Григорианский календарь — история и современное состояние. По какому календарю мы живем

– это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения Земли вокруг Солнца.

Продолжительность года в григорианском календаре равна 365,2425 суткам , на 400 лет приходится 97 високосных лет .

Григорианский календарь является усовершенствованным юлианским календарем . Он был введен в 1582 году папой Григорием XIII, заменив несовершенный юлианский.

Григорианский календарь принято называть новым стилем, а юлианский – старым стилем. Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Принятие григорианского календаря в разных странах

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время. Первыми на новый стиль перешли в Италии в 1582 году. За итальянцами последовала Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. В 1580-х годах к этим странам присоединились Австрия, Швейцария и Венгрия.

Великобритания, Германия, Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция ввели новый стиль в XVIII веке. Японцы ввели григорианский календарь в XIX веке. В начале XX века к новому стилю присоединились в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси, где с Х века жили по юлианскому календарю, новое европейское летоисчисление было введено указом Петра I в 1700 году. При этом в России был сохранен юлианский календарь, по которому до сих пор живет Русская Православная церковь. Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года - с 14 февраля 1918 года.

Недостатки григорианского календаря

Григорианский календарь не абсолютен и имеет неточности, хотя и согласуется с природными явлениями. Длина года в нем на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку - 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет.

Кроме того, григорианский календарь не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Также григорианский календарь не удовлетворяет потребности общества. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах , кварталах и полугодиях.

Проблемы григорианского календаря

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

  • Несоответствие григорианского календаря тропическому году. Правда, такое соответствие вообще недостижимо из-за того, что тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов - обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет - всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.
  • Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|
  • Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.
  • От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели,поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

Проекты новых календарей

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был внесен законопроект, предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Человечество с давних времён пользуется летоисчислением. Возьмём, к примеру, знаменитый круг майя, наделавший много шума в 2012 году. Отмеряя день за днём, страницы календаря уносят прочь недели, месяцы и годы. Практически все страны мира на сегодняшний момент живут по общепризнанному григорианскому календарю , однако долгие годы государственным был юлианский . В чём же между ними разница, и почему последним теперь пользуется только православная церковь?

Юлианский календарь

Древние римляне вели счёт дням по лунным фазам. В таком простом календаре было 10 месяцев, названных в честь богов. У египтян летоисчисление было привычным современному: 365 суток, 12 месяцев по 30 дней. В 46 году до н.э. император Древнего Рима Гай Юлий Цезарь приказал ведущим астрономам создать новый календарь. Солнечный год с его 365 днями и 6 часами был взят за образец, а начальной датой стало 1 января. Новый способ исчисления дней тогда, собственно, и назвали календарём, от римского слова «календы» – так именовались первые дни каждого месяца, когда платились проценты по долгам. Во славу древнеримского полководца и политика, чтобы увековечить его имя в истории грандиозного изобретения, один из месяцев назвали июлем.

После убийства императора римские жрецы немного запутались и объявляли каждый наступающий третий год високосным, чтобы выровнять шестичасовое смещение. Окончательно календарь был выровнен при императоре Октавиане Августе. И его вклад был зафиксирован новым названием месяца – август.

От юлианского к григорианскому

Веками по юлианскому календарю жили государства. Им же пользовались христиане во время Первого Вселенского Собора, когда была утверждена дата празднования Пасхи. Интересно, что этот день каждый год отмечается по-разному в зависимости от первого полнолуния после весеннего равноденствия и иудейской Пасхи. Изменить это правило можно было только под страхом анафемы, однако в 1582 году глава католической церкви папа Григорий XIII пошёл на риск. Реформа прошла успешно: новый календарь, названный григорианским, был более точным и возвращал день равноденствия к 21 марта. Иерархи православной церкви осудили нововведение: получалось, что иудейская Пасха случалась позже Пасхи христианской. Это не допускалось канонами восточной традиции, и в разночтениях между католиками и православными появился ещё один пункт.

Летоисчисление на Руси

В 1492 году Новый год на Руси стали отмечать по церковной традиции 1 сентября, хотя раньше новолетие начиналось одновременно с весной и считалось «от сотворения мира». Император Пётр I учредил, что принятый от Византии юлианский календарь на территории Российской империи является действующим, однако Новый год теперь отмечался в обязательном порядке 1 января. Большевики перевели страну на григорианский календарь , по которому уже давно жила вся Европа. Интересно, что таким образом тогдашний февраль стал самым коротким месяцем в истории летоисчисления: 1 февраля 1918 года превратилось в 14 февраля.

С юлианского на григорианский календарь в 1924 году официально перешла Греция, вслед за ней – Турция, а в 1928-м и Египет. В наше время по юлианскому летоисчислению живут только некоторые православные церкви – русская, грузинская, сербская, польская, иерусалимская, а также восточные – коптская, эфиопская и греко-католическая. Поэтому и существуют разночтения в праздновании Рождества: день рождения Христа католики отмечают 25 декабря, а в православной традиции этот праздник приходится на 7 января. То же и со светскими праздниками – , смущающий иностранцев, празднуется 14 января как дань предыдущему календарю. Впрочем, неважно, кто по какому календарю живёт: главное – не тратить понапрасну бесценные дни.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Добро пожаловать в ! 6 января 2019 года волшебство Сочельника окутает весь парк, а его посетители окажутся в настоящей зимней сказке!

Всех гостей парка ждёт увлекательная тематическая программа парка: интерактивные экскурсии, ремесленные мастер-классы, уличные игры с озорными скоморохами.

Насладитесь зимними видами ЭТНОМИРа и атмосферой праздника!

Разные способы летоисчисления календаря . Новый стиль исчисления времени был введен Советом Народных Комиссаров - правительством Советской России 24 января 1918 года «Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря» .

Декрет был призван способствовать «установлению в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» . Ведь с 1582 года, когда во всей Европе юлианский календарь в соответствии с рекомендациями астрономов был заменен на григорианский, российский календарь оказался отличен от календарей цивилизованных государств на 13 дней.

Дело в том, что новый европейский календарь появился на свет стараниями Папы римского, но русскому православному духовенству католический Папа был не авторитет и не указ, и оно отвергло нововведение. Вот и жили более 300 лет: в Европе Новый год,в России ещё 19 декабря.

Декретом СНК (аббревиатура Совета Народных Комиссаров) от 24.01.1918 было предписано 1 февраля 1918 года считать 14-м февраля (в скобках заметим, что по многолетним наблюдениям русский православный календарь, то есть «Старый стиль», более соответствует климату европейской части Российской Федерации. Например, 1 марта, когда по старому стилю ещё глубокий февраль, весной и не пахнет, а относительное потепление начинается с середины марта или первых его чисел по старому стилю).

Новый стиль понравился не всем

Впрочем, не только Россия упиралась в установлении католического счета дней, в Греции «Новый стиль» был легализирован в 1924 году, Турции - 1926, Египте - 1928-м. При этом что-то не слышно, чтобы греки или египтяне праздновали, как в России, два праздника: Новый год и Старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю.

Интересно, что введение Григорианского календаря без восторга приняли и в тех европейских странах, где ведущей религией было протестантство. Так в Англии на новый счет времени перешли только в 1752 году, в Швеции - спустя год, в 1753.

Юлианский календарь

Был введен Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. Начинался 1 января. Год имел 365 дней. Номер года, делившийся на 4 был признан високосным. К нему добавлялся один день - 29 февраля. Разница между календарем Юлия Цезаря и календарем папы Григория в том, что у первого каждый четвертый год без исключения високосный, а у второго високосные только те года, что делятся на четыре, но не кратные ста. В итоге разница между юлианским и григорианским календарями постепенно возрастает и, например, в 2101 году Православное рождество будет праздноваться не 7, а 8 января.

С измерением одних величин никаких проблем не возникает. Когда речь заходит о длине, объеме, весе - ни у кого нет никаких разногласий. Но стоит только коснуться измерения времени, и сразу столкнетесь с разными точками зрения. Отдельное внимание стоит уделить тому, что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними реально изменило мир.

Разница в католических и православных праздниках

Ни для кого не секрет, что католики празднуют рождество не 7 января, как православные, а 25 декабря . С остальными христианскими праздниками дело обстоит таким же образом.

Возникает целая череда вопросов:

  • Откуда взялись эти 13 дней разницы?
  • Почему нельзя отмечать одно и то же событие в один день?
  • Изменится ли когда-то разница в 13 дней?
  • Может, она со временем сократится и вообще исчезнет?
  • Да хотя бы узнать, с чем это все связано?

Чтобы ответить на эти вопросы нам придется мысленно отправиться в еще дохристианскую Европу. Впрочем, ни о какой целостной Европе тогда речь еще не шла, цивилизованный Рим был окружен множеством разрозненных варварских племен. Впоследствии все они были захвачены и вошли в состав Империи, но это уже другой разговор.

Впрочем, историю пишут победители, и мы так и не узнаем, насколько «варварскими » были соседи Рима. Ни для кого не секрет, что великие правители прикладывают руку ко всем событиям в государстве. Юлий Цезарь не был исключением, когда решил ввести новый календарь - юлианский .

Какими календарями и как долго пользовались?

В скромности правителю не откажешь, но он внес слишком большой вклад в историю всего мира, чтобы его можно было критиковать по мелочам. Предложенный им календарь:

  1. Был гораздо точнее предыдущих вариантов.
  2. Все года состояли из 365 дней.
  3. В каждом четвертом году было на 1 день больше.
  4. Календарь согласовывался с астрономическими данными, известными на тот момент.
  5. На протяжении полутора тысяч лет, не было предложено ни одного достойного аналога.

Но ничто не стоит на месте, в конце XIV века был введен новый календарь, этому поспособствовал тогдашний папа - Григорий XIII. Этот вариант отсчета сводился к тому, что:

  • В обычном году 365 дней. Високосный год содержит все те же 366.
  • Но теперь високосным считался не каждый четвертый год. Теперь если год заканчивается на два нуля, и при этом делится и на 4 и на 100, високосным он не является.
  • Для простого примера, 2000 был високосным, а вот 2100, 2200 и 2300 високосными не будут. В отличие от 2400.

Зачем надо было что-то менять, неужели нельзя было оставить все так, как есть? Дело в том, что согласно данным астрономов, Юлианский календарь не совсем точен .

Погрешность составляет всего 1/128 суток, но за 128 лет накапливается целый день, а за пять столетий - практически полных четверо суток.

Чем отличается Юлианский календарь от Григорианского?

Принципиальные отличия двух календарей заключаются в том, что:

  • Юлианский был принят гораздо раньше.
  • Он же просуществовал на 1000 лет больше григорианского.
  • В отличие от григорианского, юлианский календарь сейчас практически нигде не используется.
  • Юлианский календарь применяют только для расчета православных праздников.
  • Григорианский календарь более точен и позволяет избежать мелких погрешностей.
  • Принятый Григорием XIII календарь преподносится как конечный вариант, абсолютно правильная система отсчета, которая не будет изменяться в будущем.
  • В юлианском календаре високосным является каждый 4 год.
  • В григорианском високосными не являются те годы, что заканчиваются на 00 и не делятся на 4.
  • Почти каждое столетие заканчивается тем, что разница между двумя календарями увеличивается еще на сутки.
  • Исключение составляют века, кратные четырем.
  • По григорианскому календарю отмечают церковные праздники почти все христиане мира - католики, протестанты, лютеране.
  • По юлианскому празднуют православные христиане, руководствуясь апостольскими наставлениями.

К чему может привести погрешность в несколько дней?

Но разве так уж важно соблюдать эту точность, может лучше отдать дань традициям? Что страшного случится, если за пять столетий календарь сместится на 4 дня, разве это заметно?

К тому же, те, кто принимает решение о внесении изменений, уж точно не доживут до тех времен, когда «неправильный » вариант исчисления разойдется хотя бы на сутки.

Вы только представьте, что уже в феврале приходит потепление, начинается первое цветение. Но при всем этом, предки описывают февраль как суровый и морозный зимний месяц.

Тут уже может возникнуть легкое непонимание, что происходит с природой и планетой? Особенно, если в ноябре вместо опавших листьев сугробы. А в октябре глаз не радует пестрая листва на деревьях, ведь вся она уже давно гниет на земле. Это кажется несущественным, на первый взгляд, когда погрешность выходит всего в 24 часа за 128 лет.

Но календари регулируют, в том числе и самые важные события в жизни многих цивилизаций - посев и сбор урожая. Чем точнее будут произведены все корректировки, тем бо льшие запасы пищи сохранятся в следующем году.

Конечно, сейчас это не так важно, в эпоху быстрого развития научно-технического прогресса. Но когда-то это было вопросом жизни и смерти миллионов людей .

Существенные отличая календарей

Различая между двумя календарями:

  1. Более точное измерение при помощи григорианского.
  2. Неактуальность юлианского календаря: кроме православной церкви его почти никто и не использует.
  3. Всеобщей распространенностью григорианского календаря.
  4. Выкидыванием 10 дней отставания и введения нового правила - все года, заканчивающиеся на 00 и не делящиеся на 4, теперь не високосные.
  5. Благодаря этому разница между календарями непреклонно увеличивается. На 3 дня каждые 400 лет.
  6. Юлианский был принят Юлием Цезарем, еще 2 тысячи лет назад .
  7. Григорианский более «молодой», ему нет и пяти сотен лет. А ввел его папа Григорий XIII.

Что представляют собой юлианский и григорианский календари, отличие между ними и причины их введения можно знать для общего развития. В реальной жизни эта информация никогда не пригодится. Разве что, если вы хотите произвести на кого-то впечатление своей эрудированностью.

Видео о различиях Григорианского и Юлианского

На этом видео иерей Андрей Щукин расскажет об основных отличиях между этими двумя календарями с точки зрения религии и математики:

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.