Лишние люди герой нашего времени. «Печорин лишний человек» сочинение

«Герой нашего времени» - роман М.Ю. Лермонтова - необычен тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно, но вместе с тем все они объединены образом главного героя - Григория Александровича Печорина. Сам автор в предисловии романа говорит, что его образ собирателен: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов рисует нам главного героя как человека среднего роста, стройного, с широкими плечами и узкой талией, с маленькими руками, светлыми волосами. Но подчеркивает ряд деталей: во-первых, он не размахивает руками при ходьбе, что указывает на скрытность, а во-вторых, автор обращает наше внимание на его глаза. «Они не смеялись, когда он смеялся! Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Печорин не видит для себя цели в жизни, и в этом его главная трагедия. Вот как он описывает становление своего характера: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины».

Печорин страдает от одиночества. Он сожалеет, что нет на земле человека, который мог бы его понять. Делая записи в своем дневнике, он сам пытается разобраться в себе, безжалостно описывая все свои недостатки. Он не обманывает себя, что уже не так просто для человека.

Главный герой быстро всем пресыщается, как увлечениями, так и людьми. Он делает несчастными многих женщин, безжалостно ломая им жизнь. Он осознает это, но изменить никак не может: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений -лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья, - и никогда не мог насытиться».

Вера - единственная из всех его женщин, с которой ему не стало скучно. Он по-прежнему нежно любит ее и страдает, когда та уезжает.

В чем-то его можно сравнить с Онегиным: того тоже одолевает постоянная хандра, он тоже устал от светской жизни. Но если Онегин меняется к концу романа, преображается, то Печорин так и остается в плену у своей скуки.

Печорин устал не от жизни, а от ее отсутствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...» В этом и заключается главное отличие Печорина от Онегина. Тот ошибочно полагал, что уже все пережил, и ему больше ничего не было нужно, кроме покоя и уединения.

Печорин - натура сильная, цельная, самодостаточная. Он человек громадных душевных сил, и то, что он тратит их на похищение Бэлы, роман с княжной Мери, единоборство с Грушницким, а не на выслугу перед чиновниками, - самый главный подвиг героя нашего времени.

В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал». Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Лишним можно считать человека, который не вписывается в традиционное понимание того, какой должна быть личность человека. Любая эпоха, любое общество имеет такие неписаные, но, тем не менее, серьезные и часто обязательные к исполнению правила, невыполнение которых влечет за собой особые последствия, своеобразные санкции, которые часто выливаются в страдания для человека. Впрочем, в любом обществе всегда существовали такие люди, которых можно считать лишними. Человек очень индивидуален, не бывает такого, чтобы под определенные правила подходили абсолютно все люди без каких-либо исключений. Думается, что с уверенностью можно сказать это о главном герое произведения Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина.

Этот молодой человек вырос в хорошей семье и достаточно рано узнал, что такое высшее общество и какие правила в нем господствуют. Тем не менее, он почему-то не смог быстро стать таким, какими были члены этого общества, хотя все возможности для этого он имел. Стоит заметить, что такая невозможность стала причиной своеобразного отчуждения Печорина, он перестал считать себя полноценной частью того общества, в котором ему приходилось жить. Проблем у него было много, в основном это касалось отсутствия нормального взаимопонимания между ним и всеми теми, кто его окружает. Они думали о нем лишнее, он отвечал им взаимностью.

Сначала Печорин хотел, чтобы люди его любили, но он не получил этого. По этой причине он постепенно озлобился и стал ненавидеть практических всех окружающих его людей. Печорин почти не имел друзей, потому что он боялся потерять внутреннюю свободу и стать зависимым от кого-то. Понимая, что в тогдашнем обществе не могло быть никакого равноправия, он избегал любых коммуникаций и незаметно отдалялся от всего общества. Изоляция от окружающего мира сделала Печорина злым, поэтому он захотел подчинить себе все, что было вокруг него. Его вполне можно назвать человеком, сочетающей в своей душе тяжелые для объединения вещи — холодное равнодушие и пламенную страсть. Все это, безусловно, делало его лишним человеком.

С одной стороны, жаль, что существуют такие вот лишние люди. Им и самим плохо, и общество лишено столь полезного, благодаря своим талантам, человека. С другой стороны, быть лишним человеком — это быть не таким, как все. Это неизбежно, это характерно для любого времени со своими уникальными, но в то же время глупыми правилами, которые существуют для удобства людей, но некоторым из них наносит вред и неприятности. Печорин вполне заслуживает называться лишним человеком, но в этом статусе и названии есть что-то пикантное и интересное, что делает человека особенным.

Понятие «лишний человек» появляется в литературе 19 века. Лишний - это не просто отвергнутый обществом человек, это люди, которые не находят себя места в окружающей действительности. Почему Печорин «лишний человек»? Ответ лежит глубоко в содержании классического произведения.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной. Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком. Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин. Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком». Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Разносторонние интересы

Печорина нельзя считать лишним по причине не умения найти свое предназначение из-за недостатка ума. Григорий умен и развит. Он мог быть дать обществу много полезного, но видя суть дворянского разобщения, интерес теряется ко всему. Печорин увлекается литературой, остывает к ней, становится завсегдатаем столичных вечеров, но и привычные развлечения молодежи ему становятся тяжелы и скучны. Печорин начинает странствовать по стране. Григорий везде пытается найти применение своим силам и интересам, но его «эгоистичная натура» причиняет горе людям, оказывающим у него на пути. Бэла, Ундина, Мери - женщины, страдающие от действий Печорина. Жалко слепого мальчика, оставшегося с нищей старухой без средств для существования. Тема лишних людей перекликается с развитием новой молодежи.

Умение управлять и руководить

Печорин стремится найти в жизни острые ощущения, чтобы понять смысл и почувствовать новые яркие моменты. Он не боится чеченских пуль, идет на дуэль, зная о незаряженном пистолете, входит в дом убийцы Вулича. Пули перестают его пугать, дуэль он подводит к трагическому результату для Грушницкого, пьяный казак не справляется с Печориным. Григорий понимает, что сам руководить своей судьбой и способен играть судьбами других. Он признается, что «было мне высокое предназначение».

Печорин чувствует «в себе силы необъятные», но не находит им применения. Герой своего времени, если исходить из названия повести «Герой нашего времени», становится лишним человеком. Как и почему такое возможно?

Это признак времени. Люди, умные, деятельные и энергичные, уходят от общества, становятся нелюдимыми или жестокими, изменить собственные убеждения они не в силах, но и изменить окружающее не могут. Герой времени - «грустная душа» эпохи, по мнению В.Белинского, тип людей, отвернувшихся от общества.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это. Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается. Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.