Что представляет собой организационная культура. Культура организации

Организационная культура (ОК) - одна из ключевых категорий менеджмента, в самом общем понимании представляет систему сложившихся в компании разделяемых работниками ценностей, убеждений, норм поведения.

Стихийно сформировавшаяся организационная культура может препятствовать организационному развитию, достижению стратегических и тактических целей. В этой связи создание эффективного менеджмента предполагает постоянное наблюдение и целенаправленные изменения в культуре компании.

Сильная ОК способна выступать одной из основ конкурентоспособности компании, фактором инвестиционной привлекательности, преодоления кризисов, обеспечения устойчивого роста.

На формирование организационной культуры влияют как внешние, так и внутренние условия. Среди них наибольшее значение имеют:

  • личности первых руководителей и владельцев;
  • реализуемая компанией бизнес-модель и стратегия;
  • сфера деятельности;
  • этап жизненного цикла организации;
  • располагаемые компанией ресурсы, прежде всего человеческие, и др.

Ожидаемыми результатами деятельности по развитию организационной культуры проявляются в виде:

  • роста эффективности производства и управления;
  • повышения лояльности работников;
  • создания положительного имиджа и увеличение так называемых репутационных активов;
  • повышения привлекательности компании как работодателя;
  • стимулирования и удержания наиболее ценных работников;
  • обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Определяющую роль в достижении перечисленных результатов призван играть менеджмент высшего и среднего уровней управления организацией.

Итак, основными источниками становления культуры являются деятельность учредителей и руководителей организации, провозглашенная бизнес-идея, сама история создания организации.

Роль и задачи организационной культуры. Среди ученых и практиков сложилось единое понимание задач ОК в компании, которые сводятся к следующему:

  • формирует определенный имидж компании, отличающий ее от любой другой и влияет на ее репутацию, сохраняет лояльность клиентов, партнеров;
  • предопределяет степень вовлечения в общее дело, сплочения сотрудников, создает условия возникновения чувства общности всех членов организации в достижении стратегических целей;
  • обеспечивает поддержание присущих (установленных) организации стандартов поведения;
  • помогает сотрудникам получить представление об организационной идентичности;
  • влияет на уровень вовлеченности работников в деятельность компании и преданности (лояльности) ей;
  • стимулирует ответственность работников;
  • формирует у сотрудников чувство уверенности и гордости за компанию;
  • является важным источником стабильности и преемственности, укрепляет у работников ощущение относительной безопасности по отношению к рискам рынка труда;
  • для новых работников является ориентиром для интеграции событий в организации, средством усвоения норм поведения, принятых в данной организации;
  • задает стандарты качества и критерии самооценки в работе;
  • усиливает конкурентные преимущества и создает ценный нематериальный актив;
  • способствует снижению трансакционных издержек, на базе упорядочения взаимоотношений с внешней средой.

Другими словами, организационная культура - это система (не

обязательно формализованная) общепринятых в организации и оберегаемых ее членами (не всегда осознанно) культурно-этических, моральных и других постулатов в отношении целей, организации, внутрифирменных взаимоотношений и взаимодействия с окружением (клиентами, партнерами, конкурентами, государственными органами, обществом в целом).

Рассмотренные постулаты находят свое выражение в сложившихся спонтанно или осознанно заявляемых организацией и ее членами ценностях и убеждениях, нормах, принципах, правилах, процедурах, стандартах, а также в обычаях, традициях, манерах, ритуалах.

Культура - сложный феномен, она всегда индивидуальна применительно к организации.

Признаки эффективной организационной культуры. В качестве основных признаков специалисты выделяют степень согласованности со следующими параметрами внешней и внутренней среды организации:

  • общепринятыми в обществе культурно-этическими и моральными постулатами;
  • особенностями бизнеса (сферы деятельности) данной организации;
  • стадией развития организации;
  • сложившейся или желаемой моделью организационного поведения, миссией, видением, стратегическими целями, доминирующим стилем поведения, характером власти и влияния, интересами индивидуумов, групп и организации в целом.

Ключевым параметром является согласованность с регламентными внутрифирменными документами.

Бурное развитие концепции ОК как инструмента повышения конкурентоспособности компании началось в первой половине 1980-х гг. Современная теория и практика бизнеса выделяет три основные взаимодополняющие направления анализа организационной культуры.

Во-первых, ОК - это специфическая среда управления, где взаимодействуют элементы системы управления и осуществляются организационные процессы. Она во многом определяет модели поведения работников организации в ответ на изменения во внешней и внутренней средах.

Во-вторых, ОК в настоящее время используют в качестве специального управленческого инструмента («психологического актива» - Г. Хофстед; нематериального актива), способного повысить ценность других активов и придать импульс росту эффективности организации.

В-третьих, ОК выступает в качестве самостоятельного объекта управления.

Анализ ОК с таких позиций показывает, что не бывает плохих и хороших культур, существуют лишь культуры, адекватные и не адекватные сложившейся ситуации, как во внешней, так и во внутренней среде организации.

Ричард Баррет разработал классификацию, включающую семь типов компаний, исходя из критерия уровня развития компании как хозяйствующего субьекта рынка в конкурентной среде. Основными параметрами оценки являются тип лидерства и ценностей.

Для компаний первого (низшего) уровня главная ценность - финансовая стабильность, выживание. Второй уровень - ценности, связанные с наличием либо отсутствием коммуникаций с потребителями, их удовлетворенности. Третий уровень - это те организации, которые фокусируются на эффективности и результатах.

Анализ, проведенный Барретом, позволил сделать вывод о том, что большинство организаций на этих уровнях останавливаются. Лишь немногие продолжают движение к четвертой-пятой ступени, где в центре внимания - инновации, обучение и развитие персонала, общее видение.

На высших уровнях пирамиды ценностей у компании возникает потребность в глобальном мышлении, сценарном планировании будущего, подлинном социально-ответственном поведении; корпоративном гражданстве, коучинге других организаций.

Особое внимание уделяется тому, как снизить уровень так называемой «культурной энтропии», проявляющейся в растрате части «энергии» на конфликты, интриги, переживание обид, т.е. зажатие в тисках «негативных ценностей».

Создана и успешно апробирована методика культурной трансформации, основанной на выявлении отсутствующих ценностей и соответствующей коррекции организационного поведения. Выявлена тесная зависимость между удовлетворенностью сотрудников от работы, пониманием ими ценностей компании и увеличением прибыльности бизнеса, ростом стоимости компаний.

Именно лидеры в первую очередь должны ориентироваться на полный спектр ценностей, т.е переходить к управлению, получившему название «командное лидерство».

Системный подход к изучению культуры. В современном менеджменте как науке и практической деятельности эффективен системный подход при анализе организационной культуры.

Состав элементов организационной культуры обширен. Чаще всего принято включать в этот перечень ценности, разделяемые большинством членов организации или ее ключевыми сотрудниками; нормы поведения; правила и процедуры, обеспечивающие (поддерживающие) воспроизводство основополагающих ценностей; инструменты и приемы передачи (трансляции) этих ценностей и норм другим поколениям работников; эмоциональный информационный фон (символы, язык, ритуалы, обычаи, управленческие практики); систему информирования в организации; социальнопсихологический климат.

Специалисты считают, что в основе любой организационной культуры лежат в первую очередь ценности и нормы поведения.

Ценности - это объекты и явления, наиболее важные с точки зрения субъекта, которые выступают целями и ориентирами его деятельности.

Ценности-понятия включают как социальный аспект, связанный с сохранением целостности социальной организации, так и управленческий. В последнем случае речь идет о ценностях, выражающихся в стратегических целях существования организации, ценностях-средствах и ресурсах, обеспечивающих ее функционирование и развитие (например, такие ценные для организации качественные характеристики персонала как дисциплинированность, инициативность и креативность, стрессоустойчивость, порядочность и честность и т.д.) и параметры и свойства внутренней среды (например, командный дух, управленческая воля), которые позволяют достигнуть ценности-цели.

Ценности-цели с реализацией общеорганизационных, групповых (внутри организации) и индивидуальных (личных) потребностей работников формируются обычно на начальных этапах позиционного цикла организации. При этом определяющую роль играют собственники и руководители, их собственности, уровень компетентности, стиль управления, характер и т.п. В конечном итоге ценности-цели объединяются в основной цели деятельности организации - миссии, реализация которой возможна через удовлетворение потребностей субъектов внешней среды.

Ценности-средства и инструменты (ценности, позволяющие достигать цели организации, так же как принципы управления, качество персонала и т.п.) могут образовываться как стихийно, случайно, по стечению обстоятельств, так и культивироваться и внедряться сознательно, целенаправленно. Как правило, прослеживается устойчивая и закономерная взаимосвязь между ценностями-целями и целями-средствами. Последние во многом зависят от деятельности всех членов организации. Например, знание и следование принципам управления в организации помогают работникам данной организации осуществить выбор форм своего поведения в процессе деятельности, тем самым действовать с большим успехом при достижении целей организации (т.е. проявлять старательность, инициативу, дисциплину и т.п.) Ценности-средства поддерживают (улучшают) имидж организации.

На практике часто проявляется противоречие между декларируемыми топ-менеджментом ценностями-целями, формально отражаемыми в миссии и фактически реализуемыми узкогрупповыми или личными целями руководства (в том числе корыстными). Часто в организациях ценности-цели вообще отсутствуют либо известны только собственникам и/или высшему руководству. Иначе говоря, недооценивается значимость информирования работников о ценностных ориентирах развития организации. В этих условиях мобилизующая роль этого фактора ослабевает.

Ценности могут быть как позитивными так и негативными, т.е. по направлениям влияния на эффективность деятельности и управления организацией.

Организационные нормы поведения, правила и процедуры. Это

своего рода стандарты поведения и деятельности, принятые в данной организации. Их соблюдение выступает для отдельных работников или группы работников условием для включения в организацию как социальную систему на основе принятия (признания) господствующей здесь системы ценностей. Эти нормы служат для описания ситуаций или обстоятельств, в которых выполняются определенные правила. Они включают ожидания того, что люди думают в данной ситуации.

В российской модели менеджмента большинство норм внедряются принудительно, в том числе через систему санкций, применяемых руководством, и/или через добровольное усвоение и принятие правил. На практике целесообразно сочетать оба способа в зависимости от конкретной ситуации, однако второй, безусловно, является более предпочтительным для обеспечения задачи разделения ценностей преобладающей частью коллектива.

Предназначение норм состоит, во-первых, в регламентации поведения работников, что облегчает предсказание их поведения и координацию совместных действий, во-вторых, следование нормам позволяет не совершать типичных для данной ситуации ошибок и, наконец, они содержат предписывающие (соответственно, мотивирующие) элементы.

С нормами тесно связаны правила. Правила существуют для выполнения определенных задач или в силу социальных причин, побуждают регламентировать, контролировать различные формы делового взаимодействия в системе управления. Считается, что правила привязаны к определенной ситуации и касаются конкретной группы работников. Нормы и правила - параметры переменные, динамичные, требующие корректировки и пересмотра, если это идет на пользу организации, группы или даже отдельных (как правило, ключевых) сотрудников.

Основным способом (приемом) усвоения ценностей и норм является демонстрация их значимости со стороны топ-менеджмента, закрепление и оформление их в различных внутренних нормативных документах, согласование реализуемых в организации принципов управления (особенно на уровне кадровой политики) с принятыми и желаемыми ценностями и нормами. Именно высшее звено руководства несет ответственность за организацию деятельности по разработке проекта корпоративной культуры, ее основных характеристик. В российских условиях непосредственным исполнением мероприятий по формированию и развитию корпоративной культуры в лучшем случае становятся службы управления персоналом, тогда как лучшая мировая практика в этой области свидетельствует о целесообразности вовлечения в эту деятельность всех категорий управленцев с опорой на основную часть коллектива. Такой подход соответствует и менталитету россиян.

Существенным элементом, обеспечивающим эффективное управление ОК, является эмоциональный информационно-исторический фон. Это наиболее сложный в применении инструмент воздействия на организационную культуру. В задачу субъектов управления организационной культурой (менеджеров, привлеченных консультантов) входят разработка и распространение среди работников организации культурных форм, несущих в себе определенные цели и убеждения. Среди культурных форм выделяются: символы; язык; мифы; легенды и истории, обычаи и ритуалы внутренней деловой и социальной деятельности (включая обряды, церемонии, запреты).

В качестве элемента системы управления ОК можно рассматривать подсистему информирования. В рамках данной подсистемы осуществляется передача и обмен информацией в организации с помощью формальных, неформальных культурных средств и каналов информирования членов организации. При этом решается комплекс задач, среди которых: обеспечение сотрудников сведениями об установленных правилах, требованиях, структуре и механизмах ее управления и производимых здесь изменениях, информирование о достижениях, успехах и неудачах, фильтрация и коррекция внешней информации, определение порядка усвоения обучающей информации, прежде всего менеджерами и ключевыми сотрудниками (управление знаниями, приобретение навыков усвоения организационных компетенций компании); создание и актуализация информационной базы для принятия управленческих решений, первичное информирование новых сотрудников для ускорения их адаптации во внутренней среде; создание новых условий для осуществления координационных функций (информирование о стратегических и текущих задачах, предпочтительных приемах и способах их решения); информирование о поощрениях и взысканиях в контексте реализации мотивационной функции.

Социально-психологический климат - это устойчивая система внутренних связей группы, проявляющаяся в эмоциональном настрое, общественном мнении и результатах деятельности. Проявляются данные связи в социально-психологическом состоянии коллектива, характере ценностных ориентаций, межличностных отношениях, взаимных ожиданиях. Социально-психологический климат, который может быть благоприятным в зависимости от его влияния на работоспособность коллектива, предопределяется средой и уровнем развития коллектива, непосредственно влияет на деятельность его членов, на осуществление его основных функций.

Для менеджера исключительно важно предотвратить или смягчить проявления нездорового социально-психологического климата (например, подавление творчества и инициативы, склоки, сплетни, подсиживание, взаимное покрывательство, т.е. круговая порука, неуважение к коллегам, рвачество, эгоизм и т.п.)

Изучение состояния социально-психологического климата помогает оценить влияние ОК на деятельность компании - положительное или отрицательное.

Понимание структуры организационной культуры пока не устоялось, существуют различные представления о смысле этого термина.

Известный специалист Э. Шайн выделяет такие термины структуры, находящиеся на разных уровнях, как декларируемые и реальные поддерживаемые ценности, артефакты (их легко подметить, но сложно распознать истинное значение), базовые предположения (верования, суждения и установки, воспринимаемые на подсознательном уровне). Можно встретить утверждения о том, что ОК как система имеет множественность пересекаемых структур: ценностнонормативную, организационную (включающую формальную и неформальную структуру власти и лидерства, писанные и неписаные нормы и правила внутреннего распорядка (поведения на рабочем месте); структуры коммуникации (направление формализованных и неформализованных информационных потоков, качество коммуникаций с позиций потери и преобразования информации, целенаправленные действия по выстраиванию внутреннего PR ); структура социально-психологических отношений, определяющих поведение работников в организации (к руководству, коллегам, клиентам и т.д.); структуры взаимных симпатий, выборов, предпочтений, распределение ролей в организации (конструктивных, деструктивных и др.), внутреннее позиционирование работников, конфликтность, отношение к руководителям организации (авторитетность), игровая и мифологическая структуры (корпоративные предания и истории, мифы и легенды об организации, ее сотрудниках и руководителях, героях и антигероях, игры, в которые играют сотрудники и начальники («добрый» и «злой» и т.п.). Наряду с названными важно отметить наличие структуры внешней идентификации (фирменного стиля), включая внутренний и внешний имидж организации, реальное восприятие компании и ее продукции (услуг) в обществе, рекламные атрибуты: логотип, слоган и др.

Компоненты организационной культуры. Специалисты и практики выделяют следующие основные компоненты ОК - культура управления, культура производства, культура внешних связей (особенно с клиентами и инвесторами), предпринимательская культура, культура отношений с акционерами и другими заинтересованными лицами.

В свою очередь культура управления включает в себя такие сегменты, как культура проведения переговоров, деловых совещаний, встреч, культура делопроизводства и коммуникаций, культура рекламной деятельности и связей с общественностью.

Организационная культура по-разному может восприниматься различными категориями людей сообразно их статусу, психологическому профилю, опыту, квалификации, характеру, материальному положению и т.д. Так, перед принятым на работу новым сотрудником

ОК предстает в виде поведения окружающих, подчиненных пока неизвестным закономерностям, согласующимся с неизвестными ценностями. Если в организации поставлена адаптационная работа, новичок относительно быстро и безболезненно входит в круг обязанностей, познает внутреннюю среду, чему способствует доведение и разъяснение правил и норм, которыми он должен руководствоваться, ценности, на которые ему предстоит ориентироваться.

Организационная культура способна оказывать влияние на мировоззрение человека через превращение организационных ценностей в индивидуальные и коллективные либо вступать с ними в конфликтные отношения.

Таким образом, ОК для работников выполняет ряд функций: оценочно-нормативную, целеполагающую, инструментальную, мотивирующую (либо демотивирующую), социальной и психологической защиты.

Для руководителей ОК выступает как регулятор поведения работников, рычагом стимулирования (либо дестимулирования) деятельности персонала, индикатором их способности формировать нормальный социально-психологический климат.

Для собственников ОК - мерило готовности менеджмента и персонала реализовывать интересы владельцев, конкурентоспособности, ресурс развития и фактор, повышающий оценку стоимости бизнеса (для коммерческих организаций).

Изменение корпоративной культуры. Практика показывает, что ключевым фактором формирования и развития организационной культуры, становления благоприятного климата служат лидерские качества руководителей, связанные с осознанием ими ценностей и ясными представлением о том, какой должна быть конкурентоспособная, инновационная компания.

Позиция владельцев и менеджеров компании часто является определяющей, поскольку изначально установленные ими писаные и неписаные стандарты и правила делового поведения надолго становятся эталонными, хотя и не застрахованными от вероятной эрозии и деформации.

Другим важнейшим фактором изменения ОК является среда ближнего окружения компании. Выбранная компанией бизнес-модель в зависимости от состояния внешней среды ставит перед компанией необходимость разделять те или иные ценности. Так, например, одна компания может приобрести и укоренить глубокую разделяемую приверженность высокому качеству, уникальности своей продукции (услуг). Для другой компании характерна реализация продукции со средним качеством, но по относительно низким ценам. В результате становится доминантным направление, сосредоточенное вокруг ценового лидерства. Соответственно в условиях кризиса особую значимость приобретают коррективы, вносимые в организационную культуру, выдвигающие лидеров-мобилизаторов на борьбу с преодолением финансовых и иных трудностей.

Важными для формирования эффективной ОК являются меры по поддержанию результативных рабочих взаимоотношений. В специальной литературе отмечается, что различные ожидания и ценности могут развиваться в зависимости от природы бизнеса и характеристик личности, необходимых для работы. Если, к примеру, компания нуждается в открытых и динамичных коммуникациях между своими работниками, а также в неформальных деловых отношениях, то, вероятно, в ней будет цениться свободное выражение точек зрения, коллективное решение возникающих проблем. И наоборот, совсем другие ценности, характер и стили коммуникаций будут доминировать в компаниях во главе с авторитарными руководителями. Структура рабочей силы, ее социальный, половозрастной, образовательный и квалификационный состав также оказывают серьезное влияние на состояние организационной культуры компании.

Национальные традиции, культурные особенности, способы позиционирования статусного положения управленцев (использование К/Р-атрибутов), технологии принятия стратегических решений (в узком кругу или привлечение ведущих специалистов, в том числе с целью их мотивации) оказывают огромное влияние на становление организационной культуры и систему управления организацией в целом.

Критерии выделения сильной организационной культуры. В научных и практических изданиях сила культуры определяется по ряду критериев. Во-первых, широта охвата и восприятия основных ценностей организации ее работниками. Во-вторых, глубина проникновения ОК, т.е. степень принятия работниками данных ценностей.

На практике организации с выраженной сильной культурой обладают таким набором ценностей и норм, которые, связывая членов коллектива, способствуют их вовлеченности в процесс достижения организационных целей. Это дает важное конкурентное преимущество.

Добиться сильной культуры не просто. С одной стороны, во вновь образовавшихся организациях еще нет опыта формирования общеразделяемых ценностей. С другой стороны, у многих зрелых организаций, в силу отсутствия целенаправленной работы по поддержанию основных ценностей, ОК остается в «ослабленном» состоянии.

Отметим, что сильная культура может быть не только благом для организации. Сильная ОК создает предпосылки для успешной деятельности в условиях риска, динамичных изменений во внешней среде с высоким уровнем конкуренции. С другой стороны, культура в таком состоянии выступает существенной преградой на пути проведения назревших изменений в организации. Это происходит потому, что инновации на начальных этапах их осуществления еще не укоренились и нуждаются в поддержке. В этом случае ОК отвергает все изменения, а значит, и необходимые новации. Такое положение обусловливает рекомендации по формированию умеренно сильной культуры в организации. В таком качестве ОК не будет трансформироваться в устойчивую, но консервативную среду.

Слабая культура, как правило, существует там, где ее целенаправленному формированию не придается значения. В организациях со слабой культурой для координации организационного поведения приходится опираться на формализованные процессы и структуры за недостатком разделяемых норм ценностей.

Виды культур. Для решения задач управления процессами формирования ОК используются различные классификационные признаки для выделения (идентификации) видов культур. Для практических задач наиболее часто используемыми признаками являются следующие.

  • 1. По стилю управления (авторитарный, либерально-демократический и демократический, включая многочисленные промежуточные варианты).
  • 2. По возрасту организации (молодая (формирующаяся), зрелая, деградирующая).
  • 3. По силе воздействия (сильная, слабая).
  • 4. По степени инновационности (инновационная, традиционная, архаичная).
  • 5. По степени полезности воздействия (функциональная или дисфункциональная) .
  • 6. По эффективности (высоко-, средне- и низкоэффективная). Основными критериями отнесения культур к определенному типу

являются:

  • аргументированные предположения о характеристиках работников (лентяи, ориентированные на удовлетворение в первую очередь социальных потребностей, нацеленные на достижение индивидуальных целей, ориентированные на пребывание в защищенном сообществе);
  • основные мотивы деятельности работника (эгоистический (личный) экономический интерес; социальные отношения; вызов, позволяющий реализовать свой потенциал; нахождение в команде единомышленников; занятие удобной ниши);
  • зарождение и функционирование в рамках той или иной организационной структуры (бюрократическая; гибкая (подвижная); гибкая адаптивная; органическая, командоцентрическая; сетецентрическая и т.п.);
  • форма контроля за становлением и развитием (внешний постоянный и жесткий контроль со стороны руководства; групповое воздействие; конкуренция; мягкий корректирующий самоконтроль);
  • стиль управления (авторитарный; либерально-демократический; авторитарно-инициативный; демократический).

По приведенным критериям можно с известной степенью определить тип доминирующей организационной культуры: соответственно это будет бюрократическая, органическая, предпринимательская, партисипативная и т.п.

Анализ организационной культуры. Содержание ОК определяется теми ценностями, поведенческими нормами, представлениями, традициями, образцами действий, мифами, которые исторически сложилось и закрепились в организации. Содержательные особенности организационной культуры кристаллизуются прежде всего в период становления (зарождения) организации, а также в процессе использования тех или иных инструментов преодоления кризисов. Другими словами, ОК ускоренными темпами формируется в условиях необходимости выживания и адаптации (когда меняются факторы существования организации) и, соответственно, потребности в интеграции внутренних процессов, обеспечивающих возможность такого цикла выживания и адаптации.

При рассмотрении ОК как объекта управления возникает вопрос о параметрах и характеристиках, по которым следует проводить анализ культуры. Голландский ученый Г. Хофстеде предложил ряд параметров для анализа организационной культуры (по характеристикам «индивидуализм - коллективизм», дистанция власти и т.д.).

На практике для анализа и оценки ОК используют минимальный набор следующих семи показателей:

  • отношение к инновациям (включающие организационные), риску и инициативе;
  • степень ориентации на стабильность или на оправданные изменения;
  • частота корректировок основных элементов организационной культуры;
  • отношение к конфликтам и уровень их интенсивности, степень управляемости конфликтами;
  • насколько организационная культура способствует развитию деловых, профессиональных качеств работников, необходимых для достижения поставленных целей, росту ценностного потенциала организации;
  • степень мобилизационной готовности организации при критических ситуациях, кризисных явлениях;
  • степень сплоченности и интеграции усилий при решении стратегических задач.

Практика применения методик Г. Хофстеде показывает, что не существует нормативно заданных, эталонных показателей организационной культуры. Каждая организация обязана сформировать свой, оригинальный профиль культуры и отвечающий ее специфике набор параметров и показателей. В то же время такие задачи и проекты по формированию (реформированию) организационной культуры реализуются достаточно редко.

Для оценки ОК и ее влияния на эффективность компании используются различные подходы. Основная сложность здесь состоит в определении тех конкретных параметров ОК, изменение которых приведет к росту эффективности.

Для оценки ОК могут быть использованы различные виды эффектов, возникающих в результате осуществления мероприятий по развитию организационной культуры (экономический эффект; ресурсный, связанный с высвобождением ресурсов; технический, выражающийся в появлении новой техники и технологии, открытий, изобретений, ноу-хау и других нововведений; социальный, проявляющийся, в частности, в улучшении условий труда, повышении материального и культурного уровня жизни, и т.д.).

Основными элементами (параметрами) ОК как объекта оценки специалисты и практики выделяют:

  • степень совпадения ценностей (при этом сила культуры прямо пропорциональна степени данного совпадения);
  • степень конформизма, т.е. насколько работники организации ведут себя в соответствии с принятыми формальными и неформальными нормами и правилами;
  • уровень развития и использования системы информирования;
  • развитость системы передачи культурного опыта;
  • состояние социально-психологического климата.

Приемлемым (но также имеющим недостатки) вариантом оценки

организационной культуры может быть система показателей эффективности, приведенных в табл. 10.1.

Управление организационной культурой на внутриорганизационном уровне. Управление ОК на этом уровне предполагает учет и преодоление ряда типичных недостатков:

  • культура ориентирована преимущественно на отношения между сотрудниками, а не на достижение конкретных целей и результатов;
  • наличие нескольких противоположных субкультур, порождающих противоречия между работниками;
  • отставание организационной культуры от остальных элементов управления из-за игнорирования значимости культуры для организации.

Примеры успешного управления организационной культурой в российской и зарубежной практике можно сгруппировать по следующим направлениям.

Т аблица 10.1

Показатели, принятые для оценки эффективности организационной культуры

№п/п

Наименование показателя

Показатель текучести кадров

Если текучесть составляет больше 20%, то организация, скорее всего, движется к разрушению

Показатель дисциплины труда

Превышение уровня документально зафиксированных нарушений 10% от численности работников будет указывать на неэффективную культуру

Коэффициент эффективности по уровню конфликтности

Измеряется от 1 до 10. Оценку уровня конфликтности дают работники организации

Степень доверия персонала руководству

Определяется работниками в двух плоскостях: уровень компетентности и уровень порядочности. Средняя оценка (от 0 до 10) означает степень доверия персонала руководству

Уровень квалификации работников

Определяется как разница между средним значением уровня квалификации за определенный период (или принятый за нормативный уровень квалификации) и фактическим уровнем квалификации работников в данный момент (от 0 до 1)

Средний срок трудовой адаптации

Измеряется разностью: нормативный (нормальный) срок адаптации минус средний срок адаптации по организации стремится к максимуму (равен приблизительно 0,5 года). Чем больше разность, тем эффективнее культура. Отрицательная разность означает неэффективную культуру

  • 1. Изменение стиля руководства (делегирование работникам больших полномочий и ответственности; привлечение сотрудников к принятию управленческих решений; четкий контроль конечных результатов работы).
  • 2. Изменение системы вознаграждения.
  • 3. Обучение (проведение тренингов, семинаров, программ адаптации и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых ценностей и стандартов поведения).
  • 4. Оптимизация кадровой стратегии и политики с точки зрения подбора на ключевые позиции работников, разделяющих организационные принципы и ценности либо являющихся носителями недостающих в компании ценностей и способных передавать их другим сотрудникам.
  • 5. Внимание к рабочему окружению, планировка, переоборудование рабочих и общественных мест, введение униформы для отдельных категорий сотрудников и т.п.
  • 6. Построение системы внутреннего PR (например, создание «Этического кодекса менеджеров», коммуникационных цепочек для транслирования целей, задач, приоритетов по уровням управленческой иерархии и проведения корпоративных общественных мероприятий).

Принципы формирования организационной культуры. Специалисты и практики сходятся во мнении, что в процессе формирования ОК следует руководствоваться следующими принципами (основными правилами).

  • 1. Создаваемая (реформируемая) культура не должна противоречить основной идее существования организации (для деловых организаций - соответствовать избранным бизнес-идее и бизнес-модели).
  • 2. Поведение руководства (в первую очередь) и сотрудников не должно противоречить провозглашенным ценностям и нормам.
  • 3. Формируемая культура должна соответствовать типу, размеру и специфике организации, а также условиям ее существования.
  • 4. Предшествующий культурный опыт должен быть тщательно аккумулирован, критически проанализирован и использован в качестве базы при реформировании организационной культуры.
  • 5. Заложенные в культуре идеи и нормы должны нести позитивный эмоциональный заряд, тем самым создавать фон для применения современной концепции «эмоционального лидерства».
  • 6. Формирование ОК призвано поддерживать стратегию развития организации, повышать ее результативность, отвечать требованиям менеджмента изменений.

Анализ практики российских и зарубежных компаний показывает, что способы воздействия топ-менеджмента на формирование эффективной ОК можно свести к трем основным схемам.

  • 1. Оценка ОК топ-менеджментом, собственниками (при наличии у них искренней веры в ценности, готовности разделять их в полном объеме, выполнять соответствующие обязательства). Успех такого варианта действий обусловлен наличием встречной поддержки и энтузиазма у большинства членов организации («революция сверху»).
  • 2. Схема, опирающаяся на движение рядовых сотрудников по изменению в лучшую сторону состояния ОК: в этом случае задача менеджеров - уловить и воспользоваться желанием работников добиться позитивных сдвигов в системе ценностей и как минимум не противодействовать этому процессу. В России, в силу ряда причин, применяется достаточно редко.
  • 3. Комбинированный способ. Сочетает отдельные элементы обозначенных выше вариантов. Наиболее эффективный, но в то же время и самый рискованный, поскольку при его применении неизбежно потребуется решать противоречия по поводу целей и методов внедряемых инноваций в существующую модель организационной культуры.

Как свидетельствует практический опыт, наиболее эффективными инструментами, помогающими внедрить желаемую организационную культуру, являются:

  • модели и сценарии реализации лидерских качеств руководителей, их способностей положительного воздействия на поведение работников в критических ситуациях;
  • система стимулирования и мотивации, учитывающая этнические, ментальные, религиозные, национальные, гендерные и другие особенности, те ценности, нормы, правила поведения, которые характеризуют организационную культуру компании;
  • отработанная система критериев отбора в организацию;
  • методики обучения персонала с целью закрепления желательного отношения к делу, к организации;
  • соблюдение процедур следования установленным в организации традициям, порядкам и сценариям проведения значимых мероприятий и т.д.;
  • приемы эмоционального тренинга (систематическое и целенаправленное обращение к эмоциям, к лучшим чувствам работников для закрепления (ускорения) желательных трудовых ценностей и образцов поведения);
  • продуманное и широкое распространение корпоративной символики, ее системное применение.

Другие определения

  • «Вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».

Э. Джакус

  • «Комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп».

Х. Шварц и С. Дэвис

  • «Система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».

С. Мишон и П. Штерн

  • «Уникальные характеристики воспринимаемых особенностей организации, то, что отличает ее от всех других в отрасли».
  • «Комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научится справляться с проблемами внешней адаптации внутренней интеграции, функционирующий достаточно долго, чтобы подтвердить свою состоятельность, и передаваемый новым членам организации как единственно правильный».
  • «Один из способов осуществления организационной деятельности посредством использования языка, фольклора, традиций и других средств передачи основных ценностей, убеждений, идеологии, которые направляют деятельность предприятия в нужное русло».

Феноменологическая концепция организационной культуры

Рационально-прагматическая концепция организационной культуры

В рамках этого подхода постулируется обусловленность будущего развития прошлым опытом организации. Это вытекает из положения, что поведение членов организации определяется ценностями и базовыми представлениями, вырабатываемыми в результате исторического развития организации. Кроме того, большая роль в формировании и изменении организационной культуры отводится руководству организации. Именно поэтому эта концепция называется рациональной - формирование организационной культуры рассматривается как сознательный и контролируемый процесс.

Появление рационалистических концепций организационной культуры связывают с именем Эдгара Шейна. Он определяет организационную культуру как «паттерн коллективных базовых представлений, обретаемых группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции, эффективность которого оказывается достаточной для того, чтобы считать его ценным и передавать новым членам группы в качестве правильной системы восприятия и рассмотрения проблем» .

Есть две группы проблем: 1) проблема выживания и адаптации при изменении внешних условий существования группы (читай, организации) и 2) проблема интеграции внутренних процессов, обеспечивающих возможность этого выживания и адаптации. Любая группа с момента своего возникновения и до достижения ею стадии зрелости и упадка сталкивается с этими проблемами. При решении этих проблем и происходит формирование культуры организации.

Процесс формирования культуры в некотором смысле идентичен процессу создания самой группы, поскольку «сущность» группы, характерные для её участников мысли, взгляды, чувства и ценности, являющиеся следствием коллективного опыта и коллективного обучения, выражаются в системе принятых группой представлений, называемых культурой.

Уровни культуры по Шейну

Эдгар Шейн считает, что культуру нужно изучать на трех уровнях: артефактов , провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Эти уровни по сути характеризуют глубину исследования.

Артефакты

Провозглашаемые ценности

Под провозглашаемыми ценностями понимаются высказывания и действия членов организации, которые отражают общие ценности и убеждения. Провозглашаемые ценности задаются руководством компании как часть стратегии или по каким-либо другим причинам. Сотрудникам известно об этих ценностях, и они сами делают выбор, принимать эти ценности, сделать вид и адаптироваться к ситуации, или отвергнуть. Если руководство в своем стремлении утвердить определенные ценности достаточно упорно, если появляются артефакты, отражающие значимость этих ценностей для организации, тогда ценности проходят проверку. Через определенный промежуток времени становится ясно, к победам или поражениям в бизнесе приводит приверженность к провозглашаемым ценностям.

В первом варианте, если организация не добьется успеха, в ней сменится лидер или же прежний лидер пересмотрит стратегию и политику. И тогда провозглашаемые ценности отойдут, будут изменены. Во втором варианте, если организация достигнет своих целей, сотрудники обретут уверенность в том, что идут по правильной дороге. Соответственно, и отношение к провозглашаемым ценностям компании станет другим. Эти ценности перейдут на более глубокий уровень - уровень базовых представлений.

Базовые представления

Базовые представления - это основа культуры организации, которую ее члены могут не осознавать и считать непреложной. Именно эта основа определяет поведение людей в организации, принятие тех или иных решений.

Базовые представления, или предположения, - «глубинный» уровень культуры организации. Они открыто не выражаются в артефактах и, что еще более важно, не могут быть описаны даже участниками организации. Эти представления находятся на подсознательном уровне сотрудников, являются для них само собой разумеющимися. Вероятнее всего, эти представления обладают такой силой, поскольку привели компанию к успеху. Если найденное решение проблемы оправдывает себя раз за разом, оно начинает восприниматься как нечто должное. То, что было некогда гипотезой , принимаемой только интуитивно или условно, постепенно превращается в реальность. Базовые представления кажутся членам группы настолько очевидными, что варьирование поведения в рамках данной культурной единицы сводится к минимуму. На деле, если группа придерживается какого-то базового представления, то поведение, которое зиждется на любых иных представлениях, будет казаться участникам группы непонятным.

Базовые представления имеют отношение к фундаментальным аспектам существования, которыми могут быть: природа времени и пространства; природа человека и человеческой активности; природа истины и способы ее обретения; правильные взаимоотношения индивида и группы; относительная важность работы, семьи и саморазвития; обретение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи. Мы не заручаемся новыми представлениями в каждой из этих областей, попадая в новую группу или организацию. Каждый член новой группы привносит свой культурный «багаж», приобретенный им в предыдущих группах; когда же у новой группы возникает собственная история, она может изменить частично либо целиком эти представления, связанные с важнейшими областями ее опыта. Из этих-то новых представлений и складывается культура данной конкретной группы.

Сотрудники, не следующие базовым представлениям, рано или поздно окажутся «в опале», поскольку между ними и их коллегами возникнет «культурный барьер».

Изменение организационной культуры

Базовые представления не вызывают возражений или сомнений, и потому изменение их крайне затруднительно. Для того чтобы освоить в этой области нечто новое, необходимо воскресить, перепроверить и, возможно, изменить некоторые из наиболее устойчивых элементов когнитивной структуры . Подобная процедура крайне затруднительна, поскольку перепроверка базовых представлений на некоторое время дестабилизирует когнитивное пространство и пространство межличностных представлений, порождая массу тревог.

Люди не любят тревожиться и потому предпочитают считать, что происходящее соответствует их представлениям даже в тех случаях, когда это приводит к искаженному, противоречивому и фальсифицированному восприятию и истолкованию событий. В психических процессах такого рода культура обретает особую силу. Культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений, какой должна быть эмоциональная реакция на происходящее, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации.

Человеческий разум нуждается в когнитивной стабильности. По этой причине сомнение в состоятельности базового представления всегда вызывает у человека тревогу и ощущение незащищенности. В этом смысле коллективные базовые представления, составляющие суть культуры группы, могут рассматриваться как на индивидуальном, так и на групповом уровне в качестве психологических когнитивных защитных механизмов, обеспечивающих функционирование группы. Осознание этого положения представляется особенно важным при рассмотрении возможности изменения тех или иных аспектов групповой культуры, ибо проблема эта не менее сложна, чем проблема изменения индивидуальной системы защитных механизмов. И в том и в другом случае все определяется умением справиться с тревожными чувствами, которые возникают при любых преобразованиях, затрагивающих этот уровень.

Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.

Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.

В современной литературе существует довольно много определений организационной культуры. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология управления, ценностные ориентации, верования, ожидания, расположения и нормы , лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами.

Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.

При изучении опыта передовых организаций можно выделить следующие основные признаки развитой организационной культуры , которые формируют некоторую совокупность стоящих перед ними основных целей:

    миссия организации (общая философия и политика»;

    базовые цели организации;

    кодекс поведения.

Эти три обязательных элемента организационной культуры в различных организациях могут быть представлены по-разному.

В общей организационной культуре выделяют субъективную организационную культуру и объективную организационную культуру

Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожида­ний, а также из группового восприятия организационного окруже­ния с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне лич­ности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «ду­ховной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.

Субъективная организационная культура служит основой фор­мирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и реше­ния руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами.

Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.

Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро-, так и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран (1991) предлагают рассматривать конкретную организационную культуру на основе десяти характеристик :

    осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, дру­гие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях неза­висимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм);

    коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функ­циональной и территориальной принадлежности организа­ций);

    внешний вид, одежда и представление себя на рабо те (разно­образие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур);

    что и как едят люди, привычки и традиции в этой об ласти (организация питания работников, включая наличие или отсут­ствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.);

    осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; моно­хроническое или полихроническое использование времени);

    взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов);

    ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения) - что люди ценят в своей организационной жизни (свое положение, титулы или саму работу и т.п.) и как эти ценности сохраняются;

    вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость и т.п.; отношение к коллегам, клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали);

    трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения «человек - машина»; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе). Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры.

На формирование организационной культуры, ее содержание и отдельные ее параметры влияют ряд факторов внешнего и внутрен­него окружения. Внутренняя среда организации – это та часть внешней среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой

На всех стадиях развития организации управленческая культура ее лидера (его личная вера, ценности и стиль) во многом может определять культуру организации (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Два подхода к формированию лидерами организационной культуры

Административная культура

Организационные переменные

Предпринимательская культура

Извне

Система контроля

Изнутри

Собственник процесса

Отношения собственности

Собственник имущества

Ждем момента

Отношение к возможностям

Ведет поиск

Рационально-логическое

Преимущественное решение проблем

Интуитивное

Централизация

Делегирование полномочий

Децентрализация

Иерархическая

Организационная структура

Сетевая

«Взрослый» - «ребенок»

Отношения субординации

«Взрослый» - «ребенок»

На организацию

Организационный фокус

На человека

Снижение стоимости

Производственная стратегия

Дифференциация производства

Производительность

Главные цели

Эффективность

Системный

Подход к управлению

Ситуационный

Интеграции

Работа проектируется с позиций

Автономии

По правилам

Выполнение работы

Творческое

Модификация

Проводимые изменения

Радикальные

Делать дело правильно

Основополагающий курс действий

Делать правильное дело

В очень большой степени влияние лидера на формирование культуры проявляется, если он является сильной (ярко выраженная управленческая культура) личностью.

Лидерство – важный компонент руководства, т. е. способность влиять на людей, побуждать их действовать для выполнения цели. Должность руководителя не означает автоматического лидерства. В научном подразделении нередко лидером является сотрудник, предлагающий новые идеи и концепции, а руководитель занимается преимущественно организационными вопросами. Задача руководите­ля - стать не формальным, а подлинным лидером. Это повышает не­формальные организационные качества подразделения, эффектив­ность его работы. Наиболее удачное сочетание: руководитель одно­временно и лидер, и хороший управляющий.

К руководителю предъявляется ряд профессиональных требова­ний . В их числе:

    концептуальность (он должен хорошо знать дея­тельность своего подразделения в целом, обладать навыками страте­гического планирования);

    полная осведомленность (он должен знать возможности своего подразделения, вышестоящих и нижестоя­щих органов, смежных организаций, а также уровень профессиона­лизма и деловые качества своих сотрудников);

    аналитичность (спо­собность диагностировать проблему и применять различные методы анализа для ее решения);

    настойчивость и методичность в дости­жении цели;

    оперативность;

    умение внятно изложить и передать свои идеи;

    коммуникабельность (умение правильно строить отно­шения внутри организации и за ее пределами);

    определенный уро­вень знаний не только по своей профессии, но и по смежным вопросам.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие организационной культуры………………………………………………………...4

1.1 Соотношение «корпоративной» и «гражданской» культуры……………………………..5

2. Параметры и основные типы организационной культуры…………………………………8

2.1 Типология организационной культуры У. Оучи…………………………………………11

2.2 Классификация организационной культуры М. Бурке…………………………………..14

2.3 Классическая типология организационной культуры……………………………………15

Заключение……………………………………………………………………………………...18

Список литературы……………………………………………………………………………..19

Введение.

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. Сегодня культура организации считается главным фактором ее конкурентоспособности, особенно, если она согласована со стратегией. Культура системна, охватывает все стороны жизни организации. Она есть тот контекст, в рамках и под влиянием которого протекают все организационные процессы. Влияние культуры определяется широтой и глубиной охвата ею организации, степенью признания ее основ людьми. Культура обычно вырабатывается в процессе взаимодействия членов организации, так и под влиянием социального и делового окружения, национально-государственного и этнического факторов, менталитета. Сегодня люди чаще сами формируют культуру, нормы и правила, чем пассивно их воспринимают.

Целью реферата является изучение такого понятия как организационная культура и рассмотрение классификации организационной культуры, основанной на определенных параметрах.

1. Понятие организационной культуры.

Культура в общечеловеческом смысле - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях.

«Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, их отношений друг с другом и с окружением, выдержавших испытание временем. Они неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях.Иными словами, культура - это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение. В обыденном смысле культура - совокупность обычаев и способов поведения. Уникальность сочетания элементов культуры приводит к тому, что нет двух групп, даже действующих в одинаковых условиях, у которых она была бы одинаковой.

Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведение (поведение личности). Основная цель организационного поведения заключается в том, чтобы помочь людям более продуктивно выполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации этой цели должны быть сформированы ценностные установки каждой личности в отдельности и всей организации в целом.

Организационная культура является элементом информационной среды деловой организации. Так как сама организация является частью общественной системы, ее деловая культура является составной частью общественной культуры. В организации всегда найдутся как приверженцы существующей культуры, проявляющие здравый консерватизм, так и приверженцы иных, в том числе альтернативных, культур, выступающие сторонниками реформ в этой области. Однако будет немало людей, чьи позиции по отношению к любой культуре окажутся индифферентными.» 1

По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций:

Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы, и формирование специфической логики мышления (в том числе и единомыслия).

Интегрирующая объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, отождествление себя с нею.

______________________

1 Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации.- М:Экзамен, 2006-319с

Регулирующая функция поддерживает необходимый социально-психологический климат, правила и нормы поведения людей, осуществление контактов с внешним миром, облегчает ориентацию в сложных ситуациях, снижает возможность нежелательных конфликтов. Эта функция считается основной.

Коммуникационная функция играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими событий и связи между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат.

Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей к организации, друг к другу и к внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.

Ориентирующая функция направляет деятельность участников в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.

Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди. Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, т.е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие на их эмоции.

1.1 Соотношение «корпоративной» и «гражданской» культуры.

Организационная культура в узком смысле исследуется как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком - как культура организации , основанная на общечеловеческих ценностях. Вместе с этим организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлениях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функционирования организации, а также свойств членов этой организации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации.

Понятие «организационная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура». Многие исследователи и консультанты-практики предпочитают использовать эти категории для обозначения широкого круга явлений, характерных для организации. Корпоративная и гражданская культура олицетворяют собой две разные стадии развития организации. Их принципиальные различия приведены в таблице 1.

Корпоративная культура - это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке). Ради достижения своих интересов организация готова идти практически на любые издержки нравственно-психологического характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования. Корпоративной культуре свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека. Этот организм живет по своим законам и объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единый план или «семью». Такое представление об организме исключает или ограничивает автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.

Гражданская культура организации предполагает, что рынок - пространство конструктивного взаимодействия с равноправными партнерами. Состязательность здесь второстепенна. Главное для организации - не господство или победа над более слабыми противниками, а расширение пространства для сотрудничества, создание условий для самореализации в определенных сферах профессиональной деятельности. Гражданская культура развивается постепенно, преодолевая различные барьеры, в том числе бюрократические и ведомственные. Она становится очевидной на стадии постиндустриального общества, когда проявляются преимущества нового образа жизни, мышления и действий, открытых для диалога и продуктивного взаимодействия с другими культурами.

Таблица 1. Характеристики типов организационной культуры

Индикатор развития культуры

Тип организационной культуры

корпоративная

гражданская

Ориентация

Регламентируется и регулируется в основном внутренняя жизнь организации

Направлена на включение организации в более широкое гражданское сообщество

Степень открытости

Закрытая (или полузакрытая) система, ограничивающая «вход» в организацию посторонних участников

Открытая система, доступная для вхождения других участников, не принадлежащих формально к организации

Степень автономности

Личная и групповая зависимость членов организации от ее руководства

Личностная автономия при условии соблюдения организационно-правовых норм

Уровень разнообразия

Униформность и однотипность организационных норм и принимаемых решений

Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене (при наличии общей стратегии)

Стиль руководства

Директивный стиль руководства и взаимоотношений в организации, построенных по вертикали

Демократичность в организации, преобладание горизонтальных отношений

Механизм принятия решений

Декларируемая свыше или принятая формальным большинством организации система представлений о приоритетах ее развития

Выработка приоритетных решений происходит снизу вверх и во многом независимо от мнения формального руководства

Роль личности

Доминирование групповых (коллективистских) идеалов и ценностей организации над индивидуальными

Преобладание индивидуально-личностных начал, стремление к их гармонизации с общественными интересами

Традиции

Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традициями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и структура организационной культуры. Субъективные и объективные элементы. Модели организационной культуры. Краткая характеристика предприятия ОАО "Таттелеком". Анализ его организационной культуры. Предложения по улучшению ОАО "Таттелеком".

    курсовая работа , добавлен 07.05.2013

    Характеристика элементов организационной культуры. Анализ моделей организационной культуры и их влияние на эффективность предприятия. Модель организационной культуры территориального управления пгт. Грамотеино, пути повышения эффективности его работы.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Понятие и сущность организационной культуры, ее типы и функции. Влияние культуры организации на персонал и деятельность предприятия в целом. Факторы внешнего и внутреннего окружения, влияющие на формирование организационной культуры и ее содержание.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2010

    Аналитический подход к организационной культуре. Методы определения культуры и влияющие на нее факторы. Характеристика МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" как объекта управления. Программное планирование изменения организационной культуры предприятия.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Диагностика экономической культуры предприятия, ее значение. Характеристика моделей и типов организационной культуры предприятия в условиях зарубежной и украинской литературы. Инструментарий оценки организационной культуры, выбор мер и измерений.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2010

    Теоретические аспекты исследования зависимости привлекательности труда от организационной культуры предприятия. Исследование особенностей организационной культуры в организациях. Анализ взаимосвязи привлекательности труда и организационной культуры.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Функции и типы организационной культуры, ее элементы и уровни. Влияние культуры на внутренние процессы, обеспечивающие эффективность функционирования предприятия. Анализ достоинств и недостатков организационной культуры российской государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013