Когда после войны была отменена карточная система. История карточной системы в России

ФАС предложила ввести "продуктовые карточки" для малоимущих слоев населения в связи с санкциями ЕС и США. Но возможен ли возврат к карточной системе и действительно ли проблема с санкциями принимает столь серьезный оборот? С другой стороны, может быть, продуктовые карточки в принципе стоит ввести в России, без учета разных ситуаций в стране?

Кстати, в ФАС уверены, что эта мера допустима в рамках так называемой "зеленой" корзины ВТО (разрешенных направлений господдержки агроотрасли), то есть юридически эта мера будет вполне законной. В то же время в минпромторге уверяют: никакой необходимости срочно вводить продуктовые карточки или устанавливать предельные цены на санкционные группы товаров нет. Во всяком случае, пока. Да и в будущем вряд ли появится такая необходимость… Минпромторг проводит ежесуточный мониторинг цен по санкционной группе продуктов питания, и никаких подозрительных явлений не наблюдает даже под лупой.

"На сегодняшний день оснований, на мой взгляд, этого (введения карточек) делать не нужно, — рассказала в интервью сайт заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева . — Но, вообще, эта проблема — она ж не сегодняшнего дня. И, наверное, таким образом, в том числе, некоторые государственные структуры ее пытаются решить, потому что эта проблема — она действительно существует для некоторых слоев населения. Но мне кажется, что здесь нужно пойти по несколько другому пути, и сейчас у нас эта возможность есть, — развивать производство, развивать рабочие места и, наконец, просто элементарно давать возможность трудоустроиться. И трудоустраивать тех, кто хочет работать, потому что есть часть населения, которая просто живет за счет того, что получает пособия по безработице, что тоже не совсем правильно".

Безусловно, нужно как-то помогать категории малоимущих граждан, считает эксперт. Но вот, допустим, ведем мы карточки. Нужен какой-то специальный магазин либо в магазинах должны быть отделы соответствующие. Но у нас нет уже практически государственных магазинов! То есть, как эта карточка будет работать? Ввести-то можно все что угодно, а как карточка будет на практике реализовываться?

"Лет пять назад были такие народные магазины, мы их так называли. Может быть, такие магазины снова открыть — тогда эта карточка начнет работать. Но тогда нужен особый контроль, потому что я помню историю, когда открывали магазины для ветеранов, а поставляли туда товар либо просроченный, либо у которого срок годности заканчивался завтра. Ты его мог купить и съесть только сегодня, потому что завтра он уже был негоден", - вспоминает Елена Афанасьева.

"Я уверен, что такого (введения продуктовых карточек) не будет, — сказал в телефонной беседе с корреспондентом сайт доктор экономических наук, профессор (специализация "Мировая экономика", "Мировые интеграционные процессы") Владимир Мантусов . — А насчет "зеленой корзины ВТО" — здесь надо уточнить, что имелось в виду. Во-первых, в сельском хозяйстве есть три корзины — так называемая красная, желтая и зеленая. По зеленой корзине можно, скажем так, со стороны государства предпринять определенные меры для улучшения. Это меры не прямого, косвенного характера, это меры для улучшения сельскохозяйственной сферы, к примеру, подводка линий электропередач, скажем, или улучшение технического обеспечения и т.д, то есть это не прямого воздействия меры.

Хотя, по сути, карточки никакого страха не должны вызывать, потому что это мера обеспечения малоимущих слоев населения. Вот и все. Это своеобразная мера неденежного стимулирования".

В принципе, можно и по-другому сделать, считает эксперт. Например, выделить какие-то определенные средства для того, чтобы индексировать, например, пенсии или уровень заработной платы населения с низкими доходами. Но можно это сделать и через карточную систему. Две формы, денежная и, допустим, карточная. Ничего здесь страшного нет и ничего такого нового нет. Но, конечно, лучше всего сделать так, чтобы национальная экономика была более эффективной — и тогда количество людей, живущих, скажем так, по уровню, который мы называем "с низкими доходами", перешли в категорию населения со средним достатком. Вообще, именно к этому надо стремиться, и каждая национальная экономика должна перед собой ставить такого рода задачи, добавил Владимир Мантусов.

"Вообще-то, ничего такого противозаконного в предложении ФАС нет. Но там, кажется, действуют по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть", — поделился своим мнением по этому вопросу член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт . — Ведь известный Федеральный закон "О торговле" действительно дает право на госрегулирование цен, установление их предельного уровня на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 процентов в течение месяца. Такая норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике.

Но и ранее госрегулирование цен применялось лишь однажды, в 2007 году, когда вследствие значительного подорожания продовольствия в мире в целом ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Но действовало оно лишь несколько месяцев. Мне кажется, что, озвучив предложение о карточках и специализированном регулировании цен на какие-то "санкционные" товары, ФАС лишь как бы прикрывает себя от возможных неприятностей. А ну как что-то случится действительно (хотя вероятность этого крайне мала)? А у них готов ответ: а мы, мол, предупреждали… И взятки гладки. С точки зрения чиновников, вполне нормальный "страховочный" ход".

Ну, и в заключение. сайт уже сообщала, что Россия 7 августа 2014 года ввела сроком на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине: ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. И минпромторг утверждает, что за период с 8 по 25 августа резких изменений розничных цен на продовольствие не отмечено. Хотя какие-то колебания, конечно, есть, но они небольшие.

Напомним, что такое карточная система вообще. Может быть, люди постарше ее еще помнят, но то, что наши молодые читатели с ней не сталкивались вообще, — это точно.

Карточная система — это система снабжения населения товарами в условиях дефицита. Современная карточная система появилась в Европе, в странах, пострадавших в результате Первой мировой войны. В XX веке эта система широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом, а в странах с рыночной экономикой — для поддержки социально не защищенных слоев населения. Карточки (талоны) устанавливали определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Впервые карточки на получение продовольствия ("тессеры") были отмечены еще в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797). Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности в США и Германии. В Российской империи в августе 1915 года, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер: учреждается "Особое совещание по продовольствию" с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твердых закупочных цен, на реквизацию продуктов. С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания.

Временное правительство уже 25 марта 1917 года ввело "хлебную монополию" (теперь весь хлеб, все зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. Далее было расширение карточной системы распределения: с июня 1917 года карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай. В 1916 году карточная система вводилась даже в богатой нейтральной Швеции.

Карточная система широко использовались и в Советской России. Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году, с 1 января 1935 года она была отменена. Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось.

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и других. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. В СССР карточное распределение было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В Великобритании, например, карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости - в 1953 году, на мясо - в июле 1954 года. В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году. В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 годах ("режим аскетизма").

В "застойном" СССР, как могли, избегали официального введения продуктовых карточек, скрывая их под другими "масками": так называемыми "заказами", "наборами" и т.д. Талоны на продукты в издыхающем СССР появились в 1989 году, то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получила в 1991-1992 годах, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно, в профкоме) было организовано распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления.

Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Кстати, талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на 115 долларов в месяц, а семья — на 255.

В 2013 году количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46 миллионов человек. Можно сказать, что в США число "карточников-талонщиков" почти равно населению Украины…

08.02.2015 0 8077


Продуктовые карточки применялись всегда и везде, независимо от экономических и политических систем. Существуют они и в настоящее время. Все их объединяет одно — дефицит. Денежный, товарный или статусный.

О продовольственных карточках слышали все. Молодое поколение знает о них по фильмам, книгам и рассказам старших, но много еще тех, кто на себе испытал это трудновыносимое счастье. В недавние времена тотального дефицита обладатель такой вот «лицензии» на право приобретения всего подряд — от пайки хлеба до румынской стенки или отечественных «жигулей» — чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Он был «избранным». И если без ящиков из лакированной древесностружечной плиты можно было хоть как-то прожить, то лишенный талонов на хлеб был обречен на голодную смерть.

ОТ РОМУЛА ДО НАШИХ ДНЕЙ

История получения кусочков персонального счастья насчитывает несколько тысячелетий. В Европе их ввел в обращение римский трибун Гай Гракх за полтора столетия до новой эры. К появлению фрументационных тессер (хлебных жетонов) привел экономический кризис, вынудивший власти каким-то образом защитить от вымирания голодающих горожан. Общее количество нуждающихся в самые тяжелые времена достигало 300 тысяч человек.

Одаривались члены гвардии, полиция, пожарные и всякие городские службы. Принадлежность к категории «фрументум публикум» не была постыдной. Напротив, она была предметом гордости в силу своей избранности и статусности. Государство таким образом подчеркивало заботу о своих гражданах. Надо отметить, что эти металлические знаки позволяли получать продукты питания бесплатно.

История римских легити-мационных, то есть законных тессер продолжалась не менее трех столетий. С начала правления Клавдия и до времен Севера раздача жетонов стала походить на вручение правительственных наград и производилась лично императором. Учитывая количество отобранных счастливцев, этот ритуал, проводившийся ежемесячно, мог продолжаться несколько дней.

Следует отметить, что в дальнейшем подобные награды становились более разнообразными и по праздникам их обладатели могли получать даже алкоголь. Для этого выпускались «тессеры винариум». При последующих императорах появилась новая форма в виде деревянных пластинок. Они уже были именными, и на них, кроме перечня продуктов, указывалось и место получения продовольствия.

Кроме того, они давали пожизненные права на отоваривание, и такая «хлебная карточка» могла быть продана, завещана, куплена или подарена. Впоследствии торжественность момента была опошлена императором Нероном, просто разбрасывавшим наследные тессеры толпе.

Принцип «хлеба и зрелищ» требовал расширения сферы поддержки малоимущих. Известны случаи раздачи тессер для посещения Колизея, различных театров и даже бани! Выходит, что античные жетоны несли еще и культурно-пропагандистскую нагрузку.

Но Римом дело не ограничилось. Талоны оказались весьма востребованы и применялись в других местах и временах: в Голландии, Испании, Франции, в континентальной части Африки. Кроме того, выпускались профессиональные и коллегиальные тессеры, распространяемые среди членов соответствующих сообществ.

Нередко они выдавались и для проведения частных мероприятий, требующих значительных материальных затрат- — к свадьбам или похоронам. Не правда ли, все это очень напоминает перестроечные талоны на «свадебную» водку, выдаваемые по справкам загсов? При этом древнеримские «талоны» принципиально отличались от советских тем, что не требовали оплаты и полностью заменяли деньги.

Если обратиться к близким временам, то примеры «кормежки плебса» можно обнаружить начиная с эпохи Просвещения. Например, во Франции карточки на хлеб, мыло, мясо и сахар появились во времена якобинской диктатуры в конце XVIII века. В период Первой мировой войны лимитированное распределение продуктов вводилось в ряде европейских государств, а также в США и в России.

Николаем II в 1916 году было введено карточное распределение многих видов продовольствия. Эпопея продолжилась и после свержения царя-батюшки. Весной 1917 года эту же схему продолжило и Временное правительство. Пшеница, рожь, просо, гречка и другие крупы распределялись исключительно по карточкам.

Эта практика просуществовала до 1921 года. Новая экономическая доктрина, провозглашенная большевиками, на время сняла остроту в продовольственном вопросе. Однако после пересмотра политики партии и правительства, посчитавших НЭП ошибкой, в 1929 году возникла необходимость в карточной системе. Она просуществовала вплоть до 1935 года, то есть весь период коллективизации и индустриализации. Распределением были охвачены более 40 миллионов человек.

Третья волна централизованного распределения (читай — ограничения) продуктов питания и даже некоторых промышленных товаров пришлась на период Великой Отечественной войны. Нормы выдачи были строго ранжированы и зависели от вида деятельности гражданина. Наибольшая пайка выдавалась работникам оборонной промышленности и служащим силовых ведомств, наименьшая — детям, старикам и прочим иждивенцам. Только благодаря жесточайшей распределительной системе удалось избежать массового вымирания людей.

В эти же годы нормированное распределение было установлено во всех европейских странах, а также в США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Японии, Индии, Турции, Алжире, Тунисе и др. К примеру, в Германии имперская карточная система на все продукты была введена сразу с началом Второй мировой войны — «благодарные» немцы получили 62 вида различных карточек.

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК ДЛЯ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Последняя, четвертая карточная волна 1980-1990-х годов до сих пор свежа в памяти большинства населения бывшего СССР. Первоначально талоны внедрялись как элемент системы мотивации — отли-
чившемуся сотруднику выдавалась бумага на приобретение дефицитного товара, например женских сапог или телевизора.

Продовольственное распределение также поначалу применялось лишь в отдельных городах и касалось ограниченного набора продуктов, таких как колбаса. Однако впоследствии, с ростом тотального дефицита, карточная география расширялась и затрагивала все больший ассортимент. В этот список вошли чай и сахар, табачные изделия и алкоголь, мыло и стиральный порошок, спички и галоши.

В Ельце, например, только по талонам можно было приобрести женское белье. В столице государства карточки, выдаваемые совершеннолетним, позволяли приобрести в месяц не более десяти пачек сигарет и двух бутылок водки. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления можно было получить в «родном» ЖЭКе, а также по месту работы или учебы.

Без документов, подтверждающих право на приобретение продуктов первой необходимости, проблемы выживания были гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Например, детское питание приобреталось исключительно на специализированных молочных кухнях при предъявлении необходимых бумаг, а в магазинах зачастую, кроме пакетов с лавровым листом и молотым перцем, прикрывающих пустые прилавки, ничего не было.

Последняя, четвертая карточная волна 1980-1990-х годов до сих пор свежа в памяти большинства населения бывшего СССР.

В некоторых городах самолюбие жителей все же щадили и избегали названий вроде «талон на хлеб», используя более дипломатичное «приглашение на покупку». Однако их суть от этого не менялась. Такими же скрытыми ограничительными системами были и столы заказов, и продуктовые наборы, распределяемые профсоюзами обычно раз в месяц, и офицерские пайки, и «Книжка молодоженов», воспользоваться которой можно было всего один раз в жизни.

Продуктовые наборы тех времен не отличались особым разнообразием и изыском, однако, в зависимости от места работы или занимаемой должности, они могли существенно различаться.

Обладатель набора, в котором помимо перловки была палка финского сервелата или банка прибалтийских шпрот, чувствовал себя везунчиком. Нередко талоны исполняли роль денежного суррогата и выдавались как часть заработной платы для питания в столовой предприятия.

Разумеется, подобная система не могла обойтись без злоупотреблений, воровства и мошенничества, что нередко приводило к народному возмущению. Население протестовало против несправедливого распределения, а также против спекулянтов. В то время слово «спекулянт» было одним из самых употребляемых.

Подобное госраспреде-ление просуществовало в России вплоть до 1992 года и после введения принципа свободной торговли тихо скончалось, хотя в отдельных районах страны карточки просуществовали до 1996 года.

Карточно-талонные распределительные системы существуют и по сей день в некоторых странах бывшего соцлагеря. Северная Корея и Куба не сумели справиться с недостатками централизации и плановой госэкономики. Кубинские лидеры с сожалением признают, что благодаря карточкам, дающим пусть минимальную, но гарантию пропитания на Острове свободы выросло уже как минимум два поколения людей, не желающих и не умеющих работать.

Сейчас талоны уже перестали быть единственным источником снабжения, но большинство кубинцев не представляют себе жизни без них. Возможность купить несколько видов основных продуктов по смешным ценам до сих пор дает им ощущение безопасности.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

Сегодня и в некоторых развитых странах применяется карточная система. К примеру, в США на продуктовые карточки в настоящее время «подсажены» более 46 миллионов человек, что составляет примерно 14,5% от всего населения страны.

Однако причины введения подобной системы принципиально иные, и она используется исключительно для поддержки социально незащищенных слоев населения, а не вследствие товарного дефицита. Карточки, подобные банковским, выдают тем, чей годовой доход меньше 27 тысяч долларов на семью из четырех человек.

На эту карту государство ежемесячно перечисляет около 115 долларов (на семью — 255 долларов), предназначенных для покупки строго ограниченного набора продуктов питания, и лишь тех, что произведены в Соединенных Штатах. Таким образом, поддерживаются и местные производители. Да, эта карточка ограничивает выбор владельца, поскольку ее нельзя продать или обменять на спиртное, но она гарантирует пропитание даже самым несознательным и асоциальным типам.

Следует отметить, что цены на продукты питания в Штатах зачастую ниже российских, следовательно, даже на эти небольшие суммы можно кормиться вполне сносно. Кроме того, дети малоимущих получают бесплатные обеды в школах, что существенно экономит семейные бюджеты. Если принять во внимание увеличивающуюся бедность, особенно среди цветного населения, то банальная кормежка за государственный счет выглядит вполне разумным шагом. В противном случае голодные бунты ввергнут Америку в хаос и анархию.

Нечто подобное обсуждается и в российских эшелонах власти, и не исключено, что беднейшие слои населения станут счастливыми обладателями подобных пластиковых карт. С такой инициативой выступил в прошлом году Геннадий Онищенко. На осенних парламентских слушаниях в Госдуме главный санитарный врач выразил недоумение, почему у нас до сих пор не ввели продовольственные карточки. Так что все еще впереди. Догоним и перегоним Америку!

Александр ГУНЬКОВСКИЙ

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Неспроста партийные органы называли вопрос снабжения хлебом "политическим". Дело в том, что наличие либо отсутствие в магазинах хлебобулочных изделий являлось для граждан своеобразным показателем ситуации в стране. Если, например, не хватало молока, спичек или соли, но еще имелся в достатке хлеб – значит, положение не было критическим. Такие продукты, как крупы, каши, соль и сахар, обычно население всегда держало про запас. Хлеб же продукт скоропортящийся, его надо покупать каждый день. Поэтому отсутствие его в магазине воспринималось как предвестник голода со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, люди связывали эту ситуацию с тем, что дело в стране и в частности на фронте плохо. Перебои с поставками хлеба начались уже в конце июля 1941 г. Это сразу же повлияло на настроения населения, началась паника, некоторые рабочие даже отказывались выходить на работу.



В 30-е годы в СССР продовольствие никогда не было в избытке, как впрочем, и в другие времена, а с началом Великой Отечественной войны ситуация стала еще более ухудшаться. Поэтому постепенно была введена карточная система распределения. В столице она была введена уже в первый месяц войны. 16 июля отдел торговли Моссовета подписал распоряжение № 289 о введении карточек на некоторые продукты и промтовары в городе Москва. Затем 18 июля карточки были введены в Ленинграде, и окрестных городах. На председателей исполкомов райсоветов возлагалась задача "разъяснить трудящимся значение карточной системы для организации бесперебойного снабжения населения".

В августе 1941 г. хроническая нехватка хлеба и других продуктов стала ощущаться практически во всех городах Советского Союза. Из продуктов питания карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, масло, мясо, рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров – на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от наличия (с учетом производства) тех или иных товаров и были дифференцированы по группам населения в зависимости от характера и важности выполняемой работы. Но были и исключения. Попав в категорию "ударников" и "стахановцев", можно было получить дополнительные талоны. Их также получали рабочие горячих цехов, доноры, больные и беременные женщины.

Карточки и талоны сами по себе создавали широкое поле для мошенничества и спекуляции. В первые месяцы войны не было установлено должного контроля за работой учреждений и домоуправлений по выдаче карточек, начались различного рода злоупотребления, бесконтрольно работали продовольственные магазины. «Ошибочно выданные или обманно полученные карточки приводили к дополнительному расходованию продуктов питания, а в условиях осады города это равносильно удару в спину. Однако эгоисты, в худшем смысле этого слова, фабриковали ложные справки, мошеннически, где удавалось, получали дополнительные карточки. Пути к незаконному приобретению их изобретали самые различные. Некоторые управдомы в сговоре с дворниками выписывали карточки на вымышленных лиц; возвращаемые жильцами карточки на выбывших или умерших людей в ряде случаев присваивались нечестными работниками в домоуправлениях, на предприятиях. Они использовали каждое упущение управления по учету и выдаче продовольственных карточек... Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства» (Павлов Д.В. «Ленинград в блокаде», Л., Лениздат, 1985 г., с. 107).

Кроме этого, карточки воровали работницы типографии, на которой они печатались. Все это заставило руководство Ленинграда во главе со Ждановым принять меры. Во-первых, выдача разовых талонов была запрещена. Во-вторых, карточки потребовали выдавать только после тщательной проверки первичных документов. В-третьих, было решено укрепить кадры работников по учету карточек "лучшими людьми" и коммунистами. С целью пресечь использование фальшивых карточек Ленинградский горисполком принял решение с 12 по 18 октября провести массовую перерегистрацию выданных продкарточек на октябрь. Злоумышленники подбирали бумагу, краски и каллиграфически, от руки изготовляли фальшивые карточки. В магазинах при тусклом освещении лампы или мерцающем свете коптилок часто трудно было отличить фальшивки от подлинников. Но людей катастрофически не хватало, поэтому мероприятие поручили проводить все тем же домоуправлениям и предприятиям, которые ранее эти карточки и выдали. В итоге на них просто ставили штамп "Перерегистрировано".

"Однако определенный результат это дало. В октябре было выдано на 97 тысяч карточек меньше, чем в предыдущем месяце. Но в эту цифру также входят погибшие в результате бомбардировок и артобстрелов, а также эвакуированные через Ладожское озеро. При общем числе выданных карточек по городу в 2,4 млн. штук, разница была не такая уж большая. Таким образом, ситуация в целом не изменилась". (Там же с.108).


В Ленинграде каждый день гремели взрывы и полыхали пожары, выли сирены воздушной тревоги. При утере карточек районные бюро должны были выдавать новые. Но "мода" на потерянные карточки стала расти, как снежный ком. "Спасаясь от обстрела, утерял", "Карточки остались в квартире, а дом разрушен", "Украли в суматохе" и т.п. – причины, которые указывали граждане в заявлениях. "Если в октябре районные бюро выдали взамен утерянных 4800 новых карточек, то в ноябре – уже около 13 000. В декабре предприимчивые питерцы "утеряли" уже 24 тысячи карточек. В итоге государство отреагировало тоже по-советски: повторную выдачу карточек просто запретили. Сделать это можно было лишь в редких случаях, да и то чуть ли не после личного приказа Жданова. Кроме того, вводилась практика прикрепления граждан к определенным магазинам, а на карточках появились дополнительные штампы типа «Продмаг №31» ". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 330).

Конечно, все эти меры несколько сократили и усложнили незаконное получение карточек. Но наиболее предприимчивые люди за осенние месяцы успели создать некоторый запас продовольствия, который позволил многим из них не только пережить гибельную блокадную зиму, но и спекулировать продуктами питания на рынке. Так что больше всего пострадали как раз честные граждане, всецело доверившие свою судьбу государству.

На рынках цены на продукты держались высокие: молоко – 4 руб. литр, мясо – 26-28 руб., яйца – 15 руб., масло – 50 руб., но и за такие деньги его было не просто купить – выстраивались огромные очереди. Часто на базарах не было и овощей, даже картофеля и капусты. Строгие городские власти под давлением общественного мнения приказывали колхозникам установить "твердые цены" на продукты. Казалось, что скоро сбудется заветная мечта покупателя. Молоко отныне должно было стоить не более 2 руб. 50 коп., мясо – 18 руб. и т.д. Однако крестьяне отреагировали на это по-своему, – уничтожили продукты и попросту сбежали с базаров. В итоге рынки опустели, а торговля к августу 1941 г. продолжилась только ягодами и грибами, на которые твердых цен не установили. Молоко, яйца, масло и мясо практически исчезли полностью.

1 сентября постановлением правительства карточная система распределения продуктов была введена повсеместно. Правда, пока это касалось только хлеба, сахара и кондитерских изделий. Нормы и карточки на другие товары появились позднее. Все население делилось на две категории. В 1-ю вошли рабочие военной, нефтяной, металлургической, машиностроительной, химической промышленности, работники электростанций, железнодорожного и морского транспорта и др. Во 2-ю группу – рабочие и ИТР, служащие других отраслей промышленности и все остальные, не вошедшие в первую категорию. Им были установлены следующие дневные нормы отпуска хлеба и сахара:

Однако это же постановление разрешало местным властям параллельно с карточным распределением вести торговлю хлебом без карточек по повышенным ценам. Фактически карточная система сосуществовала параллельно с коммерческой торговлей. Насколько хлеб был политическим продуктом, говорят события осени 1943 г. В результате летних налетов Люфтваффе на города Поволжья, отправки зерна в освобожденные от немцев районы и плохого урожая, государству в ноябре почти повсеместно пришлось пойти на снижение норм выдачи хлеба по карточкам. В среднем – с 800 до 600 граммов в день для 1-й категории граждан.

В результате население стало проявлять массовое недовольство. По данным органов НКВД, в декабре имели место следующие высказывания граждан, подобные высказыванию механика летно-испытательной станции авиазавода №21 Кирясов: "Товарищ Сталин сказал, что войне скоро будет конец, так почему же убавляют нормы, значит, война будет продолжаться долго, народ и так голодает, а тут еще хлеб отнимают, многие люди будут пухнуть и умирать". Или сотрудницы планового отдела завода боеприпасов №558 Вагановой: "Вот тебе и победа, города опять отдаем, нормы на хлеб снизили, и скоро, по-видимому, давать не будут, значит, дела на фронте не из блестящих". (Там же с. 341).

В дальнейшем отказались и от регулирования цен на продукты на рынках. Это была крупная победа крестьян над советской властью! Недополученную же за последнее время прибыль колхозники просто заложили в цены, которые выросли в четыре-пять раз по сравнению с довоенными. Так, литр молока в октябре 1941 г. стоил уже 10 рублей вместо двух рублей в июне. Но и за таким дорогим продуктом теперь надо было стоять в очереди по 2-3 часа. В коммерческих магазинах пока тоже стояли большие очереди. Проанализировав ситуацию, вскоре государство решило, видимо, что у людей слишком много наличности. Поэтому 30 декабря 1941 г. был введен так называемый "военный налог", составлявший 12% от зарплаты.

"Впереди была зима, а между тем из-за нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве убрать урожай 1941 г. не успели. Замаячила перспектива голода. Партийные власти решили бросить на уборку всех кого только можно. Так, Горьковский обком партии 26 сентября приказал «привлечь в порядке трудовой повинности для уборки сельскохозяйственных культур все трудоспособное сельское население, в том числе учащихся обоего пола, а также население городов и поселков городского типа, однако не в ущерб работе госучреждений и предприятий». Районные комитеты партии были обязаны разъяснить данное постановление населению и обеспечить его выход на уборку урожая". (Там же с. 334).

В конце 1941 г. были введены карточки на рыбу, крупы, мясо и макароны. Мяса, в среднем по стране, полагалось всего 1,2 кг на человека в месяц. Затем в 1942 г. во многих городах ввели нормирование на продажу населению керосина и соли. Нередко дефицит продуктов в магазинах объяснялся не только условиями военного времени, но и тем, что они по разным причинам не доходили до прилавков, а "чудесным образом" оказывались на рынках по баснословным ценам. Стоимость одной буханки сначала дошла до 200-250, а позднее и до 400 рублей! При этом зарплата квалифицированного рабочего на военном заводе составляла 800 рублей в месяц. Чуть больше – ставку в 1080 рублей – имели профессора. Но ведь существовали и совершенно мизерные оклады. Так, технички и гардеробщицы получали всего 100-130 рублей. В тоже время цена, к примеру, килограмма моркови на базарах в мае 1942 г. достигла почти 80 рублей!

Сотрудники милиции регулярно проводили оперативные мероприятия по изъятию спекулятивного хлеба, устанавливали пути его поступления на базары. Порой приходилось даже вести слежку за хлебными фургонами. Нехватка хлеба и другого продовольствия, безусловно, объяснялась не только его фактическим отсутствием. Хищения зерна происходили и на селе. "В некоторых колхозах администрация и прочие работники умудрялись расхищать по 50% урожая. При этом показатели урожайности искусственно занижались. Чем меньше указывалась урожайность с гектара, тем больше пшеницы было украдено… В ноябре 1943 г. был разоблачен колхоз им. 2-й пятилетки. Фактически отсыпая в "закрома Родины" только по 250-260 центнеров зерна, руководство вписывало в отчеты 400 центнеров. Базой «Заготзерно» выписывались фиктивные авансовые квитанции на приемку зерна… Рядовые колхозники, пухшие от голода, тащили поменьше, кто сколько мог. Но именно их чаше всего и ловили. Так, одна жительница города Лысково работала на складе зерна, перелопачивая пшеницу. Устав глядеть голодными глазами на это изобилие, она пришила к юбке два потайных кармана и выносила в них по нескольку щепоток зерна. Несчастная женщина была поймана и получила три года лишения свободы, несмотря на то, что на ее попечении находились трое малолетних детей". (Там же с. 336-337).

Несмотря на все принятые меры, избежать голода не удалось. Он, конечно, не везде имел трагические черты блокадного Ленинграда, но все же ощущался как в крупных городах, так и в сельской местности. В первую очередь люди недополучали хлеба, что усугублялось нехваткой и других продуктов. Постоянная нехватка продовольствия заставила горожан "по совместительству" стать крестьянами. Все газоны и клумбы возле домов весной 1942 г. были засеяны картошкой и капустой. Кто не успел захватить участок в городе, получал официально или занимал сам плантации в пригородах. Можно было также арендовать землю у граничащих с городом колхозов. Некоторые граждане нанимались в колхозы на сезонную работу за хлеб. В общем, выживали, как могли. Всё это, конечно, не могло не сказаться на здоровье людей…

Инфляция в годы войны достигла огромных масштабов. Об этом свидетельствует рост цен на основные продукты питания. Если в январе 1942 г. килограмм картофеля на рынках Горького в среднем стоил 1 руб. 60 коп., то через год – уже 12, а в январе 1943 г. – 40 руб.! Стоимость килограмма свежей капусты выросла с 3 руб. 70 коп. в январе 1941 г. до 20 рублей в январе 1942 г., а через год возросла еще вдвое. Лук подорожал с 3 руб. 50 коп. до соответственно – 14 и 78 рублей. Десяток яиц в январе 1941 г. в среднем стоил 16 руб., в январе 1942 г. – 52 руб., а в январе 1943 г. – уже 190 руб.! Но самым рекордным был рост цен на животное и растительное масло, молоко и мясо (руб./кг.):

Таким образом, наиболее высокие цены на продовольствие имели место в конце 1942 г. – начале 1943 г. Затем по некоторым товарам наметилось снижение, но по сравнению с началом войны рост цен все равно остался высоким. Больше всего поражает рост цен на сливочное масло и молоко, подорожавшие за указанный период в 14 раз! Впрочем, здесь были упомянуты только товары первой необходимости, а в дефиците были и многие другие. Например, шампанское к 1943 г. подорожало в среднем до 160 рублей за литр. Но самым дорогим продуктом, обогнавшим всех «конкурентов», конечно же, была водка. Стоимость одной бутылки на рынке к середине войны достигала астрономической суммы в 1000 рублей! То есть даже месячной зарплаты квалифицированного рабочего было недостаточно, чтобы купить ее. Но раз установилась такая цена, значит, был и спрос.

В дефиците были не только продукты питания – постоянно не хватало и промтоваров. Профессор Добротвор описывает интересный случай, увиденный им 3 июня 1942 г. в центре Горького: "Дикая картина около универмага. Там сегодня выдают шерстяную материю. Это зверинец спекулянтов всякого рода. Один купил отрез на костюм за 900 руб. и тут же продал за 3500 руб. Около магазина драка. 50 милиционеров, но не для порядка, а чтобы тоже получить материал. Вакханалия спекуляции и блата. Жутко честному человеку". («Забвению не подлежит. Страницы нижегородской 1941-1945 годы», Н. Новгород, 1995 г., с. 528).

Наиболее голодными в СССР стали 1944-1946 гг. Это потом в художественных фильмах и литературе весну победного 45-го года будут изображать оптимистическим и счастливым временем. Вот выдержки из писем учащихся Работкинского сельскохозяйственного техникума, о содержании которых стало известно даже на самом высшем уровне. В частности, информация дошла до заместителя председателя советского правительства Микояна А.И. Изголодавшиеся учащиеся писали:

"11.4.45 г. ...Начиная с 1 числа, в техникуме не давали ни разу хлеба, все студенты слегли, некоторые начали опухать. Занятия прекратились, но отпуска не дают. Все очень ослабли.
9.4.45 г. ...Совершенно ослабли. Вот уже 9 число, но нам хлеба еще не давали ни разу, не знаем когда будет. Да притом у нас нет ни картошки, ни денег, пришел «капут».
10.4.45 г. ...13 дней живем без хлеба. В нашей группе две девушки опухли. Дров в техникуме нет, воды тоже, в связи с этим завтрак бывает в обед – одна свеклина, а обед – в ужин, ужина совсем не бывает. В техникуме сейчас такой беспорядок, такое волнение, студенты вовсю бунтуют.
11.4.45 г. ...Хлеба не давали ни грамма с 1 апреля. Студенты даже не могут ходить, а лежат на постели еле живые. Сейчас мы не учимся и не работаем, сидим в своей комнате. Когда будут давать хлеб, неизвестно". (Зефиров М.В. Дёгтев Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», «АСТ Москва», 2009 г., с 342).

Причина заключалась в росте цен на продук­ты питания и их остром дефиците, вызванном усиленным спросом на предметы продовольствия со стороны армии и их масштабными государственными заготовками (см. Заготовки сельскохозяйственной продукции государственные). Появлению карточной системы предшествовало введение регулирования губерна­торами и городскими управами цен на предметы первой необхо­димости в соответствии с циркуляром Министерства внутренних дел от 31 июля 1914. В 1915 в городах возникли комиссии по регу­лированию цен и продовольственные отделы. Органы городского самоуправления развернули самостоятельные заготовки с целью сдержать рост дороговизны. Заготовленные товары продавались насе­лению с минимальными наценками. Это не принесло ожидаемого эффекта, а только усилило ажиотаж на рынке. Во второй половине 1915-16 продовольственные управы городов начали нормирован­ное распределение товаров по продовольственным карточкам. По мере увеличения набора товаров, отпускаемых по карточкам, в большинстве городов появились целые продовольственные книжки, удостоверявшие право горожан на ежемесячное получе­ние в городских лавках определенного количества различных товаров.

В 1917 карточная система охватывала широкую номенклатуру товаров - сахар, мука, крупа, соль, мыло, спички и другое. Круг то­варов, распределяемых по карточкам, и нормы снабжения со временем могли меняться. В 1917 сельское население стало получать по карточкам сахар и некоторые другие товары через кооперативные продовольственные лавки. В сельской местности карточная система в годы Граж­данской войны не получила широкого распространения. В городском снабжении она, напротив, укрепилась. К нормиро­ванным товарам добавились водка, ткани, обувь. Во многих городах снабжали по карточкам мануфактурой, рыбой, мясом, овощами, керосином, дровами и др. Но выдача нормированных товаров осуществлялась крайне нерегу­лярно. Часто карточки не отоваривали из-за отсутствия запасов, выдавали товары по сниженным нормам, взамен одних товаров выдавали другие. Карточная система открывала широ­кие возможности для злоупотреблений. По сообщениям прессы, не только работники городских лавок, но и руководи­тели продовольственных управ, отвечающие за организацию закупок продо­вольствия, оказывались причастны к спекуляции. Населе­ние возмущали факты, когда карточки не отоваривались, а отсутствующие в городских лавках товары свободно продава­лись на рынке по спекулятивным ценам. Другим поводом для недовольства становилась сама организация распределения. До потребителей многие товары доходили ненадлежащего качест­ва, их получение часто было связано с простаиванием в больших очередях. Тем не менее подавляющая часть на­селения требовала ужесточения карточной системы.

В 1929 в городах СССР, в том числе расположенных в восточных регионах, введена нормированная продажа хлеба и других продовольственных товаров. Государство, искусственно поддерживая закупочные цены на зерно и другие виды сельскохозяйственной продукции на низком уровне, спровоцировало в 1927/28 хозяйственном году хлебный кризис. Перебои в снабжении хлебом в городских поселениях Урала, Сибири и Дальнего Востока возникли уже в 1928.

С введением карточек городское население разделялось на 4 категории: в 1-ю входили рабочие, пайщики пот­ребительской кооперации ; во 2-ю - рабочие, не состоявшие ее членами; в 3-ю - служащие, члены потребительской коопера­ции ; в 4-ю - дети, иждивенцы и все остальные. По по­вышенным нормам и в первую очередь снабжались те, кто имел карточки 1-й категории. Лишенные избирательных прав, не получали карточек. С 1931 было введено обес­печение населения по спискам (особый список, списки № 1, 2, 3), в которые местные власти включали различные ка­тегории населения. Деление осуществлялось не только по социальной принадлежности людей, но и по степени при­оритетности, важности их труда в общем народнохозяйственном комплексе, в жизни общества. Установленные нормы полу­чения продуктов по карточкам должны были обеспечи­вать необходимый минимум потребления. По карточке рабочего, включенного в список № 1, можно было ку­пить 800 г хлеба в день, 4,4 кг мяса, 2,5 кг рыбы, 3 кг крупы, 1,5 кг сахара, 400 г масла, 10 шт. яиц в месяц. Но «отоварить» карточки, т. е. выкупить продукты по этим нормам, удавалось далеко не всегда. Поступавших в сибирские города товарных ресурсов, как правило, не хватало, нормы выдачи сокращались, в магазинах необходимо было выстоять огромные очереди. Часто срок действия карточки оканчивался раньше, чем ее удавалось «отова­рить». В 1929-30 были введены карточки не только на продовольствие, но и на промышленные изделия повседневного спроса. Свободно купить любые товары в системе государственной торговли стало невозможно.

Данные о структуре розничного товарооборота отражают низкий уровень жизни городского населения Сибири в 1930-е гг. Покупки продовольствия составляли в общем товаро­обороте в 1933-37 56-60%, в том числе около 1/3 всех затрат на продовольственные товары шло на водку и другие алкогольные напитки. Из промышленных товаров, составлявших 40-44% розничного то­варооборота, покупались в основном готовая одежда, обувь, ткани, на покупки мебели приходилось только 0,5%, культтоваров - 4%.

Нормированное распределение товаров породило осо­бую систему торговли : закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), снабжавшие коллективы крупных предприятий или нескольких мелких. Рабочие и служащие по месту работы при­креплялись к ЗРК, где могли покупать товары народного потребления по так называемым заборным книжкам. Карточная система создала благодатную почву для различных махинаций, хищений и спекуляции. Постоянные проверки выявляли расхож­дения в числе прикрепленных к ЗРК и реально рабо­тающих на предприятии, количестве проданных продуктов и карточек, включение в особый и 1-й список лиц, не имевших на это права. Похищенные из нормированной тор­говли товары продавались на «черном» рынке. Помимо него существовала система коммерческой торговли , в которой товары народного потребления можно было купить свобод­но, но по высоким (в 2-3 раза выше обычных) ценам. В ряде сибирских городов открылись и магазины «Торгсин» (система торговли с иностранцами, где товары прода­вались за валюту или золото).

Дефицит товаров вызывал массовое недовольство, тормозил развитие экономики из-за снижения материальных сти­мулов, что заставило руководство страны принять меры по улучшению снабжения населения. С 1 января 1935 были отменены карточки на хлеб, с 1 октября 1935 - на мясо, рыбу, картофель, жиры, сахар. В 1936 постепенно от­меняются карточки на промышленные товары. Вместо разделения торговых заведений на коммерческие и торгующие по карточкам вновь создается единая система торговли.

Карточная система в годы ВОВ

С начала Великой Отечественной войны продовольственные ре­сурсы страны резко сократились, что обусловило введе­ние жесткой системы нормированного распределения. С сентября 1941 в Омске , Новосибирске , Красноярске , Иркутске и других крупных городах стали продаваться по карточкам хлеб и сахар. В ноябре карточная система распространилась на мяс­ные и рыбные продукты, жиры, крупу, макаронные изделия и др. Продовольственное снабжение горожан производи­лось дифференцированно. Устанавливались 4 группы карточек: для рабочих и ИТР, служащих, иждивенцев, детей до 12 лет. Кроме того, все работающие распреде­лялись по 2 категориям в зависимости от значимости их предприятий для обороны страны. Норма на хлеб была дневной, на остальные продукты - месячной. Рабочим, снабжавшимся по 1-й категории, ежедневно полагалось 800 г хлеба, по 2-й - 600 г, детям и иждивенцам - по 400 г. Более резко различались нормы на другие продтовары. Трудящиеся крупных оборонных заво­дов могли приобрести в месяц 2,2 кг мяса или рыбы, 1,5 кг крупы и макаронных изделий, 600 г жиров. На других предприятиях рабочий паек весил гораздо меньше. Из-за нехватки продовольственных ресурсов одни продукты заменялись другими, худшего качества. Вместо мяса выдавались субпродукты, сахар заменялся низкосортной караме­лью, росло использование на пищевые цели отходов производства мясо-молочной промышленности: сыворотки, обрата, пахты, потрохов и костей. В целях экономии муки до­пускалось повышение влажности хлеба, разрешались различные примеси. С апреля 1942 были уменьшены нор­мы на сахар, и до конца войны для рабочих они не пре­вышали 400 г. в месяц. Осенью 1943 полегчала хлебная пайка. Трудящиеся, снабжавшиеся по 1-й категории, стали получать 600-650 г хлеба в день, по 2-й - 500 г. Вместе с тем с осени 1942 руководству предприятий предо­ставлялось право премировать ударников и стаханов­цев дополнительным пайком. Напротив, для тех, кто не выполнил производственное задание, допустил опоздание на работу или иное нарушение трудовой дисциплины, хлебная норма уменьшалась на 200 г.

Несмотря на суровые законы военного времени, рас­пространились различного рода злоупотребления с вы­дачей и отовариванием карточек. Часть хлебных ресурсов разворовывалась, реализовывалась по запискам руко­водителей. В начале 1942 контрольные органы отмечали отсутствие должного порядка в расходовании хлеба в Новосибирской области , и особенно в Новосибирске. Толь­ко в январе 1942 перерасход хлеба в областном центре составил 1 тыс. т, в феврале - 800 т. Большие масштабы злоупот­реблений проявились и в других городах страны, что вы­нудило правительство создать особые контрольно-учетные бю­ро, которые принимали от торговых организаций талоны и купоны продовольственных карточек в подтверждение реализации нормированных продуктов, а также ежемесячно проверяли контингенты, подлежащие снабжению.

По мере накопления продовольственных ресурсов у государства появи­лась возможность улучшать централизованное обеспечение населения продуктами питания. В годы войны это до­стигалось не повышением норм, а переводом потребите­лей с одних, низких норм на другие, более высокие. В середине 1942 только 2 /5 городского населения получали хлеб по карто­чкам для рабочих и служащих, остальные - по нормам для иждивенцев и детей. К концу 1944 уже половина горожан снабжалась по нормам для рабочих и служащих. Если в I квартале 1943 дополнительное питание получили 12% всех рабо­чих, то в I квартале 1945 - около 50%. При этом удельный вес трудящихся, снабжавшихся по повышенным нормам, в городах Урала и Сибири был одним из самых высоких в стране. В ходе голода 1946 количество населения, снаб­жавшегося по карточкам, было сокращено с 87,8 млн до 60 млн человек в конце 1946. Для отдельных групп городского населения, главным образом для иждивенцев, были урезаны нормы выдачи хлеба. Одновременно уменьшались фонды коммерческой торговли хлебом. Это решение сталинского руководства стало причи­ной резкого роста смертности в ходе голода .

Отмена карточек

Карточная система была отменена специальным постановлением Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с прове­дением денежной реформы конфискационного типа. Некоторые элементы нормированного распределения товаров народного по­требления сохранялись на протяжении всего советского пери­ода. Периодически вводились нормы отпуска дефицитных товаров в одни руки, списки на предприятиях и в уч­реждениях на приобретение товаров. Последним прояв­лением нормированного распределения в конце 1980-х гг. стала система талонов на приобретение дефицитных товаров, в том числе продуктов питания.

Лит.: Букин С.С. Продовольственная проблема в городах За­падной Сибири в годы Великой Отечественной войны // Проблемы труда и быта городского населения Сибири (1940-1990-е гг.). Ново­сибирск, 1992; Исаев В.И. Коммуна или коммуналка? Изменения быта рабочих Сибири в годы индустриализации. Новосибирск, 1996; Косых Е.Н. Цены в Томске в 1917 году // Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск , 1996; Осокина Е.А. За фаса­дом «сталинского изобилия»: распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941. М., 1998.