Почему бездомный попал в сумасшедший дом. Урок литературы по роману М

Оба главных героя — и Иешуа, и Мастер — имеют в романе по одному ученику: Иешуа — Левия Матвея, Мастер — Ивана Бездомного. Причем исходное состояние и того и другого ученика было самым неподходящим, непрезентабельным: Левий Матвей был мытарем, то есть сборщиком налогов; Бездомный-Понырев был вначале романа невежественным антирелигиозным поэтом, пишущим поэтические "изделия" на заказ. С ним мы встречаемся в первой главе романа, причем одел его Булгаков довольно пестро, что является отражением внутренней неупорядоченности, отсутствия вкуса, культуры у молодого поэта: это был "плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках", "бойкие зеленые глаза" (по деталям одежды — явно не "иностранец", так как появившийся тут же "иностранец" Воланд был, что подчеркнуто повествователем, "в заграничных, в цвет костюма, туфлях").

Первоначальные варианты имени Ивана Бездомного — Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный.

Став учеником Иешуа, Левий бросил деньги на дорогу, а Бездомный отказался от привилегии быть членом писательского союза. Смысл метаморфозы того и другого очевиден: истина не закрыта для любого, у кого хватает мужества ее искать.

Фотоинсталляция Жана Лурье.

Но как Мастер оказался менее стойким, чем Иешуа, так и ученик Мастера — Иван Бездомный — "слабее" Левия Матвея и не может считаться истинным продолжателем дела своего учителя (как, впрочем, и Левий Матвей). Иван Бездомный не написал продолжения романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Напротив, Бездомный "вылечился" от порчи, напущенной на него преступными гипнотизерами, и только "в весеннее праздничное полнолуние" ему открывается часть истины Мастера, которую он вновь забывает при пробуждении. Один из исследователей — П. Палиевский — даже считает Ивана Бездомного главным героем романа: он один остается в этом мире после всех скандальных событий, все, что произошло в романе, привело его к исправлению, к очищению. Эта его эволюция выражена и в семантике имени, в перемене имени: в Эпилоге романа он уже не Иван Бездомный, а профессор-историк Иван Николаевич Понырев.

Мотив дома занимает в произведениях М. Булгакова особое место, как символ нравственной устойчивости человека, его причастности к культурной традиции, к Дому и Роду (вспомним дом — крепость Турбиных в "Белой гвардии"). Человек, лишенный дома, ощущения дома, лишается очень многого в этом мире. Перемена имени персонажа в данном случае свидетельствует о приобщении к культурным и нравственным истокам.

Купание Ивана Бездомного в Москве-реке у храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель ("Иордань") в память о крещении Иисуса Христа, — это как бы знак нового рождения персонажа, то есть речь может идти о крещении Бездомного. Но очевидно также, что это купание носит пародийный характер (как и антиобрядовый бал у сатаны в романе) — то есть оно является одновременно и пародией на крещение, устроенное для атеиста Ивана Бездомного нечистой силой.

Следствием такого двусмысленного "крещения" является и двусмысленное прозрение Ивана Бездомного — он не написал продолжения романа, он все забыл, и только раз в год он ощущает смутную тревогу и беспокойство как напоминание о случившемся: "Ежегодно повторяется с Иваном Поныревым одно и то же… Перед нами — дурная бесконечность, движение по кругу. “Так, стало быть, этим и кончилось? — Этим и кончилось, мой ученик…” С уходом Мастера утрачивается целостность его романа; никто не может не только продолжить его, но даже связно воспроизвести… Мастер уходит из романа вместе со своим словом о ми ре, другого же слова, ему наследующего, в эпилоге не слышно".


Иллюстрация: Виктор Ефименко.

Образ Ивана Бездомного также укоренен в литературе 1920-х годов: по мнению исследователей, прототипом его является известный поэт-атеист 1920-х годов Демьян Бедный (автор "поэмы"-пасквиля "Как четырнадцатая дивизия в Рай вошла", оскорбляющей религиозные чувства верующих). В двадцатые годы были распространены такие псевдонимы среди поэтов, как Бедный, Безыменский, Голодный и т.д., в противовес аристократическим фамилиям ушедшей буржуазной эпохи и как знак разрыва с "нена-вистным" прошлым: предполагалось, что новый мир должен строиться заново и надо отречься от всего, что отягощает человека. Как писал поэт В. Луговской:

Хочу позабыть свое имя и званье,
На номер, на литер, на кличку сменять.

Эта идея безымянности, стремление стать одним из многих, воспевание массы в ущерб личности было поставлено, как мы знаем, в центр романа Е. Замятина "Мы". Отказ от опыта предшествующих поколений, по Булгакову, без условно является гибельным, и к пониманию этой мысли приводит в финале своего романа Иванушку Бездомного М. Булгаков.

В романе образ сумасшедшего поэта играет достаточно важную роль. Сначала он «оттеняет» Берлиоза, а после самого Мастера, как я понимаю.

С самого начала книги мы встречаемся с Иваном Бездомным. Он бодр и весел, он весело спорит со своим приятелем. Тут же Булгаков поясняет, что этот высокий парень довольно простой наружности – поэт. И его фамилия – псевдоним модный. После революции при строительстве социализма даже поэты должны были стать простыми – из народа. Вот они и должны были все стать «убогими, бездомными». И сочинять не о розах и любви, а о благородном труде колхозника, например. Такой поэт, видно, сам может стать к станку на заводе, но он все свои силы бросает на сочинение идеологических поэм. Это образ – немного пародия на всех тех поэтов. Кроме того, Бездомный не так опытен и образован, как его собеседник. У парня не хватает такта, он начинает злиться в разговоре с Воландом, не проявляет нужной тонкости…

Наверное, за это он оказывается в сумасшедшем доме. Кто поверит, что он видел кота, который ходит на двух лапах?! Никто больше не верит Бездомному, а он продолжает доказывать свою правоту. Наверное, немного и правда сходит с ума. Мне жаль его становится. Не в его поэтическом и социальном самодовольстве, но в его страданиях. Он практически бьется головой о стену, его закручивают в смирительную рубашку, на успокоительное сажают. Он такой немного мученик, но он и сам виноват.

Потом он разговаривает в этой больнице с Мастером. Бездомный наивно не может понять, почему Мастер в этой клинике практически добровольно. Но Иван уже более спокоен, он уже стыдится своих «громких и восторженных» стихов. Только в уединении больницы он сумел посмотреть на себя со стороны…

В нём много энергии, но она немного «дурная». Он соблазнился льготами поэтическими, а там ему бы, может, лучше просто на завод – к обычным людям. Бесхитростным, как и он сам.

Я считаю, что он хороший человек, но просто соблазнился и запутался.

Сочинение Иван Бездомный и его духовная эволюция

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается сценой диалога, участие в котором принимают поэт Иван Бездомный и председатель МАССОЛИТа Берлиоз. Темой их беседы был вопрос существования Бога. В этом вопросе Берлиоз придерживается сугубо атеистической точки зрения, доказывая Ивану, будто Иисуса Христа никогда не было в реальности.

Последствия этой беседы становятся для Бездомного крайне плачевными. Во-первых, Ивану пришлось стать свидетелем ужасной гибели Берлиоза, а во-вторых, оказаться пациентом клиники для душевнобольных. В больнице к герою приходит прозрение – он встречает Мастера, узнает подробности его романа, в результате чего осознает собственную бездарность и спешит по совету своего соседа отказаться от сочинительства. Завершив лечение, Иван становится сотрудником Института истории и философии и возвращает себе настоящую фамилию – Понырев.

Но даже спустя время каждое полнолуние безумие охватывает героя с новой силой. Иван снова встречается с Мастером, Пилатом и Га-Ноцри. Он снова начинает мучиться вопросами, которые так сильно когда-то тревожили Мастера и до сих пор не отпускают Понтия Пилата. Всякий раз Иван наблюдает лунную дорогу, по которой идут два человека – один из них прокуратор Иудеи Пилат, другой казненный по его приказу Иешуа Га-Ноцри. Первый умоляет второго о заверении, что казни не было, и получает от молодого человека ответ: «Это тебе померещилось…Клянусь».

Иван испытывает то же умиротворение, которое охватывает прокуратора после слов Га-Ноцри. Мастер, который вскоре является к Ивану, уверяет его, что этим все и кончилось, и до следующего полнолуния его никто не потревожит.

Впервые эти вопросы коснулись Бездомного на Патриарших прудах, однако в тот момент неподготовленный ум героя не был готов к такой информации.

По замыслу автора, герой имеет прямое отношение к событиям, происходящим в Москве и Иудее, что описываются в романе. Писатель показал человека нового времени, который стал жертвой сомнения, боли, искупления вечности. Он словно оказался распятым между временами. Примечательно, что Иван единственный из всех главных действующих лиц остался на Земле.

Этот герой играет важнейшую роль в романе Булгакова. Те испытания, что пришлись на его судьбу, вызваны вовсе не встречей с Сатаной, а тем хаосом, что царил в его душе и сознании, как в сознании и душах большинства людей того времени.

С помощью фигуры Бездомного автор доносит читателю мысль о том, что поиск истины требует совместный усилий души, бодрствования и сознания. По этой причине писатель проводит ассоциативную аналогию между «единственным учеником» Мастера и Левием Матвеем.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Жизненные ценности - примеры из жизни

    У всех нас есть только одна жизнь. Мы здесь на Земле в течение ограниченного периода времени и не знаем, когда закончится наше время. Таким образом, мы должны максимально использовать время, которое у нас есть.


Иван Бездомный - такой творческий псевдоним дает Булгаков своему герою Ивану Поныреву. Этот персонаж переживает эволюцию, которая проходит на страницах произведения. В начале романа он является членом МАССОЛИТа, это молодой поэт, который пишет бездарные стишки на заказ. Бездомный вместе с Берлиозом встречаются с Воландом на Патриарших прудах. Это происходит в первой главе романа. Далее Берлиоз оказывается под колесами трамвая и погибает. Причину гибели Берлиоза Бездомный связывает с таинственным иностранцем и пускается в погоню за свитой Воланда и им самим. Его погоня не увенчалась успехом. Позже мы встречаемся с поэтом в психиатрической больнице. Бездомному уготовано наказание за то, что он не стремился к истинному творчеству, а жаждал славы и признания.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Но все меняется для героя, когда он встречает в больнице Мастера, который поведал ему свою историю. Бездомный понимает, что занимался псевдотворчеством и обещает не писать больше стихов. В больнице Бездомный пересматривает свои нравственные идеалы и становится совершенно иным человеком. Позже, как сообщает автор, он станет известным ученым-историком.

Обновлено: 2012-08-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


"Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй − плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке − был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его − поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный"
Этими словами начинается роман, и есть в них одна особенность: в них упоминается настоящая фамилия Ивана. В следующий раз она встретится нам совсем не скоро.
В этом фрагменте текста есть и ещё одна тонкость: автор сразу же сообщает нам о том, что существуют как бы два Ивана - Иван Николаевич Понырев и Иван Бездомный, и если про Бездомного мы скоро узнаем довольно много - написал большую антирелигиозную поэму поэму, член МАССОЛИТА - то про Понырева мы пока узнаём только то, что он носит жёваные брюки и тапочки.
После этого происходит встреча с Воландом, который рассказывает начало романа Мастера, и этот рассказ так захватывает Ивана, что он полностью теряет представление о времени. Вот как описывает Булгаков "пробуждение" Ивана после рассказа Воланда: "Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер ". Булгаков был врачом, и этими словами он сказал куда больше, чем видно на первый взгляд: такой жест характерен для человека, который приходит в себя после помутнения сознания и прекрасно известен всем психиатрам и неврологам. Это - первый намёк на то, что Иван болен.
Через несколько минут мы получаем второй намёк: "Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. − подумал Бездомный в изумлении, − ведь вот уже и вечер! А может, это и не он рассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось? ». Будет и третий: Воланд вдруг начинает вести себя странно и советует Ивану спросить у профессора Стравинского о том, что такое шизофрения. По сути, Булгаков открытым текстом нам говорит о том, что главный герой первых глав, не считая второй - душевнобольной.
Сразу после этого погибает Берлиоз, и вот реакция Ивана: "Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней.
Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались − с Бездомным приключилось что-то вроде паралича
". Булгаков, опять же, даёт предельно чёткое определение сильнейшего нервного потрясения. На фоне предыдущих намёков мы можем ждать, что с Ивановым восприятием реальности что-то произойдёт - и оно происходит. Последующий рассказ о его похождениях наполнен странностями, невероятными событиями и откровенными нестыковками. Мы можем списать их на мистику: а можем вспомнить о том, что Булгаков - врач, и этот врач уже намекал нам о том, что Иван нездоров. Мне кажется, крик Ивана "Караул!", описание погони в невероятном темпе, кот, который садился в трамвай и пытался заплатить за проезд, уверенность Ивана в том, что "профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47 " - всё это предельно точное описание бредового состояния, рваного, нелогичного и полностью побеждающего способность больного критически мыслить.
Мы продолжаем следить за Иваном: после неудачных поисков профессора в квартире №47 он крадёт из квартиры венчальную (церковную) свечу, иконку, и отправляется с ними купаться на реку. Зачем? Всё очевидно: свеча, иконка и вода - это атрибуты крещения. Иван не может себе простить написания поэмы, и принимает крещение в крайне нелепой форме. Нелепой для любого здорового человека, но для Ивана вопросов не возникает. После этого он прикалывает на грудь иконку, зажигает свечу, одевает подштанники и идёт ловить Сатану в фешенебельный ресторан, откуда его привозят в психиатрическую клинику, где ему колют лекарство, после чего Иван засыпает со словами о своей самой главной идее - о Понтии Пилате.

Давайте пока остановимся на том, что Иван спит - это в романе один из ключевых моментов - и подумаем о том, что же мы знаем о клинике профессора Стравинского? Вот что нам рассказывает Булгаков: "в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой ", "Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву. Светало, и свет еще не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен и неприятен. Шофер злился на то, что пропала ночь, гнал машину что есть сил, и ее заносило на поворотах.
Вот и лес отвалился, остался где-то сзади, и река ушла куда-то в сторону, навстречу грузовику сыпалась разная разность: какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки, груды щебня, земля, исполосованная каналами, − словом, чувствовалось, что вот-вот она, Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит.
Рюхина трясло и швыряло, какой-то обрубок, на котором он поместился, то и дело пытался выскользнуть из-под него. Ресторанные полотенца, подброшенные уехавшими ранее в троллейбусе милиционером и Пантелеем, ездили по всей платформе
" - этого вполне достаточно. Берег реки, до этой клиники можно доехать на троллейбусе, земля, исполосованная каналами - всё это предельно точное описание Покровского-Стрешнева тех лет, когда Булгаков писал роман. Вышки, груды щебня, каналы. В те годы там строился канал им. Москвы, и вышки эти непростые, лагерные: кроме того, именно там находились МХАТовские дачи (Булгаков служил во МХАТе в годы написания романа), и именно там, по адресу Волоколамское шоссе, д.47, по сей день находится психиатрическая больница №12, до которой до сих пор можно доехать на троллейбусе №12 и №70. В те годы больница называлась нервно-психиатрическим санаторием для "Стрешнево", в котором Булгакова прекрасно знали: он в годы работы во МХАТе регулярно бывал там, и в одном из корпусов до сих пор висят его фото. Кроме того, другой корпус бывшего санатория выглядит так:

Что же было дальше? А дальше мы очень долго не встречаемся с Иваном, потому что автор на протяжении многих глав рассказывает нам о том, что происходило с прочими персонажами. Мы не знаем, чем занимался в это время Иван, ведь теперь мы его встретим только после смерти Мастера и Маргариты, когда они прилетят к Ивану попрощаться. Это будет так:
"Иванушка лежал неподвижно, как и тогда, когда первый раз наблюдал грозу в доме своего отдохновения. Но он не плакал, как в тот раз. Когда он всмотрелся как следует в темный силуэт, ворвавшийся к нему с балкона, он приподнялся, протянул руки и сказал радостно:
− А, это вы! А я все жду, жду вас. Вот и вы, мой сосед.
На это мастер ответил:
− Я здесь! Но вашим соседом я, к сожалению, больше быть не могу. Я улетаю навсегда и пришел к вам лишь с тем, чтобы попрощаться
".
Булгаков - настоящий Мастер. Этими словами он говорит куда больше, чем написано: он предсказывает, что к Ивану больше не будут являться видения, что он выздоравливает. Иван и сам это понимает уже - ведь после прощания "Иванушка впал в беспокойство. Он сел на постели, оглянулся тревожно, даже простонал, заговорил сам с собой, поднялся. Гроза бушевала все сильнее и, видимо, растревожила его душу. Волновало его также то, что за дверью он своим, уже привыкшим к постоянной тишине, слухом уловил беспокойные шаги, глухие голоса за дверью. Он позвал, нервничая уже и вздрагивая:
− Прасковья Федоровна!
Прасковья Федоровна уже входила в комнату, вопросительно и тревожно глядя на Иванушку.
− Что? Что такое? − спрашивала она, − гроза волнует? Ну, ничего, ничего… Сейчас вам поможем. Сейчас я доктора позову.
− Нет, Прасковья Федоровна, не надо доктора звать, − сказал Иванушка, беспокойно глядя не на Прасковью Федоровну, а в стену, − со мною ничего особенного такого нет. Я уже разбираюсь теперь, вы не бойтесь
". Он уже умеет контролировать своё сознание и может отличать реальность от игр своего разума. Выздоровление близко - и, как следствие этого, персонажи, придуманные им, уходят один за другим. Умирают Мастер и Маргарита, улетают из Москвы Воланд и его свита. Скоро обретёт свободу и уйдёт и ещё один из главных героев романа - Понтий Пилат. И останется с нами только Иван - только из Бездомного он снова превратится в Ивана Николаевича Понырева. "Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизеров, лечился после этого и вылечился ". У него остались только воспоминания да тревога, которая посещает его раз в год. Тогда он идёт по Арбатским переулкам и приходит к особняку Маргариты, который описан так: "пышный, но еще не одетый сад, а в нем − окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого − готический особняк".
Есть одна загадка с этим особняком: дело в том, что ничего подобного в Арбатских переулках нет. Но мы помним, где на самом-то деле происходили события... Может быть, Булгаков говорит об этом особняке?

Мы его уже встречали, это один из корпусов того самого санатория, который стал прообразом клиники профессора Стравинского. Тут есть и фонарь с обзором на три стороны, и сад, и готическая архитектура, при этом даже круговой балкон мы тут видим с левой стороны - тот самый, по которому к Ивану мог прийти Мастер. Круг замыкается.

По всему получается, что главным героем романа Булгакова "Мастер и Маргарита" является Иван Николаевич Понырев, проходивший лечение в психиатрической клинике и видевший за время лечения много странного и удивительного.

  • Категория: Подготовка к ГИА

Писатель проводит в романе важную для него мысль о том, что власть в своих качествах и проявлениях соот­ветствует запросам, возможностям и потребностям лю­дей. Могут сменяться имена и титулы властителей, но чтобы изменить суть власти, требуется духовное обнов­ление человека. К этому призывал наивный, слабый и непобедимый странствующий проповедник Иешуа сво­их учеников - простых и бесхитростных.

Один из таких людей, Иван Бездомный-Понырев, проходит через все произведение, участвует во всех ключевых сценах современной части. Ему одному среди рядовых, не обладающих особыми качествами людей, открывается содержание истории Пилата и Иешуа. Ма­стер перед уходом назвал его своим учеником, но при этом потребовал не писать больше стихов. Значит, име­лось в виду ученичество не как продолжение писатель­ской работы, завершение, например, истории о Пилате, а нечто иное. Иван из писателя стал историком. А Ма­стер был историком и зарабатывал на хлеб в музее до того, как судьба дала ему возможность писать. Мастер только мечтал о славе. Иван от известности, которая у него уже была (фото на первой полосе центральной га­зеты), ушел в полную безвестность. Судьба Ивана Ни­колаевича Понырева потому столь важна и так подроб­но описана, потому ему посвящены последние страни­цы произведения, что он представляет обыкновенных, никакими особыми талантами не одаренных людей. Он один из тех, кто мог бы оказаться в толпе попирающих духовные истины. Для этого были все предпосылки и были учителя на этом пути - со смертью Берлиоза их количество не уменьшилось. Но Иван, пройдя через потрясение и страдание, сумел стать иным, оставшись обыкновенным, рядовым. Он обрел духовные потребно­сти, муки, озарения. Он стал человеком.

Может быть, обращение на последних страницах за­катного романа к образу обычного, но духовно ищуще­го человека - это обращение Булгакова к читателю. Завет мастера должен в таком случае привести к мыс­ли о непростом, но необходимом духовном поиске как единственно возможном основании подлинно человече­ского бытия.

  • РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА В СОЗДАНИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ (ПО РОМАНУ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ») - -
  • РОЛЬ СЦЕНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ОНЕГИНА И ЗАМУЖНЕЙ ТАТЬЯНЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» - -
  • В чем состоит значение образа Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»? - -
  • В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети» - -
  • Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание» - -
  • Сравнительные образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире». Роль личности в истории. - -
  • Как взаимосвязаны социальные идеи, картины борьбы и войны с образами нравственно чистой, устойчивой жизни в романе «Белая гвардия»? - -