В а караковский биография. Воспитательная система В.А

Краткая биография
Караковский Владимир Абрамович – 14. 02. 1932 - 3. 03. 2015.
Караковский Владимир Абрамович – Народный учитель СССР, лауреат премии Президента Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Член – корреспондент РАО, директор Центра Образования № 825 г. Москвы.
Владимир Абрамович Караковский родился 14 февраля 1932 года в Екатеринбурге. Свою родную маму он никогда не видел, так как она умерла при родах. Мальчика растила и воспитывала лучшая подруга мамы Роза Петровна Караковская. Ее муж Абрам Залманович Караковский работал директором школы №37 в городе Челябинске. То, что мальчик воспитывался в семье учителей предопределило его будущее. Когда Володе исполнилось 5 лет, он потерял отца, расстреляли его по делу о «правовом заговоре».
Как сына «врага народа» его не приняли в Уральский государственный университет. Он поступил в Челябинский педагогический институт на филологический факультет. После его окончания, в 1953 году, он работал учителем литературы и русского языка в школах №48 и №109 города Челябинска.
Владимира Абрамовича в 1963 году назначили на должность директора школы №1 им. Ф. Энгельса в Челябинске.
Директором московской школы №825 он стал с 1977 года.
С 1988 по 1991 годы был председателем всероссийского совета по народному образованию.
На Всесоюзном съезде учителей в 1988 году он был избран во Всесоюзный совет по народному образованию при Госкомитете СССР по народному образованию, позже стал его председателем.
В 1989 году защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук по теме: « Воспитательная система школы как объект педагогического управления».
С 1990 года являлся Член - корреспондентом РАО, состоял в Отделении общего среднего образования.
В. А. Караковский стал почетным доктором Челябинского педагогического института в 2006 году.
С должности директора 825 школы В. А. Караковский ушел в 2011 году, но продолжал работать в школе на должности заместителя директора по науке.
3 марта 2015 года В. А. Караковский скончался в результате болезни.
Премии и Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 июня 2003 года) - за большой личный вклад в развитие образования и многолетнюю добросовестную работу
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 год)
Народный учитель СССР (25 февраля 1991 года) - за особые заслуги в обучении и воспитании учащихся, плодотворную педагогическую деятельность.
Заслуженный учитель школы РСФСР (1971 год)
Премия Президента Российской Федерации в области образования за 1996 год (4 сентября 1997 года) - за разработку учебно-методического пособия "Воспитание? Воспитание... Воспитание!" для общеобразовательных учреждений
Знак отличия «За безупречную службу городу Москве» XXX лет (30 декабря 2011 года) - за многолетнюю плодотворную деятельность на благо города Москвы и его жителей
Премия Ленинского комсомола (1986 год) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев.
Труды
Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи // Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания // Школа: день за днём. Педагогический альманах.
Караковский В. А. Тревоги российского образования // Скепсис.-2005.-№ 3/4.
Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно // Воспитательная система.-2005.
Караковский В. А., Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения. - 2005.
Караковский В. А. Трудные задачи средней школы // Наука и жизнь.-1998.- № 7.
Караковский В. А. Классным руководителям посвящается // Воспитательная работа в школе.-2006.- № 1.
В. А. Краковский, Д. В. Григорьев. Школа воспитания: 825-ый маршрут. М., 2004.
В. А. Караковский. Воспитание для всех. М., 2008.
Воспитательная система В. А. Караковского
В 1963 году в челябинской школе №1 Владимир Абрамович начал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую), продолжил ее разработку в Москве. Основной ценностью 825 московской школы является воспитательная система, которая базируется на принципах гуманистической педагогики, демократичности и идеях личностно-ориентированного подхода. Обучение и воспитание, в рамках данной системы, взаимосвязаны. Владимир Абрамович создал свою, авторскую школу – Школу Воспитания. Это школа – коммуна, в которой ученик раскрывает свои способности в активном сотворчестве, сотрудничестве с учителями.
Главной движущей силой воспитания является школьный коллектив, в котором взаимодействуют ученики, учителя и родители, объединённые общей деятельностью.
«Создание и развитие системы, и сплочение коллектива – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Школьный коллектив при этом следует рассматривать как дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей и взрослых (педагогов, родителей). Достижение такого единства – условие и результат развития воспитательной системы школы». В. А. Караковский.
Главной ценностью коллектива является личность ребёнка. « Высокая требовательность к ученику должна органично включать в себя уважение к его человеческому достоинству».
Особенность воспитательной системы школы № 825 – это Ключевые Школьные Дела. В учебном году их 9:
Сентябрь – Туристско-краеведческий месяц,
Октябрь – Пушкинский месяц,
Ноябрь – Праздник Песни,
Декабрь – Семейный праздник Новый год. КВН,
Январь – Предметная неделя. Подростковый сбор.
Февраль – Праздник Знаний,
Март – Традиционный лагерный сбор старшеклассников,
Апрель – Праздник Чести Школы,
Май – Утро Победы. День Памяти. Последний звонок. Прощание с начальной школой.
Все коллективно-творческие дела проводятся поэтапно: коллективная разработка дела, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этапах дети и взрослые выступают как равноправные партнёры. Это создаёт атмосферу общей увлечённости и ответственности, способствует организации яркой, насыщенной, интересной жизни.
Отдельно хочется сказать о Большом СБОРе старшеклассников. Сбор – Самая большая общая радость. Его ждут целый год, это светлая, позитивная перспектива. В разновозрастных отрядах, под руководством комиссаров, дети готовят разные творческие дела, проявляют свои способности, учатся сопереживать и помогать друг другу. У сбора есть обычаи и законы. Это закон поднятой руки, закон песни, круг песни и другие. Кто пережил сбор хоть раз, изменился и сам к лучшему и свою жизнь тоже.
Источники

1.1. Системное построение процесса воспитания (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 5 – 18).

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Он был воплощен в документе: «Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе» (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, З.А. Малькова, Т.Н. Мальковская, Л.И. Новикова и др.)

Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены в книге «Воспитание? Воспитание... Воспитание!» (Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова).

Понятие «воспитание» . В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности .

Воспитание - часть процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем.

Главное в нем - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова подчеркивают, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Основные понятия :

В совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

Развитие личности не загнано в «ложе социального заказа», а предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

Самого индивида мыслят не ведомым, управляемым, а творцом самого себя, своих обстоятельств.

Цель и принципы воспитания .

Цель – идеал (сверхцель, цель – мечта) - всестороннее гармоничное развитие личности.

Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям .

Во-первых , это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира .

Дети многое узнают об окружающем их мире в семье, детском саду, в школе, на улице, из теле- и радиопередач, кинофильмов. В итоге у них формируется картина окружающего мира, но картина эта, как правило, мозаичная. Задача школы и ее педагогов - дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа.

Вторая задача - формирование гражданского самосознания , самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

Третья задача - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения .

Четвертая - развитие у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

И пятая - формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации .

Эффективное решение совокупности перечисленных задач возможно лишь при построении в учебном заведении целостной воспитательной системы гуманистического типа.

Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:

а) личностный подход в воспитании :

    признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

    уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

    признание их социальных прав и свобод;

    ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;

    отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

    опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе ,

    ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

в) средовой подход в воспитательной деятельности ,

    использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

г) дифференцированный подход к воспитанию детей , т.е. отбор содержания, форм и методов воспитательной работы,

    в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями,

    в связи с особенностями номинальных и реальных групп,

    согласно ведущим функциям институтов воспитания,

    с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;

д) природосообразность воспитания , которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:

    определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

    опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;

    преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

    изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;

    построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

    обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;

е) культуросообразность воспитания , т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки ;

ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка .

Содержание воспитательного процесса . Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Один из авторов концепции В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:

«Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, "мера всех вещей"». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Личность ребенка из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью.

Справедливости ради надо сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, ученика еще только начинается, так что не следует предаваться преждевременной эйфории. Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя.

Важно, чтобы эти задачи осуществлялись по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. Мир человека - это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.

Семья - начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Для педагога аксиоматично утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит, дети - главный признак семьи. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию. Дети и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, изучать образы и деяния своих предков, заботиться о продолжении рода, сохранении и умножении его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.

Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни". Человек трудится не только для того, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного, наиболее естественно выражает его человеческую сущность . Тот, кто не понимает этого, разрушает в себе человека. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Однако в этом деле медленно преодолеваются формализм и примитивизм, отрыв от природы ребенка. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство, при этом во внимание принимается только физический труд. Сегодня доказано, что труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Задача педагога - одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитывать у детей уважение к людям, достигшим успеха в жизни честным трудом, учить благотворительности, бескорыстию, добротворчеству. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира. Вместе с тем сегодня актуальным является воспитание в детях деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства, овладение основами экономических знаний, современного менеджмента.

Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика . В широком смысле знания - это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. В этом смысле учение происходит не только в школе. Учебный же процесс, происходящий в ней, не всегда способствует развитию человека. Воспитывают лишь те знания, которые являются для ученика субъективной ценностью, обладают нравственной направленностью. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака. Это глубина, прочность, разнообразие знаний. В младшем возрасте знания служат познанию внешнего мира, они еще не сливаются с личностью ученика. В старших классах школьник, открывая свой внутренний мир, использует их для самопознания. Он как бы примеряет их на себя. Здесь-то и возникает субъективная позиция ярко воспитательного характера.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека . Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами. При этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера - высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Если школа приобщает детей к миру прекрасного, способствует культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, культуры поведения и эстетизации среды, потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии, - она является главным гарантом духовного бытия общества.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков . Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отечество. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Сегодня, когда во взгляде на прошлое срабатывает "эффект маятника", школа не должна поддаваться прокурорскому тону в оценках; надо отказаться от приговора предкам, от разрушения истории. Это приводит лишь к комплексу исторической неполноценности, порождает психологию несчастного народа и человека - жертвы истории. Отсюда недалеко и до настроений реваншизма, возмездия за «проклятое прошлое». Боль за ошибки и трагедии прошлых поколений должна вызывать активную, созидательную позицию. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников-соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.

Земля - общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Каждый ребенок - естественный философ, которого волнуют мировые проблемы . Уже в детстве у него возникает образ мира, который носит ярко выраженный эмоциональный характер. Надо понять, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке. А пока сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостный образ мира; неоценимо также экологическое воспитание, формирование устойчивого интереса к общечеловеческим проблемам.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания - преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное - создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Иногда решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. В определенном смысле можно сказать, что планету от гибели может спасти единство действий педагогов. Многие проблемы современности решаются сегодня через школу и при ее участии».

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам и руководителям образовательных учреждений предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям :

    создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях;

    формирование отдельных целевых программ , например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.;

    разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых являются общечеловеческие ценности.

    четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:

Общечеловеческие ценности

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Культура

Отечество

Механизм воспитания . Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения , в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

Воспитательная система - «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».

Разумеется, что система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками:

    наличие разделяемого и принимаемого как взрослыми, так и детьми целостного образа собственной школ ы представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

    событийный характер в организации жизнедеятельности людей , интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела;

    формирование здорового образа жизни учебного заведения , в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных (С. 14)/ жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни);

    педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения - предметно-эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней (природной, социальной, архитектурной) среды и участие в ее педагогизации;

    реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.

Для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо, с одной стороны, использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности , а с другой - выделить в широком спектре деятельности какой-то один вид в качестве системообразующего , играющего первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива. Тот или иной вид деятельности становится системообразующим фактором тогда, когда он соответствует следующим требованиям:

а) этот вид деятельности не формально, а реально соответствует целям воспитательной системы;

б) он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным и значимым для большинства учащихся;

в) педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой его использования в воспитательном процессе;

г) формируются системообразующие связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых;

д) существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

Для интеграции воспитательных воздействий на личность ребенка и повышения эффективности их развивающего влияния в практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело . Нередко ключевое дело называют «крупной дозой воспитания» , так как оно включает в себя основные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка

В его подготовке и проведении чаще всего принимают участие все школьники с 1 по 11-й класс, все педагоги, независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, друзья школьного коллектива. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности членов школьного сообщества в общении, творческом самовыражении, признании, коллективе.

Руководители и педагоги учебного заведения стремятся к тому, чтобы функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система выполняла следующие функции:

1) развивающую , направленную на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;

2) интегрирующую , содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

3) регулирующую , связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

4) защитную , направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

5) компенсирующую , предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

6) корректирующую , заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.

Однако процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления:

    моделирование строящейся воспитательной системы,

    организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности,

    корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса . Так как ключевым понятием концепции является воспитательная система, то и критериально-диагностический аппарат разрабатывался для оценки состояния и результативности функционирования этого педагогического феномена. Разработчики разделили критерии на две группы с условными названиями: «критерии факта» и «критерии качества». Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система или ее нет; а вторая помогает сформировать представления на уровне развития воспитательной системы и ее эффективности.

I группа - критерии факта

1. Упорядоченность жизнедеятельности школы :

    соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы возможностям и условиям данной школы;

    разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий;

    скоординированность всех школьных воспитательных мероприятий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность;

    согласованность планов и действий всех коллективов, организаций и объединений, работающих в школе;

    связь учебной и вне-учебной деятельности школьников и учителей; четкий ритм и разумная организация школьной жизни.

2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива, сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи и общение.

Страна:

СССР →
Россия

Научная сфера: Место работы:

Центр образования № 825

Учёная степень: Учёное звание:

Член-корреспондент РАО

Альма-матер : Награды и премии


Владимир Абрамович Карако́вский (р. ) - советский и российский педагог. .

Биография

Награды и премии

  • премия Ленинского комсомола (1986) - за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные дочтижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и комсомольцев
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Воспитательная система В. А. Караковского

В 1963 в челябинской школе № 1 стал применять методику коллективного творческого воспитания (коммунарскую методику). Продолжил её разработку в Москве.

Этапы становления системы

Ведущей идеей системы является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчётливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует ещё и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, два-четыре раза в год. Большинство в нём составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов. Однако реальный механизм принятия решений существует далеко не только в рамках официальных структур власти. Чаще всего бывает так, что официальные решения лишь фиксируют ранее сложившееся общественное мнение.

Неофициальная сторона отношений в школе очень сложна. Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий. Однако существуют ещё, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших её единомышленников, разделяющих с В. А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Однако наличие этих четырёх сил, несмотря на их объективные различия, не означает, что в школе происходит какая-либо открытая борьба между ними. Хотя процесс принятия решений часто не оформляется демократическими процедурами, на самом деле он глубоко демократичен. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Дети и многие классные руководители отмечают, что для них наиболее важным является свободное общение друг с другом вне урока и даже вне подготовки какого-нибудь внеурочного дела. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьёзных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В. А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Коммунарский сбор довольно трудно отнести к какому-то одному виду деятельности, хотя в его состав в разнообразном виде входят и искусство, и труд, и общение, и различные формы досуговой деятельности. Сбор не имеет какой-либо практической, утилитарной цели.

Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

Сбор, занимая по времени меньше одного процента продолжительности учебного года, является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства «мы». Сбор служит функциональной основой, которая в значительной степени формирует структуру системы. Кроме того, сбор - это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник-комиссар берет на себя функции организатора, педагога, да и психолога. Сбор для его участников имеет и развивающее, и образовательное, и психокоррекционное значение. Показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, сбор и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В. А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Общешкольные ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, они вносят в жизнь школы определенный ритм, организационную упорядоченность и тем самым создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает и свои специфические задачи. Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.

Обыденная, в том числе и рутинная, учебная и другая работа, которая требует напряжения и не всегда соответствует личным интересам школьника, стимулируется межличностными отношениями между педагогами и учащимися, складывающимися во внеурочной деятельности и свободном общении.

Итак, модель гуманистической воспитательной системы современной массовой школы, которую реализовал В. А. Караковский, основана на целостной педагогической концепции «Мы - школа»; интеграции педагогических взаимодействий; коммунарской методике; высоком уровне неформальных межличностных отношений; творчестве; взаимодействии с наукой .

Труды

  • Караковский В. А. Азбука нравственности. Методические рекомендации. 3 класс // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 58.
  • Караковский В. А. Без звонка на перемену.- Челябинск, 1977.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования.- М., 1991.
  • Караковский В. А. Воспитательная система обычной школы // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 77.
  • Караковский В. А. Воспитай гражданин.- М., 1987.
  • Караковский В. А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.
  • Караковский В. А. «Поурочное тематическое планирование курса „Обществознание“: » // Школьное планирование. - 2003. - № 1. - С. 81.
  • Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. - 1997. - № 1. - С. 79.
  • Караковский В. А. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 3. - С. 2.
  • Караковский В. А. Пути формирования школьного ученического коллектива.- М., 1978.
  • Караковский В. А. Стать человеком.- М., 1992.
  • Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным.- М., 1979.
  • Караковский В. А. Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодёжи//Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001.
  • Караковский В. А. Школа будущего - это школа воспитания//Школа: день за днём. Педагогический альманах.
  • Караковский В. А. Тревоги российского образования//Скепсис.-2005.-№ 3/4.
  • Караковский В. А. Воспитание эффективно, если оно системно//Воспитательная Система.-2005.
  • Караковский В. А. , Матусевич В. Л. Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения.- 2005.
  • Караковский В. А.

Директор московской школы № 825 В.А. Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Организационное строение школьного коллектива достаточно простое. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

Три силы, существенно влияющие на жизнь школы. Первая - это администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников, разделяющих с В.А. Караковским ответственность за судьбу воспитательной системы (авторская группа). Они в ряде случаев высказывают мнение, противоположное мнению директора. Вторая группа - остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе. И наконец, третья сила - лидирующая группировка старшеклассников, в той или иной мере отражающая интересы всего ученического коллектива. Всякое решение предварительно обговаривается, обсуждается с заинтересованными людьми, а при необходимости выносится на большой совет.

Общий стиль взаимоотношений регулируется разветвленной системой норм. Так, среди учителей считается нормой, хорошим тоном заинтересованное обсуждение детских проблем, доброжелательное отношение к каждому ребенку. Неприемлем грубый тон, окрик по отношению к ребенку, особенно в присутствии коллег. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьниками в воспитательной системе школы является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские связи. Совершенно естественна ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завучей вместе с хозяевами кабинета. Отсутствие серьезных конфликтов между педагогами и школьниками, тесное межличностное общение - характерная черта их взаимоотношений. Следует отметить, что ровный стиль отношений господствует и в ученической среде.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики , или методики коллективной творческой деятельности.


Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор , который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города. Главным на сборе выступает не творческая деятельность, не ее непосредственные продукты (микроспектакли, газеты, песни), а особая психологическая атмосфера, специфический способ общения. Условно можно сказать, что сбор - это действующая модель идеальных отношений между людьми. Сюда приезжают для того, чтобы на какое-то время окунуться в особый мир, созданный по законам, отличным от законов мира реального.

В воспитательной системе школы № 825 создан промежуточный тип деятельности, занимающий связующее положение между весенним сбором и будничной, рутинной жизнью школы. Это так называемые ключевые общешкольные дела (термин В.А. Караковского). Они ориентированы на те формы поведения, на те ценности, которые вырабатываются на сборах и тесно переплетаются с повседневными будничными ситуациями.

Например, творческая учеба (ТУ) удовлетворяет потребности ребят в новых впечатлениях, в свободном общении; дидактический театр как часть Праздника знаний активизирует познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам; Праздник песни удовлетворяет важную потребность в сценическом самовыражении.

Если на сборе деятельность подчинена главным образом отношениям, созданию определенного эмоционального настроя, то в ключевых делах гораздо большую роль играет собственно деятельность, ее продукты.

Сборы и ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. В повседневной жизни школы наиболее характерной чертой выступает интеграция учебной и внеурочной деятельности. В школе используются коллективные, групповые формы работы на уроке; появились новые формы урока: уроки творчества, межпредметные, интегративные и разновозрастные уроки.

Концепции, ориентированные на коллективное воспитание В.А. Караковского, основанные на общечеловеческих ценностях, идеях коллективного творческого воспитания, проектирования и укрепления воспитательных систем. Воспитание рассматривается как управление развитием личности в социуме, коллективе, смыслы изменений - в создании системы воспитания, обеспечивающей единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Любишь и уважаешь человека, очень трудно говорить ему: «Прощай!»

При директоре московской школы № 825 Владимире Караковском учебный день начинался с общего круга ипесен. Когда детии педагоги чувствуют плечо друг друга, когда их голоса сливаются воедино, тогда, как считал Владимир Абрамович, и начинается таинство процесса воспитания, которое потом продолжается на уроках и вообще в школьной жизни.

В последние годы жизни Владимир Абрамович любил приезжать в школу и сидеть в кресле недалеко от входа. Здоровье не позволяло уже быть директором - в 2011 году он передал свое детище в надежные руки своего ученика, ставшего доктором наук и специалистом в области воспитания, но сам не ушел из школы, был заместителем директора по науке, и время, когда он снова видел детские лица, видимо, было для него существенной подпиткой, дающей жизненные силы.

Владимир Караковский был первым и единственным председателем Всероссийского совета по народному образованию – это доверие ему, лауреату премии ВЛКСМ (данной за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и школьников), коллеги-педагоги оказали на Всесоюзном съезде работников образования, состоявшемся в 1988 году. В то время Владимир Абрамович уже был известен стране как педагог-новатор, один из авторов педагогики сотрудничества. В следующем году он защитит докторскую диссертацию на тему «Воспитательная система школы как объект педагогического управления», еще через год станет членом-корреспондентом Российской академии образования, затем народным учителем СССР, лауреатом Премии Президента РФ в области образования.

Он был велик не только своими многочисленными трудами, своей практической работой, которую начал еще давным-давно в родном Челябинске, но и воспитанием педагогов – выпускники школы, обучавшиеся в педагогических классах, поступали в Московский педагогическийгосударственный университет и возвращались на работу в родную школу. Владимир Караковский за многие годы стал основателем педагогической династии в 825-й школе. Его молодые учителя не были его сыновьями и внуками в буквальном смысле этого слова, но они были его идейными наследниками, соратниками, продолжателями великого дела даже тогда, когда в стране вдруг решили, что школа не должна заниматься воспитательной работой. В 825-й ею занимались и обучали не только детей, но и учителей из Москвы, регионов России и даже из-за рубежа. Эта школа завоевала право учить других потому, что ее директор Караковский был образцом честности, порядочности, смелости и самое главное - интеллигентности. Несколько лет назад : « Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо!» Как было бы хорошо, чтобы этот завет педагоги (и не только педагоги) помнили и сверяли свою жизнь с этими словами, оставленными нам в наследство Великим педагогом.

Максимы Владимира Караковского
Ц итаты из опубликованных в разные годы в "Учительской газете" материалов