Вологодская областная детская библиотека. Встал на рассвете, да

Фокина Ольга Александровна - российская поэтесса, автор нескольких десятков книг поэм и стихотворений, посвятившая свой самобытный большой талант бескорыстному служению народу и любимому Северному краю. Произведения Фокиной пронизаны темой русского фольклора, невероятной каждой ее травинке, листочку, цветочку.

Творчество Ольги Александровны - это краски родной земли, ее напевы, голоса, дыхание, биение сердца. Через все свое творчество поэтесса проносит кровную привязанность и уважение к нелегкому крестьянскому труду, переживает за «умирающую» деревню и судьбу своей любимой России.

Ольга Фокина: биография

Ольга появилась на свет 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской (Архангельская область), в многодетной семье, жившей небогато, но очень дружно. Отец Александр Иванович и мама Клавдия Андреевна происходили родом из обыкновенных крестьянских семей. Папа работал бригадиром в колхозе «Новый Север», с началом войны ушел на фронт, попал в госпиталь и через несколько недель после выписки скончался «по причине пребывания на фронте». Так было указано в справке, согласно которой осиротевшей семье государство выделило пособие по потере кормильца в размере 6 рублей 50 копеек в месяц: на пятерых ребятишек от грудного возраста до 14 лет.

Детство: тяжелое и военное

В голодное время маленькая Оля, чтобы хоть как-то помочь голодным близким, ходила в соседнюю деревню просить милостыню. Старшие братья тоже старались подрабатывать, чтобы хоть как-то помочь матери с грудным ребенком на руках. Люди помогали девочке кто чем мог: сухарем, горбушкой, картофелиной. Именно об этих тяжелых временах были написаны первые стихотворения автора. Во всем творчестве раннего периода прослеживаются отголоски детства, оборванного страшной войной. Трогает за душу горе ребенка, потерявшего отца. Умиляют первые детские радости. Явственно ощущается мотив глубокой вины перед матерью, из-под крыла которой выпорхнула во взрослую жизнь Ольга Фокина. «Подснежники» - знаменитое стихотворение о военном времени и простом мальчишке, оказавшемся в его жерновах, но не утратившем чувства прекрасного.

Именно мама - Клавдия Андреевна, закончившая 4 класса церковноприходской школы, - была человеком, сумевшим заложить в сердце девочки любовь к народному творчеству. Ее нежные колыбельные, увлекательные сказки, стихотворения Сурикова и Некрасова посеяли зерно любви к литературному слогу в душе ребенка.

Годы учебы

1945 год ознаменовался началом школьной жизни. В процессе обучения у девочки обнаружился талант к сочинительству стихов, которые она аккуратно записывала в самодельный альбом, сделанный из разрезанной поперек тетрадки. Фокина Ольга росла болезненной девочкой, часто пропускала школьные занятия, оставаясь дома в одиночестве. Общение с собой и природой пробуждало в подростке наблюдательность и внимательность к мелочам. Полученные впечатления и новые ощущения тут же ложились рифмованными строками на лист бумаги. Семь классов школы Фокина Ольга закончила в 1952 году, с результатом «отлично». По совету мамы поступила в медицинское училище г. Архангельска.

Первые публикации

В 1955 году в молодежной газете «Северный комсомолец» были напечатаны два стихотворения Фокиной Ольги с портретом автора и теплым напутствием от коллектива редакции. По окончании учебы девушка устроилась работать в Верхнетоемский леспромхоз заведующей медпунктом. В процессе работы, бегая по вызовам и наматывая километры по лесам, Ольге сочинялось еще лучше. Всплывавшие в голове строки поэтесса старалась быстро записать на какой-нибудь клочок бумаги либо обратную сторону горчичника. За день могла сочинить около десятка стихотворений. В писательской организации, куда Фокина Ольга отнесла свои произведения, ее талант оценили и опубликовали в альманахе «Север» стихотворения автора.

В 1957 году Ольга Фокина приняла решение поступать в столичный литературный институт, легко прошла творческий конкурс и после успешной сдачи экзаменов стала студенткой. После завершения обучения в 1962 году некоторое время проработала в качестве младшего редактора издательства «Советская Россия», а осенью 1963 года переехала на постоянное место жительства в Вологду. В том же году свершилось еще два знаменательных события: публикация первой книги стихов «Сыр-бор» и зачисление молодой поэтессы в Союз писателей.

Характерные черты поэзии

Произведения Ольги Фокиной никого не оставляют равнодушными: в них невероятное количество тепла, доброты, искренней любви к природе и людям. Речь рифмованных строк выразительна, запоминаема, часто в своей основе содержит северный говор. Принцип «в повседневно-будничном видеть красоту и вдохновенность народной души» в жизни российской поэтессы является одним из основных.

Стихи Ольги Фокиной описывают привлекательных людей - благородных тружеников деревни, знающих, что такое труд, и умеющих ценить отдых. Характерной чертой поэзии Ольги Фокиной является песенность; многие песни, знакомые с детства, написаны российской поэтессой. Это и знаменитая «Звездочка моя ясная», исполняемая Валерием Меладзе, и «Здравствуй, речка Паленьга» - песня Людмилы Сенчиной.

Творчество Ольги Фокиной

Творчество Ольги Александровны Фокиной интересно и понятно подрастающему поколению, но все же специально для детской аудитории автор опубликовала небольшую, всего на 32 страницы книжечку «В лесу я была сегодня», включившую преимущественно стихотворения о природе.

Знаменательным событием стала публикация в 2002 году сборника «Маятник», в который вошли лучшие стихи Ольги Фокиной за период с 1956 по 2012 год. Предисловием стала проникновенная статья советского поэта Сергея Васильевича Викулова, посвященная жизни и творчеству Ольги Фокиной.

Автор многочисленных поэтических сборников, Фокина Ольга Александровна, не раз удостаивалась государственных наград. Поэтесса часто проводит литературные вечера, встречается с читателями. Особенно тепло Ольгу Александровну принимают в родной Вологде.

    - (р. 1937) российская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, повседневного труда. Сборники: А за лесом что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987) … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1937), русская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, повседневного труда; фольклорные мотивы. Сборники: «А за лесом что?» (1965), «Буду стеблем» (1979), «Колесница» (1983), «За той за Тоймой...» (1987). * * * ФОКИНА Ольга Александровна… … Энциклопедический словарь

    ФОКИНА Ольга Александровна - (р. 1937), русская советская поэтесса. Поэтич. сб. «Реченька» (1965), «Аленушка» (1967), «Маков день» (1974), «Полудница» (1978), «Буду стеблем» (1979), «Речка Содонга» (1980), «Колесница» (1983) и др. Поэмы «Тай, снежок…» (1966), «Хозяйка»… … Литературный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Спесивцев. Ольга Спесивцева … Википедия

    Ольга Александровна (род. 1937), русская поэтесса. Лирика природы, сельской жизни, фольклорные мотивы. Сборники: А за лесом что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987). Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Ольга Александровна (1937, д. Артемьевская Архангельской обл.), русская поэтесса. В 1962 г. окончила Литературный ин т им. М. Горького, живёт и работает в Вологде. Фокина – автор сборников «Сыр бор» (1963), «Реченька» (1965), «Алёнушка» (1967),… … Литературная энциклопедия

    Фокина - ФÓКИНА Ольга Александровна (р. 1937) , рус. поэтесса. Лирика природы, сел. жизни, фольклорные мотивы. Сб ки: А за лесом – что? (1965), Буду стеблем (1979), Колесница (1983), За той за Тоймой... (1987) … Биографический словарь

P.S.

С песней «Звездочка моя ясная», строки стихотворения которой были опубликованы в альманахе «День поэзии» 1965, связана красивая легенда. Некоторые считают, что эта популярная песня посвящена юной 19-летней девушке, стюардессе Надежде Курченко, убитой террористами всего за 3 месяца до ее свадьбы...

И сегодня, накануне Дня солидарности в борьбе с терроризмом 3 сентября, вспомним эту историю.

15 октября 1970 года, взлетев из батумского аэропорта, самолет АН-24 (рейс 244) с 46 пассажирами на борту взял курс на Сухум - Краснодар. Через несколько минут после взлета, на высоте 800 метров, двое пассажиров — отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу Надежду Курченко и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Она бросилась в кабину и закричала: «Нападение!»

Преступники кинулись за ней и, в попытке прорваться в кабину пилотов, начали стрелять. Позже в обшивке насчитают 18 пробоин. Несколько пуль были выпущены в сторону салона; никто из пассажиров не пострадал. Первому пилоту Георгию Чахракия пуля попала в позвоночник, и у него отнялись ноги. Превозмогая боль, он обернулся и увидел страшную картину: Надя без движения лежала в дверях пилотской кабины и истекала кровью. Штурману Валерию Фадееву прострелили легкое, а бортмеханик Оганес Бабаян был ранен в грудь. Больше всех повезло второму пилоту Сулико Шавидзе — пуля застряла в стальной трубе в спинке его сиденья.

Старший Бразинскас достал гранату и, угрожая взорвать ее, потребовал от пилотов подчиниться и лететь в сторону Турции...

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков и приговорили 45-летнего Пранаса Бразинскаса к восьми годам тюрьмы, а его 13-летнего сына Альгирдаса — к двум.

В 1974 году в этой стране случилась всеобщая амнистия, и, тюремное заключение Бразинскасу-старшему заменили на... домашний арест на роскошной вилле в Стамбуле, а оттуда американские спецслужбы их вывезли в США.

В 1980 году Пранас заявил в интервью «The Los Angeles Times», что был активистом движения за освобождение Литвы и бежал за границу, поскольку на родине ему грозила смертная казнь. Однако он почему-то забыл рассказать, что сидел на родине не за патриотизм, а получил два срока за воровство и злоупотребление служебным положением.

В Америке Альгирдас официально стал Альбертом-Виктором Уайтом, а Пранас — Фрэнком Уайтом. Они поселились в городке Санта-Моника в Калифорнии, где работали малярами.

В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

Если бы в поэтическом наследстве Ольги Фокиной сохранилось только одно стихотворение "Звездочка моя ясная", его было бы достаточно, чтобы войти в русскую поэтическую классику. Однако в наследстве Ольги Александровны – 23 поэтических сборника, в которых литературоведы находят переплетение народных традиций с изысканностью Серебряного века, а многие из стихов Фокиной, положенные на музыку, стали любимыми песнями нескольких поколений.


Начало биографии Ольги Фокиной во многом типично для людей ее поколения. Она родилась 2 сентября 1937 года. Архангельская область и находящаяся в ней деревня Артемьевская (теперь Тимошинское) Верхнетоемского района сохранили традиции северного крестьянства – не только привычку к труду, но и замечательные народные песни. Мать будущей поэтессы, закончившая только четыре класса церковно-приходской школы, знала наизусть много стихотворений русских классических поэтов, которые рассказывала детям по вечерам. Сельские праздники и исполнение старинных песен сама Ольга Александровна называет своей поэтической школой.

Военное детство не бывает легким. Отец Ольги Фокиной вернулся с войны в 1943 году (он был призван в армию, несмотря на туберкулез) и прожил после возвращения совсем недолго. Семья, в которой было шестеро детей, голодала – ели траву и картофельную кожуру, просили милостыню. До сих пор поэтесса не может выбросить даже небольшой кусочек засохшего хлеба. Окончив семь классов, Ольга решила приобрести уважаемую и востребованную профессию медсестры. Однако, окончив с отличием в 1956 году медицинское училище в Архангельске, она поняла, что хотела бы посвятить свою жизнь поэзии, и решила продолжить учебу не в мединституте, куда бы ее приняли без экзаменов, а на филфаке Архангельского педагогического института. Ее стихи уже публиковались в газете "Северный комсомолец", и Ольга отправилась в местное отделение Союза писателей. Однако там отказали в рекомендации для поступления, и молодую медсестру направили заведовать медпунктом лесоучастка Ягрыш, а позднее – Нового. Отправляясь на вызов, приходилось преодолевать пешком многие километры бездорожья, а по пути Ольга сочиняла стихи, и иногда записывала их на обороте горчичников. В 1957 году девушка решила испытать судьбу еще раз и отправила свои стихи в Москву, в Литературный институт им. Горького. К радости Фокиной, ей ответил поэт Виктор Боков , который пригласил ее учиться в Москве.



Приемная комиссия была поражена стихами молодой северянки. Секретарь комиссии даже прислала ей письмо, в котором прямо спросила, знакома ли она с творчеством Марины Цветаевой (о которой в 1957 году знали очень немногие). Простодушная девушка даже не смогла правильно прочитать фамилию и ответила, что об "Увераевой" ничего не знает. Поступив в институт, на поэтическом семинаре Н. Сидоренко Ольга Фокина познакомилась уроженцами Вологодской области, имена которых впоследствии стали знаменитыми – Н. Рубцовым, В. Беловым, С. Викуловым. За своего соученика А. А. Чурбанова, написавшего впоследствии книгу "Море соленое", Ольга вышла замуж. У них родилось двое детей – сын Саша и дочь Инга.


В 1963 году у Ольги Фокиной вышел первый поэтический сборник "Сыр-бор", и она стала членом Союза писателей. После окончания учебы поэтесса возвратилась на родной Север, однако не в Архангельск, а в Вологду, где проживает до сих пор, являясь почетной гражданкой этого города. Ольга Александровна работала в газете "Вологодский комсомолец", в настоящее время занимается творческой деятельностью. За сборник стихов "Маков день" (1976) поэтесса была удостоена Государственной премии РСФСР. Среди ее наград – медаль "За трудовую доблесть" (1967), ордена "Знак почета" (1981) и "Трудового красного знамени" (1984). Последний сборник стихов поэтессы "Маятник" (2013) награжден Всероссийской литературной премией "Ладога".

Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области в крестьянской семье. Отец ее скончался в 1943 году от ран, полученных на войне. Многодетной семье, лишившейся кормильца, довелось хлебнуть лиха, и на протяжении всего своего творческого пути Ольга Фокина вновь и вновь возвращается памятью в детство, создавая произведения, проникнутые драматизмом и лиризмом, повествующие о бедах и радостях военной и послевоенной северной деревни. Она окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, а затем - Архангельское медицинское училище; вернувшись на родину, работала фельдшером в пос.Ягрыш. В это время - в середине 1950-х годов - на страницах архангельских газет и в альманахе "Север" публикуются первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1962 году О.А. Фокина окончила Литературный институт им. А.М. Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник "Сыр-бор", вышедший в Москве в 1963 году. Открывавшее эту книгу предисловие Бориса Шергина стало добрым напутствием талантливой землячке. "Стихи Ольги Фокиной - это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного", - прозорливо утверждал Б.В. Шергин. И оказался прав. В 1960-1970-х годах сборники Фокиной выходят один за другим: "Реченька" (1965), "А за лесом - что?" (1965), "Алёнушка" (1967), "Островок" и "Стихи" (1969), "Самый светлый дом" и "Избранная лирика" (1971), "Маков день" (1974), "Камёшник" (1973), "От имени серпа" (1976), "Буду стеблем" и "Полудница" (1979). За сборник "Маков день", выпущенный Северо-Западным книжным издательством, О.А. Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.

Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как "Насмотрись, зорька, в реченьку…", "Здравствуй, речка Паленьга…", "Песни у людей разные…", стали песнями.

"Фокина родилась и выросла на Северной Двине, где с древних времен бережно сохраняются, передаются из уст в уста сказки, песни, былины, где речевая традиция восходит к новгородскому корню, - отмечал Ал.Михайлов. - И там, где поэтесса как бы вырастает из устно-поэтической стихии, ощущая ее основу, но не подчиняясь ей целиком, там она проявляет себя как истинный поэт. По сути же своей Фокина - современная поэтесса, воспитанная на устно-поэтической традиции и преображающая ее средствами современной выразительности".

Сама Ольга Александровна подчеркивает: "Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек".

Главные темы поэзии Ольги Фокиной неизменны. Это судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера.

В настоящее время О.А. Фокина живет в Вологде, но связь ее с Подвиньем не прервалась. И дело не только в том, что почти каждое лето приезжает она в родную деревню; важнее то чувство неразрывного единения с землей отцов и дедов, которым проникнуто все ее творчество.

В последние десятилетия сборники стихотворений Ольги Фокиной выходят не часто, но каждый из них становится событием в литературной жизни. В предисловии к изданному в Архангельске сборнику "Разнобережье" (1998) Инэль Яшина подчеркивает: "Высокая гражданственность и глубокая, жгучая до боли любовь к родному краю, к России, звучат набатом, тревожат души и заставляют задуматься о том, как мы живем, что творим, что увидим, если оглянемся в прошлое. Нельзя без душевного волнения читать стихи, полные мудрости и любви, тревоги и веры, где вечна власть материнской земли".

Действительно, сегодня голос Фокиной звучит иначе, чем в юности. В нем ощутимы боль и горечь, призыв к противостоянию злу и надежда на здоровые силы русского народа. Ее стихи последних лет часто окрашены почти нестерпимым страданием, как, например, стихотворение, эпиграфом к которому стала знаменитая рубцовская строка "Россия, Русь! Храни себя, храни!":

Россия, Русь, храни себя, храни:

Твои сыны хранить тебя не могут!

У них свои дела не слава Богу,

Свои заботы… так что - извини.

Россия, Русь! Храни себя сама,

И если впрямь - безвыходно и туго,

Назло врагам, сплети себе кольчугу

И бейся за хоромы-терема.

Храни себя, храни, Россия, Русь!

Распахивая поле, веруй свято:

Твои подзагулявшие ребята

Авось, ещё опомнятся… Не трусь!

Авось, ещё с повинною придут

За все перед тобою прегрешенья

И - жизнь не в жизнь без твоего прощенья! -

Стыдясь и каясь, в ноги упадут.

Тебе в привычку - верить, ждать, любить,

Не помнить зла, прощать обиды близким,

Тебе не оскорбительно, не низко

Блаженной ли, святой ли - быть ли, слыть…

А если, мать, ты сделалась больна?

А если конь-надёжа обезножел?

Ну что за блажь! Такого быть не может.

Ты не имеешь права. Не должна!

…Тебя разбудят, кнут употребя…

Но дело ли - сердиться на сыночка?!

При плуге, при кольчуге, в лапоточках,

Стой, как стояла! И храни себя.

Еще в 1975 году Александр Михайлов подчеркивал, что в основе дарования Ольги Фокиной "лежит высокий нравственный и общественный идеал, который найдет отклик в сердцах современника". И полувековой творческий путь выдающейся русской поэтессы подтверждает верность этой оценки.

Л.С. Скепнер,
Е.Ш. Галимова