Царское село презентация. Царское село презентация Презентация на тему александровский сад

Главная > Презентация

МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа

Презентация и проект.

Учитель Томина Вера Степановна

Цель работы:
    Познакомить учащихся с некоторыми достопримечательностями Московского Кремля. Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма. Подготовить детей к экскурсии в московский Кремль. Побуждать детей самостоятельно находить материал по заданной теме. Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
Этот проект – коллективная работа всего класса. Еще зимой я предложила детям и родителям в конце учебного года поехать на экскурсию в Москву на Красную площадь, в Кремль. В ходе беседы выяснилось, что большинство детей класса там ни разу не были. И мы решили подготовиться к этой поездке, выполнив проект. Идею проекта я почерпнула на одном из семинаров нашего методического центра. К сбору материала о Московском Кремле подключился весь класс вместе с родителями. Очень тщательно пришлось отбирать материал, потому что многие родители «скачали» из Интернета первые попавшиеся статьи, не заботясь об их доступности для детей 9-тилетнего возраста. На помощь пришла бабушка одной девочки. Она работает в библиотеке, и нашла нам учебник «Москвоведение», из которого мы и взяли большую часть этих статей. Каждый ученик класса выбрал себе объект для описания по душе. Некоторые статьи совсем маленькие – это выступали слабоуспевающие дети. Учитель информатики С.Г. Тимонина помогла подобрать фотографии для слайдов. Когда презентация была готова, мы выступили с ней во всех начальных классах. А в мае мы поехали в Москву. Надо было видеть восторг детей, когда они воочию увидели все то, с чем познакомились виртуально. Эта поездка оставила незабываемые впечатления!

Красная площадь.

Красная площадь (слайд 2) появилась в XV веке при московском князе Иване III. Этот князь сделал Москву столицей Руси. Чтобы украсить столицу, князь Иван пригласил в Москву лучших итальянских строителей. Они создали зубчатые кремлёвские стены с башнями, построили Успенский и Архангельский соборы в Кремле. Тогда площадь ещё не называлась Красной, в народе её называли Торгом, потому что в старину здесь шла оживлённая торговля. Каждое утро сюда приходили торговцы и раскладывали свой товар. Вся площадь превращалась в огромный рынок. Торговые лавки выстраивались в ряды. В каждом ряду продавали свой особый товар. Вот названия некоторых рядов: калашный, мясной, огуречный, сапожный, шапочный, башмачный и другие. Магазинов в древности не было, и поэтому все москвичи приходили за покупками на Торг. Иногда заходили сюда, чтобы просто посмотреть на диковинки, обсудить последние новости, послушать рассказы приезжих купцов о далёких странах. В 1571 году произошло страшное несчастье: на площади разгорелся сильный пожар. Он бушевал несколько дней, и вся торговая площадь превратилась в огромное выжженное место. С тех пор Торг стали называть Пожаром. Со временем на площади построили Покровский и Казанский соборы. Они украсили площадь, и в конце ХVII века её перестали называть Пожаром, а прозвали Красной. Слово «красная» означало в старину «красивая».

Исторический музей.

На Красной площади в прошлом веке построили Исторический музей (слайд 3). Он находится в очень красивом здании. Издали музей напоминает огромный сказочный терем. В нём хранятся старинные вещи, которые могут рассказать нам о прошлом нашей страны – России и нашего города – Москвы (слайд 4).

Покровский собор или храм Василия Блаженного.

Покровский собор появился на Красной площади в ХVI веке при царе Иване Грозном (слайд 5). Его построили в честь победы над Казанским ханством и назвали Покровским, потому что эта победа была одержана в день церковного праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Собор напоминает огромный цветок, а изнутри его стены покрыты цветочными узорами. Древняя легенда гласит, что когда царь увидел собор, он удивился такой красоте и приказал выколоть глаза мастерам, построившим его, чтобы они не смогли построить церковь краше этой. Жил в то время в Москве Василий Блаженный. Своего дома у него не было, он жил прямо на Торгу, зимой и летом ходил босиком в рваной рубахе. Его считали глупым, или, как говорили на Руси, блаженным. Но многие люди считали его святым человеком, потому что он был добрым и справедливым, не боялся говорить правду даже грозному царю. Когда Василий умер, его похоронили у стен Покровского собора, и собор получил ещё одно название – храм Василия Блаженного. Так и стоит теперь на Красной площади красавец собор, напоминая нам о смелых русских воинах, о грозном царе и добром человеке по имени Василий Блаженный.

Мавзолей В.И. Ленина.

Первый (временный, деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 1924 года на Красной площади. В него поместили тело Владимира Ильича Ленина. Каменный Мавзолей был построен в 1930 году архитектором А.В. Щусевым (слайд 6). Длина Мавзолея по фасаду 24 метра, высота 12 метров. Раньше у стен Мавзолея круглые сутки нёс службу почётный караул, потом этот пост сняли (слайд 7). В настоящее время Мавзолей является музеем, который может посетить каждый желающий.

Памятник Минину и Пожарскому.

В 1818 году на Красной площади был установлен первый памятник – Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (слайд 8). Чем же они прославились? Минин и Пожарский жили в XVII веке. Это было очень трудное время для Руси. На русскую землю пришли поляки. Они грабили русских людей, хозяйничали в русских городах. И некому было прогнать врагов с русских земель. К этому времени царь Иван Грозный умер, Россия осталась без царя. Бояре не смогли собрать войско, и поляки безнаказанно дошли до Москвы. Кузьма Минин был новгородским купцом. Все жители Новгорода знали и уважали его. Однажды он созвал всех горожан на площадь и рассказал им, какая страшная беда пришла на Русь. Минин предложил созвать войско, чтобы освободить Москву и другие русские города. Он отдал все свои деньги, чтобы вооружить это войско Его примеру последовали и другие горожане. Они отдали в пользу войска деньги, драгоценности, а некоторые даже продали свои дома, чтобы помочь освобождению России. Командовать армией пригласили князя Пожарского. Он уже пытался освободить Москву от поляков, но у него было очень мало воинов. Князь был ранен, но согласился командовать войском. Непросто было выгнать врагов из города. Поляки спрятались за стенами Кремля, но у них не было еды, и они начали голодать. Тогда они сдались и с позором были изгнаны из Москвы, а затем из России. Рассказ о подвиге Минина и Пожарского передавался из поколения в поколение, от отцов – детям, поэтому памятник героям и сейчас украшает главную площадь страны.

Лобное место.

На краю Красной площади находилось небольшое возвышение. Оно было огорожено, и простой народ никогда не заходил за ограду. Это было Лобное место (слайд 9). С него царские слуги читали указы царя, а иногда и сам царь обращался к народу. В такие дни на площади собирался почти весь город (слайд 10). Всем хотелось хоть одним глазком взглянуть на царя.

Спасская башня.

Самая главная башня Кремля – Спасская (слайд 11). Через её ворота сам царь въезжал в Кремль. Её начал строить итальянский мастер Антонио Солари, а закончил строительство русский мастер Бажен Огурцов и его помощники. Сначала башню называли Фроловской, потому что рядом с ней стояла церковь Фрола и Лавра. Позже над воротами башни повесили икону с изображением Иисуса Христа. Все люди на Руси были верующими. Они верили, что Бог-Отец послал на землю своего сына Иисуса, чтобы он спас их от беды. Поэтому Иисуса на Руси называли Спасом, то есть спасителем. Спас с иконы теперь смотрел на всех проезжавших через ворота. Башню стали называть Спасской, а у москвичей появился новый обычай: перед воротами с иконой полагалось снимать шапку и проходить с непокрытой головой. Москвичи наказывали тех, кто не соблюдал обычай: заставляли 50 раз поклониться башне.

Кремлёвские куранты.

На Спасской башне установлены главные часы нашей страны (слайд 12) – кремлёвские куранты. В 1621 году английский мастер Х. Головей изготовил часы для Московского Кремля. У первых часов стрелки были неподвижными, а циферблат вращался. Современные часы, которые мы сейчас можем увидеть на Спасской башне (слайд 13), были изготовлены в 1851 году братьями Бутеноп в Москве. Диаметр циферблата 6,12 м, высота римских цифр на часах 72см, длина часовой стрелки 2,97м, минутной – 3,27м.

Кремлёвские звёзды.

На пяти башнях Московского Кремля в 1937 году установлены светящиеся пятиконечные звёзды (слайд 14) из рубинового стекла. Расстояние между концами лучей самых больших кремлёвских звёзд 3м75см. Мощность ламп в них – 5 киловатт. Лампы горят постоянно, день и ночь.

Александровский сад.

По другую сторону от Манежа, у самых кремлёвских стен находится Александровский сад (слайд 15). Когда-то здесь протекала река Неглинная. Весной она разливалась, и её берега превращались в болото. Эта грязная болотистая местность портила впечатление от стен Кремля. В ХIХ веке император Александр I приказал на этом месте посадить деревья, а реку Неглинную убрать. Его приказ был выполнен. С тех пор река Неглинная течёт под землёй по трубам, а на её бывших берегах растёт прекрасный сад (слайд 16). Течёт река Неглинка По городу в трубе, И не видна Неглинка Ни людям, ни себе. А были у Неглинки Когда-то берега. Леса к ней выбегали И пёстрые луга. Копались ребятишки У берега в песке, И лодки доплывали По ней к Москве-реке. Москва-река с Неглинкой Встречались под холмом. Москва-река с Неглинкой Вдвоём текли потом. А на холме высоком, Где мягкая трава, На том холме высоком И началась Москва. Сад получил название Александровского. Он напоминает нам не только об императоре Александре, но и о событиях ХХ века. Вы знаете, что в 1941 году на нашу Родину напали страшные враги – германские фашисты. Многие жители ушли на фронт, многие на фронте погибли. Бывало так, что имена погибших солдат оставались неизвестными. Закончилась война, но люди не забыли о погибших неизвестных солдатах. У стен Кремля в Александровском саду был захоронен неизвестный солдат в память о тех, кто погиб за Родину (слайд 17).

Рядом с могилой Неизвестного солдата был зажжён вечный огонь. Он горит днём и ночью, и будет гореть всегда, пока жива память о страшной войне и о русских воинах-победителях. Не случайно на гранитной плите у вечного огня мы читаем слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Большой Кремлёвский дворец.

В Большом Кремлёвском дворце (слайд 18) никогда не жили цари. В его просторных залах собиралось правительство, сюда приезжали иностранные послы, здесь проводились важные встречи. Вот как называются залы в этом дворце: Георгиевский, Владимирский, Екатерининский, Андреевский. В старину за подвиги, за службу Родине люди получали ордена. Эти ордена были похожи на современные, но назывались по-другому. Были Георгиевские ордена с изображением Георгия Победоносца, ордена Святого Владимира, Святого Андрея, Святой Екатерины. Залы дворца были названы так же, как и русские ордена (слайд 19).

Теремной дворец.

Один из самых красивых царских дворцов в Кремле – Теремной (слайд 20). Он действительно очень напоминает красивый сказочный теремок. В нём жил русский царь со своей семьёй. В строительстве этого дворца участвовали талантливые русские мастера. Среди них был Бажен Огурцов, который достраивал Спасскую башню.

Оружейная палата.

Оружейная палата (слайд 21) – это старейший российский музей. Здание построил в середине ХIХ века архитектор К.А. Тон. Почему палата названа Оружейной? Потому что первоначально в ней выставлялось оружие, подаренное царям. Затем там стали помещаться все дары, которые преподносили русским царям, а потом и вообще всевозможные диковинки, которыми можно удивить народ. Сейчас это один из самых интересных музеев Московского Кремля. Там можно увидеть драгоценную посуду из серебра и золота, украшенную драгоценными камнями, старинные доспехи русских и иноземных воинов, одежду, которую надевали цари и царицы по разным торжественным случаям, царские регалии (знаки власти), в том числе и знаменитую шапку Мономаха. В Оружейной палате стоят царские троны, богато украшенные коляски. Можно посмотреть на старинные книги из пергамента с драгоценными переплётами. Каждый день Оружейную палату посещают сотни экскурсантов из России и зарубежья.

Грановитая палата.

Кремлёвские улицы обязательно приведут нас к главной площади Кремля – Соборной. Иногда Соборную площадь называют Царской. Это не случайно, ведь на ней всегда стоял княжеский, а потом царский дворец. До наших дней сохранилась часть княжеского дворца. Это Грановитая палата (слайд 22). Палатами в старину называли большие красивые помещения. Внутри она очень светлая, просторная, с расписными потолками и стенами. Побываешь в такой палате – и радостно станет на душе. Поэтому князья и цари устраивали здесь праздничные пиры, приглашали сюда бояр и иностранных послов. Гости приходили, любовались палатой и ахали: «Кто же такую красоту создал?» Мы с вами должны знать ответ на этот вопрос. Это были итальянские мастера Пьетро Антонио Солари и Марко по прозванию Фрязин (то есть «итальянец»). Их пригласил в Москву князь Иван III. Мастера укладывали камни при строительстве так, чтобы стены палаты не были ровными и гладкими. Каждый камень выступал вперёд своими гранями. Поэтому и назвали палату Грановитой.

Успенский собор.

Главная площадь Кремля – Соборная. Соборную площадь окружают древние памятники национальной архитектуры, сокровищницы произведений живописи, предметов декоративно-прикладного искусства. Первостепенная роль в ансамбле площади принадлежит Успенскому собору (слайд 23), сооружённому в 1475-1479 гг. итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Храм возведён по образцу Успенского собора во Владимире – типичного для Руси крестово-купольного сооружения. Чёткость пропорций здания создаёт ощущение величавого спокойствия. Собор построен из белого камня. Здесь проходили важнейшие государственные церемонии: возведение на престол, благословение воевод перед походами и сражениями, поставление митрополитов и патриархов. Собор является усыпальницей глав русской православной церкви.

«Иван Великий».

Самое высокое здание в Кремле – колокольня «Иван Великий» (слайд 24). Белоснежный великан поднимается в небо. Прямо в тучи упирается шапка великана – золотой купол. Высота колокольни – 81 метр. Чтобы дотянуться до верхушки, 48 взрослых людей должны были бы встать друг другу на плечи. Внутри башни узкая извилистая лесенка с крутыми ступеньками. Она ведёт на самый верх колокольни. Оттуда открывается удивительная картина: видно всё, что происходит на 14 км от Кремля. Зачем понадобилась русским царям такая высокая колокольня? В старину по лесенке поднимались самые зоркие воины и смотрели вдаль, не идут ли на Москву враги. Если они замечали опасность, то начинали звонить в колокола. Услышав тревожный звон, москвичи спешили спрятаться за стенами Кремля. «Ивана Великого» строили больше 100 лет. Закончили строительство при царе Борисе Годунове. Он очень гордился этим, и велел строителям написать под куполом, что колокольня построена по его приказу. Золотые буквы видны под куполом, но прочитать надпись очень трудно: слишком уж высоко она расположена. «Иван Великий» стоит между двумя кремлёвскими площадями: Соборной и Ивановской.

Кремлёвские диковинки.

Недалеко от «Ивана Великого» стоят кремлёвские диковинки. Это Царь-колокол и Царь-пушка. Кремлёвский колокол (слайд 25) назвали царём за его огромный размер. Это самый большой колокол в мире. В высоту он больше 6 метров. Этот колокол отлил из меди Иван Фёдорович Маторин в 1735 году. Когда колокол был готов, в Кремле начался пожар. Москвичи побежали к Царь-колоколу с вёдрами холодной воды. Они боялись, что медь в огне расплавится, станет жидкой, как вода, и колокол растечётся на глазах у всех. Этого не произошло, вовремя потушили пожар. Колокол уцелел, но от него откололся огромный кусок весом в 11,5 тонн (слайд 26). С тех пор этот отколовшийся кусок стоит рядом с колоколом. Так и получилось, что самый большой колокол в мире ни разу не звонил. По соседству с Царь-колоколом стоит огромная бронзовая Царь-пушка (слайд 27). Она старше своего медного брата. Эту пушку создал в 1586 году мастер Андрей Чохов. С тех пор Царь-пушка стоит на защите Кремля. Правда, ей ни разу не пришлось выстрелить.

  • В мвдц «Сибирь» в рамках IV общегородской ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего» прошла презентация инновационных проектов профессионального образования

    Презентация

    В МВДЦ «Сибирь» в рамках IV общегородской ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего» прошла презентация инновационных проектов профессионального образования.

  • Проект: «Формування мовно-літературної грамотності учнів». Автор проекту

    Документ
  • Старейший мемориальный центр

    Александровский сад

    В древности на этом месте, возле северной стены Кремля, протекала река Неглинная. Она верно служила городу, по берегам ее стояли кузницы, мельницы, бани, плотины превратили ее русло в этом месте в каскад прудов. Зимою здесь катались на ледяных горах. Но постепенно Неглинка оказалась местом сброса нечистот, и тогда в начале XIX в. ее, одной из первых, забрали в трубу, так что москвичи почти забыли о ней. Впрочем, в восьмидесятые годы туда спускался король московских репортеров Владимир Алексеевич Гиляровский, посвятивший подземному путешествию очерк «Тайны Неглинки», наделавший много шуму. После этого подземное русло было подвергнуто очистке. Сегодня кусочек этой знаменитой трубы можно видеть с Большого Каменного моста. Забранный решеткой обрез трубы точно обозначает устье Неглинной, место ее впадения в полноводную Москву-реку.

    Мы говорим сегодня Александровский сад, а когда-то говорили сады , во множественном числе. Впрочем, и теперь, двигаясь вдоль главной оси Александровского сада, явно ощущаешь, что он состоит из трех частей: Верхнего сада (длиной 350) от Угловой Арсенальной башни до Троицкого моста, Среднего - от Троицкой до Боровицкой башни (его длина 382 м) и Нижнего, самого короткого (132 м). Первым открылся для гуляющих Верхний сад, затем Средний, а последним, в 1823 г. – Нижний. Сегодня Нижний сад закрыт для посетителей, поскольку прогулочных аллей в нем нет, но ухаживают за ним садовники не менее тщательно, ведь это один из немногих зеленых оазисов в самом центре пропитанной бензиновым дымом Москвы. Вдоль стен Кремля и Манежной площади проложены три аллеи, между ними ухоженные газоны, посадки деревьев и кустарников, цветочные клумбы.

    Но Александровский сад не просто место для гуляний. Это один из наиболее знаменитых мемориальных парков Москвы, призванный напоминать о целом ряде важнейших событий отечественной истории.

    Александровский сад был устроен по воле российского императора Александра I «Благословенного», имя которого после 1814 г. во многом ассоциировалось с избавлением Европы от Наполеона. Император сделал распоряжение по поводу устройства садов вдоль северной стены Кремля в бытность свою в Москве в 1820 г., когда еще все в городе жило одним стремлением - возродить первопрестольную после наполеоновского пожара и разрушения. Приступивший к проектированию сада архитектор Осип Иванович Бове навеки прославился в среде благодарных москвичей как один из главных проектировщиков новой, послепожарной Москвы. Он возглавлял так называемую «фасадическую часть» Комиссии для строения Москвы, специально созданной для возрождения города и за двадцать лет давшей городу и новый облик Красной площади, и Театральную площадь, и Бульварное кольцо и многое другое. Поэтому глубоко символично, что создаваемый в самом сердце Москвы, у стен Кремля сад получил мемориальное значение - в память победы над Наполеоном и в знак возрождения Москвы. И получил имя императора, въехавшего в Париж на белом коне во главе 80-тысячного союзного войска в победном марте 1814 года - Александровский сад . Примечательно, что даже советская власть, постаравшаяся в 1920‑е гг. вытравить из российской топонимики все, связанное с именами царей, не покусилась на название Александровского сада - он всегда оставался таковым.

    За три года работ, с 1820 по 1823 гг. была освоена территория площадью почти 10 га. Помимо самого названия, о мемориальном значении сада напоминают изготовленные по чертежам архитектора Е. Паскаля огромные чугунные ворота на небольших колесиках, открывающие собою главный вход в сад - со стороны Кремлевского проезда и Исторического музея. Ворота, наполненные символикой военного триумфа, смотрят теперь на поставленный к 50-летию победы в Великой Отечественной войне памятник любимому народному герою маршалу Г. К. Жукову (работа скульптора В. Клыкова). Само по себе это выглядит символично, тем более, что это не первое место в Москве, в котором сошлись вместе памятники двум Отечественным войнам, первой и Великой.

    В сторону Манежной площади ограду сада продолжает кованая решетка, выполненная по рисунку выдающегося зодчего ампирной Москвы Ф.М. Шестакова. Еще более знаменитым памятником победы над Наполеоном и одновременно памятником возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года стал помещенный на главной площади Александровского сада грот «Руины». Впрочем, сегодня уже экскурсоводам, приводящим сюда группы туристов приходится напоминать, что грот не только украшение парка - он напоминание…Сама по себе традиция устроения декоративных пещер-гротов (от итальянского слова «grotto») действительно и прежде проявляла себя в ландшафтной архитектуре, здесь случай особый. Приглядитесь к крыльям грота, они выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией. Несмотря на работу времени, придавшего этим камням довольно «археологический» вид, легко прочитываются кусочки стволов и капители колонн и даже украшавшего их растительного орнамента. Так что, перед нами предстает памятник труду москвичей, возродивших свою первопрестольную столицу краше прежнего и личному творческому усердию замечательного зодчего Осипа Ивановича Бове.

    Эта, центральная, часть Верхнего сада во все времена привлекала множество гуляющих, а в самом гроте «Руины» когда-то играл оркестр – неотъемлемый элемент городских садов прежней России. Для стиля ампир, которым проникнут облик Александровского сада, как и самой послепожарной Москвы, характерно не только увлечение военной эмблематикой, которую мы встречаем и на фасаде грота, и на чугунных воротах. Ампир относит нас к эпохе античности, и именно этим объясняются формы странного сооружения, обычно выкрашенного зеленой краской, возле средней аллеи Верхнего сада, неподалеку от Троицкого моста. Перед нами вентиляционная отдушина протекающей под землей реки Неглинной, стилизованная в формах античного жертвенника! Вот так соединялись утилитарное и декоративное в эпоху классической архитектуры. Зодчие последовательно заботились о том, чтобы все радовало глаз в парке.

    Но не только памятник маршалу Жукову у входа в Александровский сад напоминает здесь о последней большой войне. В декабре 1966 г., когда страна отмечала двадцатипятилетие разгрома немецко-фашистских войск под Москвою здесь был устроен один из главных военных мемориалов города - Могила Неизвестного солдата. Он задуман как памятник всем павшим воинам, в первую очередь тем, чьи имена так и остались неустановленными. Останки одного из таких бойцов, лежавшие в братской могиле на 41-м километре Ленинградского шоссе, где когда-то шли тяжелейшие бои, были торжественно перенесены к кремлевской стене и захоронены. Место захоронения отмечает гранитное надгробие со скульптурным изображением лавровой ветви, каски и знамени, в центре расположенной поверх надгробия красной звезды горит Вечный огонь. Интересно, что зажжен он был от факела, доставленного из Ленинграда, с известного военного мемориального комплекса «Марсово поле». Произошло это 8 мая 1967 г., когда мемориал был торжественно открыт. Бронзовая надпись на надгробии передает саму идею композиции: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Чуть далее, вдоль специально замощенной аллеи выстроились десять гранитных блоков, под которые поместили землю, доставленную из городов-героев. Их имена нанесены на поверхность блоков: Ленинград, Киев, Волгоград, Одесса, Севастополь, Минск, Керчь, Новороссийск, Тула, крепость-герой Брест.

    Здесь бывает особенно многолюдно в день Победы, но и в другое время сюда приходят учащиеся, выпускники военных училищ, ветераны, официальные делегации. Возлагают цветы. За воротами Александровского сада по выходным дням можно увидеть кортежи свадебных автомобилей. Ведь Могила Неизвестного солдата – одно из мест, которое любят посещать москвичи-молодожены в день бракосочетания. Черта характерная для страны, которой пришлось так много воевать и так много терять. В 1997 г. специальным президентским указом именно сюда был переведен от мавзолея В. И. Ленина так называемый Пост № 1, главный солдатский пост в Российской Армии.

    Мемориальное значение Александровского сада не исчерпывается военной темой. Место это оказалось притягательным и для желающих увековечить иные события русской истории. В самом центре Верхнего сада, на площадке неподалеку от грота стоит уникальный памятник, как бы вобравший в себя все метаморфозы российской политической истории XX века. Точнее будет сказать - два памятника, волею исторических событий слившихся в одном монументе. Мы имеем в виду высокий серый четырехгранник-обелиск с заостренным верхом, появившийся в Александровском саду в 1914 г. История его такова.

    Приближался 300-летний юбилей царствования Дома Романовых и россияне готовились встретить его с особой торжественностью. Особенная роль в торжествах отводилась Костроме и Москве, городам непосредственно связанным с воцарением Михаила Романова в 1613 г. 17 января 1911 года на заседании Комиссии о пользах и нуждах общественных в Московской Городской Управе был поднят вопрос о сооружении в связи с годовщиной памятного обелиска по образцу имеющегося в Троице-Сергиевой лавре. В следующем году был проведен конкурс проектов. В результате долгих дебатов комиссия в конце концов остановила свой выбор на получившем вторую конкурсную премию проекте архитектора С. А. Власьева. (Проект-победитель конкурса оказался слишком дорог). Стоимость обелиска составила без малого 50 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая. Сначала хотели приурочить открытие памятника к юбилейной дате 21 февраля 1913 г., дню, когда на Соборе был избран Михаил Романов, затем к приезду императорской четы в Москву в конце мая 1913 г., но, в итоге, царь в мае лишь знакомился с проектом, будучи в Городской Думе и одобрил его. Торжественная закладка состоялась лишь в 18 апреля следующего, 1914, года и 10 июля памятник был открыт. Официальное его название было: Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых.

    Обелиск был выполнен из серого финского гранита и увенчан двуглавым орлом, ниже которого располагался герб Романовых - лев со щитом и мечом. Еще ниже были перечислены имена Романовых и гербы губерний и областей Российской Империи, а также гербы Великих княжеств. Первоначально стоял он у входа в Верхний сад.

    Но вскоре грянули одна за другой Февральская, а затем и Октябрьская революции. В России стали сносить памятники «царям и их слугам», как это тогда называлось. Романовский же обелиск решили, по предложению В. И. Ленина, оставить, но трансформировать его содержание с точностью до наоборот. И вот в 1918 г. монархический памятник стал революционным: на месте имен Романовых были вырезаны имена революционных мыслителей всех времен и народов, а остальные атрибуты прежней власти ликвидированы. Следы от затертых гербов хорошо видны на поверхности нынешнего обелиска. В 1966 году монумент был перенесен в центр Верхнего сада, к гроту «Руины», где и находится теперь.

    И еще одно событие имеет отношение к Александровскому саду. В 1872 г. здесь была устроена знаменитая Политехническая выставка, на которой были показаны все главные достижения техники, транспорта, строительства тех времен. Именно от нее ведет свое начало Политехнический музей в нашем городе. Открытие выставки было приурочено к 200-летию со дня рождения покровителя наук императора Петра I.

    А. В. Святославский, к.и.н.

    Cлайд 2

    «Отечество нам Царское Село» Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Екатерининский парк, расположен к юго-западу от Екатерининского дворца., четко разделяется на две части - Старый и Английский сад. Старый сад отличается строгой симметричностью,формами деревьев и кустарников аккуратными лужайками. Центральная аллея Старого сада называется Эрмитажной - она соединяет Екатерининский дворец с павильоном Эрмитаж.

    Cлайд 5

    Екатерининский парк Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов. В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору; Большой пруд с расположенным на острове люстгаузом (увеселительным павильоном) приобрел форму шестиугольника и был обведен аллеями. Наконец, в 1770-х годах архитекторы В. И. и И. В. Нееловы построили в саду комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны. Вдоль границы сада до самых Нижних прудов протянулся Продольный (Каскадный) канал с двенадцатью плотинами.

    Cлайд 6

    Cлайд 7

    Cлайд 8

    Екатерининский дворец ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви В годы войны здание было практически полностью уничтожено. Сейчас во дворце открыто больше половины залов. Самый знаменитый «янтарная комната»

    Cлайд 9

    Своим рождением Екатерининский дворец обязан блистательным хозяйкам, трем женщинам-императрицам - Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, которые уделяли его строительству огромное внимание. В роскошных залах Екатерининского дворца жили, работали, устраивали дипломатические приемы иностранным послам и парадные балы и маскарады все российские монархи. проводили здесь не только летнее, но и зимнее время.

    Cлайд 10

    Кавалерская столовая Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми - десюдепорты. После того, как во время ремонта зала в 1860-х годах резьбу посеребрили, зал получил название Серебряной столовой. Таким интерьер просуществовал до войны. При послевоенной реставрации столовая вновь получила золоченое убранство, задуманное придворным архитектором Елизаветы Петровны.

    Cлайд 11

    Cлайд 12

    Янтарная комната Янтарная комната – «Восьмое чудо света» - - уникальный и единственный пример использования янтаря, как материала для отделки комнаты. Создана немецкими мастерами и подарена Петру I. Янтарная комната бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны. Долгие годы специалисты,власти и простые люди занимались ее поисками. . К 300-летию Санкт-Петербурга всему миру предстала «обновленная», воссозданная за 24 года по чертежам и эскизам Янтарная комната.

    Cлайд 13

    Cлайд 14

    Императорский Царскосельский лицей Царскосельский лицей, высшее закрытое учебное заведение в России для детей дворян; предназначался для подготовки высших государственных чиновников. В лицей принимались дети 10–12 лет, число воспитанников составляло от 30 до 100 человек В Лицее изучались науки: закон божий, этика, логика; русский, латинский, французский, немецкий языки, риторика; история российская и всеобщая, физическая география; математика, начала физики,изящные искусства и гимнастические упражнения чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

    Cлайд 15

    В Императорский Царскосельский лицец А.С. Пушкина привезли в возрасте 12 лет. Учащихся не отпускали из Лицея, лишь в особых случаях. Учился А.С.Пушкин средне.. Любимый предмет - французский. А вот грамота родной речи давалась не просто На четвертом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал "№ 14". Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.

    Cлайд 16

    Cлайд 17

    Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти - завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов - обед и короткий перерыв. Кроме того, в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных работников. .

    Cлайд 18

    Александровский парк Александровский парк Музея-Заповедника «Царское село». Центральный вход в парк находится как раз напротив Большого дворца. Попасть в него можно с двух сторон: через ворота, расположенные напротив Александровского дворца, или пройдя по тропинке через арку Большого Каприза. Но несмотря на близость к Екатерининскому парку, Александровский парк очень сильно от него отличается: это объясняется и историческими, и природными факторами. Александровский парк подразделяется на пейзажный парк и Новый сад.

    Cлайд 19

    Cлайд 20

    Здесь есть и широкие аллеи, и узкие тропинки, мосты и исторические руины. Много мест, где можно уединиться и созерцать красоты. Со временем планировка регулярной части парка менялась: появлялись живописные пруды с сполуостровками, "насыпная гора "Парнас", Китайский театр, Крестовый мост. Новый сад представляет собой обширный квадрат пересеченный крестообразно аллеями, и разделяющими эту часть парка на четыре равных квадрата. Новый сад стал называться Крестовым.

    Cлайд 21

    Александровский дворец Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн. Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание. В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах. Источники информации: http://www.tzar.ru/museums/palaces http://images.yandex.ru/ http://gorod-pushkin.info/park-pushkin http://www.ek-park.ru/ http://www.spbin.ru/encyclopedia/suburbs/pushkin_catherinepark.htm http://xn----7sbb4bxah.xn--p1ai/23.html http://tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/amber_room

    Cлайд 26

    До новых встреч! А на последок стихотворение А.С.Пушкина. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты. В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

    Закон не только увековечивает память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны и за её пределами, чьё имя осталось неизвестным. Во многих городах России и за ее пределами есть памятники неизвестному солдату, которые «священны для нашего народа», так говорится в пояснительной записке к закону.

    Мемориал Могила Неизвестного Солдата находится в Москве в Александровском саду, у северной стены Кремля. Композиция представляет собой надгробную плиту, на которой покоится бронзовое боевое знамя. На боевом знамени лежит солдатская каска и лавровая ветвь, также изготовленные из бронзы. В центре мемориала находится ниша, в середине которой, в бронзовой пятиконечной звезде горит Вечный огонь славы. Рядом с огнем из лабрадорита сделана надпись «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»

    История появления этого памятника в Москве очень интересна. Широко праздновать победу в Великой Отечественной войне стали лишь в 1965 году. Тогда же Москва получила звание города-героя, а день 9-го мая стал общегосударственным праздником. Возникла идея создания памятника солдатам, сражавшимся и погибшим в боях под Москвой. Этот монумент должен быть всенародного значения, и таким памятником мог стать памятник Неизвестному Солдату. В те дни под Москвой, в Зеленограде в ходе строительных работ, была обнаружена братская могила времен войны. Решено было выбрать погибшего именно отсюда. Выбор остановили на воине в хорошо сохранившейся форме без знаков отличия. Документов при бойце не было – прах его был по-настоящему безымянным. 2 декабря 1966 года, в 14 часов 30 минут, останки воина поместили в гроб, увитый оранжево-черной лентой. Молодые солдаты, стоявшие в почетном карауле, сменялись каждые два часа весь вечер, всю ночь и утро следующего дня.

    3 декабря в 11 часов 45 минут гроб установили на открытую машину, которая двинулась по Ленинградскому шоссе к Москве.

    На Манежной площади состоялся митинг. Гроб с останками Неизвестного солдата под артиллерийский залп был опущен в могилу.

    Женщины, не дождавшиеся своих сыновей и мужей, приходили поклониться праху неизвестного солдата.

    На месте перезахоронения открыт мемориальный архитектурный ансамбль «». В том же году правительством было принято решение

    о ежечасной смене постовых полка № 1.

    Уже много лет прошло с тех пор, а этот памятник продолжает оставаться одним из самых известных во всей стране. Сюда приходят взрослые и дети не только в День Победы. К Вечному огню возлагают цветы молодожены, иностранные делегации и главные лица России, выказывая бесконечное уважение безымянным героям.

    краткое содержание других презентаций

    «Памятники Отечественной войны 1812 года» - Памятники Отечественной войне 1812 года в Санкт-Петербурге. Памятники расположены возле Казанского собора. Казанский собор. Памятники фельдмаршалам М.И.Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Александровская колонна. Обзор петербургских памятников войне 1812 года. Карл Росси. Собор посетил Михаил Илларионович Кутузов. Памятники являются неотъемлемой частью исторического центра северной столицы. Триумфальная Арка Генерального штаба.

    «Война 1812 в картинах» - А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях». Французский вороний суп. Отечественная война 1812 года в искусстве. Военная галерея Зимнего дворца. Сатирическая карикатура. Денис Давыдов. Архитектура и скульптура Владимирского края. Генерал Багратион. Здание панорамы «Бородинская битва». Образ Наполеона. Пожар Москвы. Наполеон в зимнем одеянии. Е. Коссак «Отступление Наполеона из России». Отечественная война 1812 года в архитектуре и скульптуре.

    «Памятники войны 1812 года» - Борис Орловский. Военная Галерея. Нарвские триумфальные ворота. Памятник победы в Отечественной войне. Портреты фельдмаршалов. Дворцовая площадь. Статуи «российских героев». Проект. Арка Главного штаба. Александровская колонна. Главный штаб. Памятники Отечественной войны 1812 года в Петербурге. Казанский собор - один из крупнейших храмов Петербурга. Мини - Петербург. Конная группа. Павильоны Росси у Аничкого дворца.

    «Памятники 1812 года» - Памятники М. И. Кутузову. Музеи, архитектурные и мемориальные памятники. Музеи. Кинематограф. 1 рубль 1987 г. Архитектура. Скульптура. Живопись и графика. Марки. Вступление. Литература. Значки. Памятные знаки и доски. Монеты.

    «Войне 1812 года 200 лет» - Историк А. Михайловский-Данилевский. Спасо-Бородинский монастырь. Музей войны 1812 года. Французская армия заняла Москву. Триумфальная арка в Москве. Памятник на командном пункте М. Кутузова. Манеж. 200 лет Отечественной войне 1812 года. Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Топонимы. Казанский кафедральный собор. Кутузовская изба. Памятник П.И. Багратиону. Храм Христа Спасителя. Государственный бородинский военно-исторический музей-заповедник.

    «200_лет Отечественной войне 1812 года» - Исследование протоиерея Александра Ильяшенко. Наполеон. Война для России того времени. Что такое за явление – Наполеон. Евгений Понасенков. Огромные не боевые потери. Посол Франции в России. Александр Первый. Война 1812 года была одной из самых кровопролитных. Празднование юбилея. Натиск превосходящих сил противника. Коалиции Росиийской империи. Император Александр. Морозы не оказали никакого влияния на исход войны.