Советские асы. Очерки о советских летчиках

Лев Львович Шестаков родился 28 декабря 1915 года в Авдеевке, ныне город в Донецкой области, в семье рабочего. Русский.

Окончил 6 классов, фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал слесарем-инструментальщиком в железнодорожном депо станции Авдеевка. Учился в Днепропетровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Учась в институте, поступил в Днепропетровский аэроклуб. Член ВКП(б).

В Советской Армии с 1934 года. Окончил военно-авиационную школу пилотов в городе Луганск , это была 11-я Ворошиловградская школа пилотов. С 1935 служил во второй истребительной эскадрилье под Киевом .

Участник Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. В воздушных боях уничтожил 8 самолётов противника лично и более 30 в группе с товарищами, за что был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. По возвращении на родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове-на Дону .

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 69-го истребительного авиациационного полка (Отдельная Приморская армия) майор Шестаков, проявляя отвагу и мужество, умело руководил боевой деятельностью полка. При обороне Одессы к сентябрю 1941 лично сбил 3 вражеских самолета и 8 самолётов в групповом бою. Кроме того, на дооборудованных истребителях «И-16» проводил штурмовку войск противника, сбрасывая на него авиабомбы и обстреливая реактивными снарядами. 21 сентября 1941 года во время штурмовки вражеского аэродрома на земле был уничтожен 21 самолёт противника. За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле.

В июле 1942 был назначен командиром особого истребительного полка на Сталинградском направлении, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе (9-й ГИАП). В полк направлялись лётчики, одержавшие не менее 5 воздушных побед.

«Спец-полк» под командованием Шестакова сбил около сотни вражеских самолётов и стал одним из самых результативных полков Сталинградской битвы. Сам Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед.

10 января 1943 года Шестаков вступил в бой с тремя истребителями противника; один он сбил, но сам тоже был подбит, получив при этом ранения в голову и под лопатку.

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не прослужил, приняв командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС маршала авиации Новикова для ведения «свободной охоты».

В приказе ВВС Красной Армии указывалось, что к январю 1944 года Лев Шестаков совершил более 200 боевых вылетов (из них 65 на штурмовку войск противника), участвовал в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы, а с учётом боёв в Испании , совершил около 600 боевых вылетов и на своём счету имел 29 лично и 45 в группе с товарищами сбитых самолётов.

Последний бой

Полковник Шестаков погиб у села Давыдковцы (Хмельницкий район Хмельницкой области) 13 марта 1944 года. В этот день он сбил один Ju-87, а после атаковал второй. По советской версии, Шестаков расстрелял его с близкой дистанции, Юнкерс взорвался и самолёт Шестакова был разрушен воздушной волной. Шестаков покинул самолёт, но его парашют не успел раскрыться. Тело Шестакова было найдено только в мае, когда растаял снег.

Альтернативная версия гибели полковника Шестакова основана на мемуарах немецкого аса, пилота «Штуки» Ганса-Ульриха Руделя, согласно которым бой происходил в начале лета над излучиной Днестра между Кошнице и Григориополем . При преследовании Юнкерса самолет Шестакова разрушился от перегрузок на виражах (пикирующий бомбардировщик имеет более прочную конструкцию, чем истребитель). Рудель вспоминает о схватке с опытным советским истребителем:

Награды

  • Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года.
  • 2 ордена Ленина.
  • 2 ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 1 степени.

Память

  • Похоронен в братской могиле у Вечного огня в городе Хмельницкий .
  • Навечно зачислен в списки воинской части.
  • На месте гибели Героя установлен обелиск.
  • Его именем названы колхоз и школа в селе Давыдковцы, улица в городе Авдеевка.

Родился 28 декабря 1915 года в поселке Авдеевка, ныне город Ясиноватского горсовета Донецкой области (Украина), в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Окончил 6 классов, школу ФЗО. Работал слесарем-инструментальщиком в железнодорожном депо станции Авдеевка. Учился в Днепропетровском институте инженеров дорожного транспорта, но прервал учебу в нем ради желания стать летчиком.
Стал служить в Красной Армии с августа 1934 года.
Окончил 2-ю Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.
В звании лейтенанта служил в качестве младшего лётчика в 36-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 апреля 1938 года, был пилотом, а затем командиром звена истребителей И-16.
Всего в Испании произвел более 100 боевых вылетов, участвовал в 36 воздушных боях, лично сбил 2 истребителя (Ме-109 и Фиат-32) и в паре с другим летчиком 1 Ме-109.
По другим данным совершил 150 боевых вылетов, участвовал в 98 воздушных боях, сбил 39 самолетов (8 лично и 31 в группе), но это маловероятно.
После возвращения из Испании служил сначала помощником командира эскадрильи в Киевском военном округе, а затем командиром отдельной эскадрильей под Ростовом в составе Северо-Кавказского военного округа.
В 1941 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С 1941 года был заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка Одесского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. В июле был назначен командиром 69-го истребительного авиационного полка (в марте 1942 года был преобразован в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк). Защищая Одессу, лично сбил 2 самолета и ещё 8 самолетов сбил в составе группы.
Участвовал в Харьковской операции и Сталинградской битве.

«…Боевая характеристика на командира 9-го гвардейского Краснознаменного Одесского истребительного полка 268-й ИАД 8-й воздушной армии Сталинградского фронта подполковника Шестакова Льва Львовича.
В должности - с августа 1941 года.
Приказ о назначении - от 10.8.1941 г.
На Сталинградском фронте - с августа 1942 г.
Ранений и контузий не имеет.
Награжден орденами Ленина, двумя - Красного Знамени, Герой Советского Союза.
Летает на самолетах: УТИ-1, УТИ-4, И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.
Имеет 210 боевых вылетов, 183 часа налета.
С начала войны лично сбил 15 самолетов противника. Тов. Шестаков за время пребывания в дивизии проявил себя требовательным, грамотным командиром полка. Летать любит, систематически выполняет боевые задания, в результате чего приобрел большой авторитет и любовь у всего личного состава. В 1941 году возглавляемый им полк героически защищал Одессу, произвел 6608 боевых вылетов, сбив 94 вражеских самолета.
В полку награждено 181 человек, воспитано двенадцать Героев Советского Союза.
Сам Шестаков в воздушных боях старается навязать врагу свою инициативу, проявляя при этом мужество и храбрость, личным примером прививал эти качества своим подчиненным. На Сталинградском фронте умело организует боевую работу полка, что дает высокую эффективность борьбы с противником.
Каждый воздушный бой тов. Шестаков подвергает тщательному анализу, благодаря чему летчики постоянно совершенствуют свою выучку. В полку тщательно изучается накапливаемый боевой опыт, из которого извлекаются тактические выводы.
На Сталинградском фронте полком сбито 54 самолета. Произведено 738 боевых вылетов. Л. Л. Шестаков, совершив 31 боевой вылет, уничтожил 6 самолетов.
Тов. Шестаков - отличный, смелый и решительный летчик, умелый командир, беззаветно преданный своей Социалистической Родине.
Командир 268 ИАД
Полковник Сиднев.
31 декабря 1942 года…»
(Из боевой характеристики Л. Л. Шестакова)

В одном из боев 10 января 1943 года в районе Котельниково был сбит. Посадив горящий самолет на фюзеляж в поле, успел благополучно выбраться из него и не пострадал.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
В августе 1943 года он сначала был назначен заместителем командира 6-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, а затем командиром 19-го истребительного авиационного полка. Участвовал в освобождении Украины.
В 1944 году ему было присвоено воинское звание «полковник».
Всего во время Великой Отечественной войны произвел около 450 боевых вылетов, участвовал в 65 штурмовках, провел около 100 воздушных боях, сбил 19 самолетов (15 лично и 4 в составе группы). По другим данным, сбил 24 самолета (16 лично и 8 в группе).
Летал на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-7, Ла-5.
Погиб 13 марта 1944 года. В тот день он, в составе шестерки истребителей вёл воздушный бой с группой немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и истребителей Ме-109 в районе города Проскуров (ныне Хмельницкий). В бою сбил Ме-109 немецкого аса кавалера Рыцарского креста обер-фельдфебеля Ганса Даммерса, имевшего 113 воздушных побед. Немецкий самолет взорвался, но взрывной волной истребитель Шестакова был поврежден и упал в овраг у села Давыдковцы Хмельницкого района Хмельницкой области. Погибший летчик был найден только в мае, когда растаял снег в глубоком овраге, и был похоронен в братской могиле в городе Хмельницкий (Украина).
15 апреля 1966 года был зачислен навечно в списки воинской части.

Список известных воздушных побед Л. Л. Шестакова:
00.08.1937 1/2 Ме-109 Испания в паре
22.12.1937 1 Фиат-32 Теруэль лично
00.12.1937 1 Ме-109 Теруэль лично
24.06.1941 1/гр. Ю-88 Спартаковка в составе группы
09.08.1941 1 ПЗЛ-24 Одесса лично
14.08.1941 1 Ме-109 Аккерман лично
27.08.1941 1/гр. Ме-109 Фрейденталь в составе группы
02.09.1941 2/гр. Ме-109 Красный Переселенец в составе группы
02.09.1941 1/гр. ПЗЛ-24 Красный Переселенец в составе группы
22.06.1942 1 Хе-111 Верхний Бурлук лично
22.06.1942 1 Ме-110 Ново-Николаевка лично
12.07.1942 1 Ю-88 Медовая лично
30.07.1942 1 Ме-109 Остров лично
01.08.1942 1 Ме-109 зап. Бориславский лично
12.12.1942 1 Ю-86 Зеты лично
19.12.1942 1 Ю-52 юго-зап. Васильевка лично
19.12.1942 1 Ю-52 Верхне-Кумский лично
29.12.1942 1 Ю-52 Басаргино лично
12.05.1943 1 Ю-52 сев.-вост. Малый Янислав лично
21.07.1943 1 Хе-111 сев.-вост. Дмитриевка лично
11.02.1944 1 ФВ-190 Нападовка лично
13.03.1944 1 Ю-87* сев.-вост. Проскуров лично
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года, за мужество и отвагу, Льву Львовичу Шестакову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 988).
Награжден орденом Ленина (14.11.1938), двумя орденами Красного Знамени (2.3.1938, 5.11.1941), орденом Отечественной войны 1-й степени (26.1.1943), медалями «За оборону Одессы» (1942) и «За оборону Сталинграда» (1942).

Примечание:
* Официально считается, что Шестаков сбил пикирующий бомбардировщик Ю-87. Существует также легенда, что пилотом этого пикировщика был кавалер Рыцарского креста полковник Курт Ренер, с которым Шестаков, якобы, лично встречался еще в Испании. Однако среди асов Люфтваффе не было летчика с таким именем. И всё это - не более, чем красивая история, придуманная известным советским летчиком дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненко, которую он рассказал на страницах своей книги о Шестакове «Сокол-1». А по результатам новейших исследований установлено, что в своем последнем бою Шестаков сбил не Ю-87, а истребитель Ме-109 немецкого аса обер-фельдфебеля Ганса Даммерса.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одаренности, Л. Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в летной, огневой и тактической подготовке, веселым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. «Летает как бог», - говорили о нем товарищи, это определение стало главным залогом авторитета летчика. Его врожденное летное мастерство было замечено еще в летной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: «все узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолета истребителя». Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в июле 1942 г. на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й ВА. Полк был пополнен сильными летчиками, имевшими на счету более пяти сбитых, перевооружен на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, летчики 9-го гиап уничтожили в воздухе около сотни самолетов противника. Наряду с 32-м гиап (434-й иап) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы… В конце лета 1943 т. Шестаков был назначен заместителем командира 6-й гиад, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й гиап, подчиняющийся непосредственно главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, летчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолетов: 9-й гиап - 558, а 176-й гиап - 445.

А. Шестаков родился 28 декабря 1915 г. в поселке Авдеевка (ныне город Екатеринославской губернии) в семье железнодорожного служащего. В 1930 г. он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал на станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров же-лезнодорожного транспорта. Однако юноша мечтал о небе и, получив комсомольскую путевку, 8 августа 1934 г. Лев Шестаков стал курсантом Ворошиловградской (11-й) военной авиационной школы.

Отлично закончив школу в 1935 г., старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную эскадрилью. В середине 1937 г. лейтенант Шестаков прибыл в Испанию, где за полгода выполнил 150 боевых вылетов на И-16, в 90 воздушных боях сбил 8 самолетов противника лично. 31 самолет сбила эскадрилья, в которой он воевал. Наряду с А. Серовым и В. Бобровым Шестаков был самым результативным из летчиков ВВС РККА, сражавшихся в Испании. За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В сентябре 1939 г. капитан Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го иап. С началом войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил ее передавать все, что она узнает о налетах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании «ишачков» балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 сентября 1941 г., когда на земле был уничтожен 21 самолет противника… 10 сентября 1941 г. «за героизм и мужество», 3 лично сбитых и 8 самолетов противника, уничтоженных в группе под его командованием, майор Шестаков был представлен к званию Героя. Уже к тому времени он апробировал несколько широко распространенных впоследствии тактических приемов: и бой на вертикали, и ярусное расположение групп самолетов - этажерку, и атаки из облачности, и превращение истребителя в истребитель-бомбардировщик. Участвуя в обороне Одессы, летчики 69-го иап (позднее 9 гиап) сбили в воздухе 94 самолета - такого счета не имел в то время ни один полк. Именно в то время у летчиков 69-го иап появилось новое имя - «шестаковцы».

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление. Здесь Лев Львович в короткие сроки выработал рекомендации по боевому применению этой сложной машины, существенно повысившие их эффективность и снизившие потери. Личным примером он утверждал веру в новый самолет, только в июле 1942 г. сбив 3 Ю-88 и Ме-109. В сентябре полк вновь был выведен с фронта и перевооружен на Як-1. Под Сталинградом Шестаков участвует в боях почти ежедневно, доводит число личных побед до 11. 10 января 1943 г., сбив Ме-109, был сбит, ранен в голову и лопатку. Посадив «як» в поле, едва успел выскочить из кабины, как его самолет был разнесен в щепы пушечной очередью с «мессера».

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами.

15 августа 1943 г., когда летчики полка освоили новую для них «Аэрокобру», Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод «Кобры» из казавшегося для нее страшным плоского штопора В конце лета 1943 г. он был назначен заместителем командира 6-й гиад. Через некоторое время его вызвал командующий ВВС маршал авиации Новиков и предложил приступить к формированию на основе 19-ю иап особого, отдельного подчинения, полка «охотников»…

Вновь организационная работа, вновь переучивание, теперь на Ла-7, и 4 марта 1944 г. полк вернулся к боевой работе на Западной Украине в Проскурово-Черновицкой наступательной операции. 12 марта в районе села Давидковцы Хмельницкой области во главе шестерки истребителей он атаковал большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87, мастерской атакой сбил один самолет и, сблизившись до 20-30 метров, открыл сзади - снизу огонь по другому. От его попаданий неприятельский бомбардировщик взорвался - по-видимому, сдетонировали бомбы, самолет Шестакова был поврежден, потерял управление, летчик покинул машину на малой высоте и погиб.

Это была тяжелая утрата для страны; в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

Гвардии полковник Шестаков в небе Испании и над родной землей провел более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боев, сбил лично 29 и в группе 45 самолетов противника. Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошел по стопам отца, был военным летчиком, летал на реактивных машинах.

Страница 1 из 9

Шестаков Лев Львович - родился 28 декабря 1915 года в городе Авдеевке, Донецкой области, в семье железнодорожного служащего. Закончил 6 классов семилетней школы в 1929 году. На вопрос последнего школьного сочинения "Кем быть?" отвечал:

- "Добрым и откровенным, честным и смелым, стойким и решительным, как Гаврош, Павка Корчагин. А это, по - видимому, очень нелегко". А чтобы таким быть, надо много знать и уметь, и к этому он стремился упорно и настойчиво.

В 1930 году он поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал слесарем паровозного депо станции Ясиноватка и одновременно учился на 4-м курсе рабфака. Упорный и настойчивый, Лев Шестаков увлёкся машинами, конструированием и, как многие его сверстники, - авиацией. В 1932 году был принят в Институт инженеров железнодорожного транспорта в Днепропетровске, но мысли об авиации не покидали его. На 2-м курсе стало возможным по комсомольской путёвке поступить в лётное училище, и 8 Августа 1934 года Лев Шестаков был зачислен курсантом 11-й военной школы пилотов в городе Ворошиловграде.

Отлично закончив школу и получив 15 Декабря 1935 года диплом пилота, старшина Шестаков был назначен во 2-ю истребительную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Киеве. Шестакова отмечали и поощряли за отличные успехи в овладении лётным мастерством, отличную технику пилотирования и "завидную", как указывалось в аттестации, "целеустремленость: всё узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования боевых возможностей самолёта - истребителя".

18 Июля 1936 года было отмечено в лётной биографии Л. Л. Шестакова, как день начала полётов на истребителе И-16. На этом серийном самолёте конструкции Н. Н. Поликарпова, по праву считавшемся лучшим в то время истребителем в мире, талантливому молодому лётчику Льву Шестакову довелось вступить в первые бои с фашизмом, развязавшим войну против революционной Испании. На этом самолёте он одержал там и первые боевые победы. На этом самолёте он готовил себя и своих боевых товарищей к защите своей Отчизны и особо отличился, командуя прославленным 69-м ИАП в героической обороне Одессы.

Л. Л. Шестаков в числе других советских лётчиков был удостоен звания Героя Советского Союза, командовал одним из первых в стране 9-м Гвардейским истребительным авиационным полком в тяжёлых боях под Харьковом зимой 1942 года, в качестве командира полка советских асов сражался за Сталинград, на Дону, за Ростов и Таганрог. В марте 1944 года был назначен командиром 19-го "маршальского" полка.

Всего, с учётом боёв в Испании, Гвардии полковник Л. Л. Шестаков произвёл около 400 боевых вылетов и на своём счету имел 23 лично и 44 в группе с товарищами сбитых самолётов противника. Награждён орденом Ленина и тремя орденами Красного Знамени.


* * *

Лето 1937 года было в разгаре, когда по всей стране прокатилась новая волна митингов и протестов против мятежников в Испании и поддерживающих их германских и итальянских фашистов. Советские люди восхищались мужеством и стойкостью защитников Республики и заявляли о своей солидарности с её народом, оказавшимся на переднем крае международного антифашистского фронта. Комсомолец Шестаков неоднократно выступал на митингах и собраниях эскадрильи, и всегда эти выступления заканчивались настоятельной просьбой об отправке его в сражающуюся Испанию. И вот он с товарищами Губаревым, Буряком, Доброницким уже в Москве, затем в Ленинграде, откуда на теплоходе "Кооперация" они были отправлены добровольцами на помощь испанскому народу.

Здесь, на земле Испании, Лев Шестаков был в числе самых нетерпеливых, самых беспокойных, от которых вопросы следовали один за другим: какие самолёты у мятежников?.. Как они себя ведут в бою?.. Как лучше, точнее их сбивать?

Он быстро сошёлся с испанскими рабочими и техниками и привлёк их к сооружению не то подвала, не то полупещерного помещения, в котором оборудовал что - то наподобие стрелкового класса, где силуэты фашистских самолётов вычерчивались на стенах мелками, а прицельными устройствами служили откуда - то раздобытые линзы и стволы от старых ружей.

В небе над Пиренеями впервые он увидел фашистские самолёты: немецкие "Хейнкели" и "Мессершмитты", итальянские "Фиаты" и "Капрони", несущие смерть тем, кто встал на защиту Республики. Священное чувство гнева не покидало его. Но уже в первом бою с германским разведчиком Шестаков понял: чтобы побеждать, нужно, кроме ненависти, ещё и умение, хладнокровие и готовность пойти на риск.

Родился 28 Декабря 1915 года в посёлке Авдеевка, ныне Ясиноватского горсовета Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Затем Лев Шестаков работал слесарем в железнодорожном депо станции Авдеевка. С 1934 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов. К лету 1937 года был Лейтенантом, младшим лётчиком 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Участник национально - революционной войны в Испании с 20 Августа 1937 года по 25 Апреля 1938 года. Был пилотом, затем командиром звена И-16. В воздушных боях уничтожил несколько самолётов противника лично и в группе с товарищами. Награждён орденами Ленина (14.11.1938 г.) и Красного Знамени (02.03.1938 г.). После возвращения на Родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1941 года командир 69-го истребительного авиационного полка (отдельная Приморская армия) Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника.

10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

13 Марта 1944 года командир 19-го истребительного авиационного полка Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле у Вечного Огня в городе Хмельницке. На месте его гибели установлен обелиск. Именем Героя названы колхоз и школа в селе Давыдковцы, улица в городе Авдеевка.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени; медалями. 15 Апреля 1966 года был зачислен навечно в списки воинской части.

* * *

Один из самых знаменитых командиров советских ВВС, Лев Шестаков сформировал в годы войны два истребительных полка, вошедших в число наилучших подразделений авиации СССР. Отличный пилотажник, он постоянно совершенствовал свое лётное мастерство, а его значительный боевой опыт заставлял подчинённых относиться к нему с большим уважением. Строгий и взыскательный до мелочей в служебной обстановке, Шестаков был душой компании в часы отдыха, неистощимый на выдумки и шутки.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одарённости, Лев Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в лётной, огневой и тактической подготовке, весёлым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. "Летает как бог", - говорили о нём товарищи, это определение стало главным залогом авторитета лётчика. Его врождённое лётное мастерство было замечено ещё в лётной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: "Всё узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолёта - истребителя". Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в Июле 1942 года на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й Воздушной армии.

Полк был пополнен сильными лётчиками, имевшими на счету более 5 сбитых самолётов, перевооружён на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, лётчики 9-го Гвардейского ИАП уничтожили в воздухе около 100 самолётов противника. Наряду с 32-м Гвардейским ИАП (434-й ИАП) полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы...

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской ИАД, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й ИАП, подчиняющийся непосредственно Главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, лётчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолётов: 9-й Гвардейский ИАП - 558, а 176-й Гвардейский ИАП - 445.

* * *

Родился Лев Шестаков в 1915 году в посёлке Авдеевка Екатеринославской губернии (ныне город Ясиноватского горсовета Донецкой области), в семье железнодорожного служащего. Окончил 6 классов начальной школы. В 1930 году поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал слесарем - инструментальщиком в железнодорожном депо станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако небо притягивало юношу, и, получив комсомольскую путёвку, 8 Августа 1934 года он стал курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов. Отлично закончив её в 1935 году, старшина Шестаков получил назначение во 2-ю истребительную авиаэскадрилью 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

В середине 1937 года Лейтенант Л. Л. Шестаков отправился добровольцем в Испанию, где впервые принял участие в боях с фашистами. Здесь, за полгода, он выполнил более 100 боевых вылетов на И-16, в 36 воздушных боях сбил 2 истребителя лично и 1 - в паре с другим лётчиком. [ По другим источникам совершил 150 боевых вылетов, участвовал в 98 воздушных боях, сбил 8 самолётов лично и 31 в группе, но это маловероятно. ] За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В ходе сражений в Испании проявились такие качества Шестакова, как чувство коллективизма и способность идти на самопожертвование во имя товарища. Однажды, во время воздушного боя с итальянскими "Фиатами", он, не видя иного выхода, закрыл своим самолётом от пулемётного огня истребитель Платона Смолякова. Лишь случай тогда спас его жизнь - 2 пули ударились в бронеспинку кресла, а одна прошила кожаные брюки пилота. Опешившего итальянского лётчика, не ожидавшего такого маневра, они сбили уже вдвоём.

Именно в Испании Лев Шестаков разработал и первые свои правила воздушного поединка. Например, при невозможности добиться преимущества в высоте он использовал бомбардировщики противника как прикрытие и атаковал вражеские истребители снизу.

"Взаимовыручка товарищей в бою, их взаимопонимание - основа основ успеха, - говорил он, - действовать надо компактно и не отрываясь от группы". В качестве основной боевой единицы Шестаков считал целесообразным использовать пару самолётов и всегда был сторонником такого порядка.

Список всех известных побед Лейтенанта Л. Л. Шестакова:

* * *

После возвращения из Испании служил сначала помощником командира эскадрильи в Киевском военном округе, а затем командиром отдельной эскадрильи под Ростовом в составе Северо - Кавказского военного округа.

В Сентябре 1939 года Капитан Л. Л. Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го ИАП, оснащённого истребителями И-16.

С началом Великой Отечественной войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 Июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. К этому моменту 18 румынских дивизий вели наступление по всему фронту, и на подступах к городу разгорелись ожесточённые сражения.

Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил её передавать всё, что она узнает о налётах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании "ишачков" балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 Сентября 1941 года, когда на земле был уничтожен 21 самолёт противника...

Командовать полком в 25 лет, да ещё в таких сложных условиях, - на это способен не каждый. В первый же день войны он поднял своих соколов навстречу вражеской армаде. Времени на предварительное знакомство с людьми война ему не предоставила. Личный состав познавался непосредственно в сражениях. Майор Л. Л. Шестаков, проявив отвагу и мужество, умело руководил своими подчинёнными.

Полк, возглавляемый Шестаковым, сначала вёл бои на дальних подступах к Одессе, а когда немецкие войска подошли вплотную к городу, он оказался единственной частью, оборонявшей твердыню Черноморья с воздуха. Моряки и пехотинцы, истекавшие кровью в неравной борьбе, с благодарностью взирали на краснозвёздных "ястребков", которые наносили смелые штурмовые удары по танкам и механизированным колоннам противника.


В целях поддержки наземных войск, Шестаков выступил сторонником идеи превращения И-16 в лёгкие бомбардировщики - штурмовики. В Августе 16 истребителей оборудовали подвесками для мелких 50-кг осколочных бомб, а также направляющими для реактивных снарядов. Вскоре импровизированные штурмовые группы уже действовали над линией фронта. 115 суток лётчики шестаковского полка сражались, защищая Одессу и взлетая с аэродромов в непосредственной близости от позиций противника.

21 Сентября 1941 года Шестаков предпринял небывало дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома в районе Баден и Зельцы, где сосредоточилось множество "Хейнкелей", "Мессершмиттов" и "Юнкерсов". Вылетев ещё до восхода солнца, советские истребители с приглушёнными моторами подошли к аэродрому неожиданно. Пока одна группа расправлялась с зенитными батареями противника, другая обрушила огненный смерч на палатки, в которых ещё спали немецкие лётчики, расстреляла самолёты на стоянках, подожгла бензосклад, штабеля с боеприпасами. Полк вернулся домой в полном составе, а враг потерял более 20 машин.

В воздушных боях с истребителями Шестаков использовал собственную тактику. Боевой порядок его группы располагался несколькими ярусами по высоте - в недалёком будущем такой строй получил название "этажерка". Верхний ярус находился там, где обычно Ме-109 заканчивали набор высоты после атаки и из боевого разворота вновь пикировали на И-16. Самолёты верхнего яруса, пользуясь превосходством в скорости на снижении, могли преследовать вражеские истребители, так же как и машины среднего яруса. Нижние "ишачки" на малой высоте вынуждены были рассчитывать только на свою лучшую, по отношению к врагу, маневренность на горизонтали. В поединках с более маневренными румынскими истребителями PZL Р-24 применялась немецкая манера боя - более скоростные И-16 атаковали их сверху и тут же уходили обратно вверх.

73 дня бок о бок с защитниками блокированного города дрался истребительный авиационный полк Шестакова. Когда враг подошёл почти вплотную к аэродрому и начал его обстреливать из артиллерийских орудий, командир принял решение перегнать самолёты на заблаговременно подготовленную площадку в районе 4-й станции Большого фонтана, по существу в черте города. Самолёты укрывали в сараях, между домами, и противник недоумевал, откуда они взлетают. Аэродром и взлётные площадки размещались рядом с боевыми позициями наземных войск, а в последние дни - на футбольном поле стадиона. Но это не помешало лётчикам успешно выполнять боевые задачи.

За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле. Вскоре, 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк завоевал звание Гвардейского, почётное наименование "Одесский", на его знамени засиял орден Красного Знамени.

К Сентябрю 1941 года Лев Львович Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза ("Золотая Звезда" № 988). А через месяц его полк был отведён в Крым на переформирование.

* * *

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление, куда немецкое командование перебросило свою 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Её костяк составляли ветераны воздушного флота. Многие из них участвовали в боях на стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести страх и ужас на защитников советского неба.

Против отборных неприятельских вояк требовалось создать не только надёжный щит, но и разящий меч, который бы оказался в состоянии нанести по ним смертельный удар, развеять в прах не в меру раздутую славу немецких асов. С этой целью и был сформирован 9-й Гвардейский истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославившиеся к тому времени советские лётчики. Возглавил отборную Гвардию советских асов бесстрашный боец и талантливый авиационный командир Лев Львович Шестаков.

Получив истребители ЛаГГ-3, 9-й Гвардейский ИАП (бывший 69-й ИАП) 15 Июня 1942 года влился в состав 268-й авиадивизии, воевавшей на Сталинградском направлении. Однако в самом начале боёв были потеряны сразу 6 самолётов и пилоты разочаровались в ЛаГГ-3. Для схватки с новыми немецкими Ме-109G они явно не годились, теряя маневренность на малых высотах. Шестакову пришлось в срочном порядке разрабатывать правила применения этих тяжеловатых самолётов, существенно повысившие их эффективность, личным примером претворяя их в жизнь. Он сразу отказался от оборонительного круга, который использовали "ЛаГГи" соседней части, и противопоставил немцам свой разнесённый боевой порядок, эшелонированный по высоте.

Наступательная тактика позволила уменьшить потери и увеличила результативность боёв. За 10 дней полк уничтожил 50 вражеских самолётов. Особенно много ему пришлось поработать, когда противник по воздуху пытался прорваться к окружённой в Сталинграде армии Паулюса. И снова, как в боях за Одессу, командир полка лично водил своих лётчиков в бой, только в Июле 1942 года сбив 3 бомбардировщика Ju-88 и истребитель Ме-109.


Тем не менее немецкие лётчики продолжали господствовать в небе и силы полка быстро таяли. В Сентябре он был вновь снят с фронта и оснащён на этот раз более лёгкими истребителями Як-1. Часть пополнили опытными лётчиками, имевшими на счету не менее 5 побед каждый, и перевели в особое подчинение командования 8-й Воздушной армии. Борьба за господство в небе отныне становилась его основной задачей.

Под Сталинградом Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед. "Льву Шестакову, - писал начальник политотдела дивизии Зубков - 8 Января 1943 года Тимофей Хрюкин приказал летать на задания, как можно меньше. Однако, Шестаков летал, как рядовой лётчик, то есть каждый вылет. Сегодня в полку было 2 вылета двумя группами по 8 самолётов, и Шестаков оба раза летал ведущим. Со второго задания он не вернулся..."

Это произошло 10 Января. Вступив в бой с 3 истребителями противника в районе Котельниково, Шестаков дерзкой атакой уничтожил одного из них. При этом, сам был ранен в голову и лопатку (первый раз за всю войну), а самолёт повреждён. Получив ожог лица, он всё же сумел оторваться от противника. На горящем самолёте Шестаков дотянул до своей территории и посадил его на полевой плащадке. Едва он успел выскочить из кабины, как его "Як" был разнесён в щепы пушечной очередью с "Мессера".

Лев Шестаков пользовался у лётчиков полка не только большим авторитетом, как замечательный воздушный боец, но и искренной любовью за поистине отеческую заботу о своих подчинённых. В одном из стихотворений, написанных полковым поэтом, были и такие строчки:

Наш орёл расправил гордо крылья
над грядою чёрных облаков,
в бой ведёт Гвардейцев эскадрильи
командир бесстрашный Шестаков.

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами. В 1943 году ему было присвоено звание Подполковника.


15 Августа 1943 года, когда лётчики полка освоили новую для них "Аэрокобру", Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод "Кобры" из казавшегося для неё страшным плоского штопора.

Уничтожив под Сталинградом около сотни вражеских самолётов, 9-й Гвардейский ИАП стал одним из 2-х наилучших авиаполков битвы на Волге. В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не удержался - штабная работа его не привлекала.

Через некоторое время он принял командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС Маршала Новикова для ведения "свободной охоты".

В состав этого полка вошли лучшие пилоты из различных частей 8-й Воздушной армии, имевшие на счету несколько сбитых самолётов. И тем не менее, первое с чего начал Шестаков, - лично проверил уровень техники пилотирования у всех без исключения лётчиков полка. А затем усадил их "грызть гранит науки". Со своими подчинёнными Шестаков разработал то, что, если применить современную терминологию, можно было бы смело назвать комплексной системой управления воздушным боем. Её основой стал девиз: "Кто хозяин высоты - тот хозяин боя!"

Надёжная радиосвязь, непрерывное управление экипажами в полёте, определение рациональных боевых порядков истребителей и выбор эффективных тактических маневров - всё это по замыслу Шестакова должно было способствовать достижению преимуществ над противником с самого начала схватки в воздухе. И конечно - огонь! Огонь на поражение с минимально безопасной дистанции.

Чтобы доказать важность использования в бою наивыгоднейших углов набора высоты, Лев Львович Шестаков провёл с несколькими пилотами своего полка показательные поединки в воздухе, причём своих противников он заранее предупреждал о том, что во время атаки не будет прибегать к сложным маневрам. "Соперникам" же разрешалось по собственному усмотрению выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Но как ни пытались подопечные Шестакова "поймать" в перекрестие прицела его самолёт, сделать это им не удавалось: истребитель "Бати" (так между собой лётчики ласково называли своего командира) спустя несколько минут после взлёта оказывался в тактически выгодном по отношению к самолёту условного противника положении. И... одна его атака следовала за другой.

Так по крупицам складывалась "шестаковская наука побеждать", составившая в дальнейшем основу тактики действия советских истребителей - "охотников". Всё в ней было подчинено главной цели - достижению победы в воздухе, и вёл к ней своих подчинённых сам командир - "лётчик от Бога", летавший наравне с рядовыми пилотами.

После переучивания на новые истребители Ла-5ФН, полк асов начал боевые действия 4 Марта 1944 года, приняв участие в Проскурово - Черновицкой наступательной операции (Западная Украина). Всего за время войны лётчики полка выполнили 9450 боевых вылетов и уничтожили в боях 389 самолётов противника - достойный итог славного подразделения ВВС. Однако первый его командир не дожил до светлого дня Победы.

13 Марта 1944 года, спустя неделю после начала боёв, Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в очередном воздушном бою. В тот день, у села Давыдковцы Хмельницкой области, наши лётчики вступили в бой с большой группой вражеских пикировщиков Ju-87 и истребителей Ме-109. Шестаков во главе шестёрки вёл воздушный бой с группой немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и истребителей Me-109 в районе Проскурова (ныне Хмельницкий). В бою Шестаков сбил один самолёт, который взорвался. [ Официально считается, что Шестаков сбил пикировщик Ju-87. Существует также легенда, что пилотом этого пикировщика был кавалер Рыцарского креста полковник Курт Ренер, с которым Шестаков встречался ещё в небе Испании. Однако среди асов Люфтваффе не было лётчика с таким именем. И всё это - не более, чем красивая история, придуманная известным советским лётчиком дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненко, которую он рассказал на страницах своей книги о Шестакове "Сокол-1". По результатам новейших исследований установлено, что в своём последнем бою Л. Л. Шестаков сбил не Ju-87, а истребитель Mе-109 немецкого аса кавалера Рыцарского креста Обер - фельдфебеля Ганса Даммерса, имевшего 113 воздушных побед. ] Но взрывной волной истребитель Шестакова был повреждён и упал в овраг у села Давыдковцы Хмельницкого района Хмельницкой области. Погибший лётчик был найден только в Мае, когда растаял снег в глубоком овраге, и был похоронен в братской могиле в Хмельницком.

Гибель Шестакова потрясла неожиданностью и отозвалась острой болью в сердцах всех авиаторов: в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

В специальном приказе ВВС Красной Армии указывалось, что Гвардии полковник Л. Л. Шестаков совершил в годы Великой Отечественной войны более 400 боевых вылетов (из них 65 на штурмовку войск противника), участвуя в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы.


ИЗ ПРИКАЗА ПО ВОЕННО - ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ КРАСНОЙ АРМИИ

Апрель 1944 года.

13 Марта 1944 года в воздушном бою, в районе Проснуров, погиб командир N-сного Краснознамённого истребительного авиационного полка Герой Советского Союза полковник Шестаков Лев Львович.

Тов. Шестаков с первых дней Отечественной войны, отдавая все свои силы и знания, всегда впереди геройски бил врагов на земле и в воздухе.

В Августе 1941 года, в тяжёлые дни осады противником Одессы, тов. Шестаков назначается командиром единственного здесь истребительного авиаполка. В тяжёлых условиях блокады полк под руководством т. Шестакова отлично выполняет боевую задачу, содействуя наземным войскам в обороне Одессы. Полк преобразован в Гвардейский и награждён орденом Красного Знамени, а 12 лётчикам, в том числе и самому т. Шестакову, присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях за Сталинград полк выполнил 784 боевых вылета и сбил 54 самолёта противника.

На Южном фронте полком произведено 1393 боевых вылета и сбито 54 самолёта противника.

Всего частями, которыми командовал т. Шестаков, сбито около 200 самолётов противника.

Лично полковник Шестаков в Отечественную войну имеет свыше 400 боевых вылетов, произвёл 65 штурмовок, провёл 82 воздушных боя, лично сбил 15 и в группе 11 самолётов противника.

По заданию Главного маршала авиации Новикова полковник Шестаков сформировал и отлично подготовил для боевой работы особый истребительный полк, который сейчас успешно действует в районе Проснуров - Тарнополь.

ПРИКАЗЫВАЮ:

За выдающиеся заслуги по руководству боевыми авиачастями, за личную храбрость и отвагу командира Н-ского Краснознамённого истребительного авиационного полка Героя Советского Союза полковника Шестакова Льва Львовича, погибшего смертью героя в воздушном бою с врагом, зачислить навечно в списки Н-ского Краснознамённого истребительного авиационного полка. Приказ объявить всему личному составу ВВС КА.

Врид командующего ВВС КА Генерал - полковник авиации НИКИТИН.

Член Военного Совета ВВС Генерал-полковник авиации ШИМАНОВ.

Начальник штаба ВВС КА Генерал - полковник авиации ХУДЯКОВ.

Всего во время Великой Отечественной войны Л. Л. Шестаков совершил около 450 боевых вылетов, участвовал в 65 штурмовках, провёл около 100 воздушных боёв. Число сбитых им самолётов противника в различных источниках трактуется далеко не однозначно. Так, общим итогом его боевой деятельности по данным приведённым в книге выдающегося лётчика, дважды Героя Советского Союза В. Лавриненкова "Сокол - 1", стали более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боёв, 29 неприятельских самолётов сбитых им лично и более 45 - в группе с товарищами; Д. Я. Зильманович, в своей книге "На крыльях Родины", указывает на 400 боевых вылетов, 23 сбитых лично и 44 в группе; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 8 групповых побед...

За боевые заслуги был награждён: орденами Красного Знамени (??.11.1941), Отечественной войны 1-й степени; медалями "За оборону Одессы" (1942), "За оборону Сталинграда" (1942).

Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошёл по стопам отца, был военным лётчиком, летал на реактивных машинах...

* * *

Список известных побед Гвардии полковника Л. Л. Шестакова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 24.06.1941 г. 1 бомб-к (1 / в группе) Спартаковка И-16, ЛаГГ-3, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра", Ла-5.

2 09.08.1941 г. 1 PZL-24 р-н Одессы
3 14.08.1941 г. 1 Ме-109 Аккерман
4 27.08.1941 г. 1 Ме-109 (1 / в группе) Фрейденталь
5 02.09.1941 г. 2 Ме-109 (2 / в группе) Красный Переселенец
6 1 PZL-24 (1 / в группе) Красный Переселенец
7 22.06.1942 г. 1 Не-111 Верхний Бурлук
8 1 Ме-110 Ново - Николаевка
9 12.07.1942 г. 1 Ju-88 Медова
10 30.07.1942 г. 1 Ме-109 Остров
11 01.08.1942 г. 1 Ме-109 зап. Бориславский
12 12.12.1942 г. 1 Do-215 Зеты
13 19.12.1942 г. 1 Ju-52 юго - зап. Васильевка
14 1 Ju-52 Верхне - Кумский
15 29.12.1942 г. 1 Ju-52 Басаргино
16 12.05.1943 г. 1 Ju-52 сев. - вост. Малый Янислав
17 21.07.1943 г. 1 Не-111 сев. - вост. Дмитриевка
18 11.02.1944 г. 1 FW-190 Нападовка
19 13.03.1944 г. 1 Ju-87 сев. - вост. Проскуров

Сбитых самолётов - 16 + 8 [ 15 + 5 ]; боевых вылетов - около 450; воздушных боёв - около 100.