Пять историй о сильных людях. Через тернии к звездам: истории сильных духом людей Примеры силы духа в реальной жизни

Григорий Журавлев — иконописец без рук

Здравствуйте, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

С ила духа даёт нам с Вами не только жить, но и переживать разные житейские трудности. Вот и Григорий Журавлев, герой сегодняшнего рассказа, пережил с помощью силы православного духа такие трудности, которые нам с Вами и не снились. Ведь он, будучи замечательным иконописцем, не имел ни рук ни ног…

«В полутемной избе, освещаемой мигающим огнем лучины, за столом сидели сродники Марьи Журавлевой. Муж ее был забран еще на Успенье в солдаты и служил на далеком Кавказе, где участвовал в усмирении бунтующего Дагестана и Чечни. Сама Марья, взятая в село Утевки из богатой крестьянской семьи, лежала на чистой хрустящей соломе, постланной на полу в хорошо протопленной баньке, и маялась третьими родами. Банька вскоре огласилась пронзительным криком младенца. Но вслед за этим криком раздался отчаянный вопль повивальной бабки. Золовка Марьи Дашка схватила коптилку, поднесла ее ближе к новорожденному и тоже завизжала: ребенок родился без рук и без ног… Двери избы распахнулись, и вбежала запыхавшаяся Дашка, всплеснула руками и заголосила. Сродники, сидевшие за столом, всполошились.

Что, Манька померла?! Не вой ты, дура, говори толком!

Ребенок народился урод. Ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.

Все вскочили из-за стола и бросились в баньку смотреть. Пришел отец дьякон, тщательно оглядел ребенка. «М-да, - произнес он, - действительно, конечности отсутствуют, даже культяпок нет. Срамной уд в наличии и мужеского пола. И орет во всю мочь, пузцо надувает, губами плямкает, значит, к трапезе приступать желает». «Отец дьякон, как же это могло случиться? И Манька наша здоровая и крепкая, как репка. И мужик ейный был, как жеребец, а дите получилось бракованное?» - в недоумении спрашивали Манькины сродники. «М-да, православные, здесь только докторская наука в состоянии ответить. Я как церковнослужитель могу сказать, что тут сам сатана поработал. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может быть, он назначен Господом быть генералом или архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради».

Родительницу с ребенком из баньки привезли в избу, сродники толпились около кровати и подавали советы. «Ты, Манька, титьку ему не давай, - говорил дядя Яким - он денька два покричит, да и окочурится. И тебя развяжет, да и сам в Царствии Небесном будет тебя благодарить. Нет ему места в энтой жизни».

Но все же через восемь дней младенца принесли в церковь.

Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.

СПАСИТЕЛЬ, написанный Григорием Журавлевым

Дядя Яким был восприемником. Принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки, он ворчал: «И что это за ребенок такой, один только рот». Батюшка укоризненно сказал: «Мы не знаем, какой Божий Промысл об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения ястий, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, еще не ты, а он тебя будет кормить». «Ты, батюшка Василий, не тово толкуешь. Ну как такой калекша будет мне, здоровому мужичищу, пропитание предоставлять?» «Что человеку невозможно, то Богу возможно», - сказал отец Василий.

А сто лет спустя, в 1963 году, в Югославии, сербский историк живописи Здравко Кайманович, проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, в селе Пурачин, около Тузлы, обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

…Плохо бы пришлось маленькому Грише, если бы не старшие брат и сестра. Крестный, дядя Яким, сработал для Гриши особую низкую колясочку, которую привез во двор со словами: «Для моего будущего кормильца». И где бы братик и сестра ни ходили, они везде возили с собой Гришу, который рос смышленым мальчиком и смотрел на мир Божий ясными вдумчивыми глазами. Обучать его грамоте и закону Божиему приходил сам отец дьякон. Гриша, сидя на лавке, навалившись грудью на стол и держа в зубах карандаш, старательно выписывал на бумаге буквы. Вся деревня его жалела, и все старались для него что-нибудь сделать. Дети, обычно безжалостные к юродивым и калекам, не обижали и не дразнили Гришу. Отец Гриши с Кавказа не вернулся, видно, сразила его лихая чеченская пуля. Но нужды в семье не было, потому что мир взял на себя заботу о ней. Помогал и отец Василий, и барин - предводитель уездного дворянства, отставной генерал князь Тучков.

Рисовальные способности у Гриши проявились рано. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания телесные он видел многое такое, чего другие не видели. Детским умом он проникал в самую суть вещей и событий, и порой его рассуждения удивляли даже стариков. По предложению барина, Гришу каждый день возили в колясочке в усадьбу, где с ним занимались учителя, обучавшие генеральских детей. Но особенно притягательной для Гриши была церковь. Он постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне и на все праздники. Проталкиваясь через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Князь не оставлял Гришу своей милостью и отправил его учиться в Самарскую гимназию. Брат и сестра поехали с ним.

Городской попечительский совет снял для них квартиру неподалеку от гимназии, внес плату за обучение, а барин оставил деньги на прожитье и на извозчика. Брат отвозил Гришу в гимназию и оставался с ним в классе, а сестра хозяйничала дома, ходила на рынок, готовила нехитрую снедь. Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, но со временем привыкли и полюбили за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом. «Надо же, никогда не унывает человек! - говорили они. - Не то что мы - зануды и кисляи».

Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева. Когда Гриша оказывался в мастерской, он, вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, испытывал праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они стали учить его мастерству тонкой иконной живописи.

Хозяин специально для него поставил отдельный столик у окна, приделал к нему ременную снасть, чтобы пристегивать Гришу к столу, дал ему трехфитильную керосиновую лампу и от потолка на шнурке подвесил стеклянный шар с водой, который отбрасывал на стол от лампы яркий пучок света. А Гришиного брата учили тому, чего не мог делать Гриша: изготовлению деревянных заготовок для икон, грунтовке и наклейке паволоки, накладке левкаса и полировке коровьим зубом, а также наклейке сусального золота и приготовлению специальных красок. Самого же Гришу учили наносить на левкас контуры изображения тонкой стальной иглой - графьей, писать доличное, а также и сами лики, ладони и персты. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Трудно это было: доска лежала на столе плашмя, чтобы краска не стекала вниз, а кисточку по отношению к доске следовало держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Мастер, заглядывая на Гришин стол, кричал другим: «Эк, Гришка, во’рона-то ловко отработал! Как живой к Илье Пророку летит!»

Начал Гриша с простых икон, где была одна фигура святого, потом перешел к более сложным сюжетам и композициям. Хозяин его поучал: «Ты икону пиши с Иисусовой молитвой. Пиши истово, по-нашему - по-русски. Ты человек чистый, в житейских делах не запачканный, вроде как истинный монах. Мы бы хотели так писать, да не получается. Опоганились уже. Где уж нам подлинно святой образ написать! У нас не обитель монастырская, где иноки-изографы святое послушание сполняют и перед написанием образа постятся, молятся, молчат, а краски растирают со святой водой и кусочком святых мощей. У нас просто мастерская, с мирскими грешными мастерами. Нам помогает то, что иконы после наших рук в храмах Божиих специальным чином освящают. Тогда образ делается чистый, святой… Ты совсем другое дело. У тебя благодатно получается. Но не забывай блюсти канон. Будет бес искушать добавить отсебятину, но ты держись канонического. Потому как каноническое - есть церковное, а значит соборное. Не дай тебе Бог допустить в иконе ложь. Ложь в иконописании может нанести непоправимый вред многим христианским душам».

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА написанная Григорием Журавлевым

Шли годы, многому научился Гриша в мастерской Сексяева. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Были они нарасхват. Ибо мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили то, что это были иконы нерукотворные. Верили, что Сам Дух Святой помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это - подвиг по Христу. Очередь заказчиков составилась на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил мастерскую, подготовил себе помощников и взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел.

К 1885 году, в царствование благочестивого Государя Императора Александра Александровича, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святыя Живоначальныя Троицы. Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках ходила в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро, в течение одного часа, и Гриша решил писать по загрунтованному холсту, наклеенному на стены. Около него находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма, только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдая от усталости и боли. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались кровоточащие язвы. Работа со стенами пошла легче. Первым делом Григорий начал писать благолепное явление патриарху Аврааму Святыя Троицы у дуба Мамврийского, стараясь, чтобы вышло все, как у преподобного изографа Андрея Рублева.

Свв. Кирилл и Мефодий, написанные Григорием Журавлевым

Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: «Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей?» Псковские штукатуры ухмылялись. «Как расписывает? Известно как - зубами, - говорили мужики, попыхивая самокрутками, - берет кистку в зубы и пошел валять. Голова туды-сюды так и ходит, а два пособника его за тулово держат, передвигают помалу». «Чудеса! - удивлялись журналисты. - А пустит он нас поснимать?» «Как не пустит. Пускай народ православный, хуч не в натуре, а все же на ваши фотки поглядит. Иконы у Григория уж больно хороши, для души и сердца очень любезны. Одним словом сказать - нерукотворенные». Несколько лет подряд расписывал храм Григорий. От напряженной работы и постоянного вглядывания в рисунок почти вплотную испортилось зрение. Пришлось ехать в Самару заказывать очки. Очень безпокоил рот: трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы, на языке появились болезненные язвочки. Когда он, сидя после работы за столом, не мог есть от боли во рту, сестра всхлипывала: «Мученик ты, Гришенька, наш».

Наконец, храм был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления и духовной консистории. Из окрестных деревень собрался принарядившийся народ. Когда начальство вошло во храм и оглядело роспись, - все так и ахнули, пораженные красотой изображений: в красках сиял весь Ветхий и Новый Завет. Была фреска «Радость праведных о Господе», где праведные, ликуя, входят в рай, было «Видение Иоанна Лествичника», где грешники с лестницы, возведенной на воздусях от земли к Небесам, стремглав валятся в огненное жерло преисподней. Изображение настолько впечатляло, что две купчихи так и покатились со страху на руки своих мужей и без памяти были вытащены на травку. Было и «Всякое дыхание да хвалит Господа», и «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь», где были изображены всякие скоты, всякая тварь поднебесная, а также море с гадами и рыбами, играющими в пенистых волнах.

Освящение было торжественное. Пел привезенный из Самары архиерейский хор. Ектеньи громовым гласом поизносил соборный протодьякон. А Гриша в это время был болен, лежал дома…

Примерно через месяц после освящения собора из Самары в Утевки приехал чиновник по особым поручениям при губернаторе с конвертом, запечатанным гербовыми сургучными печатями. В конверте было письмо от министра двора Его Императорского Величества с приглашением Григория Николаевича Журавлева в Санкт-Петербург и с приложением пятисот рублей ассигнациями на дорогу. Провожали Гришу к царю в Петербург всем селом. Отслужили напутственный молебен, напекли пирогов-подорожников.

Григория сопровождали брат и сестра. От Самары вначале плыли на пароходе «Св.Варфоломей», потом ехали чугункой. На вокзале встречали посланные от графа Строганова люди с каретой. Карета подкатила к Строгановскому дворцу на Невском проспекте, и приезжих поместили во флигеле для гостей, в трех комнатах. Для Григория была приготовлена мастерская. И с первого дня к Григорию стали приходить посетители. Первым явился именитый первогильдейный купец Лабутин - обладатель крупной коллекции икон. Он предложил Грише заключить контракт на изготовление 50-и икон. Тут же выложил на стол крупную сумму задатка.

А если помру, - сказал Гриша, - что тогда будет?

Лабутин потер руки и пожелал ему многая лета. Вслед за этим потянулся нескончаемый поток посетителей: студенты Академии художеств, любопытные великосветские дамы, газетчики и журналисты, ученые - профессора медицины Бехтерев, Греков, Вреден… Навестил его и земляк, приехавший с Поволжья, - знаменитый иконописец Никита Саватеев, писавший образа для Царской семьи. Он подарил Грише икону прп.Сергия Радонежского, кормящего в лесу хлебом медведя. Гриша икону принял с удовольствием и долго рассматривал подарок, дивясь тонкому строгановскому письму.

Как-то раз к Грише зашел сам граф Строганов, предупредил, что ожидается высокое посещение Государя Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Федоровны. И вот однажды во двор Строгановского дворца въехала карета Государя. Гриша сидел на диване в ожидании высоких гостей и смотрел на входную дверь. Дверь открылась, вошли Государь с Императрицей. Государь был видом настоящий богатырь, приветливое лицо его было украшено окладистой бородой. Одет он был в военный мундир с аксельбантом под правый погон и белым крестом на шее, шаровары заправлены в русские сапоги с голенищами гармошкой. Государь сел рядом с Гришей. Императрица - напротив, сказала Императору по-французски: «Какое у него приятное солдатское лицо». Действительно, на Гришу приятно было смотреть: глаза большие, ясные и кроткие, лицо чистое, обрамленное темной короткой бородкой. Волосы на голове недлинные и зачесаны назад. Окружавшие Гришу люди стали показывать иконы его письма. Иконы понравились Августейшей чете. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ - «Млекопитательница», который тут же и был ей подарен.

Ну, а теперь посмотрим, как ты работаешь, - сказал Государь, вставая с дивана. Гришу перенесли в мастерскую, посадили на табурет, пристегнули к столу ремнями. Брат дал ему в зубы кисть. Гриша обмакнул кисть в краску, немного отжал ее о край и начал споро писать лик святого. Вскоре его кисть сотворила чудо, и с иконы глянул благостный образ Святителя Николая.

Ну, спасибо, брат, уважил, - сказал Император и, отстегнув золотые карманные часы с репетицией, положил их на столик рядом с Гришей. Затем обнял его и поцеловал в голову.

На следующий день из Канцелярии двора Его Величества принесли указ о назначении Грише пенсии - пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. И еще один указ о предоставлении Григорию Журавлеву иноходца с летним и зимним выездом. С весной Гриша вернулся в родные Утевки, жизнь пошла по-старому. С утра звонили в соборе, и изографа на иноходце с летним выездом везли на раннюю и сажали в кресло на клиросе, где он от души пел весь обиход обедни. После службы ехали домой, где он вкушал завтрак и, помолившись, перемещался в мастерскую, с головой уходил совсем в другой мир, где не было кабаков, пьяных мужиков, вороватых цыган, бранчливых баб и сплетниц-старух. А был удивительный мир, где на липовых и кипарисовых досках его Богоданным талантом рождалось Святое Евангелие в красках.

Гриша часто задумывался о иконописном каноне. Иногда у него возникало искушение добавить что-то от себя, но религиозное чувство удерживало от этого. Он знал, что иконописный канон создается, во-первых, святыми, через мистические видения и через их духовный опыт, во-вторых, через откровения Божиим людям в чудесах наитием Святаго Духа, и, в-третьих, он черпается из сокровищницы Священного Писания и Предания. Конечно, изографы только исполнители воли святых. Так, Андрей Рублев никогда не написал бы своей знаменитой «Троицы», если бы не наставил его прп.Сергий Радонежский. А в конце XIX века старцу Амвросию Оптинскому было явление Божией Матери на воздусях, благословляющей хлебную ниву. И стали писать новый Богородичный образ - «Спорительница хлебов»… Но вот наступил XX век, когда человечество опозорило себя неслыханно кровавыми войнами, чудовищными злодеяниями, гордым богоборчеством. Григорий по-прежнему писал образа. За его иконами приезжали с далеких окраин России, из других православных стран… Но в 1916 году, когда шла война с Германией, он стал часто болеть. Во время болезни ему в сонном видении было откровение: что наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. Церкви начнут закрывать, а Утевский собор во имя Святыя Троицы превратят в овощной склад. Через три года так и случилось. Слава Богу, Гриша этого не видел, потому что уже лежал в могиле.

Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ «Благоуханный цвет», но по болезни никак не мог дописать. Накануне батюшка исповедал Гришу, соборовал и причастил Святыми Дарами. Лампадки освещали отходящего страдальца, который безпокойно метался по постели и все кричал, чтобы Ангел Божий пришел и дописал икону «Благоуханный цвет». К утру Гриша предал дух свой Богу…

А когда пришел заказчик за иконой «Благоуханный цвет», она оказалась законченной и даже была покрыта олифой. Кто завершил икону - неизвестно. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: «Се, Человек».

П омоги и нам с Вами, дорогие наши читатели, на примере этого дивного православного иконописца, с благодарностью пережить все те трудности, которые Господь наш Иисус Христос посылает нам для нашего спасения!

Всем привет. Вот настроение появилось для написания этой истории. Есть у меня знакомая одна, с ней я познакомилась лет 10 назад, моя сестра работала на рынке и эта самая знакомая по соседству тоже торговала. Рынок у нас маленький, все друг друга знают. Я тоже потом подрабатывала в 17 лет там и с ней очень подружилась, несмотря на разницу в возрасте. Хотелось бы рассказать историю этой женщины, которая прошла через многое. Имя я напишу ненастоящее.

Итак, Ира с области родом, жила там с матерью, человек деревенской закалки. Как-то вечером опоздала на автобус после работы и пришлось идти пешком. Дорога дальняя. И произошло несчастье - запихнули в машину и увезли в лес, а народу никого, до поселка еще идти и идти. Ее изнасиловали и сильно избили. Было это почти 20 лет назад. Мне даже страшно подумать о ее состоянии в тот момент. Я не знаю как они ее так избили, но вот прошло около 20 лет уже, а глаза у нее смотрят в разные стороны, операция дорогостоящая ей, не по карману. Так вот не только глаза испортили - она еще и забеременела от кого-то из ублюдков. Мать ее выгнала из дому, обвинив Иру во всем саму. Вот так она беременная, уехала жить в город сюда, снимала много лет комнатенку в общаге старенькой. Родила она дочь. Не знаю как ей тяжело было и насколько, да думаю итак понятно.Вышла замуж через несколько лет, родила сына, супруг ее бросил. Так вот она и тянула двоих детей, живя в комнатке маленькой. Потом встретила мужчину, стали они жить у него в квартире с детьми. Он одинокий, никого нет из родственников. В принципе ничего жили, да вот проблема была - выпьет и что зря творит, денег не дает с зарплаты. Иринка нашла выходи из ситуации - лупила его бейсбольной битой, что было беспроигрышным аргументом в борьбе за власть и деньги. Как-то раз таки выкинул он эту биту в окну, а Ира когда кинулась искать ее, на улице ее и след простыл.

Сын рос спокойным нормальным ребенком, учился хорошо. А вот дочь оторви и брось. Как только она не говорила с ней, что ни делала - видимо, отцовские гены поперли. Кстати, так и не нашли этих уродов, да и она помнит все как в тумане, не выдержала бы судебных тяжб - поддерживать же было некому.

И вот однажды значит встречаю я ее лет пять назад, а до этого долго не виделись. Ну и типичные вопросы Как дела? Как дети? Как муж? Она в ответ мне на вопрос о муже выдает - отдыхает. Я - где? Она - на кладбище. Я прифигела. И вот она рассказывает.

В один злосчастный день дочь опять что-то натворила. Ира в этот день спешила домой устроить очередную взбучку после звонка учительницы. Заходит и слышит нечеловеческие вопли. А дома ее значит сожитель, намотав на руку длинные волосы ее дочери, лупит последнюю головой об стенку. Ира, не помня себя, схватила нож с кухонного стола и ударила им сожителя... Он выжил, скорую вовремя вызвали, от написания заявления отказался, он тогда был пьяный. Некоторое время все было даже хорошо, но ситруация повторилась практически. Я не стала ее расспрашивать почему она опять за нож схватилась, много всяких почему, итак понятно, что ей плохо. Во второй раз мужик не выжил. Полтора года судов и следствий было. Как она сказала - самое главное, что мои дети были со мной и поддерживали меня, иначе я бы сломалась. Доказали, что это была самооборона.

Сейчас ей около 40, сын растет и радует, дочь взрослая, изменилась в лучшую сторону. А Ира одна и никогда больше не хочет отношений серьезных. Работает на износ для детей, делает все, что может. Я не имею права судить или осуждать ее, мне ее по-человечески жаль и в то же время я искренне ею восхищаюсь, что она прошла через столько дерьма в этой жизни и не сломалась. Надеюсь, у нее еще будет много поводов в жизни для радости, хватит уже горя ей.

Вот такая история обычной женщины, коих миллионы, похожа на сюжет фильма, но это суровая реальность.

В мире много хороших и сильных людей. Но пример стоит брать с самых лучших. Проживших такую жизнь, после которой не страшно умирать. Жизни этих великих людей - это и есть примеры реальной любви, реальной дружбы, реальной силы духа, реальной доброты.

Но в наше время тотальной путаницы не всегда легко различить настоящих великих людей среди просто знаменитых и мечтавших быть великими. Среди так называемых "звезд".

Такие сиьльные люди как Александр Невский, адмирал Нахимов, адмирал Ушаков будут сиять нам всегда. Но сила духа - не где-то в прошлом. Герои рождаются и в наше время, и не обязательно это герои войны.

Дистанционный (онлайн) курс помогает обрести смелость и спокойствие: «Преодоление страхов и тревог»

Правда о 6 роте псковского десанта


Этот материал выбивается из ряда других материалов этого раздела нашего сайта. Здесь нет детального портрета одной личности. Это коллективный портрет подвига 90 русских солдат и офицеров, просто исполнивших свой воинский долг перед Родиной. И все-таки этот подвига показывает пример силы человеческого духа и вдохновляет. Особенно на фоне подлости и предательство, которое совершилось тогда же, на том же самом месте, и стало одной из причин трагедии.
Читать дальше

Пожарный Евгений Чернышев: оставался на линии огня

Евгений Чернышев, начальник службы пожаротушения столичного управления МЧС России, погиб 21 марта 2010 года при тушении пожара в здании на 2-й Хуторской на севере Москвы, организуя спасение людей из огня.
Читать дальше

Архимандрит Алипий Воронов: лучшая защита - наступление

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. А всякий монах должен быть сильным человеком. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.
Читать дальше

Боярин Евпатий Коловрат - смерть как победа


В наши дни, когда Россия вновь оккупирована, без боя захвачена и уничтожается врагами, подвиг Евпатия воодушевляет многих. Но, как всегда, находятся провокаторы, которые стараются исказить правду, из всего здравого похитить здравое зерно. Одна неоязыческая хардрок-группа выпустила песню «Евпатий Коловрат». Хороша была бы песня, если бы не повторялось в припеве странное определение, данное витязю ее авторами – «Перуна солдат»...
Читать дальше

Подростки – герои Великой Отечественной

В советское время портреты этих сильных людей висели в каждой школе. И каждый подросток знал их имена. Зина Портнова, Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, Зоя и Шура Космодемь-янские. Но были и десятки тысяч юных героев, чьи имена неизвестны. Их называли «пионеры-герои», комсомольцы.
Читать дальше

Князь Александр Невский: солнце земли русской

Другой бы на месте Александра Невского сжег новгородские посады, как это делалось при любой осаде, и затворился с народом в крепости, дожидаясь подкрепления от отца. Александр, которому было тогда всего 20 лет, поступил иначе. Он с небольшим войском из новгородцев и ладожан пришёл к Ижоре и застал неприятеля врасплох.
Читать дальше

Адмирал Ушаков - непобедимый флотоводец

Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: "За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо"...
Читать дальше

Иннокентий Сибиряков: «Помогите, я страшно богат!»

Золотопромышленник рубежа XIX - XX веков Иннокентий Сибиряков всю жизнь боролся… с богатством. Начав борьбу 14-летним юношей, пройдя через клевету (зачастую - от им же облагодетельствованных людей) и психиатрические освидетельствования, он закончил ее лишь незадолго до ранней смерти - схимником. Он победил.
Читать дальше

Михаил Скобелев: бесстрашный генерал


Так кто же был этот сильный человек, про которого дерзнули сказать «Суворову равный»? Если он был так велик, то почему его имя сейчас упоминается весьма редко?
Читать дальше

Полковник Константин Васильев: жизнь – за друзей

Самое главное в жизни, наверное, быть духовно сильным человеком и духовно чистым. Хотя настолько это тяжело! Постоянно хватаюсь за свою дурную, грешную головушку и понимаю: что же ты воротишь, Константин Иванович?!
Читать дальше

Николай Пирогов: Война с болью


Умение сохранять хладнокровие в тот момент, когда человек корчится под твоим ножом, было обязательным для профессионального хирурга XIX века. У Пирогова так не получилось: чем больше он усваивал медицинских секретов, тем чувствительнее относился к чужой боли.
Читать дальше

Елисавета Фёдоровна Романова: милосердие и чистота

Как она была прекрасна! Сколько самых знатнейших женщин завидовали ослепительной её красе, сколько самых достойных мужчин, королевских кровей восхищались её красотой редкой, хрупкой, пленительной и добивались руки и сердца!..
Читать дальше

Добрый доктор Гааз


Истории о докторе Федоре Петровиче Гаазе до сих пор рассказывают в больницах и тюрьмах Москвы. В жизни этого доброго и сильного человека не было «чужой» боли и «плохих» людей. Не было своей семьи, так как он считал, что не хватит времени на отверженных: каторжников, бедных, больных.

Адмирал Нахимов. Имя этого сильного человека известно и всегда почитаемо в России, но для большинства оно связано, главным образом, с Синопом и обороной Севастополя в Крымской войне. И не все знают, какой не только героической, но и полной драматизма была жизнь адмирала Нахимова, этого славного сына Отечества...
Читать дальше

Митрополит Серафим Чичагов: пламенный


Его военная карьера сложилась следующим образом: прапорщик, подпоручик, поручик, адъютант товарища Его Императорского Величества генерал фельдцейхмейстера, штабс-капитан, полковник. В 1877-1878 годах он участвовал в русско-турецкой кампании. За храбрость при осаде Плевны и взятии Телиша был награжден генералом Скобелевым личным оружием.
Читать дальше

Которой может быть сформировано с помощью упорства в преодолении трудностей. Только благодаря силе духа человек имеет возможность добиваться своих целей, преодолевать самые сложные препятствия.

Божественное в человеке

О том, что такое сила духа, было сказано немало. Нередко данное качество сравнивают с силой воли или же говорят, что эти два качества идут рука об руку. Воля человека представляет собой умение принимать решения и неукоснительно им следовать. Сила духа непосредственно связана с волей, однако она скорее является мировоззренческой концепцией.

У славянских волхвов древности существует молитва. В ней одна из цитат - о силе духа: «Тело мое - это ножны для клинка моего духа». Во многих религиозных, а также эзотерических трактатах можно проследить одну и ту же идею: дух наделен природой огня, или же эфира - то есть, того места вселенной, где обитают боги. Независимо от концепций, эта часть человека считается дарованной ему свыше.

Некоторые психологи считают, что алкоголикам и наркоманам неизвестно, что такое сила духа. Именно поэтому самые дорогие средства лечения оказываются бессильными перед этими зависимостями. Отсюда вытекает известный принцип о том, что зависимость невозможно вылечить - она лишь переходит из одной формы в другую. Поэтому измениться как личность человек может только посредством укрепления своего духа. Сила воли является лишь одним из инструментов на пути к личностным переменам.

Сила духа: определения

У словосочетания «сила духа» есть несколько определений. Во-первых - это качество, которое делает человека более мужественным. Оно состоит из нескольких компонентов: упорства, силы воли, стойкости. О людях, обладающих этим качеством, метафорически говорят, что они сделаны из железа. В связи с этим можно привести цитату о силе духа поэта Н. Тихонова: «Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей». Поэт говорил так о моряках, которые готовы принять смерть. Однако развитие внутренней силы возможно для каждого человека, не обязательно этот процесс происходит в условиях военной службы.

Есть еще одно определение силы духа: это способность человека терпеть дискомфорт и неприятные условия ради достижения будущей цели. С этой точки зрения, сила духа может быть развита, когда человек умеет сказать себе: «Сегодня я потерплю дискомфорт ради того, чтобы завтра моя желанная цель была достигнута».

Что дает сила духа?

Во-первых, сильный человек быстрее способен обезоружить своего внутреннего критика. Ведь на пути к любой цели не избежать препятствий. И в какой-то момент есть риск опустить руки, решив, что сил дойти до конца не хватит. Только у того, чей дух силен, будут шансы победить этот негативный внутренний голос и дальше продвигаться к цели.

Также данное качество позволяет делать правильные выводы из совершенных ошибок, не застревать в самообвинениях. Сильный человек не станет тратить свою жизненную энергию на ненужные раскаяния. Не будет он и игнорировать свои ошибки. Его стратегия - это ответственность за совершаемые действия. Поэтому сила духа позволяет каждый шаг рассматривать как приобретение нового опыта.

Помимо этого, данное качество позволяет человеку честно смотреть в глаза своим страхам. Выйти из «зоны комфорта» всегда нелегко. Однако если человек силен, он знает, что у него получится справиться со стрессом и идти вперед, несмотря ни на что.

Примеры

Одним из примеров силы духа является Паша Пасынков из одноименного произведения К. Чуковского. Ценой собственной жизни он решает принять огонь всех зениток противника на себя. Самолет Пасынкова горит и становится неуправляемым, однако все-таки ему удается приземлиться на Неву. Так герою удалось сохранить в целости не только дома и несколько мостов, но и множество людских жизней. Все это - благодаря силе воли главного героя.

Также пример твердости силы духа можно найти и в текстах Л. Овчинниковой. В них речь идет о детях блокадного Ленинграда. Многие из них остались без родителей, на их глазах рушились дома, падали от голода люди. Дети по первому зову собирались во Дворце пионеров, несмотря на голод, холод и обездоленность. Там они занимались вязанием, шитьем, рисованием, танцами и пением. Тогда они еще не знали о той силе, которой обладает искусство. Ребятишки приехали с выступлением на военный крейсер. Взрослые, которым каждый день приходилось сталкиваться со смертью, были поражены силой духа детей.

В. П. Астафьев: образец духовной мощи

Также пример силы духа человека можно найти и в тексте журналиста Г. К. Сапронова, который также является членом Ассоциации книгоиздателей России. Автор раскрывает данную тему на примере биографии Виктора Петровича Астафьева. Он смог пройти через множество жизненных тягот - сиротство, бездомность, военные годы, а также послевоенную нищету и разруху. Однако он сумел справиться со всеми бедами, остаться самим собой. Астафьев при этом работал, не покладая рук. Он каждый день садился за рабочий стол и дописывал созданные им сюжеты, чтобы прокормить родных людей. Несмотря на все тяготы, он не опускал руки, продолжал трудиться ради себя и своей семьи. Автор уверен, что только сильный духом человек способен перенести все жизненные испытания, преодолеть преграды на пути и одновременно сохранить свои лучшие личностные качества. С этой позицией нельзя не согласиться.

История летчика Маресьева

О том, что такое сила духа, рассказывает также история летчика Алексея Маресьева. Его самолет разбился во вражеском тылу. После этого он в течение 18 дней добирался ползком до своих, так как его ноги были повреждены. После того, как конечности у летчика были ампутированы, он стал учиться ходить на протезах, а затем и снова управлять самолетом. Преодоление Маресьевым всех трудностей говорит о его несгибаемой воле и мужестве. Это истинный пример стойкости и силы духа, который вошел в историю.

Лучше всего узнать о том, что такое сила духа из цитат великих людей. Вот что говорил по этому поводу Лукреций: «Дух силен радостью». С утверждением этим нельзя не согласиться. Ведь именно благодаря внутренним психологическим ресурсам человек может быть силен. Жизненные силы, любовь и запас энергии позволяют двигаться дальше, несмотря ни на какие преграды. Радостные события прошлого могут забываться, однако они продолжают существовать в бессознательной памяти, давая силы для преодоления препятствий и новых свершений. Когда на душе становится грустно, нет веры в собственные силы, одолевает тревога или усталость, важно помнить слова Лукреция. Размышляя о хороших событиях, человек имеет возможность укрепить свой дух.

Укрепление внутренней стойкости

А вот что говорил по данному поводу французский писатель и энтомолог Ж. Фабр: «Счастлив, трижды счастлив человек, которого невзгоды жизни закаляют». Считается, что проходя через жизненные трудности, человек становится сильнее. Ведь кризисом называется такая поворотная точка, когда прежние действия оказываются неэффективными, а новые способы поведения человек еще не придумал.

Сильный духом человек - это тот, кто умеет изобрести эти способы совладания с трудной жизненной ситуацией. Тот, кто не знает, что такое сила духа, имеет все шансы обрести ее именно в сложных обстоятельствах. Закаляет человека именно положительный опыт встречи с непростыми ситуациями. Ведь эти знания придадут ему уверенности и в будущем. Если раньше у него получилось расправиться с проблемами, он будет знать, что решение этих задач ему по силам.

Обстоятельства, в которых человек имеет шанс стать сильнее

Иногда случается и так, что сложная ситуация в жизни человека не находит решения в течение длительного времени. В таком случае дух человека не становится сильнее. Один не теряет надежды, что все может измениться к лучшему. Другой просто адаптируется к новым условиям жизни. В последнем случае человек не становится сильнее, его дух остается слабым. Ведь уход от непростой ситуации не является способом преодоления жизненных препятствий.

Например, человек может бросить работу, на которой у него возникли проблемы. И на следующем рабочем месте его будет ожидать аналогичная ситуация. Или же он не может построить хороших отношений, стремится найти нового мужа или жену. В таком случае он тоже столкнется с подобными проблемами. Ведь в прежней ситуации он не вынес ценного урока, а значит, жизнь будет продолжать сталкивать его с подобными обстоятельствами до той поры, пока он не научится укреплять свой дух, преодолевать стоящие перед ним препятствия.

Художник не может быть неудачником;

быть художником само по себе удача.

Чарлз Хортон Кули

Эта история о том, как воля к жизни и сила духа может снести на своём пути любые преграды и помочь осуществить мечту, какой бы трудной она не казалась.

Судьба постоянно испытывает человека на его жизненном пути. Некоторые люди, будучи здоровыми, пасуют перед малейшими трудностями и жалуются на жизнь. Другие же без жалоб и оправданий преодолевают самые тяжёлые испытания и находят своё место в жизни.

Эпиграфом к этой статье стала цитата, прочитанная мною в социальной сети, на странице удивительного человека, которого зовут Ильдар Апчелеев . В этой ёмкой фразе содержится глубокий смысл, с которым нельзя не согласиться.

Ильдар - художник-самоучка из Куйбышевского района (аул Бергуль). Счастливая улыбка, задорный взгляд и море энергии. А ещё вера в Бога, в себя и свои безграничные возможности. Таким люди видят нашего героя. Это волевой, талантливый и сильный духом юноша, сумел достичь своей цели, вопреки имеющимся трудностям, вставшим на его жизненном пути…

Ещё при рождении молодой человек получил родовую травму, функциональность рук оказалось полностью нарушенной. У Ильдара ДЦП, он является инвалидом 1 группы, из-за болезни у него полностью не функционируют руки, поэтому их работу выполняют ноги. Ильдару всё приходится делать ногами, а точнее, пальцами ног. Он очень талантливый, общительный и добрый юноша, у которого много друзей. Парень любит играть в футбол и компьютерные игры. Но любимым занятием было и остаётся рисование. Несмотря на болезнь, Ильдар старается жить полноценно. Во всём его поддерживает любящая семья.

Первоначально он лепил статуэтки из пластилина, создавал различные поделки из бумаги, и даже учился вышивать. Вскоре перед нашим героем открылся удивительный мир живописи…

В 2013 году Ильдар Апчелеев получил диплом первой степени и электроплиту «Мечта» за свою выставку картин. Своим участием в фестивале творческих людей с ограниченными возможностями «Талант и воля» и таким ошеломительным успехом Ильдар произвёл в родном аул Бергуле настоящий фурор. Никто не ожидал, что первое участие в областном конкурсе станет началом новой жизни для юноши.

Инициатором участия парня в престижном областном конкурсе «Талант и воля» стала Дина Файзулина, руководитель центра татарской национальной культуры Куйбышевского района. Узнав, что юноша пишет картины пальцами ног, Дина решила во что бы то ни стало помочь ему почувствовать себя нужным обществу. Родители Ильдара поддержали эту идею. Культурно-досуговый центр Куйбышевского района выделил денежные средства и транспорт для поездки. И вот шесть картин мама с сыном повезли в Новосибирск. Кстати, названия своим рисункам художник придумывает сам ‒ и они очень точно раскрывают смысл и идею произведения. Например, «Уголок раздумий», «Свободные в степи», «Родной край», «Маленькая мечта»… Каждая картина излучает добро, свет, любовь, счастье и веру. Конечно, рядом с сыном всегда родители ‒ их поддержка и понимание помогают ему достигать тех результатов, которые есть у него сегодня.

Савия Апчелеева, мама: «Очень благодарны Дине и остальным, кто помог нашему сыну принять участие в конкурсе. У него как будто крылья выросли за спиной. Рисует и рисует. Вот соседи теперь просят, чтобы он написал их портрет. Один уже заказ Ильдар выполнил, всем понравилось. Работает уже над вторым ».

Счастлив тот человек, которому есть за что бороться, которому есть чего добиваться. Себя надо ковать. Если человек хочет чего-то достичь в жизни он должен ставить себе цели и добиваться их. Жизнь - это преодоление. Преодоление своего страха, лени, слабостей, внешних обстоятельств. Мы живем, если мы упорно учимся побеждать.

Вспомним историю - человека, вдохновляющего тысячи людей не сдаваться, несмотря на боль, отчаяние и кажущуюся безысходность. Своим примером он каждый день вселяет веру и надежду в сердца миллионов людей по всему миру.

Сила духа, сила воли - это настоящая сила. Победы над собой - это настоящие победы. Жизнь сильного человека - это настоящая жизнь.

Ильдар относится к тому числу людей, которые не сдаются перед жизненными испытаниями, благодаря его упорству, таланту и огромной силе воли, мы имеем возможность созерцать прекрасные картины и вдохновляться творческим успехом художника…

Каждый человек должен помнить то, что в каждой трудности он не один - с ним Тот, кто его Создал. Тот, который всё видит и слышит, даже то, о чём человек молчит, Тот, который знает его душу. Независимо от того, какое горе мы переживаем и независимо от того, насколько брошенными себя чувствуем, с каждым - Всевышний.

В Коране сказано:

Он ответил: «Не бойтесь вы оба! Нет сомнений в том, что Я [Господь миров] - рядом с вами, все слышу и вижу. [Я никому не дам вас обидеть, в нужный момент помощь окажется рядом с вами].*

Cвященный Коран, 20:46

Верующий, принимая во внимание абсолютную «онлайновую» осведомленность Творца, а тем более - Его контроль и власть над всем и вся, никогда не должен отчаиваться и делать все от себя зависящее для достижения счастья и в земном и в вечном!

Гульнара,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова