Соноры в логопедии. Филичева Т

Вопрос

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации не противоречат друг другу, а дополняют, рассматривая одни и те же проблемы с разных точек зрения.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональную;

Механическую.

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.



Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы. Первая группа - нарушение средств общения.

В ней выделяют:

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН)- это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления, характеризующие это состояние.

Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т" произносится вместо звуков с", ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф - вместо звука ш.

Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других - заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

Значительно позднее появление речи

Ограниченный словарный запас;

Грубые нарушения грамматического строя;

Выраженные недостатки звукопроизношения;

Речь детей с ОНР малопонятна.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения.К этой группе относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи (ОНР).

26. клинико-педагогическая классификация:устная и письменная.Нарушения устной речи два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, системными или полиморфными нарушениями речи.I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Дисфоиия (афония) -отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.2. Брадилалия - патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.. Тахилалия - патологически ускоренный темп речи Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.При ускоренном темпе - торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминахбаттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается терминомполтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.4. Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.5. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или вих смешении.. Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса,7. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой формат Эти случаи необходимо отличать от дислалии. Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается, не сформированной речевая деятельность ребенка.2. Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.Нарушения письменном речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности -расстройства чтения.1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
2. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Вторая группа - нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

Свистящие «С»

Недостатки произношения:Звук слышен, но он звучит ненормально: Сигматизм.

Язык между зубами – межзубный. Нижняя губа с верхними зубами смыкается – губно-зубной. Язык (кончик) отодвинут от нижних зубов назад – шипящий. Язык узкий, воздух идёт не по центру, а с боку – боковой. Воздух выходит через нос – носовой.(замена и смешение)Парасигматизм. Может быть заменён на Т, Ц, С, Ш, З, Х.

Методы устранения:По подражанию.

А. Как водичка бежит из крана.

От артикуляционной гимнастики.

А. Широкий язык на нижнюю губу.

Б. Зубы облизать.

От опорных звуков. С помощью фонемы, которая близка по артикуляционному фону.

А. На фоне звука Ф, оттягивать нижнюю губу вниз. Звук Ф преобразовать в звук С.

Механическая помощь

Для устранения межзубного сигматизма.

(ручка чайной ложки, соломинка, спичка…)

Прижать кончик языка за зубы, улыбка и выдохнуть. Зажать кончик спички зубами.

Устранение мягкого произношения. Ввести предмет до уровня спинки языка. Надавили, прикусили, улыбнулись, выдохнули.

Приклеить кусочек ваты на нижнюю губу – сдуть.

Шипящие

Недостатки произношения

СИГМАТИЗМ

Губно-губной,- межзубный,- боковой,- шипящий,- носовой,- призубный

- «щелочное» произношение: воздух проходит между сближенными зубами и прижат к ним с боков уголками рта (раздуваются щёки)

- «нижнее» произношение: щель образуется не между сближением кончика языка и твёрдого нёба, а передней частью его спинки

Заднеязычное произношение: щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом (напоминает Х) или фрикативное Г

ПАРАСИГМАТИЗМ-Ш – С, Т, Ж

Методы устронения1. По подражанию

Шипение змеи

Шум деревьев

2. От артикуляционной гимнастики

От «чашечки». Сделать «чашечку» внутри ротовой полости и сильно подуть на неё

Обратить внимание на то, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы. Для этого прижимать пальцами щёки к челюстям.

3. Механическая помощь:

предлагается произнести звук С одновременно поднимая кончик языка вверх.

кончик языка поднимается с помощью зонда и шпателя.

Упражнение «Толстушечка» надуваем щёки, нажимаем на щёки пальцами, дуем – пш.

Соноры

Недостатки звука:

ЛАБДАЦИЗМ

Звук отсутствует, происходит удвоение последующего гласного.

Губно-губное произношение, напоминающее звук У. В этом случае звук Л произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

Губно-зубное произношение, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

Межзубное произношение. Кончик языка находится между зубами.

Смягчённое произношение, среднее между мягким и твёрдым произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

Носовое произношение.

ПАРАЛАМБИЦИЗМ

Л – У, Л – Д, Л – В, Л – Н, Л – Л/, Л – З, Л – Р, Л – Й

Методы устронения Механическая помощь:

От звука ля, ввести зонд №4 между твердым небом и ср. частью спинки языка, нажать на я зык вниз, произнести несколько раз сочетание ля, в момент произнесения регулировать движением зонда. Пока не будет получен акустический эффект твердого «Л»

При параламдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков

От опорных звуков:

Постановка от гласных – ЫА. Предлагается тянуть гласный звук и в это время просунут кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное.

Недостатки звука.

РОТАЦИЗМ – до 28 искажений.

Основные:

Боковое произношение. При этом виде – двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем ротацизме вибрируют боковые края языка.

Картавое или горловое произношение. Два подвида: а) велярное, которое образуется вибрацией мягкого нёба; б) увелярное, при котором вибрирует маленький язычок (р французское)

Носовое произношение, когда Р с гнусавым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

Глухое Р, которое произносится без участия голоса.

ПАРАРОТАЦИЗМ: Р на Д Р на Й Р на Л Л/ Р на Н Р на Г Р на В Р на Ы

Методы устранения: От слогового сочетания ЗА с несколько удлинённым произношением первого звука из слога ЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного Р, в сочетании с гласным А.

Механическая помощь.

При помощи шарикового зонда. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрым движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Соноры Л Л  Р Р Л Л  Р Р Черемных Н.С. у читель - логопед

Сонорные звуки- в образовании практически не участвует шум. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах. В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й. Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

Постановка (р, р ): (ассоциация-тигр, тигренок) механический способ- язычок на бугорках, создаем вибрацию с помощью зонда (на выдохе) о т опорных звуков (т, д, сочетаний тж, дж, дз, тз) – утрированное и частое произношение на выдохе п о показу (демонстрация правильного уклада звука, воздушная струя)

Постановка л (ассоциация-самолет гудит) От опорных звуков (Ы, А) –произносим гласный и прикусываем кончик языка По показу Механически (придерживать кончик языка кверху- верхние зубки)

Постановка л  (ассоциация –лягушка) По показу Механически (кончик языка на бугорках)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей ДИП "Сонор"

Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности....

Консультация "Непослушные соноры"

Консультация предназначена для родителей. В данной консультации содержится материал необходимый для формирования правильного артикуляционного уклада звуков [л] [л\"] ; [р] [р\"]....

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

Звукопроизношение это процесс образования речевых звуков, которое осуществляется дыхательным, голосообразовательным и резонаторным отделом речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Нарушение звукопроизношения включает такие нозологические формы как дислалия, ринолалия, дизартрич и афазия. Нарушения дифференцируют с диалектным говором и неправильным произношением.

Дислалия это нарушение звукопроизношения, которое возникает при анатомических дефектах артикулярного аппарата, а также в следствии функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах. Также причинами нарушений могут быть неблагоприятные социально-психологические условия. "Стертая" дизартрия это нарушение произношения, которое сопровождается неточностью и ограниченностью объема движений артикуляров. Также при "стертой" дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса.

При открытой ринолалии происходит нарушение звукопроизношения, гнусавость речи при врожденных дефектах верхней губы, твердого и мягкого неба. Неполноценность глоточного затвора приводит к гипертрофии корня задних отделов языка и к образованию согласных звуков гортанно-глоточной области со спецефическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Причинами нарушения произношения могут стать:

  • дефекты строения речевого аппарата (неправильный прикус; неправильное строение нёба, слишком толстые губы);
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
  • подражание неправильной речи;
  • двуязычие в семье;
  • снижение физиологического слуха.

Дизартрию и анартрию также вызывают органические поражения центральной нервной системы в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка или на мозг взрослого человека:

  • внутриутробные поражения плода;
  • родовые травмы (например, асфиксия);
  • несовместимость матери и плода по резус-фактору;
  • инфекционные заболеваний нервной системы, перенесенных в первые годы жизни (менингиты, энцефалиты);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • нарушение мозгового кровообращения (инсульт), черепно-мозговая травма.

Нарушения звукопроизношения практически всегда устранимые. Самое главное в исправлении нарушений правильно определить причины дефекта речи. Каждой причине соответствует конкретный способ коррекции. Кроме того, диагноз «дизартрия» ставит логопед, назначая медикаментозное лечение. Таким образом, устранение нарушений звукопроизношения должно носить комплексный характер.

Виды нарушений звукопроизношения

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых про способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков:

  • сонорных (р, л);
  • свистящих (с, з, ц);
  • шипящих (ш, ж, щ, ч).

Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно ожет нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычне звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное. При сложних нарушениях возникают проблемы сразу с несколькими группами звуков: шипящими, свистящими, сонорными.

Выделяют три формы нарушения звуков:

  • Искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи;
  • замена одного звука другим.

Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. также ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным апаратом (язык). В результате звуки искажатся или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими. Также одной из причин заменв звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем. Также бывают случаи, кога у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д, а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Нарушения групп звуков (фонетические/фонематические):

  • сигматизмы/парасигматизмы (звук с);
  • ламбдацизмы/параламбдацизмы (звуки л и л`);
  • ротацизмы/параротацизмы (звуки р и р`);
  • йотацизмы/парайотацизмы (звук й);
  • каппацизмы/паракаппацизмы (звук к).

Нарушения групп звонких и мягких звуков: дефекты озвончения и дефекты смягчения). Все разновидности нарушений в произношений имеют свои способы исправления. Также логопеды различают три уровня нарушений:

  • Первый уровень. Ребенок не способен самостоятельно произнести звук во фразовой речи или в отдельных словах.
  • Второй уровень. Способность произносить звук изолированно или в простых словах.
  • Третий уровень. Смешиванние звука в речевом потоке, но имеется возможность его произнести.

Исправление нарушений произношения

В зависимости от уровня произношения звука, логопед определяет работу с пациентом. Она может быть следующей:

  • Постановка звука (первый уровень);
  • ввод звука в речь до состояния автоматизации (второй уровень);
  • проведение дифференциации с другим звуком (третий уровень).

Нарушение звукопроизношения может проявляться самостоятельно, как дефект речи или быть частью других речевых нарушений (дизартрия, алалия).

В первом случае логопед работает над исправлением произношения звуков. Во втором случае исправляет деффект, в зависимости от особенностей нарушений. Работа над произношением должна начинаться с детского возраста, с 2-3 лет. Коррекция нарушений детским логопедом является обязательной частью полноценного развития ребенка. Работа специалиста направлена на развитие речи ребенка, а также на формирование правильного восприятия звуков.

6. Воспитание выразительности речи.

7. Воспитание культуры речевого общения.

Все вышеперечисленные задачи решаются в каждой возрастной группе. При этом объем работы зависит от значимости той или иной задачи для данного возрастного этапа.

Так, начиная со второй младшей группы (4-й г. жизни) необходимо учить детей четко произносить уже имеющиеся в их речи гласные и наиболее простые согласные звуки а, о, у, ы, и, э, м, н, б, п, д, т, г, х, к, в, тренировать артикуляционный аппарат и создавать предпосылки для появления шипящих звуков. Одновременно следует воспитывать умение вслушиваться в звучание слов, слышать звуки в словах; развивать слуховое восприятие. Дети должны отвечать на занятиях громко, не торопясь, пользуясь правильной интонацией. Для развития устной речи с самого начала важна правильная постановка дыхания. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять силой выдоха.

В средней группе (5-й г. жизни) требования к фонетическому оформлению речи и слуховому восприятию повышаются: в этот период дети усваивают произношение свистящих звуков с, з, ц; шипящих ж, ш; соноров р, л; аффрикаты ч". У ребенка формируют умение различать на слух твердые и мягкие звуки, определять наличие звука в слове, выделять в слове первый согласный звук (мак, рак), обращать внимание на последовательность звуков в слове.

В старшей группе (6-й г. жизни) продолжается работа над закреплением произношения всех фонем родного языка. На слух и в произношении дети различают группы звуков: шипящие и свистящие (ш, ж, с, с", з, з"), аффрикаты (ц, ч"), соноры (р, л).

В процессе формирования звуковой культуры речи решаются задачи выработки дикции и правильного фонетического ударения. Для дошкольников, особенно младшего возраста, нередко характерны смазанность, нечеткость речи, ошибки в ударении, поэтому в соответствии с «Программой...» уже во второй младшей группе уделяется внимание отработке дикции на материале стихотворений, песен. В средней группе детей учат соблюдать нормы литературного произношения. Это особенно важно в районах, где имеется диалектное произношение. Данная работа продолжается и в последующие годы. В старшей группе закрепление правильного и внятного произношения выдвигается уже как самостоятельная задача для занятий по развитию речи. Параллельно совершенствуют навыки регулирования силы голоса, темпа речи, интонационную выразительность речи. В подготовительной к школе группе (7-й год жизни) автоматизируются навыки свободного использования в речи всех фонем родного языка, внятного произношения словосочетаний с выразительной и естественной интонацией.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивнянская средняя школа №1»

Система работы над сонорными звуками

(из опыта работы).

Подготовила: учитель-логопед

Лютова Светлана Владимировна.

п. Ивня

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й .

Коррекционная работа состоит из этапов: подготовитель­ный этап, постановка, автоматизация и дифференциация зву­ка.

Для успешного развития правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15-20 мин с дошкольниками и по 25-30 мин с младшими школьниками. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и зада­ния на тренировку зрительного и слухового восприятия, па­мяти, логического мышления, звукового анализа, упражне­ния и игры на отработку интонации и модуляции голоса, для развития мелкой моторики пальцев рук.

С целью развития мелкой моторики можно использовать специальные игры и упражнения, занятия лепкой, апплика­цией, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т.д.

В работе с младшими школьниками можно использовать разга­дывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложе­ний под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место зву­ка в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т.д.

Характеристика сонорных звуков

Звуки [л], [л’], [р], [р’] называют сонорными. По месту об­разования они переднеязычные. По способу образования звуки [л], [л’] смычно-проходные, а звуки [р], [р’] - дрожащие.

При коррекции звукопроизношения необходимо учитывать вид нарушения.

Нарушения произношения звуков Л, Л"; Р, Р".

Л

Недостатки произношения звуков [л], [л’] называют ламбдацизмами (искажения) или параламбдацизмами (замены другими звуками).

Ламбдацизмы:

Произносится двугубный сонорный звук

Межзубное произношение

Носовое произношение

Параламбдацизмы:

Среди параламбдацизмов встречается замена звука [л] зву­ками ], [у], [ы], [в]. Изредка встречается замена звуком [р] и некоторыми другими.

Р

Недостатки произношения звуков [р], [р’] называют ротацизмами (искажения) и параротацизмами (замены).

Ротацизмы:

Увулярное нарушение.

Боковое произношение.

Щёчное произношение.

Одноударное произношение.

- «кучерское» произношение.

Горловое произношение.

Носовое произношение

Параротацизмы:

Среди параротацизмов можно выделить замену звуков [р], [р’] звуками [л], 0], [ы], [в].

Осуществляя коррекционную работу необходимо научить:

Узнавать и различать между собой звуки речи;
-Отличать правильное и дефектное произнесение звука;

-Осуществлять слуховой и речедвигательный контроль за собственным произношением;

-принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков в речи.

Прежде чем приступить к коррекции сонорных звуков проводится обследование артикуляционного аппарата.

коррекция дефектного произношения требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего это развитие речевого дыхания (медленный глубокий вдох и продолжительный выдох) и отработка достаточной подвижности мышц артикуляционного аппарата в целом. Все это является базовой основой, подготавливающей речевой аппарат ребенка к произнесению звука.

Традиционно выделяют три способа постановки звуков:
- по подражанию;
-С механической помощью;
-смешанный;

Постановка звука Л

1 способ.

При отсутствии звука.

Ребенку предлагают слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится крат­ко, с напряжением органов артикуляции. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, взрослый просит его вновь произ­нести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении зада­ния взрослый следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оста­вался между зубами. Также можно поставить звук [л], если по­просить ребенка, пропевая звук [а], прикусить кончик языка между зубами. В этот момент четко слышится сочетание ал.

2 способ.

Другой способ постановки звука заключается в использо­вании в качестве базового звука [л’]. Ребенка просят несколь­ко раз повторить слог ля, затем вводят зонд № 4 так, чтобы он оказался между твердым нёбом и средней частью спинки язы­ка. Нажимают зондом на язык вниз - вправо или влево и просят ребенка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируют движение зондом, пока не будет получен акустический эффект звука [л].

3 способ.

При исправлении носового произношения звука [л] преж­де всего необходимо выработать правильное направление воз­душной струи: она должна идти через рот, а не через нос.

4 способ.

При замене звука [л] на звук ] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на сред­нюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

5 способ.

При замене звука [л] на звук [у] нужно объяснить ребен­ку, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произ­ношении слога ла. Затем взрослый произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден - он опускается сверху вниз.

6 способ.

При замене звука [л] на звук [в] необходимо затормозить движение нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опус­кать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движе­ния повторяют несколько раз.

Постановка звука Р.

1 способ.
Постановка «р» от «д».

Прежде всего попытайтесь поставить звук «р» первым способом.
Ребенок произносит звук «д», прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Покажите, как это делается. Скажите, ребенку, что язык - это парус, который наполняется ветром. В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в парус сильнее, так чтобы ветер прорвал парус и возникла вибрация язычка. На подставленной ко рту ладони ребенок должен чувствовать этот порыв, вырвавшегося наружу ветра. Появляется звук дррррр. Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам(мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора, будильника и т. П.)

Игровые приемы для данного способа постановки звука «р»:

«Веселый дождик» (капельки дождя падают и ударяются о что-то твердое.)
«Песня крокодила Гены»- пропевать слог на да, ды, дэ, а в дальнейшем работать со слогом ра).
«Танк стреляет» дддддд
«Пулемет строчит» тдтдтдтд
«Дятел стучит»ддддддддд
«Строим домик» .т-дт-дтдтдтдт.
«Заводим мотоциклд»-дддддддддМотоцикл затрещал и поехал, счастливого пути!
В данном случае возможно использование механического воздействия. В дальнейшем закрепляем в слогах Дру, дра, дры, дро. Предлагаем затем звук ДДДД произносить шепотом и долго рррррр, возможен переход на пение.

2 способ.
Постановка звука «р» от «з»

Если звук «з» ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязычное» (кончик языка - у основания верхних резцов). Нужно продолжать тянуть звук «з» обратить внимание на этот звук внимание ребенка и сказать, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло», «волшебного комарика». Однако механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков. Особенно у детей, которые не могут воспроизвести за логопедом точные движения.

Для постановки звука «р» используют шариковый зонд. После того как получен фрикативный звук логопед вводит под нижнюю поверхность передней части языка зонд или чисто вымытый палец ребенка и производит быстрые ритмические движения из стороны в сторону, раскачивая язык. Необходимо следить за тем, чтобы выдыхаемая струя была сильной. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет). В дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следить, чтобы палец был прямым). Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке, рот приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти, использующийся для вызывания вибрации языка, предмет или палец ребенка, (ребенок должен сильно гудеть голосом). В дальнейшем переходим на автоматизацию в слога ра- ра- ра-ра.

3 способ.
Постановка звука «р» на вдохе.

Ребенок должен иметь полноценное произношение звука «с». Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук «с» и чувствовать, как проходит воздушная струя у него между зубами. Затем звук «с» нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы - в улыбке.

Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук «с» наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук «с» обратно – внутрь». В результате ребенок будет произносить звук «с» на выдохе и вдохе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался - давайте ему передохнуть.

4 способ.
Постановка звука «р» из межзубного положения

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

5 способ.
Постановка звука «р» от упр. « Болтушка»

Есть интересный игровой способ постановки звука Р от упражнения "Болтушка", хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение "Болтушка" (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке «А» выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации звука «Р». Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант.

6 способ
Постановка звука «р» от звука «ж»

Все новое - это хорошо забытое старое. Способ постановки звука «р», активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук «Р» с помощью всевозможных вибраций ("моторчик" и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук «Ж» (пчелка трудится, машина буксует), длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

7 способ
Постановка звука «р» от упр. «Грибок».

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

8 способ.
Постановка звука «р» от упр. «Пылесос»

Пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

Постановка звука «р» при аномалиях строения речевых органов.
Если у ребенка есть признаки дизартрии рекомендуется постановка звука «р» механическим способом.
При нижнем выдвинутом прикусе (прогении) все остальные, кроме механического - это может давать слишком грубое звучание.
При прогнатии можно использовать любой способ постановки звука «р», но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам. Это же правило относится, когда у ребенка высокое небо.
Если у ребенка нет коренных зубов (особенно верхних), нужно будет поставить ему звук «р» от «з». Когда зубы вырастут, произношение можно будет закрепить любым способом.
Процесс постановки будет более эффективным, если логопеды будут использовать в работе такие игровые приемы, как подражание окружающим шумам (мотор автомобиля, двигатель самолета, рычание тигра, льва, мотор трактора и т. П.)

Постановка звука «рь».
При постановке мягкого рь применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зё, зю. Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука рь сначала ставится твёрдый, а потом мягкий, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять. Не рекомендуется лишь одновременную постановку во избежание смещения. Мягкий звук рь произносится практически без вибрации, одноударно. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный и должен быть максимально закрытым, предложите вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса.

Занятия по постановке звукопроизношения должны проходить по определённой системе, от простого к сложному.

Постановка звука Л; автоматизация звука Л; постановка звука Л", автоматизация звука Л"; дифференциация Л-Л", дифференциация звуков [л], [л’] - [в], [в’].

Постановка звуков Р; автоматизация звука Р; постановка звука Р", автоматизация звука Р"; дифференциация звуков Р-Р"; дифференциация звуков Л, Л" – Р, Р"

Этапы работы:

I . Постановка звука:

    Выполнение артикуляционных упражнений.

    Изолированное произношение звуков: «Самолет гудит», «Пароход», «Рокот мотора», «Стреляющий пулемёт»

II . Автоматизация:

    В слогах:

- В прямых слогах и слоговых рядах:

- В обратных слогах и слоговых рядах:

- В слогах со стечениями и слоговых рядах:

- Игра «Закончи слово»:

- Произнеси слог столько раз, сколько: тебе лет; фигур на листе; хлопков и т.д.

- «Добавь слог»

    В словах:

- В начале:

- В конце:

- В середине:

- Игра «Добавь слово»:

- Игры «Телефон», «Теле­ граф»

- Игра «Запомни и повтори»

- Игра «Подбери словечко»

- Игра «Посмотри вокруг»

- Игра «Назови детенышей у животных»

- Игра «Отгадай слово»:

- Упражнение в образовании множественного числа суще­ствительных

- Подбор родственных слов к существительному

3. В предложениях:

В простых:

- В распространенных:

- Игра «Составь предложения с заданными словами»

- Задание «Ответь на вопрос»:

- В загадках

- В чистоговорках

- В скороговорках

- В стихах

- В рассказах

Л - ла-ла-ла, ла-ло-ла, ла-лу-ла, Л" - ля-ля-ля, ля-ли-ля, ля-лю-ля, Р - ра-ра-ра, ра-ро-ра, ра-ры-ра; Р"- ри-ри-ри, ри-ре-ри, ря-рю-ря…

Л - ал-ал-ал, ал-ол-ал; ол-ол-ол, ол-ал-ол, Р - ар-ар-ар, ир-ир-ир, ар-ор-ар, Р"- арь-арь-арь, арь-орь-арь; орь-орь-орь…

Л - кла-кло-клу-клы; сла-сло-слу-слы… Р - тра-тро-тру-тры, рта-рто-рту-рты, рка-рко-рку-ркы; Р"- три-тре-тря-трю…

Л - Шко.-.^ла,), пи...(ла); Л" - Ю...(ля), Ко. ..(ля); Р- но...(ра), ды...(ра); Р"- Ре-ре-ре - стоит дом на го... (ре).

Ра-ра-ра - начинается иг...(ра), Ры-ры-ры - у мальчика ша...(ры)…

Л - лак, лад, лаз; Л" - лязг, лямка, Ляля, лягать, лягушка; Р - рак, рад, раз; Р"- рис, риф, Рита…

Л - бал, дал, вал; Л" - даль, шаль, жаль, Р - бар, пар, удар; Р"- царь, дикарь, сухарь…

Л - юла, акула, халат; Л" - омлет, полено, колено; Р - Ира, фара, нора; Р"- варить, морить, сорить…

Л - Не послушал зайка папу - отдавили зайке... (лапу). Л" - Часто к озеру напиться ходит рыжая... (лисица). Р - В аквариуме плавают... (рыбки).

В игре «Телефон» дети говорят слова со звуком друг другу на ухо, а в игре «Телеграф» - произносят слова по слогам.

Взрослый предлагает ребенку ряд слов, которые нужно за­помнить и повторить (сначала предъявляются предметные картинки, а затем слова предъявляются на слух).

На полу лежат карточки, на которых написаны слова. Де­тям предлагается собрать карточки со словами, в которых есть заданная буква. Дети читают то, что написано на карточках.

Назови предметы и игрушки, в названиях которых есть заданный звук звук.

У льва... (львята), у лисы... , у лягушки... , у соболя... , у тюленя... , у оленя...

Р - (Р)...ысъ, забо...(р), (р)...ыба, (р)...ак….

Ряд - ...(ряды), зверь - ...(звери), дверь - ...(двери)

Береза - березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк.

Л - Слон заснул; Л" - Коля пилит, Р - Рыбак рыбачит….

Л - Вол был зол, Л" Соль насыпали в солонку, Р - Рома поймал рыбу

Л - Чем едят суп? - Чем моют руки? Л" - Где растет лен? Р - - Где растут огурцы, горох, петрушка и помидоры?

Дифференциация звуков:

В слогах;

В словах;

Словосочетаниях;

В предложениях;

В загадках;

В чистоговорках;

В рассказах.