Приложение произведения джона голсуорси. Джон Голсуорси: краткая биография Смотреть что такое "Голсуорси" в других словарях

«Сага о Форсайтах» считается одним из лучших произведений английской литературы двадцатого века. За эту монументальную работу ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Джон Голсуорси, биография которого будет рассмотрена в данной статье, вместе с Кэтрин Эми Доусон Скотт является основателем ПЕН-клуба. Эта организация действует и по сей день, занимается защитой права людей слова беспрепятственно выражать свои мысли.

Родители

Джон Голсуорси родился в 1867 году недалеко от Лондона, в городе Кингстон-апон-Темс, в семье успешного юриста. Его отец любил литературу и искусство. Он зачитывался Диккенсом, Теккереем и высоко ценил Тургенева. Будучи внуком обычного фермера, Джон Голсуори старший не только сумел стать адвокатом, но основал и возглавил несколько промышленных компаний, в том числе заокеанских. Именно от отца писатель унаследовал литературный дар. Что касается его матери, то она была дочерью крупного фабриканта.

Джон Голсуорси: биография в молодые годы

Еще подростком будущий лауреат Нобелевской премии решил продолжить семейную традицию. Он окончил привилегированную школу Харроу, а затем поступил в Оксфордский университет, чтобы стать адвокатом. В университете Джон Голсуорси был известен как успешный спортсмен. Кроме того, в годы учебы он увлекался чтением Диккенса, Теккерея и Мелвилла, любил слушать Бетховена.

По окончании Оксфорда Голсуорси понял, что не хочет заниматься юриспруденцией и отправился за границу. Там он должен был следить за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Встреча с Дж. Конрадом

Джон Голсуорси совсем не горел желанием заниматься бизнесом. Вместо этого он увлекся чтением и путешествиями. Во время одной из поездок на рейсе из Австралии Джон встретил никому не известного тогда Джозефа Конрада (Юзеф Корженевски), который в то время служил помощником капитана. Молодые люди быстро подружились на почве общих интересов. Эта встреча оказалась судьбоносной для Конрада, так как Голсуорси убедил его опубликовать свои рассказы.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Роман длиною в жизнь

Вернувшись в Англию, писатель Джон Голсуорси имел возможность поближе познакомиться с новой родственницей, которая часто посещала его сестер. От них он узнал, что молодая женщина несчастлива в браке, так как кузен Артур ведет себя как мужлан. Именно Ада стала, если так можно выразиться, его крестной матерью в литературе и музой на долгие годы. Во время случайной встречи в Париже миссис Голсуорси посоветовала Джону начать публиковать свои рассказы.

Голсуорси ушел из дома и снял небольшую квартирку, чем вызвал негативную реакцию отца. Однако тот все же решил выделить сыну экипаж и выплачивать ему ежемесячно небольшую сумму. Это позволило Джону спокойно заниматься творчеством. Кроме того, жизнь отдельно от родительской семьи позволила писателю тайно встречаться с Адой, с которой они стали любовниками.

Кстати, то обстоятельство, что молодые люди носили одну фамилию, позволило им путешествовать под видом супругов за рубежом, где их без проблем заселяли в двухместные номера. Однако такие счастливые моменты в их жизни были крайне редкими. Хотя Ада была готова развестись с мужем, Джон понимал, что после того, как она будет свободна, он все равно не сможет на ней жениться, так как такой поступок убьет его отца.

Начало писательской карьеры

В 1897-м вышел первый сборник рассказов Голсуорси «Четыре ветра». За ним последовали романы «Джослин», «Вилла Рубейн» и «Серебряная коробочка». Все они были опубликованы под литературным псевдонимом Джон Синджон. Все эти произведения были написаны в популярной тогда стилистике позднего английского романтизма.

Несмотря на их успех, писатель решил отказаться от этого литературного направления. Под влиянием творчества Диккенса, Теккерея, Мопассана, Тургенева и Толстого Джон Голсуорси замыслил создать цикл реалистичных романов, рассказывающих о судьбе большой семьи, принадлежащей к крупной буржуазии.

Брак

В 1904 году умер отец писателя. В результате Джон Голсуорси, книги которого уже более 70 лет издаются у нас в стране, стал финансово независимым. Он уехал в Италию и несколько месяцев открыто жил с Адой как муж и жена. Это вынудило его кузена Артура дать согласие на развод. В 1905 году Голсуорси смог наконец оформить законный брак со своей любимой женщиной. Большинство родственников и знакомых молодоженов отказались от общения с парой, бросившей вызов викторианской морали. Но Ада и Джон Голсуорси (романы писателя и по сей день популярны во всем мире) были так счастливы, что ничто не могло омрачить их радость.

Первая новелла о семействе, на примере которого Джон Голсуорси решил исследовать проблемы английского буржуазного общества, была опубликована в 1901 году под псевдонимом Джон Синджон. Она была озаглавлена как «Спасение Форсайта». В ней писатель впервые познакомил читателя с мистером Джеймсом. Хотя в новелле он показан мельком патриархом рода, чьи дети и внуки стали героями остальных романов, повестей и новелл, получивших общее название «Сага о Форсайтах». Работа над этими произведениями продолжалась 27 лет. В него вошли:

  • роман «Собственник»;
  • новеллы «Последнее лето Форсайта» и «Пробуждение»;
  • романы «В петле», «Сдается в наём»;
  • цикл «Современная комедия» и пр.

Прототипом одного из героев саги стал кузен Голсуорси Артур. В частности, фрагмент изнасилования жены Сомсом Форсайтом написан на основе событий, произошедших с Адой и ее бывшим мужем.

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Голсуорси-драматург

Писатель создал также несколько пьес, которые с успехом шли на многих сценах Великобритании, Европы и США. В его произведениях поднимались вопросы социального неравенства в британском обществе. В «Серебряной коробочке» писатель прямо говорит, что существуют два закона: для богатых и для бедных.

Много споров вызвала и пьеса «Справедливость», в которой Голсуорси выступал за судебную реформу. Она произвела большое впечатление на Уинстона Черчилля, заставив его пересмотреть свои взгляды на тюремную систему.

Мимолетный роман

В 1911 году, когда Джон Голсуорси уже был знаменитостью, в одном из спектаклей по его пьесе участвовала танцовщица и успешный хореограф Маргарет Моррис. Девушка была намного моложе писателя, однако влюбилась в него с первого взгляда. Ее обожание не могло оставить равнодушным сорокалетнего мужчину. Однако их роман остался лишь платоническим. Джон узнал, что Ада в ужасе от того, что может его потерять, и написал письмо Маргарет, в котором сообщил ей о том, что не желает строить свое счастье на трагедии близкого человека.

Последние годы жизни

Джон Голсуорси, биография которого нашла отражение во многих его произведениях, в 1932 году получил Нобелевскую премию по литературе. На момент церемонии награждения писатель был уже тяжело болен, поэтому не принял в ней участие.

Умер Голсуорси в январе 1933 года в Лондоне в возрасте 65 лет вследствие разрастания опухоли мозга.

Группа самых известных литераторов Великобритании того времени выступила с инициативой похоронить прах писателя в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Однако в своих произведениях Голсуорси так часто высмеивал церковь и ее служителей, что в просьбе было отказано. Тогда его останки кремировали и развеяли прах над Англией.

Социальная позиция

Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.

После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.

Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.

Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».

Джон Голсуорси, биография которого представлена в этой статье, является английским драматургом и прозаиком 19 века. Он награжден Нобелевской премией по литературе.

Биография

Джон родился в в 1867 году. Его семья не отличалась бедностью, поскольку отец владел крупной компанией, а также был дипломированным юристом, а мать была дочерью серьезного промышленника.

Джон Голсуорси должен был пойти по стопам отца. Учился в престижной школе Харроу, затем поступил в Оксфордский университет. Среди его основных увлечений были спорт и чтение. Голсуорси даже стал мастером по игре в футбол и крикет. Среди литературных предпочтений были Теккерей, Диккенс.

После окончания университета он не начал юридическую практику, а отправился путешествовать. Формально эта поездка носила деловой характер (семейный бизнес), а на деле Джон Голсуорси просто делал вид, что ему это интересно.

В 1904 году умирает отец, и Джон обретает полную свободу действий.

В 1921 году основал и стал президентом ПЕН-клуба.

Вскоре Голсуорси стали мучить жуткие головные боли. Врачи поставили диагноз - опухоль мозга. Джон не смог присутствовать на церемонии вручения Нобелевской премии из-за своей болезни.

Он скончался в 1933 году в Лондоне. Голсуорси пожелал быть кремированным. Его пепел развеяли с самолета над вершиной Бери-Хилл.

Личная жизнь

Джон Голсуорси был женат, но эта женитьба далась ему нелегко. Ада Пирсон, его избранница, была супругой двоюродного брата Артура Голсуорси.

Джон встретил прелестную Аду на ее свадьбе. А после того как она поверила в его литературный талант - влюбился бесповоротно!

Брак Ады и Артура был несчастливым. Взаимная симпатия Джона и девушки все росла. Влюбленные тайно встречались почти десять лет, а в 1905 году наконец-то поженились.

Ада слишком опекала своего супруга, не отпуская его из поля зрения ни на секунду. Наверное, поэтому в возрасте 44 лет Джон Голсуорси встретил молодую танцовщицу Маргарет. Она влюбилась сразу, писатель просто увлекся, но увидев страдания своей жены, которая чувствовала охлаждение с его стороны, порвал с Маргарет.

Между супругами больше никогда не возникало тех трепетных чувств, что были раньше. Ада считала мужа предателем. Но его смерть просто раздавила бедную женщину.

До самой своей кончины она перечитывала два стихотворения, написанных для нее Джоном, и вспоминала свою любовь.

Литературная карьера

В 1987 году был опубликован сборник рассказов Джона Голсуорси. Второй публикацией стал роман "Джослин". Тогда писатель творил еще под псевдонимом, но все знали, что это Джон Голсуорси. Отзывы о его произведениях были несколько противоречивыми, но не отрицательными, что радовало.

В 1906 году вышла пьеса "Серебряная коробочка", которая стала довольно успешной. Темы, которые писатель поднимал в своих произведениях, касались классовых взаимоотношений, неравенства общества. Его драмы начали ставить в театрах Лондона.

На счету Голсуорси двадцать романов, двадцать семь пьес, три поэтических сборника, множество рассказов и эссе. Но самым главным делом его жизни была "Сага о Форсайтах".

"Сага о Форсайтах"

История семейства Форсайт создавалась с 1906 по 1921 год. Основной темой романов является жизнь социальных классов. Автор симпатизирует своим героям, но не может не говорить об их снобизме, жадности и даже аморальности. Большинство этих качеств было характерно высшему слою того времени.

Джон Голсуорси, фотографии которого печатали во всех лондонских газетах после выхода романов, первым поставил под сомнение идеалы современного общества.

Джон пишет о трех поколениях семьи Форсайтов, многое берет из личной жизни и судеб окружающих его людей.

Этот монументальный труд включает в себя новеллу "Спасение Форсайтов", опубликованную в 1901 году.

  1. Собственник (1906)
  2. В петле (1920)
  3. Сдается внаем (1921).

Между ними притулились интерлюдии 1918 года "Последнее лето Форсайта" и 1920 года "Пробуждение".

В 1929-1930 годах Голсуорси публикует сборник рассказов "На форсайтской бирже", а в предисловии указывает, что без прочтения "Саги" смысл будет не ясен.

Несколько раз романы экранизировались. Одной из лучших работ является телевизионный фильм ВВС (1967), после которого имя Джона Голсуорси снова стало на слуху.

Голливудская версия 1949 года была создана компанией "Метро Голдвин Майер".

«Голсуорси - философ и поэт, поэт-мистик, и кроме того чрезвычайно убедительный и систематичный из реалистов.

Я пишу эти слова не для того, чтобы определить его в какую либо категорию. Я не думаю о его манере экспрессии, но о его искусстве, разнообразном в зависимости от его точки зрения, которая, как у всех великих артистов, выражена желанием поймать и отобразить факт. Не факт видимый простым взглядом, а духовную сущность, таинство не дающее покоя артисту, сила идеи, интуитивное понимание того, что находится под видимой оболочкой существа или вещи, понимание, которое они пытаются донести до нас, по своему интерпретируя то, что видят...»

Джон Голсуорси (англ. John Galsworthy), английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах». Родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей, Англия). Отец Джон Голсуорси-старший был городским жителем, чья семья быстро поднималась по социальной лестнице. Он возглавлял юридическую контору, имевшую в городе несколько филиалов. Женитьба на пятом десятке в 1862 году на Бланш Бейли Бартлет – двадцатипятилетней девушке из семьи с хорошими связями – еще более упрочила его положение в обществе. Бланш была дочерью Чарлза Бартлета, мирового судьи, весьма уважаемого в Вустершире. Бланш никогда не забывала, что вышла замуж за человека, занимающего значительно более низкое, чем она сама, положение в обществе, и что род Голсуорси – ничто по сравнению с её собственным. Отец Голсуорси, изображенный позднее в образе старого Джолиона из «Саги о Форсайтах», всегда играл важную роль в жизни своих детей. С детьми его разделяла огромная разница в возрасте, он был глубоким стариком к тому времени, когда дети выросли.

Когда Джону исполнилось девять лет, он навсегда покинул детскую и направился в Борнмут в подготовительную школу Соджин. Летом 1881 года Голсуорси перевели из Соджина в Хэрроу. Внешне Голсуорси был обыкновенным школьником, не очень прилежным в учебе, но добившимся больших успехов на спортивном поприще. В выпускном классе он был и старостой класса, и старостой Мортон-Хауза. По воспоминаниям бывшего директора Хэрроу доктора Дж. Е. Уэллдона «Он был спокойным, скромным, непритязательным мальчиком... держался строго и с достоинством, делал неплохие успехи и в учёбе, и в других сферах школьной жизни; однако в нем не было того многообещающего начала, по которому можно было бы угадать его блестящее будущее». С 29 сентября 1886 года изучал право в Нью-колледже Оксфордского университета. Там же весьма активно увлекся скачками и картами. От этого увлечения позже страдает Джолион-младший в рассказе «A Sad Affair». В Оксфорде он стал членом драматического общества Оксфордского университета, написал пьесу «Gooddirore» – пародию на оперу «Раддигор, или Проклятие ведьмы» («Ruddigore») Гилберта и Салливена – и сам играл в ней роль Спунера, эксцентричного преподавателя. В 1889 году он закончил университет, получив степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру.

К началу лета 1892 года Джон Голсуорси-старший принял решение отправить старшего сына за границу чтобы Джон-младший лучше изучил мореходное право. Голсуорси планировал отправится в Австралию, затем в Новую Зеландию и южные моря, где на островах Самоа рассчитывал встретиться с Робертом Льюисом Стивенсоном, будучи страстными почитателем творчества писателя. В Сиднее он он отказался от своего первоначального плана плыть на Самоа и вместо этого отправился в Новую Каледонию, на острова Фиджи. Затем на Нумеа – острове в Южном море, где было поселение французских каторжан, которые произвели огромное впечатление на Джона, использовавшего затем некоторые из услышанных от них историй в книгах. Это была, наверное, первая встреча Голсуорси с человеческими существами, томящимися в неволе. Именно здесь была подорвана сама основа «форсайтского» самодовольства, что позже заставит его посетить тюрьму в Дартмуре, чтобы самому познакомиться с условиями в ней, заставит написать «Правосудие» и в конце концов начать кампанию борьбы за улучшение условий жизни заключенных, и особенно против ужасающей бесчеловечности одиночного заключения. С острова Нумеа он продолжил свой путь в Левуку, затем проследовал в Ба. В Окленде в Новой Зеландии он решил вернуться в Англию на борту клиппера «Торренс» чтобы успеть на свадьбу сестры. Это путешествие имело для Голсуорси далеко идущие последствия: во время него он приобрел нового друга. Это был Джозеф Конрад, с которым они пробыли в море пятьдесят шесть дней. Всю свою жизнь Голсуорси оставался страстным путешественником, в 1894 году он побывал и в России. Из поездки Джон вернулся домой с полным отсутствием желания работать в адвокатуре. Он писал в Крейг-Лодже в Шотландии »...Как бы я хотел обладать талантом – я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь – быть писателем, если только писательство не самоцель, а способ выражать свои мысли; но если ты похож на мелкий пересохший пруд, в котором нет животворной холодной воды, а в глубине не водятся причудливые, но красивые существа, какой смысл писать?...» Неясные желания Голсуорси сформировались в одно мгновение за которое переменилась вся его жизнь. Это была встреча на Пасху 1895 года на Северном вокзале в Париже, где он провожал Аду Пирсон и ее мать. Ада тогда сказала: «Почему вы не пишете? Вы же для этого созданы»

Голсуорси много читал, предпочитая произведения Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого, и Флобера прежде чем в 28 лет стать писателем. Свою первую книгу «From the Four Winds» (Под четырьмя ветрами) опубликовал в 1897 под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn) и оставил юриспруденцию. За сборником рассказов последовали романы «Джослин» (1899), «Вилла Рубейн» (1900) и сборник «Человек из Девона» (1901), позже переизданный под настоящим именем автора.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила Голсуорси на роман «Собственник» (The Man of Property), который был закончен в 1906 году и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».

С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» (1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество. В романах «Собственник», «Усадьба» (1907), «Братство» (1909) и «Патриций» (1911) сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.

Особенно восхищались творчеством Голсуорси в Америке. Когда в 1916 г. стало известно, что он закончил роман «Сильнее смерти» (1917), редакция американского журнала «Космополитен» немедленно прислала ему чек за право на серийное издание «с благодарностью за превосходное качество произведения». Впрочем, сам писатель отнюдь не питал иллюзий относительно художественной ценности своего романа и в 1923 г. выпустил его в переработанном виде. И тем не менее начиная с 1917 г. и по 1938 г. роман «Сильнее смерти» переиздавался 15 раз.

Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Наиболее известны «Серебряная коробка» (1906), «Схватка» (1909), «Правосудие» (1910), «The Pigeon» (1910), «Беглая» (1913), «Толпа» (1914) и «Без перчаток» (1920). Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: жестокое обращение с животными, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом.

К началу первой мировой войны он был очень обеспокоен и подавлен. «4 августа 1914. Мы тоже втянуты в войну... Ужас накатывает волнами, и счастье покинуло нас. Я не могу сохранять спокойствие и не могу работать.». Помимо нравственных мучений, вызванных постоянно ухудшавшейся политической обстановкой, у Голсуорси появились и семейные проблемы: 77-летняя мать Бланш Голсуорси скончалась 6 мая 1915 года. Очень плохо обстояли дела у зятя Голсуорси, художника Георга Саутера, который официально был признан принадлежащим к вражеской нации и таким образом подпадал под закон об интернировании иностранцев, проживающих в Англии. Решение своих сомнений Голсуорси видит в том, чтобы работать с удвоенной энергией и решимостью. Отныне все деньги, заработанные литературой, он отдает на военные нужды; он не без оснований полагает, что таким образом принесёт больше пользы, чем своим участием в военных действиях. Опубликованный в августе 1915 года роман «Фриленды» не принес его автору большого успеха. Эту книгу считают самой «асоциальной» из всех книг Голсуорси. В опубликованном в 1916 году сборнике эссе «Sheaf» его мысль перескакивает от темы к теме, вплоть до заключительного абзаца, в котором раскрывается истинная причина всех его печалей - войне: «Это великое поражение всех утопистов, мечтателей, поэтов, философов, гуманистов, борцов за мир и поклонников искусства – человечество выбросило их со всеми их пожитками, их время миновало». В Ноябре 1916 года уехал во Францию, где делал массаж раненым французским солдатам. К 21 ноября у него установился определённый распорядок дня, начинавшийся с завтрака в 8.15, затем следовала серия из трех массажей и одного занятия по системе Мюллера. Последние массажи он делал в десять часов вечера. Сохранилась фотография, на которой запечатлены Джон с Адой среди нескольких французов, – Джон одет в форму офицера британской армии. Работа не ограничивалась лишь массажем, он принимали живое участие в судьбе пациентов – французских солдат, а рассказ «Обломки» (Flotsam and Jetsam) является ярким и сочувственным описанием историй двух из их подопечных. Обретённый в госпитале опыт усилил его интерес к проблемам демобилизованных по ранению. Что ждёт их в будущем, смогут ли они обучиться чему-нибудь и приспособиться к жизни в послевоенном мире? Или же существует опасность, что страна, которой они служили, забудет о них сразу же, как только наступит мир? В 1917 году Джон отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. Джон Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве.

Вернувшись в Англию, Голсуорси немедленно взялся за перо, приступив к работе над повестью под названием «Последнее лето Форсайта». 25 июля 1918 года вышел в свет сборник «Пять рассказов»; это была качественно более высокая ступень по сравнению с романами «Сильнее смерти» и «Путь святого». «Цвет яблони» и «Последнее лето Форсайта» по праву могли занять место рядом с лучшими произведениями Голсуорси, и их автор сознавал это. Новый сборник имел весьма красноречивый подзаголовок «Жизнь заказывает музыку, а мы под неё танцуем». В августе он приступил к работе над второй частью «Саги о Форсайтах». Он напишет «Идея сделать «Собственника» первой частью трилогии и соединить со второй частью интерлюдией «Последнее лето Форсайта» и еще небольшой вставкой пришла мне в голову в субботу 28 июля, и в тот же день я принялся за работу. Благодаря этому замыслу, если мне удастся его воплотить, объем «Саги» будет около полумиллиона слов, а сам роман станет наиболее долговечным и серьезным произведением, принадлежащим нашему поколению. Ибо, если я смогу это сделать, он будет более связной книгой, чем сентиментальная трилогия N. Но смогу ли я довести дело до конца?». Когда в 1922 г. трилогия «Сага о Форсайтах» вышла одновременно в Лондоне и Нью-Йорке, читатели книгу просто-таки расхватывали. За короткий промежуток времени количество экземпляров «Саги», распроданных по обе стороны Атлантики, достигло шестизначного числа.

За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна» (1924), роман «Серебряная ложка» (1926) и «Лебединая песнь» (1928). «Серебряная ложка» также стал бестселлером как в Англии, так и в Америке, хотя критика встретила его не очень-то одобрительно. «Современная комедия» - была закончена Голсуорси в 1929 г., к этому времени первая трилогия - «Сага о Форсайтах» - была переиздана уже 21 раз только в англоязычных странах.

Последняя из трилогий Голсуорси «Конец главы» – романы «Девушка ждёт» (1931), «Пустыня в цвету» (1932) и «Через реку» (1933), повествует о следующем поколении британского высшего общества.

В 1919 году он стал председателем английского отделения международной организации либеральных писателей - «Пенклуба». Основной задачей своей общественной деятельности он считал объединение писателей против угрозы войны.

В 1927 году Джон Голсуорси издал сборник своих выступлений, эссе, критических исследований, воспоминаний и медитаций «Испанские замки» (Castles in Spain and other stories, 1927), содержащий серию признаний писателя и пояснений к его произведениям, а также раскрывающий тайны его творческой лаборатории.

Популярность творчества Джона Голсуорси и его романа «Сильнее смерти» (1917) была в первой трети XX в. настолько велика, что роман в 1927 году перевели на русский язык, а в 1929 году в Ленинграде вышло собрание сочинений английского писателя в 12-ти томах.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Голсуорси создал внушительный объём литературной продукции, куда входят 20 романов, 30 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 повестей и рассказов, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

В 1929 году Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», в 1931 Принстонский университет присвоил писателю почетное ученое звание, а в 1932 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».» Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

31 января 1933 у Голсуорси вдруг резко стала подниматься температура, утром она достигла 107 градусов (выше 41 градуса по Цельсию). Ему сделали укол морфия, и он впал в кому. Джон Голсуорси скончался в 9 часов 15 минут после агонии.

3 февраля Джона Голсуорси кремировали в Уокинге, а 9 февраля состоялась траурная церемония в Вестминстерском аббатстве, хотя его настоятель доктор Фоксли Норрис отказал У. В. Льюкасу и обществу писателей в их просьбе похоронить Голсуорси в аббатстве.

25 марта, в соответствии с волей покойного, его прах был развеян его племянником Рудольфом Саутером в горах, окружавших Бери. Наконец этот человек обрел свободу, а его прах упокоился на тех холмах и в тех краях, которые он так любил.

Развейте мой прах!

Гнить не хочу в могиле,

Когда придет мой черед.

Прах мой, как горстку пыли,

Пусть ветер себе берет!

Развейте мой прах!

Фантастическая сторона мечтателя-Голсуорси мало знакома русскому читателю. В основном она выражена поэзией, не переведённой на русский язык. Это - морская нимфа в мантии морской воды разговаривающая с Пaном («Rhyme of the Land and Sea»), спешащая на помощь душа Фрэнсиса Дрэйка («Drake"s Spirit»), нoворожденная Венера («Birth of Venus»), горящие глаза уличных ламп («Street Lamps»), развратница-луна («Moon at dawn») и другие.

Первый мистический рассказ автора «The Doldrums» опубликован в 1897 году. В нём молодой Рэймонд видит привидение корабельного доктора. Душа предстаёт перед ним на палубе корабля, с запрокинутой головой и вскинутыми вверх руками, с ужасным «мертвым лицом живого человека». В аллегорической пьесе «The Little Dream» (1911) Гора Великий Рог зовёт к себе молодую трактирщицу Силчен, с ней также разговаривают другие горы и цветы. В 1912 году Госуорси объяснял важность символизма этого произведения следующими словами: «В моей пьесе маленькая душа (Силчен) переходит из этого мира конфликтов на путь неизвестного, загадочного и вечного умиротворения или Гармонии...». Затем он опубликовал историю «Голос свыше» - история о бразильской красавице, чья человеческая природа ставится под сомнение, и о «голосе», который не мог быть ничем другим кроме как голосом Бога. Рассказы Голсуорси печатались в жанровых антологиях «The World"s 100 Best Short Stories: Vol. 9, Ghosts», «And the Darkness Falls», «The Lucifer Society: Macabre Tales by Great Modern Writers», «Classic Tales of Horror», «Greasepaint and Ghosts».

Стихотворение Голсуорси «Могила в торфянике» было навеяно могилой Китти Джей – одной из достопримечательностей Дартмура, которая и поныне всегда усыпана цветами. Легенда о Джей – это история покончившей с собой из-за любви девушки, которую запретили хоронить на освященной земле, и которая порой возвращается на свою могилу прекрасным призраком:

Меня схоронили здесь... И при свете дня

Я буду здесь лежать, и при свете звезд.

Меня схоронили здесь, и не для меня,

Убитой любовью, – надгробие и погост.

Меня схоронили здесь... Поросла травой

Могила на пустоши. Лишь порой в тишине

Копыта коня простучат над моей головой.

Я в Судный день не воскресну, но спится спокойно мне.

Повесть «Цвет яблони» также навеяна историей Китти Джей.

Загадка смерти завораживала писателя, он возвращался к ней неоднократно. В последней своей пьесе «The Roof» медсестра рассказывает о смерти одной старушки, чьё лицо перед смертью было «...потемневшем и запавшем». Вдруг оно просветлело, она еле заметно сладко улыбнулась, и отошла. Почему - почему бы она улыбалась если перед ней ничего не открылось?».

Голсуорси также интересовался психологией ужасов. Описание страха данное в романе «Тёмный цветок» было настолько удачно, что теперь оно входит, как пример, в толкование слов «Жуть» (Uncanny) и «Сверхъестественный»(Unearthly) во многие англоязычные словари и энциклопедии.

Писатель верил в космический порядок вещей который он называл принципом множества слоев, оборачивающих друг друга. Эта точка зрения была выражена в предисловии к сборнику «Гостиница Успокоения» в издании 1923 года: «Мне осталось только приемлить то, чему суждено быть. Из таинства мы приходим, и в таинство возвращаемся... бесконечный мир - это всё что мне дано».

В «Лебединой песне» Голсуорси даёт своё определение человеческой жизни: «Что за мир! Какая работа Вечного Начала! А когда умрешь, как «старик», ляжешь на покой под дикой яблоней - что же, это только минутный отдых Начала в твоем затихшем теле. Нет, даже не отдых - это опять движение в таинственном ритме, который зовется жизнью! Кто остановит это движение, кто захотел бы его остановить? И если один слабый стяжатель, как этот бедный старик, попробует и на мгновение это ему удастся, - только лишний раз мигнут звезды, когда его не станет. Иметь и сохранить - да разве это бывает!»

Крупнейший английский писатель, драматург и поэт Джон Голсуорси при жизни был удостоен всех мыслимых литературных наград XX века, включая Нобелевскую премию, а также почетных степеней десятка лучших университетов Англии и Шотландии. Сам писатель считал, что лучший путь к сердцу читателя - "представлять жизнь такой, какой ее видишь, со всей искренностью и совершенством, на какие способен". Голсуорси пришлось пройти долгий путь самосовершенствования и познания жизни, чтобы прийти к этой внешне незамысловатой формуле и стать вровень с лучшими английскими романистами.

Джон Голсуорси родился в городке Куме (графство Суррей) в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, преуспевающего юриста, он получил образование в аристократическом колледже Харроу и Оксфордском университете.

И в колледже, и в университете Джон был примерным студентом. По воспоминаниям одного из его одноклассников, в Харроу Голсуорси не отличался особым свободомыслием. Он четко следовал кодексу чести воспитанника английской закрытой школы. В Оксфорде, по отзывам знавших его, Голсуорси был "спортсменом и джентльменом", придававшим большое значение безукоризненности в одежде.

Став в 1890 г. адвокатом, Джон Голсуорси так и не занялся юридической практикой. "Спортсмен и джентльмен" предпочитал путешествовать (он совершил кругосветное путешествие для углубления знаний в морском праве) и читать, причем не только специальную литературу. Решение стать писателем пришло к нему относительно поздно - в 28 лет. Оно возникло под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Джона начали складываться романтические отношения. В 1897 г. Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпускает книгу - сборник рассказов "Четыре ветра".

Дебют был успешным, и через год появляется первый роман писателя "Джосклин", второй - "Вилла Рубейн" - вышел в 1900 г. А еще через год печатается сборник рассказов, где впервые было упоминание о семье Форсайтов, которую он увековечит в книгах более позднего периода. Первый роман, который Голсуорси выпустил под своим настоящим именем в 1904 г., назывался "Остров фарисеев". Над ним писатель трудился в течение трех лет, тщательно шлифуя каждую главу.

После смерти отца в 1904 г. Голсуорси получил неплохое состояние, что обеспечило ему материальную независимость. Ада переехала к нему, через год закончился ее бракоразводный процесс, и молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, не таясь, после девяти лет резкого порицания и осуждения со стороны родных и друзей, вдохновила Голсуорси на роман "Собственник", который был закончен в 1906 г. В нем на примере Сомса и Ирэн Форсайт описан неудачный брак Ады. Этот роман - вершина творчества Голсуорси. Он стал первым томом трилогии "Саги о Форсайтах".

Прототипы героев писатель нашел в собственной семье. На семейной фотографии клана Голсуорси можно легко узнать многих действующих лиц саги. Строгое выражение их лиц, плотно сжатые губы говорят о том, что они чувствуют себя хранителями вековых устоев не только семьи, но и государства. Голсуорси, ломая себя, преодолевая свою "буржуазность", сумел посмотреть на Форсайтов, столь схожих с его семьей, как бы со стороны, непредвзято. В одном из писем он признается: "мною руководит ненависть к форсайтизму". Вероятно, это была ненависть и к некоторым чертам форсайтизма в самом себе, что и являлось одним из главных источников художественной силы писателя.

К Форсайтам писатель не возвращался вплоть до конца Первой мировой войны. Но за это время с 1907 по 1911 гг. он написал еще три романа: "Усадьба", "Братство" и "Патриция".

Как драматург Голсуорси серьезно заявил о себе пьесой "Серебряная шкатулка", поставленной на сцене в 1906 г. А две следующие его пьесы "Борьба" и "Справедливость", где разоблачались социальные злоупотребления, сделали его известным драматургом. Кстати, пьесой "Справедливость", в которой осуждается практика одиночного заключения, заинтересовался Уильям Черчилль и даже заявил о том, что она оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Активно занимаясь общественной деятельностью, Голсуорси тратил половину своих доходов на благотворительность, выступая за социальные реформы, агитируя за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Уже смертельно больной писатель распорядился, чтобы его Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу - международной писательской организации, которую Голсуорси организовал в октябре 1921 т. И в то же время, Голсуорси отказался в 1917 г. от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны.

В 1919 г. писатель вновь вернулся к семье Форсайтов, выходит вторая часть трилогии саги "В петле", а в следующем году третья - "Сдается внаем". Однотомник "Сага о Форсайтах", изданный в 1922 г., имел колоссальный успех. Голсуорси становится ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную "Современная комедия", писатель закончил в 1928 г. Тогда же он. начал работу и над своей последней трилогией. Делясь своими планами, он писал своему другу французскому писателю Андре Шеврийону: "Я начал писать о другой семье, Чаруэллах, представляющих более старый тип семьи, с большим чувством традиций и долга, чем Форсайты. Я уже окончил один роман и надеюсь, если повезет, написать о них трилогию. Это "напластование" служивых людей, которому уделяется недостаточно внимания и которое всё еще существует в Англии".

Трилогия "Конец главы", куда вошли романы "Девушка ждет", "Пустыня в цвету", "На другой берег", была издана Адой Голсуорси в 1933 г. уже после смерти писателя.

В 1929 г. Голсуорси был награжден британским орденом "За заслуги", а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе "за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах". Как отмечал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг: "Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь".

Голсуорси был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. 31 января 1933 г., меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии, писатель скончался.

После смерти Голсуорси общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке Поэтов Вестминстерского аббатства, где покоятся литературные знаменитости. Настоятель аббатства не счел возможным поддержать это ходатайство - так напоследок церковь свела счеты с непримиримым противником религии. И тогда было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное им в стихотворении "Развейте мой прах!" - на вершине холма, вдали от проезжей дороги, был развеян прах одного из достойнейших людей своего времени.

Джон Голсуорси

Роман Джона Голсуорси «Сага о Форсайтах» английская критика назвала самым выдающимся произведением английской литературы XX века и самым английским романом своего времени.

Голсуорси же считал форсайтовские хроники своим паспортом к берегам вечности. Но это был паспорт не только для него, но и для его жены и его музы - Ады Голсуорси.

Свой роман писатель посвятил Аде. «Без ее воодушевления, сочувствия и критики я не стал бы даже таким писателем, какой я есть», - писал Голсуорси. Ада «подарила» ему и историю своей жизни, которую он описывал много раз, в том числе и в «Саге о Форсайтах».

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года, и в семейной родословной значился как Джон Голсуорси IV. Его отец любил искусство, литературу, зачитывался Диккенсом, Теккереем, обожал Тургенева. Внук фермера, он сумел стать юристом и директором нескольких промышленных компаний, среди которых были и заокеанские. Именно от отца Голсуорси унаследовал писательский дар. До девяти лет Джон учился дома, затем пришла очередь пансиона и привилегированного колледжа Хэрроу. Из Хэрроу дорога вела прямо в Оксфорд.

По окончании университета, Голсуорси с приятелем собрался в заграничный «большой тур». Но отъезд пришлось ненадолго отложить: Джону надо было присутствовать на свадьбе одного из своих бесчисленных кузенов - майора Артура Голсуорси. Невестой майора была Ада Купер, очень привлекательная девушка, великолепная музыкантша, но - бесприданница.

Ада Голсуорси

Семейная жизнь Ады с Артуром Голсуорси оказалась неудачной. Да и что можно было ждать от брака, который для Ады был лишь попыткой убежать от постылой жизни?

Детство и юность Ады были совсем непохожи на детство и юность Джона. Ада была нежеланным и нелюбимым ребенком. Даже имя, данное ей матерью, говорит о том, что ребенок был для нее тяжелой ношей. Она назвала свою дочь Ада Немезида. А Немезида, как известно, была богиней мести. Жестокая Немезида не раз заявляла свои права на Аду в течение всей ее жизни. Ада сопротивлялась ей, как умела…

В 1866 году Аду удочерил доктор Купер. Чтобы скрыть, что она незаконнорожденная, Ада стала называть годом своего рождения этот год, хотя на самом деле она родилась в 1864-м. Умирая, доктор Купер составил завещание, в котором поручил опекунам заботиться об образовании Ады. Она занималась музыкой, танцами, училась петь, рисовать…

После завершения образования начались путешествия Ады с матерью по стране в поисках мужа. За 4 года они объехали 74 города… Брак с Артуром Голсуорси показался несчастной Аде хорошим выходом из положения. Но она ошиблась…

«Почему вы не пишете? Вы созданы для этого»

Вернувшись из «большого тура», Джон Голсуорси познакомился с Адой ближе. А когда он понял, что прекрасная Ада несчастлива в браке, преисполнился сочувствием к ней.

Голсуорси вел жизнь молодого состоятельного джентльмена: давал обеды, ездил с визитами, охотился… Однако такая жизнь стала тяготить его. В это же время Джон изучал юриспруденцию, но его все больше одолевали сомнения в правильности выбранного пути. «Вгрызаться в какую-нибудь специальность для того, чтобы делать деньги - мерзкая скука… Как бы я хотел обладать талантом, я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь - быть писателем», - сетовал он в одном из писем. Его мучила неуверенность в себе. Вот тут-то Ада и сказала то решительное, то единственное слово, которое ему нужно было услышать.

Поворотный момент в их отношениях - встреча на Северном вокзале в Париже. Ада спросила молодого юриста: «Почему вы не пишете? Вы созданы для этого». Эти слова определили дальнейшую судьбу Голсуорси, а Ада навеки вошла в его жизнь: ей суждено было стать его секретарем, его музой, его товарищем…

Голсуорси покинул родительский кров и поселился в маленькой съемной квартире. Отец, хотя и был разочарован выбором сына, все же выделил ему небольшое, но достаточное содержание. К тому же потребности Голсуорси были невелики: скромная обстановка, собственный выезд (экипаж с лошадью), одевался он с изысканной небрежностью, которая тогда была в моде.

Ада обладала призванием поощрять таланты. Не только Голсуорси нашел в ней понимание: за свою жизнь она поддержала нескольких писателей. Вот как сама Ада оценила свое, согласимся, редкое качество: «Я думаю, это мое предназначение - быть кому-то полезной, и это очень важно для меня».

Ада сразу поверила, что Джон станет великим писателем. Его слабые литературные попытки ее ничуть не смущали. Она была первой слушательницей пока неумелых и многословных рассказов Голсуорси, и это еще больше сблизило их. Ада теперь - его вдохновительница: она умела пробуждать в нем жажду творчества.

Так он начал свой путь рядом с Адой.

10 лет ожидания

Пройдет долгих десять лет, прежде чем они смогут пожениться. Десять лет тайны и мучительной жизни врозь. Их любовь долго была омрачена сознанием невозможности «переделать» судьбу. «В жизни нет ничего более трагичного», - скажет позже автор «Саги».

В 1902 году Ада поселилась отдельно от мужа, в двух минутах ходьбы от Голсуорси, но вместе они жили только за границей. Их положение облегчало то, что у них были одинаковые фамилии.

Ада и Джон много путешествовали. Италия, Франция… Утренние часы посвящали работе: он писал, она начисто перепечатывала текст. Днем бродили по окрестностям, подолгу сидели на верандах и деревянных балконах нормандских сельских гостиниц, пили кофе и ели булочки с медом. Счастливое время! В эти же годы в их жизнь вошла музыка: Голсуорси писал, а Ада играла в соседней комнате на рояле. До конца дней Джон сохранил эту привычку - работать под музыку Ады.

В 1904 году умер отец Голсуорси. Его смерть потрясла Джона. Горе было так велико, что он две недели не мог никого видеть, даже Аду.

При жизни отца Джон не хотел расстраивать его бракоразводным процессом и женитьбой на разведенной женщине. Но «викторианец» умер, и теперь Джон и Ада могли бросить вызов условностям. Они уехали на несколько дней в деревню, потом отправились в Италию, где открыто жили полгода, чтобы майор Голсуорси понял, что развода не избежать. Вернувшись из Италии, они узнали, что бракоразводный процесс в разгаре.

Дом, где жил Голсуорси

Голсуорси был уверен, что двери светских гостиных теперь для него закрыты. «Я отошел от всех дел, вышел из клубов и т.д. У меня наконец-то будет время и ничем не отягощенный ум, чтобы писать».

Они поженились 23 сентября 1905 года - в первый день свободы. Наконец-то все трудности позади и их ждет безоблачное счастье… Однако 10 лет тайны и 8 месяцев, проведенные вместе за границей, давали основания думать, что трудности будут.

Ада предала забвению все, что было с ней до второго замужества. Неожиданно вырезала из дневника первые страницы. И начала отсчет жизни заново - с 1905 года.

Долгожданный брак не принес счастья

Ада была предана Джону и его работе. Конечно, это замечательно, но… Но иногда ее чрезмерная опека угнетала Голсуорси. Она не отпускала его ни на минуту. Не обладая ни его кругозором, ни достаточным благородством, Ада не желала позволить его душе блуждать в тех сферах, которые ей самой были недоступны. Зная, что Джон совершенно не эгоистичен и готов на все ради близкого человека, беспокойная Ада нещадно эксплуатировала эти качества мужа.

Аду нужно было защищать от трудностей и неприятностей, оберегать от волнений, баловать, как ребенка, уступать во всем. Даже игры они выбирали такие, где она могла победить. Необходимо было поддерживать в ней чувство уверенности в себе, окружать ее любовью и заботой, которыми она была обделена до встречи с Голсуорси.

При этом Ада вовсе не была хрупким созданием и не напоминала южный цветок: пахнёт холодом - и нет его. И она совсем не была похожа на Ирэн Форсайт - символ страдающей красоты. Ада - женщина с римским профилем, узкой полоской губ, иногда тронутых чуть заметной улыбкой. У нее королевская осанка и величественные движения. Сохранилось множество портретов Ады: Ада на коне, Ада кормит кошку, Ада в охотничьем костюме - сапогах и бриджах.

Одна из ее приятельниц вспоминала: «Никогда не видела более мускулистой женщины». Ничего удивительного. Часто жаловавшаяся на здоровье и страдавшая от ревматизма Ада была отменной спортсменкой: отлично ездила верхом, метко стреляла, хорошо играла в крикет и просто отлично - в бильярд.

Холодность и строгость Ады способствовали сдержанности Голсуорси. Один из читателей «Саги о Форсайтах» решил, что писатель неодобрительно относится к чувственной стороне любви, приводя в пример Сомса и Ирэн. На это Голсуорси ответил так: «Меня скорее можно упрекнуть в обратном, но надо отличать проявление взаимного чувства от того, которое удовлетворяется вопреки желанию другого. Это не одно и то же. С годами, пройдя через некоторые испытания, вы узнаете, что большинство женщин, созданных для любви, гораздо менее других приспособлены терпеть подобное посягательство на чувственную сторону их натуры, ибо с этим связано для них сильнейшее ощущение духовной деградации». Эти слова, конечно, относятся к Аде.

Трагедия Ады в том, что она, не задумываясь, требовала от Джона все большего внимания, пока его самопожертвование не стало полным. И писатель, которого она сначала поддерживала своей верой и воодушевлением, оказался всецело в оковах их брака.
Ада и Джон жили вместе, вместе добились успеха - он стал знаменитостью. Ада счастлива: ведь Джон - смысл ее жизни. Но Голсуорси становилось тесно в «пеленах благополучия», которыми она старалась укутать его, не отпуская от себя ни на минуту. Ему трудно совместить любовь к Аде и к литературе: чтобы развиваться как писатель, он должен был стать совершенно независимым, даже от любимой Ады.

Что же он предпочел? «Из всех дорог, которые мы выбираем, - писал Голсуорси, - единственно достойной считаю путь мужества и доброты».

Вторая любовь Джона Голсуорси

Когда Голсуорси было 44 года, он встретил девятнадцатилетнюю танцовщицу и хореографа Маргарет Моррис, которая принимала участие в одной из постановок его пьесы. Она влюбилась в него сразу. «Видеть его - значит любить его, он такой добрый, деликатный, у него такая чарующая улыбка».

Голсуорси не сразу понял, что тоже влюблен. Надо сказать, что роман Голсуорси и Маргарет Моррис - это самый невин­ный роман, какой только можно себе представить. Но для Ады - это страшная трагедия. Немезида настигла ее опять: Джон, единственный человек, кому она доверяла, человек, давший ей защиту и положение, собирался отвергнуть ее. А для него и выбора не было: он не мог видеть мучений жены.

Голсуорси пишет Маргарет: «Ни вы, ни я не сможем построить счастье на чужих страданиях и болезни». Между ними пока сохраняется переписка, но и ей скоро был положен конец: «Аде не будет лучше, пока между нами все не будет кончено. Забудьте и простите меня ».

По воспоминаниям племянника Голсуорси, который много лет жил в его семье, брак Ады и Джона после его «измены» святому доверию между ними продолжал существовать, но чувственной любви между ними уже не было. Более того, Голсуорси стал еще более зависеть от Ады - теперь без нее он уже не мог работать.

Из дневника Ады: «Джек пишет, я же бездельничаю: или печатаю, или пытаюсь играть на моем любимом маленьком «Бехштейне», который доставляет нам такую радость».

В 1932 году Голсуорси присудили Нобелевскую премию. Но поехать в Стокгольм он не смог - из-за болезни, которая оказалась смертельной.

Ада долго не могла поверить, что Джон умирает. Кто же будет о ней заботиться? (Опять вмешалась Немезида?)

Умирал он мучительно, но боль переносил стоически: «Мне слишком хорошо жилось: Ада, деньги, дома, награды, путешествия, успех…»

31 января 1933 года Джона Голсуорси не стало. Его прах был развеян на вершине Бери-Хилла, «под четырьмя ветрами».

Два рукописных стихотворения, посвященных Аде, которые были найдены после ее смерти в шкатулке для драгоценностей, являются единственными письменными свидетельствами любви Джона и Ады Голсуорси.