Маргарита была замужем мастер и. Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Любовь в жизни Маргариты Николаевны

Маргарита - главная героиня романа, возлюбленная Мастера. Ради любви готова на все. Она играет в романе очень важную роль. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения.

До встречи с Мастером Маргарита была замужем, мужа не любила и была полностью несчастлива. Повстречав Мастера, поняла, что нашла свою судьбу. Она стала его "тайной женою". Именно Маргарита назвала героя Мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе, пока Мастер не опубликовал отрывок из своего романа. Посыпавшиеся критические статьи, высмеивающие автора, и сильное гонение, начавшееся на Мастера в литературных кругах, отравили им жизнь. М клялась, что отравит обидчиков своего возлюбленного, особенно критика Латунского. На короткое время Маргарита оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психиатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила своего любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он намекает Маргарите, что знает, где находится Мастер. За эти сведения она соглашается быть королевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становится ведьмой. Продав свою душу, она получает Мастера. В конце романа она, как и ее возлюбленный, заслуживает покоя. Многие считают, что прототипом этого образа послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Из текста романа известны только её имя и отчество - Маргарита Николаевна. Красивая москвичка. Очень сильная и мужественная женщина. По роду занятий домохозяйка, проживает в центре Москвы, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого вовсе не любит, детей у них нет. Состоятельна, обитает в богатой квартире с прислугой. На момент основных событий романа ей 30 лет. В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет мастером, исполняет роль королевы и хозяйки бала сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с мастером в место его последнего приюта.

По мнению булгаковедов, прототипом персонажа Маргариты - по одной версии - стала известная русская актриса начала XX-го века Мария Федоровна Андреева, по другой, более вероятной версии - Елена Сергеевна Булгакова, третья и последняя жена писателя, которую он называл: "Моя Маргарита". В книге о любви главных героев говорится так: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга…". Не исключено, что первая встреча мастера и Маргариты в переулке у Тверской воспроизводит первую встречу Михаила Булгакова с Еленой после почти двадцатимесячной разлуки. 14 марта 1933 года Булгаков передал Елене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Елена Сергеевна печатала под диктовку все произведения писателя 30-х годов, она была его музой, его секретарём..

Мастер - москвич, по профессии бывший историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри..

МАСТЕР - герой романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (1928-1940). В многолюдном собрании лиц, населяющих роман, роль этого персонажа обозначена со всей определенностью. Глава, в которой с ним встречается читатель, названа "Явление героя". Между тем в пространстве сюжета М. занимает немного места. Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица (кроме Маргариты), а некоторые уже его покинули. Затем М. надолго исчезает из повествования, чтобы снова объявиться только в 24-й главе. И наконец, участвует в трех заключительных главах (30-й, 31-й, 32-й). В мировой литературе трудно найти другое произведение, в котором бы герой столько времени находился "за кулисами" сюжета, дожидаясь своего "выхода". Мало соответствуют функции героя сами эти "выходы". В них по существу отсутствует какое-либо действие, что особенно заметно в сопоставлении с деятельной героиней романа, решившейся во имя любви к М. на поступки рискованные и отчаянные. Первый "выход" М. выливается в рассказ-исповедь о ом, что с ним произошло раньше: о романе, сочиненном и сожженном, о возлюбленной, найденной и потерянной, о заточении, сначала насильственном (арест), а потом добровольном (в клинике для душевнобольных). Дальнейшие перипетии героя целиком определяются другими лицами. Воланд "извлекает" его из больничной палаты, чтобы соединить с Маргаритой; Азазелло - "освобождает", отравив его, и освобожденный герой вместе со своей возлюбленной, ставшей тоже свободной, отправляются туда, где их ожидает вечный приют. Почти все события происходят с М, но им не производятся. Тем не менее он протагонист романа. Судьба М. и Маргариты соединяет разрозненные "эпизоди" повествования, скрепляя их сюжетно-событийно и/или символически. мастер маргарита булгаков образ

Герой Булгакова - человек без имени. От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как "номер сто восемнадцатый из первого корпуса". Последнее сопряжено, надо полагать, с литературной реминисценцией: отсылка к другому "заключенному" современной Булгакову романистики - Д-503, герою романа Е.И.Замятина "Мы", судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой М. (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки.) Семантика имени М. сложна для понимания и не поддается однозначному прочтению. Оставляя в стороне темный вопрос о происхождении этого имени, можно отметить, что в текстах Булгакова оно встречается несколько раз, всегда наделено эмфатическим смыслом и вместе с тем употребляется по меньшей мере непоследовательно. "Бедным и окровавленным мастером" называет Булгаков героя "Жизни господина де Мольера"; среди вариантов названия пьесы о Сталине (впоследствии "Батум") фигурирует "Мастер".

В символике романа имя М. возникает в противопоставлении писательскому ремеслу. Знаменитый ответ на вопрос Ивана Бездомного: "Вы писатель?" - "Я - мастер". Если принять во внимание, что перед этими словами шел разговор о романе про Понтия Пилата, сочиненном героем, то очевидна смысловая, ценностная модуляция. Герой оттого стал М., что его литературное занятие вышло за свои границы, превратилось в дело, которое он призван исполнить, на которое венчан, как король на царство. У М. даже есть корона - сшитая Маргаритой черная шапочка с желтой буквой "М". Тогда слово "мастер" означает "посвященный".

Образ М. являет собой развитие лирического героя Булгакова, связанного со своим творцом интимно-родственными отношениями и общей литературной родословной, на генеалогическом древе которой особо выделяются имена Гофмана и Гоголя. От первого герой Булгакова унаследовал звание "трижды романтического мастера", от второго - портретные черты (острый нос, свешивающийся на лоб клок волос) и роковое обстоятельство своей судьбы. В момент отчаяния М. сжигает сотворенный им роман, как Гоголь, уничтоживший второй том "Мертвых душ", как сам Булгаков, бросивший в огонь рукопись романа о дьяволе. По версии И.Л. Галинской, гипотетическим прообразом М. является украинский философ XVIII"Шв. Г.С.Сковорода, который, подобно герою Булгакова, при жизни не опубликовал ни одного из своих сочинений и в определенных обстоятельствах вынужден был притвориться сумасшедшим. Помимо того философская проблематика романа может рассматриваться как отражение философии Сковороды в некоторых важных ее пунктах.

В творчестве Булгакова образ М. соотносится с такими персонажами, наделенными автобиографическими чертами, как герой "Записок юного врача", Турбин ("Белая гвардия"), Мольер (романа и пьесы "Кабала святош"), Максудов ("Записки покойника"). Сюжетные параллели с последним наиболее очевидны. (На них в первую очередь обращают внимание комментаторы Булгакова.) Оба героя - мелкие служащие (один - редакции, другой - музея), ничем не примечательные в обыденной жизни. В обоих внезапно пробуждается писательское дарование. Тот и другой сочиняют роман, принесший им счастье и горе. Подобно Максудову, М., столкнувшись с "братьями по литературе", становится объектом травли. Обоим "на широком поле словесности" уготовано быть "литературными волками" (слова Булгакова, сказанные им о себе). Между тем сочинение Максудова опубликовано, его инсценирует Независимый театр. Роман М. не попал к читателям и духовно сломил его. Затравленный и гонимый, М. отрекается от своего творения, бросив рукопись в огонь.

Максудов сочиняет современный роман, описывая в нем события, очевидцем которых он был. М. наделен даром прозрения, способностью видеть историю двухтысячелетней давности такой, какой она была на самом деле. "О, как я угадал! О, как я все угадал", - восклицает М., когда благодаря Ивану Бездомному, запомнившему разговор с Воландом, он получает возможность сравнить описанное в романе с рассказом живого свидетеля.

В образ М. автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Булгакова писательство - теургия, но не в толковании Вл.С.Соловьева и русских символистов, которое подразумевало "восхождение" к "заоблачным тронам" и обратное жизнестроительное действие, оттуда производимое. Булгаковская теургия - это прозрение истины, ниспосланной свыше, которую писатель должен "угадать" и о которой обязан поведать людям, "чтобы знали…". ("Чтобы знали", - последние слова умирающего Булгакова, которые услышала его жена.) Концепция писателя, олицетворенная в образе М., принципиально отличается от доктрины символистов, согласно которой художественный дар предоставлял его носителю как бы индульгенцию. В стихотворении Ф.К. Сологуба "Я испытал превратности судеб" поэт, много грешивший в жизни, допущен апостолом Петром "внимать святое ликованье" только на том основании, что был поэтом. Для Булгакова пребывание поэтом или прозаиком само по себе еще ничего не означает. Все дело в том, как художник распорядился своим дарованием. Берлиоз, например, разменял свой талант на житейский комфорт и за это должен уйти в небытие. М. исполнил возложенный на него долг, но только наполовину. Он сочинил роман. Однако не выдержал его ноши, предпочел бегство и тем нарушил вторую часть своего предназначения: чтобы знали - узнанное им. (В этом срезе существенно сопоставление судеб М. и Иешуа Га-Ноцри, который имел возможность избежать креста, но ею не воспользовался.) Оттого-то М. "не заслужил света, он заслужил покой".

Трагический образ М., открытый русским читателем в конце 60-х, когда был впервые опубликован роман М.А.Булгакова, стал для отечественной интеллигенции олицетворением дилеммы эскапизма и героизма, символом выбора между этими двумя экзистенциальными возможностями.

При кажущейся идентичности женских образов в наследии мировой литературы, практически невозможно забыть некоторые фигуры женщин, описанных на страницах романов, повестей или новелл. Все грани женской души, покрытые вечной тайной, блестят и переливаются, словно бриллианты, на строках любимой литературной работы. Преданность и вероломство, любовь и ненависть, страсть и безразличие красной нитью проходят сквозь души женских персонажей.

Одним из самых ярких женских образов как русской, так и мировой литературы, бесспорно, является неповторимый образ Маргариты Николаевны, героини Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Образ мастера был во многом связан с М.А. Булгаковым. Можно сказать, что Мастер – автобиографический герой.

Чем была предопределена встреча Мастера и Маргариты?

Что же такого особенного в уникальном и правдоподобном портрете измученной любовью женщины? Читатели знакомятся с Маргаритой в конце второй части романа, а именно в главе «Явление героя».

Мастер, отвергнутый критиками и издателями, повествует Ивану Бездомному свою полную трагизма и боли жизненную историю.

Ему однажды повезло, он выиграл громадную сумму в лотерею, и после этого началась его новая жизнь. Он стал творить, писать книгу своей жизни, погубившую его.

Роман Мастера описывал бытие Иисуса Христа, отличался от трактовки библейской, и вообще был написан в неправильное время. Боясь цензуры и наказания, редакторы просто не печатали роман, считая его пропагандистским и религиозным.

Всё бы было плохо в жизни мастера – этого неизвестного писателя, если бы не любовь. Она, поразив, как финский нож, навсегда осталась в сердце Мастера, так и не пожелавшего назвать своё настоящее имя.

Маргарита Николаевна, а именно так звали возлюбленную Мастера, воплощала в себе эталон красоты для мужчин и предмет зависти для женщин. Она была умна, хороша собой, воспитана…и несчастна.

Перенесёмся во времена действия романа. Нищета была верным спутником всякой женщины, не принадлежавшей к высшему классу. Примусы, заштопанные чулки были чем-то сродни неотъемлемого аксессуара.

Что же было у Маргариты? Хороший муж, прекрасное жилье в особняке, достаток в одежде. Не было только любви. Её она и искала с тем упоением и надеждой, с каким уставший в пустыне путник ищет оазис с водой.

И Маргарита её нашла. Втайне от мужа она начала встречаться с неизвестным писателем, ещё совсем недавно работавшим в библиотеке, а теперь трудившимся над романом о Понтии Пилате.

Казалось, Мастер совсем не подходит Маргарите: он беден, а она богата, он боится выйти в мир литературы, а её решительности хватит на двоих. Но это была самая настоящая любовь, которую без зазрения совести можно назвать вечной.

Чем же отличается образ Маргариты от остальных женских образов?

Прежде всего, к ней не возникает неприязни от её измены. Её любовь настолько чиста, а жертва настолько велика, что читатель начинает ей невольно сочувствовать.

Бал у Сатаны, безграничная верность своему возлюбленному, тяжелое испытание моралью и жалостью (вспомним историю с Фридой) только возвышают Маргариту в глазах читателя. Она не испугалась жизни в нищете после извлечения Мастера из психбольницы.

Она была готова , лишь бы только с любимым мастером. Маргариту нельзя обвинить в меркантильности: она бросила без оглядки богатую обеспеченную жизнь во имя безграничной любви.

Сравним Маргариту с Анной Карениной: последняя была скорее рабой любви, которая хотела лишь собирать с неё сливки. Маргарита же по-настоящему борется за своё счастье. Когда она оказывается к нему близка как никогда, то сразу же бросает мужа. Последнему она оставляет записку с написанным второпях объяснением своего исчезновения.

Образ Маргариты – один из самых ярких женских образов литературы. В нём женщина не слепо верует всем прихотям судьбы, а по-настоящему борется за своё счастье, не боясь связаться с самим Сатаной ради возвращения Мастера из психушки.

Очень интересно, что, читая роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине романа. Впервые образ Маргариты вырисовывается из рассказа мастера о своей возлюбленной.
Иван Бездомный встретился с мастером в сумасшедшем доме. Всю ночь герои пробеседовали, и мастер рассказал историю своей жизни. Неожиданно в его рассказе появилась “Она”: “Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… И меня поразило не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!”.
Маргарита была невероятно одинока до встречи с мастером. И именно в тот день она вышла с желтыми цветами, чтобы мастер, наконец, нашел ее. Между героями сразу же вспыхивают сильные, страстные чувства. Но их любовь несет на себе печать тревоги, обреченности. Желтые цветы Маргариты как бы сигнализируют об опасности. Об этом же говорят и ощущения мастера: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”.
Маргарита вдохновила мастера на продолжение работы над романом. Героиня создавала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа. Именно она и назвала героя “мастером”. Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова – Елены Сергеевны. Она также вдохновляла писателя на работу над его великими произведениями, была с ним всегда рядом, разделяла горести и радости.
Маргарита убеждала мастера, что свет должен увидеть его роман, и произведение, в конце концов, было напечатано. Тогда и начались все несчастья. Критика безжалостно нападала на автора романа о Понтии Пилате. Не выдержав этого, мастер начал сходить с ума. Но и в эти тяжелейшие моменты Маргарита была рядом со своим возлюбленным. Она переживала каждую “хулительную” статью с такой же болью, как и мастер, жаждала отравить самого безжалостного критика – Латунского.
Позднее Маргарита никак не могла простить себе, что посмела в одну ночь оставить мастера одного. Именно тогда он сжег свой роман и попал в клинику. Для героини мастер был утерян, по ее мыслям, навсегда. Маргарита не могла смириться и просто забыть своего возлюбленного. Она была верна ему и себе. Об этом говорит сам автор: “Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви… За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”
В главе 19 мы более подробно узнаем о возлюбленной мастера. Героиня вышла замуж в девятнадцать лет за человека хорошего, богатого, порядочного, обожающего свою жену. Но ни одного дня Маргарита не была счастлива. Автор восхищается и удивляется своей героине: “Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами?” В дальнейшем, тема ведьмовства образа Маргариты получит свое развитие.
Героиня готова на все, чтобы вернуть своего мастера. Так, Маргарита после знакомства с Азазелло становится настоящей ведьмой и оказывается королевой на балу у Сатаны. Воланд, видящий насквозь всех и каждого, недаром выбрал хозяйкой своего бала именно Маргариту. Оказывается, что она являлась потомком одной известной королевы. И королевская кровь дает о себе знать: героиня очень горда, честна, благородна. Она не стала просить после бала законной награды, а затем, получив шанс загадать любое желание, просит за детоубийцу Фриду.
Возвратив благодаря Воланду своего мастера, Маргарита готова быть с ним до конца, не смотря на то, что душевная болезнь сильно изменила ее любимого. Героиня вновь готова идти за мастером, быть с ним каждую минуту жизни.
Очень интересно, что в Маргарите сочетаются черты святой и ведьмы. С одной стороны, ее самоотверженная любовь, верность мастеру восхищают. Ситуация с Фридой говорит о добром сердце Маргариты, ее отзывчивости на чужую боль. Но, с другой стороны, она согласилась стать ведьмой, то есть оказаться частью нечистой силы. Героиня безжалостна к врагам мастера. Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что она убила бы критика Латунского, если бы тот оказался дома в момент разгрома его квартиры.
После смерти, освободившей героев, ведьмовское косоглазие Маргариты исчезло, лицо ее посветлело. Она больше не была ведьмой, но, как и мастер, не заслужила света, а лишь вечного покоя вместе со своим возлюбленным.
Образ Маргариты, без сомнения, является одним из главных в романе. Он отличается большой сложностью, неоднозначностью и, вместе с тем, удивительной красотой.

Сочинение по литературе на тему: Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Другие сочинения:

  1. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за Read More ......
  2. Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в Read More ......
  3. В первоначальном варианте роман “Мастер и Маргарита” был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы общества, поисков истины и того мгновения, которое должно по красоте своей затмить все, мгновения, за Read More ......
  4. За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них – роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах. Центральный образ в романе – образ Маргариты, ведь Read More ......
  5. Над романом “Мастер и Маргарита” М. Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества. Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было опубликовано. В романе прослеживаются три главные линии: Москва в 20-30-е Read More ......
  6. Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из наиболее значительных произведений мировой литературы XX века. “Мастер и Маргарита” – произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору впервые удалось достичь философского и сатирического начала. События начинаются “однажды весной, в час Read More ......
  7. Маргарита – она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что Read More ......
  8. Полет Маргариты над Москвой кажется мне одним из самых ярких и динамичных эпизодов романа. Цель Маргариты – встреча с Воландом, но перед этим ей разрешают полетать над городом, чтобы привыкнуть. Маргариту охватывает удивительное чувство полета, порывы ветра раскрепощают как мысли, Read More ......
Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Тсты охватывают все главы романа. К каждому тесту (вопросу, заданию) предлагается 4 - 6 вариантов ответа, один (изредка несколько) из которых правильный. Тесты можно использовать, чтобы выяснить у учащихся знание текста романа. К тестам прилагаются ответы-ключи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Составил учитель русского языка и

Литературы Стеклов Юрий Николаевич

1. Кому из героев романа принадлежат слова, ставшие крылатым выражением: « Этого не может быть!..»?

1) Мастеру,

2) Понтию Пилату,

3) Ивану Бездомному,

4) Берлиозу,

5) Варенухе.

2. У Берлиоза Михаила Александровича был

1) альт,

2) высокий тенор,

3) низкий бас,

4) контральто,

5) лирическое сопрано.

3. У кого из героев романа «правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный»?

1) у кота Бегемота,

2) у Коровьева,

3) у Азазелло,

4) у Римского,

5) у Воланда.

4. Поэт Иван Понырев хочет отправить Канта

1) на Колыму,

2) в Норильск,

3) на Камчатку,

4) в Соловки

5) в Магадан.

5. Какими папиросами угостил иностранец Ивана Николаевича Понырева?

1) «Беломорканалом»,

2) «Примой»,

3) «Нашей маркой»,

4) «Народной властью»,

5) «Казбеком».

6. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду - лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Брови черные, но одна выше другой». Кто это?

1) Римский,

2) Жорж Бенгальский,

3) Берлиоз,

4) Коровьев,

5) Воланд.

7. «Одет в летнюю серенькую пару, маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». Это

1) Семплияров,

2) Босой,

3) Варенуха,

4) Берлиоз,

5) Стёпка Лиходеев.

8. «Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве,… , появились два гражданина».

1) на Чистых прудах,

2) на Арбате,

3) на Патриарших прудах,

4) на Малой Бронной,

5) на Садовой.

9. «В час небывалого жаркого заката» ходил в перчатках

1) Михаил Александрович Берлиоз,

2) поэт Иван Бездомный,

3) гражданин в клетчатом,

4) иностранец,

5) Иосиф Флавий.

10. Берлиоз(1), Бездомный(2), иностранец(3) были

А) в берете, б) в клетчатой кепке, в) в шляпе

1)1а, 2б, 3в,

2) 1б, 2а, 3в,

3) 1в, 2б, 3а,

4) 1а, 2в, 3б,

5) 1б, 2в, 3а,

6) 1в, 2а, 3б.

А) престранный субъект, немец, француз, не англичанин,

Б) неизвестный, иностранец, интурист, заграничный чудак, заграничный гость, иноземец, незнакомец,

В) англичанин, поляк, шпион, русский эмигрант, заграничный гусь.

1) 1а, 2б, 3в,

2) 1в, 2б, 3а,

3) 1б, 2в, 3а,

4) 1б, 2а, 3в,

5) 1а, 2в, 3б,

6) 1в, 2а, 3б.

Как характеризует такое отношение к иностранцу каждого из них?

12. В каком порядке сидели рядом на скамейке Бездомный, Берлиоз и иностранец?

1) в середине Берлиоз, слева от него иностранец, справа Бездомный,

2) в середине Берлиоз, слева от него Бездомный, справа иностранец,

3) в середине иностранец, слева от него Бездомный, справа Берлиоз,

4) в середине иностранец, слева от него Берлиоз, справа Бездомный,

5) в середине Бездомный, слева от него иностранец, справа Берлиоз,

6) в середине Бездомный, слева от него Берлиоз, справа иностранец.

Докажите неслучайность такого рассаживания.

13. Какими языками владел римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат?

1) сирийским,

2) арамейским,

3) персидским,

4) греческим,

5) немецким,

6) латинским.

14. «Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба». Это

1) Левий Матвей, 4) секретарь Понтия Пилата,

2) Марк Крысобой, 5) Дисмас,

3) Иешуа Га-Ноцри, 6) Вар-равван.

15. Подберите нужное слово вместо пропущенного в предложении: «Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным … Иешуа.

1) башмакам,

2) тапочкам,

3) сапогам,

4) туфлям,

5) сандалиям,

6)калигам.

16. На каких языках разговаривают Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри?

1) на вавилонском, 5) на арамейском,

2) на египетском, 6) на персидском,

3) на аравийском, 7) на латинском,

4) на греческом, 8) на сирийском.

17. Первый диалог:

А. -Ежели бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?

Д. -Сам человек и управляет.

А. – Как же может управлять человек, если он не может ручаться даже за свой завтрашний день? Вдруг возьмёт – поскользнётся и попадёт под трамвай. Это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?

Второй диалог:

Б. – Ну, хотя бы жизнью твоею, ею клясться самое время, так как она висит на волоске.

В. – Не думаешь ли ты, что ты её подвесил? Если это так, ты очень ошибаешься.

Б. – Я могу перерезать этот волосок.

В. – Перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил.

Назовите участников двух диалогов.

А и Д – это соответственно

1) иностранец и Берлиоз,

2) иностранец и Иван Бездомный,

3) Иван Бездомный и Берлиоз.

Б и В – это соответственно

4) Иван Бездомный и Берлиоз,

5) Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат,

6) Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

Что общего в этих диалогах?

18. Из четырёх преступников казнили

1) Дисмаса и Гестаса,

2) Гестаса и Вар-раввана,

3) Иешуа Га-Ноцри,

4) Вар-раввана и Иешуа Га-Ноцри,

5) Гестаса, Дисмаса и Иешуа Га-Ноцри,

6) Дисмаса, Иешуа Га-Ноцри и Вар-раввана.

19. «Нет никого. Я один в мире»,– говорит

1) Иешуа Га-Ноцри,

2) Воланд,

3) Иван Бездомный,

4) мастер,

5) Марк Крысобой.

20. «Из осужденных в честь праздника пасхи кесарь возвращает жизнь»

1) Дисмасу, Гестасу и Вар-раввану,

2) Дисмасу и Гестасу,

3) Вар-раввану,

4) Иешуа Га-Ноцри.

21. – Один, один, я всегда один,– горько ответил

1) профессор 4) мастер,

2) арестованный, 5) первосвященник,

3) прокуратор, 6) поэт.

22. У кого из этих героев тенор?

1) у Ивана Бездомного,

2) у Маргариты Николаевны,

3) у Берлиоза,

4) у Понтия Пилата,

5) у Иешуа Га-Ноцри,

6) у Коровьева.

23. Поэт Иван Бездомный украл в чужой квартире

1) лампочку,

2) велосипед,

3) шапку и брюки,

4) свечу,

5) примус,

6) икону.

24. Клетчатого помощника Воланда звали

1) Фагот,

2) Коровьев,

3) Фагот-Коровьев,

4) Бегемот,

5) Азазелло,

6) Абадонна.

25. «Изменились ли эти горожане внутренне?» – спрашивает

1) Понтий Пилат,

2) Иешуа Га-Ноцри,

3) Иосиф Каифа,

4) Воланд,

5) Стравинский,

6) Римский.

26. «… присвоил одну из этих свечей, а также и бумажную икону»

1) Варенуха,

2) Лиходеев,

3) мастер,

4) Иван Понырев,

5) Аннушка,

6) Маргарита.

27. Какое отношение имеет гражданин Парчевский к гражданке Зельковой?

1) Должен платить алимент,

2) должен прописать её к себе,

3) обещал подарить ей машину,

4) усыновил её детей.

28. «Денежный дождь, всё густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить». Это были

1) марки,

2) доллары,

3) червонцы,

4) стерлинги,

5) лиры.

29. Большого чёрного кота из свиты Воланда звали

1) Фагот,

2) Азазелло,

3) Квант,

4) Пантера,

5) Бегемот.

30. Председателем акустической комиссии московских театров был

1) Жорж Бенгальский,

2) Михаил Александрович Берлиоз,

3) Иероним Поприхин,

4) Мстислав Лаврович,

5) Иван Савельевич Варенуха,

6) Аркадий Аполлонович Семплеяров.

31. «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Это

1) Иешуа Га-Ноцри,

2) Римский,

3) Жорж Бенгальский,

4) мастер,

5) литератор Желдыбин,

6) Иван Бездомный.

32. Мастер «стащил месяц тому назад…»

1) связку ключей,

2) архивную книгу,

3) ампулу с ядом,

4) икону со свечой,

5) древнюю рукопись,

6) десять тысяч рублей.

33. Что было вышито на чёрной шапочке мастера?

1) полумесяц,

2) № 119,

3) его инициалы,

4) красный крест,

5) цветочек,

6) буква «М».

34. Кем был мастер по образованию?

1) журналистом,

2) страховым агентом,

3) историком,

4) врачом,

5) инженером,

6) художником.

35. Какие языки знал мастер?

1) русский, татарский, китайский, английский;

2) русский, английский, немецкий, испанский, японский;

3) русский, английский, французский, немецкий;

4) русский, английский, французский, немецкий, латинский, греческий.

36. Мастер выиграл сто тысяч рублей,

1) когда играл в карты,

2) по лотерейному билету,

3) когда играл в шахматы,

4) когда купил облигацию.

37. Мастер работал

1) в институте культуры,

2) в архиве,

3) в редакции журнала,

4) в музее.

38. Мастер «нанял у застройщика в переулке близ Арбата две комнаты с передней». Первая комната была, по словам мастера, громадная. Сколько квадратных метров составляла её площадь?

1) четырнадцать квадратных метров,

2) восемнадцать квадратных метров,

3) двадцать четыре квадратных метра,

4) двадцать шесть квадратных метров,

5) двадцать восемь квадратных метров,

6) тридцать шесть квадратных метров.

39. Каково было семейное положение мастера до встречи с Маргаритой?

1) был холост,

2) недавно похоронил умершую от туберкулёза жену,

3) жена бросила его и с шестилетней дочерью уехала к родителям в Саратов, 4) развёлся с женой-актрисой,

5) был женат на Вареньке,

6) собирался жениться на красавице Анне Ричардовне, но не женился.

40. Какие цветы любил мастер?

1) астры,

2) черные тюльпаны,

3) гвоздики,

4) розы,

5) полевые ромашки,

6) гиацинты.

41. Кто назвал возлюбленного Маргариты мастером?

1) сам мастер,

3) Иван Понырев,

4) Маргарита Николаевна,

5) Воланд.

42. Роман мастера

3) после восстановления сожженной рукописи был опубликован в Париже, 4) никто не осмелился опубликовать, но один редактор напечатал большой отрывок из романа.

43. Многие герои романа употребляют в своей речи выражение «чёрт его знает». Оно вылетает из уст

1) Берлиоза,

2) Ивана Бездомного,

3) Понтия Пилата,

4) Иешуа Га-Ноцри,

5) мастера,

6) Воланда.

44. « Стоило мне, – рассказывает больной мастер,– перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя окно и было закрыто, влезает …»

1) какая-то змея,

2) какой-то огромный паук,

3) какой-то спрут,

4) смерть с косой,

5) грабитель с кривым ножом,

6) ногами вперед критик Латунский.

45. Кого поместили в комнату № 120 психиатрической больницы?

1) Жоржа Бенгальского,

2) Варенуху,

3) поэта Ивана Бездомного,

4) Босого,

5) поэта Рюхина.

46. Как оказался мастер в психбольнице?

1) Его арестовали и увезли в спецмашине.

2) Без его согласия перевели туда из городской больницы.

З) Обманным путем доставил его туда Алоизий Могарыч.

4) Сам пошёл туда.

5) Уговорила лечиться там Маргарита Николаевна.

47. «Появилась совершенно нагая девица – рыжая, с горящими фосфорическими глазами. Девица подошла вплотную к … и положила ладони ему на плечи.

– Дай-ка я тебя поцелую,– нежно сказала девица, и у самых его глаз оказались сияющие глаза.

Кого поцеловала голая девица?

1) Босого,

2) Римского,

3) Коровьева,

4) Поплавского,

5) Варенуху.

48. «Седой, как снег, без единого черного волоса старик, который ещё недавно был … , побежал к двери, открыл её и кинулся бежать по тёмному коридору».

1) Римским,

2) Варенухой,

3) Босым,

4) Бездомным,

5) Ласточкиным.

49. Римский Григорий Данилович, финдиректор Варьете, боясь нечистой силы, уехал из Москвы в

1) Киев,

2) Ленинград,

3) Ярославль,

4) Ялту,

5) Смоленск.

50. Кого поместили в комнату № 119 психиатрической клиники?

1) Варенуху,

2) Понырева,

3) Бенгальского,

4) Босого,

5) мастера.

51. «Брал, но брал нашими советскими. Прописывал за деньги, не спорю, бывало. Прямо скажем, все воры в домоуправлении. Но валюты я не брал!»–

признается

1) Иван Савельевич,

2) Григорий Данилович,

3) Михаил Александрович,

4) Никанор Иванович,

5) Савва Потапович.

52. В какой комнате психиатрической клиники находился мастер?

1) В комнате № 116,

2) в комнате № 117,

3) в комнате № 118,

4) в комнате № 119,

5) в комнате № 120.

53. «Ты бог зла. Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» – восклицает

1) Маргарита Николаевна,

2) Левий Матвей,

3) мастер,

4) Иван Понырев

5) Дисмас.

54. «С ближайшего столба доносилась хриплая бессмысленная песенка. Повешенный на нем … к концу третьего часа казни сошел с ума от мух и солнца».

1) Гестас,

2) Иуда,

3) Иешуа Га-Ноцри,

4) Дисмас,

5) Вар- равван.

55. Какой смертью умер Иешуа Га-Ноцри?

1) на виселице,

2) на кресте от жары,

3) на кресте пронзен стрелой легионера,

4) на кресте от ножа Левия Матвея,

5) на кресте от удара палача копьём в сердце.

56. «Под этой стеной в два ряда лепилась многотысячная очередь длиною в километр».

Что это за очередь?

1) очередь за билетами на первый сеанс черной магии,

2) очередь за пивом на Садовой,

3) очередь в кассу для обмена валюты,

4) очередь за билетами на второй сеанс в Варьете

5) очередь на Красной площади у мавзолея.

57. «Среди служащих Варьете тотчас разнеслось шушуканье о том, что это не кто другой, как знаменитый Тузбубен».

Тузбубен – это

1) известный в Москве картёжный шулер,

2) известный немецкий врач-психиатр,

3) знаменитый гипнотизёр из Сан-Франциско,

4) милицейская собака-ищейка,

5) главврач психиатрической клиники.

58. « За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук».

Кому принадлежал самопишущий костюм?

1) Коровьеву,

2) бухгалтеру Варьете Василию Степановичу Ласточкину,

3) артисту Куролесову Савве Потаповичу,

4) валютчику Сергею Герардовичу Дунчилю,

5) председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу.

59. В каком учреждении все его работники пели песню против своей воли?

1) В филиале Зрелищной комиссии,

2) в Зрелищной комиссии,

3) в Варьете,

4) в домоуправлении,

5) в Доме Грибоедова.

60. За что арестовали бухгалтера Варьете Василия Степановича Ласточкина?

1) за взятки,

2) за растрату,

3) за воровство в особо крупных размерах,

4) за иностранные деньги, которые пытался сдать в кассу,

5) за хранение дома валюты.

61. Кому была адресована телеграмма следующего содержания?

Меня только что зарезало трамваем на Патриарших. Похороны пятницу, три часа дня. Приезжай. Берлиоз.

1) красавице Анне Ричардовне,

2) экономисту-плановику Максимилиану Андреевичу Поплавскому,

3) добросердечной Прасковье Фёдоровне,

4) Клавдии Ильиничне Пороховниковой,

5) журналисту Алоизию Могарычу,

6) артистке театра Милице Андреевне Покобатько.

62. «Затем рыжий разбойник ухватил за ногу курицу и всей этой курицей плашмя крепко и страшно так ударил по шее … , что туловище курицы отскочило, а нога осталась в руках …».

Вместо многоточий впишите последовательно нужные слова:

1) Лиходеева, Коровьева;

2) Римского, Бегемота;

3) Бенгальского, Фагота;

4) Варенухи, Абадонны;

5) Поплавского, Азазелло.

63. Воланд или его помощники точно описали все обстоятельства будущей смерти

1) Лиходеева и Берлиоза,

2) Берлиоза и Сокова,

3) Берлиоза и Римского,

4) Берлиоза и Поплавского,

5) Берлиоза и Варенухи.

64. Кому принадлежит фраза «осетрина второй свежести», ставшая крылатой?

1) Воланду,

2) Коровьеву,

3) Сокову,

4) Варенухе,

5) Бегемоту.

65. «Он снял соломенную шляпу и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером. … перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился в черного котенка и, вскочив обратно на голову … , всеми когтями впился в его лысину».

Вместо многоточий впишите соответственно нужные слова:

1) Буфетчик, Андрею Фокичу;

2) Бухгалтер, Василию Степановичу;

3) Председатель, Прохору Петровичу;

4) Экономист, Максимилиану Андреевичу;

5) Финдиректор, Григорию Даниловичу.

66. К какому врачу обратился за помощью буфетчик Варьете Андрей Фокич Соков?

1) К одному из лучших специалистов – профессору Бернадскому,

2) к профессору Преображенскому,

3) к профессору Персикову,

4) к профессору Кузьмину,

5) к профессору Стравинскому,

6) к профессору Буре.

67. Сколько лет было Маргарите Николаевне, когда она встретилась с мастером?

1) двадцать пять,

2) двадцать семь,

3) тридцать,

4) тридцать три,

5) тридцать пять.

68. «С тех пор, как … Маргарита Николаевна вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья».

1) шестнадцатилетней,

2) семнадцатилетней,

3) восемнадцатилетней,

4) девятнадцатилетней,

5) двадцатилетней.

69. Какие цветы несла Маргарита Николаевна при первой встрече с мастером?

1) розы,

2) астры,

3) тюльпаны,

4) мимозы,

5) гвоздики,

6) гиацинты.

1) Аннушку, которая пролила масло;

2) рыжую девицу Геллу, с багровым шрамом на шее;

3) Маргариту Николаевну, супругу крупного специалиста;

4) её домработницу Наташу;

5) старую сквалыгу Клавдию Ильиничну Пороховникову.

71. Что приснилось Маргарите Николаевне в ночь с четверга на «пятницу,

когда был изгнан обратно в Киев дядя Берлиоза»?

1) Будто её муж узнал об измене жены,

2) будто они развелись,

3) будто муж заболел и умер,

5) будто мастер манит её рукой, зовёт к себе.

72. Что хранила Маргарита Николаевна тайно от мужа в своём «старом альбоме коричневой кожи»?

1) фотокарточку мастера, его сберкнижку, лепестки розы, часть тетради;

2) интимные фотокарточки, сберкнижку мастера, ветку высушенной мимозы, любовные письма молодых людей;

3) фотокарточку мастера, свою сберкнижку, лепестки розы, часть тетради;

4) три любовных письма мастера, его сберкнижку, носовой платок, вышитый для мастера, его фотокарточку.

73. «В гастроном на Арбате одна гражданка пришла в туфлях, а как стала у кассы платить, туфли у неё с ног исчезли и она осталась в одних чулках с дырой на пятке, а туфли эти волшебные, с того самого сеанса».

Кто кому рассказывает о последствиях сеанса чёрной магии?

1) Римский Варенухе,

2) Варенуха Поплавскому,

3) милиционер следователю,

4) Наташа Маргарите Николаевне,

5) Аннушка своей соседке.

74. «Так пропадите же вы пропадом с вашей обгоревшей тетрадкой и сушёной розой!»

Кто говорит такие слова Маргарите Николаевне?

1) её молодой муж,

2) её красивая домработница,

3) её злая свекровь,

4) её вредная соседка,

5) её рыжий сосед.

75. От кого получила Маргарита Николаевна золотую коробочку с мазью?

1) от Коровьева,

2) от Азазелло,

3) от Бегемота,

4) от Фагота,

5) от Геллы.

76. На чём летала ведьма Маргарита?

1) на метле,

2) на помеле,

3) на ступе,

4) на щетке,

5) на мялке.

77. Кто кого из героев романа назвал богиней Венерой?

1) мастер Маргариту,

2) Азазелло Маргариту,

3) Воланд Маргариту,

4) Коровьев Геллу,

5) Николай Иванович Наталью Прокофьевну.

78. «Под ветвями верб, усеянными нежными, пушистыми серёжками, видными в луне, сидели в два ряда … и, раздуваясь как резиновые, играли на деревянных дудочках бравурный марш в честь Маргариты».

1) прекрасные русалки,

2) нагие ведьмы,

3) мужчины во фраке,

4) толстомордые лягушки,

5) чёрные коты.

79. На чём вернулась ведьма Маргарита в Москву, после того как она искупалась в реке?

1) на половой щётке,

2) на борове Наташи,

3) на самолёте,

4) на машине,

5) на толстяке-бакенбардисте.

80. «Тем, кто хорошо знаком с … , ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов», – так объяснил Коровьев Маргарите, когда она удивилась огромной площади обычной московской квартиры.

1) жилищным законодательством,

2) архитектурой,

3) представителями местной власти,

4) пятым измерением,

5) нечистой силой.

81. Как называется бал сатаны?

1) весенним балом полнолуния, или балом ста королей;

2) пасхальным балом, или балом тринадцати королей;

3) балом полнолуния, или шабашом ведьм;

4) шабашом ведьм, или балом тринадцатого короля;

5) великим балом сатаны, или шабашом ведьм.

82. Каким требованиям должна соответствовать прежде всего будущая хозяйка великого бала сатаны?

1) должна быть красивой и не бояться нечистой силы,

2) должна быть готова ко всему ради исполнения своей мечты,

3) должна непременно носить имя Маргариты и быть местной уроженкой,

4) должна быть очень красивой и только брюнеткой,

5) должна быть очень красивой и не старше тридцати лет.

83. Сколько женщин могли бы претендовать на роль хозяйки бала, до того как выбор пал на Маргариту?

1) тринадцать,

2) двадцать восемь,

3) тридцать три,

4) шестьдесят шесть,

5) сто двадцать одна,

6) шестьсот шестьдесят шесть.

84. Кем была прапрапрапрабабушка Маргариты Николаевны?

1) орловской крепостной крестьянкой,

2) тульской помещицей,

3) московской боярыней,

4) французской королевой,

5) татарской княгиней.

85. Где состоялась первая встреча Маргариты с Азазелло?

1) на Патриарших прудах,

2) на Чистых прудах,

3) в буфете Варьете,

4) в Александровском саду,

5) в комнате Воланда.

86. «И на какой чёрт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?»

Кому принадлежит эта фраза, ставшая крылатой?

1) Коровьеву,

2) Поныреву,

3) Маргарите,

4) Бегемоту,

5) Воланду.

87. «Каждый украшает себя, чем может». Эта фраза тоже стала крылатой. Кто её произносит?

1) Гелла,

2) Наташа,

3) Маргарита,

4) Бегемот,

5) мастер.

88. «Он умолк и стал поворачивать перед собою свой глобус, сделанный столь искусно, что синие океаны на нём шевелились, а шапка на полюсе лежала, как настоящая, ледяная и снежная».

Чей этот глобус?

1) Понтия Пилата,

2) первосвященника,

3) Воланда,

4) Азазелло,

5) Абадонны.

89. В какую игру играли Воланд и Бегемот, когда Маргарита впервые встретилась с князем тьмы?

1) в карты,

2) в шашки,

3) в бильярд,

4) в шахматы,

5) в костяшки.

90. «Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были…».

1) живые,

2) прозрачные,

3) из цветов,

4) из жемчуга,

5) флакончиками для духов.

91. На «великом балу» сатаны «оркестр человек в полтораста играл полонез».

– Кто дирижёр? – отлетая, спросила Маргарита.

– … , – закричал кот.

1) Амадей Моцарт,

2) Пётр Чайковский,

3) Людвиг Бетховен,

4) Иоганн Штраус,

5) Михаил Глинка.

92. «Наконец вылетели на площадку, где, как поняла Маргарита, её во тьме встречал Коровьев с лампадкой. Теперь на этой площадке глаза слепли от света, льющегося из хрустальных…».

1) люстр,

2) виноградных гроздьев,

3) фонарей,

4) яблок и груш,

5) бананов и кокосов.

93. Маргарита на балу у сатаны принимает гостей. Первыми были некий Жак с супругой. Жак «прославился тем, что…».

1) изобрёл эликсир молодости,

2) соблазнил французскую королеву,

3) отравил королевскую любовницу,

4) ограбил королевское казначейство,

5) задушил в гостях собственную жену.

94. «… служила в кафе, хозяин как-то её зазвал в кладовую, а через девять месяцев она родила мальчика, унесла его в лес и засунула ему в рот платок, а потом закопала мальчика в земле».

1) Гелла,

2) Фрида,

3) Адельфина,

4) Груня,

5) Анна,

6) Милица.

95. Кому из гостей хозяйка бала уделила больше внимания?

1) дирижёру Иоганну Штраусу,

2) графу Роберту,

3) Фриде,

4) императору Рудольфу,

5) Малюте Скуратову,

6) госпоже Тофане.

96. К кому обратился Воланд в конце бала с довольно пространной речью и выпил его кровь?

1) к Вьетану,

2) к господину Жаку,

3) к Берлиозу,

4) к Николаю Ивановичу,

5) к барону Майгелю.

97. Где обнаружилась украденная голова Берлиоза?

1) на кладбище,

2) в квартире № 50,

3) в Музее антропологии,

4) на балу сатаны,

5) на берегу Москвы-реки.

98. «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!» – так утверждает

1) Маргарита,

2) мастер,

4) Воланд,

5) Иешуа Га-Ноцри.

99. «Чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?» – обращается Воланд к королеве Марго.

О чём же она попросила?

1) вернуть ей мастера,

2) перестать подавать Фриде платок,

3) уничтожить критика Латунского,

4) отомстить всем, кто травил мастера,

5) вернуть сожженную рукопись мастера.

100. Выходя после бала из резиденции Воланда, Маргарита потеряла его подарок –

1) шкатулку с драгоценностями,

2) гранатовый браслет,

3) золотую подкову, усыпанную алмазами,

4) восстановленную рукопись романа мастера,

5) золотую коробку с волшебной мазью.

101. Где состоялся «великий бал» сатаны?

1) в квартире № 50 дома № 302-бис на Садовой улице Москвы,

2) на росистом лугу под лунным светом,

3) на холмах среди громадных сосен,

4) в квартире Латунского № 84,

5) в «Колизее»,

6) в ресторане Дома Грибоедова.

102. Какое прозвище носила «та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки»?

1) Кикимора,

2) Ведьма,

3) Шкелет,

4) Язва,

5) Холера,

6) Чума.

103. «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве…»

1) дорогого гостя,

2) помощника хозяйки бала,

3) конферансье,

4) живой статуи,

5) перевозочного средства.

104. «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь ещё поднимешь чужую вещь, в милицию её сдавай, а за пазуху не прячь!»– крикнул

1) Бегемот,

2) Фагот,

3) Азазелло,

4) Коровьев,

5) Воланд,

6) Абадонна.

105. « … зажёг фары и выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне. И огни большой чёрной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой».

1) Ворон,

2) Грач,

3) Петух,

4) Боров,

5) Кабан,

6) Кот.

106. « Это был тот самый человек, что перед приговором шептался с прокуратором в затемненной комнате дворца и который во время казни сидел на трехногом табурете, играя прутиком».

Как звали его? Какая у него была должность?

1) заведующий тайной службой при прокураторе Иудеи Афраний,

2) первосвященник иудейский Иосиф Каифа,

3) кентурион Марк Крысобой,

4) сборщик податей Левий Матвей.

107. «Я получил сегодня сведения о том, что … зарежут этой ночью».

1) Вар–раввана,

2) Иуду из Кириафа,

3) Иешуа Га–Ноцри,

4) Гестаса.

108. Как звали собаку Понтия Пилата?

1) Данба,

2) Ганда,

3) Банга,

4) Ганба,

5) Ванга.

109. « Её лицо, самое красивое лицо, какое он когда-либо видел в жизни, стало ещё красивее».

Это лицо

1) Маргариты ,

2) Геллы,

3) Наташи,

4) Низы,

5) Энанты.

110. «Чтобы убедиться в том, что … - писатель, возьмите любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения убедитесь, что имеете дело с писателем»,– утверждает … .

Напишите нужные слова вместо точек.

1) Булгаков, мастер;

2) мастер, Булгаков;

3) Лев Толстой, Бегемот;

5) Достоевский, Коровьев.

111. «Что бы делало добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» – с усмешкой говорит

1) Иван Понырев мастеру,

2) мастер Ивану Бездомному,

4) Воланд Левию Матвею,

5) Понтий Пилат Иешуа Га-Ноцри.

112. Кто называет Воланда «духом зла и повелителем теней»?

1) Маргарита,

3) Левий Матвей,

4) Коровьев,

5) мастер.

113. Кто прочитал роман мастера?

1) Маргарита,

2) критик Латунский,

3) Иван Понырев,

4) Понтий Пилат,

5) Иешуа Га-Ноцри,

6) Берлиоз.

114. «Он не заслужил света, он заслужил покой»,– так говорит о мастере

1) Иешуа Га-Ноцри,

2) Воланд,

3) Левий Матвей,

4) Маргарита,

115. Азазелло пришёл в подвальную квартиру мастера и Маргариты на Арбате, «охотно подсел к столу, предварительно поставив в угол у печки какой- то свёрток в тёмной парче».

Что было в свёртке?

1) бутылка вина,

2) подарок от Воланда,

3) жареная курица,

4) ларчик с драгоценностями,

5) роман мастера в виде книги.

116. «Её вместе с горячим конём бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля покрылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взметнулась, и на противоположный берег, зелёный и низменный, выплеснуло целый речной трамвай с совершенно невредимыми пассажирами».

Это случилось, потому что рядом

1) взорвалась цистерна с горючим,

2) сильно ударил гром,

3) взорвался примус Бегемота,

4) свистнул Коровьев,

5) Иешуа Га- Ноцри бросил в реку священный огонь.

117. «Одним из самых главных человеческих пороков» Иешуа Га- Ноцри считал

1) предательство,

2) трусость,

3) жестокость,

4) малодушие,

5) равнодушие.

118. «Единственное, чего боялся храбрый пёс» Понтия Пилата,– это

1) гроза,

2) землетрясение,

3) морской прилив,

4) корабельная качка,

5) горящий факел.

119. «Тот, кто любит,– утверждает Воланд,– должен разделять…».

1) судьбу любимой женщины,

2) судьбу возлюбленной,

3) участь любимого человека,

4) судьбу той, кого он боготворит,

5) участь того, кого он любит.

120. Кем стал Иван Николаевич Понырев в свои «тридцать с лишним»?

2) председателем союза писателей Москвы,

3) сотрудником Института истории и философии, профессором,

5) безвестным писателем.

Ключ к тесту

1. 4) 5) 21. 1) 41. 4) 61. 2) 81. 1) 101. 1)

2. 2) 22. 3)6) 42. 4) 62. 5) 82. 3) 102. 6)

3. 5) 23. 4)6) 43. 2)5)6) 63. 2) 83. 5) 103. 5)

4. 4) 24. 1)2)3) 44. 3) 64. 3) 84. 4) 104. 3)

5. 3) 25. 4) 45. 1) 65. 1) 85. 4) 105. 2)

6. 5) 26. 4) 46. 4) 66. 4) 86. 5) 106. 1)

7. 4) 27. 1) 47. 5) 67. 3) 87. 4) 107. 2)

8. 3) 28. 3) 48. 1) 68. 4) 88. 3) 108. 3)

9. 4) 29. 5) 49. 2) 69. 4) 89. 4) 109. 4)

10. 3) 30. 6) 50. 4) 70. 3) 90. 1) 110. 5)

11. 4) 31. 4) 51. 4) 71. 5) 91. 4) 111. 4)

12. 4) 32. 1) 52. 3) 72. 1) 92. 2) 112. 3)

13. 2) 4) 6) 33. 6) 53. 2) 73. 4) 93. 3) 113. 1)4)5)

14. 3) 34. 3) 54. 1) 74. 5) 94. 2) 114. 3)

15. 5) 35. 4) 55. 5) 75. 2) 95. 3) 115. 1)2)

16. 4) 5) 7) 36. 4) 56. 4) 76. 4) 96. 5) 116. 4)

17. 2) 6) 37. 4) 57. 4) 77. 5) 97. 4) 117. 2)

18. 5) 38. 1) 58. 5) 78. 4) 98. 4) 118. 1)

19. 1) 39. 5) 59. 1) 79. 4) 99. 2) 119. 5)

20. 3) 40. 4) 60. 4) 80. 4) 100. 3) 120. 3)