен был погребальный обряд коряков. Тело умершего сжигали на костре, причем в огонь отправлялись необходимые вещи (луки, стрелы) и подарки умершим родственникам. Люди считали, что в благодарность усопшие помогут убить хорошего зверя. К смерти коряки готовились заранее, например, одежду шили в то время, когда человек был еще жив, но последние стяжки делали только после смерти.

На самом деле в России проживает очень много народов, чьи традиции и обряды считаются дикими для современного русского человека. Тем не менее, каждая культура интересна и необычна по своему.

Человеческая жизнь состоит из ритуальных действий, которые мы выполняем по привычке – не задумываясь об их истинном смысле. Празднование Нового года и дня рожденья, пожелание доброго утра и ночи, правила поведения – откуда всё это взялось и для чего нужно? Кто сказал, что чёрная кошка приносит неудачу, а свободное место в транспорте нужно обязательно уступать пожилым людям? Разумеется, наличие большого количества примет и ритуалов связано с наличием традиций и обычаев. Чем отличаются эти понятия, или они обозначают одни и те же привычки?

Традиции – это комплекс ритуальных действий, который включает в себя обряды, ежедневные действия, правила поведения в обществе, передающиеся из поколения в поколение на протяжении длительного периода времени. Главное отличие данного феномена – его всеобщность и универсальность, территориальная (национальная) привязка. Традиции никому не принадлежат, они могут либо соблюдаться, либо игнорироваться.

Обычаи – это действие, укоренившееся в общественном сознании и повторяющееся снова и снова. К ним относятся также правила, сформировавшиеся в определённой сфере деятельности (спорт, политика, экономика). Обычай может быть правовым, религиозным, культурным и в определённых случаях – обязательным для соблюдения. За отказ от исполнения предусмотрены общественные санкции (порицание, остракизм, принуждение).

Таким образом, обычай и традиция – понятия практически равнозначные, и выделение различий между ними зависит от толкования определений. Тем не менее, при внимательном анализе можно заметить некоторые особенности. Так, традиции – это глубокие обычаи, которые сформировались на протяжении нескольких поколений и стали частью культуры. В то же время, это ни в коей мере не касается объёма понятий. Обычаи – шире, так как они охватывают большую часть человеческой жизни. Традиции могут быть и профессиональными, и семейными, что зависит от уклада жизни относительно небольшой группы людей.

Как обычаи, так и традиции поддерживаются широкими общественными массами и одобряются ими. Это своеобразная отдушина, где каждый человек может ощутить связь со своими предками, единение с близкими. Так, традиция встречать гостей хлебом и солью демонстрирует радушие народа. Обычай – посидеть перед долгой дорогой, помогает собраться с мыслями и немного отдохнуть.

Стоит заметить, что народные привычки серьёзно затрудняют развитие общества и в критической ситуации могут оказаться не только бесполезными, но и вредными. Глубокие традиции свидетельствуют о культуре народа, его длительной жизни и развитии. Обычаи демонстрируют уважение к предкам, тому наследию, которое они передали своим потомкам.

Выводы сайт

  1. Объём понятия. Обычай – явление более широкое, нежели традиция. Это очень легко проследить на конкретных примерах. Обычаи могут быть народными, племенными, территориальными, а традиции – семейными, личными, профессиональными.
  2. Уровень. Если обычай – это всего лишь привычка, которая повторяется автоматически, то традиция – направленность деятельности, более сложная и многогранная.
  3. Укоренение в сознании. Обычай, как правило, менее продолжителен, нежели традиция. Это связано с глубиной усвоения данной привычки. Переходя из поколения в поколение, обычай становится традицией.
  4. Направленность. Соблюдение традиций в большей степени направлено на информирование народных масс. Обычай – это, прежде всего, активное действие, которое преследует определённую цель, изначально – практическую.

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

«Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей».

У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.

Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. «Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации».

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими. Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто. Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия «правда», и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых.

Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение.

Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей.

Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - «праздник плуга» и др.). Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде (по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п.). Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно. И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда: раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей. В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи.

Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией.

Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д.

Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства.

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования. Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Оформление стенда. Июнь – август Тема "Нижний Новгород - прежде и теперь" · Семейная экскурсия по городу с профессиональным экскурсоводом. · Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Разгадывание ребуса "7 Я". · Работа...

Эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Это и касается качества школьного исторического образования. 3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской...