Сохранение культурных традиций стран в условиях евроинтеграции. Культурная политика евросоюза


Культурная политика Евросоюза.

Современный расцвет культуры в странах Европейского Союза сопряжен с выдвижением на первый план общеевропейских, единых для всех европейских культур черт и традиций при сохранении устоявшегося их многообразия и специфики развития.

Евросоюз не перестает быть конгломератом культур, однако современные процессы глобализации не могут не касаться культурно-языковой сферы. Глобализация приводит к размыву культурно-исторического поля Европы, к обеднению самобытных национальных культур стран Европейского Союза, что может привести к утрате культурно-языковой идентичности европейских народов. Отсюда вытекает важная задача защиты и сохранения национальных культур и языка стран-членов Европейского Союза.

Культурный сектор играет ключевую роль с точки зрения своих многочисленных социальных, экономических и политических последствий. Культура всегда была фундаментальной частью процесса объединения Европы.

Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).

Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:

На основе принципов, изложенных в этих документах, были определены пять целей культурной политики:

1. сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.


  • создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;

  • сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;

  • обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных орга-низаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;

  • способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;

  • сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;

  • расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;

  • способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.
2. поощрять творчество и участие в культурной жизни.

Задачи для достижения данной цели:


  • обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;

  • укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;

  • обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;

  • пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;

  • изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.
3. защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.

Задачи для достижения данной цели:


  • выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направ-ленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;

  • усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;

  • всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвраще-ния и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;

  • обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территория-ми, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;

  • напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;

  • предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.
4. способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.

Задачи для достижения данной цели:


  • рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;

  • внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с наси-лием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частно-сти поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;

  • способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;

  • разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;

  • пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;
5. предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.

Задачи для достижения данной цели:


  • поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на на-циональном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;

  • применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте.
Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения) .

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

Поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;

Социальная поддержка работников культурной сферы;

Сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40%.

На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.

Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.

Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.

Исторически сложилось так, что культурная политика была проводником – возможно, наиболее важным, для понимания идентичности национального самосознания в современной Европе. Уже с конца 17-го века культурная политика европейских стран создавала не только рамки для существования искусства, но и, что более важно – для создания, эволюции и понимания национальной идентичности и культуры в государстве. Культурная политика имела решающее значение для территориального единства, единства языка и всей нации, для укрепления национальных идеологий и самосознания общества, что свойственно европейским народам и сегодня.

Национальное строительство с помощью культурной политики до сих пор имеет большое значение. Например, в Дании министерство культуры имеет канонический список национальных монументов, которые определяют облик страны. Усиление внимания к культурному наследию Дании стало основным направлением культурной политики последних лет. В Нидерландах правительство учредило национальный культурный канон после многих лет доминирования мультикультурализма. Есть предложения учредить и культурный канон Евросоюза.

В Великобритании новые лейбористы и левые движения обсуждают перспективы «прогрессивного национализма» как ответ на культурную политику англо-саксонских консерваторов и их националистические предложения. Франция создала Министерство иммиграции и национальной идентичности. Польша стала примером создания национального самосознания на основе католицизма. В Сербии радикальные нео-националистические движения развиваются, используя мифы и требования вернуть утраченные территории.

Неоднозначная статья 301 в криминальном кодексе Турции, наказывающая оскорбления «турецкости», была лишь косметически подправлена турецким парламентом в апреле 2008. Сегодня она наказывает оскорбления в адрес «турецкой нации».

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой вызывают острые споры. В 2008 году конституционный суд Турции признал правительственное предложение, чтобы женщины-мусульманки появлялись на улице только в платках, несоответствующим конституции, которая определяет страну как светское государство.

Противоречия между светской и религиозной культурной политикой также заметны и в культурной политике Дании – кроме прочего, в возрождении правительством национального духа и публикации датского культурного канона. С другой стороны, Евросоюз все активнее настаивает на общеевропейской культурной политике, основанной на единстве в разнообразии и диалоге культур. Конвенция о защите и развитии разнообразия культур уже ратифицирована большинством европейских государств.

В то же время, конфликты и противоречия между целями культурной политики в ЕС поднимают ряд важных вопросов об идентичности, национализме и целях культурной политики.

Культурная политика сама по себе является ценным источником информации, если вам нужно понять развитие институтов коллективной памяти и ту парадигму (национальную или мультикультурную), которая доминирует в данном обществе. Культурная политика отражает доминирующий набор ценностей, как в отдельном государстве, так и в международном сообществе.

До заключения Маастрихтского договора, культурная политика имела следующие особенности.

Развитие наднациональной европейской культуры как главная цель культурной политики.

Экономическое и техническое использование искусства и культуры.

Наднациональная организация сверху-вниз, поскольку тогда не было особой близости между политикой и культурой.

После Маастрихта культурная политика получила другие приоритеты.

Множество целей, с подчеркиванием важности разнообразия национальных культур.

Усиление культурного сотрудничества в Европе через сети самоорганизации.

Выполнение принятых решений общими усилиями.

В настоящее время пока не заметно больших сдвигов в культурной политике, поскольку сохраняется автономия стран-членов, самостоятельно определяющих национальную культурную политику, и есть общие цели ЕС. С тех пор было принято только несколько поправок к статьям Маастрихтского договора.

Однако, хотя в странах-членах и оживились национальные чувства, в различных документах ЕС после Маастрихта подчеркивается значение мультикультурализма, культурного разнообразия и межкультурного диалога.

Например, в Амстердамском договоре было добавлено мультикультурное измерение в отношении Бельгии. Бельгия – страна с двумя языками, пожелала, чтобы определение культуры было не таким однозначным. Отдельной статьей были определены ключевые принципы государственной службы, хотя и с оговорками. В Лиссабонском договоре была подчеркнута важность открытости культур.

Фактически ЕС после Маастрихта стал успешным культурно-политическим игроком мирового уровня в борьбе за авторское право. Активное участие он принимал и в подготовке и ратификации Конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия. Есть множество вопросов культурной политики, с которыми отдельным странам трудно справиться. Пример тому – международное законодательство по кинопрокату. Здесь Евросоюз показал себя успешным борцом за свободу художественного самовыражения.

С другой стороны, если смотреть с национальной точки зрения, то можно сказать и так, что общая культурная политика ЕС является препятствием для национальной свободы в создании и развитии различных форм национализма.

В 2006 году глава Европейской Комиссии, Баррозу, произнес речь, в которой он заявил, что будущее Европы в значительной мере зависит от ее культуры. «Идентичности становятся размытыми, и чувство принадлежности требует новых концептов множественного гражданства и идентичности, которые не требуют быть против чего-либо». Так что в близком будущем вопрос культурной идентичности, похоже, станет ключевым.

На пути к светлому будущему Евросоюза стоят многие неоднозначные тенденции – с одной стороны, разнообразие культур считается богатством, а с другой, это разнообразие мешает и способствует росту национализма. На передний план выступили и другие вещи, особенно после отказа Голландии и Франции одобрить Конституционный договор ЕС. Отказ Ирландии от Лиссабонского договора в 2008 году еще раз подтвердил влияние национализма на политику в целом и на культурную политику – в особенности.

Вопросы культурного разнообразия, мультикультурализма и прав стран-членов на развитие национального измерения культурной политики являются одним из наиболее деликатных, парадоксальных и сложных вопросов в Евросоюзе. Граждане европейских стран с готовностью слушают разговоры о культурном разнообразии Европы. С другой стороны, они считают священным право каждой страны на сохранение своей культуры. При всем разнообразии народов, языков, культур и традиций, однако, никто толком не знает, что означает «культурный плюрализм».

Не проведя основательной общеевропейской дискуссии по национализму и мультикультурализму, будет трудно начать обсуждение проблем культурной политики, поскольку культурная политика в основном опирается на совокупность национальных историй стран-членов ЕС.

Сегодня прежние амбиции, существовавшие в ЕС до Маастрихтского договора – создать европейскую монокультуру, общеевропейский культурный канон, отброшены. Новые европейские культурные каноны подчеркивают единство Европы, несмотря на культурное разнообразие.

В узком смысле, культурная политика выглядит инструментом администрирования искусствами. В более широком смысле, культурная политика имеет дело с группами интересов и историей идей, с отношениями власти, борьбой экономических и политических интересов в производстве и символическом обмене в обществе.

Если мы выбираем это широкое определение культурной политики, то нынешняя дискуссия поднимает ряд серьезных вопросов – научных и политических, касающихся идентичности, национализма и культуры.

Те изменения, и те проблемы, что затрагивают национальные государства и регионы в Европе, показывают, что важность национального измерения культурной политики нельзя свести к европейской интеграции и глобализации. Как раз наоборот, усиление евроинтеграции и организаций типа ООН, ВТО и ЮНЕСКО, похоже, стимулируют рост национализма. Это особенно заметно в дебатах по конвенции ЮНЕСКО о защите и развитии культурного разнообразия, которая была ратифицирована в 2006-2007 годах большинством стран-членов ЕС.

Конвенция требует защищать и развивать культурное разнообразие, что вызвало широкую мировую дискуссию о том, действительно ли конвенция будет защищать существующие национальные культуры, или служит развитию мультикультурализма и прав отдельных индивидов, снимая национальные границы?

Министерства культуры в диктаторских государствах Африки, а также многие демократические страны, поддержали первую точку зрения. Совет Европы предпочитает второй взгляд на конвенцию. ЕС является менее уверенным в своем отношении к международной культурной политике. То же самое можно сказать и о большинстве европейских стран.

Кто победит в этой войне интерпретаций, тот и будет определять культурный пейзаж Европы и всего мира. Подводя итог, в ближайшем будущем будут доминировать такие вопросы: какая парадигма идентичности, нации и национализма будет отражена в культурной политике, идеологии и практике европейских стран и всего Евросоюза? Каковы последствия этого? Возможно ли разработать альтернативные парадигмы и культурные практики, которые заменят существующие представления о нации, идентичности и государстве?

Несмотря на то, что в настоящее время культура признается одним из приоритетных направлений евроинтеграции, изначально подобная роль ей не отводилась. Скорее даже наоборот, сфера культуры была практически полностью исключена из планов отцов-основателей Евросоюза. Так, приписываемые одному из них - Жану Монне слова о том, что если бы возникла необходимость начать евроинтеграцию заново, он бы начал с культуры, являются не более чем мифом, созданным в 1980-х годах министром культуры Франции Жаком Лангом. Действительно, первой организацией, давшей начало евроинтеграции, было, созданное в 1951 году Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли государств - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

В дальнейшем эти же страны создали еще две организации - Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1957 году, которые наряду с ЕОУС явились предшественниками Европейского союза. Как видно даже из названий данных организаций, евроинтеграция на начальных этапах была преимущественно экономическим проектом. Так же преследовались и политические цели - план министра иностранных дел Франции 1948-1953 гг. Робера Шумана, реализация которого привела к созданию ЕОУС, предполагал искоренение давнего соперничества Франции и Германии. По мнению Шумана, «совместные производственные связи будут означать, что любая война между Францией и Германией отныне станет не только немыслимой, но и практически невозможной».

Однако, еще до создания этих объединений, был создан Совет Европы, который отличался от них двумя важными элементами. Во-первых, он отражал более широкое понимание Европы, нежели то, которое вкладывали в него отцы-основатели евроинтеграции, а во-вторых, предполагал сотрудничество в культурной и социальной сферах. Уже в 1954 году данной организацией была принята «Европейская культурная конвенция», которая заложила основы европейского сотрудничества в области культуры, образования, молодежной политики и развития спорта. Стоит заметить, что в данном документе культура рассматривалась не в социоантропологическом смысле, включающем полный диапазон ценностей, верований, традиций и обычаев страны или группы людей, а как «высокая культура», относящаяся к занятиям в области искусств и духовных достижений. Принятая Конвенция заложила основы европейского сотрудничества в области культуры и образования. Конвенцией предусматривалось положение о поощрении изучения гражданами языков, истории и культуры договаривающихся государств. Кроме того, Конвенция установила принцип доступности к культурным учреждениям и публичности представления культурных ценностей. Для реализации этих положений в Конвенции была закреплена норма о необходимости содействия передвижению и обмену предметами, имеющими культурную ценность. Изначально Конвенция была подписана 14 государствами, 6 из которых - Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция, к тому времени уже были объединены под эгидой Европейского объединения угля и стали.

Тем не менее, данная конвенция практически не имела какого-либо значимого влияния, и не смогла изменить взгляды на роль культуры в евроинтеграции внутри Европейских Сообществ. Подобная ситуация продолжалась практически 20 лет. Изменению отношения к культуре способствовало несколько факторов. В 1973 году членами Европейских сообществ, помимо изначальной «шестерки», стали еще три государства - Великобритания, Дания и Ирландия. Учитывая то, что страны-основательницы Европейских сообществ и так не являлись едиными в культурном плане, данное расширение принесло еще большее разнообразие.

Так же, как уже было отмечено, именно в это время происходит активное обсуждение вопросов культурной политики на международном уровне под эгидой ЮНЕСКО. К тому же, произошедший в условиях общества потребления пересмотр взглядов на культуру не мог не повлечь за собой интерес к ней со стороны руководителей Европейских Сообществ. Уже с 1969 года начались совместные обсуждения вопросов культуры главами государств и правительств стран-членов ЕЭС, а в Европарламенте в 1974 году был сформирован Комитет по вопросам культуры.

Так же в 1970-е годы активно начинает обсуждаться вопрос общеевропейской идентичности, что так же явилось немаловажным фактором в деле формирования культурной политики ЕС. 14 декабря 1973 года в Копенгагене была принята «Декларация европейской идентичности». Именно данную дату принято считать началом официального дискурса по вопросам европейской идентичности. В данном документе говорится о том, что подписавшие его «девять европейских государств могут быть разобщены своей историей», тем не менее «преодолели свои прошлые распри и решили, что единство - это главная необходимость европейцев, чтобы обеспечить выживание их общей цивилизации». То есть акцент был сделан именно на «цивилизационную» идентичность, которая выражается в приверженности «общим ценностям и принципам» и «разнообразии культур в рамках общей европейской цивилизации».

Помимо того, для более четкого определения границ «европейской цивилизации» несколько статей были посвящены взаимоотношениям «девятки» с другими государствами, которые не входят в их число - США, Япония, Китай, Канада, СССР, страны Ближнего Востока, Восточной Европы, другие страны Азии и Латинской Америки.

Так же в документе, отмечается, что неотъемлемой частью европейской идентичности являются «общий рынок, основанный на таможенном союзе, общие политические институты и механизмы для сотрудничества. По сути, данная декларация и, соответственно, европейская идентичность в 1973 году была создана скорее для того, чтобы поддержать веру в Европейское сообщество, пересмотреть его роль в международном порядке, а так же поддержать Еврокорпоративистские меры.

В январе 1976 года был опубликован значимый для истории евроинтеграции документ, автором которого являлся бельгийский премьер-министр Леонард Тиндеманс - «Доклад о Европейском Союзе» («Доклад Тиндеманса»). Тиндеманс заявил о нежелании видеть «технократическую Европу», указав на необходимость построения Европы для граждан.

В докладе было заявлено, что деятельность Европейского Союза должна охватывать в том числе «области образования и культуры, новостей и связи», а его целью является «дать европейцам личное и конкретное представление о европейской реальности, детальное знание языков и культур, так как они представляют собой общее наследие, которое Европейский Союз стремится защитить».

Таким образом, за Сообществом впервые признавалась роль актора в сфере культуры, а сохранение общего наследия, которое составляли языки и культуры, было признано одной из главных целей, которая остается таковой и в настоящее время. Что же касается европейской идентичности, в «Докладе Тиндэманса» акцент все еще делается на «внешнюю» идентичность, поскольку в тексте указано, что «европейская идентичность не будет приниматься во внешнем мире до тех пор, пока европейские государства будут иногда выступать совместно, иногда разобщено».

Сам «Доклад о Европейском Союзе» не повлек за собой конкретных действий по реализации его положений, касающихся культуры. Тем не менее, в следующее десятилетие Европейской комиссией было издано три сообщения, которые стали очередными вехами в официальной риторике ЕС о культурной политике, и, наконец, привели к ее фактической реализации. Первое из них было опубликовано в 1977 году. В данном сообщении отмечалось, что «поскольку культурный сектор не является культурой, то общественные действия в сфере культуры не является культурной политикой». Это подразумевало, что культурная политика должна реализовываться в рамках экономической или социальной политики, которые уже находились в компетенции Сообщества. Поэтому внимание в первую очередь предполагалось уделять «культурным индустриям» и специальным начинаниям, касающимся производства и распределения культурных ценностей, а так же вопросам подготовки и условий работы операторов культуры. Даже инициатива по сохранению архитектурного наследия была сформулирована в качестве опоры для восстановления промышленности и с точки зрения вероятного воздействия на окружающую среду.

Второе сообщение «Усиление действий Сообщества в культурной сфере» (Stronger Community Action In The Cultural Sector. Communication to Parliament and the Council), изданное в 1982 году, в целом, не изменило ситуацию в отношении культурной политики. Государства, входящие в сообщество, особенно его новые члены - Великобритания и Дания, были скептически настроены к деятельности ЕС в сфере культуры, так как традиционно в этих странах государственное вмешательство в нее было минимальным. Во многом ошибка авторов сообщения заключалась в том, что его риторика явно содержала направленность на строительство, или скорее «пробуждение» европейской идентичности. Подобная инициатива выглядела слишком претенциозной попыткой строительства общеевропейского государства, которое было неприемлемо даже для тех стран, которые вполне бы согласились на менее грандиозные планы.

Перед тем как было выпущено третье заявление, в 1983 году была принята «Торжественная декларация о Европейском Союзе» или «Штуттгартская декларация», явившаяся поворотным моментом, определившим формирование культурной политики Евросоюза. В данном документе культура была окончательно признана одной из сфер европейской интеграции, поскольку в пункте 1.4.3 признавалась необходимость «более тесного сотрудничества по вопросам культуры», а пункт 3.3 определял области культурного сотрудничества в рамках сообщества. Такими областями признавались: развитие деятельности Европейского фонда и Европейского Университетского института во Флоренции; более тесное сотрудничество между учреждениями высшего образования, в том числе обмен преподавателями и студентами; активизация обмена опытом, особенно среди молодежи, и развитие преподавания языков государств-членов сообщества; повышение уровня знаний о других государствах-членах Сообщества и осведомленности об истории и культуре Европы, для того, чтобы активизировать европейское сознание; рассмотрение целесообразности проведения совместных действий по защите, поддержке и сохранению культурного наследия; рассмотрение возможности содействия совместной деятельности в распространении культуры, особенно в отношении аудиовизуальном секторе; более обширные контакты между писателями и художниками государств-членов и широкое распространение их произведений как внутри, так и за пределами Сообщества; более согласованная культурная деятельность в третьих странах, в рамках политического сотрудничества.

Так же, данная декларация знаменовала собой переход к новому взгляду на европейскую идентичность, который отличало от предыдущего две главные особенности. В «Торжественной декларации» европейская идентичность никак не связана с отношениями Сообщества с другими странами, которые не являются его членами, не относятся к «европейской цивилизации». Во- вторых, был определен новый подход, который можно назвать «культурным», в рамках которого общее культурное наследие признавалось элементом европейской идентичности.

Через два года после принятия «Торжественной Декларации» в составе Европейской Комиссии, возглавляемой Жаком Делором, была учреждена должность Комиссионера Культуры и Генеральный Директорат Культуры. При их непосредственной поддержке были начаты несколько культурных инициатив. Одной из них явилась кампания «A People"s Europe». Данное понятие появилось еще в 1970-е годы и использовалось в противовес «Европе Торговцев» («Traders" Europe»), в которой Единая Европа напрямую связана с общим рынком. Сторонники же «Народной Европы» в 1970-х - начале 1980-х гг. выдвигали предложения об общих гражданских и политических правах для всех, предоставлении гражданства ЕС, стандартизации паспортов, устранении контроля на государственных границах внутри Сообщества.

В 1984 году главы государств и правительств государств-членов сообщества заявили о своем желании укрепить идентичность и имидж Европы среди своих граждан и по всему миру. С этой целью была создана рабочая комиссия по инициативе «Народной Европы», которую возглавил итальянский евродепутат Пьетро Аддонино. По результатам ее работы Пьетро сделал два доклада, которые были представлены в 1985 году. Первый включал в себя предложения по улучшению свободного передвижения людей, взаимному признанию дипломов о высшем образовании и введению европейского профессионального свидетельства о подготовке для всех квалифицированных рабочих. Во втором были затронуты такие вопросы, как право на подачу жалобы для европейских граждан, сотрудничество между университетами и программы обмена студентами.

Основной же темой докладов являлось использование символов Единой Европы: синего флага с золотыми звездами, европейского гимна, почтовых марок с европейскими эмблемами. В итоге 30 марта 1985 года Европейский Совет принял принцип взаимного признания дипломов о высшем образовании, 29 мая 1986 года синий флаг с 12-ю звездами был принят в качестве официального флага ЕС. Так же были приняты меры по содействию свободному перемещению экономически неактивных лиц (студентов, пенсионеров и т.д.) и доступ к занятости на государственной службе для всех граждан, которые являются гражданами государства-члена Сообщества.

Как видно из содержания данной инициативы акцент дискурса европейской идентичности к середине 1980-х годов окончательно смещается от Европы как политического союза национальных государств к Европе как сообществу граждан. Тем не менее, в важнейшем официальном документе этого периода - Едином Европейском Акте (1986) все еще прослеживается влияние старого взгляда на идентичность. Так в его тексте указано, что «более тесное сотрудничество по вопросам европейской безопасности способно внести существенный вклад в формирование европейской идентичности в области внешней политики». Во многом подобное несоответствие объясняется тем, что именно в это время, в официальном дискурсе европейской идентичности начинает господствовать подход, который позднее будет выражен формулой «единство в многообразии». Он появляется в силу того, что в это время официальные органы ЕС в своей риторике пытались объединить 2 различных подхода к трактовке европейской идентичности - коллективно-корпоратистский, господствовавший в 1970-х годах и индивидуально-либеральный, ставший основным к середине 1980-х.

Попытка их интеграции свидетельствует о стремлении сохранить акцент на индивидуальности, добавив при этом в социальный аспект, а так же утвердить местный, региональный и национальный уровни как составные блоки европейской идентичности. То есть, единство в разнообразии использовалось для обращения к диалектике между свободой и равенством, становясь скорее чем-то вроде «равенства в свободе». Таким образом, Единый Европейский Акт в этом отношении стал своего рода попыткой уйти от крайне либеральных форм «разнообразия» и ввести в официальный дискурс равенство и социальную справедливость.

Наконец, третье заявление Европейской комиссии, носившее название «Свежий импульс для развития культуры в Европейском сообществе» (A Fresh Boost for Culture in the European Community) было выпущено в 1987 году. Учитывая все изменения, произошедшие в отношении Содружества к вопросам культуры, оно содержало рекомендации для государств-членов на следующее пятилетие. Так, в очередной раз было подтверждено, что «увеличение культурной деятельности в настоящее время является политической, а также социальной и экономической необходимостью». В отличие от Единого Европейского Акта, в котором говорилось лишь об идентичности в сфере внешней политики, в заявлении Еврокомиссии речь идет о культурной идентичности. В тексте данного документа она признается «основой Европейского союза, имеющего цели помимо экономической и социальной интеграции», и определяется как «коллективный плюралистический гуманизм, основанный на демократии, справедливости и свободе» и «выраженный в многообразии местных, региональных и национальных культур».

Пятилетие, в течение которого планировалось претворять в жизнь рекомендации «Свежего импульса для развития культуры в Европейском сообществе», завершилось в 1992 году, в котором был подписан «Договор о Европейском союзе» в Маастрихте, открывший новую страницу не только в истории культурной политики ЕС, но и всей евроинтеграции. К этому моменту в состав Сообщества уже были приняты Греция, Испания и Португалия, доведя, таким образом, количество государств-членов до 12.

В вопросах культуры Маастрихтский договор является ярким примером попытки воплощения формулы «единство в разнообразии». Сообществом на первый план выдвигалось общее культурное наследие, при этом «расцвет культур государств-членов» должен достигаться только с уважением к «национальному и региональному разнообразию». Так же стоит отметить, что в Маастрихтском договоре много внимания уделено вопросу о европейском гражданстве, что свидетельствует о стремлении руководства ЕС установить связь между людьми и европейскими структурами, формируя при этом европейскую идентичность как гражданскую. В то же время, единая культурная идентичность всех граждан ЕС не подразумевается, а, наоборот, поддерживается их многообразие, осознание которого и должно стать одним из составляющих европейской гражданской идентичности.

Таким образом, следует заключить, что Маастрихтский договор стал итогом многолетней эволюции взглядов на роль культуры и европейской идентичности. Культура, изначально полностью исключенная из планов европейской интеграции, в 1992 году была официально признана ее важнейшей составляющей.

В немалой степени этому способствовал дискурс европейской идентичности, начало которому положила «Декларация Европейской Идентичности». В данном документе идентичность понималась лишь как «коллективная» характеристика государств-членов Сообщества, определяющая их как единое целое в вопросах международной политики. В дальнейшем, произошла некоторая «либерализация» взглядов на европейскую идентичность, переместившая акцент с государства на человека, с внешней сферы на внутреннюю, ограниченную рамками Сообщества. Маастрихтский договор явился попыткой соединить эти два подхода, для того чтобы обозначить как «единство», так и «многообразие». Соответственно, в 1992 году была окончательно узаконена культура как область интеграции, и, с этого момента можно говорить именно о культурной политике Евросоюза, главной задачей которой с тех пор является реализация принципа «единство в многообразии».

Дальнейшие договоры кардинально не изменили отводимую ЕС и ее институтам роль в сфере культуры. Однако, они внесли немало важных поправок и уточнений, без которых современная культурная политика ЕС не может быть понята. Амстердамский договор 1997 года создал правовую базу для крупных культурных инициатив ЕС и усилил роль Совета ЕС в этих вопросах. Договор, однако, не требовал от государств-членов обязательного согласования их внутреннего законодательств и действующих правил в области культуры. Ниццкий договор, подписанный странами - членами ЕС в 2001 году, так же не внёс существенных изменений в культурную политику Союза, но несколько укрепил основу для разработки и принятия новых инициатив в этой области.

Гораздо более важную роль в формировании Европейской культурной политики сыграла принятая в 2000 году Лиссабонская стратегия развития, с целью превращения Евросоюза в самую конкурентоспособную экономику мира к 2010 году. Тремя приоритетами социально-экономического развития ЕС были названы экономический рост, социальное сплочение и защита окружающей среды. В 2005 на основе результатов, достигнутых за 5 лет, произошел пересмотр Лиссабонской стратегии.

Новая редакция была сконцентрирована на стимулировании экономического роста и повышении уровня занятости, в том числе в высокотехнологичных отраслях, с помощью реформ, направленных на увеличение гибкости рынков труда. В то же время были изъяты цели в области экологических проблем и социальных программ. В рамках Лиссабонской стратегии в 2007 году была принята Европейская стратегия для сферы культуры, основанная на трех принципах. Первый принцип - культурное разнообразие и межкультурный диалог, призывает Европейский союз и другие стороны работать вместе над усилением межкультурного диалога. Для этого необходимо развивать мобильность деятелей культуры и произведений искусства на всей территории ЕС. Второй принцип - культура как катализатор творчества, подчеркивает роль культуры как творческого стимула, необходимого для экономического развития и занятости, и этот принцип является составной частью Лиссабонской стратегии. Наконец, согласно третьему принципу - продвижение культуры как жизненно важного компонента международных связей Европейского союза, ЕС должен активизировать интеграцию европейской культуры в систему международных связей Европы с другими регионами и странами.

Так же подписанный в 2007 году Лиссабонский договор внес некоторые изменения в роль ЕС в сфере культуры. Ранее декларировавшееся лишь как общий принцип функционирования, сохранение культурного наследия в Лиссабонском договоре признается целью деятельности ЕС. Так же договор наделяет ЕС полномочиями по поддержке, координации и дополнению деятельности государств-членов ЕС в сфере культуры.

В 2010 году взамен Лиссабонской стратегии Евросоюзом была принята стратегия «Европа 2020», которая во многом определяет культурную политику ЕС в данный момент. Основные цели стратегии «Европа 2020» были выделены в следующих областях: обеспечение занятости, инновации, образование, социальная интеграции и климат/энергетика. Каждая из которых имеет непосредственную связь со сферой культуры. Поэтому действующие культурные программы ЕС напрямую связаны с реализацией стратегии «Европа 2020».

Таким образом, за время, прошедшее с начала интеграционных процессов в Европе роль культуры в них, неизменно росла. Первоначально приоритетными направлениями являлись экономика и политика. Однако, в ходе эволюции взглядов на евроинтеграцию, а также в связи с изменением роли культуры в жизни общества, ей стала отводиться не менее значимая роль, что было закреплено во всех основополагающих договорах ЕС, начиная с Маастрихтского. Основными направлениями культурной политики ЕС были признаны активный культурный обмен, как внутри Сообщества, так и вне его, а также сохранение и распространение культурного наследия и разнообразия.

Помимо этого, была признана важнейшая роль культуры в достижении социально-экономических целей ЕС, в таких направлениях как социальная справедливость, рост занятости в культурной отрасли, защита окружающей среды.

Государственно-институциональная западноевропейская интеграция формирует политику культуры Европейского Союза с целью регулирования культурного рынка, или «область культуры», под которой понимается совокупность предприятий и частных лиц («индустрия культуры»), а также эксплуатация потребления и экспорт культурных ценностей. Не внедряясь в содержательную, идеологическую часть культурного пространства, ЕС проводит в основном прагматическую политику культуры, стремясь ограничить влияние других цивилизаций и негативные моменты коммерциализации культуры, сохранить европейские культурные ценности и наследие. Таким образом, поддерживая свободный рынок культурной продукции, она создает благоприятные условия именно для европейской культурной продукции и европейской культурной сферы в целом. Европейская политика культуры имеет три основных направления:

    • поддержка национального рынка культурных ценностей, индустрии культуры, национальных промыслов;
    • социальная поддержка работников культурной сферы;
    • сохранение европейского культурного наследия.

Суть этой политики - придание европейскому культурному процессу транснационального характера, «европеизация» культурной сферы, сохранение европейской культурной самобытности.

В настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее - Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается 64 правовых акта, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом. Во-первых, это 6 нормативно-правовых документов, входящих в блок первичного законодательства. Во-вторых, это 38 документов из блока вторичного законодательства. И 21 резолюция, принятых министрами по делам культуры в рамках Совета ЕС (блок дополнительного законодательства).

Важным моментом в культурном законодательстве ЕС является положение статьи № 151 ДЕС, в которой говорится, что Совет ЕС может принимать решения лишь о мерах поощрительного характера, что исключает какую - либо гармонизацию законов и правил государств - членов Сообщества, способствует взаимодействию с третьими странами и международными организациями, такими как Совет Европы и ЮНЕСКО. Большинство проектов ЕС открыты для стран - кандидатов и государств, с которыми подписаны соглашения о культурном сотрудничестве, включая Россию. Культурная политика Евросоюза, как и сама европейская культура, развивается под воздействием двух разнонаправленных тенденций: к консолидации и интеграции, с одной стороны, и к сохранению национальных особенностей и культурного многообразия - с другой.

Еще в 1974 г. Европейский парламент принимает специальное решение о защите культурного наследия стран - членов Европейского экономического сообщества (Рекомендация Еврокомиссии государствам-членам относительно охраны архитектурного и природного наследия (№ 76/65/ЕЭС от 20.12.1974 г.)). С момента образования ЕЭС в 1957 г. это было первое такое юридическое решение. Но только с 1993 года Евросоюз основательно взялся за решение культурных проблем.



В период 1990 - 2000гг. было около 2,5 тыс. культурных проектов, разработанных в недрах институтов ЕС. Осуществлению данных проектов на практике было поручено 12 тыс. операторам, специализирующие в сфере культуры, причем все они отбирались только на конкурсной основе.

В июле 1990 года Еврокомиссия опубликовала условия для участия в программе «Европейская культурная сцена» (предвозвестница программы «Калейдоскоп»). В 1994 году данная программа была реорганизована с целью улучшения художественного и культурного сотрудничества между странами, входящими в Евросоюз. Так для поддержки 424 культурных проектов в рамках «Европейской культурной сцены» в период 1990-1995 гг. Еврокомиссией было выделено 1,43 млн. экю.

В 90-е годы культурная политика ЕС включала четыре основных направления: искусство, литературу, сохранение культурного наследия и специальные акции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культура воспоминания и история памяти. Осмысление исторического наследия как сложный социокультурный феномен. Изучение православной культуры России. Проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Мнение студентов об историческом наследии.

    творческая работа , добавлен 19.12.2012

    Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2006

    Классификация объектов культурного наследия и оценка их современного состояния. Комплекс мер по сохранению памятников культурного наследия, роль законодательных, экономических и экологических факторов. Основные современные методы сохранения памятников.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2011

    Культурная политика России в постсоветский период. Непрофессиональное искусство и фольклор как двигатель сохранения и распространения этнической культуры. Роль мемориальных музеев и "мест памяти" в поддержании культурной и региональной идентичности.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Понятие и история развития культуры. Финансирование культурной сферы в РФ. Задачи, функции и структура управления культурой в Нижегородской области. Анализ состояния культурного потенциала региона. Итоги функционирования Министерства культуры области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Классификация объектов культурного наследия РФ. Оценка современного состояния объектов культурного наследия. Роль законодательных и экономических аспектов, экологических факторов. Комплекс мер по сохранению объектов культурного наследия.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2006

    Значение культурного наследия. История развития культурных традиций Астраханского края. Храмы и монастыри города. Проблема возрождения и сохранения культурного наследия Астраханского края. Государственная политика в сфере охраны культурного наследия.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2009

    Законодательная и управленческая практика сохранения недвижимых объектов культурного и природного наследия за рубежом. Деятельность международных организаций в сохранении культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Италии и Франции.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2013

Иванова Анна

В работе представлены культурные традиции Чехии, которые сохранились до наших дней.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сохранение культурных традиций Чехии в условиях евроинтеграции.

Европейский Союз создавался, прежде всего, на экономической основе, а не на принципах культурного сотрудничества. Культурная политика разрабатывалась в ЕС постепенно, в течение довольно долгого времени. Европейская Комиссия занималась охраной культурно-исторического наследия, предоставлением творческих стипендий, поддержкой литературного перевода, отдельными культурными мероприятиями. Все это финансировалось за счет Европейского социального фонда, Европейского регионального фонда развития и т.д.

Определена юридическая основа, которая позволяет Европейскому Союзу осуществлять деятельность, способствующую «процветанию культур государств-членов при уважении их регионального и национального разнообразия и признании их общего культурного наследия».

В настоящее время у Европейского Союза достаточно широкий диапазон деятельности в сфере культуры:

Поддержка творчества во всем его многообразии и содействие экономическому развитию различных направлений творчества;

Укрепление чувства принадлежности к европейскому сообществу при уважении разнообразия национальных и региональных культурных традиций;

Упрощение доступа европейских граждан к культуре как фактору социальной интеграции;

Поддержка практики культурного обмена на некоммерческой основе;

Использование потенциала культуры в сфере занятости;

Пропаганда культурного разнообразия стран-членов ЕС;

Содействие распространению европейской культуры в мире.

Подавляющая часть общеевропейских мероприятий содержит культурную составляющую.

В условиях евроинтеграции в Чехии так же, как в любой другой стране, сохранились культурные традиции и обычаи.

Чехия имеет огромную, славную историю, период существования которой охватывает около 1500 лет. Чешская история включает в себя величайшие достижения не только всей Европы, но и всего мира. Уникальность культуры Чешской Республики состоит в том, что, несмотря на происходившие изменения в течение многих веков, она сохраняла свою самобытность и индивидуальность. И не важно, были ли это смена правительства, война или массовые протесты, сердца чехов оставались верными своим ценностям, традициям и интересам. В Чехию невозможно не влюбиться с первого взгляда. Такая маленькая на первый взгляд, но такая колоритная, насыщенная культурными традициями страна.

Национальные традиции Чехии выражаются, в первую очередь, в шумных массовых праздниках со старинными обычаями и древними легендами. Их очень любят рассказывать чехи всех возрастов, причем создается стойкое впечатление, что они в них действительно верят. Культура и традиции Чехии – это еще и старинные танцы, которые принято танцевать на массовых мероприятиях и личных праздниках. Вообще же в этой стране до сих пор традиции и культура пропитаны языческим прошлом. Основным семейным праздником безусловно является Католическое Рождество. Начало рождественских каникул чехи называют «Щедрый день». В этот день существует традиция и в Праге, и других крупных городах покупать живых карпов и выпускать их на волю. И если самый главный в Чехии праздник – католическое Рождество, то самый веселый - Масленица с блинами и гуляньями. Чешская культура напоминает русскую, ведь у наших народов были одни предки. Также день святого Вацлава для всех чехов является праздником государственности. В этот день славят великого князя чешского Вацлава, небесного покровителя Чехии.

Первое, что бросается в глаза в Чехии – это её архитектура, которая всегда занимала приоритетное место. Ей уделялось особое внимание. Возможно, этот факт объясняется изобилием природных строительных материалов. Сегодня страна насчитывает несколько тысяч дворцовых комплексов, замков, соборов, крепостей, исторических памятников всех эпох: от романской, барокко и рококо до эпохи современности. Чехия похожа на один огромный музей под открытым небом, в котором собраны архитектурные шедевры всех стилей и эпох. К романской эпохе относят сооружения с тяжёлым, даже грубым фасадом, сложенным из глыб. Понурые узкие окна и закруглённые порталы. Ярким примером этого периода являются базилика св. Петра и ротонда Св. Мартина. Период романизма сменяет готика, когда повсеместно начинают использовать камень и строить готические соборы посреди городских площадей. Высокие сооружения с мощными стенами, узкие окна с витражами: собор Св. Барбары (Кутна Гора). В эпоху Возрождения и маньеризма появились такие архитектурные шедевры, как Владиславский зал в Пражском Граде для светских празднеств, Королевский дворец «Летоградек».

Также значимое место занимало литературное творчество. Современная чешская литература начала развиваться лишь в девятнадцатом веке. Карел Гинек Маха был первым чешским писателем-современником. Всемирной известностью пользуются книги таких писателей, как Карел Чапек, Алоис Йирасек. Чехи - читатели-энтузиасты. Довольно часто можно встретить людей, читающих на автобусных и железнодорожных станциях в ожидании транспорта.

Чехии, как и многим европейским странам, интегрированным в ЕС, повезло с сохранением своей самобытности и культурных традиций. Жители этой страны, отдавая дань уважения своей истории, сохранили свою культуру.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочи Подготовила: Оденцова Дарья Ученица 8 «А » класса

Сочи Сочи - город-курорт в России, расположен на северо-восточном побережье Чёрного моря (Черноморское побережье России) в Краснодарском крае, на расстоянии 1700 км от Москвы. Сочи является самым крупным курортным городом России, важным транспортным узлом, а также крупным экономическим и культурным центром черноморского побережья России.

Население Постоянное городское население города Сочи - 401 291 чел. (2016), а муниципального образования город-курорт Сочи - 480 215 чел. (2016). По численности населения Сочи занимает 5-е место среди городов Южного федерального округа и 49-е в России.

Экономика Сочи По отраслям и видам деятельность основные фонды распределяются следующим образом: в хозяйственных субъектах здравоохранения и предоставления социальных услуг, культуры и спорта, деятельности организаций отдыха и развлечений, деятельности гостиниц и ресторанов, где представлено в основном курортное хозяйство – 42,7%, транспорт и связь – 17,1%, промышленность – 17%, сельское хозяйство – 1,6%, строительство – 2,0%, торговля – 0,4%, прочие – 18,0%.

Транспортный узел Сочи Сочи является крупным транспортным узлом Юга России. Город обслуживает Международный аэропорт Сочи, семь железнодорожных вокзалов: Сочи, Адлер, Лазаревская, Хоста, Олимпийский парк, Красная Поляна, Лоо и множество железнодорожных платформ для остановки электропоездов. Железнодорожный вокзал Сочи В Сочи два морских порта - Сочинский морской торговый порт и новый грузовой порт Имеретинский. Городской транспорт представлен в основном маршрутными такси, такси и автобусами. Альтернативное направление - прокат и аренда автомобилей.

Культура и искусство Театры, концертные залы Зимний театр Концертный зал «Фестивальный» Летний театр Зелёный театр парка «Ривьера » Сочинский зал камерной и органной музыки. В Зале камерной и органной музыки часто выступают Сочинский симфонический оркестр и другие известные артисты. Сочинский цирк

Фестивали, конкурсы Открытый российский кинофестиваль Кинотавр Международный конкурс молодых исполнителей «Новая волна» Международный фестиваль джазовой музыки Акваджаз. Фестиваль моды Бархатные сезоны Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского творчества «Зимняя Ривьера» Международный летний фестиваль «Легенды Ретро FM», организованный радиостанций «Ретро FM» и телеканалом «Кубань 24»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как продолжительность жизни зависит от окружающий среды и образа жизни.

Образ жизни 49-53 Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации. Предрасположенность к наследственным болезням. Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. Генетика, биология человека Внешняя среда, природно-климатические условия Здравоохранение 18-22 17-20 8-10

Человек – часть природы. Наше здоровье неотделимый компонент от окружающей нас среды, а потому его нельзя рассматривать как нечто независимое. Изменение окружающей среды приведет к изменению здоровья человека.

Существуют следующие экологические факторы, влияющие на здоровье человека: Геофизические Геохимические Биотические

Геофизические факторы: В первую очередь климатические: атмосферное давление, определяемое высотой местности; сухость воздуха и высокая его естественная запыленность; резкие колебания температур; большая продолжительность солнечного сияния и напряженность солнечной радиации.

Геохимические факторы: Недостаток содержания йода в водных источниках и железа в почве; приуроченность к населенным пунктам обогатительных фабриках, связанных с добычей ртути, висмута, мышьяка, свинца.

Биотические факторы: Действие аллергенов, ядов растительного и животного происхождения; воздействие патогенных организмов; наличие полезных животных и растений.

А также на продолжительность жизни человека влияют природно-катастрофические процессы и явления: землетрясения, оползни, наводнения, засухи.