Указание цб. Основные нормативные акты по банковскому делу

Сведения, включаемые в заявление индивидуального предпринимателя или физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, и прилагаемые к нему документы


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 30.03.18 N 4760-У

О ТРЕБОВАНИЯХ
К ЗАЯВЛЕНИЮ, СОСТАВЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ, ПОРЯДКЕ
КОМИССИЕЙ ЗАЯВЛЕНИЯ
И ДОКУМЕНТОВ И (ИЛИ) СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЗАЯВИТЕЛЕМ,
ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКОГО РАССМОТРЕНИЯ
КОМИССИЕЙ О ПРИНЯТОМ
РЕШЕНИИ ЗАЯВИТЕЛЮ И ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


На основании пунктов 13.5 и 13.6 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; N 29, ст. 3600; 2010, N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873; N 46, ст. 6406; 2012, N 30, ст. 4172; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 44, ст. 5641; N 52, ст. 6968; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2315, ст. 2335; N 23, ст. 2934; N 30, ст. 4214, ст. 4219; 2015, N 1, ст. 14, ст. 37, ст. 58; N 18, ст. 2614; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3945, ст. 3950, ст. 4001; 2016, N 1, ст. 11, ст. 23, ст. 27, ст. 43, ст. 44; N 26, ст. 3860, ст. 3884; N 27, ст. 4196, ст. 4221; N 28, ст. 4558; 2017, N 1, ст. 12, ст. 46; N 31, ст. 4816, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 54) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) и части первой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 27, ст. 3950; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4830; N 50, ст. 7562; 2018, N 1, ст. 66; N 9, ст. 1286; N 11, ст. 1584, ст. 1588) Банк России устанавливает:

требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (далее - межведомственная комиссия);

состав межведомственной комиссии;

порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом финансовой организации (далее - заявитель) в порядке, предусмотренном пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;

порядок принятия межведомственной комиссией решения по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем;

порядок сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации.


Глава 1. Требования к заявлению, направляемому в межведомственную комиссию

1.1. Заявитель после получения от кредитной организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, страховой организации (за исключением страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страхового брокера, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитного потребительского кооператива, в том числе сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, ломбарда (далее - финансовая организация) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее - решение об отказе), вправе направить в межведомственную комиссию заявление об обжаловании данного решения финансовой организации (далее - заявление).

Заявление должно быть адресовано межведомственной комиссии и содержать сведения согласно приложению 1 или приложению 2 к настоящему Указанию. Заявление также может содержать иные сведения, имеющие значение для заявителя при рассмотрении межведомственной комиссией заявления.

К заявлению должны быть приложены документы, указанные в приложении 1 или приложении 2 к настоящему Указанию. К заявлению также могут быть приложены иные документы, имеющие значение для заявителя при рассмотрении межведомственной комиссией заявления.

1.2. Заявление должно быть направлено заявителем либо его представителем (с приложением документов, подтверждающих полномочия представителя) для рассмотрения межведомственной комиссией в Банк России на бумажном носителе посредством почтовой связи либо в электронном виде посредством использования раздела "Интернет-приемная Банка России" на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").


Глава 2. Состав межведомственной комиссии

2.1. В состав межведомственной комиссии входят председатель межведомственной комиссии и члены межведомственной комиссии.

2.2. Председателем межведомственной комиссии является заместитель Председателя Банка России, курирующий вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2.3. В состав межведомственной комиссии в качестве ее членов входят два представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - представители уполномоченного органа), четыре представителя Банка России (два представителя из числа работников подразделения Банка России, к компетенции которого относятся вопросы надзора и контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и два представителя из числа работников подразделения Банка России, осуществляющего организацию защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и инвесторов на финансовых рынках) (далее - представители Банка России).

2.4. Состав межведомственной комиссии утверждается Банком России по согласованию с уполномоченным органом.


Глава 3. Порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем

3.1. При поступлении заявления на рассмотрение оно должно быть предварительно проверено Банком России на соответствие требованиям, установленным настоящим Указанием.

Банк России оставляет заявление без рассмотрения по существу при выявлении следующих обстоятельств:

в случае несоответствия заявления требованиям, установленным настоящим Указанием;

в случае выявления недостоверных сведений о заявителе;

в случае наличия в заявлении нецензурных и (или) оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью, имуществу членов межведомственной комиссии либо иных лиц;

в случае если текст заявления не поддается прочтению либо не позволяет определить суть заявления;

в случае наличия на дату подачи заявления решения межведомственной комиссии, принятого ранее в отношении того же заявителя и с тем же предметом заявления.

При выявлении обстоятельств, предусмотренных в абзацах третьем - седьмом настоящего пункта, в случае если представленные заявителем документы позволяют его идентифицировать, а заявление - определить почтовый адрес для направления ему корреспонденции, заявителю должен быть направлен ответ об оставлении заявления без рассмотрения по существу с указанием причины (причин) (далее - ответ об оставлении заявления без рассмотрения по существу).

Ответ об оставлении заявления без рассмотрения по существу должен быть подписан лицом, уполномоченным представителем Банка России.

3.2. В случае получения заявителем ответа об оставлении заявления без рассмотрения по существу он имеет право, устранив причину (причины) оставления заявления без рассмотрения по существу, подать новое заявление, соответствующее требованиям настоящего Указания, при этом новое заявление в случае принятия его межведомственной комиссией к рассмотрению должно быть рассмотрено в срок, установленный абзацем вторым пункта 13.5 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - общий срок рассмотрения заявления).

В случае поступления от заявителя двух и более заявлений по одному факту отказа в проведении операции или отказа в заключении договора банковского счета (вклада) межведомственная комиссия рассматривает заявление, поступившее первым. Другие заявления и приложенные к ним документы должны быть приобщены к заявлению, поступившему первым.

3.3. В случае отсутствия оснований для оставления заявления без рассмотрения по существу, указанных в пункте 3.1 настоящего Указания, копия заявления должна быть направлена в уполномоченный орган в срок не позднее четырех рабочих дней со дня поступления заявления в Банк России для рассмотрения межведомственной комиссией.

3.4. В случае приема заявления к рассмотрению межведомственная комиссия должна запросить у финансовой организации, в отношении которой поступило заявление, мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем, с указанием в запросе срока для направления такой информации (далее - запрос).

Запрос должен быть размещен Банком России в личном кабинете финансовой организации на официальном сайте Банка России в сети "Интернет". В случае невозможности использования личного кабинета по причине технического сбоя взаимодействие должно осуществляться посредством направления запроса на бумажном носителе в течение рабочего дня, в который Банк России направил запрос через личный кабинет.

3.5. Ответ финансовой организации на запрос должен содержать:

мотивированное обоснование принятого решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято данное решение об отказе, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем;

дату принятия решения об отказе от проведения операции или дату принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

уникальный идентификатор записи (номер записи) в электронном сообщении о соответствующем отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), сформированном и направленном в уполномоченный орган в соответствии с Указанием Банка России от 20 июля 2016 года N 4077-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 15 августа 2016 года N 43228, либо в соответствии с Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2015 года N 35833, 17 августа 2016 года N 43288;

дату представления заявителем в финансовую организацию документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

причины и основания для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

дату уведомления заявителя о принятом решении и сведения о подтверждении получения заявителем уведомления (при наличии).

Финансовая организация в установленный в запросе срок должна представить межведомственной комиссии ответ на запрос путем его размещения в своем личном кабинете на официальном сайте Банка России и в своем личном кабинете на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".

В случае невозможности использования личного кабинета по причине технического сбоя в течение рабочего дня, в который финансовая организация должна разместить ответ на запрос, ответ финансовой организации должен быть направлен на бумажном носителе. В этом случае финансовая организация должна разместить в своем личном кабинете, работа которого была восстановлена, ответ на запрос в день восстановления работы личного кабинета.

3.6. Полученные от заявителя и финансовой организации документы, сведения и пояснения должны быть изучены межведомственной комиссией.

Представители Банка России имеют право привлекать работников Банка России для выполнения действий, предусмотренных настоящим Указанием.

Представители уполномоченного органа имеют право привлекать работников уполномоченного органа для выполнения действий, предусмотренных настоящим Указанием.

3.7. По решению председателя межведомственной комиссии либо лица, председательствующего на заседании межведомственной комиссии, при рассмотрении заявления на заседании межведомственной комиссии может присутствовать заявитель и (или) его представитель.


Глава 4. Порядок принятия межведомственной комиссией решения по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем

4.1. Межведомственная комиссия имеет право принимать решение по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, в заочной и в очной формах.

Заседание межведомственной комиссии должно проводиться в очной форме в следующих случаях:

при наличии разногласий между представителями Банка России и представителями уполномоченного органа по существу решения межведомственной комиссии, которое должно быть принято;

по решению председателя межведомственной комиссии либо лица, председательствующего на заседании межведомственной комиссии.

4.2. После изучения полученных от заявителя документов и (или) сведений и ответа финансовой организации межведомственная комиссия должна подготовить проект мотивированного решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе, либо проект мотивированного решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем (далее - проект решения межведомственной комиссии).

Проект решения межведомственной комиссии должен быть подготовлен Банком России и направлен в уполномоченный орган.

При отсутствии в установленный межведомственной комиссией срок ответа финансовой организации на запрос подготовка проекта решения межведомственной комиссии должна осуществляться исходя из представленных заявителем документов и сведений с учетом имеющейся в межведомственной комиссии информации.

В случае, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, Банк России должен при направлении проекта решения межведомственной комиссии сообщить уполномоченному органу об отсутствии ответа финансовой организации на запрос.

4.3. Представители уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня получения проекта решения межведомственной комиссии должны рассмотреть проект решения межведомственной комиссии и направить представителям Банка России мотивированное заключение о согласовании либо несогласовании данного проекта.

4.4. В случае согласования представителями уполномоченного органа проекта решения межведомственной комиссии решение считается принятым и должно быть подписано председателем межведомственной комиссии либо лицом, председательствующим на заседании межведомственной комиссии. Межведомственная комиссия должна направить сообщения о принятом решении заявителю и финансовой организации.

4.5. В случае несогласования представителями уполномоченного органа проекта решения межведомственной комиссии межведомственная комиссия должна провести очное заседание в срок не позднее одного рабочего дня до дня истечения общего срока рассмотрения заявления.

4.6. Решения межведомственной комиссии на очном заседании принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов межведомственной комиссии.

Заседание межведомственной комиссии в очной форме считается правомочным, если в нем принимают участие, помимо председателя межведомственной комиссии либо лица, председательствующего на заседании межведомственной комиссии, не менее 50% членов межведомственной комиссии. При этом в заседании межведомственной комиссии от Банка России и от уполномоченного органа должно быть обеспечено участие не менее чем одного представителя.

4.7. После принятия межведомственной комиссией на очном заседании решения об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе, либо решения об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем, межведомственная комиссия должна направить сообщения о принятом решении заявителю и финансовой организации.

4.8. Решения, принимаемые на очном заседании межведомственной комиссии, должны быть оформлены протоколом. Протокол подготавливается Банком России и подписывается председателем межведомственной комиссии либо лицом, председательствующим на заседании межведомственной комиссии.

Копия протокола должна быть направлена в уполномоченный орган.

4.9. Принятое межведомственной комиссией решение не подлежит пересмотру.


Глава 5. Порядок сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации

5.1. Сообщение о решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе в проведении операции, заключении договора банковского счета (вклада), либо сообщение о решении межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем (далее - сообщение о решении), должно быть направлено заявителю и финансовой организации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. При этом каждое сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть направлено отдельным письмом. Сообщение о решении должно быть направлено Банком России.

Сообщение о решении межведомственной комиссии заявителю должно быть направлено по электронной почте в случае поступления от него заявления посредством использования раздела "Интернет-приемная Банка России" на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" или по почтовому адресу заявителя в случае поступления от него заявления на бумажном носителе.

Сообщение о решении межведомственной комиссии финансовой организации должно быть направлено путем размещения в личном кабинете финансовой организации на официальном сайте Банка России в сети "Интернет". При этом в случае невозможности использования личного кабинета по причине технического сбоя взаимодействие должно осуществляться посредством направления сообщения на бумажном носителе в течение рабочего дня, в который Банк России направил сообщение через личный кабинет.

5.2. Сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть подписано председателем межведомственной комиссии либо лицом, председательствующим на заседании межведомственной комиссии, или по их поручению - представителем Банка России.

5.3. В сообщении о решении межведомственной комиссии должны быть указаны дата принятия решения, принятое решение.


Глава 6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

6.2. Межведомственная комиссия в порядке, установленном настоящим Указанием, в том числе должна осуществлять рассмотрение обращений заявителей, получивших от финансовой организации отказ от проведения операции или отказ от заключения договора банковского счета (вклада) до 30 марта 2018 года.


Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА

СОГЛАСОВАНО
Директор Федеральной службы
по финансовому мониторингу
Ю.А.ЧИХАНЧИН

Приложение 1
к Указанию Банка России



и сроках рассмотрения межведомственной




и порядке сообщения межведомственной
комиссией о принятом решении

СВЕДЕНИЯ,
ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ЗАЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, И ПРИЛАГАЕМЫЕ
К НЕМУ ДОКУМЕНТЫ

1. Сведения:

регистрационный номер кредитной организации или основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) некредитной финансовой организации;

1.3. О заявителе - физическом лице, в отношении которого финансовой организацией принято решение об отказе:

ИНН (при наличии);

дата рождения;

место рождения;

гражданство;

сведения о должности заявителя, являющегося иностранным публичным должностным лицом, должностным лицом публичных международных организаций, а также лицом, замещающим (занимающим) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона N 115-ФЗ (далее - публичное должностное лицо);

2. Иные сведения:

3. Документы:

документы, представляемые заявителем, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (представляются по усмотрению заявителя).


Приложение 2
к Указанию Банка России
от 30 марта 2018 года N 4760-У
"О требованиях к заявлению, составе
межведомственной комиссии, порядке
и сроках рассмотрения межведомственной
комиссией заявления и документов
и (или) сведений, представленных
заявителем, порядке принятия решения
по результатам такого рассмотрения
и порядке сообщения межведомственной
комиссией о принятом решении
заявителю и финансовой организации"

СВЕДЕНИЯ,
ВКЛЮЧАЕМЫЕ В ЗАЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ В УСТАНОВЛЕННОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДКЕ ЧАСТНОЙ
ПРАКТИКОЙ, ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ИНОСТРАННОЙ СТРУКТУРЫ
БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, И ПРИЛАГАЕМЫЕ
К НЕМУ ДОКУМЕНТЫ

1. Сведения:

1.1. О решениях, принятых финансовой организацией в отношении заявителя:

дата решения об отказе в заключении договора банковского счета (вклада);

дата решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции.

1.2. О финансовой организации, которой принято решение об отказе:

наименование (полное или сокращенное) финансовой организации;

регистрационный номер кредитной организации или ОГРН некредитной финансовой организации;

БИК кредитной организации (указывается по усмотрению заявителя);

ИНН налогоплательщика (указывается по усмотрению заявителя);

дата установления договорных отношений с заявителем (при наличии);

дата прекращения договорных отношений с заявителем (при наличии).

1.3. О заявителе - индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой:

фамилия, имя, отчество (последнее при наличии);

ИНН (при наличии);

дата рождения;

место рождения;

гражданство;

страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (указывается по усмотрению заявителя);

сведения о должности заявителя, являющегося публичным должностным лицом;

основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);

регистрационный номер физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;

место государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

сведения о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства;

сведения о документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

адрес регистрации (при наличии);

адрес места жительства (места пребывания).

1.4. О заявителе - юридическом лице:

наименование (полное или сокращенное);

дата государственной регистрации;

адрес государственной регистрации;

размер уставного капитала, тысяч рублей;

фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заявителя;

основной вид заявленной деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД);

фактически осуществляемые виды деятельности;

подтверждение заявителем своего статуса участника внешнеэкономической деятельности (при наличии);

сведения о вхождении в группу лиц, соответствующих признакам, установленным статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601, ст. 3610; N 52, ст. 6450, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6961, ст. 6988; 2014, N 23, ст. 2928; N 30, ст. 4266; 2015, N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4339, ст. 4342, ст. 4350, ст. 4376; N 41, ст. 5629; 2016, N 27, ст. 4197; 2017, N 31, ст. 4828) (при наличии);

штатная численность, количество единиц;

размер фонда оплаты труда за последние шесть месяцев, тысяч рублей;

адрес сайта заявителя в сети "Интернет" (при наличии);

информация о заявителе в открытых источниках информации в виде ссылок на них (указывается по усмотрению заявителя).

1.5. О заявителе - иностранной структуре без образования юридического лица:

наименование;

регистрационный номер (регистрационные номера) (при наличии);

код (коды) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги) (при наличии);

место ведения основной деятельности;

организационная форма;

сведения об учредителях и (или) доверительном собственнике (управляющем) в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией.

1.5.1. Информация о контактном лице юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица:

фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) (указывается по усмотрению заявителя);

телефон (указывается по усмотрению заявителя);

адрес электронной почты (указывается по усмотрению заявителя);

занимаемая должность, иные основания, подтверждающие полномочия (указывается по усмотрению заявителя).

1.5.2. Сведения о месте нахождения юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица:

правовые основания для нахождения по адресу (например, собственность/аренда с указанием реквизитов правоустанавливающего документа, номера записи в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (указывается по усмотрению заявителя);

сведения об арендодателе (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя) (при наличии);

сумма арендных платежей в месяц, тысяч рублей (при наличии).

1.5.3. Сведения о производственных, складских и иных помещениях заявителя (в том числе состав информации, предусмотренной подпунктом 1.5.2 настоящего пункта).

1.5.4. Показатели финансовой отчетности заявителя (сведения из форм финансовой отчетности, в том числе из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним).

1.5.5. Сведения о заявителе в качестве налогоплательщика:

применяемая заявителем система налогообложения;

сведения об использовании налоговых льгот (при наличии);

налоговые платежи за период с 1 января года, предшествующего году подачи заявления, по первое число месяца подачи заявления (при наличии).

1.5.6. Сведения об операциях за период с 1 января года, предшествующего году подачи заявления, по первое число месяца подачи заявления, в том числе:

планируемые ежемесячные обороты при установлении договорных отношений, тысяч рублей (при наличии);

кредитовый оборот, тысяч рублей, с указанием количества контрагентов (при наличии);

дебетовый оборот, тысяч рублей, с указанием количества контрагентов (при наличии).

1.5.7. Информация о трех крупнейших контрагентах по зачислению денежных средств и списанию денежных средств с банковского счета заявителя (крупнейшие контрагенты определяются исходя из доли операций по зачислению на банковский счет заявителя денежных средств, поступивших от контрагентов, или по списанию денежных средств с банковского счета заявителя на банковские счета контрагентов) (при наличии).

2. Иные сведения:

наименование операции, в проведении которой было отказано, и (или) ее описание;

информация о причинах отказа от заключения договора банковского счета (вклада), полученная заявителем от финансовой организации;

изложение обстоятельств отказа в проведении операции или отказа в заключении договора банковского счета (вклада) в свободной форме (представляется по усмотрению заявителя).

3. Документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства;

копия документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (для граждан Российской Федерации не представляется);

копии документов, представленных в финансовую организацию для проведения операции либо открытия банковского счета (вклада) (представляются по усмотрению заявителя);

копия сообщения (решения) финансовой организации об отказе (при наличии);

копии документов, представленных в финансовую организацию в целях устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;

копия сообщения финансовой организации о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе;

копия доверенности или иного документа, на основании которого физическое лицо выступает в качестве представителя заявителя (в случае наличия представителя);

документы, представляемые заявителем, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);

выписки по банковским счетам заявителя на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя);

бухгалтерский баланс за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя);

отчет о прибылях и убытках за последний истекший год (представляется по усмотрению заявителя);

оборотно-сальдовые ведомости по балансовым счетам (в том числе их расшифровки) на дату подачи заявления за предшествующий годовой период и годовой период, предшествующий отказу (представляются по усмотрению заявителя);

копии договоров с крупнейшими контрагентами (представляются по усмотрению заявителя);

налоговые декларации (представляются по усмотрению заявителя);

копии договоров аренды помещений для целей ведения заявителем своей хозяйственной деятельности (представляются по усмотрению заявителя).

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст.2790; 2003, № 2, ст.157; № 52, ст.5032; 2004, № 27, ст.2711; № 31, ст.3233; 2005, № 25, ст.2426; № 30, ст.3101; 2006, № 19, ст.2061; № 25, ст.2648; 2007, № 1, ст.9, ст.10; № 10, ст.1151; № 18, ст.2117; 2008, № 42, ст.4696, ст.4699; № 44, ст.4982; № 52, ст.6229, ст.6231; 2009, № 1, ст.25; № 29, ст.3629; № 48, ст.5731; 2010, № 45, ст.5756; 2011, № 7, ст.907; № 27, ст.3873; № 43, ст.5973; № 48, ст.6728; 2012, № 50, ст.6954; № 53, ст.7591, ст.7607; 2013, № 11, ст.1076; № 14, ст.1649; № 19, ст.2329; № 27, ст.3438, ст.3476, ст.3477; № 30, ст.4084; № 49, ст.6336; № 52, ст.6975) определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства. В целях настоящего Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст.4006; № 43, ст.5084; 2008, № 30, ст.3615, ст.3616; 2009, № 31, ст.3923; № 52, ст.6441; 2010, № 28, ст.3553; 2011, № 27, ст.3880; № 50, ст.7343; 2013, № 27, ст.3436, ст.3477; № 30, ст.4071; № 52, ст.6961), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций руководствуются настоящим Указанием, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

6.4. Выдача из кассы юридического лица обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, осуществляется в порядке, установленном юридическим лицом, по расходному кассовому ордеру 0310002.

6.5. Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

С 01.06.2014 начало действовать Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Порядок), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Рассмотрим основные нововведения.
Вначале отметим, что согласно п. 8.2 Порядка со дня вступления в силу данных Указаний признается утратившим силу Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".
Отметим, что согласно п. 1 Порядка получатели бюджетных средств при ведении кассовых операций должны руководствоваться этими Указаниями, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств.

Лимит остатка денежных средств

Как и раньше, юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег. Этот лимит устанавливается в соответствии с Приложением к этому Указанию исходя из характера деятельности учреждения с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег. Порядок расчета лимита остатка наличных денег остался прежним.
Что касается установления лимита остатка денежных средств для обособленных подразделений, то, если:
- обособленное подразделение имеет банковский счет, лимит остатка наличных денег определяется в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица;
- обособленное подразделение сдает наличные деньги в кассу юридического лица, лимит остатка наличных денег у юридического лица определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, предусмотренных этим обособленным подразделениям.
Отметим, что накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопления юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

К сведению. Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Кассовые операции

Согласно п. 4 Порядка кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица или иным уполномоченным лицом из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под расписку. При наличии у юридического лица нескольких кассиров один из них выполняет функции старшего кассира (далее - старший кассир). Кроме этого, кассовые операции могут проводиться руководителем.
Юридическое лицо может вести кассовые операции с применением программно-технических средств.

Обратите внимание! С 01.01.2015 вступит в силу абз. 5 п. 4 Порядка, который устанавливает требования к программно-техническим средствам. Эти требования заключаются в том, что конструкция программно-технических средств, которая предусматривает прием банкнот Банка России, должна иметь функцию распознавания не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот Банка России, перечень которых определен нормативным актом Банка России.

Кассовые операции оформляются приходными (ф. 03010001) и расходными (ф. 0310002) кассовыми ордерами, а также отражаются в кассовой книге (ф. 0301004).

К сведению. Формы указанных документов установлены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Кто должен оформлять кассовые документы? Согласно п. 4.2 Порядка кассовые документы оформляются:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром), определенным в распорядительном документе, или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета;
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Кто должен подписывать кассовые документы? Кассовые документы подписываются главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), а также кассиром. В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем (п. 4.3 Порядка).

Депонирование

Согласно п. 6.5 Порядка сумма наличных денег, предназначенная для выплаты заработной платы, стипендий и других выплат, устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
В последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат, кассир в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) проставляет оттиск печати (штампа) или делает запись "Депонировано" напротив фамилий и инициалов работников, которым не проведена выдача наличных денег, подсчитывает и записывает в итоговой строке сумму фактически выданных наличных денег и сумму, подлежащую депонированию, сверяет указанные суммы с итоговой суммой в расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)), ставит свою подпись на расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) и передает ее для подписания главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю).
На фактически выданные суммы наличных денег по расчетно-платежной ведомости (ф. 0301009) (платежной ведомости (ф. 0301011)) оформляется расходный кассовый ордер (ф. 0310002).

Обратите внимание! Из нового Порядка исключена обязанность оформления реестра депонированных сумм.

Нюансы, связанные с оформлением кассовых документов

В соответствии с п. 4.7 Порядка документы, предусмотренные этим Порядком, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде. Хранение документов, оформленных на бумажном носителе или в электронном виде, организуется руководителем.
Документы на бумажном носителе. Они могут быть оформлены от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение, и подписываются собственноручными подписями.

Обратите внимание! В документы, оформленные на бумажном носителе, за исключением кассовых документов, допускается внесение исправлений, содержащих дату исправления, фамилии и инициалы, а также подписи лиц, оформивших документы, в которые внесены исправления.

Документы в электронном виде. Они оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

Обратите внимание! В документы, оформленные в электронном виде, внесение исправлений после подписания указанных документов не допускается.

В заключение отметим, что мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом самостоятельно.

Все индивидуальные предприниматели и юридические лица в ходе ведения деятельности сталкиваются с потребностью проведения денежных расчетов с помощью наличных средств. Такие расчеты должны выполняться в определенном порядке, установленном Указанием Банка России №3210 от 11.03.2014.

Нарушение этого порядка может спровоцировать внеочередные проверки со стороны контролирующих структур и наложение штрафов.

Указание ЦБ РФ №3210 распространяет свое действие:

  • на индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства;
  • организации, не относящиеся к малым;
  • компании, имеющие обособленные подразделения;
  • лиц, использующих кассовые аппараты либо бланки строгой отчетности;
  • работодателей, выдающих денежные средства под отчет.

Все перечисленные лица и организации при ведении кассовых операций должны ориентироваться на рассматриваемый документ.

Согласно действующему законодательству, кассовые операции не входят в число операций хозяйственного типа, по которым организации могут самостоятельно утверждать формы первичных документов.

Единые формы, которые необходимо использовать всем ИП и юридическим лицам, утверждает Указание ЦБ РФ №3210. Некоторые формы разрешается использовать в электронном виде, при наличии подписи ЭЦП. Когда и в каких случаях это можно делать – рассмотрим далее.

Порядок расчета лимита наличности в кассе

В Указании Банка России №3210 говорится о том, что юридические лица должны устанавливать максимально допустимую сумму наличных средств, которая может оставаться в кассе в конце каждого рабочего дня. Наличность, которая превышает утвержденный лимит, должна сдаваться в банковскую организацию.

В нынешней редакции документа обязанность по установлению лимита касается только юридических лиц. Индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства от этого освобождены.

Расчет кассового лимита может выполняться:

  • исходя из суммы поступлений денежных средств за реализованные товары, оказанные услуги или работы (для новых организаций – исходя из ожидаемых сумм поступлений);
  • исходя из объема выдачи наличных денег (для новых организаций – исходя из их ожидаемого объема), исключая суммы, предназначенные для выплаты зарплат и стипендий.

До июня 2017 года, когда в Указание №3210 были внесены изменения, субъекты хозяйствования не могли выбирать предпочтительный способ расчета кассового лимита – они по умолчанию всегда использовали только первый вариант. Второй способ можно были применять только при отсутствии в кассе наличных поступлений.

Ведение кассовых документов ИП

Если ранее, до 2017 года, индивидуальные предприниматели наравне с юридическими лицами обязаны были обязаны оформлять приходные и расходные кассовые ордера и вести кассовые книги, то сегодня ситуация изменилась.

Индивидуальные предприниматели, работающие в соответствии с российским налоговым законодательством, согласно пунктам 4.1 и 4.6 рассматриваемого Указания ЦБ РФ, на сегодняшний день могут не оформлять: кассовую документацию и кассовую книгу. В частности, это касается предпринимателей, которые являются плательщиками ЕНВД, ЕСХЕ и бизнесменов, использующих патентную либо упрощенную систему налогообложения.

Предприниматели на общем режиме ведут учет поступлений и расходов в соответствующей книге, а значит, изменения 2017 года распространяются и на них.

Особенности ведения кассовой книги

Юридические лица, не освобожденные от ведения кассовой книги и кассовых документов, должны соблюдать при этом определенные правила.

Правила такие:

  • кассовая книга и другие документы могут оформляться в бумажной форме и заполняться от руки;
  • кассовая книга и документация могут заполняться на компьютере, после чего распечатываться в бумажном виде;
  • кассовая книга и документы могут заполняться и передаваться контролирующим структурам в электронном виде, при условии обеспечения защиты сведений от искажения и недопущения несанкционированного доступа.

Первые два способа ведения документации предполагают наличие подписи ответственного лица, третий способ допускает использование ЭЦП.

Ответственный специалист должен убедиться, что на всех документах присутствуют подписи руководителя (главного бухгалтера или директора). Отвечать за ведение кассовой книги и других кассовых документов может не только кассир, но и любое другое лицо, наделенное соответствующими полномочиями.

Некоторые вопросы обращения с наличностью

Пункт 6.3 Указания ЦБ РФ №3210 говорит о том, что для выдачи наличных денег, которые требуются для обеспечения нужд юридического лица, расходный кассовый ордер должен быть оформлен в соответствии с письменным заявлением подотчетного лица и в соответствии с распорядительным документом руководителя.

Заявление или документ должны содержать информацию о сумме наличных денег и о сроке, на который они выдаются.

Также в документе должна быть указана дата его составления и подпись ответственного лица.

Наличные деньги, превышающие установленный лимит, могут сдаваться:

  • непосредственно в банк;
  • в организацию, которая входит в систему ЦБ РФ и занимается перевозкой, инкассацией и приемом наличных денег от клиентов.

Ранее также существовала возможность зачисления денег на счет при помощи организации федеральной почтовой связи.

Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций

Обращение с наличными денежными средствами является достаточно серьезным вопросом. Нарушение порядка работы с наличными деньгами и правил ведения кассовых операций считается нарушением законодательства, за которое предусматривается административная ответственность.

Размер ответственности определен в статье 15.1 КоАП РФ:

  • размер штрафа для должностных лиц организаций может составлять от четырех до пяти тысяч рублей;
  • размер штрафа для юридических лиц может составлять от 40 до 50 тысяч рублей.

Существенными нарушениями, за которые полагаются штрафы, считаются:

  • проведение наличных расчетов с другими организациями сверх утвержденных лимитов;
  • неполная передача в кассу наличных денежных средств;
  • нарушение порядка хранения свободных финансовых ресурсов;
  • хранение в кассе наличных денег сверх утвержденных лимитов.

Таким образом, чтобы на оплачивать штрафы, предприниматели и юрлица должны следить за изменениями законодательства и строго соблюдать правила, утвержденные ЦБ РФ.