Значение чистоговорок в развитии речи детей. Проект "Чистоговорки-фантазерки" проект по логопедии (старшая группа) на тему

Долгосрочный инновационный проект в старшей логопедической группе для детей с ФФН (5-6 лет).

1. Паспорт инновационного проекта.

1.1. Тема: «Чистоговорки-фантазерки».

1.5. Время проведения проекта: октябрь – март

2. Характеристика инновационного проекта.

2.1 Цели и задачи.

Цели проекта:

  • развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
  • заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста;

Задачи проекта:

1.Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФНР при работе с чистоговорками:

Закрепление звука в рифмованной речи;
- формирование навыка правильного употребления падежных окончаний;
- развитие воображения;
- развитие просодических компонентов речи;
- развитие чувства ритма.

2.Повышение педагогической культуры родителей воспитанников.

3. Развитие коммуникативных навыков в системе общения «Ребенок – взрослый», формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

2.2 Предполагаемые результаты.

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей.

3. Актуальность проблемы.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Чистоговорки-фантазерки».

4.1 Работа логопеда с воспитателями группы:

1. Консультация «Коррекция речевых нарушений на материале чистоговорок».

2. Консультация «Приемы работы с чистоговорками» (презентация).

3. Упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем

4. Иллюстрирование чистоговорок.

4.1 Работа с музыкальным руководителем:

1. Пропевание чистоговорок со звуками, закрепленными на фронтальной коррекционно-образовательной деятельности.

2. Выполнение логоритмических упражнений.

4.2 Работа логопеда с родителями воспитанников:

1. Консультация «Всё о чистоговорках».

2. Приглашение родителей на индивидуальные занятия по автоматизации поставленных звуков с использованием чистоговорок.

3. Придумывание чистоговорок родителей с детьми;

совместная деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек –чистоговорок».

4. Индивидуальные беседы о динамике в развитии речи детей

4.3 Работа с детьми:

Образовательная область

Мероприятия

Коммуникация

Постановка звуков;

Автоматизация поставленных звуков на материале чистоговорок»;

Придумывание чистоговорок с различными звуками и на различные лексические темы на логопедических занятиях;

Придумывание чистоговорок совместно с родителями.

Здоровье

Согласование речи с движением с использованием чистоговорок.

Художественное творчество

Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с воспитателями (рисование, аппликация);

Создание иллюстраций к чистоговоркам совместно с родителями;

Лепка «Моя фантазия» (сочинение чистоговорки, лепка сюжета);

Создание альбомов чистоговорок.

5. Анализ эффективности педагогических усилий.

Проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) логопедической группы. В проектной деятельности были задействованы все воспитанники группы (12 человек).

Целью моего проекта было развить речь и сформировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;

заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста.

По мере усвоения детьми правильной артикуляции звуков, звуки автоматизировались в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи.

Проходя этап автоматизации звуков в чистоговорках, речевой материал не просто проговаривался. Детям предлагалось самим придумать чистоговорки, сначала способом договаривания (са-са-са – села на цветок … (оса)), а затем и самостоятельно. Так же дети рисовали и лепили из пластилина сюжеты к придуманным чистоговоркам.

Чистоговорки пропевались детьми на музыкальной образовательной деятельности, сопровождались движениями, логоритмическими упражнениями.

Данная деятельность по автоматизации звуков и развитию словотворчество детей занимательна, интересна детям, что приносит положительный результат в коррекции речи.

Помимо выполнения заданий в ДОУ, детям и их родителям было предложено сочинить и нарисовать иллюстрации к чистоговоркам дома (февраль-март).

Многие родители поделились впечатлениями о проделанной работе, которая оказалась интересна и для детей и для взрослых, еще более сплотила семью выполнением интересного задания, приблизила родителей к проблеме коррекции речи.

Итогом проекта стало создание книжки – самоделки «Чистоговорки - фантазерки», в ходе работы над которой дети и их родители проявили максимум творчества и заинтересованности.

Книжка-самоделка находится в групповой комнате, дети периодически рассматривают ее, узнают свои рисунки, самостоятельно проговаривают чистоговорки.

Проведение данного проекта и уделение большого внимания сочинению и проговариванию чистоговорок благотворно сказались на динамике развития звукопроизносительной стороны речи.

Если сравнить результаты диагностики звукопроизношения детей старшей логопедической группы в начале и середине года, то можно сделать вывод: 72% дефектных звуков находятся на этапе автоматизации, 21% звуков автоматизированы и введены в речь и лишь 7% звуков не исправлены, т.к. дети не посещали длительное время ДОУ.

Наталия Рудакова
Копилка для родителей Чистоговорка - как средство развития речи.

Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развивать у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь. Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи , поэтому их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук. Разучивая, чистоговорки с ребёнком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым , делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз , выполняя при этом разные задания – произносить её тихо, громко с разными интонациями. Интонация может быть с добрыми нотками, громкими звуками или тихими. Если ребёнок не слышит отдельные звуки, тогда необходимо обратить внимание на фонематический слух, от которого зависит произношение отдельных звуков, слов, впоследствии предложений. Чтобы у ребёнка с каждым днём улучшалось развитие речи , необходимо с ним заниматься с раннего возраста. Некоторые дети не могут произносить такие буквы, как Л, Н, С с них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей бывают как простые, так и сложные. Многие дети не любят долго повторять и учить, поэтому, если вы увидели, что нет внимания со стороны ребёнка, прекратите с ним занятие и продолжите в следующий раз, когда поймёте готовность и заинтересованность.

Для формирования четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд чистоговорок .

Звук «Г»

Га - га - га - у козы рога.

Га – га – га - зеленые луга.

Гу - гу – гу - по лугу бегу.

Гу – гу – гу - я гуляю на лугу.

Го – го – го - стоит вагон.

Ге –ге – ге - болит палец на ноге.

Ги – ги – ги - снять ботинок помоги.

Звук «Б»

Бы – бы – бы - в лесу растут грибы.

Ба – ба – ба - мама, мама, вон труба.

Бу – бу – бу - ты и мне купи трубу.

Бе – бе – бе - потрубил я на трубе.

Звук «В»

Ва – ва – ва - выросла трава.

Ву – ву – ву - соберу траву.

Ву – ву – ву - я сниму сову.

Вы – вы – вы - нет травы.

Ве – ве – ве - васильки видны в траве.

Звук «Д»

Ду – ду – ду - дети бегают в саду.

Ду – ду – ду - за водой пойду.

Да – да - да - у меня вода.

Да – да – да - буду строить города.

Да – да – да - горячая вода.

Ды – ды – ды - нет воды.

До – до – до - там на дереве гнездо.

Звук «Ж»

Жа – жа – жа - убежали два ежа.

Жи –жи – жи - бегут ежи.

Жи – жи – жи - под кустом живут ежи.

Жу – жу – жу - молока дадим ежу.

Жи – жи – жи - в нашем доме этажи.

Звук «З»

За – за – за - вот идёт коза.

За – за – за - здесь привязана коза.

Зы - зы – зы - мало травки у козы.

Зу – зу – зу - отвязали мы козу.

Зи – зи – зи - обезьянку привяжи.

Зя – зя – зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи – зи – зи - раз нельзя, так не вези

Звук «К»

Ко – ко – ко - кошка любит молоко

Ка – ка – ка - бежит река

Ко – ко – ко - вижу далеко

Ку – ку – ку - кукушка на суку

Ку – ку – ку -взяли дети по совку

Ак – ак – ак - у реки рыбак

Ук – ук – ук - а в траве сидит паук.

Звук «Л»

Лу – лу – лу - наточил Толя пилу

Ли – ли – ли - суп солёный не соли!

Ла – ла – ла - видишь, кружится пила

Звук «Р»

Ра – ра –ра - в школу мне пора.

Ра – ра –ра - дети нашего двора.

Ре – ре – ре - игры во дворе.

Ре – ре – ре - читаем во дворе.

Ри – ри – ри - на орехи посмотри.

Ро – ро – ро - у орехов есть ядро.

Ри – ри – ри - чисто говори .

Ри - ри – ри - на ветках снегири.

Ры – ры – ры - фишки для детворы.

Ря – ря – ря - алая заря.

Звук «Ш»

Ша – ша – ша - в камыше нашла мыша.

Шо – шо – шо - мышке с нами хорошо.

Ши – ши – ши - её любят малыши.

Публикации по теме:

Дыхательная гимнастика как средство развития речи Дыхательная гимнастика, как средство развития речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Сказки как средство развития связной речи дошкольников Сказки как средство развития связной речи дошкольников К. Г-к. Мерзлякова Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский.

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников». «Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников». Театрализованная деятельность является одним из компонентов художественно-речевой.

Дидактическая игра как средство развития речи детей Дидактическая игра как средство развития речи детей Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет.

Методический час «Загадки как средство развития речи» Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь. Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что,.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.

Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.

Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения.

Чистоговорка - малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки. С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.
Запомнить чистоговорку детям, не имеющих проблем со звуками, как правило, не составляет особого труда. А вот детям с ОНР и ФФНР гораздо сложнее её выговорить без запинки, при этом чётко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справится с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (4-6 человек) группах детей старшего дошкольного возраста, а так же на индивидуальную работу с детьми. Освоить технологию применения этих игр и упражнений не сложно педагогам детских дошкольных учреждений. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
-Следите чтобы детям было интересно
-Отложите занятия если ребёнок расстроен.
-Не перегружайте малыша.
-Забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми
-Искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.
Прежде всего логопедам или необходимо иметь подборку чистоговорок. Очень полезно к поиску новых чистоговорок подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием.
На одно занятие следует выносить не больше одной чистоговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что логопед достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки. Если дети уже умеют читать, то каждому из них даётся карточка с печатным текстом чистоговорки, так что у ребёнка появляется возможность следить глазами. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст ещё раз. После такого первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка(писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По этому не обходимо за ранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу УК первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение,даёт бескрайний простор для творчества.
Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Здесь можете дать волю фантазии!. Используйте их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать), повторяйте, как считалочку. Полезно будет и подобрать к чистоговорке картинку, а ещё лучше - оформить её как открытку и сделать своим хобби коллекционирование таких открыток.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .