Мусоргский борис годунов действующие лица. Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М

Опера начинается с того, что народ взывает Бориса Годунова к восхождению на трон. Он не хочет царствовать, так как понимает всю сложность политической обстановки. Его одолевают тяжкие думы и ощущение неминуемой беды.
Годунову не везет ни в политических делах, ни в семейных; все это - наказание за убийство царевича. Шуйский сообщает о том, что в Литовском государстве появился Самозванец - Дмитрий. Однако Борис, одолеваемый тяжкими муками совести начинает расспрашивать его о гибели царевича. Он настолько сильно переживает, что ему начинает видеться призрак покойного.

Далее мы переносимся в Сандомирский замок, где певицы развлекают Марину Мнишек. Женщина настроена решительно, и желает взойти на престол влюбив в себя Самозванца. Иезуит Рангони поддерживает ее в этом, и хочет чтобы "москалей" обратили в веру католическую.

Народ обсуждает слухи о приближении войска Самозванца и предвкушает скорое освобождение от гнета Бориса.

Боярская дума в Кремле. Шуйский рассказывает о душевных терзаниях государевых. Входит Годунов. Летописец рассказывает о том, как один слепой прозрел помолившись на могилке царевича. Государь не выдерживает и теряет сознание. Придя в себя он зовет Федора, дает ему наставления и умирает.

На лесной дороге, недалеко от Литовской границы, народ подстегиваемый Мисаилом и Варлаамом глумится над Хрущевым и попавшимися под руку иезуитами. Появляется войско Самозванца. Народ славит его предводителя.

Юродивый предрекает народу новые страдания.

Трагедия "Борис Годунов" говорит о том, что власть в России не должна быть замешана на крови. В противном случае страдать будут все. Народ является движущей силой истории, и он же остается в проигрыше. А правитель лишившийся поддержки, любви и доверия народа обречен.

Картинка или рисунок Опера Борис Годунов

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лиханов Благие намерения

    Оканчивая пединститут, главная героиня Надя со своими одногруппниками решили работать только там, куда получат распределение. У Нади рано умер отец, и мать воспитывала детей сама, была властной женщиной, не хотела отпускать свою дочь в другой город

  • Краткое содержание Собачья гордость Абрамова

    Я с трудом узнал Егора. Раньше это был весёлый бодрый парень, а сейчас весь осунулся. Он рассказал, что давно не занимается охотой из-за Утопыша, своего пса.

  • Краткое содержание Драгунский Третье место в стиле баттерфляй

    Произведение является составной частью детского сборника под названием «Денискины рассказы», повествующего об историях из жизни одного мальчика, являющегося главным героем по имени Дениска.

  • Краткое содержание Дневник Фокса Микки Саша Черный
  • Краткое содержание Горький Макар Чудра

    Старый цыган Макар Чудра, сидя рядом с рассказчиком, с высоты своих прожитых лет рассуждает о жизни. Он думает об её смысле, о взаимоотношениях между людьми, и, рассуждая о человеческой свободе и воле

В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского - «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.

Немного об опере

Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время и появление в Москве Лжедмитрия.

Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.

Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

  • Борис Годунов.
  • Его сын Федор.
  • Его дочь Ксения.
  • Мамка (кормилица) Ксении.
  • Князь Шуйский, Василий Иванович.
  • Думный дьяк Андрей Щелканов.
  • Отшельник и летописец Пимен.
  • Самозванец, носящий имя Григорий.
  • Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
  • Тайный иезуит Рангони.
  • Бродяга Варлаам.
  • Бродяга Мисаил.
  • Хозяйка корчмы.
  • Юродивый.
  • Пристав Никитич.
  • Боярин Хрущев.
  • Ближний боярин.
  • Иезуит Лавицкий.
  • Иезуит Черниковский.
  • Митюха.
  • 1-й крестьянин.
  • 2-й крестьянин.
  • 1-я баба.
  • 2-я баба.

Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.

Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.

Пролог. Картина 1

В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей. Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем. Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.

Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.

Картина 2

Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.

На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.

Действие первое. Картина 1

Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.

Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.

Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.

Картина 2

Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.

Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам - беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья. Юношу поглотили мысли о задуманном плане - выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах - кого-то разыскивают. Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.

Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.

Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле. Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну. Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении - месть за страшное, совершенное им злодеяние - умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Действие третье. Картина 1

Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.

Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта - с помощью женитьбы на оказаться на московском престоле.

Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.

Картина 2

Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони. Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца. Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.

Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.

Действие четвертое. Картина 1

Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.

Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.

Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются. Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».

Картина 2

Действия разворачиваются в (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.

Картина 3

Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова. В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия. Народ поддерживает их и желает смерти Борису.

Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним - войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.

На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.

Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
БОРИС ГОДУНОВ
Народная музыкальная драма в четырех действиях с прологом (десяти картинах)
Либретто по одноименной трагедии А. С. Пушкина написано самим композитором.
Впервые была поставлена 8 февраля 1874 г. в Петербурге, в Мариинском театре.
Действующие лица
Борис Годунов баритон или бас
Феодор Дети Бориса меццо-сопрано
Ксения Дети Бориса сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец, отшельник бас
Самозванец под именем Григория тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано или драматическое сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил бродяги тенор
Хозяйка корчмы меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуит
Черниковский иезуит 6ас
Митюха бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, пристава, паны, пани, сандо-мирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в России и Польше в 1598-1605 годах.

Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава
«вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к
концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.
Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с
колокольным звоном.
Действие первое. Картина первая . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах
Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его.
Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о
царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С
замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем -
ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.
Картина вторая .В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он
пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.
Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает,
что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине
появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама - кто они да откуда.
Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ
вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали...
Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого
царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности
злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.
Действие третье. Картина первая. В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви
он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.
Картина вторая . Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.
Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу
в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть
настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек.
Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из
собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к
Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит». Таков и приговор народа.
Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре
жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом
«Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением
выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича,
лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить
угодников Божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в
монахи царь идет»*. Борис умирает.
Картина третья . Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущевым. Тут как тут Варлаам
и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку
попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.
* Царей перед смертью постригали в монахи.

Борис Годунов русский царь (1598 1605) Образ в искусстве «Борис Годунов» опера Иоганна Маттезона (1710) «Борис Годунов» историческая трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» опера М. П. Мусоргского по пьесе А.… … Википедия

- «БОРИС ГОДУНОВ», СССР, Мосфильм, 1954, цв., 111 мин. Фильм опера. По одноименной музыкальной драме М.Мусоргского. Экранизация одноименной народной музыкальной драмы М.Мусоргского в постановке Гос. академического Большого театра СССР. Балетмейстер … Энциклопедия кино

БОРИС ГОДУНОВ - I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

На почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952). Содержание 1 Биография … Википедия

Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом. Клавир , М. Мусоргский. Опера Мусоргского "Борис Годунов" - одно из ярчайших и одно из самых "проблемных" явлений своего жанра. От рождения ее сопровождают жаркие споры по вопросам истории, политики, эстетики,…
  • Борис Годунов. Опера в четырех действиях с прологом , Мусоргский М.П.. "Борис Годунов" Мусоргского - выдающееся явление не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Опера написана на либретто самого композитора, основой которого стала…

Действующие лица:

Борис Годунов баритон
Федор дети Бориса меццо-сопрано
Ксения сопрано
Мамка Ксении низкое меццо-сопрано
Князь Василий Иванович Шуйский тенор
Андрей Щелкалов, думный дьяк баритон
Пимен, летописец-отшельник бас
Самозванец под именем Григория
(на воспитании у Пимена)
тенор
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы меццо-сопрано
Рангони, тайный иезуит бас
Варлаам бродяги бас
Мисаил тенор
Шинкарка меццо-сопрано
Юродивый тенор
Никитич, пристав бас
Митюха, крестьянин бас
Ближний боярин тенор
Боярин Хрущов тенор
Лавицкий иезуиты бас
Черниковский бас
Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.

Время действия: 1598-1605 годы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, - писал он. - Это моя задача. Я попытался решить ее в опере».

Работа, начатая в октябре 1868 года, протекала с огромным творческим подъемом. Через полтора месяца уже был готов первый акт. Композитор сам писал либретто оперы, привлекая материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и другие исторические документы. По мере сочинения отдельные сцены исполнялись в кружке «кучкистов», собиравшихся то у , то у сестры Л. И. Шестаковой. «Радость, восхищение, любование были всеобщими», - вспоминал В. В. Стасов.

В конце 1869 г. опера «Борис Годунов» была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил польский акт и сцену под Кромами. Однако вторая редакция «Бориса», законченная весной 1872 года, также не была принята дирекцией императорских театров. «Борис» был поставлен лишь благодаря энергичной поддержке передовых артистических сил, в частности певицы Ю. Ф. Платоновой, избравшей оперу для своего бенефиса. Премьера состоялась 27 января (8 февраля) 1874 года в Мариинском театре. Демократическая публика встретила «Бориса» восторженно. Реакционная же критика и дворянско-помещичье общество отнеслись к опере резко отрицательно.

Вскоре оперу стали давать с произвольными сокращениями, а в 1882 году вообще сняли с репертуара. «Ходили слухи, - писал по этому поводу , - что опера не нравится царской фамилии; болтали, что сюжет ее неприятен цензуре».

«Борис Годунов» был возобновлен в Петербурге много лет спустя (1896) на частной сцене в редакции и инструментовке . С этой поры началось триумфальное шествие «Бориса» по сценам музыкальных театров мира. В последнее время известность приобрела инструментовка оперы, сделанная .

СЮЖЕТ

Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» - калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр - завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя - тягостные предчувствия терзают его.

В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола - царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками - беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении. Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении. Он сурово допрашивает Шуйского - свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка. Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств. Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами. Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды. «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», - поет он.

МУЗЫКА

«Борис Годунов» - народная музыкальная драма, Многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Пролог состоит из двух картин. Оркестровое вступление к первой выражает скорбь и трагическую безысходность. Хор «На кого ты нас покидаешь» сродни заунывным народным причитаниям. Обращение дьяка Щелкалова «Православные! Неумолим боярин!» проникнуто величавой торжественностью и сдержанной печалью.

Вторая картина пролога - монументальная хоровая сцена, предваряемая колокольным звоном. Торжественная величальная Борису «Уж как на небе солнцу красному» основана на подлинной народной мелодии. В центре картины - монолог Бориса «Скорбит душа», в музыке которого царственное величие сочетается с трагической обреченностью.

Первая картина первого акта открывается кратким оркестровым вступлением; музыка передает однообразный скрип пера летописца в тишине уединенной кельи. Мерная и сурово-спокойная речь Пимена (монолог «Еще одно, последнее сказанье») очерчивает строгий и величавый облик старца. Властный, сильный характер чувствуется в его рассказе о царях московских. Григорий обрисован как неуравновешенный, пылкий юноша.

Вторая картина первого акта заключает в себе сочные бытовые сцены. Среди них - песни шинкарки «Поймала я сиза селезня» и Варлаама «Как во городе было во Казани» (на народные слова); последняя насыщена стихийной силой и удалью.

Второй акт широко обрисовывает образ Бориса Годунова. насыщен мятущимся скорбным чувством, тревожными контрастами. Душевный разлад Бориса обостряется в беседе с Шуйским, чьи речи звучат вкрадчиво и лицемерно, и достигает предельного напряжения в заключительной сцене галлюцинаций («сцена с курантами»).

Первая картина третьего акта открывается изящно-грациозным хором девушек «На Висле лазурной». Ария Марины «Как томительно и вяло», выдержанная в ритме мазурки, рисует портрет надменной аристократки.

Оркестровое вступление ко второй картине живописует вечерний пейзаж. Романтически взволнованны мелодии любовного признания Самозванца. Сцена Самозванца и Марины, построенная на острых контрастах и капризных сменах настроений, завершается полным страсти дуэтом «О царевич, умоляю».

Первая картина четвертого акта - драматически напряженная народная сцена. Из жалобного стона песниЮродивого «Месяц едет, котенок плачет» вырастает потрясающий по силе трагизма хор «Хлеба!».

Вторая картина четвертого акта завершается психологически острой сценой смерти Бориса. Его последний монолог «Прощай, мой сын!» окрашен в трагически просветленные, умиротворенные тона.

Третья картина четвертого акта - исключительная по размаху и мощи монументальная народная сцена. Начальный хор «Не сокол летит по поднебесью» (на подлинную народную мелодию величальной песни) звучит насмешливо и грозно. Песня Варлаама и Мисаила «Солнце, луна померкли» основана на мелодии народной былины. Кульминация картины - бунтарский хор «Расходилась, разгулялась», полный стихийного, неукротимого разгула. Средний раздел хора «Ой ты, сила» - размашистый напев русской хороводной песни, который, развиваясь, приводит к грозным, гневным возгласам «Смерть Борису!». Опера завершается торжественным въездом Самозванца и плачем Юродивого.